Постановление Правительства Республики Бурятия
от 23 октября 2006 г. N 340
"О Республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике
Бурятия на 2007-2010 годы"
(с изменениями от 28 декабря 2006 г.)
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы" (далее - Программа).
2. Республиканскому агентству по туризму (Максанова Л.Б-Ж.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия при планировании развития туризма учитывать положения Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Орлов Г.Н.).
Президент, Председатель
Правительства Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
Республиканская целевая программа
"Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 23 октября 2006 г. N 340)
(с изменениями от 28 декабря 2006 г.)
Паспорт
Наименование программы |
Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы" |
|
Государственный заказчик |
Республиканское агентство по туризму | |
Основной разработчик программы | Республиканское агентство по туризму | |
Основная цель программы |
Создание условий для ускорения темпов развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия и его эффективного продвижения на рынке туризма |
|
Основные задачи программы |
1. Совершенствование системы планирования развития туризма на основе межведомственного (межотраслевого) взаимодействия. 2. Продвижение республики и ее туристско-рекреационного комплекса на рынках туризма. 3. Содействие в развитии и повышении качества туристского продукта, поддержка перспективных видов туризма. 4. Поддержка развития системы подготовки кадров и образовательных услуг в сфере туризма. 5. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма. 6. Организация научных исследований. 7. Развитие материальной базы и информационной инфраструктуры туризма |
|
Сроки реализации программы |
2007 - 2010 годы | |
Исполнители программы |
Республиканское агентство по туризму Министерство экономического развития и внешних связей Республики Бурятия Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (по согласованию) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия Министерство здравоохранения Республики Бурятия Министерство образования и науки Республики Бурятия Республиканское агентство по физической культуре и спорту Органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия (по согласованию) Организации на конкурсной основе, туристские федерации, союзы и ассоциации, иные организации (по согласованию) |
|
Объемы и источники финансирования | Общая стоимость программы в том числе: |
88,35 млн. руб. |
республиканский бюджет, всего в том числе |
60,85 млн. руб. 2007 г. - 14,35 млн. руб.; 2008 г. - 15,05 млн. руб.; 2009 г. - 15,3 млн. руб.; 2010 г. - 16,15 млн. руб. |
|
местный бюджет*, всего в том числе |
24,0 млн. руб. 2007 г. - 8,0 млн. руб.; 2008 г. - 5,0 млн. руб.; 2009 г. - 5,0 млн. руб.; 2010 г. - 6,0 млн. руб. |
|
привлеченные средства**, всего в том числе |
3,5 млн. руб. 2007 г. - 0,4 млн. руб.; 2008 г. - 0,9 млн. руб.; 2009 г. - 1,0 млн. руб.; 2010 г. - 1,2 млн. руб. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Создание в Республике Бурятия конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, увеличение вклада туризма в экономику республики. Развитие системы управления развитием сферы туризма, отвечающей современным требованиям. Развитие системы территориального маркетинга, стимулирующей и обеспечивающей выявление спроса на туристские услуги, создание туристского продукта, его продвижение и реализацию. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма на уровне современных стандартов. Создание дополнительных стимулов для развития смежных с туризмом отраслей экономики, увеличение мультипликативного эффекта туризма, развитие кластера туризма. Важнейшие целевые показатели к 2010 году: - количество туристских прибытий - 240 тыс. человек; - объем платных услуг - 720 млн. руб.; - мультипликативный эффект - 2520 млн. руб.; - количество вновь созданных рабочих мест в туризме и смежных с туризмом отраслях достигнет 20 тыс. мест, в том числе 8 тыс. мест в туризме и 12 тыс. мест в смежных отраслях; - совокупный объем производства рекреационных продуктов и вспомогательных работ и услуг за 2007-2010 годы составит 1648,2 млн. руб.; - доход республиканского бюджета от рекреационной деятельности составит порядка 108 млн. руб. |
|
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за исполнением программы осуществляет Республиканское агентство по туризму |
1. Обоснование проблемы, анализ исходного состояния
Современная индустрия туризма является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) доходы туризма достигли 500 млрд. долларов, годовой оборот составляет 3,8 трлн. долларов, капитальные вложения достигают 700 млрд. долларов или 11% всех инвестиций. На долю туризма приходится 10,8% мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4% мировых капиталовложений. Количество рабочих мест в сфере туризма составляет 192 млн. или 8% от общих показателей занятости в мире. Туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, опережая автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания, производство компьютеров и офисного оборудования и топлива. В 83% стран туризм входит в пятерку ведущих статей экспорта, в 38% стран туризм является главным источником поступлений в иностранной валюте.
По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) в ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма сохранятся, к 2020 году число международных туристских поездок вырастет практически в 3 раза по отношению к 1995 году. Еще более значительно - в 5 раз - увеличатся доходы от туризма. Ожидается, что на период до 2020 года среднегодовые темпы роста международного туризма останутся на уровне 4,1%.
Предполагается, что наиболее быстро будут развиваться следующие сегменты туристского рынка:
- экологический туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- приключенческий туризм;
- тематический или специализированный туризм;
- круизы.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристского потока. Однако рынок туризма России находится в процессе быстрого роста. Начиная с 1999 года спрос на туристские услуги внутри страны постоянно увеличивается. При этом сохраняются приоритеты на традиционные виды отдыха: пляжный - на юге России, круизный - в Поволжье, активный, оздоровительный и горнолыжный - в горных районах. Постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.
Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия базируется на крупном рекреационном потенциале. Ареалы распространения максимального и высокого потенциала ресурсов туризма занимают 45,6% от общей площади территории республики. При этом наиболее крупные ресурсы находятся в границах 14 административных единиц (прибрежная зона озера Байкал - Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Северо-Байкальский районы, г.Северобайкальск; горные и курортные районы - Тункинский, Окинский, Курумканский районы; историко-культурные районы - города Улан-Удэ и Кяхта, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Иволгинский, Хоринский районы).
Республика входит в состав Байкальского региона, являющегося одним из пяти наиболее перспективных для развития туризма регионов России.
Развитию туризма в республике способствует ряд условий, таких как удобное географическое расположение и транспортная схема, связывающая республику с регионами России и зарубежными странами, относительно стабильная экологическая ситуация, уникальная культура, растущая популярность Байкала на рынке туризма.
К природным ресурсам Республики Бурятия относятся:
- наиболее привлекательные для отдыха участки с пляжами (около 60% побережья озера Байкал);
- 255 месторождений минеральных источников и лечебных грязей;
- четыре горные системы, в том числе Восточные Саяны, Хамар-Дабан, Баргузинский и Байкальский хребты с участками, удобными для развития горного туризма, альпинизма, горнолыжного спорта;
- озера и реки, удобные для развития водных видов туризма;
- 266 памятников природы и природных достопримечательностей.
Историко-культурные ресурсы представлены 1858 памятниками истории и культуры, 24 музеями, 6 театрами, 20 религиозными центрами; историей и культурой народов Бурятии; тибетской медициной, буддизмом, шаманизмом, древлеправославием.
К 2005 году в сфере туризма отмечена устойчивая положительная динамика роста туристского рынка. Это является результатом увеличения популярности Байкала, а также действий, предпринятых Правительством Республики Бурятия и предпринимательским сектором в предшествующие годы.
По данным государственной статистики в 2005 году туристскими организациями республики обслужено 160 тыс. туристов, в том числе 19 тыс. иностранных. Прирост количества туристов по сравнению с 2004 годом составил 6%. Объем платных услуг составил 441536,1 тыс. рублей - на 38% больше, чем в 2004 году. Отчисления в бюджеты разных уровней в 2005 году в сфере туризма составили 70121,9 тыс. рублей. За период с 2001 года ежегодные бюджетные отчисления выросли в 2,7 раза. Доля услуг, оказанных туристам, в общем объеме платных услуг составила 5,3%. В структуре туропотока преобладает внутренний туризм (около 90%). С 6 до 10% увеличилась доля въездного туризма. По экспертным оценкам количество туристов, относящихся к категории свободных посетителей, составляет дополнительно к данным статистики не менее 40%. При этом доля свободных посетителей в общей структуре туропотока ежегодно увеличивается.
В республике начата работа по инвентаризации лечебно-оздоровительных ресурсов туризма, на основе которых развивается лечебно-оздоровительный туризм и курорты.
Продолжается разработка Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма Республики Бурятия. В республике выделено 46 сложившихся зон туризма и отдыха, часть которых располагает материальной базой (турбазы, базы отдыха) и инфраструктурой (дороги, объекты связи, канализации, утилизации), часть таковыми объектами не располагает и используется для организации массового самодеятельного отдыха.
Проводятся маркетинговые исследования рынка туризма Бурятии, что позволяет выработать необходимые решения тех или иных проблем.
Успешно развивается сотрудничество с регионами России в рамках работы межрегиональных и профессиональных туристских ассоциаций, в которых участвует республика, а также сотрудничество с зарубежными странами.
В рамках проводимой Правительством Российской Федерации работы по созданию на территории России особых туристско-рекреационных экономических зон подготовлена заявка на конкурсный отбор по созданию туристско-рекреационной особой экономической зоны в Бурятии, а также предложения в Федеральную целевую программу "Развитие туризма в Байкальском регионе" с целью стимулирования, развития и эффективного использования туристских ресурсов республики.
Увеличилось количество предприятий и предпринимателей в сфере туризма. Произошли изменения в качестве и количестве объектов размещения туристов.
В 2006 году на территории республики осуществляло деятельность 45 лицензированных туристских фирм, около 300 объектов размещения туристов (гостиниц, баз отдыха, турбаз, пансионатов, санаториев и других), более 120 сельских гостевых домов, 5 общественных и некоммерческих организаций туризма.
Развитие туризма стимулировало увеличение инвестиционной активности. В республике разработано более 60 инвестиционных проектов и предложений по строительству и реконструкции туристских объектов. Потребность в инвестициях по данным проектам составляет около 8 млрд. рублей, привлечено инвестиций на сумму более 400 млн. рублей.
Развитие туризма в республике стимулирует формирование кластера туризма, объединяющего несколько отраслей экономики и социальной сферы, в том числе производство продуктов питания, торговлю, авиационные, железнодорожные и автомобильные перевозки, производство строительных материалов, строительство, охотничий и рыболовный промысел, общественное питание, услуги культуры и спорта, досуга и развлечения, связь, гостиничный бизнес, развитие народных промыслов и другие.
Вместе с тем в сфере туризма достаточно остро проявляются негативные факторы, сдерживающие его развитие и указывающие на наличие нерешенных проблем, которые не могут быть преодолены без участия государства.
Одной из острых проблем является проблема отсутствия земель, пригодных для строительства объектов туризма и находящихся в собственности республики. Большинство земель относится к землям лесного фонда, на которых строительство капитальных сооружений запрещено. Это является основным препятствием для развития материальной базы и инфраструктуры туризма.
С этим связана проблема слабого развития инфраструктуры в районах республики, в том числе качественных дорог, объектов энергоснабжения, очистки, коммуникации. Эта проблема не может быть решена только за счет средств бюджета Республики Бурятия и местных бюджетов. Строительство объектов инфраструктуры требует привлечения средств бюджета Российской Федерации.
Достаточно острой является проблема хаотичности развития туристского рынка, обусловленная отсутствием эффективного механизма регулирования этого развития, что ведет к снижению имиджа республики в качестве региона туризма, кроме того, чревато экономическими потерями и социально-культурными конфликтами в перспективе. Негативным следствием этого является также развитие теневых форм предпринимательства.
Необходима более активная и правильно выстроенная рекламная стратегия продвижения республики на профессиональных туристских событиях, создание единой республиканской информационной системы туризма, включая все перспективные и туристско-ориентированные районы республики.
Проблемой, требующей решения, является неразвитость в республике рынка инвестиций, необходимых для развития материальной базы туризма. Невозможность получения доступных банковских и государственных кредитов, неразвитость системы кредитной кооперации, отсутствие в республике системы, позволяющей на постоянной основе привлекать средства российского и зарубежных рынков инвестиций, существенно снижают возможности местных предпринимателей, особенно в области малого бизнеса.
Для повышения качества и разнообразия предоставляемых туристских услуг, создания новых более качественных туристских продуктов необходимо внедрение новых обучающих стандартов при подготовке туристских кадров, внедрение системы менеджмента качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 на объектах индустрии туризма.
Недостаточно эффективным, не обеспечивающим сохранение природных ресурсов туризма является порядок их использования. Отсутствие системы мониторинга и поддержания экологического баланса на территориях туризма имеет следствием их перегрузку и частичную деградацию.
2. Основные цели и задачи программы
В программе реализуются цели и задачи, определенные в Концепции развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года, а также решения Правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон.
Основной целью программы является создание условий для ускорения темпов развития туристско-рекреационного комплекса Республики Бурятия и его эффективного продвижения на рынке туризма.
Задачи программы:
- совершенствование системы планирования развития туризма на основе межведомственного (межотраслевого) взаимодействия;
- продвижение республики и ее туристско-рекреационного комплекса на рынках туризма;
- содействие в развитии и повышении качества туристского продукта, поддержка перспективных видов туризма;
- поддержка развития системы подготовки кадров и образовательных услуг в сфере туризма;
- развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма;
- организация научных исследований;
- развитие материальной базы и информационной инфраструктуры туризма.
В рамках выполнения задач программы предполагается внедрение в деятельность туристско-рекреационного комплекса республики современных международных стандартов качества услуг, привлечение инвестиций в развитие, поддержка перспективных направлений и видов туризма.
С учетом динамики роста показателей в сфере туризма в 2010 году ожидается достижение социально-экономических результатов, выраженных в следующих индикаторах:
- количество туристских прибытий - 240 тыс. человек;
- объем платных услуг - 720,0 млн. рублей.
Перечень задач программы может быть уточнен и расширен после принятия Правительством Российской Федерации решения о создании на Байкале особой экономической туристско-рекреационной зоны, а также после принятия Федеральной целевой программы развития туризма на озере Байкал.
3. Сроки реализации программы, система программных мероприятий
Программа охватывает временной период с 2007 по 2010 годы и относится к типу среднесрочных.
Выполнение программы осуществляется в соответствии с определенными в ней целями и задачами, которые реализуются через систему программных мероприятий (приложение N 1).
4. Ресурсное обеспечение и механизм реализации программы
Ресурсное обеспечение программы предполагается за счет использования нескольких источников финансирования, в том числе республиканского и местных бюджетов, а также привлеченных средств (приложение N 2).
Программа реализуется в порядке, согласованном с федеральными, республиканскими и муниципальными программами развития туризма, программами развития в смежных с туризмом отраслях экономики, реализуемыми на территории Республики Бурятия. Часть мероприятий программы выполняется в порядке, согласованном с мероприятиями, проводимыми Федеральным агентством по туризму, и мероприятиями, проводимыми субъектами Российской Федерации, входящими в Байкальский регион. Основанием для этого являются заключенные договоры и соглашения. В том же порядке реализуются мероприятия программы в рамках работы ассоциаций, в которые входит Республика Бурятия.
Механизм реализации программы предполагает проведение ряда мероприятий на паритетных началах с заинтересованными в этом организациями, а также муниципальными образованиями. Это позволит наиболее эффективно использовать бюджетные средства, выделяемые в рамках реализации данной программы.
Финансовое обеспечение программных мероприятий необходимо для достижения целей и выполнения задач программы, что предполагает осуществление значительных затрат, в том числе из бюджетных источников.
Общая сумма расходов на проведение программных мероприятий составляет 88,35 млн. рублей, в том числе:
- республиканский бюджет - 60,85 млн. рублей;
- местные бюджеты - 24,0 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 3,5 млн. рублей.
Финансирование программных мероприятий предполагается за счет следующих источников:
- средства республиканского бюджета (приложение N 3) и местных бюджетов;
- внебюджетные источники, включающие собственные средства организаций сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, ресурсы частных отечественных и зарубежных инвесторов, целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации программных мероприятий.
5. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Государственным заказчиком по реализации программных мероприятий является Республиканское агентство по туризму, которое осуществляет управление программой. Средства, выделяемые на реализацию программных мероприятий из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2006 г. N 426 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Оценка эффективности социально-экономических
и экологических последствий реализации программы
(система индикаторов эффективности реализации программы)
Важнейшим результатом осуществления программных мероприятий станет создание условий в Республике Бурятия для развития туристско-рекреационного комплекса, способного внести значительный вклад в поддержание достойного уровня жизни населения, обеспечивающего полноценное удовлетворение его потребностей в отдыхе, для создания новых рабочих мест, повышения доходов граждан и бюджетных поступлений.
Будет усовершенствован механизм управления развитием сферы туризма, а также созданы условия для развития государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций. Это позволит организовать работу по привлечению большего количества посетителей в республику, что повлечет дополнительные доходы и бюджетные поступления. Развитие системы территориального маркетинга, включающей всех основных участников рынка и обеспечивающей комплекс работ по производству, продвижению и продаже услуг, создаст условия для включения туристско-рекреационного комплекса в международную систему продаж, что повысит его привлекательность и конкурентоспособность. Развитие инфраструктуры стимулирует развитие территорий туризма, туристских объектов, что позволит увеличить объемы и повысить качество обслуживания. Вырастет кадровая база туризма, увеличится количество субъектов туристской деятельности в сельских районах, что позволит получать дополнительные поступления в местные бюджеты.
Выполнение программных мероприятий окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, что приведет к увеличению экономических результатов в результате действия мультипликативного эффекта туризма. Расширится социальная база туризма и смежных с ним отраслей, снизится уровень безработицы.
Развитие инфраструктуры создаст условия для удовлетворения растущих потребностей туристско-рекреационного комплекса, а также повышения уровня жизни населения республики.
Ускорение развития туристско-рекреационного комплекса повысит его привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику Бурятии внешнего капитала, повысит привлекательность Байкала и Бурятии.
Развитие туризма создаст стимулы для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия, а также всего природного комплекса, являющегося основой развития туризма.
С учетом динамики роста показателей в сфере туризма, отмеченной в течение 2000-2005 годов, в 2010 году ожидается достижение социально-экономических результатов, выраженных в следующих индикаторах (годовые):
- количество туристских прибытий - 240 тыс. человек;
- объем платных услуг - 720,0 млн. рублей;
- мультипликативный эффект - 2520,0 млн. рублей;
- доход бюджета Республики Бурятия от рекреационной деятельности - порядка 108 млн. рублей в 2010 году.
Количество вновь созданных рабочих мест в туризме и смежных с туризмом отраслях достигнет 20 тыс. мест, в том числе 8 тыс. мест в туризме и 12 тыс. мест в смежных отраслях.
Совокупный объем производства рекреационных продуктов и вспомогательных работ и услуг за 2007-2010 годы составит 1648,2 млн. рублей.
Оценка эффективности реализации программы представлена годовыми показателями:
Наименование показателей | Значения показателей | |||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Количество туристских прибытий, тыс. чел.: |
181,25 | 197,75 | 215,32 | 240 |
Объем платных услуг, оказанных туристам, млн. руб.: |
505,5 | 556,05 | 611,6 | 720 |
Количество занятых в сфере туризма, чел. |
2458 | 2508 | 2558 | 2608 |
Доход республиканского бюджета от рекреационной деятельности, млн. руб. |
80,3 | 88,3 | 97,0 | 108 |
Количество туристских фирм, ед. | 55 | 60 | 65 | 70" |
* Средства местного бюджета предусмотрены справочно
** Прогнозируемые возможные инвестиции организаций
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 23 октября 2006 г. N 340 "О Республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 годы"
Текст Постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 28 октября 2006 г. N 64(423), в Собрании Законодательства Республики Бурятия NN 10-11 октябрь-ноябрь 2006 г
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 7 октября 2010 г. N 434
Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 мая 2010 г. N 211
Постановление Правительства Республики Бурятия от 27 февраля 2010 г. N 70
Постановление Правительства Республики Бурятия от 7 декабря 2009 г. N 453
Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 сентября 2009 г. N 358
Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 июля 2009 г. N 273
Постановление Правительства Республики Бурятия от 7 августа 2008 г. N 390
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2006 г. N 426