Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 7 декабря 2015 г. N 174
"Об утверждении Ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие малых сел"
1 июля 2016 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 5 мая 2017 г. N 60 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях реализации Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 102, в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ в Республике Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.04.2014 N 176, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную целевую программу "Сохранение и развитие малых сел".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности |
В.Г. Калашников |
Ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие малых сел"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 7 декабря 2015 г. N 174)
1 июля 2016 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. N 104 в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
Паспорт Ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие малых сел"
Наименование исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия - разработчика Ведомственной целевой программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (далее - Министерство) |
Наименование Ведомственной целевой программы |
Ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие малых сел" (далее - Программа) |
Наименование Государственной программы Республики Бурятия и подпрограммы Государственной программы Республики Бурятия |
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 102 "Об утверждении Государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий в Республике Бурятия", подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" |
Номер и дата приказа об утверждении Ведомственной целевой программы |
Утверждена приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 07.12.2015 N 176 |
Цель и задачи Ведомственной целевой программы |
Цель - устойчивое социально-экономическое развитие малых сел в Республике Бурятия. Задачи: 1. Стимулирование сельскохозяйственного производства для модернизации крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, ведущих сельскохозяйственную деятельность в малых селах. 2. Создание условий для расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей |
Целевые индикаторы и показатели Ведомственной целевой программы |
- объем произведенной продукции в К(Ф)Х и ИП; - прирост поголовья скота (КРС, овцы, лошади) в К(Ф)Х и ИП |
Характеристика программных мероприятий |
Предоставление компенсации части затрат К(Ф)Х и ИП, ведущим сельскохозяйственную деятельность в малых селах, на: - приобретение товарного молодняка скота (КРС, лошади, овцы); - приобретение малогабаритной кормозаготовительной техники, доильных аппаратов; - приобретение и установку альтернативных источников энергообеспечения; - восстановление и бурение скважины на воду |
Срок реализации |
2016 - 2018 годы |
Объем и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2016 - 2018 годы составляет в ценах соответствующих лет 0 млн. рублей, в том числе: за счет республиканского бюджета - 0 млн. руб., в том числе по годам: 2016 год - 0 млн. руб.; 2017 год - 0 млн. руб.; 2018 год - 0 млн. руб.; внебюджетные источники <*> - 0 млн. руб., в том числе по годам: 2016 год - 0 млн. руб., 2017 год - 0 млн. руб., 2018 год - 0 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Ведомственной целевой программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
В результате реализации мероприятий Программы в 2018 году по сравнению с 2014 годом предусмотрено увеличение: - объемов произведенной продукции в К(Ф)Х и ИП на 13,5%; - поголовья скота (КРС, овцы, лошади) в К(Ф)Х и ИП на 4,4% |
<*> Справочно.
I. Обоснование необходимости реализации Программы
Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р, определено, что создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики и благосостояние граждан.
Разделом IV данной концепции установлена необходимость решения ряда задач в области сельского расселения, в том числе создание в отдаленных регионах, особенно в Сибири, благоприятных условий для развития относительно автономных сел для выполнения ими важнейших общенациональных функций.
В Стратегии развития Сибири отмечается, что наиболее адекватной и отвечающей интересам Российской Федерации является "равномерно-пространственная" система расселения. По-другому ее можно назвать рассеянным типом расселения, основанным на сети малых сельских поселений (хуторов, заимок, ферм). Эта система расселения имеет огромный потенциал использования простых и легкодоступных ресурсов, которые во многом уже исчерпаны в странах Европы и Азии: сельскохозяйственные земли, в первую очередь земли естественных кормовых угодий, лесные, водные и другие богатства Сибири.
В целях реализации положений указанных актов, создания "равномерно-пространственной", учитывающей особенности Республики Бурятия и Сибири в целом системы расселения, разработана Ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие малых сел" (далее - Программа).
В Республике Бурятия в течение двух лет с 2012 по 2013 гг. реализовывались мероприятия Республиканской целевой программы "Сохранение и развитие малых сел" в виде комплекса мер индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих деятельность в малых селах. Программой установлено, что малое село - это сельский населенный пункт с численностью жителей не более 350 человек, по данным Бурятстата в республике насчитывается 329 населенных пунктов, которые можно отнести к малым селам.
Стимулирование сельскохозяйственного производства в хозяйствах К(Ф)Х и ИП, ведущих деятельность в малых селах, предусматривалось в виде формирования механизма субсидирования 50% от затрат приобретения скота, техники, альтернативных источников энергии, бурения скважины, бытового обустройства (обеспечение жилья системами автономного водоснабжения, автономного теплоснабжения, автономной канализации), приобретения оборудования и подключения к сети Интернет.
Мониторинг предоставленных мер государственной поддержки показал, что главы хозяйств отдают предпочтение созданию производственной базы в первую очередь (приобретение поголовья скота, техники) и в последующем планируют улучшение бытового благоустройства. Таким образом, как и в 2012 году, в 2013 году 77% выделенных средств направлено на субсидирование приобретенного скота - 24,3 млн. рублей. Субсидирование техники - 5,3 млн. рублей, восстановление скважины - 1,05 млн. руб., альтернативные источники и бытовое обустройство - 0,45 млн. руб.
Проведенный анализ показателей за 2014 год к уровню 2013 года по хозяйствам, получившим субсидии в малых селах, показал: поголовье КРС составило 5784 гол. (96,5%); лошадей - 1794 гол. (109,6%); овец - 12986 гол. (141,8); налоговых отчислений и сборов - 2842,7 тыс. руб. (85,9%). В хозяйствах получателей создано 91 рабочее место, производство сельскохозяйственной продукции за 2014 год составило 66334,6 тыс. руб., товарной - 33830,6 тыс. руб. Товарность в хозяйствах получателей составила не менее 51%.
Программа направлена на решение проблем индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих сельскохозяйственную деятельность в малых селах республики, не имеющих возможности получения государственной поддержки в рамках действующих программ. В целом наличие государственной поддержки малых форм хозяйствования на селе позволит создать новые и сохранить большинство действующих хозяйств, что является положительным моментом в условиях наметившейся в последние годы тенденции сокращения числа К(Ф)Х из-за увеличения ставок платежей во внебюджетные фонды.
II. Цель и задачи Программы
Настоящая Программа разработана с целью обеспечения сохранения и развития малых сел республики, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие сельских территорий и производство сельскохозяйственной продукции на отдаленных животноводческих стоянках, создание благоприятных условий для организации и развития крестьянских (фермерских) хозяйств в малых селах.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- стимулирование сельскохозяйственного производства для модернизации крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, ведущих сельскохозяйственную деятельность в малых селах;
- создание условий для расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. N 104 в раздел III настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
III. Ожидаемые результаты реализации Программы и целевые индикаторы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (основные целевые приведены в таблице 1).
Основным результатом реализации Программы является сохранение и развитие удаленных малых сел Республики Бурятия, повышение эффективности производства К(Ф)Х и ИП, ведущих деятельность в малых селах, снижение социальной напряженности, повышение качества и уровня жизни населения в малых селах республики, повышение занятости населения в малых селах республики.
Таблица 1
Основные целевые индикаторы программы
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2014 год (базовый) |
2016 план |
2017 план |
2018 план |
Год достижения цели |
Объем произведенной продукции в ИП, К(Ф)Х |
% |
100 |
104,5 <*> |
109 <*> |
113,5 <*> |
2018 |
Прирост поголовья скота (КРС, овцы, лошади) в К(Ф)Х и ИП |
% |
100 |
101,5 <*> |
102,9 <*> |
104,4 <*> |
2018 |
<*> При условии финансирования мероприятий Программы.
Как базовый уровень принимаются значения за 2014 год: объем произведенной продукции в К(Ф)Х, ИП - 601,210 млн. руб.; поголовье скота в данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей - 54460 условных голов.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. N 104 в раздел IV настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
IV. Характеристика программных мероприятий
Стимулирование сельскохозяйственного производства К(Ф)Х и ИП, ведущих деятельность в малых селах, предусматривается в виде формирования механизма субсидирования 50% от затрат приобретения товарного молодняка скота, малогабаритной кормозаготовительной техники и доильных аппаратов, альтернативных источников энергообеспечения, восстановления, бурения скважины (потребность в финансировании отражена в таблице N 2).
Таблица 2
Потребность в финансировании на 2016 - 2018 гг.
Мероприятия |
Ед. изм. |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 - 2018 годы |
||||
Субсидии (50%) на: |
РБ |
ВИ <*> |
РБ |
ВИ <*> |
РБ |
ВИ <*> |
РБ |
ВИ <*> |
|
Всего |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приобретение товарного молодняка скота, малогабаритной кормозаготовительной техники и доильных аппаратов, восстановление, бурение скважины на воду, приобретение и установка альтернативных источников энергообеспечения |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
<*> Справочно.
V. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2016 - 2018 годах. Финансирование предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется в соответствии с объемами и источниками финансирования на протяжении всего срока реализации Программы.
VI. Социально-экономическая и экологическая эффективность Программы, оценка рисков ее реализации
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели Госпрограммы
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Республики Бурятия в области сельского хозяйства: повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий; увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
Настоящая Программа разработана с целью обеспечения сохранения и развития малых сел республики, обеспечивающих устойчивое и эффективное развитие сельских территорий и производство сельскохозяйственной продукции на отдаленных животноводческих стоянках.
Комплекс программных мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, состоит из мероприятий, требующих соответствующего финансового обеспечения из средств республиканского бюджета и внебюджетных источников.
Программный метод позволит объединить существующие и вновь разработанные меры государственной поддержки экономики, инфраструктуры и социальной сферы малых сел, появится возможность сохранить и развить малые села, вследствие чего не только образуются управляемые пространства, но и создастся средний класс жителей на сельских территориях, основа благополучия и стабильности.
6.3. Оценка рисков реализации Программы
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
рост цен на технику и оборудование, закупаемые в других регионах сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Указанные риски не зависят от деятельности К(Ф)Х и ИП. В этой связи они не могут быть спрогнозированы.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. N 104 в раздел VII настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
VII. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Эффективность Программы оценивается в соответствии с паспортом Программы по следующим показателям, которые отражены в таблице N 3.
Таблица 3
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Значения показателей по годам |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|||
Прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х, ИП (ОП) |
млн. руб. |
27,0 <*> |
54,0 <*> |
81,0 <*> |
|
Финансирование производства продукции |
из республиканского бюджета (Ф) |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
из внебюджетных источников <**> |
млн. руб. |
0 |
0 |
0 |
|
Общая эффективность расходования бюджетных средств (Эобщ.) |
% |
- |
- |
- |
<*> При условии финансирования мероприятий Программы.
<**> Справочно.
Эффективность расходования бюджетных средств определяется по формуле:
где: - коэффициент общей эффективности расходования бюджетных средств;
- ежегодный прирост объема производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х, ИП;
- объем финансирования из республиканского бюджета.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы отчетности.
VIII. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы определяется по формуле:
- эффективность реализации Программы (процентов);
- эффективность реализации индикатора Программы (процентов);
- количество индикаторов Программы.
Программа считается высокоэффективной в случае, если значение показателя E > 1.
Расчет оценки эффективности реализации Программы:
В 2018 году по сравнению с 2015 годом индикатор "Объем производства сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х, ИП, %" составит 113,5%, индикатор "Прирост поголовья скота в К(Ф)Х, ИП, %" - 104,4%
Таким образом, Программа оценивается как высокоэффективная.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. N 104 в раздел IX настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного приказа
IX. Обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию Программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета, а также внебюджетных источников, включающих собственные и заемные средства участников Программы.
Общая потребность в финансовых средствах по мероприятиям Программы представлена в таблице 4.
Таблица 4
Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы
Источники финансирования |
Общая потребность в финансовых средствах по годам, млн. руб.: |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 - 2018 |
|
Средства республиканского бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
Внебюджетные источники <*> |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
0 |
0 |
0 |
0 |
<*> Справочно.
Объемы финансирования мероприятий Программы из республиканского бюджета, а также внебюджетных источников могут уточняться при подготовке бюджетов на соответствующий финансовый год.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий Программы, рассчитан с учетом средних цен на товарный молодняк скота, малогабаритную кормозаготовительную технику, доильные аппараты, альтернативные источники энергообеспечения, бурение скважин на воду в 2014 - 2015 годах внутри республики.
По расчетным данным в 2016 году планируется обращение не менее 100 ИП, К(Ф)Х, которыми будут произведены затраты по мероприятиям Программы.
Приобретение молодняка скота не менее 800 условных голов на сумму 30673,0 тыс. руб.
Для обеспечения кормовой базы фермерам необходима малогабаритная кормозаготовительная техника не менее 30 ед. (9000 тыс. руб.), навесное оборудование для кормозаготовительной техники - 50 ед. (6750 тыс. руб.).
Требуется не менее 11 доильных агрегатов (330 тыс. руб.).
Улучшение бытовых условий потребует произвести затраты для бурения 9 скважин на воду (2250 тыс. руб.).
При невозможности подключения к электросетям из-за удаленности стоянок от населенных пунктов 5 фермерских хозяйств планируют установку альтернативных источников энергии (1000 тыс. руб.).
Для компенсации затрат (50%) фермерским хозяйствам необходимо 25,0 млн. руб. средств республиканского бюджета.
X. Система управления реализацией Программы
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в Программе, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы, и их согласованные действия по реализации программных мероприятий осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия заключает в установленном порядке с участниками Программы соглашения о реализации мероприятий Программы, в которых предусматриваются обязательства по финансированию мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников (средств К(Ф)Х и ИП), республиканского бюджета, а также обязательства по выполнению мероприятий Программы и достижению установленных показателей;
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия проводит ежегодную оценку эффективности реализации Программы в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 7 декабря 2015 г. N 174 "Об утверждении Ведомственной целевой программы "Сохранение и развитие малых сел"
Зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия
Номер государственной регистрации 032015660 от 21 декабря 2015 г.
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 23 декабря 2015 г.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 5 мая 2017 г. N 60 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия от 1 июля 2016 г. N 104
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа