Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 22 июня 2009 г. N А10-1660/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вета-Пресс" к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ о признании незаконными действий председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ по отказу в предоставлении земельного участка, выразившиеся в письме N 00220273 от 16.03.2009. При участии: заявителя: Егорова В.Г., представителя по доверенности от 20.04.2009; ответчика: Голобокова П.А., представителя по доверенности N 290 от 06.11.2008.
Резолютивная часть решения объявлена 15.06.2009 г. Полный текст решения изготовлен 22.06.2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Вета-Пресс" (далее ООО "Вета-Пресс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Комитету по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее Комитет, ответчик) о признании незаконными действий председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ по отказу в предоставлении земельного участка, выразившиеся в письме N 00220273 от 16.03.2009, и о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования. В обоснование своих требований указал, что согласно мотивировке ответчика на испрашиваемом земельном участке предусмотрено благоустройство территории, размещение газетного киоска не представляется возможным. На указанном месте по ул. Терешковой (остановка Саяны) расположено четыре газетных киоска агентства "Новости". Считает, что действия Комитета нарушают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности и поощряют монополизм. Киоск находится на данном земельном участке много лет. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. В обоснование своих доводов пояснил, что договор аренды не продлялся, так как решением Межведомственной комиссии от 06.03.2009 было отказано. Комитетом в адрес общества был дан ответ, что на испрашиваемом земельном участке предусмотрено благоустройство территории и поэтому предоставление данного земельного участка не представляется возможным. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей заявителя, ответчика, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25 июля 2008 года между Комитетом ("Арендодатель") и ООО "Вета-Пресс" ("Арендатор") был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 148. Из договора аренды следует, что Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду участок из категории земель - земли населенных пунктов, по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Терешкова, остановка "Саяны", восточнее "Дома Быта", площадью 10 кв.м. на срок 04.04.2008 по 03.03.2009. Участок предоставляется для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (киоск). Кадастровый номер земельного участка 03:24:033405:41.
25.07.2008 составлен акт приема-передачи указанного выше земельного участка.
18.02.2009 представителем по доверенности от имени ООО "Вета-Пресс" в Комитет подано заявление о выборе юридическим лицом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством для размещения временного объекта мелкорозничной торговли (киоск), торговли газетами и журналами. Указанное заявление поступило в Комитет 18.02.2009 вх. N 00220273.
Письмом Председателя Комитета Бутовой Л.С. от 16.03.2009 N 00220273 ООО "Вета-Пресс" сообщено, что согласно протокола заседания городской Межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ от 06.03.2009, на испрашиваемом земельном участке предусмотрено благоустройство территории. Предоставление земельного участка по ул. Терешковой не представляется возможным.
Общество, посчитав, что Комитет незаконно отказал в предоставлении земельного участка по ул. Терешковой для размещения временного объекта, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок выделения земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 29.07.2008 N 372 утверждено Положение о городской межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ (далее Положение).
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрен следующий порядок принятия решений о целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельного участка, для размещения нестационарного торгового объекта на круглогодичный период или сезонного объекта на сформированный земельный участок, в соответствии с решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности", подают заявление в Комитет по управлению имуществом и землепользованию.
- Комитет по управлению имуществом и землепользованию в день подачи заявления заинтересованным лицом подает информацию на рассмотрение Комиссии.
- Комиссия в течение семи дней на основании информации, полученной от Комитета по управлению имуществом и землепользованию, принимает решение о целесообразности либо нецелесообразности размещения объектов и направляет протокол заседания Комиссии в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.
- Комитет по управлению имуществом и землепользованию в установленные законом сроки дает ответ заявителю.
Согласно пункту 9.1 Положения при вынесении отрицательного заключения одним из членов Комиссии принимается решение о нецелесообразности размещения нестационарного торгового объекта.
Так, Протоколом городской Межведомственной комиссии по определению целесообразности размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Улан-Удэ от 06.03.2009 Комиссией было дано следующее заключение: комиссия считает нецелесообразным размещение киоска в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке предусмотрено благоустройство. Предложение Администрации Октябрьского района.
Суд, изучив вышеуказанное Положение приходит к выводу о том, что рекомендации Комиссии носят для ответчика рекомендательный характер, а решение о заключении или об отказе в заключении договора аренды согласно ст.34 Земельного кодекса наделен только ответчик.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд считает несостоятельным довод ответчика о том, что на данной территории предусмотрено благоустройство.
Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 25 марта 2008 г. N 816-82 утвержден генеральный план городского округа " Город Улан-Удэ"
Представленная схема из генерального плана городского округа "Город Улан-Удэ" не может служит доказательством проведения благоустройства именно на испрашиваемом земельном участке.
Суд считает, что представитель ответчика не доказал, что на указанной территории предусмотрено благоустройство.
Поэтому суд считает, что действия Комитета по отказу в размещении временного объекта нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования заявителя о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. суд считает необходимым удовлетворить, так как согласно п. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Расходы на оплату услуг представителя подтверждаются договором юридических услуг от 23 апреля 2009 г., совершенным между ООО "Вета-Пресс" в лице генерального директора Еланова Виктора Бадмаевича и Егоровым Виктором Григорьевичем, и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 23.04.2009 на сумму 10 000 руб.
Суд считает, что расходы на оплату услуг представителя подлежат удовлетворению в сумме 10 000 руб. Представитель заявителя оформил исковое заявление. Участвовал в судебных заседаниях.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Удовлетворить требования заявителя.
2. Признать незаконными действия председателя Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ по отказу в предоставлении земельного участка, выразившиеся в письме от 16.03.2009 N 00220273, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.
3. Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
4. Взыскать с Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в пользу общества ограниченной ответственностью "Вета-Пресс" понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. 00 коп. и 10 000 руб. - расходы на оплату услуг представителя.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд вынесший решение.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 июня 2009 г. N А10-1660/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был