Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Типовой порядок
предоставления земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
для садоводства, огородничества или дачного хозяйства
(Одобрен распоряжением Правительства Республики Бурятия от 22 сентября 2012 г. N 598-р)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Типовой порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества или дачного хозяйства (далее - Порядок) разработан в соответствии с действующим градостроительным и земельным законодательством, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), нормативами градостроительного проектирования в Республике Бурятия для оказания методической помощи органам местного самоуправления.
1.2. Порядок содержит примерные положения, определяющие механизм предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
2. Предоставление земельных участков для ведения садоводства,
огородничества или дачного хозяйства
2.1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства осуществляется без проведения торгов.
2.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, устанавливаются в соответствии с Законом Республики Бурятия от 04.01.2003 N 178-III "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства".
2.3. Гражданин, заинтересованный в получении земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства (далее - заявитель), подает в орган местного самоуправления (далее - ОМСУ) по месту жительства заявление о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства с указанием:
1) предполагаемого местоположения земельного участка;
2) обоснования предполагаемого размера земельного участка;
3) целей использования земельного участка;
4) испрашиваемого права на земельный участок (собственность или аренда).
К заявлению прилагаются проект планировки и копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо копия нотариально заверенного документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Оснований для отказа в приеме документов законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
2.4. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся (не имеющих в собственности или аренде земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства) в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением) местного самоуправления (далее - регистрирующий орган). Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании даты регистрации соответствующих заявлений, по которым принято решение о постановке на учет.
2.5. Регистрирующий орган в течение трех календарных дней осуществляет регистрацию заявления в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении садового, огородного или дачного земельного участка на территории муниципального образования (далее - Книга регистрации заявлений граждан), оформляемой согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В Книге регистрации заявлений граждан листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью администрации муниципального образования и заверены подписью главы муниципального образования.
В Книге регистрации заявлений граждан не допускаются подчистки. Все изменения, вносимые в Книгу регистрации заявлений, заверяются должностным лицом регистрирующего органа.
Гражданину, подавшему заявление, выдается расписка в получении документов с указанием перечня документов и даты их получения. В случае получения заявления и документов по почте расписка в их получении не выдается.
2.6. Решение о включении в список или об отказе во включении в список заявителя принимается по результатам рассмотрения заявления и документов не позднее одного месяца со дня регистрации заявления и направляется заявителю в письменном виде.
Основаниями для отказа во включении в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, являются:
- непредставление заявителем полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка;
- наличие у заявителя на праве собственности или аренды земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
2.7. Списки граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, и изменения в указанных списках утверждаются главой муниципального образования и доводятся до сведения заинтересованных граждан путем письменного уведомления и размещения информации на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.
2.8. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, обращаются с заявлением согласно пункту 2.3 настоящего Порядка. Помимо документов, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Порядка, указанные лица представляют документы, подтверждающие статус лица, обладающего преимущественным правом на получение садового, огородного или дачного земельного участка.
2.9. Заявления граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, регистрируются в отдельной книге регистрации заявлений граждан, оформляемой согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
В книге регистрации заявлений граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью администрации муниципального образования и заверены подписью главы муниципального образования.
В книге регистрации заявлений граждан, имеющих преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, не допускаются подчистки. Все изменения, вносимые в книгу регистрации заявлений, заверяются должностным лицом регистрирующего органа.
2.10. Решение о включении в список или об отказе во включении в список заявителя принимается по результатам рассмотрения заявления и документов не позднее одного месяца со дня регистрации заявления и направляется заявителю в письменном виде.
Основаниями для отказа во включении в список граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, являются:
- непредставление заявителем полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 2.3 и 2.8 настоящего Порядка;
- наличие у заявителя на праве собственности или аренды земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства.
2.11. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Данные списки и изменения в них утверждаются главой муниципального образования и доводятся до сведения заявителей.
2.12. Регистрирующий орган на основании утвержденных списков определяет потребность в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных законодательством Республики Бурятия норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования, в соответствии с нормативным правовым актом, регулирующим вопросы землепользования и застройки на территории муниципального образования.
2.13. Регистрирующий орган в течение семи календарных дней со дня утверждения списков направляет в орган (структурное подразделение) местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками (далее - уполномоченный орган), ходатайство о выборе (предварительном согласовании) земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства с приложением расчета потребности в земельных участках для соответствующих целей.
2.14. Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня получения ходатайства с учетом разработанной в установленном порядке схемы зонирования территорий вновь создаваемых садовых (дачных), огороднических некоммерческих объединений граждан изготавливает схему расположения земельного участка или дает мотивированное заключение о невозможности предоставления земельного участка.
Схемы зонирования таких территорий содержат сведения о местах нахождения, ориентировочных площадях, целевом назначении и разрешенном использовании земельных участков.
Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
2.15. Уполномоченный орган в трехдневный срок со дня изготовления схемы расположения земельного участка направляет ее в регистрирующий орган.
2.16. Регистрирующий орган в месячный срок со дня получения схемы расположения земельного участка формирует предварительный персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее - некоммерческое объединение).
2.17. Для формирования предварительного персонального состава членов некоммерческого объединения регистрирующий орган направляет письменное уведомление о вступлении в некоммерческое объединение лицам, включенным в список граждан, имеющих в соответствии с действующим законодательством преимущественное право на получение садового, огородного или дачного земельного участка.
2.18. В случае отказа гражданина или непредставления письменного ответа в течение одного месяца с даты получения письменного уведомления о возможности вступления в некоммерческое объединение право на вступление в некоммерческое объединение предоставляется следующему по очереди. Включение в персональный состав членов некоммерческого объединения граждан, отказавшихся или не представивших письменного ответа, осуществляется при следующем формировании персонального состава членов некоммерческого объединения.
2.19. В случае если персональный состав членов некоммерческого объединения из списка граждан, имеющих преимущественное право на получение земельных участков, не был сформирован в полном объеме, право на участие в некоммерческом объединении предоставляется гражданам, состоящим в общем списке согласно очередности.
2.20. По итогам формирования персонального состава членов некоммерческого объединения граждане самостоятельно и за свой счет обеспечивают государственную регистрацию некоммерческого объединения в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
2.21. Уполномоченный орган в срок до 170 календарных дней в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
2.22. Формирование земельных участков (выполнение в отношении земельных участков кадастровых работ, осуществление их государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости") для размещения вновь некоммерческих объединений граждан обеспечивает уполномоченный орган.
2.23. Некоммерческое объединение обеспечивает разработку, согласование и утверждение в ОМСУ проекта организации и застройки территории такого некоммерческого объединения в соответствии с порядком, установленным Типовым положением о нормативах организации и застройки территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.
Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:
- проект организации и застройки территории некоммерческого объединения с пояснительной запиской (в том числе проекты строительства социально-бытовых объектов, объектов инженерной инфраструктуры (водовод, канализация, отопление, связь (в том числе Интернет);
- проекты жилых строений (согласование допустимых архитектурных решений);
- сметно-финансовые расчеты;
- графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, разбивочный чертеж выноса проекта на местность, схему инженерных сетей.
2.24. На основании проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения, исходя из предполагаемых затрат на строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры (водовод, канализация, отопление, связь (в том числе Интернет) общим собранием членов некоммерческого объединения устанавливаются размеры соответствующих целевых взносов. Копия протокола общего собрания направляется в уполномоченный орган.
2.25. После утверждения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения, до вынесения данного проекта в натуру некоммерческое объединение подает заявление в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка в аренду.
Размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется в соответствии с порядком, установленным ОМСУ.
Размер арендной платы за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена".
2.26. После утверждения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения и вынесения данного проекта в натуру некоммерческое объединение подает заявление в уполномоченный орган о предоставлении земельного участка за плату в совместную собственность членов некоммерческого объединения.
Цена земельного участка определяется ОМСУ на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
2.27. После получения земельного участка в совместную собственность членов некоммерческого объединения общим собранием членов некоммерческого объединения осуществляется распределение земельных участков между членами (гражданами, состоящими в списках, которые были утверждены в соответствии с пунктами 2.7 и 2.11 настоящего Порядка) с указанием в протоколе фамилий, имен, отчеств и соответствующих кадастровых номеров земельных участков. Копия протокола направляется в уполномоченный орган.
На общем собрании члены некоммерческого объединения избирают форму правления объединения и принимают решение о создании товарищества собственников жилья или заключают соглашения с управляющей компанией либо с ресурсоснабжающими организациями.
2.28. В установленные действующим законодательством сроки некоммерческое объединение обеспечивает оформление прав собственности членами объединения на жилые строения, а также на земельные участки и объекты недвижимости, относящиеся к имуществу общего пользования.
2.29. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются уполномоченным органом некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность бесплатно по заявлению некоммерческого объединения.
2.30. Заявление о предоставлении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, оформляется в соответствии с утвержденной уполномоченным органом формой.
2.31. Для предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, необходимы следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося представителем некоммерческого объединения как юридического лица;
2) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя заявителя.
2.32. Общее собрание членов некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
2.33. После введения в эксплуатацию объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры некоммерческое объединение в соответствии с Законом Республики Бурятия от 08.07.2009 N 906-IV "О поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Республике Бурятия" вправе обратиться в ОМСУ с письменным обращением о возмещении затрат, осуществляемых за счет целевых взносов на инженерное обеспечение территории некоммерческого объединения.
2.34. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном настоящим Порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.