Конституционный Суд Республики Бурятия, руководствуясь пунктом "а" части 1 статьи 100 Конституции Республики Бурятия, пунктом "а" части 1 статьи 3, статьями 47, 50, 55, 72 Закона Республики Бурятия от 25 октября 1994 года N 42-I "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции законов Республики Бурятия от 14.04. 2000 г. N 373-II, от 24.12.2001 г. N 895-II, от 07.03.2006 г. N 1601-III), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части норм "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия. По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение". Указанный Закон опубликован в газете "Бурятия" N 36, 26 февраля 2004 года, "Собрание законодательства Республики Бурятия", N 1-2, 2004 года.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Бурятия.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Бурятия оспариваемые в запросе законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Егоровой, объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия
установил:
I. Пункт 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" гласит:
"1. При передаче в государственную собственность Российской Федерации, собственность иных субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов государственной собственности Республики Бурятия, а также приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия принимает решение об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.
По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение о передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия или приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности, либо отказе в передаче или приеме.".
Президент Республики Бурятия просит признать противоречащим Конституции Республики Бурятия (пункту "н" статьи 62, пункту "ж" статьи 63, пункту "и" статьи 86, пункту "з" части 3 статьи 93) пункт 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части норм "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия. По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение". По его мнению, оспариваемые положения вступают в противоречие с абзацем двадцатым части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Представители Народного Хурала Республики Бурятия считают, что оспариваемая норма полностью согласуется с закрепленным в пункте 2 статьи 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ " Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" положением, согласно которому законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных данным Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения и которое также нашло отражение в статье 31 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 года N 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия".
По-видимому, в тексте настоящего Постановления допущена опечатка. В статье 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ пункты отсутствуют
II. Согласно частям 1 и 4 статьи 5 Конституции Республики Бурятия государственная власть в Республике Бурятия едина и осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разграничение полномочий между органами государственной власти Республики Бурятия и их взаимодействие устанавливаются Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Статья 62 Конституции Республики Бурятия предусматривает, что в совместном ведении Республики Бурятия и Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. "н"); по статье 63 Конституции Республики Бурятия к ведению Республики Бурятия относится государственная собственность Республики Бурятия (п. "ж").
Согласно статьи 86 (пункты "а", "и", "ш", "щ", "я") Конституции Республики Бурятия к ведению Народного Хурала Республики Бурятия относятся осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Бурятия и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия в пределах полномочий Республики Бурятия; установление порядка управления и распоряжения собственностью Республики Бурятия; осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Бурятия, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия; осуществление контрольных функций в пределах и формах, установленных законом Республики Бурятия; осуществление иных полномочий, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия. Эти же положения предусмотрены в подпунктах "б", "в" пункта 1, подпунктом "ж" пункта 2 и подпунктом "а" пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 93 (п. "з" ч. 3) Конституции Республики Бурятия гласит, что Правительство Республики Бурятия управляет и распоряжается собственностью Республики Бурятия в соответствии с законами Республики Бурятия, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Бурятия в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4 июля 2003 года в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" была введена "Глава IV.2. Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации" (ст.ст.26.10.-26.22).
Согласно пункту 1 статьи 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
22 августа 2004 года был принят Федеральный закон N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзацы одиннадцатый и двенадцатый части 11 статьи 154 которого предусматривали: "Основанием возникновения права собственности субъекта Российской Федерации на имущество, передаваемое ему муниципальным образованием, а также права собственности муниципального образования на имущество, передаваемое ему субъектом Российской Федерации, является решение исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим пунктом, возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче (приеме) имущества".
После вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, органам исполнительной и законодательной власти Республики Бурятия следовало внести поправки в Закон Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" и привести его в соответствие с федеральным законодательством.
Для более четкого регулирования разграничения полномочий был принят Федеральный закон от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". Этим Федеральным законом Положения абзацев одиннадцатого и двенадцатого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ были изложены в новой редакции. Теперь абзацы пятнадцатый, семнадцатый и двадцатый части 11 статьи 154 Федерального Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ регулируют порядок передачи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В абзацах пятнадцатом, семнадцатом и двадцатом части 11 статьи 154 вышеназванного Федерального закона закреплено, что:
"Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления:
уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества".
Таким образом, предложения о передаче имущества должны направляться органами государственной власти Республики Бурятия или органами местного самоуправления уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Бурятия, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Бурятия.
Решение о передаче имущества из собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность Республики Бурятия принимаются уполномоченными исполнительными органами (уполномоченным исполнительным органом) государственной власти Республики Бурятия, осуществляющими полномочия собственника имущества.
На основе приведенных норм Конституции Республики Бурятия, федеральных законов и законов Республики Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия приходит к выводу о том, что положение пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части нормы "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия." не вступает в противоречие с Конституцией Республики Бурятия и федеральным законодательством. Народный Хурал Республики Бурятия, установив порядок управления и распоряжения собственностью Республики Бурятия, вправе осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Бурятия и дать оценку, выразить мнение о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия по поводу передачи объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия. Обращения, предложения и рекомендации, в которых содержатся позиция, мнение и оценка Народного Хурала, могут быть направлены соответствующим органам государственной власти и должностным лицам, что в свою очередь не препятствует Правительству Республики Бурятия или уполномоченным исполнительным органам (уполномоченному исполнительному органу), осуществляющим полномочия собственника имущества самостоятельно осуществлять свои полномочия, предоставленные в соответствии с Конституцией Республики Бурятия, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Республики Бурятия.
Положение пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" в части нормы "По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение" вступает в противоречие с Конституцией Республики Бурятия, ее статьями 5 (ч.1, ч.4); 11 (ч.1, ч.2); 62 (п. "н"); 63 (п. "ж"); 86 (п. "и"); 93 (п. "з" ч. 3) и федеральным законодательством.
Народный Хурал Республики Бурятия не вправе принимать решение о передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия или приеме объектов иной государственной собственности или муниципальной собственности, либо отказе в передаче или приеме, так как данное полномочие отнесено к ведению уполномоченных исполнительных органов (уполномоченного исполнительного органа) государственной власти Республики Бурятия, осуществляющих полномочия собственника имущества.
Согласно части 1 статьи 11 Конституции Республики Бурятия в Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 60, 61, 62, 64, 65, 66, 71, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия
постановил:
1. Признать положение пункта 1 статьи 9 в части нормы "об одобрении перечня данных объектов и вносит его на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия" Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" не противоречащим Конституции Республики Бурятия.
2. Признать положение пункта 1 статьи 9 в части нормы "По представлению Правительства Республики Бурятия Народный Хурал Республики Бурятия принимает решение" Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия" не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 5 (ч.1, ч. 4); 11 (ч.1, ч.2); 62 (п. "н"); 63 (п. "ж"); 86 (п. "и"); 93 (п. "з" ч.3).
3. В соответствии со статьей 66 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление является окончательным, обжалованию не подлежит и вступает в силу после его провозглашения.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 14 декабря 2006 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 1 статьи 9 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия"
Текст постановления официально опубликован не был