Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 30 декабря 2008 г. N А10-2990/2008
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" к межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о признании недействительными решений от 08.08.2008 г. N 2815 и от 12.09.2008 г. N 22-16/08397. При участии: от заявителя: Цыренжапов В.Б. - представитель по доверенности б/н от 11.03.2008 г.; от ответчиков: Гынденова Т.В. - представитель межрайонной ИФНС N 2 по Республике Бурятия по доверенности N 113 от 15.07.2008 г., Базаргуроев Ч.Б. - представитель Управления ФНС по Республике Бурятия по доверенности N 0300-13-18/1-32 от 20.12.2007 г., от третьего лица: Шагдуров А.Ч. - представитель по доверенности б/н от 17.12.2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2008 года.
Открытое акционерное общество "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" (далее - ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия о признании недействительным решения от 08.08.2008 г. N 2815, принятого по результатам камеральной налоговой проверки декларации по земельному налогу за 2007 год, а также решения от 12.09.2008 г. N 22-16/08397.
Одновременно общество в обеспечение заявления ходатайствовало о приостановлении действия оспариваемых решений до рассмотрения дела судом по существу.
Определением арбитражного суда от 02.10.2008 г. ходатайство о приостановлении действия решения от 08.08.2008 г. N 2815, вынесенного межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия, удовлетворено, в удовлетворении требования о приостановлении действия решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия от 12.09.2008 г. N 22-16/08397 отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству заявителя определением арбитражного суда от 27.10.2008 г. привлечено общество с ограниченной ответственностью "Медиа групп" (далее - ООО "Медиа групп").
Заявитель в обоснование своего требования указал, что в соответствии со статьей 652 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обществу как арендатору имущественного комплекса, расположенного на определенном земельном участке, одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью были переданы также и права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования, то есть, в том числе возникла обязанность по осуществлению платежей за землю. Ссылаясь на п.2 ст.654 ГК РФ полагает, что арендная плата за землю включена в общую арендную плату за недвижимое имущество.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства предъявленное требование поддержал в полном объеме. Фактическое пользование обществом частью земельного участка площадью 61,96 га подтвердил. Считает, что платежи за землю за 2007 г. обществом производились в виде арендной платы по договору от 12.10.2007 г. N 24/07.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Бурятия (далее - нижестоящий налоговый орган, ответчик) и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - вышестоящий налоговый орган, второй ответчик) с предъявленным требованием не согласились. Считают, что по договору аренды имущественного комплекса N 24/07 в стоимость арендной платы плата за земельный участок не включена. Из пункта 3 договора N 24/07 не следует, что заявителем в составе общей арендной платы за временное пользование имущественным комплексом уплачивалась плата за земельный участок в размере, необходимом для его использования. Отдельного договора об аренде земельного участка между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия и ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" не заключено. Ссылку заявителя на дополнительное соглашение N 02 считает несостоятельной, поскольку из содержания отчета N ГУ 118/07 следует, что в состав арендной платы плата за землю включена не была, к тому же на момент вынесения решения в налоговый орган дополнительное соглашение N 02 представлено не было.
Выполненный в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет N ГУ 118/07 свидетельствует о том, что обществом арендная плата за земельный участок не уплачивалась. В отчете на с.25 в формуле расчета арендной платы присутствует составляющая - стоимость земельного участка. Однако в самом расчете стоимость земельного участка не была определена, что и вызвало вопросы со стороны налогового органа.
По мнению ответчиков данное обстоятельство указывает на то, что при определении размера арендной платы за переданное по договору N 24/07 недвижимое имущество арендная плата за земельный участок не была включена и фактически не уплачивалась обществом в 2007 году.
В перечне земельных участков, землепользователи которых освобождены от уплаты земельного налога, земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов, не поименованы, следовательно, подлежат налогообложениию земельным налогом в общеустановленном порядке в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
То, что общество - фактический землепользователь подтверждается актом приема-передачи имущественного комплекса. А поскольку общество - фактический землепользователь и арендных платежей за земельный участок не осуществлял, налоговый орган пришел к выводу и доначислении ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" земельного налога за 12 месяцев 2007 г.
ООО "Медиа групп", выступающее в качестве третьего лица считает, что поскольку государственная регистрация права постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком не произведена, обязанность уплачивать земельный налог за 12 месяцев 2007 г. у третьего лица не возникла. Кроме того, ООО "Медиа групп" указало, что заявителем признается и не оспаривается фактическое пользование спорным земельным участком.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Бадмацыренова Ц.А. пояснила, что оценка имущественных прав пользования по договору аренды аэродромного Окомплекса "Мухино" была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.20014 г. N 519.
Далее свидетель сообщила, что ГУ "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия" в январе 2007 г. выиграла конкурс на выполнение оценочных работ, однако сам отчет был выполнен только в апреле 2007 г. Причиной задержки была нехватка данных. При оценке было использовано три метода: затратный, сравнительный и доходный. В дальнейшем при определении итогового значения арендной платы от использования сравнительного метода было решено отказаться, поскольку данных об аналогичных объектах найти не удалось. Имевшиеся данные по аэропорту "Шереметьево" были по состоянию на 2006 г., в соответствии же со Стандартами оценки результаты оценки действительны только полгода.
Затратный метод оценки заключается в определении стоимости компенсации собственнику (в данном случае государству) затрат на создание объекта, идентичного объекту, передаваемого в аренду, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа. Оценщиками было сделано допущение, что государством на приобретение земельного участка под имущественным комплексом средства не затрачивались, именно поэтому в расчете арендной платы по затратному методу отсутствует стоимость земельного участка.
Доходный метод оценки заключается в определении такого размера арендной платы, при котором арендатор может быть обеспечен обратной капитализацией, то есть получением дохода. Стоимость земельного участка при определении арендной платы доходным методом учитывалась. Вместе с тем, во внимание были приняты положения пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положения Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым арендная плата за использование земельного участка не может быть выше размера ставок земельного налога.
При определении итоговой величины арендной платы были сопоставлены величины, полученные затратным (850 руб./час) и доходным (870 руб./час) методами. С учетом округления весовых показателей достоверности метода оценки, доля затратного подхода составила 40%, доходного - 60%. Рыночная арендная плата за пользование аэродромным комплексом "Мухино" была определена в размере 860 руб./час.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" (ранее именовавшееся - ОАО "Международный аэропорт Улан-Удэ) зарегистрировано межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия 05.03.2008 г. (л.д. Ют. 1).
Согласно договору N 24/07 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия предоставило открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Улан-Удэ", правопреемником которого является ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)", во временное пользование имущественный комплекс Аэродрома "Мухино".
На основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Республике Бурятия от 28.02.2007 г. N 074-р Государственным учреждением Республики Бурятия "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия" осуществлена оценка объекта: имущественные права пользования по договору аренды аэродромным комплексом, находящегося по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, п.Аэропорт, о чем составлен отчет N ГУ 118/07.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Бурятия провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по земельному налогу за 12 месяцев 2007 г., представленной ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)".
Проверкой установлена неполная уплата земельного налога по сроку уплаты на 1 февраля 2008 г. в размере 4 418 394 руб.
По результатам проверки должностным лицом налогового органа составлен акт камеральной налоговой проверки от 06.05.2008 г. N 2166 (л.д. 17-20, т.1).
По акту проверки принято решение от 08.08.2008 г. N 2815 (л.д. 23-29, т. 1) о привлечении ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 425 781 руб.
Кроме того, данным решением обществу начислены пени по состоянию на 07.08.2008 г. в размере 290 567 руб. и предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2007 год в размере 4 418 394 руб.
Из акта и решения налоговой инспекции следует, что объектом обложения земельным налогом за 2007 год межрайонная ИФНС России N 2 по Республике Бурятия признала земельный участок размером 61,96 га, находящийся в пользовании общества в связи с временным владением, пользованием аэродромным комплексом "Мухино".
Решением вышестоящего налогового органа - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия от 12.09.2008 г. N 22-16/08397 (л.д.30-32, т. 1) оспоренное апелляционной жалобой решение нижестоящего налогового органа N 2815 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с вынесенными решениями, обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, свидетеля, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Граждане, организации и иные лица согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Статья 5 Федерального закона "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" устанавливает, что часть вторая Кодекса применяется к обязательным отношениям, возникшим после введения ее в действие.
Следовательно, взаимоотношения по договору аренды аэродромного комплекса "Мухино", находящегося в казне Российской Федерации от 12.10.2007 г. и дополнительному соглашению N 02 от 24.07.2008 г. к данному договору аренды регулируются положениями части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно п.2 ст.654 ГК РФ установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1.2. дополнительного соглашения арендная плата за использование Имущества включает плату за пользование земельным участком, на котором расположено Имущество.
Таким образом, взыскание с общества земельного налога за 2007 г., соответствующих сумм пеней и штрафа в связи с арендой имущественного комплекса аэродрома "Мухино", нельзя признать правомерным.
По данным кадастрового плана, земельный участок, используемый заявителем, имеет кадастровый номер 03:24:011701:0020, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственных объектов городского аэропорта, площадь 423,2378 га, кадастровая стоимость - 2 012 241 796 руб., является собственностью Российской Федерации.
Основанием доначисления обществу сумм земельного налога, пени и штрафа явилось фактическое пользование частью (61,96 га) земельного участка при отсутствии заключенного договора аренды земельного участка.
Указанное обстоятельство не может быть признано судом обоснованным, поскольку в соответствии с п.2 ст.425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Так, пунктом 3.4. названного договора предусмотрено, что в связи с фактическим использованием Арендатором переданного в пользование Имущества до вступления в силу настоящего Договора, он возмещает неполученные доходы (убытки) за период с 28.12.2006 г. до дня подписания настоящего Договора в размере 860,0руб. за каждый час пользования. Данная сумма подлежит перечислению на счет, указанный в п.3.3. не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента подписания настоящего Договора.
Статьей 8 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ предусмотрено, что проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
Соответствие цен их рыночной стоимости при реализации товаров (работ, услуг) осуществляется на основании ст.20, 40 НК РФ.
ГУ РБ "Гостехинвентаризация по Республике Бурятия" (далее - Оценщик) при определении рыночной стоимости имущественного комплекса аэродрома "Мухино" использовало затратный и доходный методы. Отказ Оценщика от сравнительного метода определения рыночной цены обоснован ограниченностью данных об аналогичных объектах оценки.
Довод ответчиков со ссылкой на пункт 3.1. Отчета ГУ 118/07 о выполнении расчета при определении рыночной стоимости затратным методом без включения стоимости земельного участка не может быть принят судом, поскольку Оценщик обосновал данное обстоятельство отсутствием данных, свидетельствующих о понесении государством затрат по приобретению земельного участка для аэродромного комплекса.
Согласно ч.3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, возлагается на соответствующие органы, которые приняли оспариваемый акт, решение.
Арбитражный суд при указанных обстоятельствах приходит к выводу о недоказанности налоговым органом законности начисления земельного налога, пеней и штрафа по оспариваемому решению.
Данный вывод суда основан также и на правоприменительной практике, например Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 808/08 от 02.09.2008 года.
Решение ответчика N 2815 от 08.08.2008 года и решение вышестоящего налогового органа от 12.09.2008 года не соответствуют законодательству Российской Федерации, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Другие доводы сторон, приведенные сторонами в обоснование требований и возражений, арбитражным судом во внимание не приняты как необоснованные.
В силу ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию со сторон пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Бурятия N 2815 от 08.08.2008 г. и решение Управления ФНС России по Республике Бурятия N 22-16/08397 от 12.09.2008 г., недействительными.
Принятые судом обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Бурятия от 08.08.2008 г. N 2815 отменить с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Бурятия в пользу ОАО "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" 2 000 руб. - госпошлину, уплаченную в доходы федерального бюджета.
Выдать исполнительный лист.
Настоящее решение может быть обжаловано с месячный срок с момента принятия в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 декабря 2008 г. N А10-2990/2008
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был