Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Основной задачей территориального развития Республики Бурятия является сокращение диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Для решения поставленных задач предусматривается разработка:
схемы территориального планирования Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия;
программы размещения производительных сил Республики Бурятия, включающие в себя схемы развития и размещения крупных производственных мощностей и инфраструктуру, обеспечивающую их функционирование.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на семь макрорайонов (Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский и Северный), сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Анализ показывает, что для всех выделенных макрорайонов характерно наличие муниципальных образований как с достаточно высоким уровнем экономического развития, так и значительно отстающих от среднереспубликанских показателей.
Четыре макрорайона из семи формируют промышленное производство в Республике Бурятия. На Центральный макрорайон приходится почти 80% объема промышленного производства, на Прибайкальский - 8,8%, Юго-Восточный - 5,6% и Северный - 3,5%.
На территории этих же макрорайонов, за исключением Северного, производится основной объем сельскохозяйственного производства: Центральный формирует 16,2% продукции сельского хозяйства, Прибайкальский - 18,1%, Юго-Восточный - 31,6%; в совокупности - 66%.
Более высокий экономический потенциал названных макрорайонов обусловливает их лидерство в привлечении инвестиций: Центральный - 73,6%, Прибайкальский - 10,1%, Юго-Восточный - 8,6% в общем объеме капитальных вложений.
В этих макрорайонах проживает и основное население Республики Бурятия - 80% от всей численности.
Два макрорайона имеют чисто сельскохозяйственную специализацию - Северо-Восточный (12,2%), Южный (14%). Место Юго-Западного макрорайона в экономике Республики Бурятия незначительно.
Таким образом, основной экономический потенциал локализован преимущественно в средней части Республики Бурятия и оказывает слабое воздействие на более отдаленные территории.
Сложившаяся специализация макрорайонов обусловливает вклад территорий в бюджетную систему Республики Бурятия.
Центральный макрорайон преимущественно за счет г. Улан-Удэ, а также крупных муниципальных районов - Селенгинского и Заиграевского формирует 76,6% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия. При этом доля Центрального макрорайона с 2003 года возросла на 10,3%.
На втором месте находится Северный макрорайон, обеспечивающий 8% налоговых поступлений. Эта доля сократилась с 2003 года на 5,3%. Остальные пять макрорайонов обеспечивают вклад в диапазоне от 2,2% до 5,7%.
Дифференциация экономического потенциала территорий определяет различия в уровнях налоговых доходов, приходящихся на душу населения: от 1 400 рублей в Иволгинском районе Центрального макрорайона до 27,0 тыс. рублей в Муйском районе и в городе Северобайкальск Северного макрорайона (за 2005 год). При этом наиболее низкий уровень наблюдается в муниципальных районах с высокой долей в экономике территории сельского хозяйства.
Наиболее высокий уровень подушевых налоговых доходов приходится на районы с высоким уровнем развития обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, в сфере транспорта и услуг, что обусловливает наличие дополнительных возможностей для территорий по привлечению инвестиций, увеличению денежных доходов населения и развитию потребительского рынка.
Таким образом, существуют серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии территорий Республики Бурятия, ярко проявляющиеся в значительной дифференциации налогового и бюджетного потенциала муниципальных образований.
Результатом этого являются значительные отличия в уровне жизни населения, проживающего на территории муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия.
В этих условиях необходимо создание концепции расселения на территории Республики Бурятия, которая будет опираться на места концентрации населения как на существующих традиционных точках размещения, так и на запланированных к развитию территориях с учетом производственных мощностей. В концепции должен быть рассмотрен вариант укрупнения территорий поселений за счет объединения соседствующих поселений с различными территориальными потенциалами и выравнивания таким образом потенциалов этих поселений, кроме этого может рассматриваться вариант создания условий для выравнивания потенциалов поселений путем размещения их на территориях новых мест приложения труда, способных в перспективе существенно повысить возможности данной территории в их конкурентном развитии. Основными рекомендациями по выбору стратегических вариантов территориального развития являются природные, исторические и географические особенности местностей, а также конкурентные преимущества. На первом этапе основным стратегическим вариантом территориального развития будет являться экономическая специализация, которая является отправной точкой для территориального развития.
Для реализации целей и задач территориального развития Республики Бурятия по созданию сбалансированной пространственно-экономической структуры и сокращению диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия с 2010 года на развитие общественной инфраструктуры муниципальным образованиям предоставляются субсидии за счет средств республиканского бюджета.
Субсидии выделяются муниципальным образованиям на условиях софинансирования мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту объектов:
социальной инфраструктуры (детские сады и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта);
инженерной инфраструктуры (водоснабжение, строительство водозаборных сооружений, объектов жилищного фонда в целях ликвидации ветхого и аварийного жилья, обеспечение приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов);
транспортной инфраструктуры (строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения и сооружений на них).
Доля субсидии муниципальному образованию определяется с учетом обеспеченности конкретного муниципального образования объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.
Основными принципами распределения субсидий являются:
зависимость объема субсидий из республиканского бюджета от уровня развития в муниципальном образовании общественной инфраструктуры, степени изношенности основных фондов и численности населения;
обязательное софинансирование мероприятий, реализуемых за счет субсидии, из местных бюджетов не менее 5%;
самостоятельное распределение предоставленных средств муниципальными образованиями с учетом уровня обеспеченности муниципального образования соответствующими объектами общественной инфраструктуры, наличия ветхих и аварийных объектов, дальнейшая эксплуатация которых связана с повышенным риском для жизни людей, возможности местных бюджетов по обеспечению будущих расходов на эксплуатацию планируемых к финансированию объектов.
Целью внедрения Методики распределения субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Бурятия является достижение нормативной обеспеченности дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, автомобильными дорогами местного значения и др.
При инерционном сценарии развития сохранится преобладающая роль в социально-экономическом развитии Республики Бурятия территорий Центрального, Прибайкальского, Юго-Восточного и Северного макрорайонов и, соответственно, возрастет уровень территориальной дифференциации в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований.
Наиболее перспективная система мер действенной ликвидации социально-экономических диспропорций муниципальных образований в Республике Бурятия будет осуществляться путем развития региональных "точек роста" как центров межтерриториальных социально-производственных комплексов, реализуемых в рамках оптимистичного сценария.
Реализация оптимистичного сценария приведет к изменению специализации ряда макрорайонов и на этой основе к сокращению территориальных диспропорций, существующих в Республике Бурятия.
Новыми видами экономической специализации Северо-Восточного макрорайона станут добыча урановых руд подземным способом, добыча и обогащение свинцово-цинковой и вольфрамово-молибденовой руд, добыча бериллиевой руды. Качественно расширится сельскохозяйственное производство в части мясного животноводства и мясопереработки, пищепереработки в целом.
На территориях Юго-Восточного макрорайона возникнет новая специализация по оказанию транспортно-логистических услуг, расширится добыча каменного угля, получит развитие традиционное мясо-молочное животноводство и растениеводство.
Территории Южного макрорайона будут специализироваться на расширении добычи золота, каменного угля, вольфрамово-молибденовых руд, углублении процессов лесопереработки. В сельском хозяйстве расширится выращивание кормовых культур, а также мясное животноводство. Также макрорайон включится в развитие транспортно-логистического кластера.
На территории Юго-Западного макрорайона укрепится специализация по оказанию туристско-рекреационных услуг.
Виды экономической специализации Северного макрорайона расширятся за счет создания новых энергетических мощностей, развития транспортно-логистических услуг, промышленности строительных материалов.
На территориях Центрального и Прибайкальского макрорайонов расширение видов специализации связано с созданием и развитием транспортно-логистического кластера, инновационных видов экономической деятельности и развитием туристского комплекса, в рамках которого получит развитие индустрия гостеприимства, создание модельных экологических поселений на прибрежных к озеру Байкал землях.
Реализация этих основных направлений и проектов значительно расширит специализацию макрорайонов Республики Бурятия. Это позволит диверсифицировать структуру экономики территорий, увеличить налогооблагаемую базу консолидированного и местных бюджетов и расширить возможности органов местного самоуправления по повышению доходной базы бюджетов муниципальных образований и снижению их зависимости от финансовой помощи вышестоящих уровней бюджетной системы.
Таблица 139
Макрорайоны Республики Бурятия
N |
Макрорайон |
Муниципальные образования |
"Точки роста" |
1 |
Центральный |
г. Улан-Удэ, Иволгинский, Заиграевский и Селенгинский районы |
Азиатский транспортно-логистический комплекс (развитие авиационного сообщения). Создание в г. Улан-Удэ мультимодального транспортно-логистического центра и терминальных комплексов, выполняющих функции логистического распределительного сервисного и делового центра. Развитие инновационного комплекса. Создание комплекса по производству высоко-технологичной продукции на базе особо чистого кварца. Освоение Ошурковского месторождения апатитов в Иволгинском районе |
2 |
Северо-Восточный |
Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский и Хоринский районы |
Восточный производственно-инфраструктурный комплекс (освоение Озерного месторождения полиметаллов в Еравнинском районе, Орекитканского молибденового и Хиагдинского месторождения урана в Баунтовском районе, Ермаковского бериллиевого месторождения в Кижингинском районе). Развитие агропищевого и лесоперерабатывающего производства в Хоринском районе |
3 |
Юго-Восточный |
Бичурский, Кяхтинский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы |
Развитие инфраструктурного комплекса международного автомобильного пункта пропуска в г. Кяхта Кяхтинского района. Развитие агропищевого кластера. Развитие угольной промышленности (ОАО "Разрез Тугнуйский", "Бурятуголь"). Освоение Жарчихинского молибденового месторождения в Тарбагатайском районе |
4 |
Южный |
Джидинский и Закаменский районы |
Развитие агропищевого кластера. Развитие минерально-сырьевого комплекса на основе добычи золота, угля, вольфрама, молибдена. Развитие лесного |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.