Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Приоритеты в области территориального развития Республики Бурятия были направлены на сокращение диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Проведена работа по подготовке документов территориального планирования республиканского и муниципального уровня.
В целях решения поставленной задачи и оказания местным бюджетам государственной поддержки для разработки документов территориального планирования реализовывалась подпрограмма "Градостроительное планирование развития территорий муниципальных образований в Республике Бурятия на 2008 - 2010 годы". В рамках подпрограммы в 2009 году на эти цели из республиканского бюджета профинансировано 22,65 млн. рублей, из местных бюджетов профинансировано 9,18 млн. рублей
Выполнены следующие работы:
схема территориального планирования Республики Бурятия в 2009 году проходила согласование в республиканских органах исполнительной власти и корректировалась разработчиком-проектным институтом ОАО "Гипрогор" (г. Москва). В настоящее время этот проект проходит процедуру согласования в Министерстве регионального развития РФ;
подготовлены проекты схем всех муниципальных районов, генеральных планов всех городских поселений и генеральных планов 36% сельских поселений республики;
генеральный план и правила землепользования г. Улан-Удэ утверждены в марте 2008 года.
Кроме того, разработаны региональные нормативы градостроительного проектирования.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на семь макрорайонов (Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский и Северный), сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Таблица 126
Макрорайоны Республики Бурятия
N |
Макрорайон |
Муниципальные образования |
"Точки роста" |
1 |
Центральный |
г. Улан-Удэ, |
Азиатский транспортно-логистический комплекс (развитие авиационного сообщения). Создание в г. Улан-Удэ мультимодального транспортно-логистического центра и терминальных комплексов, выполняющих функции логистического распределительного сервисного и делового центра. Развитие инновационного комплекса. Создание комплекса по производству высокотехнологичной продукции на базе особо чистого кварца. Освоение Ошурковского месторождения апатитов в Иволгинском районе |
2 |
Северо-Восточный |
Баунтовский |
Восточный производственно-инфраструктурный комплекс (освоение Озерного месторождения полиметаллов в Еравнинском районе, Орекитканского молибденового и Хиагдинского месторождения урана в Баунтовском районе, Ермаковского бериллиевого месторождения в Кижингинском районе). Развитие агропищевого и лесоперерабатывающего производства в Хоринском районе |
3 |
Юго-Восточный |
Бичурский, |
Развитие инфраструктурного комплекса международного автомобильного пункта пропуска в г. Кяхта Кяхтинского района. Развитие агропищевого кластера. Развитие угольной промышленности (ОАО "Разрез Тугнуйский", "Бурятуголь"). Освоение Жарчихинского молибденового месторождения в Тарбагатайском районе |
4 |
Южный |
Джидинский и Закаменский районы |
Развитие агропищевого кластера. |
5 |
Юго-Западный |
Окинский, |
Развитие туризма, рекреационных ресурсов, курортов "Аршан", "Нилова Пустынь", "Хонгор-Уула" в Тункинском районе. Развитие агропищевого кластера |
6 |
Прибайкальский |
Баргузинский, |
Туристский комплекс (туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкальская Гавань"). Развитие агропищевого кластера |
7 |
Северный |
г. Северобайкальск, |
Северо-Байкальский производственно-инфраструктурный комплекс (строительство Мокского гидроузла в Муйском районе и горнодобывающих предприятий на базе Холоднинского месторождения полиметаллов и Чулбонского месторождения кварцитов в Северо-Байкальском районе). Строительство цементного завода в п. Таксимо мощностью 1 млн. тонн цемента в год в Муйском районе. Строительство автомобильной дороги от станции Витим до ГЭС (25 км). Реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов п. Таксимо, п. Нижнеангарск |
В Центральном макрорайоне, за счет г. Улан-Удэ, проживает более половины населения Республики Бурятия - 52,2%.
Анализ показывает, что для всех выделенных макрорайонов характерно наличие муниципальных образований как с высоким уровнем экономического развития, так и отстающих от среднереспубликанских показателей.
Два макрорайона из семи формируют промышленное производство в Республике Бурятия. На Центральный макрорайон приходилось почти 70% объема промышленного производства, на Прибайкальский - 9,9%, что в совокупности дает 80%. Кроме того, существенный вклад вносит золотодобывающие макрорайоны: Северный - 9,3% и Юго-Западный - 4,8%.
Также на территории этих же двух макрорайонов производится одна треть объема сельскохозяйственного производства: Центральный формирует 15,4% продукции сельского хозяйства, Прибайкальский -16,8%. В целом же все макрорайоны имеют сельскохозяйственную направленность, за исключением Северного. Наибольшую долю дают южные макрорайоны: Юго-Восточный - 27,5% продукции сельского хозяйства, Южный - 17,0%.
Более высокий экономический потенциал названных двух макрорайонов обусловливает их лидерство в привлечении инвестиций: Центральный - 52,8%, Прибайкальский - 14,2%. Также развитие получает за счет реализации инвестиционных проектов в области добычи полезных ископаемых (уран, полиметаллы) Северо-Восточный макрорайон - 13,1% в общем объеме капитальных вложений.
Таким образом, основной экономический потенциал локализован преимущественно в центральной части Республики Бурятия.
Сложившаяся специализация макрорайонов обусловливает вклад территорий в бюджетную систему Республики Бурятия.
Центральный макрорайон, преимущественно за счет г. Улан-Удэ, а также крупных муниципальных районов - Селенгинского и Заиграевского формирует 67,9% налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия.
На втором месте также находится Прибайкальский макрорайон, обеспечивающий 8,2% налоговых поступлений. Остальные пять макрорайонов обеспечивают вклад 24%, варьируясь в диапазоне от 2% до 8,2%.
Дифференциация экономического потенциала территорий определяет различия в уровнях налоговых и неналоговых доходов, приходящихся на душу населения: от 1,5 тыс. рублей в Иволгинском районе Центрального макрорайона до 8,2 тыс. рублей в Муйском районе Северного макрорайона. При этом наиболее низкий уровень собственных доходов наблюдается в муниципальных районах с высокой долей в экономике территории сельского хозяйства.
Таким образом, наиболее высокий уровень подушевых налоговых доходов приходится на районы с высоким уровнем развития обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, в сфере транспорта и услуг.
Результатом этого являются различие возможностей для территорий по привлечению инвестиций, увеличению денежных доходов населения и развитию потребительского рынка, значительные отличия в уровне жизни населения, проживающего на территории муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия.
За период с начала года максимальная среднемесячная заработная плата среди районов республики (за исключением районов Крайнего Севера) составила 19,5 тыс. рублей (Селенгинский район), что на 21 процент выше среднереспубликанского уровня. Минимальная заработная плата в республике составила 10,6 тыс. рублей (Бичурский район), что составило 65,7 процента от среднереспубликанского уровня.
Таблица 127
Выполнение основных индикаторов реализации Программы
в разрезе муниципальных районов (городских округов) в 2009 году
Муниципальный район (городской округ) |
Доля собственных доходов местных бюджетов, % |
Количество созданных рабочих мест, чел. |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
|||||
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
|||
без учета субвенций |
без учета субвенций, субсидий |
всего |
в т.ч. по Программе доп. мероприятий |
|||||
Баргузинский |
38,2 |
75,3 |
29,7 |
70 |
117 |
80 |
11 000 |
15 021,0 |
Баунтовский |
35,3 |
79,3 |
26,1 |
70 |
242 |
139 |
14 000 |
16 147,8 |
Бичурский |
25,3 |
65,0 |
24,7 |
50 |
170 |
105 |
8 500 |
10 564,9 |
Джидинский |
37,7 |
64,7 |
32,0 |
300 |
170 |
127 |
8 000 |
11 056,9 |
Еравнинский |
26,0 |
75,0 |
26,5 |
150 |
166 |
90 |
8 000 |
15 959,2 |
Заиграевский |
22,2 |
68,6 |
42,2 |
400 |
451 |
125 |
8 000 |
18 331,8 |
Закаменский |
17,6 |
74,2 |
21,3 |
70 |
242 |
139 |
8 500 |
11 270,6 |
Иволгинский |
31,0 |
72,0 |
27,2 |
600 |
284 |
132 |
7 500 |
12 240,2 |
Кабанский |
59,1 |
74,9 |
52,5 |
200 |
242 |
139 |
9 000 |
13 957,3 |
Кижингинский |
23,7 |
63,0 |
19,9 |
200 |
202 |
179 |
8 000 |
11 372,1 |
Курумканский |
19,7 |
72,2 |
19,2 |
100 |
242 |
198 |
12 000 |
14 636,1 |
Кяхтинский |
69,1 |
73,9 |
63,8 |
300 |
429 |
150 |
13 000 |
13 866,7 |
Муйский |
79,3 |
82,2 |
55,8 |
100 |
126 |
95 |
14 000 |
28 657,2 |
Мухоршибирский |
43,3 |
80,9 |
41,5 |
120 |
200 |
126 |
13 000 |
19 057,7 |
Окинский |
60,5 |
78,2 |
33,1 |
100 |
226 |
25 |
13 500 |
14 602,5 |
Прибайкальский |
58,8 |
66,9 |
44,9 |
720 |
242 |
139 |
10 400 |
12 059,9 |
Северо-Байкальский |
55,7 |
80,4 |
34,5 |
45 |
464 |
108 |
15 500 |
25 801,6 |
Селенгинский |
57,4 |
70,7 |
51,1 |
50 |
545 |
137 |
15 000 |
19 551,4 |
Тарбагатайский |
32,2 |
67,0 |
28,4 |
50 |
249 |
120 |
7 000 |
12 823,1 |
Тункинский |
28,4 |
80,1 |
28,6 |
70 |
259 |
87 |
8 200 |
12 198,5 |
Хоринский |
27,9 |
62,6 |
24,3 |
120 |
356 |
280 |
11 000 |
12 715,3 |
г. Северобайкальск |
52,7 |
75,3 |
87,2 |
50 |
407 |
140 |
17 000 |
28 703,5 |
г. Улан-Удэ |
55,6 |
84,6 |
99,7 |
2300 |
3350 |
1166 |
17 000 |
18 673,0 |
Наиболее перспективная система мер действенной ликвидации социально-экономических диспропорций муниципальных образований в Республике Бурятия будет осуществляться путем развития региональных "точек роста" как центров межтерриториальных социально-производственных комплексов, реализуемых в рамках оптимистичного сценария.
В 2009 году в Северо-Восточном макрорайоне реализуются крупные инвестиционные проекты в области добычи полезных ископаемых. На Хиагдинском урановом месторождении направлено 1 675 млн. рублей, в основном на инфраструктурные объекты (строительство моста через р. Витим, велось строительство дороги на месторождение, бурение и обвязка полигона, работы по обеспечению электроснабжения, вахтового поселка, складов). На Озерном месторождения полиметаллов освоено 223, млн. рублей, в т.ч. работы на промышленной площадке - 151,3 млн. рублей. Кроме того, продолжаются работы по поиску и оценке урана, рудного золота, свинцово-цинковой и вольфрамово-молибденовой руд.
На территории Тункинского района Юго-Западного макрорайона создается зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа.
На территории Прибайкальского района в рамках создания ТР ОЭЗ "Байкальская гавань" разработан и утвержден проект планировки участков "Турка" и "Пески" и определены участки под строительство объектов инженерной и туристической инфраструктуры, в т.ч. утверждена проектно-сметная документация по всем объектам инженерной инфраструктуры ОЭЗ.
В рамках создания зон экономического благоприятствования в Республике Бурятия в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 17 июня 2009 года N 283-р проведены конкурсы по отбору заявок на создание всех типов зон экономического благоприятствования.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" издан Указ Президента Республики Бурятия от 10 марта 2009 года N 101 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия". В нем определены показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период. Главами муниципальных районов (городских округов) представлены доклады о достигнутых значениях показателей за 2008 год и их планируемых значениях на 3-летний период. На основании данных докладов глав подготовлен сводный доклад Республики Бурятия "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия", который размещен на официальном сайте Правительства Республики Бурятия и направлен в Минрегионразвития Российской Федерации.
Также разработана методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 ноября 2009 года N 415 "О стимулировании эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия". По результатам 2008 года издано распоряжение Правительства Республики Бурятия от 10 ноября 2009 года N 585-р о результатах рейтинговой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2008 год, 5 лучшим муниципальным образованиям выделено 15 млн. рублей из республиканского бюджета.
В целях создания условий эффективного развития малого предпринимательства, снижения напряженности на рынке труда и увеличения занятости населения в муниципальных образованиях Республики Бурятия в 2009 году разработан механизм стимулирования перевода владельцев личных подсобных хозяйств в субъекты малого предпринимательства. В качестве экспериментальной площадки реализации пилотного проекта выбран Хоринский район республики.
Проект проводится по двум направлениям:
Первое - максимальное использование Программы по снижению напряженности на рынке труда, а именно - мероприятий по предоставлению субсидий на организацию самозанятости населения. В рамках проекта более 100 владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ) уже перешли в категорию индивидуальных предпринимателей, и происходит формирование объединенных предпринимательских проектов нескольких владельцев ЛПХ, объединенных по территориальному признаку.
Второе - данным ЛПХ выделены субсидии на оформление прав собственности на их земельные участки в общей сумме 2,5 млн. рублей, предоставляемых в рамках РЦП "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия". С 12 октября 2009 года началась процедура межевания земельных долей участников пилотного проекта.
Для продолжения данной работы Администрацией Хоринского района подана заявка на участие в конкурсе по предоставлению субсидий на приобретение производственного оборудования, техники в лизинг.
Таким образом, в развитии сельских территорий определены следующие перспективные направления в рамках действующей Программы:
вовлечение в эффективный оборот возможно большего количества ранее неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения.
развитие объединений сельхозтоваропроизводителей по территориальному признаку путем привлечения граждан из личного хозяйства в современные высокорентабельные формы хозяйствования на селе.
выход на продовольственное самообеспечение республики.
Министерством регионального развития Российской Федерации в 2009 году сформирован перечень моногородов России, в который вошли г.Северобайкальск, г.Гусиноозерск, п.Селенгинск и п.Каменск Кабанского района.
В целях поддержки социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера подписано Соглашение между Правительством Республики Бурятия и Министерством регионального развития Российской Федерации. В 2009 году объем субсидий из федерального бюджета составил 19,0 млн. рублей, из республиканского бюджета 3,9 млн. рублей, софинансирование из местных бюджетов составило 457,9 тыс. рублей. Данные средства были использованы на покупку автомобиля скорой помощи, вездеход, трактор, снегоходы, автомобиля ЗИЛ-130. Приобретена компьютерная и офисная техника, спортинвентарь, музыкальная аппаратура и инструменты, национальные костюмы. Для организации производств закуплено оборудования по переработке ореха, хлебопекарное оборудование, обработки шкур и пошиву меховых изделий, лошади для организации коневодческого хозяйства. В строительстве проводится восстановление пристроя к существующему зданию Бурунгольской средней школы в с. Хужир Окинского района, реконструкция зданий, водоводов. По итогам работы за 2009 год Республика Бурятия включена в перечень получателей софинансирования на 2010 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.