Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Реализация целей, задач и основных направлений Программы
социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы
и на период до 2017 года в 2009 году
В 2009 году для достижения стратегической цели Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года - повышения уровня и качества жизни населения проводилась последовательная работа по укреплению финансового состояния Республики Бурятия, по проведению активной политики привлечения инвестиций, реализации мероприятий по стабилизации положения в реальном секторе экономики, по модернизации производственной и социальной инфраструктуры, по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса и снижению напряженности на рынке труда республики путем обеспечения дополнительных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства.
Экономическое развитие республики в 2009 году происходило под влиянием мирового финансового кризиса и реализации комплекса мер по его преодолению.
За прошедший год система управления экономикой республики пополнилась пакетом антикризисных мер, совместно разработанных и реализованных Правительством Республики Бурятия, Народным Хуралом Республики Бурятия и муниципальными образованиями в Республике Бурятия.
Правительство Республики Бурятия выполнило поставленные задачи по обеспечению сохранения и развития предприятий экономики республики, стабилизации ситуации на рынке труда, поддержке и развитию малого бизнеса, наполнению потребительского рынка товарами и услугами местного производства.
В результате реализации программных мероприятий достигнуты следующие результаты.
В 2009 году объем валового регионального продукта по оценке составил 127,7 млрд. рублей, на душу населения объем валового регионального продукта в республике - 132,5 тыс. рублей.
Объем промышленного производства составил 98,1% к уровню 2008 года, при этом в целом по России снижение составило 10,8%. В рейтинге субъектов Российской Федерации республика по итогам 2009 года вошла в двадцатку первых регионов. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 49 415,2 млн. рублей, что выше уровня 2008 года на 7,3%.
Прирост обрабатывающих производств в 2009 году составил 7,8%, и это 9 место в рейтинге субъектов Российской Федерации, в среднем по России снижение темпов сектора обрабатывающих производств составило 16%. В республике достигнуты неплохие показатели по производству транспортных средств и оборудования (рост на 25,1%), пищевой промышленности (рост на 18,9%), в текстильном и швейном производстве (рост на 18%).
Взаимодействие с крупным и средним бизнесом в республике выстроено на основе соглашений о взаимном сотрудничестве. В 2009 году Правительством Республики Бурятия заключено 136 таких соглашений. Организации, заключившие соглашения, обеспечили более 80 % объема отгруженной промышленной продукции в целом по республике. И, несмотря на кризисный 2009 год, многие крупные и средние предприятия сумели выполнить свои обязательства.
В 2009 году в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов 40,6 млрд. рублей, что выше уровня 2008 года на 17,4%. Налоговые доходы составили 15,0 млрд. рублей и увеличились на 7,2% (без учета возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет), притом, что их рост за предыдущий год составил 21,7%.
Выпуск продукции сельского хозяйства составил 13,6 млрд. рублей. В 2009 году достигнут наибольший рост сельскохозяйственного производства за последние 10 лет - 104,4%. Среди регионов Сибирского федерального округа по темпам роста республика занимает 6 место, улучшив позиции по сравнению с 2008 годом на 2 пункта, Иркутская область - 12 место, Забайкальский край - 7 место. Наибольший прирост составил по молоку (14%), мясу (6,6%), картофелю (4,9%). В связи со стихийными бедствиями в сельском хозяйстве и гибелью урожая снизилось производство зерна на 21,3%. В расчете на душу населения производство сельскохозяйственной продукции составило 14 137 рублей, что выше на 21,6%, чем в Забайкальском крае, и на 1,3%, чем в Иркутской области.
В строительном секторе в 2009 году наблюдался опережающий рост строительства инфраструктурных и социальных объектов за счет государственных инвестиций на фоне резкого спада жилищного строительства. Так, при небольшом росте строительных работ на 0,8% (2 место в СФО), спад жилищного строительства составил 20,4% (10 место в СФО).
Внешнеторговый оборот Республики Бурятия в 2009 году составил 604,4 млн. долл., что выше уровня 2008 года на 0,7%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 491,87 млн. долларов США с сокращением на 6,7%, со странами СНГ - 112,53 млн. долларов США с ростом на 54,9%.
Сальдо торгового баланса положительное и составило 386,5 млн. долларов США, увеличившись на 68% к уровню 2008 года. Активное сальдо торгового баланса сформировалось за счет торговли с дальним зарубежьем.
Расширение объемов внешней торговли обусловлено существенным увеличением экспорта, стоимостный объем которого в 2009 году составил 495,5 млн. долларов с ростом к уровню 2008 года на 19,3%.
Экономический кризис повлиял на динамику безработицы, пик которой наблюдался в первом полугодии. Максимальный уровень общей безработицы отмечался в феврале - 19,4% (85,9 тыс. чел.), а максимальный уровень регистрируемой безработицы в апреле - 3,4% (16,7 тыс. чел.) Реализация мероприятий по содействию занятости населения позволила сдержать уровень общей безработицы на уровне 14,1%, регистрируемой - 2,3%.
По итогам 2009 года инфляция в республике ниже среднероссийского уровня на 0,8 процентных пункта. Относительно предшествующего года инфляция снизилась на 4,6%. Несомненный вклад в это внесли предприниматели, поддержавшие инициативу Президента и Правительства Республики Бурятия и открывшие практически во всех районах и городах республики "социальные магазины". Оборот розничной торговли за 2009 год составил 75 млрд. рублей, снизившись на 0,3% к уровню 2008 года - республика заняла 1 место в рейтинге регионов Сибирского федерального округа.
Таблица 1
Динамика макроэкономических показателей Республики Бурятия в сравнении
со среднероссийскими в 2009 году
Показатель |
Республика Бурятия |
Российская Федерация |
Индекс потребительских цен, % (декабрь к декабрю) |
108,0 |
108,8 |
Валовой (внутренний) региональный продукт, % |
95,0 (1) |
92,1 |
Промышленное производство, % |
98,1 |
89,2 |
Продукция сельского хозяйства, % |
104,4 |
101,2 |
Объем выполненных работ в строительстве, % |
100,8 |
84,0 |
Инвестиции в основной капитал, % |
96,4 |
83,0 |
Внешнеторговый оборот, % |
100,7 |
65,0 |
Оборот розничной торговли, % |
99,7 |
94,5 |
Платные услуги населению, % |
96,2 |
95,7 |
Уровень общей безработицы, % |
14,1 |
8,4 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % |
102,8 |
102,3 |
Реальная заработная плата, % |
102,5 |
97,2 |
Уровень бедности, % |
19,7 |
14 (2) |
1 - оценочные данные Министерства экономики Республики Бурятия;
2 - данные за январь - сентябрь 2009 года.
Кризис оказал влияние и на снижение темпов роста показателей уровня жизни по сравнению с показателями 2007 - 2008 годов, однако это влияние было меньшим, чем в большинстве регионов и в России в целом.
Самым главным показателем эффективности антикризисных мер Правительства Республики Бурятия является то, что в 2009 году в республике не произошло снижения реальных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 2,8%, что выше на 0,5% среднероссийского уровня, а доля граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократилась на 0,7 процентных пункта и составила 19,7% в 2009 году.
Среднедушевой доход жителя республики в среднем за 2009 год составил 12 644 рублей и обеспечил 2,54 стоимости прожиточного минимума на душу населения (в 2008 году - 2,4).
Размер начисленной среднемесячной заработной платы достиг 16 122 рублей. Темп роста заработной платы в Республике Бурятия за 2009 год в номинальном выражении составил 113,6% и превысил среднероссийское значение (Россия - 108,5%). Рост реальной заработной платы за 2009 год в Республике Бурятия в сравнении с 2008 годом составил 102,5%, при этом среднероссийская динамика значения отрицательная (97,2%).
Среди 12 регионов Сибирского федерального округа по уровню среднедушевых денежных доходов Республика Бурятия заняла 7 место, по размеру заработной платы - 8 место, по темпам роста реальных располагаемых денежных доходов - 3 место, реальной заработной платы - 2 место.
В целом по Российской Федерации в 2009 году по среднедушевым денежным доходам Республика Бурятия находилась на 38 месте, по темпам роста номинальной заработной платы - на 12 месте.
Просроченная задолженность по выплате средств на оплату труда по состоянию на 1 января 2010 года составила 21,2 млн. рублей и снизилась к 1 января 2009 года на 37,8%. По сумме задолженности по оплате труда республика заняла 3 место среди регионов Сибирского федерального округа, меньше сумма задолженности лишь в Республике Алтай и Республике Хакасия.
Таблица 2
Показатели социально-экономического развития Республики Бурятия
в сравнении с Иркутской областью, Забайкальским краем и средними
показателями в Сибирском федеральном округе
и Российской Федерации в 2009 году
Показатель |
Ед. изм. |
Республика Бурятия |
Иркутская область |
Забайкальский край |
Сибирский федеральный округ |
Российская Федерация |
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг на душу населения |
тыс. руб. |
51,4 |
119,9 |
36,0 |
125,6 |
151,4 |
Продукция сельского хозяйства на душу населения |
тыс. руб. |
14 ,1 |
13,9 |
11,6 |
19,4 |
17,9 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
тыс. руб. |
25,2 |
42,1 |
35,6 |
42,5 |
53,1 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. руб. |
77,9 |
78,4 |
74,9 |
81,3 |
102,3 |
Уровень общей безработицы |
% |
14,1 |
10,8 |
12,2 |
10,5 |
8,4 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
2,3 |
3,0 |
3,9 |
3,1 |
2,8 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
% |
102,8 |
95,3 |
101,5 |
- |
102,3 |
Реальная заработная плата |
% |
102,5 |
96,9 |
96,8 |
- |
97,2 |
Число родившихся на 1 000 населения |
чел. |
17,5 |
15,2 |
16,0 |
14,0 |
12,4 |
Число умерших на 1 000 населения |
чел. |
13,0 |
14,0 |
13,6 |
13,9 |
14,1 |
Естественный прирост (убыль) населения на 1 000 населения |
чел. |
4,5 |
1,2 |
2,4 |
0,1 |
- 1,7 |
В России третий год подряд оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В ноябре 2009 года Министерством регионального развития Российской Федерации подведены итоги этой оценки за 2008 год. По результатам комплексной оценки значений показателей достигнутого общего уровня эффективности Республика Бурятия по итогам 2008 года заняла 30 место, улучшив свой результат на 14 пунктов по сравнению с предыдущим годом (в 2007 году - 44 место). Это позволило нам занять 18 место из 83 регионов по общей динамике эффективности.
В республике в рамках административной реформы проведена работа по созданию многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В конце 2009 года был открыт современный "супермаркет" услуг (МФЦ) в г. Улан-Удэ, в котором будут оказываться свыше 100 государственных и муниципальных услуг. Практически ежедневно расширяется спектр услуг и количество обслуживаемых клиентов в нем. В ближайшее время аналогичные центры будут открыты еще в нескольких городах республики.
В сфере образования внедряется проект комплексной оценки эффективности региональной системы образования. Суть данного проекта - мониторинг эффективности образования не только по результатам знаний, его главная задача - определить взаимосвязь новых стандартов качества образования и качества жизни местного населения. Это позволило сегодня перейти от принципа "деньги в обмен на обязательства" к принципу "деньги в обмен на эффективность".
Республика Бурятия вошла в состав 10 регионов России по реализации проекта федеральной целевой программы развития образования "Разработка стратегии и формирование методологии модернизации профессионального образования в целях реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2011 - 2014 годы".
В республике отмечается положительная тенденция роста рождаемости, ее показатель составил 17,5 на 1 000 населения (в Российской Федерации - 12,4; в Сибирском федеральном округе - 14,0).
Снизилась смертность населения старше трудоспособного возраста на 4,4% и в трудоспособном возрасте - на 7,4%.
Естественный прирост населения начиная с 2006 года увеличивается, и составил 4,5 на 1 000 населения.
Средняя продолжительность жизни в республике за последние 3 года увеличилась и составляет 65,3 года.
Продолжались мероприятия по модернизации системы здравоохранения, направленной на совершенствование качества и доступности оказания медицинской помощи, повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения на основе создания рыночных механизмов и конкурентной среды между производителями медицинских услуг.
С апреля 2009 года внедрен III этап частичного фондодержания амбулаторно- поликлинических учреждений, оказывающих помощь в системе обязательного медицинского страхования, с включением затрат на плановую стационарную и стационарозамещающую помощь в подушевой норматив и проведением взаиморасчетов со стационарами.
С 1 января 2009 года внедрен эксперимент по фондодержанию на уровне амбулаторий общей врачебной (семейной) практики с системой внутри - медучрежденческих взаиморасчетов. В эксперименте участвуют 5 амбулаторий врача общей практики, по итогам 2009 года по этим амбулаториям показатели заболеваемости населения социально значимыми заболеваниями, запущенности туберкулезом и онкозаболеваниями, смертности населения, в том числе младенческой смертности, стойкой утраты трудоспособности ниже, чем в общей сети. Не регистрируются случаи материнской смертности.
Впервые в республике в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2010 году включены 2 частные медицинские организации - ООО "Дентапроф" и ООО "Жемчужина".
Кризисная ситуация создает не только проблемы, но и возможности для развития предприятий и малого бизнеса в республике. В 2009 году на территории Республики Бурятия осуществляли деятельность около 6,9 тысяч малых предприятий со среднесписочной численностью занятых 51,2 тысяч человек, что на 21% и 11,7% процентов больше, чем в 2008 году.
В рамках реализации антикризисной политики в республике в 2008 - 2009 годах была создана вся инфраструктура антикризисной деятельности. Распоряжением Президента Республики Бурятия от 24 ноября 2008 N 106-РП была создана рабочая группа по разработке первоочередных мер по смягчению последствий мирового финансового кризиса в Республике Бурятия. В рабочую группу вошли руководители министерств и ведомств, банков и предприятий республики, территориальных подразделений федеральных структур. Также были образованы комиссии по отдельным вопросам, связанным с доходной частью бюджета, ситуацией на рынке труда, задолженностью по оплате труда и т.п. В конце 2008 года был утвержден план мероприятий рабочей группы по разработке первоочередных мер по смягчению последствий мирового финансового кризиса в Республике Бурятия. Во всех муниципальных образованиях созданы антикризисные штабы.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 7 июля 2009 года N 337-р утверждены Программа антикризисных мер Правительства Республики Бурятия на 2009 год и план действий по реализации программы антикризисных мер Правительства Республики Бурятия на 2009 год.
Приоритетными направлениями реализации Программы антикризисных мер Правительства Республики Бурятия на 2009 год были определены:
1) социальная защита населения, сохранение и создание рабочих мест, реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан;
2) поддержка реального сектора экономики (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, организация системы взаимодействия с инвесторами по реализации приоритетных проектов, поддержка агропромышленного, строительного комплексов, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, поддержка предприятий регионального значения и т.д.);
3) минимизация административных процедур, сопровождающих предоставление мер поддержки, в том числе снижение административного давления на бизнес;
4) поддержка финансово-бюджетной системы, взаимодействие с банковским сообществом по повышению устойчивости финансового сектора экономики;
5) взаимодействие Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления по реализации антикризисных мер в муниципальных образованиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.