Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 вступает в силу с 1 января 2016 г.
Приложение N 1
к постановлению
Правительства
Республики Бурятия
от 4 декабря 2015 г. N 598
3. Структура Госпрограммы
В состав Госпрограммы входят 13 подпрограмм, в том числе:
1. "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства".
Основные мероприятия:
1.1. Развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками, в том числе:
1.1.1. Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями.
1.1.2. Субсидии на поддержку садоводов, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Республике Бурятия.
1.2. Государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, в том числе:
1.2.1. Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства.
1.2.2. Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
1.3. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, в том числе:
1.3.1. Субсидии на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивации раскорчеванных площадей
1.3.2. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
1.3.3. Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства.
1.3.4. Субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
1.3.5. Ведомственная целевая программа "Заготовка и переработка пищевых лесных ресурсов (дикоросов).
1.4. Прочие мероприятия по подотрасли растениеводства", в том числе:
1.4.1. Субсидии на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей.
1.4.2. Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства
2. "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства".
Основные мероприятия:
2.1. Развитие овцеводства и козоводства, в том числе:
2.1.1. Субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз.
2.1.2. Ведомственная целевая программа "Развитие овцеводства в Республике Бурятия".
2.1.3. Субсидии на поддержку производства и реализации тонкорунной и полутонкорунной шерсти.
2.2. Государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, в том числе:
2.2.1. Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.
2.2.2. Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.
2.3. Прочие мероприятия по подотрасли животноводства, в том числе:
2.3.1. Субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей.
2.3.2. Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства.
2.3.3. Ведомственная целевая программа "Развитие птицеводства в Республике Бурятия".
2.3.4. Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства.
2.3.5. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в животноводстве.
2.4. Осуществление мероприятий, направленных на предупреждение болезней животных.
2.4.1. Проведения противоэпизоотических мероприятий
3. "Развитие молочного скотоводства".
Основные мероприятия:
3.1.. Прочие мероприятия по развитию молочного скотоводства, в том числе:
3.1.1. Субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока.
3.1.2. Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления
3.1.3. Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм).
3.1.4. Субвенции на осуществление отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства.
3.1.5. Субвенции на администрирование передаваемого отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления.
3.1.6. Ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2014 - 2016 годы".
3.2. Государственная поддержка кредитования подотрасли молочного скотоводства", в том числе:
3.2.1. Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства.
3.2.2. Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства
4. "Развитие мясного скотоводства".
Основные мероприятия:
4.1.. Прочие мероприятия по развитию мясного скотоводства, в том числе:
4.1.1. Ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия на 2014 - 2016 годы".
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4.1.1. Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства.
4.1.2. Субсидии на содержания товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей
4.2. Государственная поддержка кредитования подотрасли мясного скотоводства, в том числе:
4.2.1. Субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства.
5. "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства"
5.1. Развитие элитного семеноводства.
5.1.1. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.
5.2. Племенное животноводство, в том числе:
5.2.1. Субсидии на поддержку племенного животноводства.
5.3. Развитие племенной базы молочного скотоводства, в том числе:
5.3.1. Субсидии на приобретение семени быков-производителей.
5.4. Развитие племенной базы мясного скотоводства, в том числе:
5.4.1. Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления.
6. "Поддержка малых форм хозяйствования".
Основные мероприятия:
6.1. Грантовая поддержка
6.1.1. Поддержка начинающих фермеров (Гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров).
6.1.2. Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (Грант на создание молочной семейной животноводческой фермы).
6.1.3. Ведомственная целевая программа "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы" (Грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов).
6.2. Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
6.1.1. Субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.
6.3. Прочие мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования
6.3.1. Ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие малых сел".
6.3.2. Субсидии на возмещение части затрат на проведение выставочно-ярмарочных мероприятий.
7. "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Бурятия".
Основные мероприятия:
7.1. Реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий Республики Бурятия
7.1.1. Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
7.1.1.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
7.1.1.2. Развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, в том числе:
7.1.1.2.1. Развитие водоснабжения в сельской местности.
7.1.1.2.2. Поддержка комплексной компактной застройки.
7.2. Прочие мероприятия в области устойчивого развития сельских территорий.
7.2.1. субсидии из республиканского бюджета бюджетам сельских поселений на реализацию некоммерческих проектов по решению вопросов местного значения, направленных на развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия.
7.2.2. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
8. "Развитие рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия".
Основные мероприятия:
8.1. Мероприятия по развитию рыболовства и аквакультуры
8.1.1. Стимулирование восстановления и сохранения ресурсно-сырьевой базы рыболовства и развития аквакультуры
8.1.2. Ведомственная целевая программа "Развитие аквакультуры в Республике Бурятия на 2016 - 2017 годы"
8.2. Прочие мероприятия в области развития рыбохозяйственной отрасли
8.2.1. Стимулирование технического перевооружения рыбохозяйственной отрасли.
9. "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия".
Основные мероприятия:
9.1. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
9.1.1. Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"
9.1.1.1. Субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов.
9.1.1.2. Субсидии на возмещение части затрат на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия.
9.1.1.3. Субсидии на возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия на землях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
9.2. Прочие мероприятия по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
9.2.1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы регионального значения.
9.2.2. Разработка проектно-сметной документации объектов сельскохозяйственного назначения.
9.2.3. Компенсация части затрат на оплату воды, потребляемой мелиоративной поливной техникой.
9.2.4. Прочие мероприятия (противопаводковые мероприятия, которые позволят привести в безопасное техническое состояние мелиоративные системы общего и индивидуального пользования и отдельно расположенные гидротехнические сооружения).
10. "Развитие оптово-распределительных центров"
Основные мероприятия:
10.1. Мероприятия по развитию оптово-распределительных центров
10.1.1. Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на переработку продукции растениеводства и животноводства.
10.2. Прочие мероприятия по развитию оптово-распределительных центров.
10.2.1. Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию оптово-распределительных центров.
11. "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие".
Основные мероприятия:
11.1. Мероприятия в области технической и технологической модернизации, инновационного развития.
11.1.1. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.
11.1.2. Субсидии на возмещение части затрат на проведение прочих мероприятий по техническому перевооружению организаций.
11.2. Прочие мероприятия в области технической и технологической модернизации, инновационного развития.
11.2.1. Государственная поддержка научно-исследовательских опытно-конструкторских работ в агропромышленном комплексе.
11.2.2. Субсидии на реализацию перспективных инновационных проектов в АПК.
12. "Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства"
Основные мероприятия:
12.1. Мероприятия по развитию производства семенного картофеля и овощей открытого грунта
12.1.1. Субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области развития производства семенного картофеля и овощей открытого грунта
12.1.2. Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов картофелехранилищ и овощехранилищ
12.1.3. Ведомственная целевая программа "Производство картофеля в Республике Бурятия"
12.2. Мероприятия по развитию производства овощей защищенного грунта.
12.2.1. Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов тепличных комплексов
12.2.2. Ведомственная целевая программа "Развитие овощеводства в закрытом грунте в Республике Бурятия на 2014 - 2016 годы".
13. "Обеспечение реализации Госпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Основные мероприятия:
13.1. Мероприятия по совершенствованию управления реализацией Госпрограммы
13.1.1. Мероприятия по совершенствованию управления реализацией Госпрограммы (Минсельхозпрод РБ).
13.1.2. Мероприятия по совершенствованию управления реализацией Госпрограммы (Управление ветеринарии РБ).
13.1.3. Мероприятия по совершенствованию управления реализацией Госпрограммы (Управление инспекции государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники).
13.2. Совершенствование деятельности государственных бюджетных учреждений в рамках Госпрограммы.
13.2.1. Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
13.2.2. Субсидии на оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) на содержание недвижимого имущества, находящегося в пользовании и закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (ГБУ РБ "Информационно-методологический центр Республики Бурятия")
13.3. Подготовка, проведение и подведение итогов всероссийской сельскохозяйственной переписи.
13.3.1. Субвенции на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 2016 году.
Структура Госпрограммы в разрезе целей, задач, целевых индикаторов и мероприятий по подпрограммам приведена в приложении N 4 к Государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
3.1.0. Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"
3.1.1. Паспорт подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"
Таблица 1
Ответственный исполнитель, координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Соисполнители основных мероприятий |
Органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию), организации (по согласованию) в порядке, установленном действующим законодательством |
Цель подпрограммы |
Повышение уровня обеспеченности населения продукцией отрасли растениеводства и продуктов ее переработки |
Задачи подпрограммы |
- создание условий для производства и переработки основных видов продукции растениеводства; - развитие приоритетных подотраслей растениеводства |
Целевые индикаторы |
- индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах); - производство зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий; - производство хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами; - производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них |
Сроки реализации |
2014 - 2017 годы и на период до 2020 года |
3.1.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноз ее развития
Производство растениеводческой продукции в Республике Бурятия обусловлено как экстремальными природно-экономическими условиями, так и неудовлетворительным состоянием плодородия сельскохозяйственных угодий.
К основным факторам, которые необходимо учитывать в растениеводстве Республики Бурятия, относятся:
- резко-континентальные природно-климатические условия;
- низкая водоудерживающая способность почв, сухость воздуха и незначительное количество атмосферных осадков весной в сочетании с сильными ветрами, высокие дневные температуры, способствуют иссушению пахотного слоя, сильно задерживая в отдельные годы появление всходов;
- суровые природно-климатические условия (зима холодная и малоснежная, лето умеренно теплое, засушливое в 1-й половине и влажное во 2-й).
Сдерживает развитие земледелия и снижает его продуктивность низкий уровень обеспеченности техникой, минеральными удобрениями и средствами защиты растений от сорняков, болезней и вредителей. В настоящее время большинство организаций в сельском хозяйстве республики применяют экстенсивные технологии возделывания зерновых и кормовых культур.
Сложившийся уровень производства растениеводческой продукции не соответствует современным потребностям. Продолжается снижение посевных площадей зерновых культур, недостаточен рост объемов производства продукции растениеводства.
Из-за резкого снижения объемов внесения органических и минеральных удобрений, возросла минерализация почв. Ежегодные потери гумуса достигли 600 тыс. тонн, дефицит азота, фосфора и калия составил 35, 45, 30 кг/га пашни соответственно. Для поддержания бездефицитного баланса гумуса необходимо вносить ежегодно на 1 га севооборота 8 - 10 тонн органических удобрений, 40 - 60 кг д.в. на 1 га азота и фосфора, при практическом внесении органических удобрений 0,5 т/га, минеральных - 1,4 кг д.в. на 1 га.
Разработка подпрограммы связана с необходимостью развития абсолютного большинства районов республики, характеризующихся сложными природно-экономическими условиями и аграрной направленностью, сложным финансово-экономическим положением организаций агропромышленного комплекса, неудовлетворительной обеспеченностью промышленности сырьем и населения основными продуктами питания собственного производства, снижением численности и уровня жизни сельского населения, наличием экологических и социальных проблем.
Продолжение указанных тенденций развития агропромышленного производства, продовольственного рынка и сельских территорий Республики Бурятия, сохранение зависимости перерабатывающей промышленности от привозного сырья и неудовлетворительное состояние социальной сферы села приведут к дальнейшей деградации производства и снижению уровня жизни сельского населения, существенному сокращению продовольственной безопасности республики.
В свете принятых программ ускоренного развития Республики Бурятия как крупного транспортно-логистического узла, центра туризма Забайкалья, развития горнодобывающих отраслей, зоны озера Байкал и др. неудовлетворительная обеспеченность населения малотранспортабельными и экологически чистыми продуктами питания, неразвитость сельских территорий станут существенным тормозом для реализации стратегических программ республики и ее дальнейшего социально-экономического развития.
В связи с указанным требуется уделить особое внимание развитию подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства как социально значимому сектору экономики, провести организационно-экономические, технико-технологические и другие мероприятия по повышению эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства в рамках реализации подпрограммы госпрограммы.
Для развития села на перспективу требуются значительные финансовые вложения, налоговая, кредитная и иная государственная поддержка, стимулирование развития внутреннего потенциала сельских территорий.
Эффективное развитие растениеводства станет предпосылкой ускоренного развития экономики региона, повышения продовольственной безопасности и успешного решения всего комплекса задач социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года.
3.1.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы |
Повышение уровня обеспеченности населения продукцией растениеводства и продуктов ее переработки |
Задачи подпрограммы |
- создание условий для производства и переработки основных видов продукции растениеводства; - развитие приоритетных подотраслей растениеводства |
3.1.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - достижение к 2020 году следующих целевых показателей:
- рост продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на 21,1%;
- доведение объемов производства зерновых и зернобобовых культур до 186 тыс. тонн, хлебобулочных изделий диетических и обогащенных микронутриентами до - 2,05 тыс. тонн, муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них - до 1,3 тыс. тонн.
Количественное выражение достижения вышеперечисленных индикаторов по годам, приведено в приложении N 1 к Госпрограмме.
3.1.5. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы:
- развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками, в том числе:
- субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями,
- субсидии на поддержку садоводов, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в Республике Бурятия;
- государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
- развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивации раскорчеванных площадей;
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
- субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства;
- субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
- ведомственная целевая программа "Заготовка и переработка пищевых лесных ресурсов (дикоросов)";
- прочие мероприятия по подотрасли растениеводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части затрат на увеличение посевных площадей;
- субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства.
Разбивка сумм финансирования по основным мероприятиям подпрограммы по годам ее реализации и источникам финансирования приведена в приложении N 2 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.".
3.2.0. Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
3.2.1. Паспорт подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"
Таблица 1
3.2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноз ее развития
Приоритетными направлениями в сфере производства продукции животноводства, ее переработки и реализации в Республике Бурятия являются мясное и молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство и птицеводство, отрасли по переработке молока и мяса, и их реализации. Данные отрасли имеют большое социальное значение для республики, так как определяют обеспеченность населения высокопитательными продуктами, экономический потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей и уровень занятости на селе.
За последние годы удалось не только приостановить спад в животноводстве, но и обеспечить значительный прирост поголовья всех видов скота к уровню 2005 года (КРС - на 12,4%, свиней - на 1,4%, овец и коз - на 34,5%, лошадей - на 51,5%, птицы - 14,6%), но и в будущем намечен рост поголовья скота. Возросли объемы производства молока, яиц, чуть ниже уровня 2005 года объем производства мяса. Объем реализации продукции, производимой малыми формами хозяйствования, увеличился на 2,6%.
Основным фактором, тормозящим развитие животноводства, является слабая кормовая база. В лучшие годы запас кормов на условную голову не превышал 10 - 12 ц корм. единиц.
Сравнительно высокая трудоемкость, капиталоемкость, энергоемкость отрасли при свободных ценах на энергоносители привели к значительному росту себестоимости продукции и снижению рентабельности. В этой связи возникает необходимость разработки и реализации конкретных мероприятий по стабилизации и ускоренному развитию отрасли животноводства.
Повышение эффективности отрасли будет связано с развитием в республике племенного животноводства, использованием прогрессивной техники и технологий, улучшением селекционно-племенной работы, укреплением кормовой базы, повышением квалификации кадров и обеспеченности отрасли трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, проведением противоэпизоотических и других мероприятий. Государственная поддержка племенного животноводства, коневодства, овцеводства и других подотраслей будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Все большее значение в условиях вступления России в ВТО имеет конкурентоспособность нашей продукции, особенно пищевой и перерабатывающей. Именно на эти цели направлены мероприятия данной подпрограммы.
3.2.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Повышение уровня обеспеченности населения продукцией животноводства и продуктов ее переработки |
Задачи |
- создание условий для производства и переработки основных видов продукции животноводства; - развитие приоритетных подотраслей животноводства |
3.2.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - достижение к 2020 году следующих целевых показателей:
- увеличение объемов производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню 2013 года на 16%;
- увеличение объемов производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) до 72,1 тыс. тонн;
Количественное выражение достижения вышеперечисленных целей по годам приведено в приложении N 1 к Госпрограмме.
3.2.5. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы:
- развитие овцеводства и козоводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз.
- ведомственная целевая программа "Развитие овцеводства в Республике Бурятия".
- субсидии на поддержку производства и реализации тонкорунной и полутонкорунной шерсти.
- государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.
- прочие мероприятия по подотрасли животноводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей.
- субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства.
- ведомственная целевая программа "Развитие птицеводства в Республике Бурятия".
- субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства.
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в животноводстве.
- осуществление мероприятий, направленных на предупреждение болезней животных.
- проведения противоэпизоотических мероприятий
Разбивка сумм финансирования по годам и источникам финансирования по основным мероприятиям подпрограммы приведена в приложении N 2 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.".
3.3.0. Подпрограмма "Развитие молочного скотоводства"
3.3.1. Паспорт подпрограммы "Развитие молочного скотоводства"
Таблица 1
3.3.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноз ее развития
В 2015 году сложились неблагоприятные для роста и развития сельскохозяйственных культур агрометеорологические условия. Отсутствие эффективных осадков, высокая дневная температура воздуха и почвы обусловили возникновение почвенной засухи. По этой причине летние пастбища и сенокосы не имели продуктивного травостоя, в связи, с чем произошло сокращение объемов производства молока в хозяйствах всех категорий.
Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства как крупного поставщика молока Республика Бурятия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- наличие земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов.
Главными сдерживающими факторами устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- малая численность скота высокопродуктивных пород;
- низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием;
- отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся в республике возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
- низкий уровень товарности молока в хозяйствах населения, которые производят более 80% от общего объема производства молока;
- недостаточный уровень продуктивности скота, что связано с низким уровнем сбалансированности кормов и селекционно-племенной работы.
Важными факторами для решения проблемы рентабельности молочного скотоводства являются:
- урегулирование экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля";
- государственная поддержка молочного скотоводства.
Объективная необходимость государственной поддержки развития молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью производства молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, наиболее доступного по цене;
- необходимостью технологической модернизации существующих ферм и строительства новых ферм для коров и молодняка.
На решение указанных проблем и направлена подпрограмма.
3.3.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Обеспечение населения Республики Бурятия в молоке и молочной продукции |
Задачи |
- создание технологических и экономических условий для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства; - увеличение объемов производства молока и молочной продукции |
3.3.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Результаты реализации подпрограммы определяются показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к Госпрограмме.
В период реализации подпрограммы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного скотоводства и создана база для обеспечения населения республики молоком.
Реализация подпрограммы предусматривает рациональное и сбалансированное использование имеющихся в республике ресурсов (земли, рабочей силы, кормовых угодий и др.), технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности.
3.3.5. Основные мероприятия подпрограммы
- прочие мероприятия по развитию молочного скотоводства, в том числе:
- субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока;
- субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления;
- субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм);
- субвенции на осуществление отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства;
- субвенции на администрирование передаваемого отдельного государственного полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления;
- ведомственная целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2014 - 2016 годы".
- государственная поддержка кредитования подотрасли молочного скотоводства, в том числе:
- субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства;
- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства;
Разбивка сумм финансирования по годам и источникам финансирования по основным мероприятиям подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.
3.4.0. Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства"
3.4.1. Паспорт подпрограммы "Развитие мясного скотоводства"
Таблица 1
Ответственный исполнитель, координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Соисполнители основных мероприятий |
Органы местного самоуправления Республики Бурятия (по согласованию), сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Бурятия (по согласованию) в порядке, установленном действующим законодательством |
Цель подпрограммы |
Обеспечение населения Республики Бурятия мясом и мясной продукции |
Задачи подпрограммы |
- создание технологических и экономических условий для устойчивого развития отрасли мясного скотоводства; - увеличение объемов производства мяса и мясной продукции |
Целевые индикаторы |
- поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; - производство крупного рогатого скота на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей |
Сроки реализации |
2015 - 2017 годы и на период до 2020 года |
3.4.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноз ее развития
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет собственного производства.
Для укрепления отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Республика Бурятия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- наличие земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов;
- в республике есть исторический и апробированный практически во всех районах республики многовековой опыт применения малозатратной интенсивно-пастбищной технологии содержания мясного скота.
Мясная отрасль в Республике Бурятия является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса. Рациональность выбора приоритетного развития мясного скотоводства обусловлена тем, что республика обладает значительными площадями естественных кормовых угодий и в связи с развитием в регионе рекреационной зоны прогнозируется повышение спроса на высококачественную говядину.
В Республике Бурятия из-за природно-экономических особенностей всегда уделялось достаточное внимание мясному скотоводству.
Республика имеет огромный потенциал развития мясного скотоводства, и есть необходимость не только сохранить, но и интенсивно развивать отрасль для достижения стратегической цели.
Сдерживающими факторами успешной реализации потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, слабая кормовая база, низкая продуктивность скота и слабая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота.
Характер причин, обусловливающих недостаточный уровень развития мясного скотоводства в республике, заключается в следующем.
Естественные кормовые угодья во всех районах республики имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В этих условиях в летнее время привесы в сутки снижаются до 250 - 400 г. Привесы молодняка на доращивании в зимний период составляют 150 - 200 г вместо желательных не менее 750 - 800 г, средняя живая масса молодняка при реализации - 250 - 300 кг вместо возможных 450 - 500 кг.
Государственная поддержка из федерального и республиканского бюджетов, будет способствовать решению вышеуказанных проблем, а так же стимулировать по увеличению поголовья крупного рогатого скота и производства высококачественной говядины.
На решение указанных проблем и направлена подпрограмма.
3.4.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Обеспечение населения Республики Бурятия в мясе и мясной продукции |
Задачи |
- создание технологических и экономических условий для устойчивого развития отрасли мясного скотоводства; - увеличение объемов производства мяса и мясной продукции |
3.4.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Результат реализации подпрограммы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к Госпрограмме).
Реализация подпрограммы позволит задействовать механизмы интенсивного развития мясного скотоводства в республике и обеспечить население высококачественной "мраморной" говядиной, позволит более полно использовать имеющиеся в республике ресурсы земли, кормовых угодий, поголовья скота, производительных сил, улучшить техническое и технологическое оснащение отрасли и обеспечить значительное увеличение поголовья мясного скота и производства высококачественной говядины.
3.4.5. Основные мероприятия подпрограммы
- прочие мероприятия по развитию мясного скотоводства", в том числе:
- ведомственная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Республике Бурятия на 2014 - 2016 годы";
- субсидии на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей.
- государственная поддержка кредитования подотрасли мясного скотоводства", в том числе:
- субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства;
Разбивка сумм финансирования по годам и источникам финансирования по основным мероприятиям подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.
3.5.0. Подпрограмма "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства"
3.5.1. Паспорт подпрограммы "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства"
Таблица 1
Ответственный исполнитель, координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Соисполнители основных мероприятий |
Органы местного самоуправления Республики Бурятия (по согласованию), сельскохозяйственные товаропроизводители Республики Бурятия (по согласованию) в порядке, установленном действующим законодательством |
Цель подпрограммы |
Создание условий для развития отечественного конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений и обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественным племенным материалом сельскохозяйственных животных и птицы |
Задачи подпрограммы |
- модернизация материально-технической и технологической базы животноводства, селекции и семеноводства; - развитие племенной базы животноводства |
Целевые индикаторы |
- сохранность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных к уровню предыдущего года, процентов; - доля площади посевов элиты в общей площади посевов, процентов |
Сроки реализации |
2016 - 2017 годы и на период до 2020 года |
3.5.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноз ее развития
Современная система племенной работы в животноводстве представляет собой сложный многофункциональный комплекс, направленный на повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных и увеличение эффективности производства животноводческой продукции.
По состоянию на 01.01.2015 г. в государственном племенном регистре зарегистрировано 30 племенных хозяйств. Также имеется племенной репродуктор по разведению яков и организация по искусственному осеменению.
В общей доле скота количество племенных животных составляет 8%, к 2020 году запланировано довести долю племенного поголовья до 10% от общего поголовья сельскохозяйственных животных.
Для получения высоких и стабильных урожаев сельскохозяйственных культур важная роль принадлежит семеноводству, основной задачей которой является быстрая реализация достижений селекции, размножение и внедрение в производство высококачественных семян с сохранением их сортовых признаков. Использование кондиционных семян районированных сортов гарантирует прибавку урожая до 50%.
Усиление материально-технической базы семеноводства, повышение доли площади посева семенами элиты в общей площади посевов, позволит повысить урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур.
3.5.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Создание условий для развития отечественного конкурентоспособного рынка семян сельскохозяйственных растений и обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей отечественным племенным материалом сельскохозяйственных животных и птицы |
Задачи |
- модернизация материально-технической и технологической базы животноводства, селекции и семеноводства; - развитие племенной базы животноводства |
3.5.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Результат реализации подпрограммы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к Госпрограмме).
Реализация подпрограммы позволит создать условия для устойчивого развития отечественного рынка семян, улучшить техническое и технологическое оснащение отрасли и обеспечить сохранность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, а также увеличить до 2020 года долю площади посевов элиты до 10% в общей площади посевов.
3.5.5. Основные мероприятия подпрограммы
- развитие элитного семеноводства.
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение элитных семян.
- племенное животноводство, в том числе:
- субсидии на поддержку племенного животноводства.
- развитие племенной базы молочного скотоводства, в том числе:
- субсидии на приобретение семени быков-производителей.
- развитие племенной базы мясного скотоводства, в том числе:
- субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления.
Разбивка сумм финансирования по годам и источникам финансирования по основным мероприятиям подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
3.6.0. Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования"
3.6.1. Паспорт подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования"
Таблица 1
3.6.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноз ее развития
Одной из отличительных особенностей Республики Бурятия является большая доля (более 80%) продукции сельского хозяйства, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских хозяйствах).
Основными проблемами личных подворий и К(Ф)Х, являются: низкий процент охвата кредитованием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, отсутствие в Республике Бурятия системы закупок сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает наращивание объемов их производства. Отсутствует система обеспечения личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств качественными семенами, удобрениями, средствами защиты растений, кормами, молодняком скота, топливом, мини-техникой. Хозяйства испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услугах правового, экономического и технологического характера.
Требуется создание в республике эффективной системы закупок сельскохозяйственной продукции, развитие заготовительной деятельности перерабатывающих предприятий республики с целью закупа продукции напрямую у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В настоящее время важное значение приобретает развитие на селе малого предпринимательства, как в сфере производства несельскохозяйственной продукции, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занятости и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостоянию сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов.
Необходимость развития малого предпринимательства на селе в сфере производства несельскохозяйственной продукции и в сфере услуг обусловлена следующими причинами:
1. Сглаживаются риски и сезонный характер производства, так как промышленное производство, в отличие от сельскохозяйственного, является менее зависимым от погодно-климатических условий и мало зависит от сезонов года.
2. Создаются дополнительные рабочие места, привлекается невостребованная рабочая сила.
3. Внедрение производств малой промышленности и сферы услуг позволяет более полно использовать имеющиеся на селе экономические факторы производства.
Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора сельскохозяйственного производства.
Решение этих вопросов возможно только за счет реализации мероприятий, изложенных в настоящей подпрограмме.
3.6.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Основные цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Развитие малых форм хозяйствования на селе |
Задачи |
- создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства на селе; - повышение уровня доходов сельского населения |
3.6.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - достижение следующих целевых показателей:
- рост количества крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, ежегодно осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки в 2020 году до 22 единиц;
- ежегодное строительство и реконструкция трех семейных животноводческих ферм;
- ежегодное создание не менее двух сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ, развивающих свою материально-техническую базу с помощью государственной поддержки.
Количественное выражение достижения вышеперечисленных целей по годам выражено в целевых индикаторах подпрограммы, приведенных в приложении N 1 к Госпрограмме.
3.6.5. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы:
- грантовая поддержка.
- поддержка начинающих фермеров (гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров);
- развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (грант на создание молочной семейной животноводческой фермы);
- ведомственная целевая программа "О развитии сельскохозяйственной кооперации в Республике Бурятия на 2015 - 2017 годы" (грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов);
- государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования.
- субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования;
- прочие мероприятия по поддержке малых форм хозяйствования.
- ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие малых сел";
- выручка от реализации продукции крестьянских (фермерских) хозяйств, млн. руб.;
- субсидии на возмещение части затрат на проведение выставочно-ярмарочных мероприятий.
Разбивка сумм финансирования по годам и источникам финансирования по основным мероприятиям подпрограммы приведена в приложении N 2 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.".
3.7.0. Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий в Республике Бурятия"
3.7.1. Паспорт подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий в Республике Бурятия"
Таблица 1
Наименование подпрограммы |
"Устойчивое развитие сельских территорий в Республике Бурятия" |
Ответственный исполнитель, координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Основные соисполнители подпрограммы |
Исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию) и организации (по согласованию) в порядке, установленном действующим законодательством |
Цель подпрограммы |
Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности |
Задачи подпрограммы |
- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры |
Целевые индикаторы подпрограммы |
- ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов; - сокращение общего числа семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности (нарастающим итогом); - сокращение числа молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сельской местности (нарастающим итогом); - ввод в действие локальных водопроводов; - уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой; - количество населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексной компактной застройки; - доля населенных пунктов, в которых реализованы мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в общем количестве населенных пунктов в сельской местности; - количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку; - количество реализованных некоммерческих проектов по решению вопросов местного значения, направленных на развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий. Закрепленные за другими заинтересованными министерствами и ведомствами: - ввод в действие распределительных газовых сетей; - уровень газификации жилых домов (квартир) сетевым газом в сельской местности; - ввод общеобразовательных учреждений; - сокращение числа обучающихся в общеобразовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, в сельской местности (нарастающим итогом); - ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и/или офисов общей практики; - прирост сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктам (офисами врачей общей практики) (нарастающим итогом); - ввод в действие учреждений культурно-досугового типа; - прирост сельского населения, обеспеченного учреждениями культурно-досугового типа (нарастающим итогом); - ввод в действие плоскостных спортивных сооружений; - прирост сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями (нарастающим итогом); - количество созданных рабочих мест на селе; - ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, км |
Срок реализации подпрограммы |
2014 - 2017 годы и на период до 2020 года |
3.7.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноза развития
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Бурятия" разработана в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2036-р и от 08.11.2012 N 2071-р.
Под сельской местностью (сельскими территориями) в настоящей подпрограмме понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Реализация Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, позволила создать определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовала повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Выделяемые на ее реализацию средства федерального и республиканского бюджета выполняли стимулирующую роль по привлечению средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
За счет всех источников финансирования по итогам реализации программы:
- обеспечен ввод построенного (приобретенного) жилья в сельской местности в объеме более 32 тысяч квадратных метров;
- численность сельского населения, обеспеченного питьевой водой возросла по отношению к 2011 году на 18,7 тыс. чел.;
- обеспеченность сельского населения питьевой водой составила 23,5%, протяженность водопроводных сетей- 530,2 км.
Расширилась сеть учреждений социальной сферы на селе, построена общеобразовательная школа и реконструирован дом культуры в с. Тугнуй Мухоршибирского района, за 2010 - 2013 годы открыто 11 фельдшерско-акушерских пунктов.
В Республике Бурятия отсутствует собственная ресурсная база природного газа и отсутствует система газоснабжения сетевым газом. К настоящему времени газоснабжение и газификация потребителей осуществляется на основе сжиженного газа.
Газификация и газоснабжение Республики Бурятия осуществляется в соответствии с утвержденной Генеральной схемой газоснабжения и газификации Республики Бурятия. Согласно генеральной схеме газификацию предполагается проводить в 3 этапа:
- газификация сжиженным углеродным газом;
- газификация сжиженным природным газом;
- газификация сетевым природным газом предусмотрена в 17 муниципальных образованиях.
В 2016 году ожидается завершение реализации проекта "Комплексная компактная застройка северной части с. Петропавловка Джидинского района", в рамках которого будет создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура на площадке под строительство 208 индивидуальных жилых домов. В том числе строительство электрических сетей, техническое перевооружение центральной котельной, реконструкция стадиона на 3000 мест, строительство тепловых, водопроводных, канализационных сетей, устройство крытой хоккейной площадки, строительство автодороги с твердым покрытием, строительство тротуаров и уличного освещения.
Несмотря на положительный эффект от реализации Программы социального развития села, реализация программных мероприятий оказалась недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения, поэтому требуется реализация мероприятий данной подпрограммы.
3.7.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности и стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности |
Задачи |
- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; - кадровое обеспечение АПК |
3.7.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы позволит к 2020 году:
- обеспечить ввод (приобретение) 9,3 тыс. кв. м. жилья в сельской местности;
- ввести в действие локальные водопроводы;
- обеспечить реализацию проектов комплексной компактной застройки;
- ввести в действие общеобразовательных учреждений на 2170 мест;
- расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 60 единиц;
- улучшить доступ сельского населения к услугам учреждений культурно - досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 4,2 тыс. мест.
Достижение индикаторов подпрограммы по годам приведено в приложении N 1 к Госпрограмме.
3.7.5. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы:
- реализация мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий Республики Бурятия
- субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
- развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, в том числе:
развитие водоснабжения в сельской местности.
поддержка комплексной компактной застройки.
- прочие мероприятия в области устойчивого развития сельских территорий.
- субсидии из республиканского бюджета бюджетам сельских поселений на реализацию некоммерческих проектов по решению вопросов местного значения, направленных на развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия.
- кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
Кроме того, предусмотрены мероприятия финансируемые за счет госпрограмм других заинтересованных министерств и ведомств.
В софинансировании отдельных мероприятий подпрограммы участвуют средства республиканского бюджета, предусмотренные в рамках других государственных программ Республики Бурятия:
- развитие газификации в сельской местности;
- развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
- развитие сети учреждений культурно-досугового типа, мест в сельской местности;
- развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
- развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности.
Разбивка сумм по годам и источникам финансирования по основным мероприятиям подпрограммы приведена в приложении N 2 к государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.".
3.8.0. Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия"
3.8.1. Паспорт подпрограммы "Развитие рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия"
Таблица 1
Наименование подпрограммы |
"Развитие рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия" |
Ответственный исполнитель, координатор |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Основные соисполнители подпрограммы |
Органы местного самоуправления в Республике Бурятия (по согласованию) и организации (по согласованию) в порядке, установленном действующим законодательством |
Цель подпрограммы |
Сохранение, воспроизводство и рациональное использование водных биологических ресурсов |
Задачи подпрограммы |
- восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства и развитие аквакультуры; - создание условий для технического перевооружения рыбохозяйственной отрасли |
Целевые индикаторы подпрограммы |
- объем добычи водных биологических ресурсов; - обновление рыбопромысловых судов, технологического и рыбопромыслового оборудования |
Срок реализации подпрограммы |
2014 - 2017 год и на период до 2020 года |
3.8.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноза развития
В результате перехода к рыночным условиям общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 40%. Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза. В период с 1990 по 2012 годы резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 18 процентов уровня 1990 года. В результате физический и моральный износ основных фондов рыбного хозяйства достиг критического уровня. В условиях новых рыночных отношений продукция, выпускаемая на морально и физически устаревшем оборудовании, не смогла выдержать конкуренцию. Высокие кредитные ставки банков и отсутствие механизмов льготного кредитования и лизинга затормозили процесс технического перевооружения и развития отрасли.
Учитывая прогнозируемый прирост населения Республики Бурятия и исходя из установленных индикаторов Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации (22,8 кг потребления рыбы и рыбной продукции на человека к 2020 году), для удовлетворения потребности населения в рыбе и качественной и безопасной рыбной продукции необходимо довести объем вылова, выращивания товарной рыбы и поставки из других регионов до 23 тыс. тонн в год. Сегодня потребление рыбной продукции на душу населения в Республике Бурятия составляет 10,5 кг. Более половины рыбных продовольственных ресурсов Бурятии формируются в основном за счет океанической рыбы.
Решение проблем рыбохозяйственной отрасли Республики Бурятия позволит повысить конкурентоспособность ее организаций, обеспечит внедрение передовых технологий, обновление основных фондов, рост прибыли рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий, доходов работников организаций этой отрасли, будет способствовать созданию новых или восстановлению утраченных ранее рабочих мест. Все это соответствует цели Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации - обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий и обеспечения роста конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
На решение всех вышеуказанных проблем и направлена подпрограмма.
3.8.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цель и задачи подпрограммы
Цель |
Сохранение, воспроизводство и рациональное использование водных биологических ресурсов |
Задачи |
- восстановление и сохранение ресурсно-сырьевой базы рыболовства и развитие аквакультуры; - создание условий для технического перевооружения рыбохозяйственной отрасли |
3.8.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
В период реализации подпрограммы будут задействованы механизмы устойчивого развития рыбохозяйственной отрасли и создана база для обеспечения населения республики рыбой, качественной и безопасной рыбной продукцией.
Реализация подпрограммы предусматривает рациональное и сбалансированное использование имеющихся в республике ресурсов (трудовых, имущественных, водных и др.), технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности производимой продукции, что позволит достичь увеличения целевых индикаторов подпрограммы в 2020 году:
- объема добычи водных биологических ресурсов - на 11,8%;
- процента обновления рыбопромысловых судов, технологического и рыбопромыслового оборудования в 3,3 раза.
Разбивка целевых индикаторов по годам приведена в приложении N 1 к Госпрограмме.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3.5.5. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы:
- мероприятия по развитию рыболовства и аквакультуры
- стимулирование восстановления и сохранения ресурсно-сырьевой базы рыболовства и развития аквакультуры
- ведомственная целевая программа "Развитие аквакультуры в Республике Бурятия на 2016 - 2017 годы"
- прочие мероприятия в области развития рыбохозяйственной отрасли
- стимулирование технического перевооружения рыбохозяйственной отрасли.
Разбивка сумм финансирования по годам и источникам финансирования основных мероприятий подпрограммы приведена в приложении N 2 к Государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия".
Конкретизация мероприятий подпрограммы будет отражена в ведомственном плане реализации Госпрограммы.
3.9.0. Подпрограмма "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия"
3.9.1. Паспорт подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия"
Таблица 1
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3.6.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы с описанием основных проблем и прогноза развития
В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, к первому уровню приоритетов государственной политики в сфере развития производственного потенциала относится мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и сельскохозяйственных угодий других категорий.
Актуальность развития мелиорации для Республики Бурятия очевидна из-за влияния сухого и холодного климата северных областей Сибири, жаркого и сухого - пустынь Монголии, теплого и влажного - со стороны Тихого океана.
Удаленность Республики Бурятия от морей и океанов обусловила резко выраженную континентальность климата. Среднегодовая температура воздуха по природным ландшафтам варьируется от 0,5 до 5 °С. Зима холодная, продолжительная и малоснежная, что является причиной глубокого промерзания (до 3 - 3,5 м) почвенно-грунтовой толщи с накоплением в ней большого запаса холода, медленного прогревания и оттаивания. Весенний и раннелетний периоды (май - июнь) прохладные и засушливые. Ежегодно повторяются ветры со скоростью 22 - 26 м/с, в отдельные годы сила ветра может достигать 35 - 40 м/с, что значительно иссушает почвы. Лето короткое и засушливое с поздними весенними и ранними осенними заморозками. Среднегодовая сумма осадков составляет 120 - 300 мм.
Почвы в Республике Бурятия отличаются малой мощностью гумусового горизонта, низким содержанием гумуса, легким механическим составом, подверженностью ветровой и водной эрозии. По механическому составу - легкосуглинистые, супесчаные и песчаные. Содержание гумуса в них от 1,0 до 3,0%. Черноземы встречаются, в основном, в южной части республики по подножиям северных склонов хребтов.
В существующих природных условиях важнейшим условием стабильно высокого производства сельскохозяйственной продукции является комплексная мелиорация земель, включающая наряду с гидромелиорацией сельскохозяйственных земель агролесомелиорацию, фитомелиорацию, культуртехнические и другие мелиоративные мероприятия, в сочетании с применением наукоемких аграрных технологий и технических средств, высокопродуктивных культур, сортов и гибридов.
В некоторых районах Республики Бурятия максимальный расход воды рек и речушек достигается только в весенний паводковый период, продолжительность которого в среднем достигает не более 10 дней, в остальное время года, при 95% обеспеченности, расход воды недостаточен для полива сельскохозяйственных культур. Для обеспечения необходимого количества воды на орошение в XX веке были построены 43 пруда и водохранилища, из них 28 являются собственностью муниципальных образований. Общий полезный объем вышеуказанных гидротехнических сооружений составляет 46,6 млн. м3 воды и используется за вегетационный период на орошение. В данное время износ данных сооружений достиг 70%, в случае прохождения больших весенних и летних паводковых вод существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций на мелиоративных объектах и отдельно расположенных гидротехнических сооружениях.
Для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и защиты сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов Республики Бурятия от негативного воздействия вод необходимо приведение гидротехнических сооружений в безопасное для эксплуатации состояние.
В 80-х годах прошлого века наблюдался рост комплексной мелиорации земель с доведением орошаемой площади региона до 213,2 тыс. га с применением стационарных электрофицированных насосных станций в количестве 58 шт., передвижных насосных станций - 465 шт., с использованием широкозахватных поливных машин типа "Фрегат" в количестве 188 шт., прочих дождевальных установок и машин в количестве 484 шт.
Высокие тарифы на электроэнергию и цены на горюче-смазочные материалы послужили причиной отказа хозяйств от использования электрифицированных насосных станций и широкозахватной поливной техники.
В настоящее время по данным инвентаризации мелиоративного фонда 2010 - 2011 гг. в Республике Бурятия используется орошаемых земель на площади 114,4 тыс. га, из них пашни 1,6 тыс. га, в том числе незарегистрированных мелиорируемых земель - 34,8 тыс. га.
На сегодня сохранилась и используется 1 электрифицированная насосная станция, остальные разукомплектованы, так как находятся на берегах рек без надлежащей охраны ввиду отсутствия средств на содержание охраны. Кроме того, на многих оросительных системах разрушены головные водозаборные сооружения, магистральные каналы, значительно понизился уровень воды в реках, изменились русла рек и стали недоступными для водозабора.
Таким образом, значительная часть мелиорируемых земель находится в неудовлетворительном состоянии. Свыше половины оросительных систем на территории Республики Бурятия нуждается в проведении работ по реконструкции и техническому перевооружению, в проведении прочих мелиоративных мероприятий по восстановлению мелиоративного фонда.
Выполнение комплекса мелиоративных мероприятий позволит повысить продуктивность сельскохозяйственных угодий, расширить посевы сельскохозяйственных культур за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель и обеспечит устойчивость производства сельскохозяйственной продукции независимо от климатических изменений и природных аномалий.
Мировой опыт в области природопользования свидетельствует о том, что проблема развития мелиоративного комплекса является межотраслевой и межведомственной проблемой, требующей значительных объемов бюджетных средств, относится к компетенции органов государственной власти и не может быть выполнена в течение одного года.
Восстановление и дальнейшее развитие мелиорации будет способствовать не только увеличению валового производства продукции, но и обеспечит надежность и безопасность работы гидротехнических сооружений, а также предотвратит возможность возникновения чрезвычайных ситуаций в зоне влияния указанных сооружений.
Учитывая, что подпрограммой предусмотрено формирование системы текущего и оперативного управления, контроля и мониторинга достижения целевых показателей, риск наступления возможных негативных последствий от реализации мероприятий подпрограммы будет минимален.
3.9.3. Основные цели и задачи подпрограммы
Цели и задачи подпрограммы приведены в таблице 2.
Таблица 2
Цели и задачи подпрограммы
Цель |
Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации в условиях изменения климата и природных аномалий |
Задачи |
- восстановление мелиоративного фонда (мелиорируемые земли и мелиоративные системы), включая реализацию мер по орошению и осушению земель; - предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения. |
3.9.4. Описание ожидаемых результатов реализации подпрограммы и целевые индикаторы подпрограммы
Оценку реализации мероприятий подпрограммы предлагается проводить ежегодно по контролируемым значениям целевых индикаторов и показателей. Базовые значения и значения целевых индикаторов, приведены в приложении N 1 к Госпрограмме.
3.9.5. Основные мероприятия подпрограммы
Для достижения целей и задач подпрограммы предусмотрены следующие мероприятия:
- развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
- субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы"
субсидии на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов.
субсидии на возмещение части затрат на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия.
субсидии на возмещение части затрат на культуртехнические мероприятия на землях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
- прочие мероприятия по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы регионального значения.
- разработка проектно-сметной документации объектов сельскохозяйственного назначения.
- компенсация части затрат на оплату воды, потребляемой мелиоративной поливной техникой.
- прочие мероприятия (противопаводковые мероприятия, которые позволят привести в безопасное техническое состояние мелиоративные системы общего и индивидуального пользования и отдельно расположенные гидротехнические сооружения)".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 4 декабря 2015 г. N 598 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.