Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к проекту постановления
Совета Народного Хурала
Республики Бурятия
от 27 января 2011 г. N 1223-IV
Об исполнении Примерной программы законопроектной работы Народного Хурала
Республики Бурятия на 2010 год и на перспективу
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Бурятия "О законопроектной деятельности в Республике Бурятия" законотворческая деятельность в Народном Хурале Республики Бурятия (далее - Народный Хурал) осуществляется на плановой основе в соответствии с Программой законопроектной работы, утвержденной Народным Хуралом.
Примерная программа законопроектной работы Народного Хурала Республики Бурятия на 2010 год и на перспективу (далее - Примерная программа) разработана с учетом всех предложений, поступивших от субъектов права законодательной инициативы в Республике Бурятия.
В раздел I "Законопроекты, планируемые для рассмотрения в 2010 году" включено 57 проектов законов Республики Бурятия, в раздел II "Законопроекты, планируемые на перспективу" включено 24 проекта закона Республики Бурятия, в раздел III "Проекты федеральных законов" - 4; раздел IV "Устранение в законах Республики Бурятия коррупциогенных факторов" формировался по мере поступления заключений Комиссии Народного Хурала по противодействию коррупции. Субъектами права законодательной инициативы выступили Президент Республики Бурятия (3 законопроекта - по первому разделу, 1 - по второму, 4 - по третьему), Правительство Республики Бурятия (18), депутаты Народного Хурала (30 - по разделу I, 23 - по разделу II), Конституционный Суд Республики Бурятия (1 проект), прокуратура Республики Бурятия (2 - по разделу I), представительные органы местного самоуправления (3 - по разделу I).
По направлениям законопроектной деятельности для рассмотрения в 2010 году планировалось:
Законопроекты, внесенные в Примерную программу
на 2010 год и на перспективу по направлениям
законодательного регулирования
|
Наименование ответственного комитета Народного Хурала Республики Бурятия (далее - НХ РБ) |
Количество проектов, запланированных на 2010 год |
Количество проектов, запланированных на перспективу |
1 |
Комитет по бюджету, налогам и финансам |
6 |
1 |
2 |
Комитет по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы (далее - Комитет по государственному устройству) |
8 |
5 |
3 |
Комитет по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку (далее - Комитет по земельным вопросам) |
7 |
3 |
4 |
Комитет по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям (далее - Комитет по межрегиональным связям) |
1 |
9 |
5 |
Комитет по социальной политике |
15 |
1 |
6 |
Комитет по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (далее - Комитет по экономической политике) |
20 |
5 |
|
Итого: |
57 |
24 |
В течение года согласно Примерной программе приняты в первом чтении 4 проекта закона Республики Бурятия, в декабре 2010 года на очередную двадцатую сессию внесен проект закона "Об административных правонарушениях, а также принято 46 Законов Республики Бурятия (в том числе 8 раз вносились изменения в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2010 год", 6 Законов Республики Бурятия по разделу II "Законопроекты, планируемые на перспективу", 3 раза принимались законы, объединяющие положения нескольких пунктов Примерной программы, к примеру, в Закон Республики Бурятия от 15 октября 2010 года N 1585-IV "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" вошли положения трех пунктов Примерной программы (пункты 15, 17 и 21). Всего согласно Примерной программе выполнен 51 пункт из 81, в итоге процент исполнения Примерной программы составил 63%.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Республики Бурятия N 1585-IV "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" следует читать как "13.10.2010"
За отчетный период наряду с законопроектами, включенными в Примерную программу, Народным Хуралом было рассмотрено дополнительно 118 законопроектов:
Законы, принятые в 2010 году по направлениям законодательного регулирования
|
Наименование ответственного комитета НХ РБ |
Количество законов Республики Бурятия, принятых в соответствии с планом |
Количество законов Республики Бурятия, принятых всего |
1 |
Комитет по бюджету, налогам и финансам |
11 |
22 |
2 |
Комитет по государственному устройству |
8 |
43 |
3 |
Комитет по земельным вопросам |
5 |
20 |
4 |
Комитет по межрегиональным связям |
2 |
10 |
5 |
Комитет по социальной политике |
12 |
36 |
6 |
Комитет по экономической политике |
8 |
33 |
|
Итого: |
46 |
164 |
Всего за отчетный период Народным Хуралом Республики Бурятия было рассмотрено и принято 164 Закона Республики Бурятия.
Наибольшее количество из числа принятых Народным Хуралом в 2010 году законов представлено Комитетом по государственному устройству - 43 (26,2%), Комитетом по социальной политике - 36 (22%), Комитетом по экономической политике - 33 (20,2%), Комитетом по бюджету - 22 (13,5%), Комитетом по земельным вопросам - 20 (12,1%), Комитетом по меж-региональным связям - 10 (6%) (см. диаграмму в сравнении с 2009 годом).
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
Законодательной основой для принятия данных законов стало приведение в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовой базы республики по социальным вопросам, вопросам государственного устройства, земельных отношений, внесение изменений в расходную часть бюджета республики, а также внесение изменений в Конституцию Республики Бурятия, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия государственными полномочиями в социальной сфере, в области межбюджетных отношений.
В 2010 году Народным Хуралом заслушаны и утверждены в форме закона Республики Бурятия отчеты об исполнении:
1) Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" за 2009 год;
2) бюджета Бурятского территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год;
3) республиканского бюджета за 2009 год.
Следует отметить, что в течение года дважды вносились изменения в основной закон республики - Конституцию Республики Бурятия. Основанием для внесения изменений явились Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева к Федеральному Собранию Российской Федерации, а также Федеральный закон от 17 декабря 2009 года N 319-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статья 26.1 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". Поправка в Конституцию республики о предоставлении права законодательной инициативы Избирательной комиссии Республики Бурятия не одобрена депутатами Народного Хурала и отклонена на очередной шестнадцатой сессии.
Из 164 принятых Народным Хуралом в 2010 году законов 25 - новые законы, 139 - законы, которыми внесены изменения в действующее законодательство Республики Бурятия (в том числе 3 раза принимались законы о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Бурятия). Из числа новых законов на стадии законотворчества 5 (20%) инициировано Президентом Республики Бурятия, 12 (48%) - Правительством Республики Бурятия, 7 (28%) - депутатами Народного Хурала, 1 (4%) - Верховным судом Республики Бурятия. Среди новых законов большую долю составили законы, регулирующие правоотношения в социальной сфере (7), сфере экономики и государственного устройства (по 5 законов). Также новые законы приняты по бюджетным вопросам (4), общественным отношениям (2), аграрной политике и потребительскому рынку (2).
Инициаторами законов, которыми внесены изменения в действующее законодательство, явились в большинстве случаев депутаты Народного Хурала - 77 (56%), Президент Республики Бурятия - 40 (28%), Правительство Республики Бурятия - 17 (12%), а также представительные органы местного самоуправления в Республике Бурятия - 3 (2%), Конституционный Суд Республики Бурятия - 1 (1%), Верховный Суд Республики Бурятия - 1 (1%) (см. ниже диаграмму).
В проект примерной программы в раздел III "Проекты федеральных законов" было включено 4 законодательные инициативы, где ответственным по линии субъекта права законодательной инициативы выступил Президент Республики Бурятия. В течение года по разным причинам данные вопросы исключены из Примерной программы. Например, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (об уменьшении квоты рабочих мест для инвалидов на количество работников, занятых на тяжелых работах и с вредными условиями труда, и об ответственности за невыполнение квоты) исключен на основании письма Президента Республики Бурятия от 1 марта 2010 года N И 078-000062 об исключении из Программы, в связи с внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации аналогичного проекта Законодательными собраниями Санкт-Петербурга и Пензенской области.
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
В порядке осуществления Народным Хуралом права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации одобрены проекты 2 законодательных инициатив и 1 законодательного предложения. В настоящее время на проекты поступили 2 заключения Правительства Российской Федерации, заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, по итогам рассмотрения поступивших заключений будут приняты решения Народного Хурала. Данные инициативы подготовлены Комитетами:
по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы (проект постановления Народного Хурала "О законодательной инициативе Народного Хурала Республики Бурятия по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "Об упразднении Курумканского районного суда Республики Бурятия");
по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям (проект постановления Народного Хурала "О законодательной инициативе Народного Хурала Республики Бурятия по внесению изменений в статью 23 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации");
по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку (проект постановления Народного Хурала "О законодательном предложении Народного Хурала Республики Бурятия по внесению изменений в Федеральный закон "О животном мире" и Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Ранее отмечалось, что раздел IV "Устранение в законах Республики Бурятия коррупциогенных факторов" формируется по мере поступления заключений Комиссии Народного Хурала по противодействию коррупции (далее - Комиссия по противодействию коррупции). В течение года Комиссией по противодействию коррупции проводилась экспертиза законов республики на наличие коррупциогенных факторов, по результатам которой внесены изменения в 14 законов республики.
Наименование ответственного комитета НХ РБ |
Количество принятых законов Республики Бурятия по устранению коррупциогенных факторов |
Комитет по бюджету, налогам и финансам |
1 |
Комитет по государственному устройству |
3 |
Комитет по земельным вопросам |
2 |
Комитет по межрегиональным связям |
3 |
Комитет по социальной политике |
2 |
Комитет по экономической политике |
3 |
Анализ законопроектной работы показывает, что активно используют право законодательной инициативы депутаты фракций в Народном Хурале:
1) "Единая Россия" - 80 проектов или 48% (в том числе совместно с другими фракциями - 19);
2) "Справедливая Россия" - 17 проектов или 10% (в том числе совместно с другими фракциями - 13);
3) "Коммунистическая партия Российской Федерации" - совместно с другими фракциями 8 проектов или 5%;
4) "Либерально-демократическая партия России" - совместно с другими фракциями - 9 или 6%. Депутаты, входящие в состав выше указанных фракций, разрабатывали и вносили проекты законов в составе групп депутатов, а в ряде случаев лично (см. диаграмму).
Данный графический объект в справочной правовой системе не приводится
3) До принятия Примерной программы было проведено 2 рабочих совещания с приглашением субъектов права законодательной инициативы, внесших свои предложения, депутатов и специалистов комитетов и управлений Народного Хурала. Несмотря на проведенные предварительные мероприятия субъектами права законодательной инициативы в Республике Бурятия по разным причинам в течение года исключены или перенесены на более поздний срок 17 вопросов, в частности, депутатами Народного Хурала - 9 (к примеру, пункт 19 Примерной программы "О предельных размерах земельных участков в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Бурятия, занимающихся оленеводством" исключен на основании письма ответственного Комитета по земельным вопросам о невозможности принятия такого закона в виду специфики ведения оленеводства. Улан-Удэнским городским Советом депутатов внесен проект закона "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия", который с учетом отрицательных заключений, поступивших на проект, был отозван субъектом. Планируемый на перспективу проект закона "Об основах государственной национальной политики в Республике Бурятия" внесен с наименованием "О государственной национальной политике Республики Бурятия" депутатом СП. Будажаповым 23 марта 2010 года. В ходе рассмотрения данного вопроса ответственный комитет с учетом поступивших отрицательных заключений принял решение об отклонении проекта. Данный проект на сессии не обсуждался, т.к. субъект обратился с просьбой о переносе рассмотрения вопроса на неопределенный срок). В течение года субъектами права законодательной инициативы отозвано 23 проекта закона, в частности, Президентом Республики Бурятия - 3, Правительством Республики Бурятия - 3, депутатами Народного Хурала - 9, прокуратурой Республики Бурятия - 5, представительными органами местного самоуправления в Республике Бурятия - 3. Субъекты права законодательной инициативы по разным причинам отозвали свои инициативы, к примеру, проект закона "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Бурятия и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О Реестре государственных должностей Республики Бурятия", внесенный прокуратурой Республики Бурятия, был отозван на основании отрицательного заключения Президента Республики Бурятия.
Анализируя итоги исполнения Примерной программы, необходимо отметить, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом принято больше законов (164 против 140), но процент исполнения самой Примерной программы снизился с 74% в 2009 году до 63% в 2010 году. Как свидетельствует практика предыдущих лет, сформированные планы законопроектной деятельности на этапе их реализации постоянно серьезно корректируются. Реальные направления развития законодательства республики подчас серьезно отличаются от планов, которые составляются в начале года, чему есть достаточное количество причин.
Вместе с тем проведение срочных мероприятий в сфере правотворчества не должно отодвигать на долгий срок принятие ключевых плановых актов, имеющих принципиальное значение для развития экономики и социальной сферы. Важным фактором обеспечения эффективности развития законодательства республики является четкое увязывание программ законопроектных работ с программами и концепциями социально-экономического развития в качестве их правового обеспечения. В противном случае возможны как риски отклонений от установленного курса социально-экономического развития, так и появление "безжизненных" законов, законов, не способствующих формированию новых отношений, отражающих целевые ориентиры.
Вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости принятия мер по налаживанию в Республике Бурятия системы мониторинга республиканского законодательства. Необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг правовой базы, в том числе на предмет выявления в ней правовых актов, утративших свою актуальность. Мониторинг позволит определить степень востребованности закона на основе исследования практики его применения, анализировать тенденции развития системы законодательства и направления ее оптимизации, на основании чего должна формироваться Примерная программа законопроектной работы на следующий год.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 27 января 2011 г. N 1223-IV "Об исполнении Примерной программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.