Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 10 сентября 2015 г. N 246
Прогноз социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов разработан на основе анализа социально-экономического развития г. Улан-Удэ за предшествующий период, сценарных условий социально-экономического развития на среднесрочный период, методических рекомендаций к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития, а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Программами социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года.
Основные параметры прогноза развития экономики г. Улан-Удэ до 2017 года разработаны по двум вариантам:
- первый вариант - базовый - предполагает сохранение положительной динамики развития экономики, но вместе с тем характеризуется умеренным ростом основных прогнозных показателей, относительно невысоким инвестиционным спросом, недостаточным ростом потребительского спроса;
- второй вариант - оптимистичный - предполагает более быстрое развитие экономики на основе улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов, модернизации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Функционирование экономики в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
В прогнозируемом периоде внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста.
Ряд параметров нового прогноза был скорректирован по сравнению с предыдущим в связи факторами, оказывающими влияние на элементы воспроизводственного процесса, а также в связи с изменениями индексов потребительских цен. Прогноз разработан в соответствии сценарными условиями, рекомендованных индексов дефляторов представленных Министерством экономического развития РФ.
Оценка 2015 года социально-экономического развития г. Улан-Удэ
В промышленности в 2015 году прогнозируется индекс производства на уровне 87,2%, в том числе:
- обрабатывающие производства - 84,35%,
- в производстве и распределение электроэнергии газа и воды - 100%.
Среди обрабатывающих производств снижение ожидается в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (ИПП - 66,99%), в целлюлозно-бумажном производстве; издательской и полиграфической деятельности (ИПП - 94,68%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (ИПП - 97,69%), в металлургическом производстве (ИПП - 40,84%), в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (ИПП - 82,8%) и в производстве транспортных средств и оборудования (ИПП - 85,79%).
Прогноз на 2015 год по объемам отгруженной продукции составит:
- "производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" - 4094,4 млн. рублей (66,99%). В 2015 году ожидается снижение объемов производства, в связи с остановкой макаронного производства на ООО "Макароны Бурятии", снижением объемов производства на ООО "Бурятмяспром" из-за недостатка сырья, в 2014 году было остановлено производство продукции на ОАО "Байкалфарм" (перевод производственных мощностей в г. Красноярск), а также падением объемов производства на ЗАО "Амта".
Положительная динамика роста производства и отгрузки в оптимистичном сценарии возможно будет обеспечена за счет роста объемов молока в Тетрапаке на ОАО "Молоко Бурятии". В прогнозируемый период предприятия будут осваивать для реализации своей продукции районы Республики Бурятия, а также города Иркутск, Чита. Кроме того, увеличению объемов отгрузки способствует увеличение туристического потока из Монголии после отмены визового режима.
Будет продолжено техническое перевооружение производства, дооснащение действующего производства на ОАО "Амта", ОАО "Бурятхлебпром", ОАО "Молоко Бурятии", ООО "Пиката". В плановый период предприятия планируют освоение новых видов продукции, будет вестись работа по улучшению потребительской упаковки.
- "текстильное и швейное производство" - 192 млн. руб. (103,57%).
В настоящее время отрасль представлена малыми предприятиями. Рост объемов производства ожидается на предприятиях ООО "Ажур-текс", ООО "Ажур".
- "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" - 600 млн. руб. (40,84%).
Финансовая ситуация на ведущем предприятии отрасли ЗАО "Улан-Удэстальмост" на протяжении последних 3-х лет остается напряженной, в 2015 году она обострилась. Одна из основных причин - неэффективное использование мощностей на рынке мостовых конструкций в условиях рыночной конкуренции и снижение активности государства в инфраструктурных проектах на Дальнем Востоке и в Сибири.
В 2015 году ведущее предприятие отрасли ЗАО "Улан-Удэстальмост" столкнулось с отсутствием крупных законтрактованных заказов на строительство мостов. Предприятие отрасли имеет на сегодня большую кредитную задолженность. На 1 июня 2015 года размер ее составляет 1,8 млрд. руб, из которых более 1,3 млрд. руб. перед банками. Кроме отсутствия заказов на новые объекты, не оплачены работы по исполненным объектам. В настоящее время предприятие прорабатывает возможности выхода из ситуации, в т.ч. за счет привлечения инвестора. Таким инвестором на сегодня является ОАО "ПО Иркутский завод тяжелого машиностроения". На данный момент менеджментом ИЗТМ и У-УСМ совместно разработана и согласована с основными кредиторами дорожная карта, с целью финансового оздоровления предприятия, а также принято решение о формировании доли ИЗТМ в акционерном капитале ЗАО "Улан-Удэстальмост".
Основными целями совместной деятельности руководители предприятий называют сохранение социально-экономической стабильности региона через сохранение рабочих мест, своевременная выплата заработной платы, выполнение обязательств по налоговым отчислениям в бюджет и фонды, а также загрузка производства портфелем заказов, достаточным для получения положительного финансового результата.
- "производство транспортных средств и оборудования" - 52627,1 млн. руб. (85,79%). Индекс промышленного производства по данному производству рассчитан с учетом рекомендованных индексов дефляторов (121,2% на 2015 год) представленных Министерством экономического развития РФ.
ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" в 2015 году намерен увеличить объемы производства в программе максимум, что связано с увеличением поставок подразделениям Минобороны РФ, расширением географии сбыта продукции, началом производства вертолетов Ми-8АМТШ-ВА для арктической группировки войск. С учетом специфики сдачи готовой продукции, своевременного обеспечения комплектующих изделий предприятие выйдет в 2015 году на объемы отгрузки, равные 45,6 млрд. рублей.
ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" в 2015 году продолжит реализацию Программы техперевооружения и модернизации техники с освоением программно-технических комплексов, направленной на увеличение выпуска вертолетов и создание предпосылок освоения новых перспективных изделий.
На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале ОАО "Желдорреммаш" продолжится реализация Программы обновления и модернизации основных фондов, в том числе по замене оборудования и модернизации электромашинного производства и литейно-механического производства. Ожидается наращивание объемов ремонта электровозов, расширения поставок запасных частей для ОАО "РЖД". На предприятии продолжена реализация инвестиционной программы по обновлению основных фондов на Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиал ОАО "Желдорреммаш".
Объемы производства и отгрузки будут выше уровня 2014 года на 12 - 17%. В 2015 году предприятие в планах ставит ремонт 572 электровозов против 486 в 2014 году. Объемы отгрузки составят не ниже 7,0 млрд. руб.
- по "производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования"- 800 млн. руб. (82,80%).
В 2015 году предприятие отрасли ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" ощущало недозагрузку производственных мощностей. В целях экономии ресурсов неоднократно вводилась неполная рабочая неделя. Крупные потребители продукции предприятия ОАО "Раменский приборостроительный завод", ОАО "Уфимское приборостроительное производственное объединение" и другие стали отказываться от размещения заказа на предприятии, т.к. стали производить данные изделия самостоятельно. Перспективы развития ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" будут связаны с расширением поставок продукции по государственному оборонному заказу для нужд Министерства обороны России.
Параметры прогноза по разделу промышленности были скорректированы в сторону уменьшения исходя из фактических показателей объемов промышленного производства за 2014 год. Ранее прогнозируемый индекс производства промышленности на 2015 год составлял 103,3% по 1 варианту, 104,7% по 2 варианту, что превышает оценочные значения 2015 года на 15,6% - 16,7%.
Снижение связано с уменьшением объемов обрабатывающих производств в 2014 году (производство готовых металлических изделий - 78,2%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 42,2%). А также с начала 2015 года отмечается снижение объемов отгруженной продукции по производству готовых металлических изделий - 30,9%, по производству электрооборудования и оптического оборудования - 79,5%, по производству пищевых продуктов, включая напитки - 94,6%, издательская полиграфическая деятельность - 92,3%.
На 2015 год объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям оценивается в 11445,87 млн. руб. В реальном секторе экономики инвестиции будут распределены по следующим видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство: обновление производственных мощностей Улан-Удэнской птицефабрики (47 млн. руб.), техническое перевооружение ОАО "Байкальская лесная компания" (19,54 млн. руб.).
- рыболовство и рыбоводство: 10,02 млн. руб.
- добыча полезных ископаемых: 146,80 млн. руб.
- обрабатывающие производства (1069,05 млн. руб.), в том числе:
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака: техническое переоснащение производства, расширение ассортимента производимой продукции ОАО "Молоко Бурятии" (15,0 млн. руб.), техническое переоснащение производства ООО "Бурятмяспром" (33,0 млн. руб.), расширение ассортимента продукции (4,5 млн. руб.), закупка оборудование для формовки теста "Пиката" (1,57 млн. руб.);
- текстильное и швейное производство: техническое перевооружение производства "Исправительная колония N 2 УФСИН РФ по Республике Бурятия" (0,15 млн. руб.);
- целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность: Республиканская типография (0,196 млн. руб.);
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов, обновление производственных мощностей ООО "Базальт" (20 млн. руб.);
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования: обновление основных фондов ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение" (25,0 млн. руб.);
- производство транспортных средств и оборудования: модернизация вертолета Ми-171, техническое переоснащение производства ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (584,68 млн. руб.), ОАО "Желдорреммаш" (194,26 млн. руб.), ОАО "Аэротех" (91 млн. руб.), ЗАО "Улан-Удэнский лопастной завод", ОАО "Улан-Удэнский авиаремонтный завод", ОАО "Вертолетная инновационно-промышленная компания" (100 млн. руб.);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды: развитие инженерной инфраструктуры в г. Улан-Удэ (63,08 млн. руб.), техническое перевооружение и реконструкция по ОАО "Улан-Удэ Энерго" (74,58 млн. руб.), мероприятия с увеличением пропускной способности существующих тепловых сетей (206,99 млн. руб.).
- строительство: комплексная застройка 142 мкр. (100 млн. руб.), строительство жилого комплекса "Новый город" в г. Улан-Удэ (170 млн. руб.).
- оптовая и розничная торговля: строительство и реконструкция объектов торговли и другие мероприятия в данной отрасли(270 млн. руб.).
- гостиницы и рестораны: реконструкция гостиничного комплекса "Бурятия" (10 млн. руб.), строительство гостиницы "Верхнеудинск" на 50 мест (15 млн. руб.), строительство этно-комплекса "Баргуджин-Токум" (1 млн. руб.), строительство туристско-информационного центра "Визит Бурятия" (1,25 млн. руб.).
- транспорт и связь: модернизация городского пассажирского транспорта, приобретение автобусов (150 млн. руб.), расходы на мероприятия по повышению уровня благоустройства автомобильных дорог федерального значения (82,6 млн. руб.), проектные и изыскательские работы на строительство пешеходного перехода (0,1 млн. руб.), мероприятия по реконструкции улично-дорожной сети в рамках празднования 350-летия г. Улан-Удэ (467,5 млн. руб.).
- финансовая деятельность:117,71 млн. руб.
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг:3443,26 млн. руб.
- государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование:1187,09 млн. руб.
- образование: строительство детского сада в 102 мкр. (221,4 млн. руб.), строительство школы N 2 (105,5 млн. руб.), строительство и капремонт (94,98 млн. руб.);
- здравоохранение и предоставление социальных услуг: строительство перинатального центра (1900 млн. руб.), строительство ГУЗ "Детская республиканская клиническая больница" (1,60 млн. руб.), реконструкция здания ГБУЗ "Республиканский кожно-венерологический диспансер" (1,90 млн. руб.), реконструкция здания ГБУЗ "Республиканская клиническая больница восстановления лечения "Центр Восточной медицины" (1,90 млн. руб.), предоставление жилых помещений детям-сиротам (178,90 млн. руб.);
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг: 1301,59 млн. руб.
Ранее прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал превышает прогнозное значение, что обусловлено итогом 2014 года, за счет снижения объемов финансирования по всем источникам финансирования инвестиций.
Объем работ по виду деятельности "Строительство" по крупным и средним предприятиям по оценке в 2015 году составит 1964,42 млн. рублей или 67,5% к уровню 2014 года. Снижение связано с дефицитом оборотных средств застройщиков и снижением покупательского спроса населения, а также понижением курса рубля по отношению к иностранным валютам и увеличением ставок кредитования.
Прошлый прогноз на 2015 - 2017 гг по данному показателю на 2015 год составлял 7421,84 млн. руб. по первому варианту и 7566,06 млн. руб. по второму варианту, расчет был сделан по полному кругу предприятий.
Оценка 2015 года по данному показателю рассчитана по крупным и средним предприятиям, это обусловлено тем, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики Бурятстат не предоставляют информацию по субъектам малого предпринимательства в разрезе муниципальных районов и городских округов.
Объемы оборота розничной торговли составят в 2015 году - 95,5 млрд. руб. или 81,39%. В 2015 году прогнозируется уменьшение оборота розничной торговли, это связано с усилением инфляции, рост цен на отдельные продовольственные и непродовольственные товары, падением реальных денежных доходов населения, замедлением роста потребительского кредита. Индекс потребительских цен в 2014 году составил 111,8%, в 2015 году индекс потребительских цен по России прогнозируется на уровне 115,8% (в среднем за год). В 1 полугодии 2015 года по РБ ИПЦ составил 106,4%, в 1 полугодии 2014 года - 104,2%.
Предыдущий прогноз на 2015 - 2017 гг по обороту розничной торговли на 2015 год составлял 109,5 млрд. руб. по первому варианту и 111,4 млрд. руб. по второму варианту, что на 14,6% - 16,6% выше, чем настоящая оценка 2015 года (95,5 млрд. руб.). Корректировка прогноза оборота розничной торговли обусловлено итогами 2014 года (100,8 млрд. руб. или 98,7%), а также ростом индекса потребительских цен (111,8%).
Оборот общественного питания по городу Улан-Удэ по оценке в 2015 году составит 6411,73 млн. рублей или 90%, что ниже предыдущего прогноза по первому варианту и по второму варианту на 14,5%-15,6%. Корректировка прогноза оборота общественного обусловлено итогами 2014 года (6,1 млрд. руб. или 95,2%), а также ростом индекса потребительских цен (111,8%).
Объем платных услуг населению в 2015 году составит 23,7 млрд. рублей (99,5%). Предыдущий прогноз на 2015 - 2017 гг по объему платных услуг на 2015 год составлял 23,3 млрд. руб. по первому варианту и 23,6 млрд. руб. по второму варианту, что на 1,7% ниже (1 вар.) - 0,5% ниже (2 вар.), чем данная оценка 2015 года (23,7 млрд. руб.). Корректировка прогноза объема платных услуг обусловлена итогами 2014 года (21,4 млрд. руб.), а также изменением индексов дефляторов.
Уровень общей безработицы, по оценке, в 2015 году составит - 9,0%, (в 2014 году - 7,3%). Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения на конец 2015 года составит 3,5 тыс. человек.
Предыдущий прогноз на 2015 - 2017 годы по уровню общей безработицы, по первому варианту идентичен с нынешней оценкой 2015 года по 1 варианту. С начала 2015 года произошло высвобождение работников, что составило 1875 чел., в том числе с предприятий ОАО "МРСК Сибири" (48 чел.), Улан-Удэнский филиал ОАО "Славянка" (111 чел.), ОАО Ростелеком (25 чел.) из них трудоустроено 1317 чел., назначена пенсия по старости 50 чел. 508 обратилось в органы службы занятости. До конца года планируется к высвобождению 656 чел.
В 2015 году количество безработных, зарегистрированных в Центре занятости населения г. Улан-Удэ, по оценке, составит 3,5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,0%.
Прогноз социально - экономического развития г. Улан-Удэ на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годов
Демографическая ситуация
Численность постоянного населения г. Улан-Удэ на начало 2015 года, по данным Федеральной службы статистики по Республике Бурятия, составила 426 650 человек. По сравнению с 1 январем 2014 года, население города увеличилось на 5 107 человек.
Демографическая ситуация в г. Улан-Удэ характеризуется улучшением показателей воспроизводства населения, прослеживается устойчивая тенденция роста рождаемости и незначительного роста смертности населения. Естественный прирост населения в 2013 году составил 2 650 человек, миграционный прирост населения составил 2 724 человек. В 2014 естественный прирост населения вырос на 167 человек, составил 2 817 человек, миграционный прирост составил 2 380 человек, что на 344 человека меньше 2013 года.
На начало 2016 года численность населения, по прогнозу, составит 430 095 человек и увеличится на 3445 человек в течение 2015 года. На рост численности населения повлияют:
- естественный прирост населения - 2999 человек;
- миграционный прирост населения - 446 человек.
Предыдущий прогноз на 2015 - 2017 годы по численности населения на 2015 год составлял по варианту 1 - 425 900 чел., по варианту 2 - 427 800 чел. оценка этого года 428 372 человека выше прогнозных значений 5,8% и 0,13% по вариантам 1 и 2.
Параметры прогноза по разделу "Население" скорректированы в сторону увеличения в 2016 году по варианту 1 на 1990 чел. по варианту 2 на 241 чел. ранее прогнозировалось 429 810 и 431 800 чел. по варианту 1 и 2 соответственно. Прогнозные значения 2017 года, также пересмотрены в сторону увеличения по варианту 1 на 3890 чел. по варианту 2 на 2601 чел. Основной причиной пересмотра показателей в прогнозном периоде является положительная динамика темпов естественного (среднегодовой темп роста составит 8,1%) и миграционного прироста населения (темп роста среднегодовой 2,5%) за счет увеличения рождаемости (реализация государственной программы "Материнский семейный капитал") и сохранения положительной динамики прибыли населения (в т.ч. по государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом). В 2018 году численность постоянного населения в среднегодовом исчислении составит 437 191 - 438 215 человек.
Согласно прогнозу, коэффициент естественного прироста населения в 2016 году составит 7,6 - 8,0 промилле, что на 4,1 промилле больше значений предыдущего прогноза. В 2017 году значения коэффициента 3,6 - 4,0 пересмотрены в сторону увеличения до 7,8 - 8,7 промилле. В 2018 году значения коэффициента прогнозируются на уровне 8,3 - 9,4 промилле. Напротив значение коэффициент миграционного прироста снижены по сравнению с прогнозными значениями прошлого года в 2016 году новые значения составят 5,6 - 10,3 промилле, в 2017 году 5,4 - 10,5 промилле, 2018 год прогноз составит 5,3 - 10,7 промилле.
Промышленное производство
Прогноз промышленного производства на период 2016 - 2018 гг. сформирован с учетом тенденций развития реального сектора экономики, анализа положения на внутреннем и внешнем рынках, размеров поставок продукции для государственных нужд.
В прогнозном периоде ожидается замедление темпов роста промышленного производства.
Так, индекс промышленного производства к 2018 годы снизится по первому варианту на 3,6%, по второму варианту - не большое увеличение на 0,03% к уровню 2014 года.
Среднегодовой темп роста в обрабатывающем производстве в 2016 - 2018 гг составит 101,8 - 103,5%.
В прогнозном периоде прирост объема производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности составит 100,0% - 106,2%.
В отрасли продолжится модернизация действующих производств, ввода новых современных мощностей в прогнозном периоде не прогнозируется.
По крупным предприятиям отрасли ситуация предполагается следующая.
ООО "Бурятмяспром" продолжит наращивание производства мясных консервов, планируется наращивание объемов производства паштетов. Годовые объемы отгрузки продукции собственного производства в 2015 году в хорошем прогнозе составят не менее 2,0 млрд. руб. Темп роста годовых объемов продаж собственной продукции в период 2016 - 2018 годы составит 104 - 107%. В прогнозируемый период предприятие планирует завершить реализацию крупного инвестиционного проекта "Строительство бройлерной птицефабрики с комплексом для производства кормов" в пос. Селенгинск Кабанского района. Примерный объем инвестиций в проект составит 3,0 млрд. рублей. Производственная мощность планируется на уровне 25 тысяч тонн куриного мяса, из которых 5 тысяч тонн пойдет на переработку - производство консервов и колбасных изделий, что непосредственно повлияет на рост производства.
В 2015 - 2018 годы предприятием планируется инвестирование средств в увеличение выпуска колбасных изделий и замороженных полуфабрикатов, а также развитие фирменной торговой и логистической сети. Что повлечет увеличение объемов отгрузки. В рамках стратегии развития предприятия планируется освоение рынков Красноярска, Новосибирска, Иркутска и Читы.
В 2015 году проведена модернизация производственных мощностей в ОАО "Молоко Бурятии". Совместно с концерном "Тетра Пак" (Швеция) предприятие освоило асептическую технологию розлива молока, что позволит значительно увеличить объемы переработки молока. Загрузка производственных мощностей по линии продукции в тетрапаке "Край родимый" составляет 100%. В 2015 году будет окончательно завершена модернизация аппаратного цеха ОАО "Молоко Бурятии", благодаря которой будет создана новая линия приемки молока с сепаратором и очистителем холодного молока, пастеризатором молока и сливок, оборудованием для хранения основного сырья. Благодаря чему в прогнозный период планируется значительное расширение ассортиментной линейки за счет выпуска новых видов йогурта, твердых сыров, творожных изделий. Предприятие продолжит сотрудничество с районами Республики по приобретению молока, расширению пунктов его приема. Годовые объемы отгрузки продукции собственного производства предприятия планируются в среднем на уровне 650 млн. рублей.
Для пищеперерабатывающей отрасли наиболее характерно участие предприятий малого бизнеса, вкладывающих инвестиции в приобретение современного оборудования, такие как ООО "БМПК", ООО "Пиката", ООО "Катюша", ООО "Хлебушек", ПК "Велес", ОАО "Аквабур", ПК "Сибирь", ИП Алажинов М.А. (ТД "Надежда"), ИП Теречева Г.Х. и др.
Предприятиями пищевой промышленности будет обеспечен рост производства продукции по всем товарным группам.
В "текстильном и швейном производстве" в 2016 - 2018 годы темп роста составит 110,1 - 125,9%.
Положительная динамика роста объемов отгрузки в отрасли будет связана с развитием предприятий малого бизнеса таких как ООО "Ажур-Текс", ООО "Эльф", ООО ШФ "Наран", ООО "Близнец М", ООО "Фея", ООО "Сагаан Зам", ОАО "Туяа", компании "Лори Текс" и др.
В прогнозный период 2016 - 2018 годы планируется реализация инвестиционного проекта по созданию Байкальского текстильного комбината, в который войдет группа компаний "Ажур-Текс", производственное объединение "Наран".
В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий в 2016 - 2018 годах темпы роста составят 102 - 107,1%. Прирост производства в прогнозный период будут связаны со строительством объектов инфраструктуры на Урале, в Республике Саха-Якутия, на Дальнем Востоке и северо-востоке Китая, со строительством объектов БАМа. Планируется внедрение новых технологий при производстве мостовых металлоконструкций и увеличение объемов производства до 20 тыс. тонн. В целях соответствия мировым стандартам качества и создания запаса надежности на предприятии в период 2016 - 2018 годы продолжится модернизация производства при наличии финансирования.
При формировании заказов для "Стальмоста" по-прежнему приоритетным направлением остается строительство второй ветки БАМа.
В прогнозный период расширится продуктовая линейка "Улан-Удэстальмоста", продолжится работа по снижению издержек производства и диверсификации производства. Предприятие в прогнозный период планирует выйти из сложившегося кризиса.
В производстве транспортных средств и оборудования ожидается темп роста на уровне не менее 106,1% - 111,4%, в перспективе 2016 - 2018 годы прогнозируется сохранение объемов производства с освоением новых видов продукции.
В настоящее время на ОАО "У-УАЗ" осуществляет несколько инвестиционных проектов технологического развития. В рамках федеральной целевой программы на предприятии проводится модернизация производства защитных покрытий стоимостью 2,2 миллиарда рублей. В 2016 году завод планирует оснаститься тремя автоматическими линиями, стоимость которых превысит 560 миллионов рублей. По проекту модернизации производства сборочной оснастки будут установлены 30 единиц нового оборудования. В период 2016 - 2018 годы начнется реконструкция площадей. В результате завод сможет производить сборочные элементы и агрегаты авиационной техники с высокой степенью точности и взаимозаменяемости.
В стадии реализации находится проект "Модернизация и развитие окрасочного производства". Он предусматривает строительство отдельно расположенного корпуса и оснащение участков окрасочно-сушильными камерами с автоматизированными системами поддержания и контроля технологических параметров, а также фильтрами, снижающими выбросы вредных веществ в атмосферу.
Кроме того, на заводе внедряются новые технологии обработки магния, которые повысят безопасность на участке механической обработки деталей систем управления.
На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале ОАО "Желдорреммаш" будет реализовываться инвестиционная программа обновления и модернизации основных фондов, в том числе по замене оборудования и модернизации электромашинного производства. Ожидается наращивание объемов ремонта электровозов, расширения поставок запасных частей для ОАО "РЖД". Дополнительная загрузка будет обеспечена за счет работ по модернизации основного электровоза ВЛ-80 и ремонта нового российского электровоза "Ермак". В 2015 объем инвестиционных вложений в различные проекты, в т.ч. по ремонтному производству и техническому перевооружению металлообрабатывающего и машинного производства составит 143 млн. рублей. В последующие годы объем инвестиций в основное производство сохранится.
В 2016 - 2018 годы завод продолжит начатое в 2015 году развитие импортозамещающего производства для обеспечения ремонта локомотивов. Это позволит положительно повлиять на объемы производства предприятия. В прогнозируемый период объемы производства возрастут за счет сотрудничества с Монгольскими железными дорогами по ремонту узлов и агрегатов.
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования в прогнозном периоде темп роста составит 107,2 - 116,8% по первому и второму варианту.
Перспективы развития ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" на 2016 - 2018 годы связаны с расширением поставок продукции по государственному оборонному заказу для нужд Минобороны России. В 2016 - 2018 годы предприятие планирует развивать направление производства новых запчастей, в т.ч. в сотрудничестве с ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" по программе импортозамещения.
В 2016 - 2018 гг. планируется увеличение объемов за счет авионики. По отдельной номенклатуре комплектующих предприятие получит дополнительную загрузку примерно на 200 - 250 млн. рублей в год в корпорации "Радиоэлектронные технологии". Совместно с "Вертолетами России" будет расширяться номенклатура производимых изделий для нужд авиастроения.
Параметры прогноза по разделу промышленности были скорректированы в сторону увеличения исходя из фактических показателей объемов промышленного производства за 2014 год и изменением индексов дефляторов.
Рынок товаров и услуг
Индекс потребительских цен на 2015 год прогнозируется на уровне 115,7%, на 2016 год - 107,5 - 107%, на 2017 год - 107-106,7%, на 2018 год - 106-105,8%.
Оборот розничной торговли к 2018 году достигнет уровня 102,5 - 105 млрд. руб., с темпом роста на уровне 90,3%-93,8%.
Темп роста оборота общественного питания к 2018 году прогнозируется на уровне 80,2% по первому варианту и 83,68% - по второму. И к 2018 году оборот общественного питания достигнет по оптимистическому варианту 6991,04 млн. руб.
В прогнозном периоде умеренный рост оборота розничной торговли и оборота общественного питания связан, с замедлением роста реальных денежных доходов населения на фоне не значительного снижения уровня инфляции. А также увеличением цен на отдельные продовольственные и непродовольственные товары.
Строительство
В целом в прогнозируемом периоде планируется незначительный рост объемов строительных работ по крупным и средним предприятиям, который составит 120,5 - 121,8%, объем работ достигнет к 2018 году 2,8 - 2,9 млрд. руб.
Прошлый прогноз на 2015 - 2017 гг данный показатель рассчитывался по полному кругу предприятий, настоящий прогноз на 2016 - 2018 годы рассчитан по крупным и средним предприятиям, это обусловлено тем, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики Бурятстат не предоставляют информацию по субъектам малого предпринимательства в разрезе муниципальных районов и городских округов.
В прогнозном периоде 2016 - 2018 гг среднегодовой темп роста по вводу жилья составит 4% по первому варианту и 5,2% по второму варианту ежегодно.
По сравнению с утвержденным прогнозом на 2015 - 2017 годы среднегодовой рост ввода жилья снизился на 11% по первому варианту и на 12,9% по второму варианту, это обусловлено с дефицитом оборотных средств застройщиков и снижением покупательского спроса населения, а также понижением курса рубля по отношению к иностранным валютам и увеличением ставок кредитования.
В 2018 году будет введено более 280 тыс. кв. метров общей площади жилья (на 26,98% выше уровня 2014 года). Доля индивидуального строительства составит от 49-50%. Прогноз основан на реализуемых в настоящее время в городе подпрограмм "Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Бурятия", муниципальная программа "Обеспечение качественным жильем и инфраструктурой в г. Улан-Удэ в 2014 - 2016 годах и на период до 2020 года" и программы "Социально-экономическое развитие г. Улан-Удэ до 2020 г."
Малое предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство воздействует на все стороны жизни экономики города, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики, повышения уровня и качества жизни.
Оценка 2015 года
По оценочным данным количество малых и средних предприятий включая микропредприятия составит 8032 единицы.
Отраслевая структура малого и среднего предпринимательства в течение ряда лет практически не меняется. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной и занимает 30,2%.
Вторым по удельному весу в структуре по экономической деятельности следуют организации занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 21,4%, строительные организации - 16,7%, предприятия обрабатывающего производства - 8,5%, транспорт и связь 6,1%.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составит 30,3 тыс. чел.
Операции с недвижимым имуществом, сфера торговли, строительство и обрабатывающее производство - четыре самых востребованных вида экономической деятельности, занятость в которых является самой высокой среди предприятий малого и среднего бизнеса.
Оборот малых и средних предприятий предполагается в объеме 58,3 млрд. рублей, Основная доля оборота около 48% принадлежит предприятиям сферы торговли и услуг, 18,5% - строительным организациям, 11,8% - предприятиям обрабатывающей промышленности, 21,7% на прочие виды деятельности.
Прогноз на 2016 - 2018 годы
В сфере малого и среднего предпринимательства прогнозируется тенденция роста числа предприятий в среднем на 420 - 632 ед. в год. К 2018 году количество малых и средних предприятий по первому варианту возрастет до 9297ед., по второму варианту до 9927 ед.
Численность работников, занятых на малых и средних предприятиях к 2018 году составит 33,0 - 24,0 тыс. человек.
В сфере торговли, услуг и операций с недвижимым имуществом занято около 53,5% от общего числа занятых на малых и средних предприятиях, около 15% занято в сфере строительство, 14% в обрабатывающем производстве.
К 2018 году оборот малых и средних предприятий достигнет 67,5 - 72,0 млрд. руб.
Основная доля оборота около 48% принадлежит предприятиям сферы торговли и услуг, 19% - строительным организациям.
Инвестиции
Прогноз инвестиций в основной капитал на 2015 год и на период 2016 - 2018 годы составлен методом экстраполяции с учетом темпов роста, индексов-дефляторов за предыдущий и прогнозируемый периоды. Прогнозные значения объема инвестиций в основной капитал ниже утвержденных в Прогнозе социально-экономического развития г. Улан-Удэ на 2015 и на период 2016 - 2017 годы. Снижение показателей связанно с:
- секвестированием бюджетных средств (утвержденный прогноз бюджетных инвестиций в основной капитал на 2015 год составляет 6255,014 млн. руб., а оценка на текущий момент равна 4191,39 млн. руб., при утвержденном прогнозе на период 2016 - 2017 годы - 12 091,08 млн. руб. текущая оценка - 10 009,32 млн. руб.).
- с сокращением объемов производства и отгрузки продукции предприятиями г. Улан-Удэ в силу: повышений процентных ставок по кредитам, общего уровня закупочных цен на сырье, материалы, комплектующие, в том числе на импортные; низким покупательским спросом, а следствие и низкой рентабельностью производств и др.
Темп роста инвестиций в основной капитал за период 2015 - 2018 годы к уровню 2014 года прогнозируется по первому варианту 64,17%, по второму - 69,78%, в том числе по видам экономической деятельности:
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (98,79%);
- рыболовство и рыбоводство (91,75%);
- добыча полезных ископаемых (76,64%);
- обрабатывающие производства(38,64%);
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,49%);
- строительство (78,01%);
- оптовая и розничная торговля (107,71%);
- гостиницы и рестораны (296,40%);
- транспорт и связь (38,03%);
- финансовая деятельность (27,88%)
- операции с недвижимым имуществом (99,99%);
- государственное управление и обеспечение военной безопасности (91,50%);
- образование (80,33%);
- здравоохранение и предоставление прочих социальных услуг (310,38%);
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (100,08%).
Ожидается, что в 2016 - 2018 годах по всем видам экономической деятельности сохраняться показатели вложений в основной капитал на уровне 2015 года, в том числе:
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака: техническое переоснащение производства путем строительства и модернизации мясоперерабатывающего комплекса ООО "Бурятмяспром" (721 млн. руб.), техническое переоснащение производства, расширение ассортимента производимой продукции ОАО "Молоко Бурятии" (45,0 млн. руб.).
- производство транспортных средств и оборудования: техническое переоснащение производства ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (813,93 млн. руб.), развитие производства колодки тормозной локомотивной ОАО "Желдорреммаш" (777,5 млн. руб.).
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования: обновление основных фондов ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение" (75,0 млн. руб.);
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов: создание домостроительного комбината для возведения каркасно-сборно-монолитных зданий мощностью 120-150 тыс. кв. м. ОАО "Завод бетонных блоков" (150 млн. руб.)
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды: мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции ОАО "Улан-Удэ Энерго" (158,046 млн. руб.).
- строительство: Жилой комплекс "Лазурный" Тян Чен (5800 млн. руб.), строительство жилого комплекса "Новый город" ЗАО "Бурятмясопром-Агро" (1900,0 млн. руб.), комплексная застройка 142 квартала г. Улан-Удэ - жилой комплекс "Солнцеград" ООО "Удастройинвест", ООО "Цзюпэн" КНР (570,0 млн. руб.), Комплексная застройка 141б, 141в, 143,154 мкр. (2400 млн. руб.)
- гостиницы и рестораны: строительство этнокомплекса "Баргуджин-Токум" (0,5 млн. руб.), реконструкция гостиничного комплекса "Бурятия" (2 млн. руб.).
Основным источником инвестиций в основной капитал в прогнозируемом периоде будут привлеченные средства (60-69%), в том числе в связи с реализацией мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 350-летия основания г. Улан-Удэ в 2016 году. Мероприятия празднования 350-летия включают в себя реконструкцию и реставрацию объектов образования, культуры, объектов культурного наследия федеральной собственности, парков и пр.
Средства местного бюджета будут направлены на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, на благоустройство города, на строительство и капитальный ремонт многоквартирных домов, учреждений образования, культуры и т.д.
Денежные доходы и расходы населения
Номинальные денежные доходы населения в 2014 году составили 140656,7 млн. руб. и возросли по сравнению с 2013 годом на 4,9% в номинальном выражении, в т.ч. доходы от предпринимательской деятельности 22073,0 млн. руб. (рост 1,9% к 2013 году), оплата труда 44661,7 млн. руб. (рост 0,98% к 2013 году), доходы от собственности 3235,1 млн. руб. (рост 4,9% к 2013 году), социальные выплаты 20452,7 млн. руб. (рост 5% к 2013 году), другие доходы 50234,2 млн. руб. (рост 8,1% к 2013 году).
Реальные денежные доходы населения в 2014 году составляют 97,1% по предварительной оценке в 2015 году 82,1%. В прогнозируемом периоде ожидается умеренный рост реальных денежных доходов - не более 0,9% в год с учетом прогнозных темпов инфляции.
По предварительной оценке, объем денежных доходов населения в 2015 году составит 133 623,9 млн. рублей со снижением к уровню 2014 года на 5% в номинальном выражении. Оценка 2015 года ниже прогнозных значений 2015 - 2017 годов на 15,2% и 16,8% по вариантам 1 и 2 соответственно. Основными причинами снижения являются снижение индекса производства до уровня 87,2%, снижение индекса производства по отрасли строительство до уровня 67,6%, существенное влияние оказывает снижение оборота розничной торговли и общественного питания до уровня 81,4% и 90%.
Денежные расходы населения предварительная оценка 2015 года 142617,4 млн. руб., что на 4% меньше значения 2014 года и ниже прогноза 2015 - 2017 годов на 14,4% вариант 1 и 15,9% по варианту 2, снижение обусловлено ухудшением экономической обстановки, а также снижением денежных доходов в 2015 году, что в свою очередь связано со снижением численности занятых в экономике и увеличением числа безработных в 2015 году.
Параметры прогноза на 2016 - 2018 пересмотрены в сторону снижения, так в 2016 году произошло снижение по варианту 1 на 36819,6 млн. руб., по варианту 2 на 39416,8 млн. руб. и составили вариант 1 - 135093,8 млн. руб., вариант 2 - 137365,4 млн. руб. В 2017 году снижение прогнозных данных составит 50633,9 млн. руб. и 51481 млн. руб. по вариантам 1 и 2, актуальные значения по варианту 1 - 136 579,8 млн. руб., по варианту 2 - 141211,6 млн. руб. Основными причинами является пересмотр параметров прогноза на 2016 - 2018 годы по разделу "Производство товаров и услуг", "Торговля и услуги населению" в сторону уменьшения в размере 2016 - 2018 годы на 15,6% - 16,7% и 14,6% - 16,6% соответственно.
В прогнозируемом периоде предусмотрен рост денежных доходов по варианту 1 - 1,1%, по варианту 2 - 2,8%, с учетом роста в 2018 году денежные доходы составят вариант 1 - 138 082,2 млн. руб., вариант 2 - 145 165,5 млн. руб.
Пересмотрены параметры прогноза по денежным расходам в сторону снижения 2016 год на 37529,1 млн. руб. и 41245,4 млн. руб. по варианту 1 и 2 соответственно. В 2017 году снижение прогнозных данных составит 52248,6 млн. руб. и 54953,6 млн. руб. по вариантам 1 и 2. В прогнозируемом периоде предусмотрен рост денежных расходов в размере 1% по консервативному варианту, 2% по умерено оптимистичному варианту. С учетом запланированного роста в 2018 году денежные расходы составят 146938,8 млн. руб. по консервативному варианту и 151346,7 млн. руб. по умерено оптимистичному варианту.
Существенный пересмотр прогнозных значений прежде всего связан с ухудшившейся экономической обстановкой, а также снижением курса рубля, увеличением уровня общей безработицы, снижением темпа роста заработной платы, ростом инфляции. Вышеперечисленные факторы оказывают существенное влияние на все экономические процессы г. Улан-Удэ, и не были учтены при составлении прогноза социально-экономического развития на 2015 - 2017 годы.
Труд и занятость
По данным Федеральной службы статистики по Республике Бурятия численность населения г. Улан-Удэ возросла и составила на 1 января 2015 года 426,6 тыс. человек, численность экономически активного населения составила - 170,8 тыс. чел.
По предварительной оценке, исходя из данных половозрастной структуры населения города Улан-Удэ на 01.01.2014 года, в 2015 году численность занятых в экономике города составит 157,7 тыс. человек, общая численность безработных - 15,6 тыс. человек, уровень безработицы (по методологии МОТ) - 9%. В 2015 году количество безработных, зарегистрированных в Центре занятости населения г. Улан-Удэ, по оценке, составит 3,5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 2,0% значение соответствует варианту 1 прогноза 2015 - 2017 годов. Увеличение числа зарегистрированных в службе занятости связано с процессом высвобождения работников с предприятий г. Улан-Удэ и как следствие обращением в службы занятости.
Так по отношению к 2014 году произошел рост уровня безработицы из-за высвобождения работников, с начала 2015 года высвобождено 1875 чел., в том числе с предприятий ОАО "МРСК Сибири" (48 чел.), Улан-Удэнский филиал ОАО "Славянка" (298 чел.), ОАО Ростелеком (25 чел.) из них трудоустроено 1317 чел., назначена пенсия по старости 50 чел. 508 обратилось в органы службы занятости. До конца года планируется к высвобождению 656 чел.
В 2016 году ранее установлены параметры общего уровня безработицы 6,9 - 7,8%, предлагается увеличить до уровня 7,9 - 8,1%, в 2017 году 6,4 - 6,6% увеличить до уровня 6,5 - 7,1%. В 2018 году прогнозируются следующие значения 5,9 - 6,6%.
Численность официально зарегистрированных безработных в 2016 году по варианту 1 составит 2,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - не более 1,5% по варианту 2 - 2,1 тыс. чел. (уровень регистрируемой безработицы 1,2%), что больше параметров прогноза 2015 - 2017 годы по варианту 2 на 0,4%. Прогнозируемый уровень официально зарегистрированных безработных составит 1,2% и 1,1% в 2017 и 2018 годах соответственно.
Пересмотр параметров предыдущего прогноза в сторону увеличения связан со снижением объема инвестиций в основной капитал, и как следствие медленными темпами создания новых рабочих мест. В связи, с чем оценка 2015 года снижена на 34,3%, в прогнозном периоде 2016 - 2018 годов снижение в среднем на 21,7% ежегодно к предыдущему прогнозу.
Основные результаты программ по стимулированию субъектов малого предпринимательства найдут свое отражение в будущих периодах 2017 - 2018 годы. Рост числа средних и малых предприятий является основным фактором обеспечения занятости и повышения реального уровня благосостояния населения, а также мероприятия по содействию занятости населения, созданию и сохранению постоянных рабочих мест позволит снизить уровень общей и регистрируемой безработицы.
Консолидированный бюджет муниципального образования
По результатам исполнения бюджета городского округа "город Улан-Удэ" за 2014 год доходы бюджета составили 6462,1 млн. руб., в т.ч. безвозмездные поступления 3125,6 млн. руб. В 2015 году доходы бюджета составят 5999,8 млн. руб., в т.ч. безвозмездные поступления 2974,2 млн. руб., сокращение суммы доходов связано с уменьшением неналоговых доходов с 585,4 млн. руб. в 2014 году до 355 млн. руб. в 2015 году, данная тенденция обусловлена процессом приватизации муниципального имущества и земельных участков. Так же существенное влияние на снижение общей суммы доходов бюджета оказывает сокращение налоговых доходов с 2751,1 млн. руб. до 2670,6 млн. руб. в 2014 и 2015 годах соответственно.
Прогноз доходов на 2016 год составляет 3100,3 - 3170,7 млн. руб. По налоговым доходам прогноз 2784,4 - 2846,1 млн. руб., рост на 115,4 - 177,1 млн. руб. Прогнозные значения снижены по варианту 1 на 352,8 млн. руб. по варианту 2 на 387,1 млн. руб. Прогноз налоговых и неналоговых доходов на 2017 год 3123,3 - 3198,5 млн. руб. значения снижены на 466,4 млн. руб и 485,8 млн. руб. по варианту 1 и 2 соответственно. На 2018 год поступление налоговых и неналоговых доходов прогнозируется в объеме 2875,2 - 2970,1 млн. руб. Из них налогов в объеме 2576,6-2655,5 млн. руб., неналоговых платежей 298,6 - 314,6 млн. руб. Основными причинами снижения является уточненный прогноз поступления по налогам и неналоговым доходам.
Основным доходным источником продолжает оставаться налог на доходы физических лиц. Оценка НДФЛ на 2015 год составляет 1711 млн. руб., рассчитан исходя из норматива отчислений в размере 25% снижение по отношению к плановым значениям на 118,4 млн. руб. Анализ поступлений налога за 6 месяцев 2015 г. показывает снижение темпов роста. За истекший период 2015 г. темп роста поступлений к аналогичному периоду предыдущего года составил 99,7%, в 2014 г.- 103%. При этом, отмечается снижение поступлений налога по производственной сфере: Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - филиал ОАО "Желдормаш" на 7766,0 тыс. руб. (местный бюджет), казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ на 1686,0 тыс. руб. (местный бюджет), ОАО "Амта" на 876 тыс. руб. (местный бюджет), ОАО "Бурятэнергосбыт" на 2870 тыс. руб. (местный бюджет), ЗАО "Улан-Удэстальмост" на 8940 тыс. руб. (местный бюджет), ОАО "Водоканал" на 4305 тыс. руб. (местный бюджет), ООО "Байкальские коммунальные системы" на 1437,0 тыс. руб. (местный бюджет). Причинами снижения являются сокращение объемов промышленного производства, проводимая оптимизация расходов на оплату труда, низкая платежная дисциплина налоговых агентов.
Также прогнозируется рост возмещения НДФЛ физическими лицами, т.к. с 01.01.2014 года право на имущественный вычет может использоваться одним налогоплательщиком по нескольким объектам недвижимости, до его максимального размера.
Предпосылок для увеличения темпов роста поступлений НДФЛ по производственной сфере на планируемый период на данный момент не имеется. На 2016 год поступления НДФЛ составят 1720,5 - 1758,9 млн. руб., на 2017 год 1733 - 1767,7 млн. руб. в 2018 году 1751,5 - 1803,1 млн. руб.
Единый налог на вмененный доход
Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется исходя из планируемого вмененного дохода от предпринимательской деятельности:
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Налоговая база (сумма исчисленного вмененного дохода) (тыс. руб.) |
4 239 097 |
4 306 989 |
4 345 752 |
4 367 481 |
|
Сумма исчисленного единого налога на вмененный доход (тыс. руб.) |
635 864 |
646 048 |
651 862 |
655 122 |
|
Сумма единого налога на вмененный доход, подлежащая уплате за налоговый период (тыс. руб.) |
355 437 |
361 130 |
364 380 |
366 202 |
61 254 |
Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.) |
7 720 |
7 844 |
7 914 |
7 954 |
|
Прогноз составлен с учетом увеличения размера К-1 предполагаемого перехода предпринимателей с ЕНВД на уплату налога, взимаемого по упрощенно системе налогообложения и патентную систему в связи с отменой с 2018 года ЕНВД. В 2018 году ожидается поступление сумм налога за 4 кв. 2017 года. По варианту 1 прогноз снижен на 5,8 млн. руб. в 2016 году и 25,3 млн. руб. в 2017 году, снижение обусловлено уточненным прогнозом поступления налога.
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения
Прогноз составлен с учетом положений закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", а также предполагаемого перехода предпринимателей с ЕНВД на уплату налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения.
В 2015 году ожидается поступление 10,8 млн. руб. по нормативу 100%, на 2016 и 2017 запланировано 10,9 - 11,0 и 11,0 - 11,2 млн. руб. соответственно. На 2018 год 38,8 - 45,9 млн. руб. прогнозные значения снижены на 1,1 в 2016 году и на 2,1 млн. руб. в 2017 году снижения прогнозных значений производится в связи с уточненным прогнозом поступления налога. Прогнозом на 2016 - 2018 год учтены последствия предоставления "налоговых каникул" законом Республики Бурятия от 07.07.2015 N 1248-V "О внесении изменений в Закон РБ "О некоторых вопросах налогового регулирования в РБ, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению субъектов РФ".
Налог на имущество физических лиц
Поступление налога на имущество физических лиц запланировано с учетом:
- динамики фактического поступления налога,
- реализации мер по снижению недоимки по налогу,
- проводимых мероприятий по выявлению налогоплательщиков, не оформивших правоустанавливающие документы на имущество.
С 2015 г. изменяется срок уплаты налога с 1 ноября на 1 октября, что повлияет на уровень собираемости. В 2013 г. в связи с индексацией инвентаризационной стоимости, вводом объектов капитального строительства произошло увеличение налоговой базы в 1,5 раза. В то же время возросла задолженность в 1,8 раза, что объясняется тем, что принудительное взыскание применяется согласно Налогового Кодекса РФ после достижения размера накопленной задолженности в 3 тыс. руб. по одному налогоплательщику.
|
2014 г. |
Оценка 2015 г. |
прогноз на 2016 г. |
прогноз на 2017 г. |
прогноз на 2018 г. |
|||
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
|||
Сумма налога подлежащая уплате |
44381 |
61 600 |
44115,4 |
90294,6 |
49142,9 |
145789 |
58373,3 |
149740 |
% собираемости |
66% |
65% |
65% |
75% |
70% |
76% |
75% |
77% |
сумма налога с учетом собираемости |
29 474 |
40 040 |
28675 |
67721 |
34400 |
110800 |
43780 |
115300 |
погашение задолженности |
3500 |
3500 |
4000 |
4000 |
4000 |
4500 |
5000 |
5000 |
Сумма поступлений в бюджет |
32973,8 |
36540 |
32675 |
71721 |
38400 |
115300 |
48780 |
120300 |
Земельный налог
Прогноз земельного налога осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, отчетных данных о налоговой базе и структуре начислений по налогу, а также с учетом проводимых мероприятий в рамках муниципального плана по мобилизации налоговых и неналоговых доходов местного бюджета по постановке земель на налоговый учет, увеличению количества налогоплательщиков и снижению задолженности по уплате земельного налога.
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Бурятия N 618 от 28.11.2011 г. (с изм.).
В соответствии с действующим законодательством собственник земельного участка вправе оспорить утвержденную кадастровую стоимость в судебном порядке. По итогам состоявшихся судебных заседаний кадастровая стоимость уменьшена в 3,3 раза. Выпадающие доходы в результате оцениваются в сумме 42,6 млн. руб. С учетом изложенного, роста поступлений налога в предстоящем бюджетном цикле не прогнозируется.
Населенный пункт |
2015 год (оценка) |
2016 год |
2017 год |
2017 год |
|||
кадастр. ст-ть, млн. руб. |
сумма налога, млн. руб. |
кадастр. ст-ть, млн. руб. |
сумма налога, млн. руб. |
кадастр. ст-ть, млн. руб. |
сумма налога, млн. руб. |
||
Земельный налог с физических лиц |
71,3 |
16400,0 |
116,5 |
16 600 |
127,7 |
16 600 |
129,8 |
Земельный налог с юридических |
369,1 |
30267 |
423,6 |
30667 |
425,7 |
30667 |
427,8 |
ИТОГО сумма земельного налога |
440,4 |
|
540,1 |
|
553,4 |
|
557,6 |
Выпадающие доходы от предоставления льгот |
18,5 |
|
14,0 |
|
14,2 |
|
14,2 |
Итого сумма земельного налога с учетом льгот |
458,9 |
|
554,1 |
|
567,6 |
|
571,8 |
Прогноз по земельному налогу по варианту 1 увеличен на 27,9 млн. руб. в 2016 году и на 38,6 млн. руб. в 2017 году основными причинами увеличения прогноза является перенос сроков уплаты налога индивидуальными предпринимателями, оплата производится в те же сроки, что и по физическим лицам.
Акцизы
Расчет поступления акцизов на нефтепродукты в местный бюджет осуществляется в соответствии с нормативом, определенном Бюджетным Кодексом Российской Федерации (244-ФЗ от 3.12.2012 г.). Согласно п. 3.1. статьи 58 БК РФ (в редакции, начиная с 1 января 2014 г.) субъект обязан установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты в зависимости от протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. Расчет основан на законе о республиканском бюджете на 2015 - 2017 гг. (приложение N 8), где для г. Улан-Удэ предусматривается норматив в размере 0,48725828%.
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Прогноз УФК по РБ доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты |
2 018 754,0 |
2 149 151,0 |
2 149 151,0 |
2 149 151,0 |
Норматив отчислений в бюджет города по закону о республиканском бюджете 2015 - 2017 гг. |
0,4872582800% |
0,4872582800% |
0,4872582800% |
0,4872582800% |
Прогноз поступлений в бюджет города |
9 500 (оценка) |
10 470,7 |
10 470,7 |
10 470,7 |
Неналоговые доходы
Неналоговые доходы по предварительной оценке в 2015 году составят 355 млн. руб. в прогнозе 2015 - 2017 года значения данного показателя составили 345,6 - 357,4 млн. руб. по вариантам 1 и 2 соответственно. Оценка 2015 года незначительно отклоняется от варианта 1 прогноза 2015 - 2017 годов в сторону увеличения на 2,71%.
Прогнозные значения в 2016 и 2017 годах по варианту 1 снижены на 18,6 млн. руб. и 19,8 млн. руб. соответственно, по варианту 2 значения остаются без изменения и составят 324,6 млн. руб. и 324,3 млн. руб. На 2018 год прогнозные значения предусмотрены в следующих параметрах 298,6 и 314,6 млн. руб. вариант 1 и 2 соответственно.
Динамика неналоговых доходов имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году по 1 и 2 вариантам снижение составит 8,9% и 6,5%, в 2017 году по отношению к 2016 году 4% и 0,1%, 2018 год 1,5% вариант 1 и 3% вариант 2.
Доля неналоговой составляющей в собственных доходах бюджета по прогнозу составляет в 2016 году 10,2%, в 2017 году - 9,7%, в 2018 году - 10,4%.
Тенденция к снижению неналоговых доходов обусловлена снижением доходов от приватизации имущества и продажи и аренды земельных участков.
Утвержденным Прогнозным планом приватизации муниципального имущества на 2015 год и основные направления приватизации муниципального имущества на 2016 - 2017 годы (Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.10.2014 N 19-2) предполагается получение доходов от приватизации имущества в 2015 году в размере 15 млн. руб., 2016 году - 9 млн. руб., 2017 году- 5 млн. руб.
В 2016 - 2018 годах доходы городского бюджета прогнозируются в следующих объемах:
- в 2016 г. в размере 66 млн. руб., в т.ч. планируемые доходы от продажи земельных участков согласно ст. 36.17, 39.20 Земельного кодекса РФ для размещения гаражных боксов - 37 млн. руб., от переоформления прав аренды в собственность - 17 млн. руб.
- в 2017 г. в размере 50 млн. руб., в т.ч. для размещения гаражных боксов - 27 млн. руб., от переоформления прав аренды в собственность - 12 млн. руб., для размещения жилых домов - 11 млн. руб.
- в 2018 г. в размере 43 млн. руб., в т.ч. для размещения гаражных боксов - 24 млн. руб., от переоформления прав аренды в собственность - 13 млн. руб., для размещения жилых домов - 8 млн. руб.
Уменьшение поступлений от продажи земельных участков прогнозируется в связи с изменениями в Земельном Кодексе РФ, вступившими в силу с 01.03.2015 года, а также уменьшением земельного фонда выставляемого на торги.
Расходы бюджета городского округа "город Улан-Удэ"
В 2015 году по предварительной оценке расходы бюджета городского округа "город Улан-Удэ" составят 6775,9 млн. руб. что на 5,3% выше значения 2014 года.
В 2016 году расходы бюджета снизятся на 22% по варианту 1 и на 19% по варианту 2 к оценке 2015 года, 2017 год снижение составит 3,2% и 4,3% к 2016 году, 2018 год по варианту 1 снижение на 5,1%, а по варианту 2 прогнозируется рост на 3,5%. Причиной снижения расходов бюджета является отрицательная динамика доходной части бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.