Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 8. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов
1. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов имеет целью выявление и устранение в правовых актах и их проектах правовых предпосылок коррупции, то есть положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции в процессе реализации таких положений.
2. Коррупциогенными факторами, на наличие которых должны анализироваться правовые акты, проекты правовых актов при проведении антикоррупционной экспертизы, являются:
1) широта дискреционных полномочий:
а) отсутствие конкретного срока для принятия решения государственным органом Республики Бурятия, органом местного самоуправления в Республике Бурятия, лицом, замещающим государственную должность, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы, должность муниципальной службы, с употреблением формулировок "в течение" или "не позднее";
б) условия (основания) принятия решения, если у соответствующего должностного лица есть выбор как минимум из двух вариантов решения;
в) наличие дублирующих полномочий разных государственных гражданских служащих в рамках одного государственного органа Республики Бурятия или различных государственных органов Республики Бурятия, а также ответственности нескольких государственных гражданских служащих за одно и то же решение;
2) определение компетенции по формуле "вправе", "может";
3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права:
а) отсутствие исчерпывающего перечня оснований для отказа в реализации права;
б) отсылка к основаниям отказа в реализации права, установленным в других правовых актах;
в) наличие субъективно-оценочных оснований отказа;
г) истребование копий или нотариально заверенных копий, если предусмотрено представление оригиналов документов;
д) отсутствие механизма письменного уведомления заявителя о продлении срока рассмотрения документов, отсутствие конечных сроков, далее которых продление срока не допускается;
е) отсутствие оснований для продления срока рассмотрения документов;
4) злоупотребление правом заявителя - предоставление заявителю права свободного выбора способа или сроков совершения действий, сопровождаемое отсутствием их четкой регламентации после вступления в административное правоотношение;
5) выборочное изменение объема прав:
а) необоснованные запреты и ограничения;
б) установление неадресных льгот и привилегий;
6) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
7) использование двусмысленных понятий, терминов и формулировок с неясным, неопределенным содержанием, не используемых в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Бурятия;
8) наличие явных пробелов в установлении положений, отражающих полномочия органа исполнительной власти Республики Бурятия, органа местного самоуправления в Республике Бурятия, их должностных лиц или иных субъектов правоприменения;
9) подзаконное регулирование по причине отсутствия законодательства;
10) наличие отсылочных и бланкетных норм, широкие возможности ведомственного и локального нормотворчества;
11) широта полномочий, позволяющая государственным органам Республики Бурятия, органам местного самоуправления в Республике Бурятия, лицам, замещающим государственную должность, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы, должность муниципальной службы, действовать по их усмотрению в зависимости от обстоятельств; предусмотренная возможность принятия решения по усмотрению указанных должностных лиц при отсутствии объективных критериев;
12) отсутствие четкого порядка принятия решения (административных процедур);
13) отсутствие исчерпывающего перечня решений, которые государственный орган Республики Бурятия, орган местного самоуправления в Республике Бурятия, лицо, замещающее государственную должность, муниципальную должность, должность государственной гражданской службы, должность муниципальной службы, должен принять;
14) отсутствие конкурсных (аукционных) процедур;
15) отсутствие специализированных детализированных запретов и ограничений для должностных лиц;
16) отсутствие контроля, в том числе общественного, за действиями должностного лица;
17) отсутствие ответственности государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, соответствующей выполняемым полномочиям и установленной для служащего запретами и ограничениями;
18) закрытость правовой информации;
19) наличие коллизий (внутренних противоречий) между нормами правового акта;
20) несоблюдение требований к форме, порядку принятия, регистрации и опубликованию нормативного правового акта;
21) непринятие правового акта (бездействие);
22) наличие норм права, от которых выигрывает определенная группа лиц, ущемляются права других граждан.
3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы закона Республики Бурятия, проекта закона Республики Бурятия принимается Советом Народного Хурала по предложению Комиссии Народного Хурала Республики Бурятии по противодействию коррупции, Президентом Республики Бурятия.
4. Порядок проведения в Народном Хурале Республики Бурятия антикоррупционной экспертизы закона Республики Бурятия, проекта закона Республики Бурятия устанавливается постановлением Совета Народного Хурала Республики Бурятия.
5. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов, проектов правовых актов Президента Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия принимается Президентом Республики Бурятия. Антикоррупционная экспертиза, проводимая по решению Президента Республики Бурятия, осуществляется в установленном им порядке.
6. Антикоррупционная экспертиза правовых актов, проектов правовых актов Президента Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия осуществляется уполномоченным Президентом Республики Бурятия исполнительным органом государственной власти в соответствии с методическими рекомендациями, одобряемыми Президентом Республики Бурятия.
7. Материалы антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими правовые акты.
8. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов органов местного самоуправления в Республике Бурятия осуществляется данными органами в установленном ими порядке.
9. По инициативе Народного Хурала Республики Бурятия, общественных объединений, а также граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и подлежат обязательному рассмотрению органами, принимающими правовые акты.
Граждане, общественные объединения вправе вносить в государственные органы Республики Бурятия предложения по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.