2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Батуев Ж.Д.) представить соответствующие предложения до 1 февраля 2010 года в Министерство экономики Республики Бурятия для внесения изменений в Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года".
3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Батуев Ж.Д.) подготовить соответствующие предложения до 1 января 2010 года для внесения изменений в Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 г. N 1282-III "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия".
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Республике Бурятия внести соответствующие изменения в программы социально-экономического развития муниципальных образований с учетом положений Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель |
В.В.Наговицын |
Республиканская целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 декабря 2009 г. N 461)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства
и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год"
Наименование Программы |
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Республики Бурятия |
Основные разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия и организации (по согласованию). Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. Управление ветеринарии Республики Бурятия |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Основная цель Программы - рост объемов производства продукции АПК для повышения обеспеченности населения Республики Бурятия собственными продуктами питания, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности - сырьем местного производства, устойчивого развития сельских территорий. Задачи Программы: - техническое перевооружение сельскохозяйственного производства за счет реализации инвестиционных проектов; - развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса; - рост доли крупно-товарного производства, специализация сельскохозяйственных организаций на производстве отдельных видов продукции; - устойчивое развитие сельских территорий |
Сроки реализации Программы |
2010 год |
Краткое изложение основных мероприятий |
I. Устойчивое развитие сельских территорий. II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства. III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства. IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства |
Объемы и источники финансирования Программы в целом, по годам реализации и направлениям |
Требуется средств для реализации Программы всего на 2010 год 2936,461 млн. рублей. В том числе за счет федерального бюджета* - 808,342 млн. руб., республиканского бюджета* - 243,519 млн. руб., внебюджетных источников* - 1884,6 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Рост валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2010 году к уровню 2009 года - 103,5%, пищевой и перерабатывающей промышленности - 104%. Создание 100 новых рабочих мест, рост платежей в бюджеты всех уровней на 105 млн. рублей |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Государственный заказчик Программы - Правительство Республики Бурятия осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. В установленном порядке представляются информация и доклады о ходе выполнения Программы и использовании средств республиканского бюджета. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах" |
*Справочно
Введение
Программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год" (далее - Программа) определяет основные параметры развития сельского хозяйства Республики Бурятия на этот период, мероприятия по их достижению, потребность средств из бюджетов всех уровней и ожидаемый эффект от их вложения. Программа включает в себя приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия, определенные Концепцией развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Бурятия на 2009-2017 годы и на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.12.2008 г. N 529 (далее - Концепция).
Программа определяет цели и задачи в рамках Концепции на 2010 год.
Средства реализации поставленных задач на 2010 год служат инструментом реализации социально-экономической стратегии и размещения производительных сил, способом приоритетной концентрации ресурсов при решении ключевых территориальных проблем, поэтапного создания условий для укрепления экономической базы сельскохозяйственных организаций, развития отраслей экономики и социальной сферы, повышения уровня жизни сельского населения. Достижение целей и задач Программы должно способствовать закреплению и наращиванию темпов роста продукции, сложившихся в агропромышленном комплексе.
В Программе заложены все основные направления развития сельского хозяйства Республики Бурятия, предусмотренные Программой социально-экономического развития Республики на 2008-2010 годы и на период до 2017 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III.
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Основными исполнителями мероприятий Программы и получателями государственной поддержки являются сельскохозяйственные организации, заключившие Соглашения об оказании мер государственной поддержки на 2010 год. В связи с этим в технико-экономическом обосновании приведены показатели по хозяйствам - участникам Программы. Рост поголовья молочных коров составит в 2010 году к уровню 2009 года 4,8 %, поголовье мясного скота увеличится на 7,1%, свиней - на 15%, овец и коз - на 5%. Надой на фуражную корову планируется увеличить с 3000 литров в 2009 году до 3300 литров в 2010 году или на 10%, что выше уровня, сложившегося в среднем по республике, на 65 %. Среднесуточный привес крупного рогатого скота будет доведен до 500 грамм, что выше уровня предыдущего года на 13,6%, свиней - до 550 грамм в сутки, что на 20% больше, чем в 2009 году. Исходя из чего в 2010 году объемы производства молока планируется увеличить - на 15,1% мяса - 34,3%, яйца - 2,4%, к уровню 2009 года, что соответственно выше темпов, определенных по хозяйствам всех категорий по молоку на - 14,3%, мясу - 39,7%, яйцу - 1,4%. Что позволит по молоку и мясу обеспеченность населения республики в продуктах питания животного происхождения довести до 55 и 95% соответственно.
Планируется увеличить площадь посевов зерновых культур, картофеля, овощей и кормовых культур к уровню 2009 года на 11000 га, 40 га, 40 га и 5000 га соответственно, что позволит довести коэффициент использования пашни во всех категориях хозяйств до 34 %. Урожайность зерновых культур в хозяйства - участниках Программы возрастет к уровню 2009 года с 8,5 ц/га до 12,5 ц/га, картофеля - с 150 ц/га до 160 ц/га, овощей - 210 ц/га до 230 ц/га, кормовых - с 34,2 ц/га до 35 ц/га. В связи с чем объемы производства зерна возрастут на 67,1%, картофеля - на 13,8%, овощей - на 30,9%, кормовых культур - на 32,7%, что позволит обеспечить прирост продукции во всех категориях хозяйств к уровню 2009 года по зерну - на 74,2%, картофелю - 10,0%, овощам - на 2,0%, кормам - на 20%, за счет чего обеспеченность населения республики картофелем и овощами возрастет до 96 и 70 % соответственно, продовольственным зерном - до 20%.
Мероприятиями Программы предусмотрено субсидирование компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам в сумме 95,5 млн. рублей, что позволит повысить коэффициент обновления тракторов с 2,0% до 2,3%, зерноуборочных комбайнов - с 3,4% до 4,0 %, кормоуборочных - с 3,5% до 3,9%.
Финансирование мероприятий по социальному развитию села в сумме 13,5 млн. рублей позволит предоставить жилье 70-ти молодым специалистам на селе.
Потребность средств для реализации мероприятий Программы из республиканского бюджета на 2010 год составляет 243,519 млн. руб. Объем продукции, производимый в сельском хозяйстве, планируется довести до 16233,3 млн. руб. В результате реализации Программы в Республике Бурятия на 1 руб. государственной поддержки планируется производить сельскохозяйственной продукции на сумму более 66,6 рублей и платить налоги в бюджеты всех уровней в сумме 7,1 рубля. Кроме того, 1 рубль республиканского бюджета будет способствовать привлечению средств из федерального бюджета на сумму 3 рубля 32 копейки.
2. Постановка проблемы и необходимость разработки
программных мероприятий
По итогам 8 месяцев 2009 года объемы производства молока возросли на 24,5% (Программой предусмотрено 0,3%), мяса - на 4,0% (при программном уровне - 5,7%). Ожидается по году произвести зерна на уровне 2008 года (хотя планировался рост на 26,3%), что связано с ранним снегопадом, картофеля - на 2,5% (план 1,9%), овощей - на 3,0% (при плане 2,5%), заготовить кормов по предварительным данным на 1 условную голову 18 центнеров кормовых единиц (с учетом концентрированных кормов и соломы), что выше прошлого года на 20,0%. Рост валового надоя молока составит (по нашим расчетам) 39,7% к уровню 2008 года, скота и птицы - 14,2%, яиц - 1,0%.
По состоянию на 1 сентября поголовье сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий хозяйств превысило прошлогодний уровень по КРС на 3,9%, в том числе коров на 2,4%, овец и коз - на 8,0%, поголовье свиней - ниже уровня 2008 года на 2,7%.
В сельскохозяйственных организациях прирост мяса составил - 15,8%, молока - 0,1%, произведено яйца ниже уровня 2008 года на 2,7%. Поголовье КРС - на 22,2% выше, чем в прошлом году, свиней - на 15,1%, овец и коз - на 4,8%. Доля сельскохозяйственных организаций в производстве мяса возросла к уровню прошлого года с 11,3 % до 23,3%, но остается пока очень низкой доля производства молока - 4,8% (в 2008 году 6,2%), картофеля и овощей - менее 5%.
Темпы роста по хозяйствам - участникам РЦП 2009 года выше, чем сложились в среднем по сельскохозяйственным организациям, на 25-30 %.
В 2008-2009 годах открыты новые производства:
- цех по переработке молока в ОПХ "Байкальское", в с. Оер Джидинского района;
- цех мясных полуфабрикатов ООО "Профит", Баргузинский район;
- колбасный цех ООО "Пиката", г. Улан-Удэ;
- убойный цех ООО "Перешеек", Кяхтинский район;
- проведено техническое перевооружение системы холодоснабжения ОАО "Молоко", приобретена итальянская линия розлива, современное лабораторное оборудование на ОАО "Байкалфарм", увеличены мощности по переработке молока в с. Турунтаево Прибайкальского района;
- приобретена линия производства сахарного печенья на ЗАО "Кондитерпром", построен новый производственный корпус на ООО "Бурятская мясоперерабатывающая компания";
- приобретена автоматизированная линия по фасовке молочной продукции на ООО "Мухоршибирское подворье";
- сдана в эксплуатацию вторая очередь цеха хлебопечения на ОАО "Бурятхлебпром".
По некоторым видам продукции допущено снижение производства в натуральном выражении: мясо, включая субпродукты 1 категории - 81%, цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) - 78,9%, макаронные изделия - 64,5%. Основные причины снижения производства:
- мяса, включая субпродукты 1 категории, - полная остановка производственной деятельности ОАО "Бурятмясопром" с начала 2009 г.;
- цельномолочной продукции - снижение закупа молока на 23,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в связи со снижением производства молока в сельхозорганизациях, отмена субсидий на закуп молока;
- макаронных изделий - дефицит оборотных средств на ЗАО "Макбур".
Вместе с тем остаются нерешенными основные проблемы, сложившиеся в последние годы в АПК республики:
По сравнению с 1970-1990 годами снизилась эффективность использования сельскохозяйственных угодий, значительно снижены объемы производства зерна. Коэффициент использования пашни в 2008 г. составил 32,1%; а урожайность зерновых культур, начиная с 2000 г., стала одной из самых низких в Сибири. Это в значительной степени связано с изношенностью техники и снижением технической оснащенности сельскохозяйственного производства.
Остаются низкими показатели продуктивности животных. Среднесуточный привес крупного рогатого скота в республике почти в 2 раза ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. Молочная продуктивность коров более чем в полтора раза ниже среднероссийской.
Доля расходов на сельское хозяйство в республиканском бюджете самая низкая среди регионов СФО. Средняя заработная плата сельскохозяйственных работников в 2008 г. хотя и возросла к уровню 2007 года на 38%, но оказалась в 1,5 раза ниже прожиточного минимума.
В результате чего: остается низкой продовольственная обеспеченность республики собственными продуктами питания, неудовлетворительна обеспеченность промышленности сырьем. За последние 8 лет по уровню потребления мяса и мясопродуктов республика переместилась с 23 места на 48 место в России, по потреблению молока и молочных продуктов - с 37 на 42 место; зерновых и хлебопродуктов - с 36 на 50 место.
В сельскохозяйственных организациях республики удельный вес тракторов со сроком службы свыше 10 лет составил 90%, зерновых комбайнов - 92%, кормоуборочных - 85%. Остается очень низким уровень применения минеральных удобрений и средств химической защиты растений - 1/5 часть от установленной нормы внесения, доля посевов зерновых культур элитными семенами составляет не более 10% от общей площади посевов.
Неудовлетворительными являются социально-бытовые условия жизни на селе, низким - квалификационный уровень работников. Уровень заработной платы, хотя и повышается темпами, опережающими другие отрасли, но едва достигает 1/4 части от уровня заработной платы, сложившегося в среднем по Республике Бурятия, что способствует оттоку квалифицированных специалистов из села в город, снижает инвестиционную привлекательность АПК.
Решение перечисленных проблем является целями и задачами данной Программы и соответствует основным приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия.
3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью разрабатываемой Программы является рост объемов производства продукции АПК для повышения обеспеченности населения республики собственными продуктами питания, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности - сырьем местного производства, устойчивого развития сельских территорий, для чего необходимо решить следующие задачи:
- техническое перевооружение сельскохозяйственного производства за счет реализации инвестиционных проектов;
- развитие приоритетных отраслей агропромышленного комплекса;
рост доли крупно-товарного производства, специализация сельскохозяйственных организаций на производстве отдельных видов продукции;
- устойчивого развития сельских территорий.
4. Срок реализации Программы
Мероприятия Программы будут реализованы в течение 2010 года.
5. Перечень программных мероприятий
1. Перечень программных мероприятий Программы объединен в разделы, соответствующие Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма):
I. Устойчивое развитие сельских территорий.
II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
2. Сроки реализации, объемы и источники финансирования программных мероприятий Программы, исполнителем которой является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, указаны в расчете ресурсного обеспечения Программы приложения N 3 к Программе (далее - ресурсное обеспечение).
I. Устойчивое развитие сельских территорий
1. Основными мероприятиями данного подраздела являются развитие жилищного строительства в сельской местности, обеспечение доступным жильем граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, мероприятия по развитию водоснабжения.
2. Целевые индикаторы устойчивого развития сельских территорий на 2010 год приведены в пункте 1 приложения N 2 к Программе.
3. Потребность средств для реализации мероприятий по повышению уровня социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений приведена в приложении N 3 к Программе.
4. Проведенные мероприятия позволят ввести в действие 19 тыс. кв. м жилья в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 4-6 тыс. кв. м жилья. Мероприятия по водоснабжению в сельской местности повысят обеспеченность сельского населения питьевой водой на 1,9%.
5. Исполнителями мероприятий подраздела являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, сельские муниципальные образования в Республике Бурятия (по согласованию), хозяйствующие субъекты (по согласованию).
II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства
1. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства предусматривает мероприятия по поддержанию почвенного плодородия, оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и созданию системы информационного обеспечения АПК и сельских территорий Республики Бурятия.
2. Основная цель поддержания почвенного плодородия - восстановление, повышение плодородия почв и сохранение агроландшафтов, как национального достояния Республики Бурятия.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках Федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 99.
1) основные мероприятия - строительство и реконструкция мелиоративных систем и проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования. Объем средств из республиканского бюджета для реализации указанных мероприятий приведен в приложении N 3 к Программе. Кроме того, данным мероприятием предусмотрена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в 3 районах республики;
2) целевые индикаторы по поддержанию почвенного плодородия приведены в пункте 3 приложения N 2 к Программе;
3) на эти цели сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) предусмотрено средств федерального бюджета на сумму 70,1 млн. руб., из республиканского - 15,032 млн. руб.;
4) реализация мероприятий по повышению плодородия почв позволит довести урожайность кормовых культур в хозяйствах - участниках Программы до 38 ц/га, что выше уровня 2009 года на 11,1%;
5) исполнителями мероприятий подраздела являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, сельские муниципальные образования в Республике Бурятия (по согласованию), хозяйствующие субъекты (по согласованию).
3. По оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и созданию системы информационного обеспечения АПК и сельских территорий Республики Бурятия предусматриваются следующие мероприятия:
1) организация функционирования региональной и муниципальных площадок Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (далее - ЕСИО АПК);
2) укрепление материально-технической базы центров по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
3) квалифицированное и комплексное предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая оказание содействия в освоении передовых технологий производства продукции, развитию кредитной кооперации, социальному развитию села, альтернативной занятости населения;
4) обучение и подготовка специалистов по оказанию консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям Республики Бурятия.
4. Исполнителями указанных мероприятий являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, организации по оказанию консультационной помощи (по согласованию), предприятия агропромышленного комплекса (по согласованию).
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства
Основными исполнителями мероприятий раздела являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, эффективно функционирующие сельскохозяйственные товаропроизводители (по согласованию):
- заключившие соглашения с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- отвечающие критериям отбора, определенным в порядках предоставления средств из республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2010 год;
- заключившие соглашения об оказании государственной поддержки в 2010 году;
- заключившие договоры контрактации на поставку сельскохозяйственной продукции перерабатывающим предприятиям Республики Бурятия;
- имеющие бизнес-планы на реализацию инвестиционных проектов по развитию сельскохозяйственного производства.
Основные мероприятия по развитию животноводства:
1) выделение субсидий на содержание племенного маточного поголовья, на приобретение племенного скота и племенного поголовья птицы, семени быков-производителей;
2) компенсация части затрат по содержанию северных оленей, мясных табунных лошадей;
3) компенсация части затрат по содержанию овец и коз;
4) противоэпизоотические мероприятия.
Потребность средств для реализации мероприятий по развитию животноводства приведена в приложении N 3 к Программе.
Реализация мероприятий по развитию животноводства позволит в 2010 году обеспечить темпы роста производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на уровне 103% к предыдущему году, довести удельный вес племенного скота в общем поголовье до 6,8%, что на 0,8% выше, чем в прошлом году, обеспечить превышение прироста реализации племенного молодняка (усл. гол.) в 2010 году на 5% к уровню предыдущего года.
Поставка племенного скота осуществляется на основании Примерного порядка субсидирования поставки племенного скота сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия в 2010 году, приведенного в приложении N 9 к Программе.
2. Основные мероприятия по развитию растениеводства:
1) поддержка элитного семеноводства (порядок поставки элитных семян сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия в 2010 году приведен в приложении N 7 к Программе);
2) компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей по приобретению средств химической защиты семян по производству рапса;
3) субсидирование части затрат по закладке и уходу за многолетними насаждениями;
4) выделение субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений.
Реализация мероприятий по развитию растениеводства в 2010 году позволит увеличить объемы производства продукции растениеводства на 4%, зерна - на 74,2%, картофеля - на 10,0%, овощей - на 2% к уровню 2009 года.
Рекомендации по срокам проведения посевных работ приведены в приложении N 11 к Программе.
Ресурсное обеспечение реализации мероприятий по развитию растениеводства приведено в приложении N 3 к Программе.
IV. Мероприятия по достижению финансовой устойчивости
сельского хозяйства
1. Основные мероприятия по достижению финансовой устойчивости сельского хозяйства включают в себя:
1) повышение доступности кредитов;
2) повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
3) техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства;
4) снижение рисков в сельском хозяйстве.
1.1. Основным мероприятием по повышению доступности кредитов является субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам) и инвестиционным кредитам, полученным предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, организациями АПК, специализирующимися на производстве растениеводческой и животноводческой продукции.
1.2. Основным мероприятием по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является компенсация части затрат по уплате процентов на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.
1.3. По технической и технологической модернизации сельского хозяйства:
1) субсидирование части затрат на уплату процентных ставок по привлеченным кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на приобретение техники;
2) субсидирование части затрат на уплату процентных ставок по привлеченным кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на приобретение запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, оборудования, грузовых автомобилей, тракторов и других материалов на проведение сезонных работ (до 1 года).
1.4. Основным мероприятием по снижению рисков в сельском хозяйстве является компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию сельскохозяйственных рисков.
2. Потребность средств, необходимых для реализации вышеперечисленных мероприятий, приведена в приложении N 3 к Программе, целевые индикаторы - в пункте 4 приложения N 2 к Программе.
3. Программой предусмотрены дополнительные мероприятия, финансируемые только из республиканского бюджета:
1) реализация мероприятий по развитию агропродовольственного рынка Республики Бурятия проводится с целью создания для сельскохозяйственных товаропроизводителей условий гарантированного сбыта произведенной ими продукции, организации собственных заготовительных и сбытовых структур, улучшения снабжения населения продовольствием собственного производства: выделение средств из республиканского бюджета на финансирование организационных мероприятий по проведению выставочно-ярмарочных мероприятий, организация розничных рынков на территории Республики Бурятия, включая сельскохозяйственные кооперативные рынки. Реализация мероприятий позволит обеспечить рост объема закупа сельскохозяйственной продукции организациями АПК, организациями потребительской кооперации, оптово-розничной сетью в 2010 году на 4% к уровню 2009 года;
2) содействие развитию отрасли заготовки и переработки дикоросов будет осуществляться путем проведения мониторинга определения ресурсного потенциала дикоросов Республики Бурятия;
3) поддержка кадрового обеспечения сельского хозяйства (примерные условия для закрепления кадров на селе в приложении N 10 к Программе);
4) пополнение уставного капитала лизинговой компании (поставка племенного скота хозяйствам населения) в целях закупа племенного молодняка крупного рогатого скота для передачи на условиях лизинга гражданам, которые ранее вели личное подсобное хозяйство и зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Потребность средств, необходимых для реализации вышеперечисленных мероприятий, приведена в приложении N 3 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение Программы
1. Ресурсное обеспечение мероприятий Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год" приведено в приложении N 3 к Программе.
2. Общая потребность средств для реализации мероприятий Программы составляет 2936,461 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 808,342 млн.* руб., республиканского бюджета - 243,519 млн. руб. и внебюджетных источников - 1884,6* млн. руб. В общем объеме средств, необходимых для реализации Программы, средства республиканского бюджета составляют 8,29%, средства федерального бюджета - 27,5%, внебюджетных источников - 64,21%.
*Справочно
7. Социально-экономические результаты
1. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить рост объемов производства сельскохозяйственной продукции в действующих ценах в 2010 году к уровню 2009 года на 16,8%**, в сопоставимых - на 3,5%***. Объемы производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в действующих ценах возрастут на 37,1%, в сопоставимых ценах - на 4%.
2. Предполагается:
1) увеличить годовой объем производства продукции, производимой в агропромышленном комплексе, в действующих ценах к уровню 2009 года - на 2,8 млрд. руб., из них по сельскому хозяйству - на 2,3 млрд. руб., по организациям пищевой и перерабатывающей промышленности - на 0,5 млрд. руб.;
2) создать 100 новых рабочих мест, за счет увеличения посевных площадей на 20 тыс. га к уровню 2009 года рост поголовья скота более чем на 9 тыс. голов, создание новых миниперерабатывающих структур и развитие сельской потребительской кооперации;
3) увеличить платежи в бюджет на 105 млн. руб., из которых 60 млн. руб. по организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, за счет роста закупа молока у населения, ввода в эксплуатацию новых убойных цехов и освоения новых мощностей;
4) обеспечить достижение макроиндикаторов и целевых индикаторов развития сельского хозяйства, приведенных в приложениях N 1 и N 2 к Программе.
**Справочно, с учетом реализации региональных экономически значимых программ - на 36,2%.
***Справочно, с учетом реализации региональных экономически значимых программ - на 4,8%
8. Механизм реализации Программы
1. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах".
2. После утверждения настоящей Программы будут разработаны Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и утверждены Правительством Республики Бурятия порядки финансирования мероприятий отрасли из республиканского бюджета, в которых предусмотрены критерии отбора получателей поддержки, ставки субсидий, условия и механизм предоставления средств, формы представления отчетности, перечень документов, подтверждающих целевое использование средств, и др.
3. Реестр получателей государственной поддержки на текущий год утверждается решением рабочей группы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, созданной приказом министра.
4. Ежегодно в рамках Программы заключаются Соглашения об оказании мер государственной поддержки между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия и организациями АПК, предусматривающие исполнение индикаторов развития организации, объемов государственной поддержки, основных показателей развития организации за ряд лет и т.д. Невыполнение сельскохозяйственной организацией обязательств, предусмотренных Соглашением, влечет за собой приостановление финансирования и исключение из реестра получателей поддержки в следующем году.
Приложение N 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия в
Республике Бурятия на 2010 год"
Макроиндикаторы развития сельского хозяйства в 2010 году
Индикаторы |
2007 г. факт. |
2008 г. факт. |
2009 г. ожид. |
2010 г. программа |
2010 г. к 2007 г., % |
2010 г. к 2009 г., % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Валовая продукция сельского хозяйства (млн. руб.)s |
10546,2 |
11745,6 |
13900,0 1509,6 |
16233,3 2700,0 |
153,9 |
116,8 122,9 |
Производительность труда (тыс. руб. на 1 работающего в год) s |
275,2 |
309,1 |
373,6
40,5 |
450,0
74,8 |
163,52 |
120,4
126,6 |
Рентабельность сельхозорганизаций с учетом государственной поддержки, % |
10,0 |
10,0 |
12,0 |
14,0 |
140,00 |
116,7 |
Численность занятых (человек) |
38000 |
38000 |
37200 |
36100 |
95,00 |
97,0 |
Средняя заработная плата (руб.) |
2923 |
4257,4 |
5300 |
6600 |
225,80 |
124,5 |
Объем реализации продукции в сельскохозяйственных организациях (млн. руб.)s |
1020,0
|
1250,0
|
1100,0
90,6 |
2100,0
277,0 |
205,88 |
190,9
199,6 |
Удельный вес прибыльных крупных и средних сельхозорганизаций, в общем их числе, % |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
71,0 |
101,43 |
100,6 |
Объем инвестиций в основной капитал организаций АПК (млн. руб.) |
510,0 |
300,0 |
310,0 |
700,0 |
137,25 |
225,8 |
Расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия на сельское хозяйство в расчете на: - один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции (руб.) |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,02 |
100,0 |
150,0 |
Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни, % |
28,0 |
32,1 |
33,0 |
34,0 |
121,4 |
104,6 |
Удельный вес земельных участков, оформленных в счет земельных долей, в общем их количестве, % |
5,0 |
6,0 |
10,0 |
20,0 |
400,0 |
200,0 |
Рост поголовья скота, условных голов (% к 2007 году) |
100,0 |
103,9 |
107,1 |
110 |
110,0 |
102,7 |
Доля местного производства в потреблении, %: мясопродуктов s |
54,0 |
54,7 |
54,7 59,6 |
55,0 62,2 |
101,8 |
100,0 +2,6 |
молокопродуктов s |
92,5 |
93,0 |
94,0 99,0 |
95,0 100,0 |
102,7 |
101,1 +1,0 |
овощей s |
40,0 |
40,0 |
40,3 45,7 |
42,0 49,9 |
105,0 |
104,2 +4,2 |
рыбной продукции |
40,0 |
40,5 |
41,0 |
41,0 |
102,5 |
100,0 |
Рост урожайности зерновых культур к уровню 2007 года, % |
0 |
34,4 |
10,0 |
30,0 |
- |
150,0 |
Производство (тыс. т): молоко s |
245,4 |
247,3 |
248,0 97,7 |
250,0 156,1 |
101,87 |
100,8 116,7 |
зерно |
81,5 |
100,7 |
73,0 |
127,2 |
156,07 |
174,2 |
картофель s |
149,2 |
160,0 |
150,0 0,9 |
165,0 1,6 |
110,59 |
110,0 110,4 |
овощи s |
44,2 |
46,3 |
49,0 0,3 |
50,0 3,9 |
113,12 |
102 107,3 |
мед |
0,105 |
0,105 |
0,105 |
0,105 |
100,00 |
100,0 |
мясо (ж. в.) Всего
В том числе КРС свиней овец и коз лошадей птицы |
47,6
28,9 14,3 2,3 2,1 0,017 |
47,3
28,0 13,9 3,4 1,8 0,017 |
52,6 0,7
31,5 15,8 3,3 1,8 0,018 |
53,1 2,0
32,1 15,9 3,3 1,8 0,019 |
100,95
101,9 106,0 143,48 85,71 105,88 |
101,0 285,7
101,9 100,6 100,0 100,0 105,5 |
Яйцо (млн. шт.) |
62,8 |
64,9 |
65,0 |
65,6 |
104,46 |
101,0 |
sСправочно, дополнительно будет произведено в рамках региональных экономически значимых программ при условии софинансирования их мероприятий из бюджета РФ
Приложение N 2
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Целевые индикаторы развития сельского хозяйства в 2010 году
Приложение N 3
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Расчет ресурсного обеспечения
РЦП "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010 год", млн. руб.
Наименование мероприятия Программы |
Государственная поддержка |
Внебюджетные источники |
||||
ФБ |
РБ |
|||||
|
%, ставка |
млн. руб. |
%, ставка |
млн. руб. |
млн. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Устойчивое развитие сельских территорий | ||||||
1. Повышение уровня социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений |
|
93,703 |
|
18,516 |
146,1 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
1.1. Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием ипотечного кредитования, всего 19000 кв. м |
РФ - 83,5 % |
68,4 |
РБ - 16,5 % |
13,516 |
146,1 |
|
Стоимость 1 м2 - 12 тыс. руб. х 19 тыс. кв. м = 228,0 млн. руб. |
|
|
|
|
|
|
1.2. Мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности |
РФ - 83,5 % |
25,303 |
РБ - 16,5 % |
5,0 |
|
|
Всего по разделу I |
|
93,703 |
|
18,516 |
146,1 |
|
II. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства | ||||||
2. Поддержание почвенного плодородия, всего |
|
70,1 |
|
15,032 |
38,7 |
|
2.1. Капитальные вложения, предусмотренные на строительство, реконструкцию и восстановление мелиоративных систем |
РФ - 83,5 % |
70,0 |
РБ - 16,5 % |
13,832 |
38,0 |
|
2.2. Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследования, инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения в 3 районах республики (стоимость инвентаризации с/х земель 1 района от 300-350 тыс. руб.) |
РФ - 33,0 % |
0,1 |
РБ - 67,0 % |
1,2 |
0,7 |
|
3. Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям |
РФ - 62,0 % |
7,1 |
РБ - 38,0 % |
4,4 |
0,9 |
|
4. Создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства |
по Соглашению с МСХ РФ |
4,84 |
|
2,36 |
0,8 |
|
Всего по разделу II |
|
82,04 |
|
21,792 |
40,4 |
|
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства | ||||||
5. Приоритетное развитие животноводства, всего |
РФ - 83,5 % |
96,484 |
РБ - 16,5 % |
44,466 |
655,9 |
|
5.1. Мероприятия по поддержке племенного животноводства, всего |
|
85,795 |
|
37,353 |
467,7 |
|
5.1.1. Субсидии на поддержку племенного животноводства (содержание племенного маточного поголовья) сельскохозяйственных животных |
4500 руб. |
75,0 |
890 руб. за 1 усл. гол. |
14,820 |
235 |
|
5.1.2. Субсидии на приобретение племенного скота и племенного поголовья птицы |
22 руб./кг ж.в. |
9,999 |
4,5 руб./кг ж.в. |
21,976 |
192 |
|
в том числе для реализации крупных инвестиционных проектов |
|
- |
|
20 |
100 |
|
5.1.3. Субсидии на приобретение семени быков-производителей |
26 руб./дозу |
0,796 |
5,2 руб. |
0,557 |
40,7 |
|
в том числе для реализации крупных инвестиционных проектов |
|
- |
|
0,400 |
29,23 |
|
5.2. Мероприятия по развитию северного оленеводства и мясного табунного коневодства |
273 руб. |
3,09 |
54 руб. за 1 гол. |
0,611 |
10,2 |
|
5.3. Мероприятия по развитию овцеводства и козоводства |
105 руб. |
7,6 |
21 руб. |
1,502 |
28,0 |
|
5.4. Мероприятия по проведению противоэпизоотических мероприятий |
|
|
|
5,0 |
|
|
6. Развитие отраслей растениеводства, всего |
|
26,994 |
|
13,738 |
74,9 |
|
В том числе |
|
|
|
|
|
|
6.1. Меры по поддержке элитного семеноводства |
РФ - 95 % |
1,5 |
РБ - 5 % |
10,079 |
44 |
|
6.2. Меры по производству рапса (компенсация части затрат на приобретение средств химизации, для двойной обработки) |
РФ - 95 % 420 руб./га |
7,011 |
РБ - 5 % |
0,369 |
2,9 |
|
6.3. Субсидирование части затрат по закладке и уходу за многолетними насаждениями |
РФ - 95 % |
2,498 |
РБ - 5 % |
0,131 |
3,0 |
|
6.4. Субсидии сельхозтоваропроизводителям на приобретение минеральных удобрений |
РФ - 83,5 % 295 руб./га удобр. площади зерновых, 550 руб./га - кормовых, 2000 руб./га - картофель и овощи |
15,985 |
РБ - 16,5 % |
3,159 |
25,0 |
|
Всего по разделу III |
|
123,478 |
|
58,204 |
730,8 |
|
IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства | ||||||
7. Повышение доступности кредитов, всего |
|
391,51 |
|
105,546 |
351,8 |
|
В том числе, для пищевой и перерабатывающей промышленности |
|
28,0 |
|
11,0 |
55,0 |
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
7.1. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам (займам), всего |
ФБ - 80 % |
358,68 |
РБ - 20 % |
95,546 |
227,2 |
|
в том числе для реализации крупных инвестиционных проектов |
|
274,18 |
|
68,546 |
171,0 |
|
В том числе для пищевой и перерабатывающей промышленности |
|
18,0 |
|
7,0 |
35 |
|
7.2. Субсидирование процентных ставок по краткосрочным кредитам (займам), всего |
ФБ - 80 % |
32,83 |
РБ - 20 % |
10,0 |
124,6 |
|
В том числе для пищевой и перерабатывающей промышленности |
|
10 |
|
4,0 |
20 |
|
8. Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе, всего |
ФБ - 95 % |
110 |
РБ - 5 % |
7,0 |
600 |
|
В том числе возмещение затрат по взиманию платы банками за зачисление денежных средств (0,5 % от суммы зачисления) |
|
|
|
0,2 |
|
|
9. Снижение рисков в сельском хозяйстве (компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных рисков, 10 % от суммы страх. взн.) |
ФБ - 83,5 % |
7,591 |
РБ - 16,5 % |
1,5 |
15,5 |
|
Всего по разделу IV |
|
509,1 |
|
114,046 |
967,3 |
|
10. Реализация мероприятий по развитию агропродовольственного рынка Республики Бурятия |
|
|
|
10,5 |
|
|
11. Поддержка кадрового обеспечения сельского хозяйства |
|
|
|
8,461 |
|
|
12. Содействие развитию заготовки и переработки дикоросов |
|
|
|
2,0 |
|
|
13. Пополнение уставного капитала лизинговой компании (поставка племенного скота хозяйствам населения) |
|
|
|
10,0 |
|
|
Итого по Программе |
|
808,342 |
|
243,519 |
1884,6 |
Приложение N 4
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Дополнительные показатели по развитию АПК.
Объемы производства сельскохозяйственной
продукции в 2010 году во всех категориях хозяйств
(справочно)
NN п/п |
Виды продукции |
Сопоставимая цена руб. за кг |
2008 г. факт |
2009 г. ожидаемое |
2010 г. программа |
Рост в 2010 г. к 2009 г., % |
|||
производство, тыс. т |
стоимость, млн. руб. |
производство, тыс. т |
стоимость, млн. руб. |
производство, тыс. т |
стоимость, млн. руб. |
|
|||
1. |
Молоко мясо (ж. в.) зерно картофель овощи яйцо шерсть |
16,0 45,0 5,0 10,0 15,0 30,0 за десяток 29 |
247,3 47,3 100,7 160,0 46,3 64,9 566,0 т |
3956,8 2255,2 503,5 1600,0 694,5 194,7 16,4 |
248,0 52,6 73,0 150,0 49,0 65,0 566,0 |
3968,0 2263,9 550,0 1630,0 735,0 204,3 16,4 |
250,0 53,1 127,2 165,0 50,0 65,6 566,0 |
4000,0 2475,0 636,0 1640,0 780,0 204,3 16,4 |
101,0 101,0 174,2 110,0 102,0 101 100 |
2. |
Стоимость продукции
ИФО во всех категориях хозяйств
В хозяйствах - участниках Программы |
млн. руб.
% |
|
9541,1
|
|
9779,7
102,5
128,2 |
|
10121,9
103,5
140,0 |
+3,5
+1
+11,8 |
Приложение N 5
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Посевная площадь, урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур
в хозяйствах - участниках Программы
(справочно)
NN п/п |
Виды культур |
2008 г. |
2009 г. ожидаемое |
2010 г. программа |
2010 г. к 2009 г., процент |
||||||||||||
Площадь, тыс. га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор, тыс. т (доработанный вес) |
Площадь, тыс. га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор, тыс. т (доработанный вес) |
Площадь, тыс. га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор, тыс. т (доработанный вес) |
Площадь, тыс. га |
Урожайность, ц/га |
Валовой сбор, тыс. т |
||||||
в хозяйствах-участниках Программы |
справочно, во всех категориях хозяйств |
||||||||||||||||
1. |
Зерновые |
72,5 |
12,0 |
87,0 |
84,0 |
8,5 |
71,2 |
95,0 |
12,5 |
119 |
113,1 |
147,0 |
167,1 |
174,2 |
|||
2. |
Картофель |
0,3 |
143,3 |
4,3 |
0,66 |
150,0 |
9,840 |
0,70 |
160 |
11,2 |
106,1 |
103,3 |
113,8 |
110,0 |
|||
3. |
Овощи |
0,19 |
221 |
4,2 |
0,20 |
210 |
4,2 |
0,24 |
230 |
5,5 |
120,0 |
109,5 |
130,9 |
102,0 |
|||
|
Кормовые, сеяные |
43,0 |
46,5 |
200 |
26,0 |
34,2 |
88,8 |
31,0 |
35,0 |
108,5 |
119,2 |
102,3 |
122,2 |
120,0 |
Приложение N 6
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Поголовье скота, продуктивность и производство продукции животноводства
в хозяйствах - участниках Программы
(справочно)
NN п/п |
Виды культур |
2008 г. факт |
2009 г. прогноз |
2010 г. программа |
2010 г. к 2009 году, % |
|||||||||
Погол., тыс. гол. молочных |
Продуктивность |
Валовое производство, тыс. т |
Погол., тыс. гол. молочных |
Продуктивность |
Валовое производство, тыс. т |
Погол., тыс. гол. молочных |
Продуктивность |
Валовое производство, тыс. т |
Поголовье |
Продуктивность |
Валовое производство |
|||
В хозяйствах- участниках Программы |
Справочно, во всех категориях хозяйств |
|||||||||||||
1. |
Молоко |
4,0 |
2800 |
11,2 |
4,2 |
3000 |
12,6 |
4,4 |
3300 |
14,5 |
104,7 |
110 |
115,1 |
100,8 |
2. |
Мясо |
тыс. у.г. 80 |
380 КРС 350 свиней |
5,6 |
84 |
440 КРС 370 свиней |
6,7 |
90 |
500 КРС 380 свиней |
9,0 |
107,1 |
113,6 |
134,3 |
101,9 |
3. |
Яйцо |
136 |
302 |
41,0 |
136 |
302 |
41,0 |
138,6 |
303 |
42,0 |
101,9 |
100,3 |
102,4 |
101,0 |
Приложение N 7
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Примерные условия поставки элитных семян сельскохозяйственным
организациям Республики Бурятия в 2010 году
(справочно)
1. Общие положения
1.1. Поставка элитных семян сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия осуществляется в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур, роста объемов производства продукции растениеводства, рентабельного ведения производства в сельскохозяйственных организациях и роста обеспеченности населения Республики Бурятия продуктами питания местного производства.
1.2. Основные индикаторы по элитному семеноводству на 2010 год - доведение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в 2010 году до 12,6%, урожайности зерновых культур в хозяйствах - участниках Программы до 12,5 ц/га.
1.3. Производством элитных семян в Республике Бурятия занимаются 2 элитхоза, имеющих лицензии (Федеральный закон от 17.12.1997 г. N 149-ФЗ) на производство и реализацию элитных семян, - ФГУП ОПХ "Байкальское" Кабанского района и СПК "колхоз Искра" Мухоршибирского района, которые имеют возможность реализовывать ежегодно до 2500 тонн элитных семян (схема прилагается). Для производства данного объема элиты указанным хозяйствам необходимо закупить 60 тонн оригинальных семян районированных сортов зерновых культур у единственного производителя в республике - Бурятского научно-исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения РАСН. Цена реализации оригинальных районированных сортов более 26000 рублей за тонну.
1.4. По сложившейся в республике схеме производства и реализации элитных семян производители элиты реализуют их хозяйствам - участникам Программы: СПК "Еланский" и СПК "им. Калинина" Бичурского района, АПО "Джидинское" и СПК "Шулэг" Джидинского района, СПК "Победа" Еравнинского района, СПК "Михайловка" Закаменского района, СПК "Твороговское" Кабанского района, ОАО "Михайловское" Кижингинского района, ОАО "Агротопводстрой" Мухоршибирского района, ООО "Тугнуй", ОАО "Хуторхой" Курумканского района и другие хозяйства - участники Программы.
1.5. Для доведения показателя "удельный вес посевов элитными семенами в общей площади посевов" до 12,6% требуется засеять 13,9 тыс. га зерновых семенами элиты, для чего хозяйствам потребуется приобрести (при норме высева 1,8 ц/га) 2500 тонн элитных семян.
2. Государственная поддержка
2.1. Производителям оригинальных семян районированных сортов зерновых культур планируется восстанавливать часть затрат на их производство. Общая сумма поддержки составит 240 тыс. рублей, что позволит покрыть убытки от реализации оригинальных семян. Производителям элитных семян в целях роста объемов реализации предлагается снизить реализационные цены с 12000 руб. за тонну до 10000 руб., предоставив им государственную поддержку из республиканского бюджета - 200 руб. за тонну произведенных элитных семян.
2.2. Покупателям - участникам Программы планируется восстанавливать из федерального бюджета - 500 руб. за тонну приобретаемых элитных семян, из республиканского - 3730 руб. за тонну. Таким образом, с учетом снижения цены со стороны производителей семян и субсидирования затрат из 2-х уровней бюджетов, средняя реализационная цена элитных семян составит 5770 рублей за тонну, что практически на уровне цен на продовольственное зерно.
3. Заключительные положения
3.1. Поставка элитных семян осуществляется на основании договоров - контрактаций с указанием объемов поставки и цены реализации.
3.2. Получение субсидий будет производиться при условии заключения Соглашения об оказании мер государственной поддержки с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия с доведением дополнительных индикаторов по росту урожайности зерновых культур, объемов производства и реализации элитных семян, доли посевов элитными семенами.
Приложение
Схема распределения субсидий по приобретению элитных семян в 2010 году
БУРНИИСХ | |||||
Наименование показателя |
Значение |
||||
Производители оригинальных семян, т |
60 |
||||
Себестоимость 1 тонны, руб. |
46000 |
||||
Цена реализации, руб. |
30000 |
||||
Предлагаемая поддержка, тыс. руб. |
240 |
||||
Индикатор - урожайность зерновых, ц/га |
28 |
||||
|
|
|
|||
Наименование показателя |
Производители элитных семян |
||||
СПК "к-з Искра", 1500 т |
ОПХ " Байкальское", 1000 т |
||||
Цена, руб./т |
12000 |
12000 |
|||
Цена предлагаемая, руб./т |
10000 |
10000 |
|||
Себестоимость, руб./т |
7530 |
7580 |
|||
Рентабельность, % |
59 |
58,3 |
|||
Предлагаемая рентабельность, % |
32,8 |
31,9 |
|||
Предлагаемая поддержка, тыс. руб. |
300 |
200 |
|||
Индикатор - урожайность зерновых, ц/га |
20 |
20 |
|||
|
|
|
|||
Хозяйства - участники РЦП, покупатели элитных семян. Объем покупки 2500 т | |||||
Наименование показателя |
Значение |
||||
Цена, руб./т |
10000 |
||||
Компенсация стоимости элитных семян (руб./т) из ФБ |
500 |
||||
предполагается из РБ |
3730 |
||||
Цена покупки с учетом субсидирования стоимости семян, руб./т |
5770 |
||||
Процент от первоначальной стоимости элитных семян, % |
48,1 |
||||
Общая сумма государственной поддержки, тыс. руб. из ФБ |
1500 |
||||
из РБ |
9339 |
||||
Индикатор - урожайность зерновых, ц/га |
18 |
Приложение N 8
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Примерные условия
предоставления займов на поставку племенного молодняка крупного
рогатого скота личным подсобным хозяйствам Республики Бурятия
(справочно)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Примерные условия рассматриваются в целях формирования и разработки порядков, способствующих развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сельской местности Республики Бурятия, вовлечению в малый и средний бизнес граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, наращивания производства агропромышленной продукции в Республике Бурятия (далее - условия).
1.2. Денежные средства выделяются на пополнение уставного капитала лизинговой компании (к примеру ОАО РГИЛК "Агролизинг" РБ) в целях закупа племенного молодняка крупного рогатого скота.
1.3. Лизинговая компания заключает с ОАО "Росагролизинг" договор поставки, согласно которому лизинговая компания направляет в ОАО "Росагролизинг" денежные средства, направленные на пополнение уставного капитала, ОАО "Росагролизинг" закупает племенной молодняк крупного рогатого скота и направляет в лизинговую компанию.
1.4. Лизинговая компания заключает на основе конкурса договор с сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, находящимися в сельской местности, (далее - претенденты) на приобретение племенного скота на возвратной основе.
1.5. Участие в мероприятиях по закупу и поставкам племенного молодняка крупного рогатого скота является добровольным.
1.6. Претенденты заключают договоры аренды скота с гражданами, зарегистрировавшимися в качестве индивидуального предпринимателя.
1.7. Лизинговая компания ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия отчет о проведенных мероприятиях на основании заключенных договоров и иных документов, представленных претендентами, и фактического финансирования мероприятий.
2. Направления использования средств
Денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий по закупу и поставкам племенного молодняка крупного рогатого скота, решением ОАО РГИЛК "Агролизинг" направляются исключительно на закуп племенного скота для передачи на условиях лизинга гражданам, которые вели личное подсобное хозяйство и не менее чем полгода до даты обращения зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральным законодательством.
3. Заключительные положения
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия контролирует целевое использование средств, выделенных на реализацию мероприятий, достоверность сведений и своевременность представления документов, обеспечивает возвратность заемных средств.
Приложение
Схема поставки племенного молодняка по лизингу подсобным хозяйствам
Республики Бурятия в 2010 году
/--------------------------------------\
| Росагролизинг (услуги 4%) |
| |
\--------------------------------------/
|
/--------------------------\ | | | |
| Племенные хозяйства РБ | | | | |
| 1000 голов по цене за |-/ | | |
| голову 30 тыс. руб. | | | |
|--------------------------| | | |
| Племенные хозяйства РФ | | | |
|2000 голов молочных телок |---/ | |
| по цене за голову | | |
| 50 тыс. руб. | | |
\--------------------------/ | |
|
/----------------------------\ /------------------------------\
| РГИЛК Агролизинг | пополнение устаного | Представительство |
/--| (услуги 3,5 %) | -------------------| Республики Бурятия |
| \----------------------------/капитала 10 млн. руб.\------------------------------/
| | |
| | \--------------------------------------\
Организации по переработке молока и мяса |
Скотоубойные цеха |
Передают племенной молодняк в ЛПХ и принимают от них платежи в виде продукции |
| |
| | | |
| |
Личные подсобные хозяйства, перешедшие в ИП |
Приложение N 9
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Примерные условия субсидирования поставки племенного скота
сельскохозяйственным организациям Республики Бурятия в 2010 году
(включая обоснование цены его реализации)
(справочно)
1. Общие положения
1.1. Поставка племенного скота хозяйствам Республики Бурятия осуществляется в целях повышения продуктивности сельскохозяйственных животных, роста эффективности производства продукции животноводства.
1.2. Основными поставщиками племенного скота для сельскохозяйственных товаропроизводителей являются племенные хозяйства, имеющие свидетельство о регистрации в племенном регистре Минсельхоза России и обладающие правом реализации племенных животных.
2. Государственная поддержка
2.1. Из республиканского бюджета для софинансирования мероприятия по предоставлению субсидии из федерального бюджета на содержание одной головы маточного поголовья требуется 16,5% (исходя из минимального уровня софинансирования) или 890 рублей на условную племенную голову (маточную). Итого общая поддержка (из двух уровней бюджета) на одну условную маточную голову составляет 5390 рублей или 38,4% от затрат по содержанию одной коровы мясного направления и 22% - молочной. Кроме того, хозяйствам, занимающимся молочным скотоводством, предусматривается субсидирование затрат на приобретение семени быков-производителей по ставке 26 руб. за дозу из федерального бюджета и 5,2 руб. - из республиканского бюджета (исходя из минимального уровня софинансирования), что составляет 12% от затрат на его приобретение.
2.2. Сельскохозяйственным товаропроизводителям - покупателям племенного скота, субсидирование затрат на приобретение племенного скота в размере 22 рублей за 1 кг живого веса из федерального бюджета и 4,5 руб. - из республиканского бюджета.
3. Обоснование цены реализации племенного скота хозяйствам республики
3.1. Затраты по содержанию 1 условной головы племенного скота в племенных репродукторах в год исходя из нормативных расчетов составят по мясному скоту 14,6 тыс. рублей, по молочному - 24,4 тыс. рублей (схема прилагается).
3.2. Срок содержания скота до периода его реализации - 1,5 года. Кроме того, берется расчетная стоимость родившегося теленка (мясного - 3,0 тыс. рублей, молочного - 1,5 тыс. рублей). Таким образом себестоимость реализуемой условной головы молодняка мясной породы составит 24,9 тыс. рублей (14,6 х 1,5 + 3,0), молочной - 23,5 тыс. рублей (24,4 х 1,5 х 0,6 + 1,5).
3.3. Сложившаяся цена реализации племенного скота составляет 100 рублей за 1 кг живого веса, что позволяет репродукторам получать высокую рентабельность (по мясному скоту - 40,5%, по молочному - 48,9%) даже без учета субсидий на содержание племенного маточного поголовья. Поэтому в 2010 году цена реализации племенного скота будет снижена на сумму субсидирования из федерального и республиканского бюджетов - на одну условную голову - 5,4 тыс. рублей (4,5 тыс. рублей из ФБ + 0,89 тыс. рублей из РБ).
3.4. Таким образом, одна голова племенного скота весом 350 кг в возрасте 1,5 года будет реализована товарным хозяйствам по цене 29,6 тыс. рублей (350 х 100 - 5,4). Кроме того, покупателям будет субсидироваться на 1 кг ж.в. 22 рубля из федерального бюджета и 4,5 рубля - из республиканского или на 1 голову - 9,3 тыс. рублей (22 + 4,5 х 350). В итоге: покупка одной головы племенного скота для товарных хозяйств обойдется в 20,3 тыс. рублей (29,6 - 9,3), или 58 руб. за 1 кг живого веса, что практически на уровне закупочных цен, сложившихся на товарный скот. Данный объем поддержки позволит довести в течение 3-х лет долю племенного скота в общем стаде до 30%.
4. Критерии отбора хозяйств для реализации племенных животных
4.1. Закупившие племенных животных хозяйства обязаны создать условия для реализации генетического потенциала животных, в молочном скотоводстве получать не менее 3800 литров молока на фуражную корову, при этом обеспеченность кормами не менее 30 центнеров кормовых единиц на условную голову.
4.2. В мясном скотоводстве обеспеченность кормами не менее 8 центнеров кормовых единиц на условную голову, среднесуточный прирост не ниже 500 граммов.
5. Заключительные положения
5.1. Поставка племенного скота осуществляется на основании договоров - контрактаций с указанием объемов поставки и цены реализации. Получение субсидий будет производиться при условии заключения сельхозтоваропроизводителями Соглашения об оказании мер государственной поддержки с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, в котором должны быть определены обязательства по выполнению дополнительных индикаторов по росту продуктивности скота, объемам производства и реализации животноводческой продукции, заготовке кормов на 1 условную голову.
5.2. Контроль за целевым использованием средств, выделенных на содержание и приобретение племенного скота возлагается на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
Приложение
Схема формирования цены на поставку племенного скота в 2010 году
Племенные репродукторы (34 хозяйства) - 2000 голов КРС | ||||||
Наименование |
Производители племенного молодняка |
|||||
мясной |
молочный |
|||||
Себестоимость содержания 1 головы в год (тыс. руб.) |
14,6 |
24,4 * 0,6 |
||||
Стоимость родившегося теленка (тыс. руб.) |
3,0 |
1,5 |
||||
Себестоимость реализуемого скота 1,5 года весом 350 кг (тыс. руб.) |
24,9 |
23,5 |
||||
Цена реализации 1 головы (тыс. руб.) |
35,0 |
35,0 |
||||
Государственная поддержка на 1 голову (тыс. руб.) |
5,4 |
5,4 |
||||
Рентабельность без гос. поддержки, % |
10,5 |
48,9 |
||||
Предлагаемая цена реализации, руб. за голову |
29,6 |
29,6 |
||||
Индикатор - продуктивность |
600 г |
4500 л |
||||
|
|
|
||||
Товарные хозяйства - покупатели племенного скота | ||||||
Наименование |
Производители племенного молодняка |
|||||
мясной |
молочный |
|||||
Цена приобретения, тыс. руб. |
29,6 |
29,6 |
||||
Субсидия на 1 голову, 350 кг ж.в. |
9,3 |
9,3 |
||||
Цена приобретения 1 головы за минусом субсидий, тыс. руб. |
20,3 |
20,3 |
||||
Цена приобретения за 1 кг ж.в., руб. |
58,0 |
58,0 |
||||
Закупочная цена при реализации на мясо, руб. за 1 кг ж.в. |
50,0 |
50,0 |
||||
Индикатор - продуктивность |
500 г |
3800 л |
Приложение N 10
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Примерные условия для закрепления кадров на селе
(справочно)
1. Общие положения
1.1. Настоящие примерные условия разработаны в целях реализации мер государственной поддержки кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
1.2. Главной задачей в кадровом обеспечении АПК является привлечение молодежи в сельское хозяйство, создание необходимых социально-бытовых условий для воспроизводства трудовых ресурсов и формирование эффективных трудовых коллективов.
1.3. Основными участниками реализации Положения являются муниципальные образования, сельскохозяйственные организации, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова, сельскохозяйственные средние профессиональные учебные заведения и студенты - молодые специалисты.
1.4. В целях настоящего Положения используются следующие термины и понятия:
сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, основными видами деятельности которого являются производство сельскохозяйственной продукции, ее первичная и последующая (промышленная) переработка и реализация ее при условии, что в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год;
молодой специалист - гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющий законченное высшее или среднее профессиональное образование, изъявивший желание работать по трудовому договору в сельскохозяйственной организации или крестьянском (фермерском) хозяйстве.
2. Государственная поддержка
2.1. Государственная поддержка кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Бурятия осуществляется по средствам реализации ряда мер:
1) Целевая контрактная подготовка специалистов для агропромышленного комплекса Республики Бурятия.
Объемы и порядок организации целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса Республики Бурятия из числа лиц, обучающихся за счет средств бюджета, устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Министерство) по согласованию с образовательными учреждениями и организациями.
2) Проведение семинаров, изучение передового опыта и организация прохождения стажировки в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Министерство ежегодно определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации, организует проведение семинаров на базе образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, изучение передового опыта и прохождение стажировки в субъектах Российской Федерации и за рубежом.
3) Реализация иных мер, необходимых для решения задач по укреплению кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.
2.2. Государственная поддержка кадрового потенциала агропромышленного комплекса Республики Бурятия осуществляется:
- при условии софинансирования расходов: 50% - собственные средства сельскохозяйственной организации, 50% - средства республиканского бюджета.
- с помощью иных, кроме вышеуказанных мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, в области социальной, жилищной, бюджетной и налоговой политики, а также регулирования земельных отношений.
2.3. Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса Республики Бурятия Республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия" на текущий год.
3. Заключительные положения
3.1. Настоящие примерные условия распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
3.2. Контроль за целевым использованием денежных средств, выделенных для закрепления кадров на селе, возлагается на Министерство.
Приложение N 11
к Республиканской целевой программе
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
в Республике Бурятия на 2010 год"
Рекомендации по срокам проведения посевных работ
(справочно)
Соблюдение сроков посева зерновых культур является одним из важных элементов технологии выращивания и получения стабильного урожая зерновых культур. Влияние этого фактора значительно возрастает в условиях резко континентального климата Республики Бурятия. Количество осадков в летний период колеблется по природно-климатическим зонам и составляет в сухостепной - 220-240 мм, в степной - 320-340 мм и лесостепной - до 400 мм.
К сухостепной зоне относятся: Иволгинский, Селенгинский, Джидинский (ООО ГПЗ Боргойский, ООО АПО "Джидинское"), Тарбагатайский, Мухоршибирский (СПК "Цолгинский", ОКФ "Знамя Ленина"), Заиграевский, Хоринский, Кижингинский, Еравнинский (СПК "Победа", "Дружба", "Ульдурга"), Баргузинский и Курумканский районы. К степной зоне относятся: Мухоршибирский (кроме СПК "Цолгинский", ОКХ "Знамя Ленина"), Бичурский (кроме СПК "Сибирь", ЗАО "Билютайское", СПК "Окино-Ключевской"), Кяхтинский (Кударинская зона), Джидинский (кроме ООО ГПЗ "Боргойский", ООО АПО "Джидинское"), Закаменский (кроме СПК "Михайловка", "Хамней", "Улекчин").
К лесостепной зоне относятся: Прибайкальский, Кабанский, Тункинский, Закаменский (без СПК "Михайловка", "Хамней", "Улекчин").
В меньшей степени зависят от дефицита осадков в мае-июне месяце посевы пшеницы, размещенные по хорошо подготовленным парам. Период вегетации зерновых культур в засушливых условиях Республики Бурятии можно регулировать только по культурам, размещаемых по парам (40 тыс. га). Остальная площадь зернофуражных (60 тыс. га) и кормовых (40 тыс. га) культур полностью зависит от условий увлажнения в июльско-августовский период.
В связи с этим очень важно правильно определить сроки посева всех видов культур, в особенности позднеспелых и среднеспелых сортов пшеницы.
Оптимальные сроки посева пшеницы в хозяйствах лесостепной зоны допускаются в первой декаде мая; в степной и сухостепной зонах - с 12 по 22 мая; в степной зоне - вторая, начало третьей декады мая, а в сухостепной - к концу второй, третьей декаде мая. Для получения продовольственной пшеницы позднеспелых и среднеспелых сортов и для семенных целей посевы должны производиться в начале оптимального срока по парам или по предшественникам, хорошо обеспеченным нитратным азотом. При готовности почвы к обработке необходимо начинать посев пшеницы по чистым парам, а затем по непаровым предшественникам, исходя из конкретных условий увлажнения почвы и засоренности каждого поля. При слабой технической оснащенности хозяйств к посевным работам необходимо приступать заблаговременно. После пшеницы высеваются зернофуражные культуры: овес, ячмень. При этом сначала высевают среднеспелые сорта, затем среднеранние. Сроки посева во всех почвенно-климатических зонах: овса - с 20 мая по 1 июня, ячменя - с 25 мая по 5 июня.
Соблюдение сроков проведения агротехнических мероприятий - залог получения стабильного урожая сельскохозяйственных культур даже в неблагоприятные по погодным условиям годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 декабря 2009 г. N 461 "О Республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Бурятия на 2010 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 15 декабря 2009 г. N 132
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 марта 2011 г. N 112
Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 декабря 2010 г. N 551
Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 декабря 2010 г. N 528
Постановление Правительства Республики Бурятия от 17 сентября 2010 г. N 405
Постановление Правительства Республики Бурятия от 22 июня 2010 г. N 247
Постановление Правительства Республики Бурятия от 18 мая 2010 г. N 182