Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 12 сентября 1997 г. N 231
Основные направления
энергосберегающей политики г. Улан-Удэ
Введение
Повышение эффективности использования энергии является необходимой составляющей комплексного решения многих энергетических проблем, таких как:
- снижение конкурентоспособности производимых товаров и услуг за счет резкого удорожания энергоресурсов;
- перерывы и аварии в энергоснабжении вследствие роста задолженности энергоснабжающим организациям;
- высокой неопределенности перспектив развития энергетики г. Улан-Удэ;
- рост расходов на энергоносители у бюджетных организаций;
- рост ротации на теплоснабжение бытовых потребителей;
- ухудшение экологической обстановки;
- переход к полной оплате жителями услуг по энергоснабжению в свете реформы ЖКХ.
Кроме того, г. Улан-Удэ как крупный потребитель топлива и электроэнергии, сейчас сталкивается с необходимостью закупок энергоресурсов по стремительно растущим ценам. Дефицит энергии составляет 30 - 35%. Вероятность углубления энергетического кризиса требует принятия срочных мер по повышению энергоэффективности, росту разнообразия используемых энергетических источников, использованию рыночных сил в балансировании спроса и предложения.
I. Цели и задачи энергосберегающей политики г. Улан-Удэ
Энергетическая политика предусматривает:
- обеспечение надежного уровня снабжения потребителей энергоносителями и энергетическими услугами;
- устойчивое с точки зрения окружающей среды и безопасное развитие систем энергоснабжения посредством разумного и эффективного использования энергии;
- повышение разнообразия источников энергии с использованием республиканских ресурсов;
- стимулирование экономического роста и повышение конкурентоспособности производимых в городе товаров за счет обеспечения энергетических услуг с минимальными затратами;
- поддержание баланса роста потребностей в энергоносителях и негативных воздействий, порождаемых их производством и использованием, посредством скоординированного и интегрированного энергетического планирования.
Основной целью энергосберегающей политики г. Улан-Удэ является создание условий, стимулирующих проведение энергосберегающих мероприятий на основе экономической заинтересованности энергопроизводителей и потребителей.
Необходимо обеспечить энергосберегающий путь развития города на основе:
- введения экономического механизма по стимулированию энергосбережения;
- приведения стандартов в соответствие с требованиями по обеспечению снижения энергоемкости материального производства, сферы быта и услуг;
- организации на всех уровнях эффективного управления использованием топлива и энергии;
- проведение ценовой политики, отражающей действительное соотношение стоимости топлива, энергии и других видов продукции;
- осуществление поддержки энергосбережения через внебюджетный фонд энергосбережения для финансирования проектов и программ;
- информационное обеспечение и реализация отечественного и зарубежного опыта.
В рамках технической политики приоритетными направлениями вложения финансовых средств на ближайшие годы следует считать:
- массовое оснащение потребителей приборами учета расходования тепловой энергии и приборами учета потребления электроэнергии, работающими в многоставочном режиме;
- перевод строительного комплекса на выпуск изделий с повышенными теплотехническими характеристиками и утепление существующего жилого фонда (резерв - до 40% экономии нагрузки на отопление жилья);
- мероприятия по экономии воды;
- внедрение регулируемого привода для электродвигателей во всех отраслях народного хозяйства;
- внедрение установок и мероприятий по утилизации сбросного тепла.
Повышение эффективности использования энергии может послужить двигателем устойчивого экономического роста г. Улан-Удэ. Реализация программ по энергоэффективности позволит сократить:
- сроки и средства, необходимые для получения дополнительного энергетического ресурса - энергосбережения;
- энергетические издержки производства;
- воздействие на окружающую среду: деградацию земель, загрязнение воды и воздуха, воздействие радиоактивных материалов, изменение локального и глобального климата;
- темпы истощения природных ресурсов;
- неопределенность планирования в энергетике;
- риск поспешного внедрения недостаточно надежных технологий производства энергии.
II. Нормативно-правовая база энергосбережения
Введение в действие механизма энергосбережения требует создания законодательной и нормативной базы.
2.1. Федеральные законодательные акты.
В марте 1995 г. на "законодательном поле" появился первый Федеральный Закон, регламентирующий деятельность в российской энергетике "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Чуть позже - в августе 1995 г. - был принят Федеральный Закон "О естественных монополиях", регулирующий деятельность субъектов естественных монополий, в число которых попали транспортировка газа по трубопроводам и услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" содержит ряд очень важных для деятельности по энергосбережению положений. Он регламентирует порядок разработки и утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию, выдвигает требование экономического обоснования затрат энергосистем при разработке тарифов. В законе в качестве важнейшего принципа государственного регулирования тарифов определено обеспечение энергосистем средствами, направляемыми на энергосбережение. Еще более важным является определение порядка формирования региональных энергетических комиссий и их полномочий. Фактически данный Закон создал необходимые условия для начала реализации программ управления спросом в России.
В марте 1996 г. принят важный Закон в сфере повышения энергоэффективности - Закон РФ "Об энергосбережении". Закон регламентирует все стороны деятельности по энергосбережению.
2.2. Законодательная база Республики Бурятия в сфере энергосбережения.
Система энергетического законодательства Республики Бурятия находится только в стадии становления. Имеется ряд Постановлений Правительства РБ: "Об основных направлениях энергосбережения РБ на период до 2000 г." за N 126 от 24.05.94, "Об экономии топливно - энергетических ресурсов и поддержке энергоснабжающего приборостроения" за N 124 от 10.04.95 и др.
Закон РБ "Об энергосбережении" готов к рассмотрению депутатами Народного Хурала на сессии в сентябре 1997 г.
Разработку нормативной базы энергосберегающей политики г. Улан-Удэ осуществляет МУП "Улан-УдэЭнерго".
Готовятся следующие документы:
- порядок предоставления гарантии возврата инвестиций по энергетическим контрактам, заключенных в рамках программ энергосбережения в бюджетной сфере;
- порядок предоставления льгот потребителям топливно - энергетических и энергоснабжающим организациям;
- положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих программ.
- положение об экономической ответственности за нерациональное использование ТЭР.
- типовой энергетический паспорт хозяйственных объектов;
- предложения о предоставлении льгот при налогообложении прибыли на сумму фактически произведенных затрат по энергосбережению.
III. Экономические и финансовые механизмы
энергосбережения
Финансирование городских программ в области энергосбережения осуществляется за счет средств городского бюджета, финансовой поддержки федерального и республиканского бюджетов, средств российских и иностранных инвесторов, а также за счет других источников в порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ и РБ.
В качестве источников финансирования энергосберегающих программ могут рассматриваться:
- средства от отчислений из прибыли, остающиеся в распоряжении организаций;
- средства инвестиционных фондов, формирующихся за счет отчислений определенного процента от тарифа;
- средства фонда НИОКР;
- средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий;
- кредитные ресурсы.
Как альтернативные источники финансирования могут рассматриваться идеи создания револьверного фонда энергосбережения и заключение перформанс - контрактов.
В качестве экономических механизмов стимулирования энергосбережения предлагается предоставление гарантий и премирование организаций - участников работ по программам энергосбережения, а так же тарифных и налоговых льгот.
Гарантиями возврата инвестиций по энергетическим контрактам являются обязательства муниципальных образований по оплате энергосберегающих работ из бюджетных средств;
- гарантии распространяются на энергосберегающие работы, выполненные в рамках программ энергосбережения для организаций бюджетной сферы (муниципальных);
- порядок возврата средств под гарантии Администрации определяется постановлением Главы Администрации г. Улан-Удэ;
- гарантии возврата инвестиций по предприятиям и организациям внебюджетной сферы являются условия, предусмотренные энергетическими контрактами;
- источником материального стимулирования участников реализации энергосберегающих программ являются средства, сэкономленные в результате реализации этих программ;
- положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих программ утверждается постановлением Главы Администрации г. Улан-Удэ;
- налоговые льготы и льготы по тарифам, предоставляемые предприятиям всех организационно-правовых форм, осуществляющих реализацию энергосберегающих программ и проектов;
- освобождение от выплат в городской бюджет налога на прибыль, полученную энергоснабжающими организациями от инвестиций в энергосбережение у своих потребителей.
IV. Управление реализацией политики повышения
энергоэффективности
Для разработки и реализации энергетической политики необходимы органы управления. При существующей ситуации потребители энергии и производители энергоэффективного оборудования и услуг представлены как нечто неорганизованное. Однако балансирование интересов потребителей и производителей энергии невозможно при наличии хорошо организованных производителей и разобщенных, неспособных координировать свои действия потребителей. Потребители должны объединяться, вот огромное поле деятельности в сфере реализации энергетической политики.
В Республике Бурятии органами разработки и реализации энергетической политики являются:
1. Народный Хурал РБ;
2. РЭК;
3. Министерство промышленности, транспорта и связи;
4. Байкалэнергоцентр.
К числу главных задач этих органов относятся:
- политика энергосбережения;
- разработка норм расходования и нормативов плат и штрафов за нерациональное и расточительное использование топлива и энергии, а также предложений по дотациям и льготам за участие в выполнении программ энергосбережения и др.;
- проведение надзора за рациональным использованием топливно - энергетических ресурсов на предприятиях и в коммунально - бытовом секторе;
- осуществление экспертизы энергопотребителей для определения резервов экономики ТЭР;
- разработка программ энергосбережения.
Для достижения основных целей муниципальной энергетической политики муниципальные органы управления энергетикой должны выполнять следующие функции:
1. Разработка и реализация муниципальных энергетических программ (комплексных программ топливо и энергообеспечения) с формированием в этих целях необходимых инвестиционных доходов, органов управления программами и соответствующих научно - консалтинговых структур;
2. Проведение активной энергосберегающей политики на основе создания муниципальных программ, фондов и центров энергосбережения;
3. Формирование муниципального рынка энергоресурсов, создание конкурентной среды путем приоритетной поддержки "малой энергетики", независимых производителей топлива и энергии, в первую очередь использующих местные энергоресурсы и создающих новые мощности в энергетике, освоение источников возобновляемой энергии с привлечением финансовых ресурсов коммерческих структур и потенциальных потребителей топлива и энергии;
4. Проведение муниципальной политики налогообложения как производителей, так и потребителей энергоресурсов, в том числе представление льгот по местным налогам и субсидий, применение штрафных санкций за неэффективное использование энергоресурсов;
5. Государственное регулирование тарифов на электроэнергию и тепло.
6. Разработка и реализация санации убыточных предприятий ТЭК.
7. Создание при необходимости специальных органов управления ТЭК, ответственных за разработку и реализацию муниципальной энергетической политики.
Разработку и реализацию энергосберегающей политики в г. Улан-Удэ призвано осуществлять МУП "Улан-УдэЭнерго".
V. Энергосберегающие программы
Важнейшим средством реализации политики энергосбережения являются программы повышения энергетической эффективности.
Инициатором разработки городских программ энергосбережения могут быть Городской Совет депутатов, Администрация г. Улан-Удэ, а также муниципальные организации, работающие в сфере энергосбережения.
Администрация города утверждает методику формирования муниципальных и районных программ, методику проведения энергообследований, финансового анализа включаемых в программы проектов, а также критерии отбора этих проектов, процедуры рассмотрения и утверждения муниципальных разделов программ и условия их финансирования. Заявка на финансирование определенного раздела программы может не рассматриваться, если в ней отсутствуют:
- необходимая информация, круг которой определен в методических рекомендациях по разработке муниципального или районного разделов программы;
- обязательство следовать разработанным методическим рекомендациям по осуществлению программы и требованиям к формам отчетности;
- перечень организаций, привлекаемых к реализации программы;
- оценка предполагаемой экономической эффективности использования средств, предоставляемых городским бюджетом или городским Фондом энергосбережения.
- ведется обособленный учет использования средств, полученных из городского или республиканского бюджетов, и обеспечивается свободный доступ уполномоченным представителям городской администрации к учетной документации.
Глава Администрации города представляет ежегодный отчет законодательному собранию о ходе реализации программы энергосбережения по установленной форме.
Другим важным аспектом является определение процедур разработки, утверждения и реализации городской программы повышения эффективности использования энергии.
МУП "Улан-УдэЭнерго" призвано разработать и представить на утверждение Администрации города Методику разработки программы, которая должна включать: рекомендации по отбору проектов; критерии отбора участников программы; описание типовых мероприятий по повышению эффективности использования энергии; методику проведения энергетических обследований, если таковые требуются.
Администрация города в обязательном порядке проводит экспертизу разработанных методик и после утверждает их.
Программа должна включать:
- результаты выборочных предварительных энергетических обследований позволяющие определить возможности повышения эффективности использования энергии;
- рекомендации по типам проектов с оценкой затрат на их реализацию и экономического эффекта;
- график оснащения участников программы приборами контроля и регулирования потребления энергии и энергоэффективным оборудованием;
- список организаций, привлекаемых к реализации проекта;
- гарантии отбора на равноправной основе проектов, включаемых в Программу;
- обоснование размеров финансирования программ за счет средств города и республики;
- гарантии реализации намеченных проектов и эффективности использования бюджетных средств.
Финансирование программ и проектов по энергосбережению осуществляется за счет средств городского бюджета и прочих источников.
VI. Пропаганда эффективного использования энергии
Опыт развитых стран запада в реализации программ энергосбережения свидетельствует о необходимости широкого привлечения индивидуальных потребителей к экономии энергоресурсов.
В наших условиях, при несовершенстве приборов учета электроэнергии и полном отсутствии учета и регулирования отношения населения к экономии энергии еще более возрастает.
Задача вовлечения населения в экономию ТЭР решается при условии широкой разъяснительной и воспитательной работы. В этой работе, осуществляемой через средства массовой информации, уличную рекламу, листовки и другие, должны быть отражены как аспекты прямой финансовой выгоды для потребителей, так и возможные перспективы оздоровления экологической обстановки при снижении энергопотребления.
В перспективе, после насыщения потребительского рынка товарами, основным направлением энергосберегающих усилий в общественной сфере станет реклама энергоэкономических бытовых приборов, оборудования, материалов, индивидуальных приборов учета и регулирования энергии.
Городские программы по энергосбережению должны предусматривать преподавание во всех высших и средних учебных заведениях основ эффективного использования ТЭР, подготовку и переподготовку кадров преподавателей, инженерно-технических работников, занятых энергообеспечением предприятий.
Необходимо работать над информационным обеспечением энергосбережения. На органы управления энергосбережением возлагается организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий, информационное обслуживание потребителей энергоресурсов, участие средств массовой информации в пропаганде повышения эффективности использования топлива, электро и других видов энергии.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 12 сентября 1997 г. N 231 "Об основных направлениях энергосбережения в г.... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.