Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. SWOT-анализ Республики Бурятия
2.1. Проблемы и ограничения Республики Бурятия
Существующие проблемы и ограничения дальнейшего развития Республики Бурятия обусловлены как факторами экономико-географического характера, осложняющими и ограничивающими хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия, так и факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие, в том числе:
1. Недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная:
уязвимостью экономики из-за сырьевой специализации, что связано с ограниченностью доступной лесосырьевой базы, ухудшением уровня воспроизводства сырьевой базы в золотодобыче и других минерально-сырьевых отраслях;
отсутствием конкурентоспособной узкоспециализированной ниши в региональной, российской и мировой системе разделения труда;
высоким уровнем капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;
отсутствием дешевых ресурсов для обеспечения производственного процесса;
изношенностью инженерной инфраструктуры.
2. Периферийное положение Республики Бурятия в системе макроэкономического районирования Российской Федерации обусловливают удаленность и отсутствие тесных связей с внутренним национальным рынком. 58% территории относится к районам Крайнего Севера и приравненной к ним местности.
3. Более половины территории Республики Бурятия входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены Центральная и Буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования. "Байкальский фактор" определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.
4. Моральный и физический износ действующих основных фондов продуцирует выпуск продукции, жизненный цикл которой близок к завершению, т.е. производства изначально работают в условиях снижающегося спроса. Низкий уровень капиталовооруженности труда обусловливает сравнительно низкую производительность труда и рентабельность отраслевого производства.
5. Столица Республики Бурятия - г. Улан-Удэ не является конкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков, а также как центра рекреации и досуга. Низкое качество городской среды не соответствует современным условиям, снижает инвестиционную привлекательность Республики Бурятия и конкурентоспособность на рынке капитала.
6. Слабая материально-техническая база учреждений социальной сферы, недостаточное финансирование и социальная незащищенность работников социальной сферы.
7. К потенциальным угрозам Республики Бурятия относятся:
В ближайшей перспективе (1 - 2 года): резкий рост энерготарифов, а также тарифов на транспортные услуги. В результате могут пострадать социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, агропромышленный комплекс, т.е. энергозависимые отрасли экономики.
В среднесрочной перспективе: высокие темпы роста физического износа основного оборудования, цен, увеличение технологического отставания, дефицит кадров, недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест могут привести к спаду производства в реальном секторе экономики с последующей ликвидацией большей части предприятий.
В долгосрочном периоде: массовое выбытие из строя систем жизнеобеспечения (тепло-, энерго-, водопроводных сетей) и резкое ухудшение состояния жилого фонда. Эта угроза обусловлена следующими факторами: намерением федеральных властей прекратить все виды субсидирования жилищно-коммунального хозяйства; повышением тарифов на услуги и продукцию энергетических и инфраструктурных монополий; низким уровнем доходов населения; дефицитом инвестиционных ресурсов; слабостью банковской системы Республики Бурятия; практически неразвитым фондовым рынком.
2.2. Конкурентные преимущества Республики Бурятия
Основу для стабильного экономического и социального развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе определяют конкурентные преимущества Республики Бурятия, которые сводятся к следующим направлениям:
1. Возможность совершенствования структуры экономики. Ориентация социально-экономического развития Республики Бурятия на поддержку и стимулирование:
перспективных экспортоориентированных производств;
производств, обладающих большим научно-техническим потенциалом, способных конкурировать на мировом и внутрироссийском рынках;
производств, имеющих важное значение для внутриреспубликанского рынка (агропромышленный комплекс и стройиндустрия).
2. Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов (месторождения полиметаллов, вольфрама, молибдена, фосфоритов, цеолитов, флюорита), лесных ресурсов, позволяющие создавать новые производственные мощности. Республика Бурятия располагает топливно-энергетическими ресурсами, достаточными для создания надежной топливной базы. Рыбохозяйственное значение имеет озеро Байкал и многочисленные озерные системы Республики Бурятия.
3. Использование брэнда "озеро Байкал" превращающего "байкальский фактор" из ограничения развития в сравнительное преимущество для Республики Бурятия. Озеро Байкал и рекреационные ресурсы (около 360 целебных источников, 20 санаторно-курортных учреждений) обеспечивают конкурентную базу для развития санаторно-курортных и туристических услуг.
4. Возможность создания и развития индустрии туризма с использованием ресурсов озера Байкал и его прибрежной зоны, национальных парков, горно-таежных урочищ хребта Хамар-Дабан и степных пространств. Это позволяет развивать маршрутный туризм, в том числе экологический и научный, историко-познавательный, этнографический, водно-рафтинговый, горнолыжный туризм, туризм выходного дня и др. Новые механизмы федеральной поддержки туристической деятельности (особые рекреационные зоны) позволяют быстрыми темпами развивать туристическую инфраструктуру, содействовать развитию новых форм туризма.
5. Наличие международного аэропорта, регионального участка Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали создают необходимые условия для организации транзитного товаропотока и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.
6. Пограничное положение Республики Бурятия (наличие общей границы с Монголией), близость переходов через российско-китайскую границу, а также к странам Северо-Восточной Азии дает возможность наращивания внешнеторгового оборота.
7. Максимально полное удовлетворение культурных потребностей граждан, модернизация материально-технической базы учреждений культуры, позиционирование профессионального искусства и народного творчества на межрегиональном и международном уровнях, создание условий для выявления одаренных детей.
2.3. Направления повышения конкурентоспособности
Республики Бурятия
Конкурентоспособность Республики Бурятия определяется эффективностью использования конкурентных преимуществ с учетом благоприятных возможностей и потенциальных угроз в среднесрочной перспективе. Учитывая эти обстоятельства в предстоящей перспективе, следует придерживаться следующих основополагающих принципов развития:
1. Приоритетом развития экономики в долгосрочной перспективе является поиск специализированных ниш в мировом распределении труда, достижение конкурентоспособности за счет формирования производственно-инфраструктурных комплексов и специализированных кластеров.
2. На среднесрочную перспективу (2008 - 2010 годы) ресурсом роста экономики Республики Бурятия является освоение природно-ресурсного сектора. При этом ближайшей задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья. Это предполагает технологическую модернизацию природно-ресурсного сектора и расширение экономической кооперации в континентальной части Северо-Восточной Азии, преимущественно в Монголии и на северо-востоке Китайской Народной Республики.
3. Важным фактором для создания комфортных условий проживания населения и бизнеса в Республике Бурятия является развитие транспортной системы. Будет обеспечено формирование системы надежной и сопоставимой по издержкам эксплуатации для пользователей системы транспортных коммуникаций Республики Бурятия с российскими регионами на основе модернизации авиационного и автомобильного транспорта, усиленного дорожного строительства.
4. Важнейшим принципом развития является создание комфортного инвестиционного климата как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Одним из наиболее действенных инструментов привлечения инвесторов является формирование крупных промышленных проектов на основе межрегиональной кооперации, при наличии прозрачного административного управления и соблюдения гарантий и прав инвесторов.
5. Содействие развитию деловой среды является обязательным фактором увеличения экономической активности в регионе. В ближайшие годы усилия органов государственной власти Республики Бурятия будут направлены на формирование полноценной инфраструктуры и институциональной среды поддержки предпринимательства, открытой и равнодоступной предпринимательской среды для всех форм бизнеса.
Развитие Республики Бурятия в долгосрочной и среднесрочной перспективе с учетом сформулированных выше принципов будет опираться на следующую систему приоритетов:
проведение активной маркетинговой политики по вхождению территории в межрегиональные и мировые экономические центры, создание инфраструктуры продвижения компаний, продуктов и услуг на международные рынки;
внедрение международной системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО-9000 в организациях Республики Бурятия;
информационно-консультационная поддержка экспортеров, организация выставочно-ярмарочной деятельности;
поддержка предприятий, ориентированных на экспорт готовой продукции;
расширение экспорта за счет продукции с высоким уровнем добавленной стоимости;
проведение институциональных преобразований, направленных на развитие и улучшение инвестиционного климата Республики Бурятия, в том числе развитие финансовой инфраструктуры, снижение административных барьеров, создание эффективной системы защиты всех видов собственности;
внедрение кластерного подхода в управление Республикой Бурятия и развитие механизмов государственно-частного партнерства;
повышение производительности труда, проведение структурной модернизации экономики, обеспечивающей максимально возможное снижение уровня удельных издержек, в том числе энергетических;
подъем уровня и кардинальное улучшение качества жизни, закрепление на этой основе населения и возобновление тенденции положительного сальдо миграции населения;
развитие международного экономического сотрудничества, формирование инфраструктуры региональной экономической кооперации с Китайской Народной Республикой, Монголией, Японией и Республикой Кореей;
формирование оптимального по масштабам и структуре регионального внутреннего рынка, используя возможности межрегиональной экономической кооперации с Иркутской и Читинской областями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.