В целях создания условий для развития доходной базы республики, выполнения мероприятий по Программе реформирования региональных финансов Республики Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.10.2005 г. N 343, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот и наложения запрета на их предоставление и пролонгацию при низкой финансовой эффективности (далее - Порядок).
2. Отраслевым министерствам Республики Бурятия:
2.1. Провести инвентаризацию (мониторинг) и оценку финансовой и социальной эффективности предоставленных налоговых льгот за 2002-2005 годы в соответствии с утвержденным Порядком и до 20 июля 2006 года представить результаты в Министерство финансов Республики Бурятия.
2.2. При выявлении фактов низкой финансовой и социальной эффективности действующих региональных налоговых льгот подготовить проекты законов об их отмене.
2.3. Производить ежегодно оценку эффективности действующих региональных налоговых льгот и не позднее 10 апреля представлять результаты в Министерство финансов Республики Бурятия.
3. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия не представлять законопроекты, вносимые на рассмотрение Президенту Республики Бурятия и в Правительство Республики Бурятия, предусматривающие введение на территории Республики Бурятия налоговых льгот, без расчетов финансовой эффективности или при ее низкой оценке.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с источником
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Орлов Г.Н.).
Президент, Председатель |
Л.В. Потапов |
Порядок
проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот и наложения запрета на их предоставление и пролонгацию при низкой финансовой эффективности
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 23 июня 2006 г. N 187)
1. Общие положения об оценке эффективности региональных налоговых льгот
Настоящий Порядок определяет объекты оценки эффективности региональных налоговых льгот, принципиальные подходы к оценке, перечень и последовательность действий при проведении оценки, состав исполнителей и их взаимоотношения, а также требования к реализации результатов оценки эффективности.
1.1. Цели проведения оценки
Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) в Республике Бурятия региональных налоговых льгот производится в целях сокращения потерь республиканского бюджета, связанных с их предоставлением. Проведение оценки должно способствовать оптимизации перечня действующих региональных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в форме налоговых льгот.
1.2. Объекты оценки
Объектами оценки являются:
а) финансовый эффект от предоставления региональных налоговых льгот как действующих, так и планируемых к введению на территории Республики Бурятия (в том числе льгот в виде применения пониженной ставки налога). Оценка производится в разрезе отдельно взятых видов налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей.
В качестве эффекта от предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот рассматриваются:
- полученные (или планируемые к получению) налоговые поступления в республиканский бюджет, которые связаны с использованием региональных налоговых льгот;
- экономия средств республиканского бюджета.
В случае если сумма эффекта от предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот превышает сумму или равняется сумме предо-ставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, это означает достаточную финансовую эффективность оцениваемых налоговых льгот. В случае если сумма эффекта от предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот меньше суммы предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, то налоговая льгота имеет низкую финансовую эффективность;
б) социальный эффект от предоставления региональных налоговых льгот как действующих, так и планируемых к введению на территории Республики Бурятия (в том числе льгот в виде применения пониженной ставки налога). Социальный эффект от предоставления региональных налоговых льгот выражается:
- в повышении уровня жизни населения республики (повышение покупательской способности, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей, экономия личных средств незащищенных слоев населения);
- в создании рабочих мест;
- в достижении иных социально значимых результатов, зависящих или обеспечиваемых деятельностью налогоплательщика (улучшение качества, увеличение объемов предоставляемых услуг и другие).
1.3. Дата проведения оценки
Оценка эффективности региональных налоговых льгот производится по состоянию на конец отчетного года и при внесении предложений о введении новых налоговых льгот.
2. Методологические подходы к проведению оценки эффективности региональных налоговых льгот
2.1. Последовательность оценки
Оценка эффективности региональных налоговых льгот производится по этапам:
- первый этап - инвентаризация и мониторинг предоставленных в соответствии с действующим законодательством региональных налоговых льгот;
- второй этап - определение суммы (объема) предоставленных региональных налоговых льгот;
- третий этап - определение суммы прироста налоговых доходов, поступающих в республиканский бюджет (или суммы экономии бюджетных средств) в результате использования региональных налоговых льгот;
- четвертый этап - сопоставление суммы (объема) предоставленных региональных налоговых льгот с суммами прироста налоговых доходов, поступающих в республиканский бюджет, и суммами экономии бюджетных средств.
2.2. Обеспечение инвентаризации (учета) предоставленных региональных налоговых льгот
Отраслевыми министерствами ежегодно проводится инвентаризация региональных налоговых льгот, по результатам которой составляется реестр действующих налоговых льгот, введенных законами Республики Бурятия. Ведение реестра осуществляется по следующей форме:
Реестр
действующих налоговых льгот, введенных законами Республики Бурятии, по состоянию на "____" ______________ 200__ года
Вид налога |
Содержание льготы |
Условия предоставления |
Категория получателей |
Нормативный акт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При введении новых налоговых льгот, прекращении льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
2.3. Источники информации для оценки
Осуществляемые при проведении оценки расчеты эффективности должны базироваться на данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной достоверной информации. При отборе данных для проведения оценки приоритет отдается налоговой и финансовой отчетности, а при отсутствии необходимых данных в этих видах отчетности (или их недоступности) используется статистическая отчетность и иные виды информации, включая оценки экспертов.
Источниками информации являются:
- территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации;
- исполнительные органы государственной власти Республики Бурятии;
- финансовые органы муниципальных образований;
- получатели льгот или претендующие на их получение лица.
2.4. Категории налогоплательщиков, в отношении которых существуют особенности оценки финансовой эффективности региональных налоговых льгот:
- бюджетные организации, финансируемые из республиканского и местных бюджетов, органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- организации социально-культурной сферы, использующие объекты недвижимости для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, а также сельскохозяйственные товаропроизводители, организации пассажирского транспорта, организации жилищно-коммунального хозяйства, дорожно-эксплуатационные организации, организации железнодорожного транспорта и почтовой связи;
- организации, чьи услуги имеют общественную значимость (учебно-реабилитационные организации инвалидов, религиозные, общественные организации и т.п.);
- организации, имеющие законсервированные объекты либо включенные в Программу ликвидации особо убыточных шахт и разрезов;
- организации-субъекты инвестиционной деятельности;
- финансовые организации, осуществляющие поддержку инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Бурятии;
- организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, которые нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных категорий;
- физические лица.
3. Требования к оценке эффективности планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот
3.1 Планируемые к введению на территории Республики Бурятии региональные налоговые льготы должны быть предварительно оценены на предмет их финансовой эффективности. Оценка должна быть произведена с учетом требований и методологических подходов, изложенных в настоящем Порядке.
3.2. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот осуществляется на основе таблицы "Результаты оценки бюджетной (финансовой) эффективности планируемых к предоставлению в 200__ г. налоговых льгот", по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящему Порядку.
3.3. Экспертизу материалов оценки, подтверждающих финансовую эффективность планируемых к введению налоговых льгот, обеспечивает отраслевое министерство Республики Бурятия.
4. Методика оценки эффективности региональных налоговых льгот
4.1. Расчет бюджетного (финансового) эффекта от предоставленных налоговых льгот проводится по формуле:
Э = НПл - СНЛ, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - сумма полученных налоговых поступлений после предоставления льготы (сумма возможной экономии средств бюджета в результате использования налоговой льготы и предполагаемый размер этой экономии), руб.;
СНЛ - сумма предоставленной налоговой льготы за соответствующий период, руб.
Кроме этого, при расчете бюджетного (финансового) эффекта может быть применен повышающий коэффициент, обусловленный объективными причинами снижения поступлений в бюджет от соответствующей категории налогоплательщиков (стихийные бедствия, засухи, резкое ухудшение рыночной конъюнктуры и т.п.). Величина повышающего коэффициента не может превышать две единицы и определяется на основе экспертной оценки, производимой специально создаваемой комиссией, состоящей не менее чем из 3 экспертов.
По проведении расчетов их результаты оформляются в виде таблицы по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
4.2. Особенности оценки эффективности льгот по отдельным категориям налогоплательщиков
4.2.1. Особенности оценки эффективности льгот в отношении бюджетных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления
Если получателем региональных налоговых льгот выступают бюджетные организации, эффект от предоставления налоговых льгот проявляется в совокупности экономии бюджетных средств на прямое финансирование выполнения налогоплательщиком социальных задач и экономии на трансфертных издержках.
Расчет бюджетного (финансового) эффекта от предоставленных налоговых льгот проводится по формуле:
Э = НПл х Срф х Тз, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - сумма полученных и планируемых к получению налоговых поступлений по причине предоставления льготы (сумма возможной экономии средств бюджета в результате использования налоговой льготы и предполагаемый размер этой экономии), руб.;
Срф - ставка рефинансирования Банка России;
Тз - средний срок задержки, связанной с процедурой зачисления налогового платежа, последующего зачисления в бюджет и передачи в виде установленных лимитов бюджетных обязательств бюджетным учреждениям и организациям, принимаемый равным 1/12 финансового года.
В отношении органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия данный расчет проводится исходя из полученных и планируемых к получению налоговых поступлений по причине предоставления льготы в части имущества, не используемого в целях предпринимательской деятельности.
4.2.2. Особенности оценки эффективности льгот в отношении организаций социально-культурной сферы, использующих объекты недвижимости для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, а также в отношении организаций железнодорожного транспорта в части стоимости подвижного состава, предназначенного для пригородных пассажирских железнодорожных перевозок на территории Республики Бурятия
Эффект от предоставления региональных налоговых льгот указанным организациям определяется исходя из стоимостной оценки возможных потерь бюджета в случае прекращения действия данных льгот в отношении этих организаций, влекущего за собой сокращение объемов производства или удорожание услуг, предоставляемых данными организациями. В этом случае расчет производится по формуле:
Э = НПл х ОПл/ОП, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - объем поддержки за счет средств республиканского бюджета в размере суммы полученных и планируемых к получению налоговых поступлений по причине предоставления льготы (сумма возможной экономии средств бюджета в результате использования налоговой льготы и предполагаемый размер этой экономии), руб.;
ОПл - объем производства или стоимость услуг в условиях предоставления льгот, руб.;
ОП - объем производства или стоимость услуг в условиях отсутствия льгот, руб.
4.2.3. Особенности оценки эффективности льгот в отношении организаций, чьи услуги имеют общественную значимость
Эффект от предоставления налоговых льгот данным организациям определяется по формуле:
Э = НПл х Срф х Тз, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - сумма полученных и планируемых к получению налоговых поступлений по причине предоставления льготы (сумма возможной экономии средств бюджета в результате использования налоговой льготы и предполагаемый размер этой экономии), руб.;
Срф - ставка рефинансирования Банка России;
Тз - средний срок задержки, связанной с процедурой зачисления налогового платежа, принимаемый равным 1/12 финансового года.
4.2.4. Особенности оценки эффективности льгот в отношении организаций, имеющих законсервированные объекты либо включенных в Программу ликвидации особо убыточных шахт и разрезов
Если организации-налогоплательщики имеют законсервированные объекты либо включены в Программу ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, то эффект от предоставления региональных налоговых льгот определяется исходя из стоимостной оценки возможных потерь бюджета в случае прекращения данного вида государственной поддержки этих организаций, влекущего за собой увеличение себестоимости товарной продукции и услуг, производимых данными организациями. В этом случае расчет производится по формуле:
Э = НПл х СПл/СП, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - объем поддержки за счет средств республиканского бюджета в размере суммы полученных и планируемых к получению налоговых поступлений по причине предоставления льготы (сумма возможной экономии средств бюджета в результате использования налоговой льготы и предполагаемый размер этой экономии), руб.;
СПл - себестоимость товарной продукции или услуг в условиях предоставления льгот, руб.;
СП - себестоимость товарной продукции или услуг в условиях отсутствия льгот, руб.
4.2.5. Особенности оценки эффективности льгот в отношении субъектов инвестиционной деятельности
В качестве эффекта от предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности рассматривается фактический (плановый) прирост налоговых поступлений в республиканский бюджет. Сумма этого прироста определяется по результатам оценки инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности и рассчитывается по формуле:
Э = (НПл - СНЛ) х К, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - сумма планируемых к получению налоговых поступлений после предоставления льготы, руб.;
СНЛ - сумма предоставленной налоговой льготы за соответствующий период, руб;
К - коэффициент социально-экономической значимости реализуемого инвестиционного проекта, определяемый экспертной комиссией, состоящей не менее чем из 3 экспертов, при этом величина указанного коэффициента не может превышать две единицы.
4.2.6. Особенности оценки эффективности льгот в отношении финансовых организаций, осуществляющих поддержку инвестиционной деятельности
В качестве эффекта от предоставления налоговых льгот финансовым организациям, осуществляющим поддержку инвестиционной деятельности, рассматривается фактический (плановый) прирост налоговых поступлений в республиканский бюджет по результатам реализации получивших финансовую поддержку инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности.
Э = (НПл - СНЛ) х К , руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
НПл - сумма планируемых к получению налоговых поступлений после предоставления льготы, руб.;
СНЛ - сумма предоставленной налоговой льготы за соответствующий период, руб.;
К = 1 - для инвестиционных проектов, прошедших инвестиционный конкурсный отбор и одобренных Правительством Республики Бурятия;
К = 0,5 - для инвестиционных проектов, не прошедших инвестиционный конкурсный отбор и не одобренных Правительством Республики Бурятия.
4.2.7. Особенности оценки эффективности региональных налоговых льгот в отношении организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность
По данной категории налогоплательщиков эффект от предоставления налоговых льгот должен быть определен исходя из полученных (или планируемых к получению) налоговых поступлений в республиканский бюджет, которые связаны с использованием льгот. Оценка полученных (или планируемых к получению) налоговых поступлений в республиканский бюджет, которые связаны с использованием льгот, производится по формуле:
НПл = НПд + НПп, руб.,
где НПл - сумма полученных и планируемых к получению налоговых поступлений по причине предоставления льготы, руб.;
НПд - сумма полученных налоговых поступлений, которые связаны с использованием налоговой льготы, руб.;
НПп - сумма планируемых к получению налоговых поступлений, обусловленных предоставлением налоговой льготы, руб.
В свою очередь оценка полученных налоговых поступлений в республиканский бюджет, которые связаны с использованием региональной налоговой льготы, производится по формуле:
НПд = НП х ДД, руб.,
где НП - сумма налоговых поступлений в республиканский бюджет, руб.;
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах налогоплательщиков.
Оценка планируемых к получению налоговых поступлений в республиканский бюджет, которые обусловлены предоставлением региональной налоговой льготы, производится по формуле:
НПп = (ПНПни + ПНПндфл) х (КД1 + КД2 + КД3), руб.,
где ПНПни - планируемые поступления по налогу на имущество, руб.;
ПНПндфл - планируемые поступления по налогу на доходы физических лиц, руб.;
КД1 - коэффициент дисконтирования в расчете на первый год получения планируемых налоговых поступлений;
КД2 - коэффициент дисконтирования в расчете на второй год получения планируемых налоговых поступлений;
КД3 - коэффициент дисконтирования в расчете на третий год получения планируемых налоговых поступлений.
Планируемые поступления по налогу на имущество определяются по формуле:
ПНПни = ПСос х ДД х СНни, руб.,
где ПСос - обусловленный применением льгот прирост стоимости основных средств, достигнутый в период, за который производится оценка, руб.;
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах налогоплательщиков;
СНни - действующая в период оценки ставка налога на имущество организаций.
Планируемые поступления по налогу на доходы физических лиц определяются по формуле:
ПНПндфл = ФЗП х ДД х СНндфл, руб.,
где ФЗП - фонд заработной платы в период, за который производится оценка, руб.;
ДД - доля суммы полученной налоговой льготы в доходах налогоплательщиков;
СНндфл - действующая в период оценки ставка налога на доходы физических лиц. (В совокупности выражение ФЗП х ДД представляет обусловленный применением льгот прирост фонда заработной платы, достигнутый в период, за который производится оценка).
Коэффициенты дисконтирования определяются следующим образом:
КД1 = 100/(100 + СЦБ),
где СЦБ - действующая на момент проведения оценки учетная ставка Банка России.
КД2 = 100 х КД1/(100 + СЦБ);
КД3 = 100 х КД2/(100 + СЦБ).
4.2.8. Особенности оценки эффективности льгот в отношении физических лиц
Сумма финансового эффекта от предоставления льгот признается равной сумме предоставленных льгот.
Эффективность предоставляемых льгот определяется как экономия бюджетных средств, которые необходимо выделить из республиканского бюджета на государственную (социальную) поддержку населения в случае непредоставления региональных налоговых льгот, и рассчитывается по формуле:
Э = (Дсд + СНЛ)/ПМ, руб.,
где Э - сумма бюджетного (финансового) эффекта от предоставления налоговой льготы, руб.;
Дсд - среднедушевые доходы указанной категории населения, руб.;
СНЛ - сумма предоставленной налоговой льготы за соответствующий период, руб.;
ПМ - прожиточный минимум для данной категории населения, руб.
4.2.9. Оценка эффективности региональных налоговых льгот по видам налогов и льгот, предоставляемых различным категориям налогоплательщиков
Оценка эффективности налоговых льгот по видам налогов в случае необходимости может проводиться с использованием иных (по отношению к определенным настоящим Порядком) индивидуальных методик для каждой отдельной существующей налоговой льготы, в зависимости от видов налогов, особенностей определения налоговой базы, способов исчисления и взимания.
4.3. Оценка социальной эффективности предоставления региональных налоговых льгот осуществляется путем сопоставления показателей социального эффекта, имевших место до момента предоставления налоговой льготы, с показателями социального эффекта, сложившимися на момент оценки.
4.3.1. Для оценки социальной эффективности предоставления региональных налоговых льгот в качестве показателя социального эффекта применяется коэффициент социальной эффективности предоставления региональных налоговых льгот, определяемый по формуле:
Ксэ = (Кбэр + Кзпл) х Чнрм / Чзн
где Ксэ - коэффициент социальной эффективности предоставления региональных налоговых льгот;
Кбзр - коэффициент, характеризующий превышение уровня безработицы в месте предоставления региональных налоговых льгот над средним уровнем безработицы;
Кзпл - коэффициент, характеризующий превышение уровня заработной платы при предоставлении региональных налоговых льгот над средним уровнем заработной платы в месте, где реализуется проект;
Чнрм - количество новых рабочих мест, создаваемых в результате предоставления региональных налоговых льгот;
Чзн - численность занятых (количество рабочих мест) в месте, где реализуется инвестиционный проект.
Коэффициент Кбзр, характеризующий превышение уровня безработицы в муниципальном образовании, где предоставляются региональные налоговые льготы, над средним по региону уровнем безработицы, рассчитывается по формуле:
Кбзр = Кбi / Кб
где Кбi - уровень безработицы в месте предоставления региональных налоговых льгот;
Кб - средний уровень безработицы.
Коэффициент Кзпл, характеризующий превышение уровня заработной платы при предоставлении региональных налоговых льгот над средним уровнем заработной платы в месте реализации инвестиционного проекта, рассчитывается по формуле:
Кзпл = Кзпп / Кзплi
где Кзпп - уровень заработной платы при предоставлении региональных налоговых льгот;
Кзплi - средний уровень заработной платы в месте предоставления региональных налоговых льгот.
4.3.1. Для оценки социальной эффективности льгот в отношении иных субъектов, являющихся получателями указанных льгот, применяется расчет коэффициента социальной значимости, определяемый по формуле:
КСЗ = СНЛ / ОЛ,
где КСЗ - коэффициент социальной значимости;
СНЛ - сумма предоставленной налоговой льготы для данной категории получателей льгот за соответствующий период, руб.;
ОЛ - общая сумма всех предоставленных налоговых льгот для всех категорий получателей льгот за соответствующий период, руб.
При проведении оценки используются показатели в натуральном или денежном выражении.
5. Использование материалов оценки эффективности региональных налоговых льгот
5.1. По результатам проведения оценки эффективности региональных налоговых льгот за истекший финансовый год Министерством финансов Республики Бурятия составляется аналитическая записка, которая представляется в Правительство Республики Бурятия.
Аналитическая записка должна содержать полный перечень предоставленных на территории республики региональных налоговых льгот, полную информацию о потерях республиканского бюджета по причине предоставления региональных налоговых льгот, сведения о бюджетной эффективности действующих региональных налоговых льгот и предложения, направленные на корректировку или отмену неэффективных региональных налоговых льгот.
5.2. Информация о результатах оценки потерь республиканского бюджета и дополнительных бюджетных доходов (экономии бюджетных средств) по причине предоставления региональных налоговых льгот, а также совокупной бюджетной эффективности региональных налоговых льгот публикуется в республиканских средствах массовой информации и сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 23 июня 2006 г. N 187 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению региональных налоговых льгот и наложения запрета на их предоставление и пролонгацию при низкой финансовой эффективности"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 1 июля 2006 г. N 38 (397)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 декабря 2019 г. N 646 настоящее постановление признано утратившим силу с 9 декабря 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 4 октября 2016 г. N 466
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Бурятия от 5 апреля 2016 г. N 128
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2013 г. N 207
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Бурятия от 8 декабря 2009 г. N 456