Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 31 мая 2013 г. N 271
Приложение N 1.2
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Республики Бурятия в 2013 году и на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 19 июля 2011 г. N 374)
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" разработан настоящий Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Бурятия в 2013 году и на период до 2020 года (далее - Комплекс мер).
I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего образования Республики Бурятия в 2011 - 2012 годах
Основные приоритеты развития системы общего образования Бурятии в 2011 - 2012 гг. согласованы с целями и задачами комплекса мер по модернизации общего образования, показатели результативности которого по итогам 2012 г. Республикой Бурятия выполнены в полном объеме. Значения показателей результативности представлены в таблице 1.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.07.2011 N 1064-р бюджету Республики Бурятия в 2011 году была предоставлена субсидия на реализацию комплекса мер по модернизации общего образования в размере 251 миллион 646 тысяч рублей, софинансирование из республиканского бюджета составило 13 миллионов 245 тысяч рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 N 2392-р в 2012 году бюджету Республики Бурятия предоставлена субсидия в размере 792 миллиона 993 тысячи рублей, в республиканском бюджете предусмотрено 55 миллионов 128 тысяч рублей.
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии бюджету Республике Бурятия на конец 2011 года
NN п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты) |
100 |
106,1 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
13,7 |
13,8 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
30,8 |
33,0 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0,0 |
0,0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0,0 |
0,0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
10 |
10 |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
40 |
40 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
2,0 |
4,3 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Значения показателей результативности предоставления субсидии бюджету Республике Бурятия на конец 2012 года
NN п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
100 |
111,69 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
25,3 |
26,4 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
57,7 |
57,7 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0,0 |
0,0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0,0 |
0,0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
5,3 |
5,3 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
34 |
34 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
8,2 |
8,2 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
По итогам реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Бурятия в 2011 - 2012 годах:
- среднемесячная заработная плата учителей республики в IV квартале 2011 года составила 19 195,3 руб., отношение к среднемесячной заработной плате в экономике республики за I квартал 2011 года составило 106,1 % при плане 100 %, в IV квартале 2012 года - 22 646,9 тыс. руб., отношение к среднемесячной заработной плате работников в целом по экономике республики за 2011 год составило 111,7 % при плане 100 %;
- по федеральным государственным образовательным стандартам в 2011 году обучались 13,8 % от общей численности школьников или 33 % от численности школьников, обучающихся по программам начального общего образования, при плане 13,7 % и 30,8 % соответственно, в 2012 году данные показатели составили 26,4 % и 57,7 % при плановых значениях 25,3 % и 57,7 %;
- первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности в 2011 году получили 10 % от общей численности учителей при плане 10 %, в 2012 году - 5,3 % при плане 5,3 %;
- повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в 2011 году прошли 40 % от общей численности учителей и руководителей общеобразовательных учреждений при плане 40 %, в 2012 году - 34 % при плане 34 %;
- дистанционное обучение школьников в 2011 году осуществляют 4,3 % от общей численности общеобразовательных учреждений, в 2012 году - 8,2 %, плановые показатели на 2011 год - 2 %, 2012 год - 8,2 %;
- в 2011-2012 годах наблюдается снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
Наиболее значимые результаты реализации Комплекса мер за два года (2011 - 2012), фиксируемые в Республике Бурятия с использованием данных государственной статистики, федеральных и региональных мониторингов:
Эффект 1. Обновление финансово-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечило соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям республики, повысило практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
Справочно: все общеобразовательные учреждения Республики Бурятия переведены на новую систему оплаты труда. Методика формирования фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в рамках новой системы оплаты труда утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.09.2007 N 289 "О системе оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия".
Финансирование всех общеобразовательных учреждений осуществляется на основе финансовых нормативов, утвержденных Законом Республики Бурятия от 11.07.2011 N 2210-IV "О нормативах финансового обеспечения общего образования в Республике Бурятия". Средства до всех общеобразовательных учреждений республики доводятся строго в соответствии с утвержденным финансовым нормативом и количеством учащихся; созданы и функционируют органы государственно-общественного управления - управляющие советы.
У каждого общеобразовательного учреждения республики есть интернет-сайт, отражающий основания и результаты финансово-хозяйственной деятельности (включая ежегодный публичный доклад), реализации основных образовательных программ ступеней общего образования, иную информацию, обязательную для размещения на сайте в соответствии с законодательством.
Эффект 2. За 2 года реализации проекта обеспечено повышение доступности качественного образования через существенное изменение материальной среды школы, кардинальное изменение технологий работы учителя, эффективных механизмов финансирования школ под решение этих задач.
Справочно: за 2 года в Республике Бурятия в 176 общеобразовательных школах проведены мероприятия по энергосбережению на сумму 450,0 млн. руб.; произведен текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся в 114 общеобразовательных школах на сумму 150 млн. руб.; произведена реконструкция учреждений на сумму 48,2 млн. руб.
В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования за 2 года поставлено:
- 166 комплектов оборудования по введению ФГОС начальной школы;
- 215 интерактивных комплексов;
- 150 компьютерных классов, 10 комплектов мобильных компьютерных классов;
- 51 класс-комплект мебели для кабинетов начальных классов;
- 103 комплекта для кабинетов физики, химии, биологии, технологии, ОБЖ, автодела;
- 148 комплектов медицинского оборудования в 2011 году на сумму 7 млн. руб.;
- 247 комплектов оборудования для пищеблоков, в том числе 147 комплектов оборудования для пищеблоков в 2011 году на 10 млн. руб. и 100 комплектов оборудования для пищеблоков в 2012 году на сумму 10 млн. руб.;
- 54 автобуса, в том числе 24 автобуса в 2011 году и 30 автобусов в 2012 году на сумму 46 млн. руб.;
- 8411 комплектов спортивного оборудования.
На пополнение фондов школьных библиотек общеобразовательных учреждений направлено 72,0 млн. руб. (учебники для 1 и 2 классов по новым стандартам, для нового предмета - ОРКСЭ).
Кроме того, приобретены электронные образовательные ресурсы на сумму 16,0 млн. руб., осуществлено увеличение пропускной способности интернет для 40 учреждений на сумму 5,0 млн. руб.
Эффект 3. Произошло качественное повышение уровня образовательных потребностей родителей - это и новое понимание результатов образования, и новые представления о среде, в которой должны учиться дети, изменилось представление граждан о качестве образования. На основе этого обеспечивается рост удовлетворенности граждан получаемым образованием. В этом смысле важно, чтобы потребность в образовании как инструменте достижения успеха была сформирована и у педагога и становилась нормой для каждого школьника.
Справочно: в 2012 году по опубликованному Агентством "РИА Рейтинг" рейтингу качества жизни в субъектах РФ "удовлетворенность населения качеством общего образования составляет 63,5 % от числа опрошенных.
В Республике Бурятия реализуется проект Комплексной оценки эффективности региональной системы образования (КОЭРСО), который включают в себя комплексный анализ эффективности деятельности муниципальной и региональной системы по экономическим, политическим и социальным направлениям с учетом географических, социально-политических, экономико-культурных, национальных и демографических особенностей регионального образовательного пространства.
Эффект 4. За счет повышения уровня зарплат учителей до средней зарплаты в экономике республики произошло обновление кадрового ресурса системы общего образования, ориентированного на современные образовательные результаты и технологии. Реформирование системы подготовки и повышения квалификации учителей связано с организацией на базе инновационных школ стажировочных площадок. Данные меры позволили повысить удовлетворенность педагогов ростом благосостояния, что сказывается на повышение престижа профессии учителя и роста самооценки учителя.
Справочно: основной задачей в рамках модернизации общего образования в Республике Бурятия стало доведение средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике региона. На доведение средней зарплаты педагогических работников общеобразовательных учреждений до уровня прогнозной средней зарплаты по республике - 22 тыс. 255 руб., объем дополнительных средств в 2012 году составил для государственных и муниципальных учреждений 74 млн. 874 тыс. руб. В муниципальных учреждениях повышение зарплат обеспечивалось за счет перевода отдельных должностей из штатных расписаний школ на финансирование из местных бюджетов.
В 2013 году при средней зарплате на уровне 2012 года - 22 тыс. 255 руб., объемы дополнительных средств для этих учреждений составят 609 млн. 384 тыс. руб.
В Республике Бурятия с 2011 года введен новый Порядок аттестации педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений, позволивший обеспечить прозрачность и независимость оценки их профессиональных компетентностей. За 2011 - 2012 годы произошло снижение доли педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию с 34 % до 27 %. В качестве социального эффекта можно отметить рост самооценки учителей, получивших высшую квалификационную категорию. Проблематика оценки деятельности учителя сохраняется в связи с несовершенством оценочного инструментария.
Повышение квалификации учителей и руководящих работников в рамках введения ФГОС прошло как на территории республики, так и в ведущих вузах дополнительного образования страны в очной, заочной, дистанционной формах обучения, а также в формате практикоориентированного обучения 56 стажировочных площадках республики.
В течение 2012 г. повысили квалификацию в целом 82 % руководителей и педагогических работников, по программам внедрения ФГОС 74,6 % учителей и руководящих работников, в том числе на сумму субсидии в 15 млн. р. 1760 учителей и руководящих работников по самым актуальным, сложным темам в образовании: управление качеством образования, ФГОС, работа с одаренными детьми, овладение информационными технологиями.
Эффект 5. Выстраивание республиканской системы оценки качества образования с ориентиром школы на достижение детьми не только знаний, умений и навыков, но и метапредметных, личностных результатов, позволяющих им успешно социализироваться, осуществлять ответственный выбор в открытой жизненной ситуации. Работа в школах направлена на более точную ориентированность профессионального самоопределения выпускников школы на перспективные потребности рынка труда. Важно повысить удовлетворенность родителей широтой и направленностью профориентации в школе
Эффект 6. Содержание образования выстраивается на прогнозе социально-экономического развития страны, мира в целом. Школа становится своеобразной машиной времени, которая предвосхищает в образовательной программе те компетенции, которые помогут быть успешным через 11 лет ребенку, приходящему сегодня в 1 класс. И эти компетенции совершенно естественно проявляются и развиваются в среде школы, а затем срабатывают в выпускниках школы уже в открытых жизненных ситуациях.
В 2012 году в Республике Бурятия функционировало 486 общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 116,5 тысяч учеников, работало 17,5 тысяч человек, в том числе 8,4 тысяч учителей. В настоящее время 76,3 % школьников республики обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям.
За счет средств комплекса мер в 2012 году на услуги по увеличению скорости сети Интернет до 1 Мбит/сек. для 40 общеобразовательных учреждений (8,2 % ОУ), подключенных по спутниковым каналам связи направлено 5,0 млн. руб., что позволило применить дистанционные образовательные технологии в данных общеобразовательных учреждениях, где существует острая нехватка педагогических кадров.
В целом реализация приоритетного проекта "Образование" в 2012 году привела к реальным результатам в области повышения зарплаты учителей, нового понимания качества образования, развития сети образовательных учреждений, общественного управления и повышения квалификации педагогов.
Республика Бурятия в качестве примера наилучшего результата в достижении показателей реализации комплекса мер по модернизации общего образования предложить другим регионам для практического использования проект Комплексной оценки эффективности региональной системы образования (КОЭРСО). Данный проект в 2012 году был удостоен Гран-При по итогам межрегионального конкурса эффективных управленческих моделей в рамках Байкальского образовательного форума.
Проект КОЭРСО представляет собой современные технологии комплексной оценки эффективности региональной системы образования, которая призвана на основе комплексного анализа функционирования образовательной системы обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве образования в регионе, представить информационный базис для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
В основу мониторинга положен интегральный показатель "Ценность человеческого капитала". Структуру человеческого капитала составляют общий (знания и навыки, которые люди получают в системе формального образования), и специфический (знания и умения, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности непосредственно на рабочих местах). Соответственно, чем качественнее образование, тем больше шансов стать успешным в профессиональной карьере, жизни. Отсюда можно сделать вывод о том, что качество жизни пропорционально качеству образования. Включение социально-экономических показателей развития региона в программу мониторинга качества образования обусловлено нашим убеждением в том, что качество образования является одним из существенных факторов социально-экономического развития региона.
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Республики Бурятия
NN п/п |
Наименование мероприятий |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
|||||||||||
всего |
в том числе |
||||||||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||||||||
всего |
региональный бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Приобретение оборудования |
210701,0 |
210701,0 |
203745,0 |
203745,0 |
6956,0 |
6956,0 |
6956,0 |
6956,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
86956,0 |
86956,0 |
80000,0 |
80000,0 |
6956,0 |
6956,0 |
6956,0 |
6956,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
35000,0 |
35000,0 |
35000,0 |
35000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
62245,0 |
62245,0 |
62245,0 |
62245,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
6500,0 |
6500,0 |
6500,0 |
6500,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
46172,0 |
46172,0 |
30000,0 |
30000,0 |
16172,0 |
16172,0 |
16172,0 |
16172,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
72000,0 |
72000,0 |
50000,0 |
50000,0 |
22000,0 |
22000,0 |
22000,0 |
22000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
5000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
15000,0 |
15000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся |
21000,0 |
21000,0 |
21000,0 |
21000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
16000,0 |
16000,0 |
16000,0 |
16000,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
280000,0 |
301577,2 |
280000,0 |
279997,2 |
0 |
21580,0 |
0 |
0 |
0 |
21580,0 |
0 |
0 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
150000,0 |
167237,3 |
150000,0 |
149999,3 |
0 |
17238,0 |
0 |
0 |
0 |
17238,0 |
0 |
0 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
48248,0 |
50047,9 |
48248,0 |
48147,9 |
0 |
1900,0 |
0 |
0 |
0 |
1900,0 |
0 |
0 |
|
Итого |
848121,0 |
888735,4 |
792993,0 |
792889,4 |
55128,0 |
95846,0 |
55128,0 |
55128,0 |
0 |
40718,0 |
0 |
0 |
II. Меры по модернизации общего образования в Республике Бурятия в 2013 году
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Бурятия в 2013 году будет направлена на достижение запланированных значений показателей результативности предоставления субсидии, а также на достижение институциональных и проектных результатов, приведенных в таблице 4.
Таблица 4
Планируемые показатели результативности предоставления субсидии бюджету Республике Бурятия на конец 2013 года
NN п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
(план) | ||
1. |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в субъекте Российской Федерации и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики (проценты) |
100,0 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
33,2 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
72,2 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0,0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0,0 |
3. |
Доля педагогических работников, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности педагогических работников (проценты) |
63,3 |
4. |
Доля руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений (проценты) |
94,3 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
8,7 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
Формирование бюджетов общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия осуществляется на основе подушевого принципа, введённого на основе республиканских и муниципальных нормативных и инструктивно-методических документов. НСОТ обеспечивает зависимость размера заработной платы от результатов труда работника, прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления; зависимость величины заработной платы руководителя образовательного учреждения от величины средней заработной платы педагогических работников образовательного учреждения.
В 2013 году необходимо обеспечить зависимость оплаты труда от интенсивности труда работников, обеспечить возможность самостоятельного условного нормирования оплаты неурочных видов деятельности педагогов.
Реализация комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Бурятия в 2013 году позволит обеспечить выполнение указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 в части доведения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы по республике.
Будет продолжена работа по интернет-сайтам школ по отражению оснований и результатов деятельности (включая ежегодный публичный доклад). В целях централизации местоположения сайтов и обеспечения возможности бесплатного хостинга для образовательных учреждений предполагается создание централизованного хостинг-центра на базе центра обработки данных аппарата Правительства Республики Бурятия. На эти цели в 2013 году потребуется 2 млн. руб. (499 ОУ).
В 2013 году будет проведена работа по наделению полномочиями органа коллегиального управления с участием родителей согласовывать программу развития, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС ступеней общего образования и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели качества услуг, оказываемых образовательными учреждениями в рамках государственных (муниципальных) заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
В 2013 г. стоит задача выполнения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" по предоставлению услуги аттестующимся педагогическим работникам, что обеспечит своевременное и качественное проведение процедур аттестации. Необходимо совершенствование инструментария оценки деятельности педагогических и руководящих работников, направленных на объективизацию уровня их профессиональных компетентностей. Также в 2013 году планируется апробация модели аттестации по результатам корпоративного обучения и стажировки, направленная на эффективное управление развитием учительского потенциала и обеспечения кадровых условий для реализации ФГОС и направлений НОИ "Наша новая школа". Деятельность республиканских стажировочных площадок на базе школ нацелена на включение инновационных образовательных практик и современных педагогических технологий в систему работы каждого учителя. Реализация модели предполагает изменение подходов к организации повышения квалификации педагогов:
- использование технологий корпоративного обучения по модифицированным модульным дополнительным профессиональным образовательным программам;
- разработку вариативных практико-ориентированных модулей под запросы и потребности заказчика - школы, учителя, и их обязательное освоение на площадках республиканских стажировочных площадок;
- предъявление на внешнюю экспертизу и оценку результатов повышения квалификации пакета образовательных результатов (основная образовательная программа ступени школьного образования, предметные рабочие программы, проекты, ЭОР, модельное учебное занятие по урочной и внеурочной деятельности и т.д.);
- проведение общественно-профессиональной экспертизы как механизма государственно-общественного управления образованием с привлечением экспертов от общественности (родители, представители органов МСУ, общественных организаций и др.) для оценки уровня профессиональной компетентности педагога.
Требуется дальнейшее повышение квалификации руководящих работников по программам профессиональной переподготовки в области управления, за 2010 - 2012 годы доля руководителей, имеющих дополнительную специальность в области управления, увеличилась с 16,2 % до 32 % от общего количества руководящих работников.
Также планируется организация повышения квалификации в формате персонифицированного финансирования повышения квалификации, позволяющей индивидуализировать профессиональное развитие педагогических работников.
В 2013 году в целях создания условий для обеспечения доступности образовательного контента для учащихся отдаленных и труднодоступных поселков планируется дальнейшее увеличение скорости доступа к сети Интернет в данных образовательных учреждениях, что позволит успешно применять дистанционные образовательные технологии. Планируется увеличение скорости для 40 % ОУ.
В рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2013 году запланированы мероприятия, направленные на следующие проектные результаты.
За счет средств субсидии (10 млн. руб.) предусмотрено прохождение учителями начальной и основной школы республики повышения квалификации для работы по ФГОС.
На организацию безопасного подвоза всех обучающихся в базовые школы запланировано 23,182 млн. руб., будут приобретены автобусы, соответствующие всем требованиям ГОСТа.
Для организации работы по обеспечению возможности обучения старшеклассников по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будет в пилотном режиме внедрена электронная образовательная среда. Это позволит обеспечить эффективное обучение в зависимости от потребностей каждого старшеклассника, независимо от места проживания, материальной обеспеченности и физических особенностей.
На обеспечение обучающихся необходимыми бесплатными учебниками в 2013 году предусмотрено 50 млн. руб., будут приобретены учебники для учащихся 3-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений по новым ФГОС.
Для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов в каждую начальную школу будет закуплен комплект мультимедийного оборудования.
В рамках мероприятий, направленных на капитальный ремонт и энергосбережение, в школах республики будут обеспечены условия по водоснабжению, канализации, оборудованию туалетов в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения).
В 2013 году эффектом от успешного внедрения "Электронной образовательной среды" сократятся не менее чем в 2 - 3 раза объемы и виды отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями с учетом рекомендаций Минобрнауки России (письмо от 12.09.2012 N ДЛ-150/08). На данное мероприятие потребуются дополнительные средства на дооснащение школ Республики Бурятия компьютерным и сетевым оборудованием.
С учетом социально-демографических, географических и других особенностей республики в комплекс мер по модернизации общего образования будут включены мероприятия, направленные на развитие дистанционного образования детей-инвалидов, в том числе расширение филиалов центров дистанционного образования и совершенствование их материально-технической базы. В рамках проведения V Байкальского образовательного форума в июле 2013 года будет организована секция по инклюзивному образованию.
Меры, направленные на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения
На протяжение последних трех лет наблюдается рост числа молодых специалистов, выезжающих для работы в сельские учреждения образования: на 3 % больше стало учителей со стажем до 2-х лет, 21 % от общего количества педагогов составляют учителя в возрасте до 35 лет. По сравнению с другими, более благополучными регионами, это хороший показатель.
В целях привлечения молодых специалистов муниципальными органами управления образования разрабатываются программы поддержки, включающие мероприятия по обеспечению жильем на условиях софинансирования, выделение земельных участков, создание условий для повышения квалификации. В рамках реализации Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы за 3 года приобрели жилье на условиях софинансирования 41 учитель, 16 человек получили земельные участки под строительство жилых домов. Получили возможность участвовать в программе льготного ипотечного кредитования 137 молодых педагогов. Но данные меры недостаточны для закрепления молодых специалистов, так, за последние 3 года отток молодых учителей сохраняется на уровне 2 %.
За последние 3 года выявлена динамика ухода из общеобразовательных учреждений учителей пенсионного возраста: в 2008 г. - 15,9 %, в 2011 г. - 15,1 %. К мероприятиям, стимулирующим выход учителей на пенсию по возрасту, относится факт активного привлечения молодых специалистов: в 2010 - 235 человек, в 2011 - 230 человек, в 2012 г. - 208 человек.
В 2013 году работа по привлечению молодых специалистов будет направлена на мероприятия, связанные с усилением работы органов местного самоуправления по социальной поддержке молодых учителей, включающей не только обеспечение жильем, но финансирование повышения квалификации молодых специалистов на базах лучших вузов страны и стажировочных площадок, выплат единовременного пособия, поддержки в организации домашнего хозяйства. Решение данных вопросов будет обсуждаться на круглых столах, участниками которых станут представители органов государственно-общественного управления, родительские сообщества, профессиональные Ассоциации педагогов.
Впервые в рамках распределения выпускников педагогических факультетов будет проведена общественно-профессиональная экспертиза профессиональной готовности выпускников педагогических факультетов к деятельности в общеобразовательном учреждении как творческая форма презентации профессиональных компетентностей молодых специалистов для работодателей.
Ежегодно молодые педагоги становятся участниками форумов и слетов молодых специалистов в рамках Байкальского образовательного форума, проводимых на территории Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Слет как переговорная и проектная площадка молодых учителей запланирован в дни проведения БОФ-13.
III. Основные направления модернизации системы общего образования Республики Бурятия на период до 2020 года
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
В рамках целевой установки Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2148-р) республика будет работать по достижению современного качества учебных результатов и результатов социализации, созданию современной системы оценки качества образования. Ключевой приоритет - повышение зарплаты педагогических работников, их мотивации к эффективному и творческому труду.
Для обеспечения равной доступности общего образования осуществляется постепенный переход начальной, основной и средней школы на новые государственные стандарты. В 2020 году по ним будут учиться все старшеклассники. Особый акцент в республике будет сделан на развитие математического образования как основы для создания высокотехнологичной экономики.
Реализация стратегических задач позволит к 2020 году обеспечить:
- повышение доступности качественного образования за счет обновления содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
- обеспечение гарантированного доступа к сети Интернет образовательных учреждений, управляемого централизованной системой контент-фильтрации, реализация сетевых образовательных программ на основе дистанционного обучения;
- повышение статуса учителя благодаря государственной поддержке молодых специалистов, участию в профессиональных конкурсах и программах различного уровня и направленности;
- обеспечение дальнейшего развития системы повышения квалификации работников образования;
- усиление воспитательного потенциала школы, развитие системы дополнительного образования по обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
- расширение поддержки одаренных и талантливых детей, становление воспитательных систем школы как центра воспитания и дополнительного образования;
- повышение комплексной безопасности образовательных учреждений, снижение энергозатрат на обслуживание зданий образовательных учреждений;
- расширение общественного участия в управлении образовательными учреждениями, в том числе развитие управляющих и попечительских советов, проведение публичных отчетов, формирование социального заказа на образовательные услуги.
Для координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия по реализации комплекса мер по модернизации республиканской системы общего образования Правительства Республики Бурятия от 11.08.2011 N 425 "О межведомственной комиссии по реализации комплекса мер по модернизации республиканской системы общего образования" образована межведомственная комиссия по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования, утверждено Положение о Комиссии и ее состав.
Министерство образования и науки Республики Бурятия обеспечивает мониторинг реализации мероприятий комплекса мер, оценку эффективности использования средств.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 мая 2013 г. N 271 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.