11 апреля 2012 г.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Законом Республики Бурятия от 22.11.1995 г. N 216-I "О пожарной безопасности в Республике Бурятия", в целях обеспечения пожарной безопасности в Республике Бурятия, сокращения количества пожаров, снижения гибели и травмирования людей при пожарах, снижения экономического ущерба от пожаров, повышения уровня готовности Государственной противопожарной службы Республики Бурятия к выполнению задач по предназначению Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Бурятия (Шутенков И.Ю.), Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) при формировании проектов республиканского бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия принять аналогичные целевые программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию инфраструктуры Фоменко А.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель |
В.В.Наговицын |
Республиканская целевая программа
"Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 февраля 2010 г. N 41)
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 апреля 2012 г. N 196 паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
11 апреля 2012 г.
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы" |
Основания принятия решения о разработке Программы |
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 972 "О Федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", Закон Республики Бурятия от 22.11.1995 г. N 216-I "О пожарной безопасности в Республике Бурятия" |
Государственный заказчик Программы |
Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций |
Основные разработчики Программы |
Главное управление МЧС России по Республике Бурятия. Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций |
Цель Программы, важнейшие целевые показатели |
Обеспечение пожарной безопасности в Республике Бурятия. Сокращение количества пожаров, гибели и травмирования людей при пожарах, снижение потерь от пожаров, количества незащищенных населенных пунктов. Повышение боеготовности сил и средств противопожарной службы и других видов пожарной охраны |
Задачи Программы |
Реализация на территории Республики Бурятия требований Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в вопросах защиты территорий от пожаров. Развитие материально-технической базы ГПС Республики Бурятия. Совершенствование газодымозащитной службы (ГДЗС). Развитие и совершенствование системы подготовки подразделений пожарной охраны |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2015 годы. Программа реализуется в один этап |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Республиканское агентство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Государственное учреждение Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности |
Объемы и источники финансирования |
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет 118349,1 тыс. рублей, в том числе: 2011 г. - 674,1 тыс. рублей; 2012 г. - 25595,4 тыс. рублей; 2013 г. - 43 937,6 тыс. рублей; 2014 г. - 43 436,0 тыс. рублей; 2015 г. - 42 036,0 тыс. рублей |
|
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на соответствующий финансовый год с учетом уровня инфляции, исходя из возможностей бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы планируется снижение: количества пожаров, количества погибших при пожарах людей, количества населения, получившего травмы, экономического ущерба (потерь от пожаров), количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Государственный заказчик Программы осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. Исполнители программных мероприятий представляют отчеты о выполнении мероприятий Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 г. N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ". Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 г. N 248 "О Порядке разработки, проведения экспертизы и реализации республиканских целевых программ" |
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Республиканская целевая программа "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы" разработана в целях обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности на территории Республики Бурятия, защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров в рамках реализации статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 972 "О Федеральной целевой программе "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", статьи 16 Закона Республики Бурятия от 22.11.1995 г. N 216-I "О пожарной безопасности в Республике Бурятия", с учетом региональных особенностей, приоритетных задач, финансовых и материальных ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти Республики Бурятия.
Современное развитие инфраструктуры Республики Бурятия направлено на укрепление экономического потенциала, улучшение социального благополучия и повышение уровня жизни населения, проживающего на территории республики. Одним из важных и актуальных критериев обеспечения экономической безопасности является организация системы мер противопожарной безопасности.
Несмотря на проводимые в настоящее время мероприятия оперативная обстановка с пожарами и гибелью людей остается крайне нестабильной.
Ежегодно в Республике Бурятия происходит большое количество пожаров, которые причиняют невосполнимые материальные потери для экономики и населения. Проведенный анализ показывает, что только за последние пять лет в республике зарегистрировано 8 434 пожара, с общим материальным ущербом свыше 2 млрд. 492 млн. рублей. При пожарах погибло более 570 человек, в том числе 31 ребенок, травмировано 342 человека. Огнем уничтожено 3579 строений, 448 единиц техники, 300 голов скота. В течение последних лет резко увеличилось количество пожаров в сельской местности - 62% от общего количества пожаров. Только в 2008 году в республике потери от пожаров составили свыше 2 млрд. 186 млн. рублей. Особую тревогу вызывает высокий уровень гибели и травмирования людей при пожарах. В 2008 году при пожарах погибло 107, травмировано 66 человек.
Сложившееся положение обусловлено недостаточной противопожарной защитой населенных пунктов, территорий, предприятий, учреждений и организаций, несовершенством пропаганды противопожарных знаний, а также низкой технической оснащенностью и укомплектованностью личного состава подразделений противопожарной службы Республики Бурятия и добровольных пожарных формирований.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в Республике Бурятия, являются: строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в населенных пунктах, развитие добровольной пожарной охраны, развитие материально-технической базы и системы подготовки подразделений пожарной охраны, совершенствование газодымозащитной службы.
Успешное комплексное решение поставленных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход.
2. Основные цели и задачи
Целью Программы является обеспечение пожарной безопасности в Республике Бурятия. Сокращение количества пожаров, гибели и травмирования людей при пожарах, снижение потерь от пожаров, количества незащищенных населенных пунктов. Повышение боеготовности сил и средств противопожарной службы и других видов пожарной охраны.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1) Реализация на территории Республики Бурятия требований Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в вопросах защиты территорий от пожаров: строительство, капитальный ремонт и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в населенных пунктах, развитие добровольной пожарной охраны.
2) Развитие материально-технической базы ГПС Республики Бурятия: приобретение современной пожарной техники, пожарно-технического, спасательного вооружения, боевой одежды и снаряжения пожарных.
3) Совершенствование газодымозащитной службы: приобретение оборудования для создания газодымозащитной службы в Прибайкальском, Баргузинском, Тункинском районах Республики Бурятия.
4) Развитие и совершенствование системы подготовки подразделений пожарной охраны: строительство сооружений для обучения и подготовки пожарных-спасателей, газодымозащитников.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2011-2015 годы и реализуется в один этап.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 апреля 2012 г. N 196 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета. Объем финансирования Программы из средств республиканского бюджета составляет 118349,1 тыс. рублей. Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности Государственного учреждения Республики Бурятия по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - ГУ РБ по делам ГО, ЧС и ОПБ), составляют 292 830,19 тыс. рублей (в ценах 2009 года).
(тыс. руб.)
Объемы финансирования Программы |
Всего |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Республиканский бюджет |
118 349,1 |
674,1 |
25 595,4 |
43 937,6 |
40 036,0 |
8 106,0 |
Средства, предусмотренные на финансирование основной деятельности ГУ РБ по делам ГО, ЧС и ОПБ |
292 830,19 |
19 474,73 |
71 998,23 |
72 047,23 |
64 655,0 |
64 655,0 |
Всего |
411 179,29 |
20 148,83 |
97 593,63 |
115 984,83 |
104 691,0 |
72 761,0 |
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на соответствующий финансовый год с учетом уровня инфляции, исходя из возможностей бюджета и затрат, необходимых для ее реализации.
5. Механизм реализации Программы
Исполнители Программы организуют на конкурсной основе размещение заказов с заключением договоров на выполнение работ в соответствии с мероприятиями Программы в установленном законодательством порядке.
С учетом реализации системы программных мероприятий государственный заказчик Программы уточняет объемы необходимых средств для их финансирования в очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в Министерство экономики Республики Бурятия для включения в перечень республиканских целевых программ, принимаемых к финансированию из республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
При отсутствии финансирования мероприятий Программы исполнители, по согласованию с государственным заказчиком, вносят в Правительство Республики Бурятия предложения об изменении сроков их реализации.
6. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы в соответствии с его полномочиями, установленными действующим законодательством Республики Бурятия.
Государственный заказчик Программы направляет в Министерство экономики Республики Бурятия:
1) ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации Программы;
2) ежегодно, до 25 января:
- отчет о реализации Программы в отчетном году с анализом финансирования Программы и эффективности использования финансовых средств;
- результаты оценки эффективности реализации Программы, проведенной в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия, с предложениями по дальнейшей реализации Программы и повышению ее эффективности.
В случае завершения Программы государственный заказчик представляет информацию о результатах реализации и эффективности Программы за весь период ее реализации, в том числе по программным мероприятиям, годам, источникам и объемам финансирования, с анализом достижения запланированных Программой целевых индикаторов (показателей).
Министерство экономики Республики Бурятия на основе отчета государственного заказчика:
1) ежеквартально формирует отчет о финансировании и реализации Программы и представляет его в Координационный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Республики Бурятия (далее - Совет);
2) ежегодно, до 20 февраля, формирует отчет о ходе реализации Программы и направляет его в Совет с предложениями по:
- дальнейшей реализации (приостановлению, прекращению действия и пр.) Программы;
- снижению финансирования Программы или отдельных мероприятий и объектов Программы, по которым обнаруживается значительное отставание от запланированных целевых индикаторов (показателей);
- повышению эффективности Программы.
Совет ежегодно, до 1 марта, рассматривает на заседании результаты реализации Программы в отчетном году и по итогам оценки ее эффективности:
- в рамках своих полномочий формирует предложения, рекомендации о дальнейшей реализации Программы;
- в необходимых случаях - принимает решения о продлении срока реализации Программы, приостановлении действия, досрочном прекращении, необходимости корректировки и повышении эффективности Программы.
По итогам рассмотрения результатов реализации Программы за отчетный год и оценки ее эффективности Совет выносит на заседание Правительства Республики Бурятия доклад о реализации Программы в отчетном году с предложениями по ее дальнейшей реализации.
Правительство Республики Бурятия ежегодно вносит на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия информацию о реализации и финансировании Программы в составе ежегодных отчетов об исполнении в отчетном году законов Республики Бурятия о Программе социально-экономического развития Республики Бурятия и о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
7. Технико-экономическое обоснование Программы
Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ утвержден технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Согласно статье 76 данного закона дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
С учетом требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности в сельской местности из 635 населенных пунктов всеми видами пожарной охраны защищено 316 или (49,7%), 319 сельских населенных пунктов (50,3%) остаются незащищенными подразделениями пожарной охраны.
Одним из путей решения вопроса увеличения количества защищенных населенных пунктов подразделениями всех видов пожарной охраны является организация работы в 2011-2013 гг. по созданию в населенных пунктах, не защищенных пожарными частями ГПС, подразделений добровольной пожарной охраны в виде дружин и команд.
В целях оказания помощи органам местного самоуправления в организации деятельности подразделений ДПО, учитывая возможности бюджетов муниципальных образований, Программой предусматривается приобретение за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности ГУ РБ по делам ГО, ЧС и ОПБ, для оснащения подразделений добровольной пожарной охраны 240 современными, высокопроизводительными мотопомпами МП-900 с комплектами пожарных рукавов, а также 1076 комплектами боевой одежды и снаряжения для добровольцев. Организация и проведение обучения работников добровольной пожарной охраны предусматривается за счет средств республиканского бюджета.
Реализация данных мероприятий, позволит создать в населенных пунктах республики, наиболее удаленных от подразделений ГПС, действенные добровольные противопожарные формирования, при этом значительно снизится время оперативного реагирования на пожары, временные показатели тушения пожаров, увеличится количество защищенных населенных пунктов.
Для размещения и организации работы личного состава ГПС, размещения техники пожаротушения, ее качественного обслуживания, необходимы современные пожарные депо. В районах Республики Бурятия основную массу зданий пожарных депо составляют здания, выполненные из бруса, года постройки - начала 50-х, середины 80-х годов. Амортизационный износ зданий и сооружений составляет 80%. В большинстве своем здания пожарных депо в районах не соответствуют типовым нормам проектирования объектов пожарной охраны. Программой предусмотрены строительство за счет республиканского бюджета 3-х типовых пожарных депо на 4 машиновыезда в г. Закаменск, п. Курумкан, пгт. Нижнеангарск, а также реконструкция и капитальный ремонт 9-ти существующих пожарных депо.
Более 80% основной пожарной техники, стоящей на вооружении ГПС Республики Бурятия, пожарно-технического вооружения морально устарело, выработало свой моторесурс на 100% и подлежит списанию, их ремонт не рентабелен. В условиях сельской местности для эффективного тушения пожаров необходимы высокопроходимые, полноприводные пожарные автомобили основного назначения с достаточным количеством перевозимых огнетушащих веществ. В населенных пунктах республики, имеющих здания высотой 4 этажа и выше, отсутствуют пожарные автолестницы, что не позволяет успешно проводить спасательные работы и вести эффективные действия по тушению пожаров на высотах. В 10-ти отрядах ГПС Республики Бурятия отсутствует специализированный аварийно-спасательный инструмент, необходимый для оказания экстренной помощи гражданам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и других чрезвычайных ситуациях. Необходимо обновление и замена автопарка легковых оперативных служебных автомобилей с учетом, что для ликвидации аварийно-спасательных работ и чрезвычайных ситуаций мелкого масштаба эту работу можно выполнить на оперативном автомобиле повышенной проходимости с вывозом на нем аварийно-спасательного инструмента.
В большинстве районов Республики Бурятия отсутствует газодымозащитная служба, при том, что деятельность газодымозащитной службы является одним из основных факторов, влияющих на успешное проведение спасательных работ на пожаре, снижение гибели и травмирования людей при пожарах, снижение масштабов развития пожаров и ущерба от них, обеспечение безопасных условий труда пожарных.
Программой предусматривается приобретение за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности ГУ РБ по делам ГО, ЧС и ОПБ 77 единиц пожарной техники основного назначения и пожарно-технического вооружения для ее комплектации, 4-х автолестниц, 18-ти единиц служебных оперативных автомобилей, 10-ти комплектов специализированного аварийно-спасательного инструмента, создание в 3-х районах республики с наиболее компактным проживанием людей газодымозащитной службы.
Одним из основных показателей, определяющих оперативную обстановку по пожарам и их последствиям, является качество обучения и подготовки пожарных, газодымозащитников. Строительство сооружений для подготовки личного состава при каждом депо позволит значительно повысить боеготовность личного состава дежурных караулов, уровень профессионального мастерства. На сегодняшний день в гарнизонах пожарной охраны республики сооружения для подготовки личного состава отсутствуют, при том, что необходимость их строительства очевидна.
Для практической подготовки газодымозащитников к работе в непригодной для дыхания среде в гарнизонах пожарной охраны должны быть оборудованы теплодымокамеры и полосы психологической (огневой) подготовки.
Как альтернативный вариант Программой предусматривается строительство за счет средств республиканского бюджета в г. Улан-Удэ единого Учебного центра подготовки пожарных (газодымозащитников), обучения специалистов и граждан к действиям в чрезвычайных ситуациях.
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к снижению пожарных рисков, создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу функционирования пожарной охраны.
8. Оценка социально-экономической и экологической эффективности
Программы (система показателей эффективности реализации)
Эффективность мероприятий Программы оценивается исходя из следующих предпосылок:
- нижняя экспертная оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций, пожаров составляет 1 процент валового регионального продукта (верхняя оценка - 3 процента);
- исходя из мировой практики наиболее развитых в экономическом плане государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций и тушение пожаров, к предотвращенному ущербу составляет 7-10 процентов, в худшем (пессимистическом) случае - 10 процентов.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить эффективность мероприятий по предупреждению пожаров на уровне 5 процентов.
В 2008 году ущерб от пожаров составил 2,186 млрд. рублей, что составило 1,84% от валового регионального продукта (ВРП2008 - 118,9 млрд. рублей). Для предотвращения ущерба в 2,186 млрд. рублей требовалось затратить в оптимистическом варианте 0,153 млрд. рублей, в пессимистическом - 0,2186 млрд. рублей.
Величина снижения экономического ущерба от пожаров (Эуп), оцениваемая для 2008 года, при условии финансирования должна была составить:
Эуп = (2,186 х 10 х 5) / 100 = 1,093 млрд. руб.
Для предотвращения ущерба в 2,186 млрд. рублей требовалось затратить Эз = 1,093 млрд. рублей.
Величина снижения экономического ущерба (Эу), оцениваемая через вложенные средства на предупреждение, применительно к 2015 году, по нижней оценке (пессимистичному варианту) составит:
Эу1 = (159 155,2 тыс. руб. / 5) х (100 / 10) = 318 310,4 тыс. руб.;
в оптимистичном варианте:
Эу2 = (159 155,2 тыс. руб. / 5) х (100 / 7) = 454 547,3 тыс. руб.
По предварительным оценкам, на каждый вложенный в Программу рубль приходится не менее 2-х рублей предотвращенного ущерба или экономии средств, необходимых на ликвидацию пожаров.
Среднее количество спасенных людей при пожарах в год составляет 360 человек. Применительно к среднестатистической доле валового республиканского дохода, приходящейся в год на одного человека, это соответствует величине ежегодного предотвращенного ущерба в 44 592 145 рублей. По имеющимся статистическим данным средняя величина стоимости спасенного имущества составляет 508 753 333 рублей. Таким образом, деятельность противопожарной службы позволяет ежегодно сохранить около 553 345 478 рублей.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить уровень защищенности населения и территорий республики от пожаров;
- повысить эффективность мероприятий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ при возникновении пожаров;
- уменьшить количество пожаров в Республике Бурятия;
- уменьшить количество погибших и травмированных людей при пожарах;
- уменьшить материальный ущерб от пожаров.
В перспективе планируется достижение следующих показателей:
Наименование показателя |
2011 г. (%) |
2012 г. (%) |
2013 г. (%) |
2014 г. (%) |
2015 г. (%) |
Количество незащищенных населенных пунктов (% от общего кол. н/п) |
43,3 |
30,0 |
20,0 |
10,0 |
0 |
Снижение количества пожаров к базовому показателю 2008 г. |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
6,0 |
8,0 |
Снижение количества погибших людей при пожарах* (индикатор Программы СЭР) |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
Снижение количества травмированных людей при пожарах* |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
*К среднему показателю за предыдущие 5 лет
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 11 апреля 2012 г. N 196 в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Основные программные мероприятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 10 февраля 2010 г. N 41 "О Республиканской целевой программе "Пожарная безопасность на 2011-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 13 февраля 2010 г. N 15
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 сентября 2012 г. N 573
Постановление Правительства Республики Бурятия от 11 апреля 2012 г. N 196