Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Республиканская целевая программа
"Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности
Республики Бурятия на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 5 марта 2009 г. N 67)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие несельскохозяйственной
деятельности в сельской местности Республики Бурятия на 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности Республики Бурятия на 2009-2012 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" |
Заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Основной разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Цель Программы |
Устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения путем создания условий для дальнейшего расширения занятости и самозанятости, роста малого предпринимательства на основе развития несельскохозяйственных видов деятельности |
Основные задачи |
1. Создание и развитие несельскохозяйственной деятельности в сферах: сельского туризма, сельской торговли, народных промыслов и ремесел, бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья. 2. Формирование инфраструктуры и материально-технической базы для развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности. 3. Повышение уровня занятости сельского населения путем развития несельскохозяйственных видов деятельности |
Основные мероприятия Программы |
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения несельскохозяйственных видов деятельности. 2. Поддержка малого предпринимательства несельскохозяйственных видов деятельности в вопросах реализации произведенных товаров, продукции и услуг, развитие инфраструктуры в сельской местности. 3. Развитие финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства несельскохозяйственных видов деятельности на селе. 4. Поддержка информационно-консультационного обслуживания, рекламы, брендинга и распространение положительного опыта организации несельскохозяйственной деятельности. 5. Совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества (зданий, помещений, оборудования и другое), земель (лесных угодий, природоохранных территорий, водоемов и другое) для ведения несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности. 6. Обучение кадров для развития малого предпринимательства в несельскохозяйственных видах деятельности. 7. Мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения мероприятий Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2012 годы 1 этап - создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в несельскохозяйственной деятельности на селе и системы финансово-кредитной поддержки - 2009-2010 годы; 2 этап - развитие инфраструктуры и финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в несельскохозяйственной деятельности на селе - 2011-2012 годы |
Исполнители Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Министерство культуры Республики Бурятия, Республиканское агентство по туризму, Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий, ГУ "Информационно-методологический центр сельских территорий Республики Бурятия", организации малых форм хозяйствования на селе, личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - К(Ф)Х), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее - СПоК) |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2008-2012 годы составляет в ценах соответствующих лет 1632,5 млн. руб., в том числе: - за счет республиканского бюджета -142,6 млн. руб., из них по годам: 2009 год - 20,0 млн. руб., 2010 год - 34,9 млн. руб.*, 2011 год - 38,5 млн. руб.*, 2012 год - 49,2 млн. руб.*; - за счет внебюджетных источников - 1 489,9 млн. руб., в том числе по годам: 2009 год - 248,8 млн. руб., 2010 год - 349,3 млн. руб., 2011 год - 392,8 млн. руб., 2012 год - 499,0 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Увеличение выручки от реализации продукции и услуг несельскохозяйственной деятельности с 647,0 млн. руб. в 2008 году до 1 721,6 млн. руб. в 2012 году; Увеличение численности среднегодовых работников, занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых - до 19,3 тыс. чел. в 2012 году; Увеличение охвата несельскохозяйственной деятельностью сельского населения (соотношение числа занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых, к числу сельского населения в республике) с 3,2 % в 2008 году до 4,5 % в 2012 году |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Рост располагаемых ресурсов домашних хозяйств, в среднем на члена домохозяйства, в месяц с 7 300 рублей в 2008 году до 12 411 рублей в 2012 году. Будет создано 5 665 новых рабочих мест в сельской местности |
Система управления и контроля |
Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. Минсельхозпрод Республики Бурятия ежеквартально готовит отчет о результатах Программы и выполнении целевых индикаторов |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Республика Бурятия является аграрным регионом, поэтому развитие села имеет большую социальную значимость для республики. Сельское население насчитывает 430,4 тыс. человек, что составляет 44,8 % от общей численности постоянного населения республики. Спад аграрного производства в Бурятии в перестроечный период, сворачивание социальной сферы села и других отраслей сельской экономики привели к резкому уменьшению спроса на рабочую силу. Высвободившиеся работники перешли в личное подсобное хозяйство, ставшее для них основным занятием.
Анализ уровня и динамика показателей занятости, доходов сельского населения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели |
Ед. изм. |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 г. к 2006 г., % |
Численность экономически активного населения, всего |
тыс. чел. |
238,2 |
240,1 |
240,9 |
101,1 |
в том числе: занятые |
тыс. чел. |
207,9 |
208,3 |
208,8 |
100,4 |
Безработные, всего (включая незарегистрированных в ЦЗН) |
тыс. чел. |
30,3 |
31,8 |
32,1 |
105,9 |
Уровень безработицы, всего |
% |
12,7 |
13,2 |
13,3 |
+0,6 |
Создано новых рабочих мест |
мест |
411 |
516 |
334 |
81,3 |
в % к общей численности безработных |
|
1,3 |
1,6 |
0,9 |
-0,4 |
Среднемесячная оплата труда с начислениями |
руб./ чел. |
2 472 |
3 107 |
4 301 |
174,0 |
в % к средней по экономике региона |
|
26,4 |
27,0 |
31,1 |
+4,7 |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц) |
руб./ чел. |
3 543 |
5 186 |
7 300 |
206,0 |
в % к прожиточному минимуму |
|
98,1 |
125,7 |
140,6 |
+42,5 |
Данные таблицы 1 показывают, что численность экономически активного населения на селе увеличилась в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 1,1 % или на 2,7 тыс. чел. За 2007-2008 годы в сельской местности создано 850 новых рабочих мест, увеличились доходы населения: рост среднемесячной заработной платы в 2008 году в сравнении с 2006 годом составил 74 %, располагаемые ресурсы домашних хозяйств увеличились в 2,1 раза или на 3 757 руб. Вместе с тем, уровень безработицы на селе продолжает оставаться высоким, в 2008 году он составил 13,3 %, уровень среднемесячной оплаты труда ниже среднего показателя по республике в 2,1 раза, располагаемые ресурсы домашних хозяйств в 2007 году в среднем на одного члена домохозяйства в месяц составили 7 300 руб.
Таким образом, в настоящее время большое значение в республике приобретает развитие альтернативных сельскохозяйственному производству видов деятельности на селе, призванных обеспечить повышение занятости сельского населения, снижение сезонности производства, рост доходов и благосостояния сельских жителей, более полное использование местных ресурсов.
Бурятия имеет все условия и предпосылки для развития несельскохозяйственной деятельности на селе, которые в настоящее время используются не в полной мере. Сельская местность республики обладает достаточным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, повысить занятость, уровень и качество жизни сельского населения. Это уникальные туристско-рекреационные ресурсы (оз. Байкал, лечебные минеральные источники, озера, тайга, историко-археологические памятники); природные ресурсы - экологически чистые лесные массивы для сбора населением лекарственного сырья, дикорастущих ягод, орехов, грибов, леса для заготовки древесины; а также потенциал этнографического туризма (быт, прикладное и песенное творчество народов, проживающих на территории республики: бурят, русских старообрядцев, эвенков).
Как показывает практика, развитие несельскохозяйственных видов деятельности на селе осуществляется преимущественно предприятиями - субъектами малого бизнеса. Малые предприятия создают наибольшее количество рабочих мест на селе в этой сфере. По данным Территориального органа Росстата по Республике Бурятия в 2007 году в сельской местности насчитывалось 1 250 малых предприятий - юридических лиц и около 12 000 индивидуальных предпринимателей. Основная часть малых предприятий осуществляет свою деятельность в торговле (37 %) и строительстве (14 %). Остальные виды несельскохозяйственной деятельности развиты слабо.
Для определения перспектив развития малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственного производства проведен анализ, который показывает, что сложившаяся ситуация в сельской местности в целом малоблагоприятна для развития сложных, высокотехнологичных видов бизнеса, но благоприятна для более простых технологий производства продукции. Таким образом, с учетом данных факторов, а также природных и биологических ресурсов приоритетными направлениями развития малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственного бизнеса в регионе должны стать заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья, а также развитие сельского туризма.
По данным лесхозов Республики Бурятия, биологические ресурсы кедровых орехов в регионе составляют в среднем 18,8 тыс. тонн в год, грибов - 4,5 тыс. тонн, дикорастущих ягод - 19,4 тыс. тонн. Однако, ресурсный потенциал используется незначительно. Так, в республике в среднем заготавливается кедровых орехов 750 тонн в год или 4 % от имеющихся ресурсов; брусники и смородины - 407,3 тонны (3 %); клюквы и черники - 76,2 тонны (20 %).
Заготовкой и переработкой дикоросов в республике занимаются ЗАО "Кондитерпром", ОАО "Байкалфарм", ООО "Дары Сибири", ООО "Агро-В", ООО СХК "Байкал-Вита". Данные предприятия используют дикорастущее сырье для изготовления кондитерских изделий, винно-водочной и плодово-ягодной консервированной продукции. Ассортимент выпускаемой продукции из такого рода сырья насчитывает не более 12 наименований и реализуется в основном на местном рынке. Заготовку дикоросов осуществляют и организации Буркоопсоюза, которые реализуют их как перерабатывающим предприятиям, так и через собственную торговую сеть.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 21.11.1995 г. N 210-I "О туризме" сельский туризм признан одним из приоритетных направлений в Республике Бурятия и получил особое развитие в 11 туристско-ориентированных районах в виде создания гостевых домов, организации рыбалки и охоты, конных туров, участия в традиционных занятиях селян, оказания услуг гидов-экскурсоводов на местных экологических маршрутах и др.
По данным органов местного самоуправления на 1 января 2008 года услуги размещения в районах республики оказывают 60 зарегистрированных гостевых домов емкостью 529 мест.
В течение последних лет на территории Бурятии был реализован ряд грантовых проектов: "Развитие системы В&В", "Создание Байкальской информационной системы экологического туризма", "Большая Байкальская тропа", "Развитие экотуризма в дельте реки Селенга" и других, оказавших влияние на развитие сельского туризма в республике. Разработаны методические рекомендации по временному размещению и проживанию туристов, внедряется система упрощенного налогообложения на основе патента, в муниципальных образованиях ведется реестр средств размещения. Проведены обучающие курсы и семинары по тематикам "Менеджмент туризма" и "Организация экскурсионного дела и туризма", "Организация обслуживания туристов на базе гостевых домов и подворий". В семинарах приняли участие порядка 250 человек.
Развитие сельского туризма в Республике Бурятия сдерживается рядом проблем: недостаточностью рекламно-информационного обеспечения, отсутствием ассоциаций, включающих субъектов, занимающихся сельским туризмом, слабым уровнем развития коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В то же время имеются хорошие перспективы и факторы, благоприятствующие распространению данного вида деятельности, а именно:
1) наличие незанятого сельского населения, проявляющего интерес и желание сотрудничать в сфере туризма;
2) наличие у населения свободных земельных участков, перспективных для строительства малых гостиниц и частных принимающих домов;
3) рост количества свободных посетителей, составляющих потенциальную клиентуру сельского туризма;
4) благоприятная экологическая ситуация, наличие рекреационных ресурсов.
Перспективными направлениями развития малого бизнеса в сфере услуг на селе являются, кроме сельского туризма, развитие народных промыслов и ремесел, бытовое (парикмахерские, пошив и ремонт одежды, ремонт бытовой техники и др.) и социально-культурное обслуживание сельского населения, а также развитие сферы общественного питания и придорожного сервиса. Наличие предприятий общественного питания, в том числе, придорожных кафе и закусочных, станций технического обслуживания, шиномонтажных мастерских, мотелей, автостоянок, автозаправочных станций и других способствует развитию сельского туризма, так как они являются важной составляющей туристской инфраструктуры.
В настоящее время в малом бизнесе на селе наибольшее развитие получила торговля. Данный вид деятельности является наиболее рентабельным и, в связи с этим, привлекательным для вложения частных инвестиций. При этом следует отметить, что отдельные социально значимые направления в развитии торговли, в частности, открытие сельскохозяйственных рынков, обеспечивающих выход местных производителей к потребителям продукции, нуждаются в государственной поддержке.
Проведенный анализ показывает, что достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственной деятельности на селе недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, привлечения частных инвестиций в отрасль, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Развитию несельскохозяйственной деятельности на селе препятствуют следующие факторы:
- несовершенство нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивого развития несельскохозяйственных видов деятельности на селе, стимулирующих легализацию бизнеса и частные инвестиции;
- слабая поддержка со стороны органов государственного управления и местного самоуправления сельских районов;
- острый недостаток специалистов по организации несельскохозяйственных видов деятельности на селе;
- отсутствие механизма доступного кредитования для сельских жителей, желающих заниматься несельскохозяйственной деятельностью на собственных землях;
- неразвитость системы рекламно-информационного обеспечения несельскохозяйственного бизнеса на селе.
Решение этих вопросов возможно при помощи программных мероприятий.
2. Цели и задачи
Цель Программы - повышение уровня жизни сельского населения за счет расширения масштабов его занятости и самозанятости и увеличения доходов на основе развития несельскохозяйственного бизнеса (деятельности и услуг).
Для достижения намеченных целей необходимо решение следующих задач:
- создание и развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности на основе привлечения ЛПХ, К(Ф)Х, индивидуального предпринимательства, СПоК и так далее;
- формирование и развитие инфраструктуры, а также материально-технической базы для развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности путем предоставления государственного и муниципального имущества, привлечения ресурсов других организаций и предпринимателей;
- укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для развития несельскохозяйственной деятельности на селе: обучение населения народным промыслам и ремеслам, специальностям в сфере бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения; основам предпринимательства в несельскохозяйственных видах деятельности и услуг;
- разработка и предоставление методических рекомендаций, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым формам хозяйствования, распространение опыта создания и деятельности несельскохозяйственного бизнеса;
- повышение уровня занятости сельского населения на 2,6 % к 2012 году за счет сохранения существующих рабочих мест и создания новых путем расширения сферы несельскохозяйственных видов деятельности и услуг.
3. Целевые индикаторы
Основные целевые индикаторы Программы приведены в таблице 2. Программные мероприятия должны обеспечить рост выручки от реализации продукции и услуг несельскохозяйственного бизнеса в 2,7 раза и составить в 2012 году 1,7 млрд. руб. Численность среднегодовых работников, занятых несельскохозяйственной деятельностью на селе по завершению реализации Программы составит 19 335 человек, что на 41,4 % выше базового уровня. Рост численности произойдет преимущественно за счет отрасли заготовки и переработки дикоросов.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы Программы
Показатели |
2008 год (база) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Выручка от реализации продукции и услуг несельскохозяйственной деятельности, млн. руб. |
647,0 |
800,7 |
1018,7 |
1324,3 |
1721,6 |
Численность среднегодовых работников, занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых, чел. |
13670 |
14025 |
16230 |
17960 |
19335 |
Охват несельскохозяйственной деятельностью сельского населения (соотношение числа занятых несельскохозяйственной деятельностью, включая самозанятых, к числу сельского населения в регионе), % |
3,2 |
3,3 |
3,8 |
4,2 |
4,5 |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет осуществляться путем реализации следующего комплекса программных мероприятий:
4.1. Совершенствование нормативного правового обеспечения несельскохозяйственных видов деятельности:
1) подготовка нормативных правовых актов, регулирующих меры по поддержке развития несельскохозяйственных видов деятельности;
2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в сферах: сельского туризма; сельской торговли; народных промыслов и ремесел; бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения; заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья.
4.2. Поддержка малого предпринимательства в несельскохозяйственных видах деятельности в сельской местности (далее - несельскохозяйственный бизнес) в вопросах реализации произведенных товаров, продукции и услуг, развитие инфраструктуры в сельской местности:
1) реализация мероприятий совместно с муниципальными образованиями по вопросам снижения административных барьеров в деятельности субъектов несельскохозяйственного бизнеса контролирующими, надзорными и разрешительными органами;
2) организация работы по приему обращений предпринимателей, занимающихся несельскохозяйственным бизнесом;
3) поддержка предпринимателей в реализации произведенной продукции посредством "торговой площадки" в Интернет на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия "АПК Республики Бурятия" для обеспечения продвижения востребованного конкурентоспособного товара на рынке;
4) предоставление на льготных условиях постоянных торговых мест на рынках с целью реализации продукции, полученной от несельскохозяйственных видов деятельности (товары народных промыслов и ремесел, дикоросы и другое), а также организация других каналов сбыта продукции;
5) содействие участию субъектов несельскохозяйственного бизнеса в выставочно-ярмарочных мероприятиях с целью создания условий для продвижения товаров, работ, услуг на республиканский рынок;
6) подготовка каталогов продукции, работ, услуг, а также инновационных проектов субъектов несельскохозяйственного бизнеса.
Общая сумма затрат из республиканского бюджета на финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственного бизнеса на селе в вопросах реализации произведенных товаров, продукции и услуг, развитие инфраструктуры в сельской местности составит 6,2 млн. руб. (таблица 3).
Таблица 3
(млн. руб.)
Мероприятия |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
Развитие инфраструктуры |
РБ** |
0,5 |
1,3* |
2,0* |
2,4* |
6,2* |
ВИ*** |
2,5 |
6,5 |
10,0 |
12,0 |
31,0 |
|
1. Субсидии на возмещение части расходов, связанных с оплатой аренды торговых мест на рынках |
РБ |
0,2 |
0,6* |
0,8* |
1,0* |
2,6* |
ВИ |
1,3 |
3,3 |
4,8 |
5,8 |
15,2 |
|
2. Содействие участию субъектов несельскохозяйственного бизнеса в выставочно-ярмарочных мероприятиях с целью создания условий для продвижения товаров, работ, услуг на республиканский рынок |
РБ |
0,15 |
0,35* |
0,6* |
0,8* |
1,9* |
ВИ |
1,0 |
2,5 |
4,0 |
5,0 |
12,5 |
|
3. Поддержка в реализации произведенной продукции с помощью "торговой площадки в Интернет на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия "АПК Республики Бурятия" |
РБ |
0,1 |
0,1* |
0,1* |
0,1* |
0,4* |
4. Подготовка каталогов, буклетов |
РБ |
0,05 |
0,25* |
0,5* |
0,5* |
1,3* |
ВИ |
0,2 |
0,7 |
1,2 |
1,2 |
3,3 |
4.3. Развитие финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственного бизнеса на селе:
1) реализация мероприятий по поддержке несельскохозяйственного бизнеса - субсидирование части затрат начинающим несельскохозяйственную деятельность субъектам малого бизнеса на организационное обустройство (разработка учредительных документов, регистрация, приобретение оргтехники, аренда помещений);
2) реализация мероприятий по финансово-кредитной поддержке субъектов несельскохозяйственного бизнеса - субсидирование части затрат по привлеченным кредитам субъектам несельскохозяйственного бизнеса на приобретение технологического оборудования, транспортных средств, инвентаря;
3) создание гарантийного фонда по обеспечению кредитных обязательств субъектов несельскохозяйственного бизнеса.
Исполнение механизма поддержки несельскохозяйственного бизнеса, в том числе предоставление поручительств гарантийного фонда при привлечении кредитных ресурсов, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.12.2007 г. N 419 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 08.05.2009 г. N 232, от 24.12.2008 г. N 567). Выделение бюджетных средств на финансирование данного мероприятия будет уточнено после утверждения порядка предоставления средств из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия;
4) проведение оценки ресурсного потенциала дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья.
Общая сумма затрат из республиканского бюджета на финансирование мероприятий по развитию финансово-кредитной поддержки малого несельскохозяйственного бизнеса на селе составит 119,1 млн. руб. (таблица 4).
Таблица 4
(млн. руб.)
Мероприятия |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
Развитие финансово-кредитной поддержки малого несельскохозяйственного бизнеса на селе |
РБ |
16,6 |
29,5* |
31,5* |
41,5* |
119,1* |
ВИ |
244,6 |
337,1 |
374,4 |
473,8 |
1429,9 |
|
1. Субсидирование части затрат на организационное обустройство начинающим несельскохозяйственную деятельность ЛПХ, К(Ф)Х, СПоК |
РБ |
3,2 |
5,3* |
7,0* |
9,8* |
25,3* |
ВИ |
5,7 |
9,0 |
14,7 |
21,0 |
50,4 |
|
2. Субсидирование части затрат ЛПХ, К(Ф)Х, потребительским кооперативам, занятым несельскохозяйственной деятельностью, на приобретение необходимого оборудования, транспортных средств, инвентаря по привлеченным кредитам на развитие, в том числе: |
РБ |
12,4 |
18,2* |
19,5* |
23,7* |
73,8* |
ВИ |
238,9 |
328,1 |
359,7 |
452,8 |
1379,5 |
|
- сельского туризма |
РБ |
1,5 |
2,0* |
2,0* |
2,5* |
8,0* |
ВИ |
48,0 |
59,3 |
72,3 |
85,7 |
265,3 |
|
- заготовки и переработки дикоросов |
РБ |
10,0 |
14,7* |
15,5* |
19,2* |
59,4* |
ВИ |
74,0 |
135,0 |
135,0 |
193,0 |
537,0 |
|
- сельской торговли, общественного питания и придорожного сервиса |
РБ |
0,5 |
0,6* |
0,8* |
0,8* |
2,7* |
ВИ |
102,5 |
114,7 |
129,1 |
144,5 |
490,8 |
|
- бытового обслуживания |
РБ |
0,1 |
0,1* |
0,2* |
0,2* |
0,6* |
ВИ |
12,9 |
16,4 |
20,0 |
26,3 |
75,6 |
|
- народных промыслов и ремесел |
РБ |
0,3 |
0,8* |
1,0* |
1,0* |
3,1* |
ВИ |
1,5 |
2,7 |
3,3 |
3,3 |
10,8 |
|
3. Создание гарантийного фонда по обеспечению кредитных обязательств субъектов несельскохозяйственного бизнеса |
РБ |
1,0 |
3,0* |
5,0* |
8,0* |
17,0* |
4. Проведение оценки ресурсного потенциала дикорастущих плодов и ягод лекарственных растений и другого недревесного сырья |
РБ |
0 |
3,0* |
0 |
0 |
3* |
ВИ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Целевыми индикаторами при реализации данных мероприятий являются:
- количество вновь созданных предприятий в сфере несельскохозяйственного бизнеса на селе составит в 2012 году 259 ед.;
- выручка от реализации несельскохозяйственных видов продукции в 2012 году к 2008 году увеличится в 2,7 раза и составит 1,7 млрд. руб.;
- увеличение занятого сельского населения несельскохозяйственной деятельностью составит 41,4 % или 5 665 человек;
- удельный вес работающих в несельскохозяйственном бизнесе к общей численности сельского населения в 2012 году составит 4,5 % против 3,2 % в 2008 году.
4.4. Поддержка информационно-консультационного обслуживания, рекламы, брендинга и распространения положительного опыта организации несельскохозяйственной деятельности:
1) содействие в организации консультационно-методической помощи субъектам несельскохозяйственного бизнеса и сельскому населению в формировании и развитии альтернативных форм занятости населения по организационно-экономическим, правовым, технологическим вопросам, по ведению бухгалтерского учета, формированию налоговых отчетов и деклараций, вопросам землепользования, инноваций;
2) содействие проведению семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам изменения нормативно-правового, налогового законодательства, регулирующего деятельность субъектов несельскохозяйственного бизнеса, финансово-кредитной поддержки и по другим актуальным вопросам развития несельскохозяйственных видов деятельности;
3) выпуск информационно-аналитических радио-, телепередач и информационных материалов (брошюры, методические рекомендации и другое) о передовом опыте в развитии несельскохозяйственных видов деятельности, инновациях, публикация их в Интернет на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия "АПК Республики Бурятия" http://apkbur.ru;
4) содействие в организации демонстрационных объектов по основным направлениям развития несельскохозяйственной деятельности на селе, предоставление консультационных и образовательных услуг в режиме on-line.
Мероприятия распространяются только на ЛПХ и СПоК, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, определенными Республиканской целевой программой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2012 годы.
Общая сумма затрат из республиканского бюджета на финансирование мероприятий по поддержке информационно-консультационного обслуживания, рекламы, брендинга и распространения положительного опыта организации несельскохозяйственной деятельности составит 9,1 млн. руб. (таблица 5).
Таблица 5
(млн. руб.)
Мероприятия |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
Поддержка информационно-консультационного обслуживания, рекламы, брендинга и распространение положительного опыта организации несельскохозяйственной деятельности |
РБ |
1,4 |
2,2* |
2,7* |
2,8* |
9,1* |
ВИ |
1,0 |
4,9 |
7,4 |
12,0 |
25,3 |
|
1. Оказание консультационной помощи субъектам МП и сельскому населению в формировании и развитии альтернативных форм занятости населения в сельской местности, по организационно-экономическим, правовым, технологическим, вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, землепользования, инноваций. Научно-методическое обеспечение развития несельскохозяйственной деятельности на селе |
РБ |
0,9 |
1,0* |
1,1* |
1,2* |
4,2* |
ВИ |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
7,0 |
|
2. Проведение семинаров и конференций по развитию несельскохозяйственной деятельности на селе |
РБ |
0,2 |
0,3* |
0,5* |
0,5* |
1,5* |
ВИ |
0,0 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
4,0 |
|
3. Выпуск информационно-аналитических радиопередач и информационных материалов о передовом опыте, инновациях в развитии несельскохозяйственной деятельности на селе |
РБ |
0,3 |
0,8* |
1,0* |
1,0* |
3,1* |
ВИ |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,3 |
|
4. Организация демонстрационных объектов по основным направлениям развития несельскохозяйственной деятельности, предоставление консультационных и образовательных услуг в режиме on-line |
РБ |
0,0 |
0,1* |
0,1* |
0,1* |
0,3* |
ВИ |
0,0 |
2,0 |
4,0 |
8,0 |
14,0 |
4.5. Совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества (зданий, помещений, оборудования и другое), земель (лесных угодий, природоохранных территорий, водоемов и другое) для ведения несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности:
разработка и внедрение механизмов предоставления государственного и муниципального имущества, в том числе земельных участков, на льготных условиях с целью обеспечения доступа к имущественным ресурсам субъектов несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.
4.6. Обучение кадров для развития малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственного бизнеса на селе:
1) проведение обучающих семинаров для граждан и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, желающих начать бизнес по несельскохозяйственным видам деятельности.
Мероприятие распространяется только на ЛПХ и СПоК, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, определенными Республиканской целевой программой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2012 годы;
2) организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения Бурятии на базе вузов и учреждений начального профессионального образования республики с целью вовлечения их в несельскохозяйственный бизнес;
3) формирование учебных программ и планов с вузами и учреждениями начального профессионального образования республики по набору учащихся и студентов по специальностям согласно потребностям несельскохозяйственного бизнеса.
Общая сумма затрат из республиканского бюджета на финансирование мероприятий по обучению кадров для развития малого предпринимательства в несельскохозяйственных видах деятельности на селе составит 8,2 млн. руб. (таблица 6).
Таблица 6
(млн. руб.)
Мероприятия |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
Обучение кадров для развития малого предпринимательства несельскохозяйственных видов деятельности |
РБ |
1,5 |
1,9* |
2,3* |
2,5* |
8,2* |
ВИ |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
3,7 |
|
1. Проведение обучающих мероприятий |
РБ |
0,7 |
0,7* |
1,0* |
1,0* |
3,4* |
ВИ |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,8 |
|
2. Организация стажировок |
РБ |
0,8 |
1,0* |
1,1* |
1,3* |
4,2* |
ВИ |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
2,9 |
|
3. Организация центров по оказанию информационных услуг |
РБ |
- |
0,2* |
0,2* |
0,2* |
0,6* |
ВИ |
- |
- |
- |
- |
- |
Все вышеперечисленные мероприятия также будут реализовываться в СП "Тугнуйское" Мухоршибирского района республики.
4.7. Мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения мероприятий Программы:
1) проведение мониторинга развития малого предпринимательства в сфере несельскохозяйственных видов деятельности в муниципальных образованиях и публикация результатов в Интернет на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия "АПК Республики Бурятия": http://apkbur.ru;
2) мониторинг деятельности субъектов несельскохозяйственного бизнеса, получивших поддержку в рамках Программы.
Для ведения мониторинга реализации Программы разработаны формы отчетности для муниципальных образований районов республики (приложение N 1) и для организаций, осуществляющих информационно-консультационное обслуживание, подготовку и обучение кадров (приложение N 2).
5. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы
Кроме формирования и развития несельскохозяйственного бизнеса на селе, увеличения объема реализации несельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования, реализация Программы позволит обеспечить повышение уровня доходов сельского населения на 70 % и сократить уровень безработицы на селе на 2,6 %.
Таблица 7
Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Показатель |
2008 год (база) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 г. к 2008 г. |
|
+,- |
% |
||||||
Выручка от реализации продукции и услуг несельскохозяйственной деятельности, млн. руб. |
647,0 |
800,7 |
1018,7 |
1324,3 |
1721,6 |
1074,6 |
266,1 |
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств сельского населения (в среднем на одного члена домохозяйства в месяц), руб. |
7300 |
8030 |
8994 |
10343 |
12411 |
5111 |
170,0 |
Уровень безработицы сельского населения, % |
13,3 |
13,1 |
12,1 |
11,3 |
10,7 |
-2,6 |
-2,6 |
Таблица 8
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Программе
развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности
Показатели |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 4 года |
Выручка от реализации продукции и услуг несельскохозяйственной деятельности |
млн. руб. |
800,7 |
1018,7 |
1324,3 |
1721,6 |
4865,3 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции и услуг несельскохозяйственной деятельности |
млн. руб. |
153,7 |
218,0 |
305,6 |
397,3 |
1074,6 |
Финансирование Программы, всего |
млн. руб. |
20,0 |
34,9* |
38,5* |
49,2* |
142,6* |
Показатели эффективности |
% |
768,5 |
624,6 |
793,8 |
805,6 |
753,6 |
6. Ресурсное обеспечение Программы
Таблица 9
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
(млн. руб.)
NN п/п |
Мероприятия |
Источник |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего за 2009-2012 годы |
|
Итого |
Всего |
268,8 |
384,2 |
431,3 |
548,2 |
1632,5 |
РБ |
20,0 |
34,9* |
38,5* |
49,2* |
142,6* |
||
ВИ |
248,8 |
349,3 |
392,8 |
499,0 |
1489,9 |
||
1. |
Развитие инфраструктуры |
РБ |
0,5 |
1,3* |
2,0* |
2,4* |
6,2* |
ВИ |
2,5 |
6,5 |
10,0 |
12,0 |
31,0 |
||
2. |
Развитие финансово-кредит-ной поддержки малого несельскохозяйственного бизнеса на селе |
РБ |
16,6 |
29,5* |
31,5* |
41,5* |
119,1* |
ВИ |
244,6 |
337,1 |
374,4 |
473,8 |
1429,9 |
||
3. |
Поддержка информационно-консультационного обслуживания, рекламы, брендинга и распространение положительного опыта организации несельскохозяйственной деятельности |
РБ |
1,4 |
2,2* |
2,7* |
2,8* |
9,1* |
ВИ |
1,0 |
4,9 |
7,4 |
12,0 |
25,3 |
||
4. |
Обучение кадров для развития малого предпринимательства несельскохозяйственных видов деятельности |
РБ |
1,5 |
1,9* |
2,3* |
2,5* |
8,2* |
ВИ |
0,7 |
0,8 |
1,0 |
1,2 |
3,7 |
7. Описание системы управления реализацией Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах".
Оценка рисков реализации Программы
Возможные риски, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, и механизмы их снижения приведены в табл. 10.
Таблица 10
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативного и правового обеспечения |
Проведение экспертизы и привлечение квалифицированных кадров |
Недостаточный уровень финансово-кредитной поддержки и неполный охват направлений развития несельскохозяйственной деятельности |
Увеличение размеров и расширение направлений финансово-кредитной поддержки, в том числе поддержка гарантийного фонда Фонда развития малого предпринимательства Республики Бурятия |
Несоответствие инфраструктуры |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры, включая сбыт, информационно-консультационного, научного и др. обслуживания |
Организационные риски |
Формирование инициативных групп, помощь в подготовке учредительных документов, предоставление помещений, земельных участков, иного государственного и муниципального имущества и др. для занятия несельскохозяйственной деятельностью |
Недостаток квалифицированных специалистов и опыта ведения несельскохозяйственной деятельности |
Организация подготовки и переподготовки кадров и изучение положительного опыта |
Рост темпа инфляции выше запланированного |
Разработка дополнительных мер и увеличение размеров финансово-кредитной поддержки |
Сезонный характер отрасли заготовки и переработки дикорастущего сырья, его труднодоступность |
Создание хранилищ, развитие сети приемных пунктов |
Зависимость урожайности от климатических условий |
Развитие плодопитомников и садов |
Конкуренты из других регионов по закупу дикоросов |
Усиление маркетинговой деятельности предприятий |
Отсутствие инвесторов в отрасли переработки дикоросов |
Привлечение государственной поддержки на республиканском и федеральном уровнях |
Недостижение целевых показателей
|
Мониторинг выполнения Программы, корректировка мероприятий и разработка дополнительных мер по ее реализации |
8. Сроки реализации Программы
В целях контроля за реализацией Программы составлен график с указанием разделов и мероприятий, ответственных исполнителей, срока исполнения и объема работ (таблица 11).
Таблица 11
График реализации программных мероприятий
NN п/п |
Разделы Программы, мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
Документ |
Примечание |
1. |
Совершенствование нормативного и правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
Минсельхозпрод РБ, Минэкономики РБ, Минкультуры РБ, Республиканское агентство по туризму, Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий, |
2009 год |
постановление Правительства РБ |
|
2. |
Развитие финансово-кредитной поддержки развития малого сельскохозяйственного бизнеса на селе |
Минсельхозпрод РБ, Минэкономики РБ, Минкультуры РБ, Республиканское агентство по туризму, Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий |
2009 год |
постановление Правительства РБ |
|
3. |
Развитие инфраструктуры, улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения несельскохозяйственной деятельности |
Минсельхозпрод РБ, Минэкономики РБ, Минкультуры РБ, Республиканское агентство по туризму, Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий |
постоянно |
годовая аналитическая записка |
|
4. |
Укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для развития несельскохозяйственной деятельности |
Минсельхозпрод РБ, Минэкономики РБ, Минкультуры РБ, Республиканское агентство по туризму, Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий |
постоянно |
годовая аналитическая записка |
|
5. |
Мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения Программы |
Минсельхозпрод РБ, Минэкономики РБ, Минкультуры РБ, Республиканское агентство по туризму, Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий |
постоянно |
годовая аналитическая записка |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.