Заслушав и обсудив информацию о ходе реализации Закона Республики Бурятия от 8 мая 2009 года N 868-I\/ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия), Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
Частью 1 статьи 3 Закона Республики Бурятия установлены 7 форм государственной поддержки инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Бурятия.
Фактически в период реализации Закона Республики Бурятия государственная поддержка осуществлялась в трех формах в виде предоставления:
1) государственных гарантий Республики Бурятия;
2) субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков;
3) налоговых льгот по налогу на имущество организаций и пониженных ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет.
В связи с отсутствием заявок со стороны инвесторов государственная поддержка не предоставлялась в следующих формах:
1) бюджетные инвестиции;
2) инвестиционный налоговый кредит;
3) передача имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, в аренду на льготных условиях.
Также не оказывалась поддержка в форме передачи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, в залог, поскольку залоговый фонд Республики Бурятия до настоящего времени не сформирован.
Во исполнение части 2 статьи 10 Закона Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия установлены порядки предоставления государственной поддержки по 6 формам, а также общий для всех форм порядок предоставления государственной поддержки и заключения инвестиционных соглашений. На сегодняшний день не определен только порядок оказания государственной поддержки в форме передачи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, в залог.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Республики Бурятия Указом Президента Республики Бурятия от 8 декабря 2009 года N 381 образован Совет при Президенте Республики Бурятия по инвестиционной деятельности (далее - Совет). За период действия Закона Республики Бурятия Советом проведено 11 заседаний, на которых рассмотрены заявки инвесторов на получение государственной поддержки, приняты рекомендации Правительству Республики Бурятия о предоставлении либо отказе от предоставления государственной поддержки, рассмотрены вопросы о ходе реализации инвестиционных проектов.
В рамках исполнения части 5 статьи 10 Закона Республики Бурятия в период действия Закона Республики Бурятия проведено 8 конкурсных отборов инвестиционных проектов на право получения государственной поддержки. В ходе состоявшихся отборов от инвесторов поступило 36 заявок, из которых 23 заявки получили положительные рекомендации Министерства экономики Республики Бурятия и были вынесены на рассмотрение Совета. Советом одобрены 18 заявок. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Республики Бурятия по 11 заявкам приняты распоряжения Правительства "Республики Бурятия о предоставлении государственной поддержки, по 5 заявкам соответствующие проекты распоряжений находятся на стадии подготовки и согласования. Иные заявки инвесторов, отклоненные на разных этапах конкурсных отборов, как правило, не удовлетворяли требованиям к инвесторам, указанным в части 3 Закона Республики Бурятия, а также критериям конкурсного отбора, установленным в части 6 статьи 10 Закона Республики Бурятия.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона Республики Бурятия в ходе конкурсных отборов учитывалась экспертная оценка Счетной палаты Республики Бурятия проектов инвестиционных соглашений. Всего за период реализации Закона Республики Бурятия Счетной палатой подготовлены 28 экспертных оценок.
В целях обеспечения реализации пункта 1 части 6 статьи 10 Закона Республики Бурятия совместным приказом Министерства экономики Республики Бурятия N 48 и Министерства финансов Республики Бурятия N 115 от 13 августа 2009 года утверждена методика оценки бюджетной, социальной и экологической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов.
Во исполнение части 4 статьи 3 Закона Республики Бурятия всего за время реализации Закона Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия заключено 8 инвестиционных соглашений, предусматривающих предоставление государственной поддержки.
7. Предоставление государственных гарантий Республики Бурятия.
На сегодняшний день инвестиционные соглашения на предоставление государственных гарантий заключены с четырьмя организациями: ЗАО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский" (государственная гарантия на сумму 623,7 млн. рублей), ООО "Селенгинский завод железобетонных изделий" (13,6 млн. рублей), ООО "Байкальская инновационная группа "Байт" (79,2 млн. рублей), ООО "Гарантия - 2" (21,0 млн. рублей). Фактически государственная поддержка предоставлена двум инвесторам:
1) ООО "Селенгинский завод железобетонных изделий" получена государственная гарантия Республики Бурятия в декабре 2010 года на сумму 13,6 млн. рублей сроком на 5 лет для реализации инвестиционного проекта "Реконструкция полигона ООО "Селенгинский завод железобетонных изделий" для производства каркасов многоэтажных жилых домов";
2) ЗАО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский" получена государственная гарантия Республики Бурятия в апреле 2011 года на сумму 623,7 млн. рублей сроком на 8 лет для реализации инвестиционного проекта "Создание не территории Республики Бурятия агропромышленного комплекса по производству и переработке мяса свинины" (по первому траншу кредитной линии на общую сумму 2 389 млн. рублей).
При этом Законом Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" также были предусмотрены к выдаче в 2011 году государственные гарантии для ООО "Байкальская инновационная группа "Байт", ООО "Гарантия - 2", ЗАО "Тогтуури", ЗАО "Агропромышленный комплекс "Великое озеро" на общую сумму первых траншей 601,8 млн. рублей. Данные гарантии фактически не были предоставлены в 2011 году вследствие невозможности привлечения инвесторами кредитных ресурсов.
ООО "Гарантия - 2" приняло решение о реализации инвестиционного проекта без привлечения государственной гарантии Республики Бурятия, в связи с чем инвестиционное соглашение с предприятием будет расторгнуто.
2. Предоставление субсидий на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков.
В 2008 - 2011 годах по итогам конкурсных отборов на предоставление указанных субсидий одобрено 40 инвестиционных проектов. Объем фактически предоставленных субсидий за счет средств республиканского бюджета в 2008 - 2011 годах составил 225,2 млн. рублей, в том числе в 2008 году - 25,2 млн. рублей, в 2009 году - 80,5 млн. рублей, в 2010 году - 69,6 млн. рублей, в 2011 году - 49,9 млн. рублей. Субсидии предоставлялись преимущественно на основе соответствующих договоров без заключения инвестиционных соглашений. В рамках заключенных инвестиционных соглашений государственная поддержка предоставлена ЗАО "Улан-Удэстальмост" (субсидии в объеме 34,7 млн. рублей), ОАО "Республиканская типография" (4,05 млн. рублей), ООО "Селенгинский завод железобетонных изделий" (1,66 млн. рублей).
Реализация инвестиционных проектов с использованием субсидий позволила инвесторам привлечь заемные средства в размере 2 871,2 млн. рублей, создать 1 132 новых рабочих места, обеспечить прирост налоговых поступлений в объеме более 2 354,3 млн. рублей.
3. Предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и установление пониженных ставок налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет.
В целях обеспечения реализации положений статей 4 и 5 Закона Республики Бурятия Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 8 мая 2009 года N 871-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации". Указанным Законом установлены общие положения о порядке предоставления инвесторам налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов.
На сегодняшний день заключены инвестиционные соглашения с тремя инвесторами:
1) ОАО "Республиканская типография" на предоставление в 2010 -2014 годах налоговых льгот по налогу на имущество организаций в объеме 1,7 млн. рублей для реализации инвестиционного проекта "Модернизация полиграфического производства книжно-журнальной и полиграфической продукции". Фактически организация воспользовалась поддержкой в 2010 году на сумму 163 тыс. рублей, в 2011 году - 411 тыс. рублей;
2) ОАО "Разрез Тугнуйский" на предоставление в 2011 - 2015 годах налоговых льгот в объеме 268,8 млн. рублей для реализации инвестиционного проекта по увеличению производственной мощности до 8,5 млн. тонн угля в год. Фактически в 2011 году инвестор воспользовался налоговой льготой по налогу на имущество организаций в размере 16,4 млн. рублей;
3) ООО "Хужир Энтерпрайз" на предоставление налоговых льгот в 2011 - 2015 годах в объеме 139,3 млн. рублей для реализации инвестиционного проекта "Разработка и эксплуатация Коневинского месторождения". Фактически в 2011 году организация воспользовалась налоговой льготой по налогу на имущество организаций в размере 19,5 млн. рублей.
В целях реализации части 2 статьи 8.1 Закона Республики Бурятия постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 октября 2011 года N 540 утверждено положение о залоговом фонде Республики Бурятия, которым определен порядок формирования, утверждения и управления указанным фондом. Вместе с тем перечень имущества, входящего в состав залогового фонда Республики Бурятия, Правительством Республики Бурятия до настоящего времени не представлен для утверждения в Народный Хурал Республики Бурятия.
Также Правительством Республики Бурятия не установлен порядок определения срока действия инвестиционного соглашения в соответствии с требованием статьи 9 Закона Республики Бурятия.
Не исполняются должным образом положения части 8 статьи 10 Закона Республики Бурятия об ежеквартальном направлении Правительством Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия перечня инвестиционных соглашений, заключенных за прошедший отчетный квартал, и дополнительных соглашений к ранее заключенным инвестиционным соглашениям. Кроме того, Правительством Республики Бурятия не представлены в Народный Хурал Республики Бурятия отчеты о ходе реализации заключенных инвестиционных соглашений с установленным в части 7 статьи 11 Закона Республики Бурятия перечнем сведений.
Необходимо отметить, что действующие нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности нуждаются в приведении в соответствие с Законом Республики Бурятия от 17 декабря 2010 года N 1799-I\/ "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия" и некоторые законодательные акты Республики Бурятия".
Серьезной проблемой реализации Закона Республики Бурятия являются длительные сроки процедур согласования от момента подачи инвестором заявки на получение государственной поддержки до момента заключения соответствующего инвестиционного соглашения. В связи с этим необходимо совершенствование порядков предоставления государственной поддержки в части сокращения сроков, оптимизации и упрощения установленных процедур.
Исходя из вышеизложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию о ходе реализации Закона Республики Бурятия.
2. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия:
1) привести нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия в сфере государственной поддержки инвестиционной деятельности в соответствие с Законом Республики Бурятия от 17 декабря 2010 года N 1799-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территорий Республики Бурятия" и некоторые законодательные акты Республики Бурятия" в срок до 1 апреля 2012 года;
2) установить в целях реализации положений статьи 9 Закона Республики Бурятия порядок определения срока действия инвестиционного соглашения в срок до 1 апреля 2012 года;
3) определить в целях реализации положений части 2 статьи 10 Закона Республики Бурятия порядок оказания государственной поддержки в форме передачи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, в залог в срок до 1 июля 2012 года;
4) представить для утверждения в Народный Хурал Республики Бурятия в целях реализации положений части 2 статьи 8.1 Закона Республики Бурятия перечень имущества, входящего в состав залогового фонда Республики Бурятия, в срок до 1 июля 2012 года;
5) принять меры по обязательному исполнению части 8 статьи 10 Закона Республики Бурятия в части ежеквартального представления в Народный Хурал Республики Бурятия перечня инвестиционных соглашений, заключенных за прошедший отчетный квартал, и дополнительных соглашений к ранее заключенным инвестиционным соглашениям;
6) принять меры по обязательному исполнению части 7 статьи 11 Закона Республики Бурятия в части представления в Народный Хурал Республики Бурятия в установленные сроки отчетов о ходе реализации заключенных инвестиционных соглашений;
7) оценить причины отсутствия со стороны инвесторов заявок на предоставление государственной поддержки в формах, предусмотренных Законом Республики Бурятия и не оказанных в период его реализации, принимать возможные меры по их устранению и повышению спроса на указанные формы государственной поддержки;
8) установить ответственность инвесторов и представителей уполномоченных органов исполнительной власти Республики Бурятия по обязательному привлечению инвесторами кредитных ресурсов в случае предоставления государственной поддержки в форме государственных гарантий Республики Бурятия и субсидий на компенсацию части платы за пользование кредитами коммерческих банков;
9) в целях сокращения сроков, оптимизации и упрощения процедур предоставления государственной поддержки, повышения ответственности инвесторов в срок до 1 июля 2012 года:
а) установить перечень документов, представляемых отраслевым исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в Счетную палату Республики Бурятия для проведения экспертной оценки проекта инвестиционного соглашения;
б) установить перечень вопросов для проведения отраслевым исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия экспертной оценки инвестиционного проекта на предмет его реализуемости, достоверности и корректности данных и расчетов бизнес-плана;
в) проработать вопрос об установлении сроков устранения инвесторами выявленных замечаний и предложений к заявкам на предоставление государственной поддержки;
г) проработать вопрос о сокращении количества экспертиз инвестиционного проекта в зависимости от рисков предоставления государственной поддержки;
10) внести в заключенные инвестиционные соглашения изменения, предусматривающие право Счетной палаты Республики Бурятия проводить по поручению Народного Хурала Республики Бурятия проверку инвесторов в части соблюдения ими условий инвестиционного соглашения и требований Закона Республики Бурятия в срок до 1 октября 2012 года.
3. Совету Народного Хурала Республики Бурятия повторно рассмотреть вопрос о ходе реализации Закона Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия" в четвертом квартале 2012 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.
Председатель Народного |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
21 февраля 2012 г.
N 1460-IV
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 21 февраля 2012 г. N 1460-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 2 марта 2012 г. N 20