Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Территориальное развитие
Целью территориального развития Республики Бурятия являлось создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.
Достижение поставленной цели осуществлялось посредством решения задачи по сокращению диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Результат решения задачи за 2008 - 2010 годы определился достижением следующих индикаторов:
Таблица 128
Выполнение основных индикаторов реализации Программы
в разрезе муниципальных районов (городских округов)
за 2008 - 2010 годы
Индикатор |
Доля собственных доходов местных бюджетов, % |
||||||||
Муниципальный район (городской |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||||
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
||||
с учетом |
без учета |
с учетом |
без учета |
с учетом |
без учета |
||||
Баргузинский |
36,7 |
66 |
21,6 |
38,2 |
75,3 |
29,7 |
40,2 |
65,6 |
13,9 |
Баунтовский эвенкийский |
33,8 |
73,9 |
31,4 |
35,3 |
79,3 |
26,1 |
37,3 |
80,8 |
15,5 |
Бичурский |
23,8 |
56,4 |
22 |
25,3 |
65 |
24,7 |
27,3 |
70,1 |
13,0 |
Джидинский |
36,2 |
57,2 |
29,4 |
37,7 |
64,7 |
32 |
39,7 |
63,7 |
20,9 |
Еравнинский |
24,5 |
65,6 |
7,5 |
26,0 |
75 |
26,5 |
28,0 |
77,6 |
10,4 |
Заиграевский |
20,7 |
61,7 |
32,5 |
22,2 |
68,6 |
42,2 |
24,2 |
72,9 |
21,9 |
Закаменский |
16,1 |
68,4 |
11 |
17,6 |
74,2 |
21,3 |
19,6 |
76,9 |
10,2 |
Иволгинский |
29,5 |
62,7 |
11,1 |
31,0 |
72 |
27,2 |
33,0 |
67,7 |
13,4 |
Кабанский |
57,6 |
69 |
29,2 |
59,1 |
74,9 |
52,5 |
61,1 |
66,8 |
21,7 |
Кижингинский |
22,2 |
56,1 |
16,3 |
23,7 |
63 |
19,9 |
25,7 |
68,5 |
8,5 |
Курумканский |
18,2 |
68,1 |
6,3 |
19,7 |
72,2 |
19,2 |
21,7 |
78,1 |
8,7 |
Кяхтинский |
67,6 |
64,9 |
43,2 |
69,1 |
73,9 |
63,8 |
71,1 |
80,6 |
21,6 |
Муйский |
77,8 |
80,1 |
40,5 |
79,3 |
82,2 |
55,8 |
81,3 |
83,7 |
27,5 |
Мухоршибирский |
41,8 |
64,7 |
25,9 |
43,3 |
80,9 |
41,5 |
45,3 |
76,1 |
19,7 |
Окинский |
59,0 |
67,6 |
43,6 |
60,5 |
78,2 |
33,1 |
62,5 |
80,7 |
21,8 |
Прибайкальский |
57,3 |
60,2 |
38,8 |
58,8 |
66,9 |
44,9 |
60,8 |
63,3 |
20,9 |
Северо-Байкальский |
54,2 |
69,7 |
37,4 |
55,7 |
80,4 |
34,5 |
57,7 |
75,5 |
20,8 |
Селенгинский |
55,9 |
61,5 |
37,8 |
57,4 |
70,7 |
51,1 |
59,4 |
71,5 |
23,1 |
Тарбагатайский |
30,7 |
63,6 |
24 |
32,2 |
67 |
28,4 |
34,2 |
73,2 |
15,3 |
Тункинский |
26,9 |
71,4 |
23,8 |
28,4 |
80,1 |
28,6 |
30,4 |
81,6 |
10,0 |
Хоринский |
26,4 |
56,3 |
22,3 |
27,9 |
62,6 |
24,3 |
29,9 |
69,2 |
11,2 |
г. Северобайкальск |
51,2 |
79 |
34,8 |
52,7 |
75,3 |
87,2 |
54,7 |
75,2 |
49,8 |
г. Улан-Удэ |
54,1 |
83,2 |
57 |
55,6 |
84,1 |
52,6 |
57,6 |
82,7 |
60,0 |
Таблица 128 (продолжение)
Индикатор |
Количество созданных рабочих мест, человек |
|||||||
Муниципальный |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||||
закон |
отчет, всего |
закон |
отчет, всего |
в т.ч. Программа доп. мероприятий |
закон |
отчет, всего |
в т.ч. Программа доп. мероприятий |
|
Баргузинский |
50 |
65 |
70 |
117 |
80 |
70 |
356 |
295 |
Баунтовский |
50 |
110 |
70 |
242 |
139 |
100 |
202 |
130 |
Бичурский |
30 |
145 |
50 |
170 |
105 |
50 |
552 |
265 |
Джидинский |
400 |
628 |
300 |
214 |
127 |
200 |
658 |
538 |
Еравнинский |
50 |
80 |
150 |
166 |
90 |
200 |
332 |
250 |
Заиграевский |
400 |
360 |
400 |
451 |
125 |
800 |
1024 |
295 |
Закаменский |
50 |
67 |
70 |
242 |
139 |
100 |
572 |
497 |
Иволгинский |
300 |
87 |
600 |
284 |
132 |
700 |
528 |
294 |
Кабанский |
100 |
119 |
200 |
242 |
139 |
150 |
879 |
361 |
Кижингинский |
200 |
87 |
200 |
202 |
179 |
250 |
322 |
310 |
Курумканский |
70 |
120 |
100 |
242 |
198 |
100 |
625 |
464 |
Кяхтинский |
400 |
1078 |
300 |
429 |
150 |
300 |
1456 |
410 |
Муйский |
100 |
305 |
100 |
126 |
95 |
100 |
258 |
220 |
Мухоршибирский |
100 |
103 |
120 |
200 |
126 |
80 |
405 |
337 |
Окинский |
60 |
147 |
100 |
226 |
25 |
100 |
168 |
100 |
Прибайкальский |
330 |
285 |
720 |
242 |
139 |
450 |
810 |
325 |
Северо-Байкальский |
30 |
150 |
45 |
464 |
108 |
50 |
401 |
362 |
Селенгинский |
20 |
1475 |
50 |
1066 |
137 |
70 |
1326 |
310 |
Тарбагатайский |
50 |
89 |
50 |
249 |
120 |
50 |
314 |
313 |
Тункинский |
69 |
138 |
70 |
259 |
87 |
70 |
379 |
210 |
Хоринский |
120 |
62 |
120 |
356 |
280 |
120 |
388 |
365 |
г. Северобайкальск |
40 |
138 |
50 |
407 |
140 |
60 |
399 |
325 |
г. Улан-Удэ |
2200 |
2628 |
2300 |
3350 |
452 |
3000 |
4012 |
620 |
Таблица 128 (продолжение)
Индикатор |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
|||||
Муниципальный (городской округ) |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
закон |
отчет |
закон |
отчет |
закон |
отчет |
|
Баргузинский |
9 000 |
12 896,1 |
11000 |
15 021,0 |
13 000 |
14 717,4 |
Баунтовский |
11 600 |
13 953,6 |
14 000 |
16 147,8 |
20 000 |
18 178,8 |
Бичурский |
7 000 |
9 024,4 |
8 500 |
10 564,9 |
12 000 |
11 799,7 |
Джидинский |
6 500 |
8 380,3 |
8 000 |
11 056,9 |
9 500 |
12 415,4 |
Еравнинский |
6 500 |
13 0 80,6 |
8 000 |
15 959,2 |
10 000 |
16 724,9 |
Заиграевский |
7 000 |
15 452,8 |
8 000 |
18 331,8 |
10 000 |
16 558,4 |
Закаменский |
7 500 |
10 193,6 |
8 500 |
11 270,6 |
11 000 |
12 143,5 |
Иволгинский |
5 000 |
11 361,6 |
7 500 |
12 240,2 |
11 000 |
13 965,2 |
Кабанский |
7 000 |
12 492,3 |
9 000 |
13 957,3 |
12 000 |
14 973,0 |
Кижингинский |
6 100 |
10 250,0 |
8 000 |
11 372,1 |
11 000 |
10 808,5 |
Курумканский |
10 000 |
11 741,4 |
12 000 |
14 636,1 |
15 000 |
14 085,9 |
Кяхтинский |
9 000 |
13 550,3 |
13 000 |
13 866,7 |
16 000 |
14 672,0 |
Муйский |
12 700 |
23 582,4 |
14 000 |
28 657,2 |
17 000 |
26 531,0 |
Мухоршибирский |
12 000 |
15 941,1 |
13 000 |
19 057,7 |
17 000 |
18 762,2 |
Окинский |
11000 |
15 087,7 |
13 500 |
14 602,5 |
16 000 |
22 162,5 |
Прибайкальский |
6 200 |
11 802,1 |
10 400 |
12 059,9 |
14 900 |
13 609,4 |
Северо-Байкальский |
14 100 |
24 392,1 |
15 500 |
25 801,6 |
16 100 |
25 388,0 |
Селенгинский |
13 000 |
17 009,9 |
15 000 |
19 551,4 |
18 000 |
17 530,0 |
Тарбагатайский |
5 700 |
10 286,4 |
7 000 |
12 823,1 |
10 000 |
12 935,7 |
Тункинский |
7 100 |
10 381,9 |
8 200 |
12 198,5 |
9 500 |
12 747,0 |
Хоринский |
10 000 |
12 729,1 |
11 000 |
12 715,3 |
14 000 |
12 182,7 |
г. Северобайкальск |
15 000 |
25 474,7 |
17 000 |
28 703,5 |
20 000 |
30 543,2 |
г. Улан-Удэ |
14 500 |
16 964,3 |
17 000 |
18 673,0 |
19 500 |
21 387,8 |
Инструментом решения задачи является реализация Комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года. Все программы одобрены Правительством Республики Бурятия.
В 2008 - 2010 годах проведена работа по разработке документов территориального планирования на муниципальном уровне, базирующихся на основных положениях программ социально-экономического развития муниципальных образований Республики Бурятия, схемы территориального планирования Республики Бурятия. В целях решения поставленной задачи и оказания местным бюджетам государственной поддержки реализовывалась подпрограмма "Градостроительное планирование развития территорий муниципальных образований в Республике Бурятия на 2008 - 2010 годы" в составе РЦП "Жилище" Республики Бурятия на 2003 - 2010 годы.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на семь макрорайонов (Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский и Северный), сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.
Наиболее перспективная система мер действенной ликвидации социально-экономических диспропорций муниципальных образований в Республике Бурятия осуществляется путем развития региональных "точек роста" как центров межтерриториальных социально-производственных комплексов.
В Центральном макрорайоне в целях развития транспортно-логистического комплекса в 2009 году получено положительное заключение государственной экспертизы на разработанный проект "Реконструкция аэропорта г. Улан-Удэ", общей сметной стоимостью реконструкции объекта в сумме 850,8 млн. рублей. В 2010 году заключен государственный контракт с ООО "Аэротехстрой" на выполнение строительно-монтажных работ в сумме 160,0 млн. рублей. В целях развития инновационного комплекса подготовлена нормативно-правовая база для создания технопарка в г. Улан-Удэ. Кроме того, созданы зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа в г. Улан-Удэ, туристко-рекреационного типа в г. Улан-Удэ и Заиграевском районе. В области сельского хозяйства ООО "Байкальская инновационная группа "Вайт" начато строительство молочно-товарной фермы в Селенгинском районе на 1 200 голов.
В Северо-Восточном макрорайоне реализуются крупные инвестиционные проекты в области добычи полезных ископаемых. В Баунтовском эвенкийском районе на Хиагдинском урановом месторождении средства направлены на инфраструктурные объекты (строительство моста через р. Витим, строительство дороги на месторождение, бурение и обвязка полигона, работы по обеспечению электроснабжения, вахтового поселка, складов), приобретение машин и оборудования. В Еравнинском районе на Озерном месторождении полиметаллов проведены работы на промышленной площадке, продолжаются работы по поиску и оценке урана, рудного золота, свинцово-цинковой и вольфрамово-молибденовой руды. Кроме того, в Еравнинском районе ОАО "Байкальская лесная компания" реализовывался инвестиционный проект "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры" общей стоимостью 595 млн. рублей. В Хоринском районе создана агроинтегрированная структура, объединяющая личные подсобные хозяйства.
В Юго-Восточном макрорайоне наращивается развитие угольной промышленности. В Бичурском районе ООО "Угольный разрез" начато освоение Окино-Ключевского месторождения, в Мухоршибирском районе объем инвестиций ОАО "Разрез Тугнуйский" за 2010 год составил 2,1 млрд. рублей. В Тарбагатайском районе начинается освоение Жарчихинского молибденового месторождения. Также в области сельского хозяйства республики в Тарбагатайском районе создана интегрированная структура на базе ЗАО ПЗ "Николаевский".
Южный макрорайон специализируется на развитии сельского хозяйства, так в Джидинском районе созданы 2 интегрированные структуры.
Юго-Западный макрорайон специализируется на развитии туризма, рекреационных ресурсов. На территории Тункинского района создается зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа.
Правительством Республики Бурятия подготовлены и направлены в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации обоснования по строительству и возобновлению функционирования автомобильных пунктов пропуска "Желтура", "Айнекгол"; строительству и изменению статуса на международный пункта пропуска "Монды"; реконструкции международного автомобильного пункта пропуска "Кяхта".
Прибайкальский макрорайон специализируется на развитии туризма. В рамках ТР ОЭЗ "Байкальская гавань" в соответствии с заключенными контрактами в октябре 2010 года введены в эксплуатацию первые инфраструктурные объекты участков "Турка" и "Пески". На территории Курумканского района создается зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа.
Северный макрорайон специализируется на освоении месторождений рудного и россыпного золота.
В условиях финансового кризиса государством была принята программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Так, по итогам 2010 года создано более 7,5 тыс. рабочих мест, больше всего в г. Улан-Удэ (620 мест) и Джидинском районе (538 мест). Всего реализация Программы занятости населения позволила сохранить около 13,5 тыс. и создать 28,4 тыс. рабочих мест, тем самым снизить социальную напряженность и стабилизировать ситуацию на рынке труда республики.
В Центральном макрорайоне за счет г. Улан-Удэ проживает более половины населения Республики Бурятия - 52,2%.
В целом анализ показывает, что для республики характерно наличие муниципальных образований как с высоким уровнем экономического развития, так и отстающих от среднереспубликанских показателей.
За период 2008 - 2010 годы два макрорайона из семи формируют промышленное производство в Республике Бурятия. На Центральный макрорайон за счет г. Улан-Удэ и Селенгинского района приходится более 70% объема промышленного производства, на Прибайкальский за счет Кабанского района около 10%. Кроме того, существенный вклад вносят золотодобывающие макрорайоны: Северный за счет Муйского района 8 - 9% и Юго-Западный за счет Окинского района около 5%.
Также на территории этих же двух макрорайонов производится одна треть объема сельскохозяйственного производства: Центральный, без г. Улан-Удэ формирует около 16% продукции сельского хозяйства, Прибайкальский за счет Кабанского района около 17%. В целом же все макрорайоны имеют сельскохозяйственную направленность, за исключением Северного. Наибольшую долю дают южные макрорайоны: Юго-Восточный за счет Бичурского и Мухоршибирского районов - 27,5% продукции сельского хозяйства, Южный за счет Джидинского района - 16 - 17%.
Более высокий экономический потенциал двух макрорайонов обусловливает их лидерство в привлечении инвестиций: Центральный за счет г. Улан-Удэ около 50%, Прибайкальский за счет Прибайкальского и Кабанского районов 13 - 14%. Также за счет реализации инвестиционных проектов в Баунтовском эвенкийском районе в области добычи полезных ископаемых (уран, полиметаллы) возросла доля Северо-Восточного макрорайона, около 13% в общем объеме капитальных вложений.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 14 марта 2007 года N 2073-III в Республике Бурятия созданы зоны экономического благоприятствования: в г. Улан-Удэ промышленно-производственного типа, и пять зон туристко-рекреационного типа в городах Улан-Удэ, Северобайкальск, Заиграевском, Северо-Байкальском и Тункинском районах.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 издан Указ Президента Республики Бурятия от 10 марта 2009 года N 101, которым определены показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период. Главами муниципальных районов (городских округов) представлены доклады о достигнутых значениях показателей за 2008, 2009 годы и их планируемых значениях на 3-летний период. На основании данных докладов глав подготовлен сводный доклад Республики Бурятия "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в Республике Бурятия", который размещен на официальном сайте Правительства Республики Бурятия и направлен в Министерство регионального развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 ноября 2009 года N 415 утверждена Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия. По результатам 2008 и 2009 годов ежегодно пяти лучшим муниципальным образованиям выделены дотации в сумме 15 млн. рублей из республиканского бюджета.
В соответствие с Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2010 год" и постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2009 года N 337 муниципальным районам (городским округам) предоставлены субсидии на развитие социальной, транспортной, инженерной, коммунальной инфраструктуры в сумме 316,2 млн. рублей. За счет субсидий из республиканского бюджета на развитие общественной инфраструктуры в муниципальных образованиях реализовалось 406 мероприятий, из них 207 в г. Улан-Удэ. В г. Улан-Удэ мероприятия были направлены на осуществление гарантий по предоставлению населению услуг образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 20 августа 2009 года N 437-р в целях создания условий эффективного развития малого предпринимательства, снижения напряженности на рынке труда и увеличения занятости населения в муниципальных образованиях Республики Бурятия в 2009 году разработан механизм стимулирования перевода владельцев личных подсобных хозяйств в субъекты малого предпринимательства. В качестве экспериментальной площадки реализации пилотного проекта выбран "Хоринский район". В рамках проекта около 200 владельцев личных подсобных хозяйств перешли в категорию индивидуальных предпринимателей и сформировали агрохолдинг. Кроме того, данный опыт организации самозанятости граждан получает распространение в других районах республики, а также рекомендовано к использованию другим регионам Российской Федерации.
Министерством регионального развития Российской Федерации в 2009 году сформирован перечень моногородов России, в который вошли г. Северобайкальск, г. Гусиноозерск, п. Селенгинск и п. Каменск Кабанского района. В 2010 году комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов рассмотрены на заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое положение монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации в Министерстве регионального развития Российской Федерации.
В Республике Бурятия утвержден План мероприятий по привлечению студентов высших учебных заведений к решению задач социально-экономического развития муниципальных образований, проведен республиканский конкурс студенческих работ по комплексному планированию социально-экономического развития муниципальных образований. Победители конкурса в номинациях "Лучшая программа социально-экономического развития муниципального образования", "Лучший инвестиционный проект" были награждены, а их работы рекомендованы для внедрения органам местного самоуправления.
Правительством Республики Бурятия и Министерством регионального развития Российской Федерации в 2009 году подписано Соглашение в целях поддержки социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера. Объем субсидий из федерального бюджета составил 19,0 млн. рублей, из республиканского бюджета 3,9 млн. рублей, софинансирование из местных бюджетов составило 457,9 тыс. рублей. В 2010 году на реализацию мероприятий направлено 8,4 млн. рублей. Данные средства направлены на приобретение скота, техники, оборудования для организации производств, строительства и реконструкции зданий, сооружений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.