Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Республиканского агентства
по делам семьи и детей
от 28 ноября 2012 г. N 264-о/д
Программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства - замещающей семьи.
Создание замещающей семьи - первый этап на пути ее развития. В образовавшемся пространстве замещающей семьи происходит адаптация всех ее членов к новым условиям. От того, как пройдет этот процесс, зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования.
Замещающая семья живет и развивается по тем же законам, что и любая другая семья, выполняет те же функции. При этом выполнение ее основной функции - воспитание детей - специфично и зачастую не связано с функцией рождения детей.
Замещающая семья берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей.
Ребенок, принятый в данную семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи.
Именно поэтому очень важно создать все необходимые условия для адаптации принятого ребенка, развития у него полноценного чувства привязанности к новой семье.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей, складывается из трех компонентов: информационно-образовательного, практического и коррекционного.
Этап подготовки замещающих родителей включает тренинги, проводимые в групповой форме и индивидуальные консультации, для потенциальных замещающих родителей.
Цель программы:
- Обеспечить психолого-педагогическую и правовую подготовку лиц, желающих принять ребенка (детей) для формирования социально-психологической готовности лиц к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, снижения риска отказа от воспитания и формирования навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).
Основные задачи программы:
- Ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей;
- Помочь лицам, желающим принять ребенка (детей), разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в. семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребёнка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);
- Помочь лицам, желающим принять ребенка (детей), определиться с формой семейного устройства, в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами, семейной ситуацией;
- Повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого (принятых) на воспитание в семью, в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- Предоставить информацию о возможности получения помощи и сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
Целевая группа; лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей.
Ожидаемые результаты:
- осознанное восприятие потенциальными замещающими родителями своих чувств" ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
- способствование осознанному восприятию замещающими родителями факта появления ребенка в семье;
- сформированность у потенциальных замещающих родителей четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
- грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) потенциальных приемных родителей в вопросах воспитания и формирования привязанности у принятого в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
- развитие способности у потенциальных замещающих родителей применять полученные теоретические знания на практике;
- понимание замещающими родителями причин возникающих проблем и умение находить пути их решения.
Программа может варьироваться в зависимости от потребностей и запросов слушателей.
Содержание разделов программы:
Раздел 1. "Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители", включающий проведение с каждым из кандидатов в приемные родители индивидуального собеседования (структурированного интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка) и изучение следующих тем:
а) содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители;
б) задачи подготовки, в том числе, касающиеся:
- выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
- формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
- формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
- ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;
в) понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители);
г) причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей;
д) общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел 2. "Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей", включающий:
- изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
- проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
Раздел 3. "Этапы развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
- роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Раздел 4. "Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка", включающий изучение следующих тем:
- виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
- диспропорции развития ребенка;
- понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
- семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение;
- оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
- Раздел 5. "Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности}", включающий изучение следующих тем:
- потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка;
- роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка;
- причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
- понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие);
- последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.
Раздел 6. "Адаптация приемного ребенка и приемной семьи", включающий в том числе изучение следующих тем:
- особенности ожиданий приемных семей;
- страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации;
- подготовка родственников к появлению приемного ребенка;
- подготовка кровных детей к появлению приемного ребенка;
- этапы адаптационного периода;
- чувства и переживания ребенка, приходящего в семью;
- способы преодоления трудностей адаптации;
- тайна усыновления, ее реальные и мнимые преимущества и сложности;
- способы сказать ребенку, что он приемный;
- роль специалистов в оказании, помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.
Раздел 7. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка", включающий в том числе изучение следующих тем:
- формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ);
- причины "трудного" поведения и способы работы с ними;
- эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка;
- причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм;
- понимание приемными родителями того, каких собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Раздел 8. "Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка", включающий изучение следующих тем:
- создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством);
- способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним;
- предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах;
- медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Раздел 9. "Особенности полового воспитания приемного ребенка", включающий изучение следующих тем:
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения;
- формирование половой идентичности у ребенка;
- полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности;
- способы защиты ребенка от сексуального насилия.
Раздел 10. "Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка", включающий изучение следующих тем:
- родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка;
- стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители;
- способы реагирования семьи на стрессовые, ситуации;
- социальные связи семьи кандидата в приемные родители;
- система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи;
- семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции;
- понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
- Раздел 11. "Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан", включающий изучение следующих тем:
- правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью;
- формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство);
- формы опеки (возмездная и безвозмездная);
- различия между формами семейного устройства;
- требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители;
- порядок представления кандидатами в приемные родители документов для Получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем;
- порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации;
- возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка;
- порядок принятия .судом решения об усыновлении ребенка;
- порядок подготовки и подачи заявления в суд;
- правовые аспекты тайны усыновления;
- возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения;
- порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье;
- порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью;
- меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;
- выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства;
- защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка;
- порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье;
- порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом;
- правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей;
- порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку;
- последствия отмены усыновления, опеки и попечительства;
- порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Раздел 12. "Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям", включающий изучение следующих тем:
- родительские и профессиональные функции приемной семьи;
- взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия;
- информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи;
- взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом.
Раздел 13. "Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители", включающий в том числе:
- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий;
- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;
- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;
- составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
% |
Название раздела |
Количество академических часов |
|||
Всего часов |
Из них |
||||
Лекции |
Семинары и тренинги |
Индивидуальная работа |
|||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители, в т.ч.: - индивидуальное собеседование (структурированное интервью), - диагностика личностных качеств и определение потенциала семьи |
6 |
0,5 |
1,5 |
4 |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
1 |
2,5 |
0,5 |
3 |
Этапы развития ребенка |
2,5 |
1 |
|
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 |
1 |
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) |
3,5 |
1 |
2,5 |
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
4,5 |
1 |
3,5 |
По запросу |
7 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" |
3,5 |
1 |
1,5 |
1 |
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
1,5 |
1 |
|
0,5 |
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 |
1 |
- |
1 |
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
4,5 |
1 |
2,5 |
1 |
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
1 |
1 |
|
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
1 |
1 |
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители |
1,5 |
|
1 |
0,5 |
|
Итоговая аттестация |
1 |
|
|
1 |
|
Итого |
40,5 |
11,5 |
19,5 |
9,5 |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Республиканского агентства по делам семьи и детей Республики Бурятия от 28 ноября 2012 г. N 264-о/д "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.