Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ социально-экономического развития
Республики Бурятия за 2008 - 2010 годы
1.1. Анализ финансирования мероприятий и выполнения индикаторов Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года в 2008 - 2010 годах
Анализ реализации Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года (далее - Программа) в 2008 - 2010 годах проведен на основе:
Закона Республики Бурятия от 14 июля 2009 года N 979-IV "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" за 2008 год";
Закона Республики Бурятия от 13 июля 2010 года N 1516-IV "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" за 2009 год";
итогов социально-экономического развития Республики Бурятия за 2010 год.
Первый этап реализации Программы (2008 - 2010 годы) условно можно разделить на три фазы: предкризисный период (январь - сентябрь 2008 года); развитие кризиса (сентябрь 2008 года - январь 2010 года); выход из кризиса (2010 год).
При разработке Программы ее первый этап (2008 - 2010 годы) рассматривался как подготовительный период реализации приоритетных направлений. Планировалось, что реализация всего комплекса мероприятий Программы на первом этапе позволит обеспечить ежегодный прирост экономики республики на 8% (по базовому сценарию развития), а последующие этапы реализации Программы (2011 - 2013 годы; 2014 - 2016 годы) дадут ежегодный прирост экономики на 11 - 12%.
Мировой финансово-экономический кризис внес коррективы в самом начале реализации Программы. Первоначально поставленные целевые индикаторы были скорректированы, ряд мероприятий и инвестиционных проектов были перенесены на поздние сроки.
В целом объем финансирования действующей Программы за 2008 - 2010 годы от первоначальной редакции сократился на 30,2%, в том числе за счет собственных и привлеченных средств предприятий на 47,2%. В то же время следует отметить, что финансирование мероприятий Программы за счет бюджетных средств увеличилось по сравнению с первоначальным планом, в том числе за счет республиканского бюджета - на 25,2%, бюджетов муниципальных районов - на 70,4%.
Таблица 1
Объем финансирования Программы за 2008 - 2010 годы
Источники финансирования |
Первоначальная редакция |
Последняя редакция |
% |
Общий объем финансирования, млн. рублей |
95 222,6 |
66 439,9 |
69,8 |
в том числе: |
|
|
|
федеральный бюджет |
21 391,3 |
19 295,5 |
90,2 |
республиканский бюджет |
9 175,5 |
11 486,5 |
125,2 |
бюджет муниципального района |
1 303,4 |
2 221,5 |
170,4 |
бюджет сельского (городского) поселения |
42,2 |
25,0 |
59,2 |
собственные и привлеченные средства предприятий |
63 310,3 |
33 411,4 |
52,8 |
По отчетным данным реализации Программы в 2008 - 2010 годах финансирование мероприятий составило: в 2008 году - 76,4% от плана, в 2009 году - 109,7% от плана, в 2010 году - 92,3% от плана.
Таблица 2
Информация о финансировании мероприятий Программы
Источники финансирования |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||||
закон 1 |
отчет1 |
% |
закон2 |
отчет2 |
% |
закон3 |
отчет |
% |
|
Общий объем финансирования, млн. рублей |
19 335,3 |
14 779,4 |
76,4 |
19 164,9 |
21 026,6 |
109,7 |
30 633,9 |
28 269,7 |
92,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
6 247,7 |
4 750,4 |
76,0 |
8 549,4 |
7 778,6 |
91,0 |
6 766,5 |
5 815,7 |
85,9 |
республиканский бюджет |
2 808,0 |
2 777,4 |
98,9 |
3 358,7 |
3 376,1 |
100,5 |
5 333,0 |
4 595,5 |
86,2 |
бюджет муниципального района |
800,8 |
664,6 |
83,0 |
867,3 |
641,8 |
74,0 |
915,1 |
403,8 |
44,1 |
бюджет сельского (городского) поселения |
19,3 |
9,1 |
47,2 |
3,6 |
0,0 |
0,0 |
15,9 |
4,1 |
25,8 |
собственные и привлеченные средства предприятий |
9 459,4 |
6 577,8 |
69,5 |
6 385,8 |
9 230,2 |
144,5 |
17 603,5 |
17 450,7 |
99,1 |
<1> Закон Республики Бурятия от 14 июля 2009 года N 979-IV "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" за 2008 год";
<2> Закон Республики Бурятия от 13 июля 2010 года N 1516-IV "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года" за 2009 год";
<3> Закон Республики Бурятия от 9 ноября 2007 года N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года".
По отчетным данным реализации Программы доля невыполненных индикаторов Программы составила: в 2008 году - 6,7%, в 2009 году - 7,2%, в 2010 году - 4,3%.
Таблица 3
Информация о выполненных индикаторах Программы
|
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
|
Количество индикаторов Программы, всего, из них: |
389 |
100 |
347 |
100 |
345 |
100 |
выполнено |
363 |
93,3 |
322 |
92,8 |
330 |
95,7 |
не выполнено |
26 |
6,7 |
25 |
7,2 |
15 |
4,3 |
1.2. Социально-экономическое развитие Республики Бурятия за 2008 - 2010 годы
Социально-экономическое развитие Республики Бурятия за 2008 - 2010 годы несмотря на последствия финансово-экономического кризиса, которые особенно остро отразились на некоторых секторах экономики республики в 2009 году, характеризуется ростом основных макроэкономических показателей.
При этом в республике выше, чем среднем по Сибирскому федеральному округу, прирост промышленного производства (31,0% и 7,9% соответственно, в России за этот период отмечается снижение промышленного производства). Кроме этого, темпы прироста инвестиций в основной капитал, объема выполненных работ в строительстве, оборота розничной торговли, платных услуг населению, реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы выше, чем в среднем по России и Сибирскому федеральному округу. Также в республике меньше, чем по России, совокупный за три года прирост инфляции (33,0% и 34,1% соответственно).
Таблица 4
Динамика макроэкономических показателей Республики Бурятия
в сравнении со средними показателями Российской Федерации
и Сибирского федерального округа за 2008 - 2010 годы
(в % к предыдущему году)
Показатель |
Республика Бурятия |
Российская Федерация |
Сибирский федеральный округ |
||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Индекс потребительских цен, % (декабрь к декабрю) |
112,6 |
108 |
109,4 |
113,3 |
108,8 |
108,8 |
112,9 |
108,4 |
107,9 |
Валовой (внутренний) региональный продукт |
105,4 |
92,6 |
106,3(1) |
105,7 |
92,4 |
104,0 |
104,1 |
95,9 |
н/д |
Промышленное производство |
108,4 |
98,3 |
122,9 |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
104,1 |
97,0 |
107,9 |
Продукция сельского хозяйства |
102,3 |
98,9 |
99,4 |
110,8 |
101,4 |
88,1 |
101,3 |
110,0 |
94,8 |
Объем выполненных работ в строительстве |
122,9 |
111,9 |
102,7 |
112,8 |
86,8 |
99,4 |
103,8 |
82,4 |
99,3 |
Инвестиции в основной капитал |
108,2 |
96,4 |
123,1 |
109,9 |
83,8 |
106,0 |
111,0 |
85,6 |
103,0 |
Внешнеторговый оборот |
111,6 |
101,8 |
95,7 |
132,1 |
64,9 |
130,9 |
122,1 |
118,1 |
107,7 |
Оборот розничной торговли |
110,0 |
100,1 |
105,6 |
113,5 |
95,1 |
104,4 |
111,5 |
89,2 |
103,4 |
Платные услуги населению |
112,0 |
101,0 |
106,1 |
104,3 |
97,5 |
101,4 |
106,9 |
95,6 |
100,0 |
Уровень общей безработицы, % |
11,6 |
14,1 |
10,4 |
7,0 |
8,2 |
7,5 |
8,3 |
10,5 |
8,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
111,4 |
104,9 |
101,4 |
102,3 |
102,1 |
104,3 |
109,3 |
93,7 |
101,6 |
Реальная начисленная заработная плата |
110,8 |
99,97 |
104,0 |
111,5 |
96,5 |
104,6 |
109,9 |
96,9 |
104,2 |
Уровень бедности, % |
20,5 |
18,9 |
19,7 |
13,4 |
13,2 |
12,5 |
н/д |
н/д |
н/д |
<1> оценка Министерства экономики Республики Бурятия
Таблица 5
Показатели социально-экономического развития Республики Бурятия
в сравнении с Забайкальским краем, Иркутской и Томской областями, средними
показателями Российской Федерации и Сибирского
федерального округа за 2008 - 2010 годы
Показатели |
Республика Бурятия |
Забайкальский край |
Иркутская область |
Томская область |
Сибирский федеральный округ |
Российская Федерация |
||||||||||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг на душу населения, тыс. рублей |
55,7 |
61,6 |
66,5 |
35,1 |
37,8 |
53,6 |
123,7 |
125,5 |
156,3 |
173,7 |
177,7 |
199,1 |
141,5 |
131,8 |
169,3 |
174,1 |
158,5 |
190,9 |
Продукция сельского хозяйства на душу населения, тыс. рублей |
12,2 |
12,6 |
13,7 |
10,7 |
11,6 |
12,0 |
12,4 |
13,9 |
15,1 |
15,9 |
15,6 |
16,4 |
17,9 |
18,9 |
19,2 |
17,3 |
17,7 |
17,2 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. рублей |
24,6 |
25,2 |
31,5 |
42,4 |
35,6 |
36,0 |
51,8 |
42,1 |
40,9 |
82,9 |
74,1 |
72,6 |
48,4 |
42,5 |
45,5 |
61,9 |
55,9 |
64,5 |
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. рублей |
71,1 |
78,3 |
88,3 |
67,4 |
75,3 |
83,7 |
76,6 |
76,4 |
79,8 |
72,7 |
72,7 |
79,1 |
82,5 |
81,4 |
88,9 |
98,1 |
102,9 |
115,8 |
Уровень общей безработицы, % |
11,6 |
14,1 |
10,4 |
14,9 |
12,2 |
11,4 |
8,7 |
10,8 |
10,2 |
8,0 |
8,7 |
7,9 |
8,3 |
10,5 |
8,7 |
6,8 |
8,4 |
7,5 |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
2,0 |
2,3 |
1,9 |
3,3 |
3,7 |
2,9 |
1,9 |
2,9 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
1,7 |
2,4 |
3,1 |
2,4 |
2,0 |
2,8 |
2,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году |
111,4 |
104,9 |
101,4 |
117,4 |
102,2 |
102,5 |
109,8 |
93,8 |
99,7 |
98,3 |
92,1 |
103,8 |
108,9 |
93,7 |
101,6 |
102,3 |
102,1 |
104,3 |
Реальная заработная плата, % к предыдущему году |
110,8 |
99,97 |
104,0 |
110,0 |
96,6 |
103,0 |
107,7 |
95,3 |
103,2 |
108,1 |
99,0 |
104,6 |
109,9 |
96,9 |
104,2 |
111,5 |
96,5 |
104,6 |
Уровень бедности, % |
20,5 |
18,9 |
19,7 |
20,1 |
20,0 |
н/д |
17,3 |
19,3 |
н/д |
14,6 |
17,8 |
н/д |
н/д |
н/д |
н/д |
13,4 |
13,2 |
12,5 |
Число родившихся на 1 000 человек населения |
17,0 |
17,4 |
17,1 |
15,9 |
15,9 |
15,8 |
15,0 |
15,2 |
14,7 |
12,8 |
13,2 |
13,1 |
13,7 |
14,0 |
13,9 |
12,1 |
12,4 |
12,6 |
Число умерших на 1 000 человек населения |
13,5 |
13,0 |
12,8 |
14,3 |
13,7 |
13,8 |
14,1 |
13,9 |
14,0 |
12,9 |
12,9 |
12,7 |
14,4 |
13,9 |
14,0 |
14,6 |
14,2 |
14,3 |
Естественный прирост (убыль) населения на 1 000 человек населения |
3,5 |
4,4 |
4,3 |
1,6 |
2,2 |
2,0 |
0,9 |
1,3 |
0,7 |
-0,1 |
0,3 |
0,4 |
-0,7 |
0,1 |
-0,1 |
-2,5 |
-1,8 |
-1,7 |
1.3. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" Министерством регионального развития Российской Федерации ежегодно проводится оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена за 2009 год.
По итогам 2008 года в рейтинге регионов России по общему уровню эффективности деятельности исполнительных органов власти Республика Бурятия заняла 30 место.
По итогам 2009 года рейтинг субъектов Российской Федерации выстраивался по достигнутой динамике эффективности деятельности исполнительных органов власти. В этом рейтинге Республике Бурятия присвоено 29 место, в том числе в сферах экономики и государственного управления - 10 место, здравоохранения - 20 место, образования - 42 место и жилищно-коммунального комплекса - 68 место.
В 2008 году по сравнению с предыдущим годом удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти в Республике Бурятия увеличилась на 3% и достигла 50,8%. В 2009 году положительная динамика данного показателя сохранилась, значение показателя - 52,4%. Доля населения, положительно оценивающего деятельность органов власти, выше, чем в среднем по России.
Объем валового регионального продукта на душу населения в 2008 году составил 132,1 тыс. рублей. Среди субъектов Российской Федерации по данному показателю Республика Бурятия находится на 49 месте.
В 2009 году увеличилось соотношение заработной платы отраслей бюджетной сферы и заработной платы в экономике. Значение данного показателя в системах здравоохранения составило 77,8%, образования - 60,7%, социальной защиты населения - 65%, физической культуры и спорта - 61,4% и культуры - 45,5%.
В сфере здравоохранения повышается положительная оценка населения по оказанию медицинской помощи с 33,5% в 2007 году до 42,1% в 2009 году.
Проведена работа по переводу учреждений здравоохранения преимущественно на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
В 2009 году в сравнении с 2007 годом в Республике Бурятия снизилась смертность младенческая, материнская и населения трудоспособного возраста.
В сфере образования положительно оценивают деятельность органов власти 66,9% жителей республики.
Отмечено увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку, с 88% в 2007 году до 98% в 2009 году и математике - с 76% до 98% соответственно.
Все государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения и образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
В сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2009 году увеличилась степень обеспеченности населения жильем на 3,3% к уровню 2007 года. Жилая площадь на душу населения в Республике Бурятия составила 19 кв. м.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере организации государственного и муниципального управления в общем объеме расходов консолидированного бюджета в 2009 году сокращены расходы на материально-техническое обеспечение органов государственной власти Республики Бурятия на 10%, подготовлены предложения о проведении комплекса мероприятий по снижению расходов на содержание органов местного самоуправления. Сократилась численность муниципальных служащих в органах местного самоуправления в Республике Бурятия с 31,2 в 2008 году до 28,9 человек на 10 тыс. человек населения в 2009 году.
В сфере здравоохранения проводится работа по оптимизации численности прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала. Объемы медицинской стационарной и скорой помощи не превышают установленные нормативы. На 2 дня увеличена среднегодовая занятость больничной койки, которая составила 321 день.
В сфере общего образования в 2009 году приняты меры по реструктуризации, оптимизации сети структуры и численности работников учреждений образования. В результате по сравнению с 2008 годом среднесписочная численность работников учреждений образования сократилась на 13,5%, доля учителей в общей численности работающих увеличилась на 3%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.