В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Республики Бурятия от 19.09.2006 г. N 1844-III "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав", с учетом решения Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия от 29.09.2009 г. N 9 Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую программу по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, "Знай, ты не один!" на 2010-2012 годы (далее - Программа).
2. Определить координатором реализации Программы Республиканское агентство по делам семьи и детей.
3. Республиканскому агентству по делам семьи и детей направить Программу в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для участия в конкурсе региональных программ "Дружественное детям правосудие".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Президента и Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель |
В.В. Наговицын |
Республиканская программа
по организации деятельности с несовершеннолетними,
находящимися в конфликте с законом, "Знай, ты не один!" на 2010-2012 годы
(одобрена постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 ноября 2009 г. N 429)
Паспорт
республиканской программы по организации деятельности
с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом,
"Знай, ты не один!" на 2010-2012 годы
Наименование Программы |
Республиканская программа по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, "Знай, ты не один!" на 2010-2012 годы |
|||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
|||||
Государственный заказчик |
Правительство Республики Бурятия |
|||||
Основные разработчики |
Верховный суд Республики Бурятия, Республиканское агентство по делам семьи и детей, Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия, Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного фонда "Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркотикам" |
|||||
Основные исполнители Программы |
Верховный суд Республики Бурятия (по согласованию), Республиканское агентство по делам семьи и детей, Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - УФСИН РФ по РБ) (по согласованию), Министерство внутренних дел по Республике Бурятия (далее - МВД по РБ) (по согласованию), Министерство образования и науки Республики Бурятия (далее - МОиН РБ), Республиканское агентство занятости населения (по согласованию), районные суды в муниципальных районах и городских округах в Республике Бурятия (по согласованию), государственные учреждения социального обслуживания (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям), муниципальные районы и городские округа в Республике Бурятия (по согласованию), Бурятское региональное отделение Общероссийского общественного фонда "Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркотикам" (далее - БРО Фонд "НАН") (по согласованию) |
|||||
Сроки реализации Программы |
С 1 января 2010 года по 31 декабря 2012 года |
|||||
Цель Программы |
Защита прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, отработка ювенальных технологий на территории Республики Бурятия |
|||||
Задачи Программы |
1. Разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы для развития ювенальных технологий в Республике Бурятия. 2. Создание и развитие института социальных работников при судах, необходимого для становления и развития ювенальных технологий в Республике Бурятия. 3. Отработка ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок. 4. Организация повышения профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН РФ по РБ, отделов внутренних дел, работающих непосредственно с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. 5. Оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, преступившим закон, их полноценная ресоциализация и адаптация. 6. Внедрение технологии социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. 7. Мониторинг и оценка эффективности деятельности социальных работников при судах. 8. Освещение вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в СМИ |
|||||
Целевые группы |
Несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом и состоящие на учете в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительных инспекциях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) - 338 несовершеннолетних; несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии - 58 человек; несовершеннолетние, обучающиеся в Республиканской специальной общеобразовательной школе закрытого типа - 23 человека; родители, не выполняющие своих обязанностей по воспитанию детей, привлеченные к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФоАП) - 612 родителей; специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: - штатные специалисты районных, районных в городе, городских КДНиЗП - 41 человек; - социальные работники при судах либо исполняющие их функции - 30 человек; - специалисты органов и учреждений системы профилактики в соответствии со штатными расписаниями |
|||||
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере защиты прав детей. 2. Создание и развитие института социальных работников при судах. 3. Создание опорно-экспериментальных площадок на базе муниципальных образований "Селенгинский район", "Кабанский район", Октябрьского района городского округа "Город Улан-Удэ" по отработке ювенальных технологий. 4. Создание методического центра по вопросам внедрения ювенальных технологий, проведение обучающих семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, преступившими закон. 5. Организация мероприятий, направленных на ресоциализацию несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. 6. Разработка и внедрение программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. 7. Разработка критериев эффективности деятельности социальных работников при судах и проведение соответствующих исследований. 8. Проведение мероприятий по освещению вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в СМИ |
|||||
Общий объем и источники финансирования Программы, тыс. руб. |
Источники финансирования* |
Всего |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
Расходы из средств Фонда |
26655,9 |
6672,3 |
9983,6 |
10000,0 |
||
Республиканский бюджет ** |
68954,9 |
22325,5 |
23227,5 |
23401,9 |
||
Привлеченные средства (расходы из федерального бюджета на текущие расходы районных судов, УФСиН РФ по РБ, спонсорские средства) |
7426,0 |
1334,0 |
3146,0 |
2946,0 |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Показатель |
2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
2012 г. |
||
Количество муниципальных образований, на территории которых внедрены ювенальные технологии |
0 |
1 |
23 |
|||
Количество социальных работников при судах в муниципальных образованиях |
0 |
1 |
30 |
|||
Количество специалистов, прошедших обучение по вопросам защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом |
0 |
0 |
500 |
|||
Количество методических центров по вопросам внедрения ювенальных технологий |
0 |
0 |
1 |
|||
Количество муниципальных образований республики, заключивших соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с судами и государственными учреждениями социального обслуживания |
0 |
0 |
23 |
|||
Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших адресную помощь по социальной реабилитации от общего числа несовершеннолетних данной категории |
40 % |
30 % |
90 % |
|||
Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших информацию об оказываемых услугах по защите их прав |
10 % |
30 % |
100 % |
*Объем финансирования из республиканского бюджета, привлеченных средств указан справочно.
**Объем и источники финансирования Программы корректируются при утверждении республиканского бюджета, бюджета Фонда на очередной финансовый год
Раздел I. Содержание проблемы преступности и правонарушений
несовершеннолетних и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Проблема преступности среди несовершеннолетних требует не просто дополнительных, а системных мер: это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная ресоциализация несовершеннолетних, преступивших закон. Здесь нужны скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений.
Общая численность детского населения в Республике Бурятия на 1 января 2009 г. составила 225 тыс. человек. По сравнению с 1999 г. произошло резкое снижение численности детского населения в 1,3 раза или в абсолютных цифрах на 69 тыс. несовершеннолетних.
В этой связи, особую тревогу вызывает увеличение группы "риска" - только на официальном учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 января 2009 г. состоит 2215 несовершеннолетних, 2337 семей, находящихся в социально-опасном положении. Число этих семей в 2008 году выросло: в 2007 и 2006 году было соответственно 1857 и 1908 таких семей.
В период 2002-2008 гг. в республике отмечался рост совершенных несовершеннолетними преступлений с 1439 до 1806 (на 20,3%), в том числе тяжких и особо тяжких преступлений. И это только так называемая верхушка айсберга, т.е. статистика без учета латентности, уровень которой достаточно высок в отношении этой специфичной категории правонарушителей. Фактически несовершеннолетними совершается примерно в 2,5-3 раза больше преступлений, чем зарегистрировано.
В Республике Бурятия функционируют 4 спецучреждения закрытого типа, в которых находятся 146 несовершеннолетних, в том числе в воспитательной колонии N 1 для мальчиков - 65, в специальном профессиональном училище закрытого типа для девочек - 53 чел., в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей - 5 чел., в спецшколе закрытого типа - 23 чел.
В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в 2008 году помещено 338 несовершеннолетних, что на 6,3% больше аналогичного периода прошлого года (318). Из числа помещенных в ЦВСНП 198 или 58,6% воспитываются в неполной семье или не имеют родителей.
На 1 января 2009 года на учете в 25-ти уголовно-исполнительных инспекциях состоят 342 несовершеннолетних, в том числе осужденных к условной мере наказания - 317, к обязательным работам - 7, вернувшихся из специальных учреждений закрытого типа - 18.
В 2008 году федеральными судами Республики Бурятия и мировыми судьями рассмотрено 1046 уголовных дел в отношении 1309 несовершеннолетних, что составляет 10,2 % от общего числа уголовных дел. При этом осуждено 900 несовершеннолетних, оправдано лишь 5 человек, в отношении 400 человек уголовные дела прекращены по различным основаниям (в подавляющем большинстве по нереабилитирующим), к 4 несовершеннолетним применены меры медицинского характера.
Для сравнения, в 2007 году было окончено производством 1133 уголовных дела в отношении 1449 несовершеннолетних, что составило 10,5% от общего числа оконченных производством дел. Из числа завершенных производством в отношении 1051 несовершеннолетнего постановлены обвинительные приговоры, оправдано 2 человека, прекращено производство дела по различным основаниям в отношении 386 человек, к 10 несовершеннолетним применены принудительные меры медицинского характера.
Из числа осужденных несовершеннолетних в 2008 г. подавляющее большинство осуждено к наказанию в виде лишения свободы, в том числе 119 лиц к реальному наказанию, 578 чел. к лишению свободы с испытательным сроком, что составляет 77,4% от общего числа осужденных (для сравнения, в 2007 г. - 204 чел. к реальному лишению свободы, 735 несовершеннолетних - к условному, что составляет 83,7% от общего числа осужденных).
В 2008 г. 225 уголовных дел прекращено с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, что составляет 21,3% от общего числа оконченных производством уголовных дел в отношении несовершеннолетних. 43 несовершеннолетних освобождены от наказания с применением мер воспитательного воздействия (ПМВВ), при этом 15 чел. направлены в учреждения закрытого типа органа управления образованием. Для сравнения, в 2007 г. по этим основаниям прекращено 180 уголовных дел, что составляет 15,8% от общего числа оконченных в отношении несовершеннолетних дел. В текущем году 63 чел. освобождены от наказания с применением ПМВВ, 11 чел. направлены в воспитательные учреждения закрытого типа.
За добросовестное исполнение обязанностей в 2008 г. отменено условное осуждение и снята судимость 89 несовершеннолетним осужденным.
Вместе с тем, в течение 2008 г. судами Республики Бурятия рассмотрено 77 ходатайств об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей в отношении несовершеннолетних, 55 из них удовлетворено (22 в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, 30 - тяжких, 3 - средней тяжести), что составляет 71%. Для сравнения в 2007 г. рассмотрено 86 ходатайств об аресте, из них удовлетворены ходатайства в отношении 61 несовершеннолетнего, то есть 70% от числа заявленных. Таким образом, воспитательные меры воздействия зачастую неэффективны.
Органами и учреждениями республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних проводится определенная работа по предупреждению повторной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних.
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия разработан и утвержден Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждений уголовно-исполнительной системы в работе с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также с осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы (постановление от 11.03.2009 г. N 1).
С 2004 г. реализуется республиканская целевая программа "Семья и дети Республики Бурятия", включающая подпрограмму "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", предусматривающая оказание материальной помощи при освобождении и оформлении паспортов несовершеннолетним воспитательной колонии.
Из бюджета республики за 2006-2008 гг. выделено 138 тыс. руб. для оказания материальной помощи 112 осужденным. С 2007 г. при освобождении несовершеннолетний получает единовременное денежное пособие (далее - ЕДП) в размере 720 руб. Всего за указанный период ЕДП выдано 85 осужденным на сумму 56 860 руб.
Более быстрой адаптации после освобождения способствует наличие необходимых документов. За 3 последних года оформлено 107 паспортов, 335 страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, присвоено 187 идентификационных номеров налогоплательщика, заведено 196 трудовых книжек, в 2007 г. двоим осужденным оформлено гражданство Российской Федерации.
Каждый освобождающийся из колонии имеет полный набор необходимых документов, включая свидетельство о наличии рабочей специальности. 18 осужденных после освобождения поступили в высшие учебные заведения.
Для организации контроля за образом жизни освободившихся осужденных администрация колонии направляет на них извещения по выбранному месту жительства в органы местного самоуправления и органы внутренних дел. Из 172 освободившихся трудоустроены - 63, продолжили обучение - 75, направлены Центрами занятости на переподготовку - 17.
Одним из путей повышения профилактического воздействия на несовершеннолетних, вернувшихся из спецучреждений закрытого типа, условно-осужденных (далее - несовершеннолетние "спецкатегории") является организация их трудоустройства, досуга и занятости.
По инициативе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия в 2004 году был принят Закон Республики Бурятия "О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан". За 4 года реализации Закона на 579 предприятиях трудоустроено 972 несовершеннолетних "спецкатегории", состоящих на учете в КДНиЗП, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ГРОВД). Из республиканского бюджета выделено 19 038 тыс. руб.
Положительным моментом при организации временной занятости подростков в летний период является совмещение работы с отдыхом.
Так, для подростков, состоящих на учете в КДНиЗП, ПДН ГРОВД, в летний период функционирует лагерь труда и отдыха "Чайка", расположенный в с. Ацагат Заиграевского района, где только в 2008 г. были заняты 240 несовершеннолетних "спецкатегории"; лагерь "Ю. С. П." (Юность. Свобода. Право.), в котором отдохнуло 80 детей, состоящих на учете в ПДН ГРОВД.
Вместе с тем, доля несовершеннолетних "спецкатегории" в общем количестве охваченных временной занятостью остается очень низкой - 2,7%, в то время как в республике наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества секций и кружков в учреждениях образования. Если в 2001 году работало около 4000 секций и кружков разной направленности, то в 2008 году - 800.
Положительно себя зарекомендовало закрепление общественных воспитателей из числа представителей органов и учреждений системы профилактики за несовершеннолетними. Особенно активно данная работа поставлена в г. Улан-Удэ, Тункинском, Джидинском районах республики.
В работе комиссий г. Улан-Удэ, г. Северобайкальска, Селенгинского, Заиграевского и др. районов республики используются индивидуальные формы работы, практикуются присутствие несовершеннолетних на открытых судебных заседаниях, выезды и посещения мест лишения свободы для ознакомления с условиями содержания лиц, содержащихся в СИЗО, воспитательной колонии.
Вместе с тем, нашей республике только предстоит переход от "модели социального патронажа" к ювенальной юстиции, основанной на принципах социальной реабилитации и восстановительного правосудия, целью которой является недопущение дальнейшей криминализации личности подростка и отчуждения его от общества.
Это позволило бы изменить методы работы с подростками в системе уголовного правосудия, эффективного соблюдения на практике прав и законных интересов несовершеннолетних в рамках уголовного, гражданского и административного процесса и потребовало бы создания специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними в судах, органах юстиции, внутренних дел, образования и науки.
Верховным судом Республики Бурятия, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия и другими органами и учреждениями системы профилактики в настоящее время проводится работа по внедрению ювенальных технологий.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные результаты в предупреждении преступности несовершеннолетних, ее состояние вызывает беспокойство.
Особой проблемой по-прежнему остается организация социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей, освободившихся из мест лишения свободы. Как показал опрос, среди основных проблем, с которыми сталкивается несовершеннолетний, освободившийся из мест лишения свободы, эксперты выделили, прежде всего, следующие: проблемы трудоустройства - 85,5%; жилищные - 44,9%; потеря семьи - 11,6%; одиночество - 10%; потеря друзей - 7%. К другим проблемам эксперты (1,5%) относят: возвращение в неблагоприятную среду; отсутствие средств к существованию; отчужденность окружающих; невозможность получения образования; трудоустройство; препятствия в получении медицинского обслуживания; адаптация к новым условиям жизни.
Для повышения эффективности адаптации осужденного, вышедшего на свободу, необходимы, по мнению большинства экспертов: 56% - укрепление материально-технического оснащения учреждений, занимающихся реабилитацией несовершеннолетних; 53% - организация их трудовой занятости и досуга, 32% - совершенствование межведомственного взаимодействия учреждений, 32% - развитие системы правового просвещения как самих осужденных, так и их родителей, 22% - повышение квалификации специалистов, 3% - изменение жизненной среды подростка, куда возвращается осужденный.
На основании вышеизложенного, для успешного внедрения ювенальных технологий в Республике Бурятия, включающих комплексные меры по защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, необходимо решение следующих задач:
- совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы;
- создание соответствующей инфраструктуры, с том числе развитие института социальных работников при судах;
- специальная подготовка судей, социальных работников при судах, специалистов - психологов, чьей основной задачей стала бы защита прав несовершеннолетних при отправлении правосудия;
- оказание адресной помощи по ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
- создание системы постоянного информирования населения, в том числе правового просвещения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Для решения вышеуказанных задач весомым ресурсом и дополнительным стимулом будет получение софинансирования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках Программы предусмотрена отработка ювенальных технологий на базе муниципальных районов "Кабанский район", "Селенгинский район", Октябрьского района городского округа "Город Улан-Удэ", где достаточно высок уровень криминализации несовершеннолетнего населения.
В настоящее время в указанных муниципальных образованиях есть условия и ресурсы для внедрения ювенальных технологий. Есть специализированные судьи при судах, создаются координационные советы при главах администраций, выделены дополнительные ставки специалистов, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Вместе с тем, для эффективного внедрения ювенальных технологий необходимо кадровое укрепление и материальное оснащение деятельности по защите прав несовершеннолетних указанной категории: введение должностей социальных работников при судах, постоянное методическое сопровождение и обучение специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрение программ ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, информационное обеспечение данной деятельности.
После апробации ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок действие Программы будет распространено на территорию всей республики.
Программный метод при внедрении ювенальных технологий в Республике Бурятия будет способствовать комплексному решению проблем защиты прав несовершеннолетних при отправлении правосудия, укреплению механизмов межведомственного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и общественных организаций.
Раздел II. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Целью Программы является - защита прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, отработка ювенальных технологий на территории Республики Бурятия.
Основные задачи Программы:
1. Разработка и утверждение необходимой нормативно-правовой базы для развития ювенальных технологий в Республике Бурятия.
2. Создание инфраструктуры, в том числе развитие института социальных работников при судах, необходимой для становления и развития ювенальных технологий в Республике Бурятия.
3. Отработка ювенальных технологий на базе опорно-экспериментальных площадок.
4. Организация повышения профессиональной квалификации, подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
5. Оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, преступившим закон, их полноценная ресоциализация и адаптация.
6. Внедрение технологии социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
7. Мониторинг и оценка эффективности деятельности социальных работников при судах.
8. Освещение вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом в СМИ.
Программа реализуется в период с января 2010 г. по декабрь 2012 г. в три этапа:
- I этап - с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2010 г. - внедрение ювенальных технологий на 3-х опорно-экспериментальных площадках;
- II этап - с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г. - распространение ювенальных технологий на все муниципальные районы и городские округа в республике;
- III этап - с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. - закрепление и подведение итогов внедрения ювенальных технологий в республике.
Раздел III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Система мероприятий Программы содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей и задач Программы, в том числе:
1. Совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере защиты прав детей.
2. Создание и развитие института социальных работников при судах.
3. Создание опорно-экспериментальных площадок на базе муниципальных районов "Кабанский район", "Селенгинский район", Октябрьского района городского округа "Город Улан-Удэ" по отработке ювенальных технологий.
4. Создание методического центра по вопросам внедрения ювенальных технологий, проведение обучающих семинаров и других мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации специалистов по социальной работе, специалистов по опеке и попечительству, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудников учреждений УФСИН, ОВД, работающих непосредственно с несовершеннолетними, преступившими закон.
5. Организация мероприятий, направленных на оказание адресной эффективной помощи несовершеннолетним, находящимися в конфликте с законом.
6. Разработка и внедрение программ индивидуальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
7. Разработка критериев эффективности деятельности социальных работников при судах и проведение соответствующих исследований.
8. Проведение мероприятий по освещению вопросов защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в СМИ.
Ожидаемые результаты: при реализации программных мероприятий ожидается снижение показателей повторной и рецидивной преступности среди несовершеннолетних, внедрение инновационных методик и форм работы с подростками в системе уголовного правосудия, что приведет к эффективному соблюдению на практике прав и законных интересов несовершеннолетних в рамках уголовного, гражданского и административного процесса, созданию специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними в судах, органах юстиции, внутренних дел, образования и науки, а также комплексному решению проблем защиты прав несовершеннолетних при отправлении правосудия, укреплению механизмов межведомственного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и общественных организаций.
Раздел IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
При условии получения софинансирования Фонда управление Программой Правительством Республики Бурятия возлагается на Республиканское агентство по делам семьи и детей.
Республиканское агентство по делам семьи и детей:
- обеспечивает контроль за ходом реализации Программы;
- осуществляет текущее управление реализацией Программы;
- разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Соответствующие исполнители ежеквартально представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы координаторам направлений Программы в Республиканское агентство по делам семьи и детей.
Республиканское агентство по делам семьи и детей представляет в Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отчет о реализации мероприятий Программы в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством Республики Бурятия и Фондом защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ответственность за реализацию Программы несет Правительство Республики Бурятия.
Раздел V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем затрат на реализацию Программы 103036,8 тыс. руб.
2010 год - всего 30331,8 тыс. руб., в том числе запрашиваемые за счет средств Фонда 6672,3 тыс. руб. (по согласованию), за счет средств республиканского бюджета - 22325,5 тыс. руб., привлеченных средств (по согласованию) - 1334,0 тыс. руб.
2011 год - всего 36357,1 тыс. руб., в том числе запрашиваемые за счет средств Фонда 9983,6 тыс. руб. (по согласованию), за счет средств республиканского бюджета - 23227,5 тыс. руб., привлеченных средств - 3146,0 тыс. руб. (по согласованию).
2012 год - всего 36347,9 тыс. руб., в том числе запрашиваемые за счет средств Фонда 10000,0 тыс. руб. (по согласованию), за счет средств республиканского бюджета - 23401,9 тыс. руб., привлеченных средств (по согласованию) - 2946,0 тыс. руб.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации Программы
Благодаря внедрению ювенальных технологий на территории Республики Бурятия будут решены следующие задачи, достижение которых будет оцениваться по показателям эффективности, которые отражены в таблице.
Таблица
Показатель |
2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
2012 г. |
Количество муниципальных образований, на территории которых внедрены ювенальные технологии |
0 |
1 |
23 |
Количество социальных работников при судах в муниципальных образованиях |
0 |
1 |
30 |
Количество специалистов, прошедших обучение по вопросам защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом |
0 |
0 |
500 |
Количество методических центров по вопросам внедрения ювенальных технологий |
0 |
0 |
1 |
Количество муниципальных образований республики, заключивших соглашения о сотрудничестве в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с судами и государственными учреждениями социального обслуживания |
0 |
0 |
23 |
Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших адресную помощь по социальной реабилитации, от общего числа несовершеннолетних данной категории |
40 % |
30 % |
90 % |
Доля несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, получивших информацию об оказываемых услугах по защите их прав |
10 % |
30 % |
100 % |
Кроме того, последствиями реализации Программы будут:
- совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы;
- создание соответствующей материальной базы для оказания услуг по защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
- обучение судей, социальных работников при судах, специалистов-психологов, чьей основной задачей будет защита прав несовершеннолетних при отправлении правосудия;
- оказание адресной помощи при ресоциализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;
- создание системы постоянного информирования населения, в т.ч. правового просвещения
несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
VII. Механизм получения средств Фонда
На основании Соглашения о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Республиканским агентством по делам семьи и детей, определенным в качестве Координатора Программы, денежные средства перечисляются на расчетный счет БРО Фонд "НАН", определенного в качестве Грантополучателя.
После поступления денежных средств Грантополучатель уведомляет Республиканское агентство по делам семьи и детей, которое определяет приоритетные мероприятия для финансирования. На основании этого принимается решение о расходовании средств Грантополучателем БРО Фонд "НАН" и направлении их соисполнителям Программы, с которыми заключаются соответствующие договоры о сотрудничестве.
Грантополучатель (БРО Фонд "НАН") направляет денежные средства соисполнителям, при этом на финансовых и других документах для кредитных учреждений должна стоять вторая подпись представителя Координатора.
Соисполнители в трехдневный срок уведомляют Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Бурятия о получении денежных средств и направлении их расходования.
Исполнительный директор БРО Фонд "НАН" ежеквартально представляет реестр платежных документов, касающихся расходования средств с расчетного счета Фонда НАН, в части финансирования денежных средств, поступивших из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
VIII. Перечень основных мероприятий Программы
*Мероприятия и объем финансирования из средств Фонда, привлеченных средств указаны справочно
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 18 ноября 2009 г. N 429 "О республиканской программе по организации деятельности с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, "Знай, ты не один!" на 2010 - 2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 24 ноября 2009 г. N 121
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2011 г. N 252
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20 июля 2010 г. N 293