Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Основной задачей территориального развития Республики Бурятия является сокращение диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Для решения поставленных задач предусматривается разработка:
схемы территориального планирования Республики Бурятия и муниципальных образований в Республике Бурятия;
программы размещения производительных сил Республики Бурятия, включающие в себя схемы развития и размещения крупных производственных мощностей и инфраструктуру, обеспечивающую их функционирование.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на семь макрорайонов (Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский и Северный), сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Анализ показывает, что для всех выделенных макрорайонов характерно наличие муниципальных образований как с достаточно высоким уровнем экономического развития, так и значительно отстающих от среднереспубликанских показателей.
Четыре макрорайона из семи формируют промышленное производство в Республике Бурятия. На Центральный макрорайон приходится почти 80% объема промышленного производства, на Прибайкальский - 8,8%, Юго-Восточный - 5,6% и Северный - 3,5%.
На территории этих же макрорайонов, за исключением Северного, производится основной объем сельскохозяйственного производства: Центральный формирует 16,2% продукции сельского хозяйства, Прибайкальский - 18,1%, Юго-Восточный - 31,6%; в совокупности - 66%.
Более высокий экономический потенциал названных макрорайонов обусловливает их лидерство в привлечении инвестиций: Центральный - 73,6%, Прибайкальский - 10,1%, Юго-Восточный - 8,6% в общем объеме капитальных вложений.
В этих макрорайонах проживает и основное население Республики Бурятия - 80% от всей численности.
Два макрорайона имеют чисто сельскохозяйственную специализацию - Северо-Восточный (12,2%), Южный (14%). Место Юго-Западного макрорайона в экономике Республики Бурятия незначительно.
Таким образом, основной экономический потенциал локализован преимущественно в средней части Республики Бурятия и оказывает слабое воздействие на более отдаленные территории.
Сложившаяся специализация макрорайонов обусловливает вклад территорий в бюджетную систему Республики Бурятия.
Центральный макрорайон преимущественно за счет г. Улан-Удэ, а также крупных муниципальных районов - Селенгинского и Заиграевского формирует 76,6% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия. При этом доля Центрального макрорайона с 2003 года возросла на 10,3%.
На втором месте находится Северный макрорайон, обеспечивающий 8% налоговых поступлений. Эта доля сократилась с 2003 года на 5,3%. Остальные пять макрорайонов обеспечивают вклад в диапазоне от 2,2% до 5,7%.
Дифференциация экономического потенциала территорий определяет различия в уровнях налоговых доходов, приходящихся на душу населения: от 1 400 рублей в Иволгинском районе Центрального макрорайона до 27,0 тыс. рублей в Муйском районе и в городе Северобайкальск Северного макрорайона (за 2005 год). При этом наиболее низкий уровень наблюдается в муниципальных районах с высокой долей в экономике территории сельского хозяйства.
Наиболее высокий уровень подушевых налоговых доходов приходится на районы с высоким уровнем развития обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, в сфере транспорта и услуг, что обусловливает наличие дополнительных возможностей для территорий по привлечению инвестиций, увеличению денежных доходов населения и развитию потребительского рынка.
Таким образом, существуют серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии территорий Республики Бурятия, ярко проявляющиеся в значительной дифференциации налогового и бюджетного потенциала муниципальных образований.
Результатом этого являются значительные отличия в уровне жизни населения, проживающего на территории муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия.
В этих условиях необходимо создание концепции расселения на территории Республики Бурятия, которая будет опираться на места концентрации населения как на существующих традиционных точках размещения, так и на запланированных к развитию территориях с учетом производственных мощностей. В концепции должен быть рассмотрен вариант укрупнения территорий поселений за счет объединения соседствующих поселений с различными территориальными потенциалами и выравнивания таким образом потенциалов этих поселений, кроме этого может рассматриваться вариант создания условий для выравнивания потенциалов поселений путем размещения их на территориях новых мест приложения труда, способных в перспективе существенно повысить возможности данной территории в их конкурентном развитии. Основными рекомендациями по выбору стратегических вариантов территориального развития являются природные, исторические и географические особенности местностей, а также конкурентные преимущества. На первом этапе основным стратегическим вариантом территориального развития будет являться экономическая специализация, которая является отправной точкой для территориального развития.
Для реализации целей и задач территориального развития Республики Бурятия по созданию сбалансированной пространственно-экономической структуры и сокращению диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия с 2010 года на развитие общественной инфраструктуры муниципальным образованиям предоставляются субсидии за счет средств республиканского бюджета.
Субсидии выделяются муниципальным образованиям на условиях софинансирования мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту объектов:
социальной инфраструктуры (детские сады и общеобразовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта);
инженерной инфраструктуры (водоснабжение, строительство водозаборных сооружений, объектов жилищного фонда в целях ликвидации ветхого и аварийного жилья, обеспечение приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов);
транспортной инфраструктуры (строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения и сооружений на них).
Доля субсидии муниципальному образованию определяется с учетом обеспеченности конкретного муниципального образования объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.
Основными принципами распределения субсидий являются:
зависимость объема субсидий из республиканского бюджета от уровня развития в муниципальном образовании общественной инфраструктуры, степени изношенности основных фондов и численности населения;
обязательное софинансирование мероприятий, реализуемых за счет субсидии, из местных бюджетов не менее 5%;
самостоятельное распределение предоставленных средств муниципальными образованиями с учетом уровня обеспеченности муниципального образования соответствующими объектами общественной инфраструктуры, наличия ветхих и аварийных объектов, дальнейшая эксплуатация которых связана с повышенным риском для жизни людей, возможности местных бюджетов по обеспечению будущих расходов на эксплуатацию планируемых к финансированию объектов.
Целью внедрения Методики распределения субсидий на развитие общественной инфраструктуры муниципальных образований в Республике Бурятия является достижение нормативной обеспеченности дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, автомобильными дорогами местного значения и др.
При инерционном сценарии развития сохранится преобладающая роль в социально-экономическом развитии Республики Бурятия территорий Центрального, Прибайкальского, Юго-Восточного и Северного макрорайонов и, соответственно, возрастет уровень территориальной дифференциации в уровнях социально-экономического развития муниципальных образований.
Наиболее перспективная система мер действенной ликвидации социально-экономических диспропорций муниципальных образований в Республике Бурятия будет осуществляться путем развития региональных "точек роста" как центров межтерриториальных социально-производственных комплексов, реализуемых в рамках оптимистичного сценария.
Реализация оптимистичного сценария приведет к изменению специализации ряда макрорайонов и на этой основе к сокращению территориальных диспропорций, существующих в Республике Бурятия.
Новыми видами экономической специализации Северо-Восточного макрорайона станут добыча урановых руд подземным способом, добыча и обогащение свинцово-цинковой и вольфрамово-молибденовой руд, добыча бериллиевой руды. Качественно расширится сельскохозяйственное производство в части мясного животноводства и мясопереработки, пищепереработки в целом.
На территориях Юго-Восточного макрорайона возникнет новая специализация по оказанию транспортно-логистических услуг, расширится добыча каменного угля, получит развитие традиционное мясо-молочное животноводство и растениеводство.
Территории Южного макрорайона будут специализироваться на расширении добычи золота, каменного угля, вольфрамово-молибденовых руд, углублении процессов лесопереработки. В сельском хозяйстве расширится выращивание кормовых культур, а также мясное животноводство. Также макрорайон включится в развитие транспортно-логистического кластера.
На территории Юго-Западного макрорайона укрепится специализация по оказанию туристско-рекреационных услуг.
Виды экономической специализации Северного макрорайона расширятся за счет создания новых энергетических мощностей, развития транспортно-логистических услуг, промышленности строительных материалов.
На территориях Центрального и Прибайкальского макрорайонов расширение видов специализации связано с созданием и развитием транспортно-логистического кластера, инновационных видов экономической деятельности и развитием туристского комплекса, в рамках которого получит развитие индустрия гостеприимства, создание модельных экологических поселений на прибрежных к озеру Байкал землях.
Реализация этих основных направлений и проектов значительно расширит специализацию макрорайонов Республики Бурятия. Это позволит диверсифицировать структуру экономики территорий, увеличить налогооблагаемую базу консолидированного и местных бюджетов и расширить возможности органов местного самоуправления по повышению доходной базы бюджетов муниципальных образований и снижению их зависимости от финансовой помощи вышестоящих уровней бюджетной системы.
Таблица 139
Макрорайоны Республики Бурятия
N |
Макрорайон |
Муниципальные образования |
"Точки роста" |
1 |
Центральный |
г. Улан-Удэ, Иволгинский, Заиграевский и Селенгинский районы |
Азиатский транспортно-логистический комплекс (развитие авиационного сообщения). Создание в г. Улан-Удэ мультимодального транспортно-логистического центра и терминальных комплексов, выполняющих функции логистического распределительного сервисного и делового центра. Развитие инновационного комплекса. Создание комплекса по производству высоко-технологичной продукции на базе особо чистого кварца. Освоение Ошурковского месторождения апатитов в Иволгинском районе |
2 |
Северо-Восточный |
Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Кижингинский и Хоринский районы |
Восточный производственно-инфраструктурный комплекс (освоение Озерного месторождения полиметаллов в Еравнинском районе, Орекитканского молибденового и Хиагдинского месторождения урана в Баунтовском районе, Ермаковского бериллиевого месторождения в Кижингинском районе). Развитие агропищевого и лесоперерабатывающего производства в Хоринском районе |
3 |
Юго-Восточный |
Бичурский, Кяхтинский, Мухоршибирский и Тарбагатайский районы |
Развитие инфраструктурного комплекса международного автомобильного пункта пропуска в г. Кяхта Кяхтинского района. Развитие агропищевого кластера. Развитие угольной промышленности (ОАО "Разрез Тугнуйский", "Бурятуголь"). Освоение Жарчихинского молибденового месторождения в Тарбагатайском районе |
4 |
Южный |
Джидинский и Закаменский районы |
Развитие агропищевого кластера. Развитие минерально-сырьевого комплекса на основе добычи золота, угля, вольфрама, молибдена. Развитие лесного комплекса на основе глубокой переработки древесины. Строительство автомобильного пункта перехода "Айнек Гол" в Закаменском районе. Открытие пункта упрощенного перехода "Желтура" в Джидинском районе |
5 |
Юго-Западный |
Окинский, Тункинский районы |
Развитие туризма, рекреационных ресурсов, курортов "Аршан", "Нилова Пустынь", "Хонгор-Уула" в Тункинском районе. Развитие агропищевого кластера |
6 |
Прибай-кальский |
Баргузинский, Курумканский, Кабанский и Прибайкальский районы |
Туристский комплекс (туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкал". Развитие агропищевого кластера |
7 |
Северный |
г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы |
Северо-Байкальский производственно-инфраструктурный комплекс (строительство Мокского гидроузла в Муйском районе и горнодобывающих предприятий на базе Холоднинского месторождения полиметаллов и Чулбонского месторождения кварцитов в Северо-Байкальском районе). Строительство цементного завода в п. Таксимо мощностью 1 млн. тонн цемента в год в Муйском районе. Строительство автомобильной дороги от станции Витим до ГЭС (25 км). Реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов п. Таксимо, п. Нижнеангарск |
8 |
Юго-Западный |
Окинский и Тункинский районы |
Развитие туризма, рекреационных ресурсов, курортов "Аршан", "Нилова Пустынь", "Хонгор-Уула" в Тункинском районе. Развитие агропищевого кластера |
9 |
Прибайкальский |
Баргузинский, Курумканский, Кабанский и Прибайкальский районы |
Туристский комплекс (туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкал"). Развитие агропищевого кластера |
10 |
Северный |
г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы |
Северо-Байкальский производственно-инфраструктурный комплекс (строительство Мокского гидроузла в Муйском районе и горнодобывающих предприятий на базе Холоднинского месторождения полиметаллов и Чулбонского месторождения кварцитов в Северо-Байкальском районе). Строительство цементного завода в п. Таксимо мощностью 1 млн. тонн цемента в год в Муйском районе. Строительство автомобильной дороги от станции Витим до гидроэлектростанции (25 км). Реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов п. Таксимо, п. Нижнеангарск |
Таблица 140
Основные индикаторы реализации Программы
в разрезе муниципальных районов (городских округов)
Индикаторы |
Доля собственных доходов местных бюджетов, % |
Количество созданных рабочих мест, человек |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
|||||||||
Муниципальный район (городской округ) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2017 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2017 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2017 год |
Баргузинский |
36,7 |
38,2 |
40,2 |
70,2 |
50 |
70 |
70 |
100 |
9 000 |
11 000 |
13 000 |
28 000 |
Баунтовский эвенкийский |
33,8 |
35,3 |
37,3 |
67,3 |
50 |
70 |
100 |
100 |
11 600 |
14 000 |
20 000 |
32 000 |
Бичурский |
23,8 |
25,3 |
27,3 |
57,3 |
30 |
50 |
50 |
70 |
7 000 |
8 500 |
12 000 |
23 000 |
Джидинский |
36,2 |
37,7 |
39,7 |
69,7 |
400 |
300 |
200 |
100 |
6 500 |
8 000 |
9 500 |
23 000 |
Еравнинский |
24,5 |
26,0 |
28,0 |
60,0 |
50 |
150 |
200 |
150 |
6 500 |
8 000 |
10 000 |
37 000 |
Заиграевский |
20,7 |
22,2 |
24,2 |
54,2 |
400 |
400 |
800 |
500 |
7 000 |
8 000 |
10 000 |
28 000 |
Закаменский |
16,1 |
17,6 |
19,6 |
49,6 |
50 |
70 |
100 |
100 |
7 500 |
8 500 |
11 000 |
30 000 |
Иволгинский |
29,5 |
31,0 |
33,0 |
63,0 |
300 |
600 |
700 |
150 |
5 000 |
7 500 |
11 000 |
25 000 |
Кабанский |
57,6 |
59,1 |
61,1 |
95,0 |
100 |
200 |
150 |
200 |
7 000 |
9 000 |
12 000 |
35 000 |
Кижингинский |
22,2 |
23,7 |
25,7 |
55,7 |
200 |
200 |
250 |
200 |
6 100 |
8 000 |
11 000 |
30 000 |
Курумканский |
18,2 |
19,7 |
21,7 |
51,7 |
70 |
100 |
100 |
100 |
10 000 |
12 000 |
15 000 |
25 000 |
Кяхтинский |
67,6 |
69,1 |
71,1 |
90,0 |
400 |
300 |
300 |
200 |
9 000 |
13 000 |
16 000 |
30 000 |
Муйский |
77,8 |
79,3 |
81,3 |
100,0 |
100 |
100 |
100 |
100 |
12 700 |
14 000 |
17 000 |
30 000 |
Мухоршибирский |
41,8 |
43,3 |
45,3 |
80,0 |
100 |
120 |
80 |
100 |
12 000 |
13 000 |
17 000 |
27 000 |
Окинский |
59,0 |
60,5 |
62,5 |
92,5 |
60 |
100 |
100 |
100 |
11 000 |
13 500 |
16 000 |
32 000 |
Прибайкальский |
57,3 |
58,8 |
60,8 |
100,0 |
330 |
720 |
450 |
100 |
6 200 |
10 400 |
14 900 |
41 000 |
Северо-Байкальский |
54,2 |
55,7 |
57,7 |
100,0 |
30 |
45 |
50 |
50 |
14 100 |
15 500 |
16 100 |
48 000 |
Селенгинский |
55,9 |
57,4 |
59,4 |
89,4 |
20 |
50 |
70 |
100 |
13 000 |
15 000 |
18 000 |
30 000 |
Тарбагатайский |
30,7 |
32,2 |
34,2 |
64,2 |
50 |
50 |
50 |
70 |
5 700 |
7 000 |
10 000 |
20 000 |
Тункинский |
26,9 |
28,4 |
30,4 |
60,4 |
69 |
70 |
70 |
100 |
7 100 |
8 200 |
9 500 |
25 000 |
Хоринский |
26,4 |
27,9 |
29,9 |
59,9 |
120 |
120 |
120 |
1 000 |
10 000 |
11 000 |
14 000 |
37 100 |
г. Северобайкальск |
51,2 |
52,7 |
54,7 |
84,7 |
40 |
50 |
60 |
60 |
15 000 |
17 000 |
20 000 |
50 000 |
г. Улан-Удэ |
54,1 |
55,6 |
57,6 |
100,0 |
2 200 |
2 300 |
3 000 |
3 000 |
14 500 |
17 000 |
19 500 |
60 000 |
Основные макроэкономические индикаторы развития муниципальных территорий будут определены в программах социально-экономического развития муниципальных образований на уровне районов и поселений на долгосрочную и среднесрочную перспективы, которые должны быть увязаны с индикаторами настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.