Во исполнение Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия", в целях рационального использования природных лечебных ресурсов, развития гидроминеральной базы, создания условий для подготовки придания республиканского статуса лечебно-оздоровительным местностям и курортам, развития ныне функционирующих санаторно-курортных учреждений, удовлетворяющих потребность граждан в санаторно-курортных услугах, и развития лечебно-оздоровительного туризма в республике Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Правительство Республики Бурятия.
3. Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству финансов Республики Бурятия (Шутенков И.Ю.) при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период включать Программу в Перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия принять участие в реализации Программы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя |
И. Егоров |
Республиканская целевая программа
"Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 июля 2012 г. N 439)
Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Законы Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия", от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах", постановление Правительства Республики Бурятия от 29.09.2009 N 368 "О мерах по реализации Закона Республики Бурятия "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия", постановление Правительства Республики Бурятия от 09.03.2010 N 78 "Об утверждении Положения о признании территорий Республики Бурятия лечебно-оздоровительными местностями и курортами местного значения" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Республики Бурятия |
Основной разработчик Программы |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Цели Программы - сохранение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Задачи Программы: 1. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности. 2. Создание условий для лечебно-оздоровительного туризма. 3. Создание условий для развития высокоэффективной взаимосвязанной сети оздоровительных и лечебно-профилактических санаторных организаций различных форм собственности, действующих на территориях лечебно-оздоровительных местностей. 4. Профилактика и лечение заболеваний. 5. Подготовка и повышение квалификации специалистов в санаторно-курортной отрасли, включая мультидисциплинарных специалистов. Целевые показатели: - придание 3 территориям Республики Бурятия статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения; - увеличение количества туристических прибытий с целью оздоровления; - увеличение количества койко-мест в санаторно-курортных организациях |
Сроки реализации и этапы реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Основные мероприятия |
Исследование природных минеральных источников для выявления лечебных факторов. Укрепление материально-технической базы и инфраструктуры функционирующих санаторно-курортных организаций |
Исполнители Программы |
Министерство здравоохранения Республики Бурятия; |
|
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия; Республиканское агентство по туризму; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования по годам и направлениям |
Общая сумма затрат на Программу - 420,483 млн. рублей, в том числе: - средства республиканского бюджета -2,28 млн. рублей, в том числе 2012 г. - 0; 2013 г. - 1,5 млн. рублей; 2014 г. - 0,78 млн. рублей; - средства местного бюджета - 0,42 млн. рублей, в том числе 2012 г. - 0; 2013 г. - 0,3 млн. рублей; 2014 г. - 0,12 млн. рублей; - средства из внебюджетных источников* - 417,783 млн. рублей, в том числе 2012 г. - 85,683 млн. рублей; 2013 г. - 164,12 млн. рублей; 2014 г. - 167,98 млн. рублей. Организационные мероприятия - 0,8 млн. рублей. Исследование источников - 2,1 млн. рублей. Развитие и укрепление материально-технической базы санаторно-курортных организаций, реализация инвестиционных проектов - 417,283 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение количества территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского значения, до трех в 2015 г. Увеличение количества человек, получивших санаторно-курортное лечение, - 10% к 2015 г. Увеличение количества койко-мест в санаторных организациях - на 2% к 2015 г. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Государственный заказчик Программы осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. Исполнители представляют информацию и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств республиканского бюджета. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах" |
*Справочно, носит прогнозный характер.
I. Технико-экономическое обоснование необходимости решения проблемы программными методами
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 16.09.1997 N 559-I "О лечебно-оздоровительных местностях, курортах в Республике Бурятия" Правительством Республики Бурятия (постановления от 29.09.2009 N 368, от 09.03.2010 N 78) утверждены положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского и местного значения.
В настоящее время в республике отсутствуют официально признанные лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского либо местного значения.
Территории, имеющие необходимые запасы минеральных вод, лечебных грязей, источники хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения могут быть признаны лечебно-оздоровительной местностью республиканского и местного значения.
Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского либо местного значения в соответствии с постановлениями требуется подготовка пакета документов, который включает следующие документы:
- бальнеологическое заключение о качестве природных лечебных факторов;
- экспертное заключение о запасах природных лечебных ресурсов;
- заключение государственной экологической экспертизы;
- заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы о состоянии территории;
- планово-картографический материал с указанием границ лечебно-оздоровительной местности, с информацией о землепользователях, топографический план с экспликацией угодий и сведениями об их пользователях.
Подготовку пакета документов для придания территории статуса лечебно-оздоровительной местности и курорта республиканского и местного значения осуществляют уполномоченный орган Правительства Республики Бурятия и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Одним из основных мероприятий подготовки территории к приданию статуса лечебно-оздоровительной местности или курорта республиканского или местного значения является получение бальнеологического заключения (исследование природного минерального источника для изучения физико-химического состава минеральной воды или грязи и методов использования с лечебно-профилактической целью).
По результатам бальнеологического заключения необходимо провести работу по привлечению инвестора, который на основании соответствующей лицензии проводит геологоразведочные работы по подсчету запасов минеральных вод (разведка подземных вод минеральных и питьевых не относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и может финансироваться только за счет федерального бюджета либо из внебюджетных источников) с целью получения экспертного заключения о запасах природных лечебных ресурсов. Только после получения экспертного заключения по запасам природных лечебных ресурсов могут быть произведены расчеты экономической эффективности освоения данной территории.
На основании бальнеологического заключения и заключения о запасах природных лечебных ресурсов готовятся заключения государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз.
Процедура получения заключений, включая исследование источника, его запасов, составляет не менее 1,5 - 2 лет.
В целях оказания содействия органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в придании территориям статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов мероприятия по исследованию минеральных источников включены в перечень текущих расходов, включаемых в республиканскую целевую программу (постановление Правительства Республики Бурятия от 22.09.2010 N 407 "О внесении изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.06.2009 N 248 "О Порядке разработки, проведению экспертизы и реализации республиканских целевых программ".
Проблема восстановления и развития человеческого ресурса вышла в России на уровень важнейших национальных задач. Это значит, что необходимо развивать восстановительную медицину и укрепление санаторно-курортной реабилитации, основной задачей которых является увеличение функциональных резервов и компенсация нарушенных функций организма.
В современном мире наиболее востребованным является лечебно-оздоровительный туризм, который предусматривает перемещение туристов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 ч и не более 6 мес. в оздоровительных целях, целях профилактики различных заболеваний организма человека.
Решение данных задач станет возможным благодаря усилению государственного регулирования развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обязательному и необходимому взаимодействию исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления, частных организаций (инвесторов) для решения задач программными средствами.
Настоящая Программа направлена на создание организационных, кадровых, материально-технических и финансово-экономических условий для решения существующих проблем для развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия.
II. Характеристика проблемы
По разнообразию природных лечебных факторов, главнейшими из которых являются минеральные воды, лечебные грязи, ландшафтно-климатические условия, наша республика превосходит другие в количественном отношении, но отстает по детальности изучения их генезиса и состава, по глубине научных проработок медицинских показаний к их применению и по наличию оригинальных методик их лечебного использования.
В Республике Бурятия имеется множество неосвоенных и малоосвоенных "диких" территорий, обладающих природными лечебными ресурсами. Практически не проводится работа по разведке, освоению и охране месторождений минеральных вод, грязей и т. д. Все это свидетельствует о том, что не на должном уровне находятся вопросы рационального использования региональных лечебных природных ресурсов.
В соответствии с Реестром минеральных вод в республике имеются 303 минеральных источника различных типов (холодные и термальные) и 55 минеральных озер. В настоящее время в республике отсутствуют официально признанные лечебно-оздоровительные местности и курорты республиканского либо местного значения.
С учетом имеющихся исходных данных (дебит воды, фактическая посещаемость, наличие инфраструктуры, наличие прав обременений на земельные участки вблизи источников) минеральные природные источники разделены на 3 категории для дальнейшей работы в соответствии с очередностью.
1. Источники 1 очереди
Данная группа источников выделена с учетом дебета воды, достаточного для организации санаторного комплекса, имеющегося высокого спроса среди населения, максимальной приближенности к объектам инфраструктуры:
- источники Кучигерский и Умхей (Курумканский район);
- Питателевский источник (Прибайкальский район);
- Халютинский источник (Иволгинский район).
2. Источники 2 очереди
Данная группа источников выделена с учетом имеющихся обременений на земельные участки вблизи источников, отдаленности источника от центральной части республики, объектов инфраструктуры и проблем обеспечения в связи с этим туристических потоков:
- источник Загза (Кабанский район);
- источники Жемчугский и Тункинский (Тункинский район);
- источник Хакусы (Северо-Байкальский район);
- источник Толстихинский (Баргузинский район);
- источники Гаргинский, Могойтинский и Аллинские источники (Курумканский район).
3. Источники 3- й очереди
Данная группа источников выделена в связи с их отдаленностью и большими затратами на строительство инфраструктуры:
- источник Дзелинда (Северо-Байкальский район);
- Баунтовский источник (Баунтовский эвенкийский район);
- источники Хойто-Гол, Жойган, Шумакские (Окинский район);
- источники Гоуджекит, Ирканинский (Северо-Байкальский район);
- источник Сеюй (Курумкаский район);
- источники Муйский и Толмачевский (Муйский район);
- источник "Енгорбойский аршан" (Закаменский район);
- источник "Ута Булаг" (Иволгинский район).
В рамках Программы предусмотрены расходы на финансирование мероприятий по подготовке бальнеологических заключений для источников 1 и 2 очереди, далее по мере появления инвестора и проведения геологоразведочных работ с подсчетом запасов минеральных вод возможно софинансирование из республиканского бюджета на проведение государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологической экспертизы, подготовку планово-картографического материала.
После признания территория лечебно-оздоровительной местностью или курортом республиканского значения возможно финансирование из республиканского бюджета следующих мероприятий:
- по обустройству территорий;
- по дополнительному изучению природных лечебных ресурсов;
- по разработке проекта округа санитарных зон или горно-санитарной охраны, поддержанию лечебно-оздоровительной местности, а также ее природных лечебных факторов в благоприятном экологическом и санитарно-эпидемиологическом состоянии;
- по проведению работ по сохранению природных лечебных факторов, уходу за зелеными насаждениями, проведению ландшафтных работ и других природоохранных работ;
- по строительству дорог, систем водоснабжения, канализации, энергообеспечения.
Для финансирования данных мероприятий потребуется внесение изменений в Программу.
III. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы - сохранение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Задачи Программы:
1. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности Республики Бурятия.
2. Создание условий для лечебно-оздоровительного туризма.
3. Создание условий для развития высокоэффективной взаимосвязанной сети оздоровительных и лечебно-профилактических санаторных организаций различных форм собственности, действующих на территориях лечебно-оздоровительных местностей.
4. Профилактика и лечение заболеваний.
5. Подготовка и повышение квалификации специалистов в санаторно-курортной отрасли, включая мультидисциплинарных специалистов.
IV. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы.
Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на сохранение и рациональное использование ценных природных лечебных ресурсов, укрепление гидроминеральной базы, развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в республике.
V. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы (приложение N 1) направлены на развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия.
VI. Ресурсное обеспечение и механизм реализации Программы
Источники финансирования |
Объемы финансирования (млн. руб.): |
|||
2012 - 2014 гг. |
в том числе: |
|||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
Всего |
420,483 |
85,683 |
165,92 |
168,88 |
Республиканский бюджет |
2,28 |
|
1,5 |
0,78 |
Местный бюджет |
0,42 |
|
0,3 |
0,12 |
Внебюджетные источники* |
417,783 |
85,683 |
164,12 |
167,98 |
*Справочно, носит прогнозный характер.
Финансирование мероприятий Программы, направленных на решение конкретных задач государственной политики в сфере развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов, осуществляется за счет республиканского (приложение N 2), местного бюджетов, также за счет средств инвесторов. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год и плановый период.
В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в соответствии с бюджетным федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия средства местным бюджетам из республиканского бюджета предоставляются в виде межбюджетных трансфертов.
VII. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Важнейшим результатом реализации Программы станет придание лечебно-оздоровительным местностям и курортам статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов республиканского значения.
Совокупность программных мероприятий при полной реализации позволит повысить инвестиционную привлекательность Республики Бурятия, увеличить поток туристов с целью оздоровления.
Реализация Программы будет способствовать:
- сохранению и рациональному использованию ценных природных лечебных ресурсов, укреплению гидроминеральной базы, развитию лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- созданию условий для отдыха и лечения населения на территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- улучшению экономической стабильности и увеличению прибыльности курортного дела, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджет;
- увеличению количества санаторно-курортных коек, которое приведет к улучшению показателей здоровья населения;
- созданию лечебно-оздоровительных организаций, которое позволит в 2-3 раза уменьшить число обострений хронических заболеваний как у взрослых, так и у детей, сократить количество дней временной нетрудоспособности в 2,3-3 раза, уменьшить потребность в госпитализации в 2,4 раза, сократить расходы на лечение в поликлиниках и стационарах в 2,6-3 раза, уменьшить выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8-2,6 раза;
- снижению общей заболеваемости.
Осуществление мероприятий создаст условия для улучшения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса и повысит привлекательность республики для лечебно-оздоровительного туризма. Увеличение количества человек, получивших санаторно-курортное и восстановительное лечение, позволит улучшить показатели здоровья населения республики (увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности населения в трудоспособном возрасте).
Целевые индикаторы выполнения программных мероприятий
Наименование индикаторов |
Значения индикаторов по годам: |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|
Количество территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями и курортами республиканского значения, ед. |
|
1 |
3 |
Увеличение количества человек, получивших санаторно-курортное и восстановительное лечение, % |
2 |
3 |
10 |
Увеличение количества койко-мест в санаторно-курортных организациях, % |
|
1,5 |
2 |
VIII. Механизм реализации Программы и порядок представления отчетности об исполнении Программы
Государственный заказчик осуществляет непосредственный контроль за реализацией Программы. Исполнителями представляются информация и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств республиканского бюджета.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 N 60-IV "О республиканских целевых программах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20 июля 2012 г. N 439 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Республике Бурятия на 2012 - 2014 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Бурятия" от 24 июля 2012 г. N 77
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21 января 2014 г. N 15 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 19 августа 2013 г. N 448
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Бурятия от 5 июля 2013 г. N 356
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Бурятия от 19 марта 2013 г. N 128