Конституционный Суд Республики Бурятия, руководствуясь частью первой статьи 100, частью первой статьи 101 Конституции Республики Бурятия, частью первой статьи 3, статьями 23, 43 и 44 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности части первой статьи 5, пунктов 6 и 7 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Бурятия о проверке конституционности указанных положений Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем отдельные положения данного Закона Конституции Республики Бурятия.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Д. Улымжиева, объяснения представителей сторон, выступление приглашенного в заседание Председателя Избирательной комиссии Республики Бурятия Н.М. Цыганковой, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия
установил:
Президент Республики Бурятия обратился в Конституционный Суд Республики Бурятия с запросом о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия части первой статьи 5, пунктов 6 и 7 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия".
По мнению заявителя, часть первая статьи 5 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" наделяет Народный Хурал Республики Бурятия правом осуществления контроля за соблюдением законов, не устанавливая пределов контроля, и по сути превращает парламент республики в контрольный орган, что противоречит абзацу 25 статьи 86 и статье 79 Конституции Республики Бурятия.
Заявитель полагает, что пункт 6 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия", в соответствии с которым Совет Народного Хурала Республики Бурятия вправе принимать решения о возвращении законопроектов, направленных в Народный Хурал Республики Бурятия субъектами права законодательной инициативы, если не выполнены предъявляемые требования, вступает в противоречие с частью второй статьи 89 и абзацем 2 статьи 86 Конституции Республики Бурятия. Право отклонения законопроекта либо его возвращения субъекту права законодательной инициативы принадлежит только непосредственно Народному Хуралу Республики Бурятия.
Президент Республики Бурятия считает, что пункт 7 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия", согласно которому Совет Народного Хурала Республики Бурятия устанавливает в период между сессиями Народного Хурала Республики Бурятия сметы расходов на проведение досрочных и повторных выборов с последующим их утверждением Народным Хуралом Республики Бурятия, противоречит абзацам 5, 9 и 10 статьи 86 Конституции Республики Бурятия. Решение этих вопросов относится к компетенции непосредственно Народного Хурала Республики Бурятия.
1. В части первой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" закреплен принцип разделения властей. Государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 79 Конституции Республики Бурятия в рамках разделения властей основной деятельностью Народного Хурала Республики Бурятия - республиканского парламента является законодательная деятельность. Вместе с тем, согласно статье 86 Конституции Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия обладает определенными контрольными полномочиями, которые он осуществляет непосредственно и с помощью создаваемых им органов.
Полномочия, аналогичные закрепленному в части первой статьи 5 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия", присущи любому парламенту. Сама формулировка данного положения оспариваемого Закона содержит указание на пределы осуществления контроля. Республиканским законодательством определены формы, в которых соответствующий контроль осуществляется.
Часть первая статьи 5 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" не противоречит Конституции Республики Бурятия.
2. Совет Народного Хурала Республики Бурятия призван способствовать лучшей организации деятельности Народного Хурала Республики Бурятия и повышению ее эффективности. Этим целям соответствует полномочие Совета Народного Хурала Республики Бурятия, закрепленное в пункте 6 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия". Указанное положение оспариваемого Закона необходимо рассматривать в тесной связи с частью четвертой статьи 25 Закона Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия", согласно которой законопроект может быть возвращен Советом Народного Хурала Республики Бурятия по предложению соответствующего комитета или комиссии Народного Хурала Республики Бурятия, если он не отвечает предъявляемым требованиям, для выполнения установленных данным Законом требований к законопроекту.
Пункт 6 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" полностью согласуется с положениями Конституции Республики Бурятия, включая предусмотренные частью второй статьи 89 и абзацем 2 статьи 86 Конституции, не противоречит им.
3. Установленное в пункте 7 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" полномочие Совета Народного Хурала Республики Бурятия не относится к категории полномочий, присущих исключительно Народному Хуралу Республики Бурятия. Данное оспариваемое положение Закона не противоречит Конституции Республики Бурятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 38 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия
постановил:
1. Признать часть первую статьи 5, пункты 6 и 7 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" соответствующими Конституции Республики Бурятия.
2. В соответствии со статьей 39 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
3. Согласно статье 62 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" данное постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 7 июля 1997 г. "По делу о проверке конституционности части первой статьи 5, пунктов 6 и 7 части первой статьи 11 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия"
Текст постановления официально опубликован не был