В соответствии с Конституцией Республики Бурятия, Законом Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия" постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Программу деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий, вносимую Правительством Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия*.
2. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Республики Бурятия |
В. Наговицын |
г. Улан-Удэ, Дом Правительства
6 августа 2013 года
N 170
*Приложение в электронном виде
Программа
деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий
(одобрена указом Главы Республики Бурятия от 6 августа 2013 г. N 170)
Введение
Программа деятельности на срок полномочий Правительства Республики Бурятия разработана в соответствии с Конституцией Республики Бурятия и Законом Республики Бурятия от 21.06.1995 N 140-I "О Правительстве Республики Бурятия".
Приоритетом Правительства Республики Бурятия было и остается повышение уровня и качества жизни человека на основе модернизации экономики и повышения ее эффективности.
Программа деятельности направлена на реализацию Программы социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года, Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, положений указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 года.
За прошедший период Республика Бурятия вместе со всей страной пережила трудности мирового финансово-экономического кризиса, в том числе успешно реализовав антикризисные программы.
Социально-экономическое развитие Республики Бурятия в течение ряда последних лет характеризуется позитивными тенденциями по всем основным макроэкономическим показателям.
Уже в 2011 году по основному интегральному показателю - валовому региональному продукту в сопоставимых ценах - мы достигли докризисного уровня.
Превысили докризисные значения объем промышленного производства, инвестиции в основной капитал, объем выполненных работ в строительстве. Инфляция достигла самого низкого уровня за последние пять лет, уровень бедности уменьшился с 25% до 20%.
За счет опережающего естественного прироста над миграционной убылью численность населения республики выросла по сравнению с 2007 годом на 11,4 тыс. чел. Увеличилась численность занятого населения на 20,4 тыс. чел.
В то же время уровень и качество жизни населения республики отстают от среднероссийских показателей. Заработная плата одного работника на уровне 86% от среднероссийской. Уровень безработицы в республике в 1,3 раза выше среднероссийского значения.
Ограничивающими факторами социально-экономического развития являются, прежде всего, демографические - это снижение численности населения и его качественный состав, а также ограничения транспортного, инфраструктурного и экологического характера.
1. Цели и задачи Правительства Республики Бурятия на срок полномочий
Целью деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий является повышение качества жизни населения Республики Бурятия на основе развития высокотехнологичных отраслей экономики (приносящих высокую добавленную стоимость), рынка услуг и создания благоприятной институциональной, социальной, энергетической и транспортной инфраструктуры.
Деятельность Правительства Республики Бурятия по реализации социально-экономической политики предполагает решение следующих задач:
формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа;
проведение активной политики привлечения инвестиций;
увеличение объема инвестиций в валовом региональном продукте;
увеличение доли продукции высокотехнологичных отраслей экономики в валовом региональном продукте;
увеличение производительности труда;
формирование системы занятости и трудовых отношений;
улучшение качества социальной среды и условий жизни людей;
сокращение диспропорций в уровне экономического развития муниципальных образований, улучшение условий жизни сельского населения;
институциональные преобразования.
2. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Бурятия
2.1. Формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа
Основной целью является повышение конкурентоспособности экономики на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.
С учетом задач и целевых показателей, установленных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", Правительству Республики Бурятия к 2017 году необходимо обеспечить создание и модернизацию новых высокотехнологичных рабочих мест, увеличение доли продукции высокотехнологичных отраслей экономики и нормы инвестирования в валовом региональном продукте.
Для этого Правительством Республики Бурятия будут созданы условия для стимулирования предпринимательской инициативы и расширения инвестиционной и инновационной активности в экономике.
2.1.1. Инвестиционная деятельность
Деятельность Правительства Республики Бурятия в инвестиционной сфере осуществляется в соответствии с республиканской целевой программой по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в Республику Бурятия в 2011 - 2020 годах "Бурятия - территория инвестиций", указом Президента Республики Бурятия "Об организации деятельности уполномоченного по инвестициям в Республике Бурятия" и законами Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия", "О государственно-частном партнерстве в Республики Бурятия", "О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия".
Инвестиционная политика Республики Бурятия направлена на создание механизмов и обеспечение максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку инвестиций в экономику республики.
Достижение цели будет обеспечено реализацией следующих основных задач:
нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Бурятия;
государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности;
развитие инфраструктуры инвестиций.
В рамках совершенствования нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности планируется принятие и реализация Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в рамках которого предусматривается:
разработка и принятие долгосрочной Инвестиционной стратегии Республики Бурятия, которая определит инвестиционные приоритеты республики: территории, отрасли, планируемые к реализации проекты, технологии опережающего развития и т.п.;
разработка и утверждение ежегодно обновляемого Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе, представляющего собой свод реализуемых и планируемых к реализации в текущем году инвестиционных проектов, а также перечень инфраструктурных объектов, зафиксированных в действующих федеральных и региональных планах и программах, отражающий источники и объемы их финансирования;
разработка Интерактивной презентационной карты Республики Бурятия для размещения в сети Интернет, где будет представлена полная информация об инвестиционных проектах и площадках республики. В дальнейшем Интерактивная презентационная карта республики будет совмещена с Планом создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры;
разработка и утверждение нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории республики в части расширение сферы применения и оптимизации процесса предоставления господдержки. Планируется ввести в качестве новой формы господдержки проектов предоставление бюджетных средств из регионального инвестиционного фонда на создание инфраструктурных объектов.
Для обеспечения ясности и прозрачности процедуры взаимодействия инвесторов с органами власти будет внедрен Регламент сопровождения всех категорий инвестиционных проектов, в рамках которого будет предоставляться полный спектр инструментов поддержки на всех стадиях развития бизнеса по принципу "одного окна".
В рамках определения основных направлений и приоритетов инвестиционной политики республики на предстоящий год и отчета о достигнутых результатах реализации Инвестиционной стратегии Республики Бурятия предусматривается ежегодное Послание Главы Республики Бурятия об инвестиционном климате республики.
Будет продолжено совершенствование деятельности институтов развития, включая Фонд регионального развития Республики Бурятия и институт "проектных менеджеров", осуществляющих подготовку, сопровождение и продвижение проектов республики по принципу "одного окна".
С целью стимулирования инвестиционной деятельности посредством инфраструктурного обеспечения реализации инвестиционных проектов планируется организация ОАО "Корпорация развития Республики Бурятия".
В целях развития государственно-частного партнерства будут реализованы следующие приоритетные меры:
совершенствование законодательства в области государственно-частного партнерства;
подготовка к реализации проектов на территории республики в социальной, жилищно-коммунальной сфере на принципах государственно-частного партнерства;
формирование институциональных структур;
привлечение финансовых ресурсов федеральных институтов развития, региональных финансовых структур (банков, фондов, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов);
формирование инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия, актуализация реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия.
В целом необходимо решить вопросы по активному привлечению бизнеса не только для строительства объектов, но и на их эксплуатацию, оказание услуг, что позволит значительно снизить бюджетные расходы.
Основной массив объектов, нуждающихся в реконструкции, находится в муниципальной собственности. В этой связи муниципальными образованиями будут разработаны схемы и проекты их использования на условиях муниципально-частного партнерства.
Во взаимодействии Правительства Республики Бурятия и бизнеса также значительное внимание будет уделяться использованию механизмов федеральной поддержки государственно-частного партнерства: Инвестиционный фонд Российской Федерации, венчурный фонд, особые экономические зоны, а также механизм концессионных соглашений, развитие инновационных инфраструктур, в том числе создание технико-внедренческих парков, производственных кластеров.
В результате доля объема инвестиций в валовом региональном продукте достигнет к 2018 году 26%.
2.1.2. Инновация и научно-техническая сфера
Деятельность Правительства Республики Бурятия в сфере инноваций осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия "Об инновационной деятельности в Республике Бурятия".
Развитие инновационной деятельности будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие нормативной правовой базы, предусматривающее внесение изменений в законодательство Республики Бурятия в части предоставления налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности и организаций инновационной инфраструктуры;
развитие инновационной инфраструктуры для содействия субъектам инновационной деятельности в подготовке и реализации инновационных проектов, в продвижении на рынок конкурентоспособных, коммерчески перспективных научных разработок, выполненных в Республике Бурятия;
активизация научно-исследовательской деятельности и практических разработок во всех отраслях экономики, в сфере инноваций и интеллектуальных услуг, реализация социальных и экспертно-аналитических проектов;
повышение качества научных исследований и технологических разработок, обеспечивающих модернизацию региональной экономики, государственная поддержка инновационных проектов;
обеспечение технологической готовности к освоению и постановке на серийное производство перспективной авиационной техники;
интеграция научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий, учебных заведений и научно-производственных партнерств;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства для реализации инвестиционных, инновационных проектов;
кадровое обеспечение инновационной деятельности для создания в Республике Бурятия системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.
Качественно новым направлением развития экономики республики на предстоящий период должно стать развитие биотехнологий.
Предполагается создание технопарка в сфере высоких технологий "Биотехнополис" в рамках Федеральной целевой программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", где будет осуществляться деятельность по следующим направлениям:
- стратегические информационные технологии и программное обеспечение, в том числе космические технологии, связанные с телекоммуникациями (ГЛОНАСС и наземная инфраструктура);
- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе разработка новых видов топлива;
- биофармацевтика и медицинские технологии.
В рамках перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития региона получит дальнейшее развитие инновационный территориальный кластер "Улан-Удэнский авиационный производственный кластер" со следующими участниками: ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение", ОАО "Вертолетная инновационно-промышленная компания", ЗАО "Улан-Удэнский лопастной завод", ООО "Предприятие "Аэротех", ОАО "Улан-Удэнский авиаремонтный завод".
Основной целью создания кластера является развитие основных направлений авиационной промышленности в Республике Бурятия как инструмента повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, повышения качества жизни населения, достижения технологического лидерства экономики региона.
С целью вовлечения студенческой молодежи в инновационный процесс и коммерциализацию инновационных проектов продолжит работу межвузовский инновационный бизнес-инкубатор на базе Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления.
Действия по указанному направлению позволят:
увеличить число участвующих в региональных конкурсах, проводимым Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом, до 180;
увеличить долю внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте (ВРП) Республики Бурятия до 1,79%.
2.1.3. Развитие предпринимательства
Деятельность Правительства Республики Бурятия в сфере предпринимательства осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия".
Ключевыми направлениями работы Правительства Республики Бурятия в сфере развития малого и среднего предпринимательства должны стать:
- совершенствование мер по устранению административных барьеров;
- продолжение смещения "акцента" государственной поддержки на муниципальный уровень посредством увеличения объемов софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства;
- формирование и развитие инфраструктуры поддержки, обеспечивающей доступность финансовых, производственных, информационных и консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством увеличения объемов предоставления поручительств за счет средств гарантийного фонда и микрозаймов и включения новых направлений субсидирования расходов и платежей;
- стимулирование социальной ответственности малого и среднего предпринимательства.
В целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства производственными площадями и инженерной инфраструктурой, создания благоприятных условий коммерциализации инновационных разработок будет продолжена работа по созданию в Республике Бурятия промышленного парка путем реконструкции существующих площадей бывшего Авиаремонтного завода. Реконструкция (строительство) промышленного парка будет осуществляться в три этапа.
2.1.4. Обрабатывающие производства
Основной целью является повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выпуска инновационной продукции, замещения импортной и производство экспортоориентированной продукции, повышение производительности труда и на этой основе обеспечение устойчивых темпов роста производства.
Приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Бурятия в этой связи будут являться:
создание условий для развития эффективной многоотраслевой экономики на базе технического перевооружения и модернизации организаций;
внедрение современных технологий глубокой переработки сырья; выпуск конкурентоспособной продукции;
повышение уровня конкурентоспособности действующих организаций Республики Бурятия;
создание условий для открытия новых производств в приоритетных отраслях с высокой долей добавленной стоимости;
сокращение числа убыточных организаций в Республике Бурятия;
увеличение производительности труда;
развитие кооперации между организациями Республики Бурятия и вовлечение их в систему межрегионального разделения труда;
увеличение экспортного потенциала продукции;
создание условий для развития субконтрактации;
разработка и реализация механизма создания региональных зон экономического благоприятствования.
Перспективы развития обрабатывающей промышленности республики связаны с реализацией следующих крупных инвестиционных проектов:
техническое перевооружение и модернизация производства ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод";
модернизация и техническое перевооружение производства Улан-Удэнского ЛВРЗ - филиала ОАО "Желдорреммаш";
техническое перевооружение производства мостовых металлических конструкций, ЗАО "Улан-Удэстальмост";
строительство мясоперерабатывающего комплекса, ООО "Бурятмяспром";
реконструкция и техническое перевооружение ОАО "Молоко Бурятии";
реализация инвестиционных проектов предприятий промышленности строительных материалов в целях обновления основных фондов и перехода на более высокий уровень их технического оснащения.
Действия по указанному направлению позволят увеличить:
долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом региональном продукте до 11,7%;
производительность труда на одного работника до 1,04 млн. руб. в год.
2.1.5. Развитие энергетики и энергосберегающие технологии
Основной целью развития энергетики Республики Бурятия является повышение энергетической безопасности региона, обеспечение надежного и бесперебойного функционирования промышленных и социально-культурных объектов, создание опережающими темпами энергетической инфраструктуры для роста экономического потенциала Республики Бурятия, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Бурятия.
Для достижения поставленной цели определены основные задачи:
развитие генерирующих мощностей с темпами, опережающими рост потребления энергоресурсов;
реализация основных направлений Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года;
оптимизация энергетического баланса Республики Бурятия, уменьшение энергопотребления за счет внедрения энергосберегающих технологий, сокращение потерь в сетях общего пользования;
реализация основных направлений Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятии на перспективу до 2030 года;
проведение эффективной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
включение инвестиционных проектов в федеральные целевые программы для софинансирования из федерального бюджета;
строительство линий электропередачи вдоль побережья озера Байкал;
снятие инфраструктурных ограничений на территориях перспективного развития туристско-рекреационной зоны "Байкальская гавань";
покрытие возрастающих нагрузок и обеспечение надежного электроснабжения потребителей республики.
Перспективными направлениями деятельности в этой сфере являются:
реконструкции Улан-Удэнской ТЭЦ-1;
строительство двухцепной ВЛ-220 кВ "Татаурово - Горячинская - Баргузин" с ПС "Горячинская", ПС "Баргузин";
проектирование и строительство двухцепной ВЛ-220 кВ "Улан-Удэ - Хоринск - Еравна" с ПС 220 кВ "Хоринск" и ПС 220 кВ "Еравна";
проектирование и строительство ВЛ-500 кВ "Усть-Кут - Нижнеангарская" с ПС 500 кВ "Нижнеангарская";
перевод на номинальное напряжение 500 кВ "Ключи - Гусиноозерская ГРЭС";
строительство малой ГЭС "Баргузин-1" в Баргузинском районе.
2.1.6. Минерально-сырьевой комплекс
В целях увеличения вклада минерально-сырьевого комплекса в экономику республики планируется решение следующих задач:
создание условий для развития добычи полезных ископаемых;
повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;
вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений полезных ископаемых, привлечение инвестиций в разработку месторождений полезных ископаемых.
Для достижения указанных задач следует реализовать мероприятия по следующим основным направлениям:
заключение и реализация соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с организациями добычи полезных ископаемых;
предоставление государственной поддержки организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере добычи полезных ископаемых;
оказание содействия организациям в реализации инвестиционных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых;
привлечение средств федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ на территории Республики Бурятия;
продвижение перспективных участков недр, в том числе подготовка инвестиционных предложений, презентация инвестиционных возможностей минерально-сырьевого комплекса республики;
ввод в эксплуатацию новых горнодобывающих предприятий и увеличение объемов добычи на действующих предприятиях:
- увеличение объемов добычи рудного золота на Коневинском месторождении;
- увеличение производственной мощности ОАО "Разрез Тугнуйский";
- увеличение объемов добычи бурого угля на Окино-Ключевском месторождении;
- увеличение объемов добычи урана и ввод в эксплуатацию предприятия по отработке месторождений урана Хиагдинского рудного поля;
- ввод в эксплуатацию Никольского месторождения каменного угля;
- строительство Озерного горно-обогатительного комбината;
- подготовка к освоению Жарчихинского месторождения молибдена, Инкурского и Холтосонского месторождений вольфрама.
2.1.7. Развитие лесопромышленного комплекса
Основной целью развития лесопромышленного комплекса является расширение рынка лесных ресурсов по видам пользования и вовлечение в хозяйственный оборот всех ресурсов леса.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
расширение и развитие лесосырьевой базы;
выявление неэффективного использования переданных в долгосрочное арендное пользование лесных участков для последующего перераспределения;
развитие сети лесовозных дорог с целью освоения лесных массивов;
сокращение незаконных рубок и снижение потерь от лесных пожаров;
ориентирование лесопромышленного комплекса на увеличение объема внутренней переработки древесины и реализации пиломатериалов;
модернизация производственных мощностей предприятий лесопромышленного комплекса с целью выпуска экспортоориентированной продукции;
создание новых производств по глубокой переработке древесины;
обеспечение и развитие кадрового потенциала организаций лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса;
развитие сферы переработки лесных отходов.
Перспективными направлениями деятельности в этой сфере является реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказами Министерства промышленности и торговли Российской Федерации:
строительство комбината по производству ориентировано-стружечных плит в Заиграевском районе, ООО "Лесная биржа";
создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе, ОАО "Байкальская лесная компания";
создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском районе Республике Бурятия", ООО "Форестинвест";
модернизация картоноделательной машины с увеличением объемов производства. Увеличение доли собственных заготовок и создание объектов лесной инфраструктуры в районах Республики Бурятия, ОАО "Селенгинский ЦКК".
Реализация мероприятий позволят:
увеличить долю лесных участков, поставленных на кадастровый учет до 22,8%;
довести объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда до 7,1 руб.
2.1.8. Развитие агропромышленного комплекса
Основной целью развития агропромышленного комплекса республики является устойчивое развитие сельских территорий, надежное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, организаций пищевой и перерабатывающей промышленности - сырьем, создание условий для формирования интегрированных производственных структур.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
ввод в оборот дополнительных земель;
развитие мелиорации земель в целях повышения продуктивного потенциала почв;
создание технологических и экономических условий для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения валового производства говядины;
увеличение производства овощей в Республике Бурятия;
развитие отрасли заготовки и переработки дикоросов;
развитие сети заготовительно-сбытовых пунктов;
реализация государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", включающей подпрограммы по отраслям агропромышленного комплекса;
дальнейшее укрепление материально-технической базы машинно-технологических станций, сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая организацию совместных предприятий сельскохозяйственной техники, за счет дальнейшего развития механизмов лизинга и кредитования;
стимулирование развития малых форм хозяйствования и личных подсобных хозяйств;
создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
создание системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса и службы сельскохозяйственного консультирования сельских территорий Республики Бурятия;
повышение уровня инвестиционной активности путем создания условий для реализации инвестиционных проектов для субъектов всех форм хозяйствования.
Перспективными направлениями деятельности в этой сфере будут являться:
строительство крупных откормочных площадок на 500 и более скотомест;
завоз и распространение высокопродуктивного племенного скота;
реконструкция животноводческих помещений и строительство новых, установка технологического оборудования по навозоудалению, кормоприготовлению, водопоению, доению, охлаждению и пастеризации молока;
реализация 2 очереди проекта "Создание на территории Республики Бурятия агропромышленного комплекса по производству и переработке мяса свинины";
строительство птицефабрики яичного и бройлерного направления;
строительство тепличных комплексов и комплексов по производству, хранению и первичной переработки овощей.
Ожидаемые результаты указанной деятельности в 2017 году:
обеспеченность населения республики основными видами продовольствия (%):
- мясо и мясопродукты - 66,1%;
- молоко и молокопродукты - 77,1%;
- овощная продукция - 96,2%.
рост производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах - в 1,14 раза к уровню 2012 года.
2.1.9. Туристско-рекреационный комплекс
Основной целью развития туризма является формирование и повышение конкурентоспособности кластера "Туризм", удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение указной цели будет решаться посредством реализации комплекса мероприятий:
планомерное и комплексное развитие туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, региональных зон экономического благоприятствования;
развитие всех компонентов туристического продукта, формирование универсальной сети туристских маршрутов;
проведение аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, экскурсоводов, гидов;
повышение профессиональной подготовки кадров сферы туризма, доступности и качества предоставляемых населению услуг;
проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, рекламно-информационной кампании, развитие и продвижение официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, развитие международного и межрегионального сотрудничества;
создание условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций в сфере туризма Республики Бурятия;
создание мест массового отдыха, а также реализации мероприятий по организации отдыха и санитарной очистке побережья озера Байкал, по обеспечению безопасности туристов в местах отдыха.
В сфере туризма наиболее крупным реализуемым проектом является особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань". Реализация проекта предполагает строительство всесезонного курорта с развитой инфраструктурой, горнолыжным курортом, центрами SPA-терапии и тибетской медицины. Территория особой экономической зоны может быть использована для проведения международных фестивалей и конференций.
Помимо особой экономической зоны "Байкальская гавань" в республике имеются земельные участки, обладающие высоким туристско-рекреационным потенциалом, способные обеспечить туристов разнообразными видами отдыха и развлечений и встроенные в сложившуюся маршрутную экскурсионную сеть ("Великий Чайный путь", "Байкал-Хубсугул", "Буддийские монастыри Бурятии" и др.).
Реализация 4 туристских инвестиционных проектов республики, получивших поддержку в рамках Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)": туристско-рекреационный кластер "Подлеморье" в Кабанском районе, автотуристские кластеры "Тункинская долина" в Тункинском районе, "Байкальский" в Иволгинском районе и "Кяхта" в Кяхтинском районе.
Ожидаемые результаты указанной деятельности в 2017 году:
количество туристских прибытий - 1280 тыс. человек;
объем платных услуг, оказанных туристам, - 12,8 млрд. руб.
2.1.10. Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды
Основной целью является улучшение качества окружающей среды, снижение негативной нагрузки на природную среду от различных видов хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
последовательное снижение объемов загрязнения путем модернизации котельных и оснащения их современными газопылеулавливающими установками;
проектирование и строительство очистных сооружений, объектов размещения и переработки отходов производства и потребления;
ликвидация экологических последствий деятельности: Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, Хольболджинского угольного разреза, Холоднинского месторождения и в п. Стеклозавод (город Улан-Удэ) в рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" и РЦП "Экологическая безопасность Республики Бурятия на 2009 - 2011 годы и на период до 2020 года";
переориентация хозяйственной деятельности и инфраструктуры на экологически приемлемые виды;
обеспечение комплексного государственного контроля и надзора за выполнением требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов;
сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;
обеспечение органов власти и населения информацией и знаниями в области охраны окружающей среды для формирования экологической культуры населения Республики Бурятия;
В результате объемы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на территории Республики Бурятия снизятся с 99,7 тыс. тонн до 94,87 тыс. тонн.
2.1.11. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей
Основной целью деятельности Правительства Республики Бурятия в сфере развития международных, внешнеэкономических связей и межрегионального сотрудничества является обеспечение выгодной интеграции республики в межрегиональное и международное экономическое пространство.
В этой связи деятельность Правительства Республики Бурятия будет направлена на развитие внешней торговли и формирование привлекательного имиджа республики для потенциальных инвесторов, на повышение эффективности реализации межрегиональных соглашений с приоритетными партнерами - субъектами Российской Федерации.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
развитие внешнеэкономических связей и международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
реализации мероприятий международного сотрудничества, участником которых является Республика Бурятия;
расширение географии внешнеэкономических связей с регионами стран Западной Европы и странами, входящими в Содружество Независимых Государств;
увеличение внешнеторгового оборота за счет совершенствования товарной структуры экспорта и увеличение объема товарооборота с субъектами Российской Федерации;
формирование позитивного имиджа республики как надежного делового партнера;
активная и системная работа с потенциальными зарубежными партнерами, иностранными инвесторами, международными организациями, банками, дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями и органами государственной власти зарубежных стран и их субъектов;
привлечение в Республику Бурятия инвестиционных, финансовых, технологических и трудовых ресурсов из субъектов Российской Федерации для обеспечения роста экономики;
участие в работе межправительственных комиссий и рабочих групп по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, межрегиональных ассоциациях, международных выставках и ярмарках.
Ожидаемые результаты указанной деятельности:
рост внешнеторгового оборота - на 2 - 4% ежегодно;
укрепление позитивного имиджа Республики Бурятия.
2.1.12. Развитие рынка труда
С учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития будет осуществляться модернизация профессионального образования.
Будет обеспечено формирование устойчивой системы взаимодействия учреждений профессионального образования, регионального бизнеса и государственных структур, направленной на обеспечение высокого качества подготовки выпускников системы профессионального образования Республики Бурятия.
Для этого Правительство Республики Бурятия обеспечит:
организацию информационного взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в Республике Бурятия;
создание механизма повышения эффективности деятельности системы профессионального образования Республики Бурятия;
совершенствование качества подготовки и образовательных технологий в учреждениях профессионального образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере профессионального образования;
рост профессиональной компетентности управленческих и научно-педагогических кадров как основополагающего фактора, обеспечивающего модернизацию и развитие профессионального образования Республики Бурятия.
создание базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;
применение инструментов государственно-частного партнерства, направленных на создание ресурсных центров, моделирующих реальный производственный процесс.
2.2. Развитие социальной инфраструктуры
Основной целью является повышение качества институтов социальной сферы, прежде всего социальной защиты, здравоохранения и образования.
Будет обеспечен переход к системе "эффективного контракта" - заключение с руководителями и работниками социальной сферы трудовых договоров, включающих показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
В области модернизации здравоохранения будут реализованы следующие приоритетные меры:
создание оптимальной структуры и сети медицинских организаций, обеспечивающих трехуровневую систему оказания медицинской помощи;
развитие и совершенствования кадрового потенциала: улучшение обеспеченности медицинскими кадрами в соответствии с потребностью, повышение квалификации;
внедрение и совершенствования системы оплаты труда работников здравоохранения, направленной на достижение качества и улучшение результатов;
совершенствование материально-технической базы учреждений здравоохранения.
совершенствование качества медицинской помощи путем внедрения современных медицинских технологий, телемедицины, развития высокотехнологичной медицинской помощи и системы лекарственного обеспечения;
информатизация здравоохранения;
развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение частного капитала для развития инфраструктуры здравоохранения.
планируется строительство 34 фельдшерско-акушерского пунктов, 33 амбулаторий общеврачебной практики, 42 центров общеврачебной практики, ввод в строй 3 современных консультативно-диагностических центров, строительство подразделений центральных районных больниц, строительство современных родильных домов, строительство притрассовых пунктов на 13 участках автомобильных дорог республики.
В сфере дошкольного, общего и дополнительного образования основной целью будет являться повышение качества и доступности оказываемых услуг.
В этой связи предусматривается:
развитие инфраструктуры системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений, а также создания новых форм, моделей и структур дошкольного образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности, реализующих программы дошкольного образования;
ввод в эксплуатацию новых зданий детских садов, капитальный ремонт и реконструкция зданий и помещений;
увеличение охвата детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет различными формами дошкольного образования;
обеспечение условий для полноценного отдыха и оздоровления детей;
внедрение информационных технологий в содержание и управление дошкольным образованием;
развитие системы дополнительного образования;
обеспечение рационального питания детей школьного возраста;
развитие государственно-частного партнерства.
Будет осуществлен комплекс мер по модернизации общего образования, обновлению структуры и содержания образования, укреплению материально-технической базы учреждений образования, комплексной безопасности учреждений образования, созданию электронной образовательной среды.
Предусматривается создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, формирования здорового образа жизни, развития и, расширение общественного участия в управлении образованием.
80% школьников республики будут обучаться в условиях, отвечающих современным требованиям. Увеличится доля учреждений образования, имеющих компьютерные классы в составе не менее 7 персональных компьютеров, работающих в единой локальной вычислительной сети. Будет доведено соотношение количества учеников на один компьютер до 18.
В области профессионального образования:
совершенствование механизма подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров согласно приоритетным направлениям развития региональной экономики;
развитие материально-технической базы учреждений профессионального образования;
формирование системы комплексной профессиональной ориентации учащихся и молодежи;
проведение мероприятий по восстановлению положительного имиджа рабочих профессий;
создание системы оценки качества профессионального образования со стороны социальных партнеров;
развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
Для формирования рынка доступного и комфортного жилья для граждан планируется:
формирование нового сегмента жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, в том числе развитие малоэтажного жилищного строительства и новых форм участия граждан в жилищном строительстве;
государственная поддержка внедрения новых современных технологий и проектной документации жилищного строительства, отвечающего стандартам жилья экономического класса, в том числе малоэтажного;
разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земельных ресурсов;
развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
комплексное развитие территорий в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизация и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
комплексная застройка территорий, реконструкция и обновление кварталов застройки;
ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" к 2017 году средний уровень процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 4,5 процентных пункта.
В целях формирования здорового образа жизни Правительство республики будет развивать массовую физическую культуру, укреплять материально-техническую базу физической культуры и спорта. Будут построены Ледовая арена, Спортивные центры в г. Закаменск и с. Иволгинск, спортивные площадки. Будет расширяться институт дворовых инструкторов. Планируется привлечение частных инвесторов на условиях государственно-частного партнерства на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных объектов.
Доля населения систематически занимающихся физической культурой и спортом возрастет до 32,4%.
Основной целью развития культуры и искусства является обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия.
В области культуры планируется реализовать следующие приоритетные мероприятия:
осуществить поэтапную модернизацию библиотек, с максимальным использованием потенциала современных информационных технологий;
продолжить практику выделения грантов на реализацию театральных и творческих проектов;
обеспечить ежегодное обновление репертуара театров республики;
совершенствовать методы планирования и отбора проектов гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности;
создать условия для повышения качества обслуживания и творческого развития детей, в том числе организовать детский музейный центр на базе Национального музея;
реализовать мероприятия передвижных музейных выставок;
использовать современные технологии при экспонировании музейных предметов;
обеспечить модернизацию материально-технической базы учреждений культуры;
совершенствовать методы популяризации недвижимых памятников истории и культуры, как живых свидетельств исторического развития республики;
обеспечить интеграцию музейно-выставочных и досуговых объектов в сферу туризма.
Планируется внедрение механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере культуры.
Продолжится формирование благоприятных условий для проявления и развития инновационного потенциала и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей вне зависимости от социального статуса.
Деятельность Правительства Республики Бурятия будет осуществляться по следующим основным направлениям:
формирование гражданской культуры молодежи;
активное развитие молодежных общественных объединений;
формирование установок толерантного поведения, конструктивного взаимодействия с людьми и группами людей независимо от их социального статуса, вероисповедания, национальности и состояния здоровья;
воспитание у молодежи чувства патриотизма, гражданской ответственности;
стимулирование молодых людей к занятию инновационной деятельностью;
поддержка и поощрение талантливых молодых граждан;
содействие в обеспечении экономической самостоятельности и конкурентоспособности молодых граждан на современном рынке труда, развитии движения студенческих трудовых отрядов.
Также деятельность в сфере государственной политики в отношении молодежи будет направлена на развитие студенческого спорта и обеспечение жильем молодежи.
В области социальной защиты населения основной целью является переход на новые принципы работы: адресность с учетом среднедушевого дохода семьи, индивидуальный подход, необходимость профилактики и раннего выявления человека в трудной жизненной ситуации, обеспечение социального сопровождения с разработкой необходимой программы социальной реабилитации.
В этой связи будут реализованы следующие приоритетные меры:
совершенствование форм социальной поддержки многодетных семей, семей в трудной жизненной ситуации, с низкими доходами, детей-сирот;
повышение эффективности деятельности республиканской системы защиты детства;
предоставление дополнительных мер государственной поддержки граждан, которые решили усыновить ребенка или стать его опекуном;
разработка и реализация плана мероприятий, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
завершение основной работы по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и их вдов;
реализация новых социальных технологий по социальному обслуживанию пожилых граждан;
расширение ассортимента социальных услуг;
реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение безбарьерной среды;
продолжение работы по социальной и трудовой реабилитации лиц без определенного места жительства;
повышение качества социальных услуг на основе дальнейшей модернизации деятельности учреждений социального обслуживания;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие государственно-частного партнерства.
2.3. Развитие инфраструктуры
2.3.1. Жилищно-коммунальное хозяйство
Основной целью развития жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение потребителей качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия.
Приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Бурятия в этой связи являются:
реализация ежегодных адресных программ Республики Бурятия по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде с привлечением средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
оснащение жилищного фонда и объектов социально-бюджетной сферы в Республике Бурятия приборами учета потребления коммунальных ресурсов;
создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
создание единой базы информационных ресурсов;
реализация проектов оптимизации, реконструкции, модернизации и строительства объектов коммунальной инфраструктуры;
регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и их оплате;
совершенствование системы тарифного регулирования;
совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия осуществление мероприятий финансового оздоровления убыточных организаций жилищно-коммунального комплекса и обеспечение финансовой устойчивости отрасли;
проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса;
создание экономических условий для эффективного государственно-частного партнерства;
развитие системы концессионных отношений;
совершенствование требований к управляющим и обслуживающим жилищный фонд организациям.
Ожидаемые результаты указанной деятельности в 2017 году:
обеспеченность населения услугами централизованного водоснабжения 62%;
снижение удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда с 6,9% в 2012 году до 4,8% в 2017 году;
сокращение доли убыточных предприятий.
2.3.2. Развитие транспортной инфраструктуры
Основной целью развития транспорта и транспортной инфраструктуры является обеспечение единства экономического пространства, полное обеспечение потребностей экономики и населения в услугах транспорта.
Для достижения этих целей деятельность Правительства Республики Бурятия будет направлена на осуществление следующих мероприятий:
а) на автомобильном транспорте:
обновление подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта - приобретение новых сертифицированных автобусов, отвечающих требованиям "Одобрения типа транспортного средства";
строительство новых и реконструкция существующих автостанций в районных центрах Республики Бурятия путем привлечения частных инвесторов;
внедрение системы "ГЛОНАСС" на пассажирском транспорте (автобусы и такси);
строительство и реконструкция автомобильных пунктов пропуска через государственную границу;
проведение комплекса мер, направленных на повышение безопасности и качества пассажирских перевозок.
б) на железнодорожном транспорте:
реализация мероприятий Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2020 года;
реконструкция железнодорожного вокзала и строительство транспортно-пересадочного узла на станции Улан-Удэ, строительство новых железнодорожных вокзалов на территории республики, в том числе на станциях Мысовая и Заиграево, на условиях государственно-частного партнерства;
реконструкция железнодорожного пункта пропуска через государственную границу "Наушки";
строительство транспортно-логистического комплекса на ст. Тальцы;
оптимизация пригородного железнодорожного сообщения;
в) на воздушном транспорте:
реконструкция аэродромного комплекса аэропорта "Байкал" для снятия ограничений по приему воздушных судов;
реконструкция международного воздушного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
обновление и модернизация парка воздушных судов для местных воздушных линий и оказание государственной поддержки;
расширение географии полетов на местных воздушных линиях - открытие новых посадочных площадок и аэропортов в отдаленных районах республики;
реконструкция аэропортов местных воздушных линий за счет средств федерального бюджета;
создание федерального казенного предприятия по управлению аэропортами местных воздушных линий.
Правительство Республики Бурятия будет продвигать проект создания и развития портовой особой экономической зоны в г. Улан-Удэ на базе международного аэропорта "Байкал", который должен реализовать преимущества географического положения Республики Бурятия между тремя интенсивно развивающимися центрами мирохозяйственной системы: Северная Америка - Европейский союз - Страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
г) на водном транспорте:
оказание содействия частным инвесторам в приобретении водных судов и открытии регулярного пассажирского сообщения в бассейне оз. Байкал и реки Селенга;
строительство и реконструкция причальных сооружений на оз. Байкал.
Основными задачами в сфере дорожного хозяйства республики являются:
сохранение и модернизация существующей сети региональных автомобильных дорог Республики Бурятия;
сокращение количества деревянных мостов и ликвидация аварийных мостов;
повышение технического уровня региональных автодорог и их транспортно-эксплуатационного состояния.
Решение поставленных задач будет осуществляться в рамках республиканской целевой программы "Дороги Бурятии XXI века на период до 2010 года прогнозом на 2020 год", где предусматривается:
капитальный ремонт и ремонт 180 км автодорог и 50 искусственных сооружений;
реконструкция 240 км участков автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям;
осуществить реконструкцию и перестройку 25 мостов;
осуществить комплексное обустройство автодорог, проходящих через 40 населенных пункта.
2.3.3. Развитие связи и информационных технологий
Основной целью развития связи является удовлетворение потребности в услугах электрической и почтовой связи, а также телерадиовещания и ресурсах информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Для достижения поставленной цели развития связи и ее инфраструктуры необходимо решение следующих задач:
расширение и модернизация информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и на побережье озера Байкал, для развития услуги высокоскоростного доступа в Интернет;
создание государственной цифровой сети телерадиовещания на территории республики в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы";
полное обеспечение федеральной автомобильной трассы М-55 "Байкал" подвижной радиотелефонной связью;
внедрение новых информационных технологий для предоставления новых видов услуг почты в рамках федеральных целевых программ.
2.4. Сокращение диспропорций в уровне экономического развития муниципальных образований, улучшение условий жизни сельского населения
Основной целью является уменьшение межтерриториальной дифференциации в уровне и качестве жизни населения Республики Бурятия.
Территория Республики Бурятия условно подразделена на шесть зон опережающего развития, сгруппированных по принципам географического положения муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития.
Муниципальные образования по уровню экономического развития значительно дифференцированы между собой, что является фактором дальнейшего усиления различий в формировании экономического и социального потенциала территорий.
Сокращение межтерриториальных диспропорций в уровне экономического и социального развития возможно через решение следующих задач:
1. Реализация экономического потенциала зон опережающего развития, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
Мероприятия, направленные на решение поставленной задачи:
формирование инвестиционной привлекательности территорий путем создания инвестиционных площадок и участия в инвестиционных форумах для привлечения потенциальных партнеров и инвесторов;
создание особых экономических зон различных типов;
создание зон территориального развития, кластеров;
повышение эффективности обеспечения мер государственной поддержки опережающего развития;
создание условий для экономического роста всех муниципальных образований;
совершенствование межбюджетных отношений.
2. Интенсивное развитие агропромышленного комплекса.
Мероприятия, направленные на решение поставленной задачи:
внедрение инновационных методов и технологий, индустриальных форм ведения сельского хозяйства;
развитие производства экологически чистых продуктов;
развитие производственно-сбытовой инфраструктуры и рынков реализации сельскохозяйственной продукции;
создание высокопродуктивных молочных и мясных комплексов (ферм), увеличение доли местного производства в потреблении;
организация современных производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, с созданием наряду с крупными перерабатывающими предприятиями мини-производств, с приближением их к местам производства сельскохозяйственной продукции;
совершенствование земельных отношений и формирование института эффективных собственников в сфере сельскохозяйственного производства.
Для этого за счет средств федерального и республиканского бюджетов будет оказана государственная поддержка хозяйствующим субъектам в данной отрасли по следующим направлениям:
возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на приобретение технологического оборудования, модернизацию производства и строительство перерабатывающих производств;
возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования по организации закупа и переработки скота и мяса, молока и продукции растениеводства, в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга);
создание равных условий для реализации продукции организаций пищевой и перерабатывающей промышленности в торговых сетях республики.
Производство пищевых продуктов должно увеличиться в 1,2 раза при среднегодовом темпе прироста 3,5 - 5 процентов к уровню 2011 года. При этом предполагаются более высокие темпы прироста мяса и мясопродуктов, отдельных секторов молокопродуктов и плодоовощной продукции. Коэффициент использования производственных мощностей должен достигнуть 85 процентов.
3. Модернизация условий жизнедеятельности сельского населения, создание комфортных условий проживания в собственном доме при сохранении культурного многообразия, возрождении местных традиций, сохранении природных ресурсов и поддержании экологического равновесия.
Основные направления решения задачи:
благоустройство территорий сельских населенных пунктов;
развитие строительства благоустроенного жилья в сельской местности, отвечающего особенностям сельского образа жизни, в том числе с применением автономных источников жизнеобеспечения;
повышение качества коммунальных услуг и эффективности функционирования систем жизнеобеспечения в сельской местности;
повышение качества социального обслуживания населения и объектов общественной инфраструктуры.
Основой для развития малых сел будет целевая программа "Сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012 - 2015 годы", направленная на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, производства сельскохозяйственной продукции на отдаленных животноводческих стоянках.
Все эти меры в сочетании с мерами государственной поддержки, определенными на республиканском уровне позволят решать задачи роста конкурентоспособности производимой в республике продукции, эффективности работы организаций агропромышленного комплекса и доведения обеспеченности населения продуктами питания местного производства до 70%.
4. Обеспечение устойчивости экономического развития и социальной стабильности в монопрофильных территориях.
Мероприятия, направленные на решение поставленной задачи:
разработка и реализация комплексных инвестиционных планов модернизации монопрофильных территорий;
создание новых рабочих мест и содействие трудоустройству незанятого населения;
стимулирование предпринимательских инициатив по развитию поддержки малого и среднего предпринимательства.
5. Создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Мероприятия, направленные на решение поставленной задачи:
создание условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования коренных малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания коренных малочисленных народов, в том числе проведение этнокультурных мероприятий;
развитие и модернизация инфраструктуры и информационно-коммуникационных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Результатом реализации политики по межтерриториальному выравниванию социально-экономического развития должен стать качественно новый уровень стандартов жизни и доходов жителей, характеризуемый следующими целевыми индикаторами:
1. Сокращение диспропорций вклада территории (зоны опережающего развития) в социально-экономическое развитие республики по основным показателям (инвестиции в основной капитал, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, совокупный объем налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов) в 1,5 раза к уровню 2011 года.
2. Доля занятых в субъектах малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике - не менее 35%.
3. Увеличение соотношения среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к среднемесячной заработной плате в экономике в 1,5 раза к уровню 2011 года.
2.5. Совершенствование государственного управления и институциональные преобразования
Главной целью в сфере имущественных и земельных отношений в Республике Бурятия годах является повышение эффективности управления земельными ресурсами и имуществом в Республике Бурятия.
Определены основные задачи:
совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за использование земельных участков, в том числе создание налогооблагаемой базы для введения единого налога на недвижимость;
создание современной пространственной инфраструктуры для эффективного использования земельных ресурсов, в том числе на основе результатов космической деятельности;
поддержка социально значимых видов деятельности, а также защита интересов лиц из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан на основе анализа эффективности налоговых льгот;
содействие органам местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия в формировании фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и их дальнейшем распоряжении;
совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
постоянная актуализация реестров республиканского и муниципального имущества, в том числе путем использования автоматизированной информационной системы "Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия";
повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Бурятия;
ведение перечня имущества, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление такого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном действующим законодательством;
обеспечение условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Республики Бурятия путем максимально возможного вовлечения недвижимости в Республике Бурятия в гражданский оборот.
В рамках модернизации бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления предстоит обеспечить:
развитие системы стратегического планирования;
разработку и реализацию государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов;
развитие системы государственного и муниципального финансового контроля.
Для этого предстоит разработать и принять Программу Правительства Республики Бурятия по повышению эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года и Долгосрочную бюджетную стратегию Республики Бурятия.
В целях обеспечения долговой устойчивости бюджета Республики Бурятия будет разработана и принята Концепция управления государственным долгом Республики Бурятия.
Совершенствование межбюджетных отношений будет осуществляться по следующим основным направлениям:
содействие в обеспечении финансовой устойчивости местных бюджетов и повышения качества управления муниципальными финансами;
обеспечение стабильного источника межбюджетных трансфертов.
В сфере бюджетной и налоговой политики будут реализованы следующие меры:
привлечение негосударственных финансовых ресурсов с использованием механизмов государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов и проектов в социальной сфере;
расширение налогового потенциала и увеличение доходов бюджетов всех уровней, в том числе путем стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков.
Основной целью реализации государственной тарифной политики на территории Республики Бурятия является создание условий для экономического роста и обеспечение увязки тарифной политики с бюджетной, налоговой и социальной политикой в республике.
Первостепенной задачей продолжает оставаться ограничение темпов роста тарифов на электрическую энергию в долгосрочной перспективе.
Решение этой задачи возможно совместными действиями с Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации путем:
- введения запрета на оказание услуг по передаче конечным потребителям организацией по управлению единой (общероссийской) электрической сетью;
- заключение свободных двусторонних договоров с ОАО "РусГидро" и/или ГК "Евросибэнерго" на покупку электрической энергии по льготным ценам на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
В сфере теплоэнергетики необходимо продолжить работу по установлению экономически обоснованных тарифов в рамках предельных индексов изменения тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам России.
Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти будет обеспечено:
внедрение института оценки регулирующего воздействия проектов актов на ранней стадии их разработки;
введения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов на муниципальном уровне;
внедрение механизма ротации государственных гражданских служащих Республики Бурятия;
создание единой базы резерва управленческих кадров Республики Бурятия, состоящего из квалифицированных, талантливых, успешных, имеющих активную гражданскую позицию и высокий потенциал к развитию граждан, способных занять руководящие должности в сфере государственного и муниципального управления;
развитие института наставничества на гражданской службе Республики Бурятия;
разработка и внесение изменений в действующие документы стратегического планирования, в том числе с учетом реализации государственных программ и указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606;
обеспечение функционирования и безопасности информационных систем электронного правительства Республики Бурятия;
продолжение работы по обеспечению взаимодействия с институтами гражданского общества, в том числе организована работа Общественной палаты Республики Бурятия.
Противодействие коррупции, повышение качества государственного управления и реализация принципов открытости будут осуществлены в том числе за счет:
обеспечения доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Республики Бурятия;
реализации современных принципов работы контрольных органов, включая введение практики публичной отчетности об итогах проверок;
вовлечение гражданского общества в реализацию мер по противодействию коррупции.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Бурятии является обеспечение безопасности жизнедеятельности населения республики, профилактика правонарушений, преступлений против личности.
Основными направлениями деятельности Правительства по обеспечению безопасности граждан будут:
а) в области охраны общественного порядка и безопасности граждан:
снижение уровня преступности, профилактика и предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи (снижение удельного веса преступности несовершеннолетних);
снижение количества преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми и ранее совершавшими преступления;
б) в сфере обеспечения безопасности дорожного движения:
снижение количества зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий;
совершенствование организации дорожного движения;
активизация работы средств массовой информации по пропаганде соблюдения требований безопасности дорожного движения;
повышение культуры участников дорожного движения;
в) в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
обеспечение пожарной безопасности в Республике Бурятия;
сокращение количества пожаров, снижение потерь от пожаров, сокращение гибели и травмирования людей при пожарах;
защита населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера;
поиск и спасение людей на воде.
В рамках повышения качества государственных и муниципальных услуг доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2017 году достигнет 90%.
Для этого планируется создание центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в каждом городском округе и муниципальном районе. При этом время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления уже в 2014 году не должно превышать 15 минут.
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, оптимизации взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении услуг будет обеспечен переход на межведомственное электронное взаимодействие при оказании услуг.
Завершится перевод предоставления государственных услуг в электронный вид, что позволит увеличить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В целом в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" к 2017 году уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составить не менее 85 процентов.
Основные направления деятельности Правительства Республики Бурятия на период 2012 - 2017 годов должны обеспечить комплексный подход в решении экономических, социальных и институциональных задач и обеспечить достижения основной цели - повышение уровня и качества жизни человека, его достаток и благополучие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Республики Бурятия от 6 августа 2013 г. N 170 "О Программе деятельности Правительства Республики Бурятия на срок полномочий"
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания
Текст указа официально опубликован не был