Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 10 декабря 2008 г. N А10-3279/08
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Военного прокурора Сибирского военного округа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия о признании незаконным решения от 03.12.2002 N 113 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 11585, связанных с указанным решением регистрационных действий, об обязании устранить последствия принятия решения и связанных с ним регистрационных действий, с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Управление СибВО", войсковой части 11585. При участии: от заявителя - Суханова А.Н. - представителя по доверенности от 15.10.2008 N 46/4/4635 от ответчика - Нимбуева Н.В. - представителя по доверенности от 28.03.2008 N 02-18 от третьего лица Министерства обороны РФ - Кузнецова М.В. - представителя по доверенности от 20.11.2008, от третьего лица ФГУ "Управление СибВО" - Кузнецова М.В. - представителя по доверенности от 15.07.2008 N 53, от третьего лица войсковой части 11585 - Кузнецова М.В. - представителя по доверенности от 28.10.2008.
Резолютивная часть решения вынесена 8 декабря 2008 г. Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2008 г.
Военный прокурор Сибирского военного округа (далее прокурор) обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия (далее налоговая инспекция, налоговый орган), о признании незаконным решения от 03.12.2002 N 113 о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 11585, зарегистрированного до 1 июля 2002 г. в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц, а также связанных с указанным решением регистрационных действий налогового органа, обязании Межрайонной ИФНС России N 3 по РБ устранить последствия принятия решения от 03.12.2002 N 113, а также связанных с ним регистрационных действий. К участию в деле протокольным определением от 11.11.2008 привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны, ФГУ "Управление СибВО", войсковая часть 11585.
В судебном заседании военный прокурор доводы, изложенные в заявлении, поддержал, в обоснование своих требований указал следующее.
О существовании решения налогового органа от 03.12.2002 N 113 о государственной регистрации войсковой части 11585 в качестве юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, военному прокурору Сибирского военного округа стало известно 22.08.2008.
Считает, что военный прокурор обратился в суд в пределах трехмесячного срока, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ.
Регистрация войсковой части 11585 в качестве юридического лица до 01.07.2002 в установленном порядке произведена не была, у налогового органа не имелось законных оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи о войсковой части 11585 в порядке п.3 ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно выписке из исторического формуляра войсковая часть 11585 была сформирована 30 марта 1957 г. на основании приказа командующего войсками СевероКавказского военного округа от 30 марта 1957 г. N 007. В настоящее время она организационно входит в состав войск Сибирского военного округа Министерства обороны РФ.
Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подчиненных ему организаций находится у последних на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
Решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). К основным задачам Министерства обороны Российской Федерации относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований. Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в сфере обороны.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
В Положении о Министерстве обороны, а также в Положении о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901, войсковые части в качестве юридических лиц не названы. Решение о придании войсковой части 11585 статуса юридического лица Министром обороны Российской Федерации не принималось.
Министерством обороны Российской Федерации устав войсковой части 11585 не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах на настоящий момент также не существует.
Считает, что у войсковой части 11585 отсутствует достаточная совокупность признаков, необходимых для возникновения у последней статуса юридического лица, а также для осуществления государственной регистрации войсковой части в качестве юридического лица.
Налоговая инспекция требования не признала, в обоснование возражений указала следующее.
Заявителем пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ на обжалование ненормативного правового акта, так как 18 июля 2008 года по запросу войсковой части налоговым органом была выдана копия регистрационного дела.
Войсковая часть 11585 зарегистрирована в 2002 году до вступления в силу Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Считает, что у налогового органа не было оснований для отказа в государственной регистрации.
Войсковая часть 11585 в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Представитель налоговой инспекции просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Представитель Министерства обороны РФ доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Считает, что действия налоговой инспекции по регистрации войсковой части 11585 в качестве юридического лица являются незаконными, поэтому решение о регистрации войсковой части подлежит отмене. Министерством обороны РФ устав войсковой части 11585 не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах не существует.
Представитель ФГУ "Управление Сибирского военного округа" доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Считает, что действия налоговой инспекции по регистрации войсковой части 11585 в качестве юридического лица являются незаконными, поэтому решение о регистрации войсковой части подлежит отмене
Представитель войсковой части 11585 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснил следующее.
У Войсковой части 11585 нет оснований считаться юридическим лицом. В 2007 году на основании приказа командира Кяхтинского гарнизона войсковая часть была реорганизована. У войсковых частей имеется централизованный орган, уплата налогов и страховых взносов производится с единого лицевого счета. Лицевые счета войсковой части 11585 необходимо закрыть пока отсутствуют долги по налогам. Имущество войсковых частей находится в оперативном управлении. Решение о регистрации войсковой части принято командиром части самостоятельно.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
3 декабря 2002 года налоговым органом принято решение N 113 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01 июля 2002 г., в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) - войсковой части 11585.
Войсковой части выдано свидетельство серии 03 N 000270363 о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 г.
С указанным решением и действиями налогового органа по включению войсковой части в ЕГРЮЛ прокурор не согласился и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд не принимает довод налогового органа о пропуске заявителем указанного срока для обращения в суд.
Как следует из материалов дела, прокурором Кяхтинского гарнизона в июле 2008 года проводилась проверка соблюдения законодательства при государственной регистрации в качестве юридических лиц войсковых частей, в связи с чем, у войсковых частей затребованы копии регистрационных дел и решений о включении в единый государственный реестр юридических лиц.
Копии документов при подаче на регистрацию в налоговую инспекцию и выписка из ЕГР направлены налоговым органом командиру войсковой части 11585 18 июля 2008 года сопроводительным письмом N 03-14/2/02684ДСП.
Указанные документы направлены войсковой частью 11585 военному прокурору Кяхтинского гарнизона 18 августа 2008 года.
Материалы проверки и проект заявления в Арбитражный суд РБ о признании незаконным решения налоговой инспекции о государственной регистрации юридического лица - войсковой части 11585 (исходящий N 2733 от 19.08.2008) поступили от военного прокурора Кяхтинского гарнизона в военную прокуратуру Сибирского военного округа 22 августа 2008 года, входящий N 15292.
В соответствии с ч.2 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлен трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Из изложенного следует, что прокурору об оспариваемом решении стало известно 22 августа 2008 года, заявление в Арбитражный суд Республики Бурятия поступило 27.10.2008, поэтому установленный срок для обращения в суд им не нарушен.
Не принимается довод налогового органа о том, что войсковая часть в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации является юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон N 129-ФЗ) подлежат внесению в государственные реестры только сведения об индивидуальных предпринимателях и о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 26 данного закона также предусмотрено, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, обязано представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а-д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
По смыслу пункта 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ сведения о юридических лицах, созданных до 01 июля 2002 г., также подлежат внесению в ЕГРЮЛ.
Статья 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке.
б) организационно - правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ от 16.07.2008 установлено, что указанные документы и сведения, свидетельствующие о регистрации войсковой части 11585 в качестве юридического лица, отсутствуют.
Также отсутствуют сведения о юридическом лице - войсковой части в Сообщении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", представленном войсковой частью в налоговую инспекцию 3 декабря 2002 г.
Согласно выписке из исторического формуляра 108 танкового полка 5 гвардейской танковой дивизии (войсковая часть 11585), на основании приказа командующего войсками Северо-Кавказского военного округа от 30.03.1957 N 007 года сформирован 431 мотострелковый полк. В соответствии с приказом командующего войсками Северо Кавказского военного округа от 30.10.1958 N 0017 431 мотострелковый полк переформирован в 106 отдельный мотострелковый батальон (войсковая часть 11585). В соответствии с директивой командира 18 гвардейской танковой дивизии от 11.04.1962 N К/0081 106 отдельный мотострелковый батальон переформирован в 431 мотострелковый полк (войсковая часть 11585). В 1982 году 431 мотострелковый полк переформирован в 179 отдельную механизированную бригаду на основании директивы Командующего войсками ОЛ ЗабВО от 17.02.1982 N 19/1/00170, приказа Командующего войсками ОЛ ЗабВО от 14.05.1982 N 0085, приказов командира 48 OAK и командира 179 омбр N 09 от 29.05.1982. В соответствии с директивой МО СССР N 314/100692 от 24.07.1987 и директивой Командующего ОЛ ЗабВО N 0319 от 31.08.1987 179 отдельная механизированная бригада переформирована в 108 танковый полк (войсковая часть 11585).
Статьей 24 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего в период формирования войсковой части, предусматривались виды юридических лиц - это государственные предприятия, учреждения, государственные организации, колхозы, кооперативные и общественные организации и их объединения.
Из исторического формуляра, содержащего сведения о формировании войсковой части, не следует, что данная войсковая часть является юридическим лицом.
Пунктом 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357, действовавшим на момент регистрации войсковой части 11585, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относились к компетенции Министра обороны Российской Федерации. Соответственно, государственная регистрация войсковой части 11585 должна была осуществляться на основании распорядительного акта Министра обороны о создании данного юридического лица.
Решение о придании статуса юридического лица войсковой части Министром обороны РФ не принималось.
Министром обороны устав войсковой части 11585 не утверждался, какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах на настоящий момент не существует.
Форма 17001 "Сообщение о предоставлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридического лица" утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Представленное войсковой частью 11585 сообщение содержит указание на организационно-правовую форму - учреждение.
В соответствии с Временными Методическими рекомендациями, доведенными до налоговых органов письмом Министерства финансов РФ по налогам и сборам от 28.06.2002 N ММ-6-09/911, действовавшими на момент подачи заявления по форме Р17001 предусматривалось, что в ЕГРЮЛ включаются сведения лишь о юридических лицах. Поэтому в случае поступления сообщения по форме Р17001 от организации, подведомственной органам управления (специально уполномоченным органам исполнительной власти в области обороны), распорядительный акт о создании организации и в обязательном порядке устав (Положение) такой организации должен содержать запись о том, что данная организация имеет статус юридического лица.
Аналогичные требования содержались в письмах МНС России от 09.12.2002 N ФС-6-09/18934(а) "К вопросу об особенностях государственной регистрации воинских частей", от 22.09.2003 N ММ-6-09-986(а) "Об учете в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами".
Следовательно, оспариваемые прокурором решение и действия налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Министерства обороны РФ и войсковой части 11585.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия от 03.12.2002 N 113 о государственной регистрации войсковой части 11585, расположенной в г.Кяхта, Республика Бурятия.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Бурятия по включению войсковой части 11585 в Единый государственный реестр юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 декабря 2008 г. N А10-3279/08
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст официально опубликован не был