Заслушав и обсудив информацию о ходе реализации Закона Республики Бурятия от 13 октября 2008 года N 468-IV "О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия" (в части стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и механизмов организации частно-государственного партнерства в сфере предоставления стационарных социальных услуг), представленную заместителем министра социальной защиты населения Республики Бурятия А.Н. Кирилловым, Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Бурятия является высокая численность лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2013 года 187,5 тыс. жителей республики являются получателями трудовых пенсий по старости, более 36 % составляют жители в возрасте 70 лет и старше. При этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа. Так, удельный вес населения старше трудоспособного возраста в Бурятии составляет 17,9 % или 174 тыс. человек (по России - 21,6 %). В период до 2025 года в республике прогнозируется увеличение численности пожилых людей в составе населения до 21,5 % или 205,5 тысяч человек. Только за 2011 год численность пожилых людей в возрасте 80 лет и старше возросла на 1 133 человека и составила более 17,0 тыс. человек или 1,8 % населения.
В целях совершенствования правового регулирования в области социального обслуживания населения в Республике Бурятия создана нормативно-правовая база. В рамках Закона Республики Бурятия от 13 октября 2008 года N 468-IV "О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия) с 2009 года социальное обслуживание осуществляется на основе государственных стандартов, на принципах оценки индивидуальной нуждаемости человека и размера среднедушевых доходов гражданина и его семьи. Государственные стандарты утверждены на все виды и формы социального обслуживания: стационарное, полустационарное, нестационарное, временный приют, реабилитационные услуги.
В республике работают 17 учреждений социального обслуживания населения, в том в числе 5 психоневрологических интернатов, 7 домов-интернатов общего типа, 1 комплексный центр социального обслуживания, 4 реабилитационных учреждения. С 2012 года все учреждения работают в статусе автономных. Изменен подход к управлению учреждениями, разработана и внедрена внутриотраслевая система ориентирования работы учреждений социального обслуживания на результат. Совершенствуется механизм государственного задания на оказание услуг, установлены целевые индикаторы деятельности для всей сети учреждений и критерии оценки качества работы каждого учреждения.
В стационарных учреждениях социального обслуживания населения (домах-интернатах), в которых созданы комфортные и безопасные условия, проживает 2 220 граждан пожилого возраста и инвалидов. За 2012 год медико-социальные услуги в четырех реабилитационных учреждениях отрасли получили 13 525 человек (7 429 - реабилитационные услуги, 6 096 - стационарное лечение). Все проживающие проходят социальные, медицинские, психологические и реабилитационные мероприятия. Продолжительность жизни в домах-интернатах на 8 - 10 лет выше средней продолжительности жизни по республике.
В психоневрологических интернатах республики проживает 1 225 человек. В связи с увеличением числа людей с психосоматическими заболеваниями очередность в данные учреждения по состоянию на 1 июня 2013 года составляет порядка 50 человек.
Путем внедрения инновационных технологий, новых форм и методов работы, повышения качества ассортимента и обеспечения безопасности услуг, перевода неключевых функций подведомственных учреждений на аутсорсинг повышается эффективность деятельности учреждений социальной защиты населения.
В 2011 году при стационарном социальном обслуживании переведено услуг на аутсорсинг на общую сумму 10 213,4 тыс. рублей. Экономия бюджетных средств в 2011 году составила 764,0 тыс. рублей.
В 2012 году при стационарном социальном обслуживании аутсорсерами оказаны услуги на сумму 12 427 тыс. рублей, экономия бюджетных средств по проведенным мероприятиям составила 1 142,57 тыс. рублей.
В 2013 году в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 18 ноября 2011 года N 601 "Об аутсорсинге в исполнительных органах государственной власти" продолжается работа по передаче непрофильных направлений деятельности на аутсорсинг.
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия в настоящее время разрабатывается механизм формирования государственного заказа на социальные услуги при надомном социальном обслуживании.
Учитывая растущую продолжительность жизни и увеличивающуюся потребность в социальном обслуживании и профессиональном уходе за пожилыми людьми, в республике существует необходимость ввода в эксплуатацию нового современного стационарного учреждения для названной категории граждан с полным соблюдением норм безбарьерной среды.
Наиболее перспективным представляется строительство современного специально спроектированного учреждения с секционной системой комнат, объединяющего под своей крышей несколько домов-интернатов малой вместимости. Формат учреждения гарантирует уважение частной жизни (каждый живет в своей комнате, имеет личное пространство) и в то же время позволяет общаться в почти семейной обстановке, обеспечивает самостоятельность, посильную занятость пожилого человека. Кроме того, затраты на содержание такого учреждения гораздо ниже, чем на содержание дома-интерната малой вместимости.
С целью создания пансионата для престарелых людей с ограниченными возможностями, обеспечения благоприятных и комфортных условий проживания граждан пенсионного возраста, в том числе нуждающихся в постоянном круглосуточном уходе, Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия подготовлен инвестиционный проект "Строительство пансионата для престарелых и инвалидов на 200 мест в г. Улан-Удэ" с общим объемом финансирования 890 млн. рублей. Для реализации проекта разработана проектно-сметная документация, выделен земельный участок под строительство, денежные средства запланированы в республиканском бюджете на 2012 - 2013 годы. Реализация данного проекта возможна на условиях государственно-частного партнерства.
В целях привлечения социально-ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение социально-экономических условий жизни людей пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и их семей, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия ежегодно проводятся конкурсы социальных проектов. По итогам конкурса победителям предоставляются субсидии из республиканского бюджета на реализацию проектов. В 2013 году были признаны победителями 23 общественные организации.
Рост потребностей пожилого населения в социальной поддержке и услугах очевиден, идет активный поиск источников и ресурсов для удовлетворения нужд этой категории населения. Решить данную проблему можно только путем дальнейшего реформирования региональных систем социальной защиты населения, внедряя новые технологии и методы работы, позволяющие наиболее эффективно реализовывать права граждан старшего поколения на социальные гарантии, активную жизнь в обществе.
Исходя из вышеизложенного, Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию, представленную заместителем министра социальной защиты населения Республики Бурятия А.Н. Кирилловым о ходе реализации Закона Республики Бурятия.
2. Рекомендовать Правительству Республики Бурятия:
1) принять меры по созданию перспективных направлений и благоприятных условий для развития государственно-частного партнерства в Республике Бурятия, привлекательного инвестиционного климата для частных инвестиций в социальную сферу.
3. Рекомендовать Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия:
1) продолжить работу по реализации инвестиционных проектов: строительства нового пансионата для престарелых людей с ограниченными возможностями с секционной системой комнат, объединяющего под своей крышей несколько домов-интернатов малой вместимости, резиденций для пожилых людей на базе автономного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Посольский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и спального корпуса на базе автономного учреждения социального обслуживания Республики Бурятия "Бабушкинский психоневрологический интернат";
2) разработать механизм привлечения на конкурсной основе негосударственных организаций для социального обслуживания населения, обеспечения доступа к бюджетному финансированию негосударственного сектора;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4) провести реструктуризацию действующих стационарных учреждений социального обслуживания, создание новых учреждений, в том числе с учетом возможностей государственно-частного партнерства в целях ликвидации очередности в психоневрологические интернаты;
5) обратить внимание на необходимость популяризации и освещения в средствах массовой информации передового опыта реализации принципов государственно-частного партнерства в вопросах, связанных с социальной защитой и социальным обслуживанием пожилых людей и инвалидов.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по социальной политике.
Председатель Народного Хурала |
М.М. Гершевич |
г. Улан-Удэ
20 июня 2013 года
N 1835-IV
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 20 июня 2013 г. N 1835-IV "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "О социальном обслуживании населения в Республике Бурятия" (в части стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и механизмов организации частно-государственного партнерства в сфере предоставления стационарных социальных услуг)"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 27 июня 2013 г. N 65