Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г.Улан-Удэ
от 31 августа 2010 г. N 400
Муниципальную целевую программу
"Экологическая безопасность г. Улан-Удэ на 2011-2013 годы
и на период до 2017 года"
Паспорт
Муниципальной целевой программы
"Экологическая безопасность г. Улан-Удэ на 2011-2013 гг.
и на период до 2017 года"
Наименование программы: |
Муниципальная целевая программа "Экологическая безопасность г. Улан-Удэ на 2011-2013 годы и на период до 2017 года" |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2007 N 383-р, Постановление Правительства РБ от 31.07.2009 N 301 "О республиканской целевой программе "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года". |
Заказчик/ Заказчик-координатор |
Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ |
Основные разработчики программы |
Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ |
Цели и задачи программы |
Основная цель программы - улучшение состояния окружающей среды г. Улан-Удэ. Основные задачи программы: - Организация мероприятий по охране атмосферного воздуха г. Улан-Удэ. - Организация мероприятий по охране водных объектов от загрязнений и защита от вредного воздействия вод. - Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. - Организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских лесов. - Организация мероприятий по развитию системы экологической информированности, образования и воспитания населения г. Улан-Удэ. |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации программы - 2011-2017 г. |
Перечень подпрограмм |
нет |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Управление "Байкалводресурсы" федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов РБ, предприятия - природопользователи, общественные экологические организации, учащиеся и студенты (по согласованию). |
Объемы и источники финансирования |
На реализацию программы требуется 1081,4 млн. руб., в т.ч.: Федеральный бюджет - 680,01 Республиканский бюджет - 102,6 Местный бюджет - 198,4 Внебюджетные источники - 100,4 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- Уточнение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (количество сводных расчетов рассеивания вредных выбросов с учетом актуализации базы данных по объемам выбросов на весь период реализации программы - 7); - Улучшение состояния русел рек Селенга и Уда в черте г. Улан-Удэ (количество разработанных проектов по охране водных объектов и защите от вредного воздействия вод - 4, количество внедренных проектов - 1); - Снижение уровня загрязнения окружающей среды отходами производства (количество разработанных и реализованных проектов полигонов промышленных отходов - 1); - Улучшение качества защиты и воспроизводства городских лесов (количество запроектированных и созданных питомников - 1, площадь лесовосстановления - достижение к 2017 г. показателя 30 га в год); - Повышение уровня экологической информированности и культуры населения (увеличение количества участников экологических акций к 2017 г. до 6000 тыс. в год). |
1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
1. 1. Анализ экологической ситуации в г. Улан-Удэ
Состояние атмосферного воздуха
В течение последнего десятилетия по данным Росгидромета г. Улан-Удэ ежегодно включается в список городов Российской Федерации, в которых уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокий. Расчет индекса загрязненности атмосферы (ИЗА) производится по данным 3 постов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которые установлены на автомагистралях.
Высокий уровень ИЗА в 2009 г. обуславливался превышениями среднегодовых предельно-допустимых концентраций взвешенных веществ, формальдегида, бенз(а)пирена, диоксида азота.
Динамика изменения индекса загрязненности атмосферы (ИЗА) характеризуется следующими показателями:
2003 г. - 22,3; 2004 г. - 20,3; 2005 г. - 15,6; 2006 г. - 13,8, 2007 - 14,6, 2008 - 14,6, 2009 - 13,6.
Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха являются выбросы стационарных источников загрязнения и автомобильного транспорта. За последние пять лет выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников увеличились на 4,795 тыс.т (15,8%), от автотранспорта увеличились - на 17,149 тыс.т (58,1%). Суммарные выбросы увеличились на 21,944 тыс.т (36,7%).
В целях установления научно-обоснованных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу для предприятий г. Улан-Удэ с учетом загрязнения атмосферы выбросами от стационарных и передвижных источников организована разработка сводного проекта нормативов ПДВ, в котором определены требования к предприятиям по снижению выбросов в целях ликвидации общегородского повышенного уровня загрязнения города. Сводный расчет загрязнения атмосферы г. Улан-Удэ использован при определении допустимых вкладов предприятий в загрязнение атмосферы и нормирования выбросов каждого предприятия с учетом необходимости соблюдения установленной для него величины допустимого вклада. Определены мероприятия по улучшению качества атмосферного воздуха , направленные на снижение загрязнения воздушной среды.
Выполнены расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определены расчетные санитарно-защитные зоны (ССЗ) предприятий с приземными концентрациями загрязняющих веществ. Расчеты можно использовать при определении санитарно-защитных зон между промышленными зонами и селитебными районами, обосновании размеров СЗЗ, их координат по границам нормативной санитарно-защитной зоны предприятий.
Для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха создана база данных по объемам выбросов предприятий, автотранспорта. Сводные расчеты позволяют прогнозировать изменения состояния загрязнения атмосферного воздуха в результате ввода в действие новых хозяйствующих субъектов, реконструкции действующих, проведения воздухоохранных мероприятий, изменения схемы движения транспортных потоков и т.п.; оценивать экологическую допустимость намечаемых изменений выбросов; нормировать параметры выбросов источников загрязнения атмосферы.
Базу данных необходимо ежегодно корректировать для актуализации сводных расчетов с учетом изменения объемов выбросов загрязняющих веществ хозяйствующими субъектами и автотранспортом.
Состояние водных объектов и проблема
защиты от вредного воздействия вод
Город подвержен негативному воздействию вод рек Селенга и Уда. Во время наводнений и паводков происходит загрязнение водных объектов в результате смыва вредных веществ с затапливаемых дачных участков, индивидуальных жилых домов и т.д. Для защиты территории г. Улан-Удэ и защиты водных объектов от загрязнений во время наводнений и паводков требуется ремонт и строительство защитных дамб, расчистка русел рек и выполнение других водохозяйственных мероприятий. На реках Селенга и Уда в черте города не выполняется необходимый объем дноуглубительных работ, в результате русла рек заилены, на отдельных участках нарушена проточность и гидрологический режим рек. Такая ситуация привела к ухудшению экологического и санитарно-гигиенического состояния водных объектов и угрозе затопления территории города в периоды паводков и наводнений.
Требуется регулирование весенних паводковых вод р. Воровка, которая представляет угрозу затопления п. Таежный, улиц Крылова, Намжилова и на р. Байдонов ключ, которая затапливает автодорогу в п. Забайкальский. Программой предусмотрено разработать проект регулирования русел р. Воровка и Байдонов ключ в целях защиты территории Октябрьского района от паводковых вод.
В 502 микрорайоне в пробах воды из колодцев и скважин в частном жилом секторе ниже заправки МУП "Городские маршруты", исследованных территориальным управлением Роспотребнадзора по РБ обнаружены нефтепродукты. Необходимо провести исследования уровня загрязненности подземных вод и разработать проект ликвидации очага загрязнения.
Проблема утилизации и переработки отходов
В городе ежегодно образовывается свыше 360 тыс. тонн производственных отходов, размещение которых представляет серьезную проблему, т.к. нет полигона для захоронения промышленных отходов. Поскольку отсутствует организованная и централизованная система сбора, транспортировки, складирования, утилизации и обезвреживания производственных отходов, происходит постоянное накопление отходов на территориях предприятий, уровень использования и обезвреживания отходов в целом по предприятиям города составляет 30%.
Проблемой для г. Улан-Удэ является размещение токсичных промышленных отходов 1-2 классов опасности, которые нельзя захоранивать на полигонах ТБО. Так, из образовавшихся в целом по городу в 2009 г. 13108,011 тн. токсичных отходов, использовано 865,58 тн., обезврежено 2392,992 тн., осталось на территориях предприятий 92,386 тн.
В перечень приоритетных мероприятий по обеспечению экологической безопасности входит разработка проекта строительства полигона промышленных отходов г. Улан-Удэ, что позволит обеспечить софинансирование строительства полигона из федерального и местного бюджетов.
По ориентировочным расчетам ежегодный объем образования твердых бытовых отходов составляет около 200 тыс. т. Требуется завершение строительства производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов, заказчиком-застройщиком объекта является УКС правительства Республики Бурятия. Ввод в эксплуатацию объектов 2 очереди, включающего линии по переработке макулатуры, полиэтилена, пластика, ПЭТ-бутылок, шин и биологических отходов позволит обеспечить переработку вторичного сырья, получаемого на мусоросортировочных станциях.
Защита зеленых насаждений,
рекреационных зон и городских лесов
Уменьшение и загрязнение рекреационных зон и зеленых зон мест общего пользования в связи с новой застройкой и реконструкцией ветхих зданий, инженерных сетей приводит к ухудшению качества жизни всех категорий горожан, снижается возможность полноценного отдыха. Городские парки: им. С.М. Орешкова, центральный городской парк, парк им. Жанаева и ряд скверов находятся в неудовлетворительном состоянии, насаждения нуждаются в обновлении и уходе, культурно-досуговые объекты - в ремонте и замене.
Экологическое состояние на территории города во многом зависит от размеров и состояния городских лесов. В соответствии с лесохозяйственным регламентом площадь городских лесов составляет 8668 га. Выполнение работ по охране, защите и воспроизводству городских лесов, предусмотренных в проекте лесоустройства, позволит обеспечить сохранность лесов для использования их в целях рекреации.
Однако, в настоящее время не определены перечень рекреационных зон города, границы городских лесов и не оформлено право муниципальной собственности на городские леса.
В связи с отсутствием лесопитомника затруднены работы по восстановлению лесов, завышена стоимость работ с учетом привозных лесных культур, отсутствие питомника также отрицательно сказывается на приживаемости посадок. В данной ситуации одной из главных задач является создание собственного питомника.
Экологическое информирование,
образование и воспитание населения г. Улан-Удэ
В настоящее время экологическое образование рассматривается как ключ к обеспечению устойчивого развития экономики, становлению экологической этики, необходимой для оптимизации взаимоотношений человека и окружающей среды. Экологическое образование формирует экологическую культуру и этику, регулирующую поведение людей и способствующую принятию ими экологически правильных решений в своей практической деятельности.
Главной конечной целью мероприятий по экологическому образованию и воспитанию является формирование общественного сознания и экологической культуры всего населения и экологической ответственности каждой личности в общей системе природопользования.
Основной задачей экологического образования и воспитания является организация активной целенаправленной информационно-образовательной среды для формирования общественного экологического сознания и мировоззрения. В учреждениях, предназначенных для массовой работы среди населения, должна решаться задача обеспечения его широкой информацией о состоянии окружающей среды и мобилизации общих усилий всех граждан на решение экологических проблем путем:
- формирования активной гражданской позиции всего населения по вопросам экологической безопасности;
- организации общественного контроля за экологическим состоянием окружающей среды и реализацией конкретных проектов;
- формирования общественного мнения о конкретных вариантах решения отдельных экологических проблем и т.д.
- реализации пилотных проектов и мероприятий с участием всех слоев населения г. Улан-Удэ.
В настоящее время недостаточно высок уровень систематизации и координации мероприятий всех школ, направленных на формирование общественного экологического сознания. В сфере профессионального образования также нет должной координации и систематизации мероприятий по экологическому образованию и воспитанию студентов, недостаточно развита связь с научными и практическими учреждениями и организациями, а также со СМИ.
Проведение комплекса мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения, включающего экологические акции по очистке берегов рек, лесов, парков, скверов и других мест общего пользования, озеленению территорий, конкурсы и т.д. с участием широкого круга школьников, студентов и других категорий молодежи, позволит повысить уровень экологической информированности и образования.
Разработка на период 2011-2013 гг. и на период до 2017 г. муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность г. Улан-Удэ" позволит реализовать комплексный подход к решению экологических проблем города, отраженных в анализе экологической ситуации по природным средам.
При разработке этой программы учтены мероприятия и опыт выполнения муниципальных целевых экологических программ на 2005-2007 годы, на 2008-2010 годы, и мероприятия, предусмотренные в проекте федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории" до 2020 г. и республиканской целевой программе "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года".
Обеспечение экологической безопасности играет важную роль в сохранении здоровья людей, улучшении условий проживания населения в г. Улан-Удэ.
Приведенный анализ экологической ситуации свидетельствует о необходимости принятия согласованных действий Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления и организаций - природопользователей в долгосрочном периоде.
Для эффективной реализации природоохранных мероприятий и проектов требуется программно-целевой подход, при котором решение экологических проблем будет обеспечено за счет планирования на соответствующих уровнях с ориентацией на результат и механизмов реализации приоритетных мероприятий, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды и улучшение условий жизнедеятельности населения.
2. Цели и задачи программы
Основная цель программы - улучшение состояния окружающей среды г. Улан-Удэ.
Учитывая, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных и антропогенных объектов, для достижения основной цели программы определены ее основные задачи, в рамках решения которых разработан комплекс программных мероприятий с учетом установленных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для оценки степени выполнения поставленных задач программой разработан комплекс индикаторов и показателей, в котором указаны сроки выполнения мероприятий и их количество.
Основные задачи программы:
- Организация мероприятий по охране атмосферного воздуха г. Улан-Удэ.
- Организация мероприятий по охране водных объектов от загрязнений и защита от вредного воздействия вод.
- Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
- Организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских лесов.
- Организация мероприятий по развитию системы экологической информированности, образования и воспитания населения г. Улан-Удэ.
Сроки и этапы реализации программы - 2011-2013 годы и на период до 2017 года. Программа не предусматривает разбивку ее на этапы, т.к. выполнение программных мероприятий в рамках поставленных задач предусматривается на весь период реализации программы, достижение конечной цели, установленной программой запланировано к сроку окончания действия программы - 2017 г.
3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в приложении к настоящей муниципальной целевой программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней и собственные средства предприятий-природопользователей.
Средства федерального и республиканского бюджетов будут привлекаться по федеральной целевой программе "Охрана оз. Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории 2011-2015 годы и на период до 2020 года", республиканской целевой программе "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 - 2011 годы и на период до 2017 года" и в соответствии с внепрограммной частью Федерального бюджета по разделу "Мероприятия в области использования, охраны водных ресурсов и гидротехнических сооружений" (раздел 04 "Национальная экономика", подраздел 06 "Водные ресурсы", целевая статья 2800100).
За счет средств бюджета г. Улан-Удэ будут разрабатываться проекты, осуществляться софинансирование объектов, включенных в федеральные и республиканские целевые программы, выполняться мероприятия по экологическому образованию и информированию населения.
По информации предприятий - природопользованитей, за счет собственных средств предприятий - природопользователей предполагается выполнение мероприятий, предусмотренных в планах природоохранных мероприятий, утвержденных Забайкальским управлением Ростехнадзора при выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов производства и потребления и министерством природных ресурсов Республике Бурятия при выдаче разрешений на водопользование.
Всего на реализацию мероприятий данной Программы необходимо 1081,4 млн. руб., в т.ч.:
Федеральный бюджет - |
680,01 |
Республиканский бюджет - |
102,6 |
Местный бюджет - |
198,4 |
Внебюджетные источники - |
100,4 |
5. Механизм реализации программы, механизм управления программой
и механизм взаимодействия заказчиков
Механизм реализации Программы предусматривает формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы и перечня конкретных мер по ее выполнению.
Исполнение конкретных мероприятий Программы будет осуществляться с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Программа реализуется в течение 2011-2017 годов с ежегодной корректировкой как по составу мероприятий, так и по источникам и объемам финансирования исходя из реальной экономической ситуации.
Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обеспечивает взаимодействие всех исполнителей Программы в ходе ее реализации. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ ежегодно согласовывает с Комитетом экономического развития Администрации г. Улан-Удэ, Комитетом по финансам Администрации г. Улан-Удэ уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год и ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает координацию деятельности по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, выделенных на реализацию Программы, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из республиканского бюджета для финансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год.
6. Социально-экологическая эффективность мероприятий
Предложенные МЦП "Экологическая безопасность г. Улан-Удэ на 2011-2013 годы и на период до 2017 года" мероприятия по улучшению экологической ситуации при их реализации дадут определенный социальный, экологический и, в конечном итоге, экономический эффект. Это будет выражаться в утилизации, переработке или размещении в безопасном месте отходов производства и потребления, в улучшении качества защиты и воспроизводства городских лесов, в повышении экологической культуры и сознания населения и отразится на улучшении здоровья населения.
Социальный эффект от реализации программы выразится в увеличении численности населения, проживающего на территории, защищенной от вредного воздействия вод, в улучшении условий жизнедеятельности населения за счет достижения нормативов предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Экологический эффект от реализации Программы выразится в снижении объемов загрязнения окружающей среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, в том числе: в снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, размещении на специально оборудованных сооружениях промышленных отходов. Предотвращенный ущерб от затопления, подтопления и других видов вредного воздействия вод составит 1237 млн. руб.
Эффективность от реализации мероприятий на этапе строительства по методике Министерства экономического развития РФ составляет: количество создаваемых рабочих мест - 382 единиц, вклад в ВРП - 2701,2 млн. руб., вклад в бюджетную систему РФ - 478,4 млн. руб.
7. Перечень целевых индикаторов и показателей
N п/п |
Задача |
Единица измерения |
Целевые индикаторы и показатели |
Исходное (базовое) значение индикатора |
Значения по годам реализации программы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014-2017 |
|||||
1 |
Организация мероприятий по охране атмосферного воздуха г. Улан-Удэ |
Шт/год |
Количество сводных расчетов рассеивания вредных выбросов с учетом актуализации базы данных по объемам выбросов |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 |
Организация мероприятий по охране водных объектов от загрязнений и защита от вредного воздействия вод |
Шт/год |
Количество разработанных проектов |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
Количество внедренных проектов |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|||
3 |
Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов |
Шт |
Количество разработанных проектов полигонов промышленных отходов |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Шт |
Количество внедренных проектов |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
||
4 |
Организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству городских лесов |
Шт |
Количество созданных питомников |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Га/год |
Площадь лесовосстановления |
15 |
20 |
23 |
27 |
30 |
||
5 |
Организация мероприятий по развитию системы экологической информированности, образования и воспитания населения г. Улан-Удэ |
Чел/год |
Количество участников экологических акций, организованных в рамках программы |
4000 |
5000 |
5300 |
5700 |
6000 |
Расписание финансирования программы
Источники и направления финансирования |
Общий объем финансирования, предусмотренный по программе на весь период реализации (млн. руб.) |
В том числе по годам реализации программы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014-2017 |
||
Всего |
1081,4 |
76,8 |
148,3 |
258,2 |
598,1 |
Бюджет города |
198,4 |
7,9 |
20,7 |
27,6 |
142,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
капитальные вложения |
181,3 |
5,0 |
19,5 |
26,3 |
130,5 |
НИОКР |
8,8 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
7,5 |
прочие нужды |
8,3 |
2,5 |
0,8 |
0,8 |
4,2 |
<< Назад |
Приложение. >> Перечень программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 31 августа 2010 г. N 400 "Об утверждении Муниципальной целевой программы "Экологическая... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.