Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция
развития выставочно-ярмарочной деятельности
в Республике Бурятия на 2008 - 2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 5 декабря 2007 г. N 389)
I. Введение
Выставочно-ярмарочная деятельность является важным инструментом макроэкономической и инвестиционной политики, обеспечивающим мобильность рынка, создающим необходимое информационное поле, формирующим значительные финансовые потоки, а также приносящим дополнительный доход в бюджеты всех уровней. Выставки становятся важной составляющей региональной государственной политики по удовлетворению потребностей предприятий и населения республики в качественных товарах, продвижению товаров и услуг местных производителей на внутренние и внешние рынки, а также способствуют развитию конкуренции и деловой активности по привлечению иностранных инвестиций для инвестиционных проектов региональных предприятий.
Как показывает практика, выставки и ярмарки - это маркетинговый инструмент, охватывающий практически все отрасли бизнеса и позволяющий предприятиям и организациям оперативно и регулярно получать необходимую информацию о товарах, услугах, изготовителях, продвигать собственную продукцию.
Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Бурятия представляет собой систему мер, нормативов, правил и действий, которая обеспечивает проведение организованных, целенаправленных и всесторонних мероприятий, предоставляющих возможность свободного показа, сбыта, приобретения продукции и услуг юридических и физических лиц.
Выставочная деятельность республики является мощным комплексным средством продвижения продукции и услуг, производимых и создаваемых в республике предприятиями и организациями, а также эффективным инструментом стимулирования инвестиционных процессов.
II. Оценка состояния выставочно-ярмарочной
деятельности в Республике Бурятия
Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Бурятия получила историческое возрождение с 1993 года с проведением оптово-розничной Кяхтинской ярмарки сначала в г. Кяхта, а затем в г. Улан-Удэ. На организацию и проведение Кяхтинской ярмарки были выделены значительные республиканские бюджетные финансовые средства и активно использован административный ресурс. Основными операторами выступали АО "Сибэкспоцентр" (г. Иркутск) и АО "Кяхтинская ярмарка". С 1996 года проведение оптово-розничных ярмарок перенесено в г. Улан-Удэ и связано с деятельностью Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия и вновь организованным ЗАО "Улан-Удэнская ярмарка".
За последние 14 лет в Республике Бурятия заложены основы организации и проведения выставок, ярмарок. Ежегодно с 1999 г. Президентом Республики Бурятия утверждается План выставок с долевым финансированием из республиканского бюджета.
До 2007 года единственным специализированным предприятием в республике в области организации и проведения выставок-ярмарок оставалось ЗАО "Улан-Удэнская ярмарка", которое ежегодно проводит до 20 выставочно-ярмарочных мероприятий различного масштаба, от регионального до международного уровня с участием бизнес-структур Китая и Монголии, а также предприятий из стран СНГ и регионов Сибирского федерального округа. С 2007 года дополнительно на рынке республики организацию выставок стало осуществлять ООО "Байкал-Экспо". Представители производственной и торговой сферы республики принимают участие в межрегиональных и международных выставочных мероприятиях, включая бизнес-форумы, проводимые в гг. Санкт-Петербург, Москва, а также в зарубежных выставочных мероприятиях - г. Харбин (Китай), г. Улан-Батор (Монголия).
Проводимый организаторами выставок анализ анкетирования мнений их участников дают основание утверждать, что эти мероприятия являются экономически эффективными. В 2006 году в региональных выставках приняли участие более 320 предприятий и организаций из 25 регионов России и зарубежья, в том числе 242 республиканских организаций (для сравнения в 2000 году было привлечено 136 участников, из них всего 44 республиканских). 80% экспонентов были удовлетворены мероприятием, 45% заключили деловые контракты. За высокое качество производимых товаров (продуктов) более 100 предприятий и организаций награждены дипломами, медалями, грамотами администраций городов, отраслевых министерств и ведомств.
Суммарная арендуемая выставочная площадь единых республиканских экспозиций за эти годы увеличилась и составила в 2006 году около 5000 кв. м, тогда как в 2000 году всего 480 кв. м.
Выставочные мероприятия ЗАО "Улан-Удэнская ярмарка" заняли прочное место в календаре российских, а тем более межрегиональных выставок-ярмарок. Вот уже несколько лет ЗАО "Улан-Удэнская ярмарка" разрабатывает и достаточно успешно проводит ряд специализированных ярмарок по разным отраслям экономики.
Кроме специализированной организации ЗАО "Улан-Удэнская ярмарка" отраслевыми министерствами и ведомствами республики проводятся специализированные выставки и ярмарки. Для оказания содействия сельхозтоваропроизводителям в реализации произведенной ими продукции за 2005-2006 годы Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия совместно с Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия и Буркоопсоюзом проведено семь республиканских сельскохозяйственных ярмарок, которые продемонстрировали свою экономическую эффективность и социальную значимость.
В период с 2004-2006 гг. при участии Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия проведено шесть специализированных строительных выставок-ярмарок, в работе которых приняли участие более 650 организаций строительного и жилищно-коммунального комплекса из различных регионов России и зарубежных стран, в том числе Монголии и Китая.
В целях создания имиджа Республики Бурятия как туристско-привле-кательного региона и повышения информированности населения о туристских ресурсах Бурятии Республиканским агентством по туризму проведены презентации турпродукта республики на туристских выставках в гг. Иркутск, Новосибирск, Красноярск, Москва и Улан-Батор. Кроме того, ежегодно с 2004 года в г. Улан-Удэ проводится республиканская выставка-ярмарка "Туризм и отдых в Бурятии", в которой принимают участие не только туристские компании, но и туристско-ориентированные районы республики, национальные парки, визитно-информационные центры, средства размещения туристов, музеи, производители сувенирной продукции и др.
В подавляющем большинстве выставки носят универсальный характер и являются оптово-розничными. Практика показывает, что такие организации, как ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ЗАО "Улан-Удэстальмост" могут участвовать только в специальных отраслевых выставках, где экспонируются либо типовые товары, либо товары субституты. И по мнению самих организаций наибольший эффект достигается от участия в таких выставках, при этом затраты организации готовы нести самостоятельно, не привлекая бюджетных ресурсов.
Вместе с тем дальнейшее развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Бурятия сталкивается с рядом нерешенных проблем, которые сводятся к отсутствию:
скоординированного подхода к планированию выставочно-ярмарочных мероприятий по срокам и тематике;
стратегии участия в российских и международных выставках, ярмарках и конгрессах;
единого информационного пространства в сфере выставочно-ярмарочной деятельности как на российском, так и на республиканском уровнях;
концептуального подхода органов исполнительной власти к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих важное значение для экономики республики;
системы мониторинга выставочной деятельности, что затрудняет анализ текущего состояния и составления прогноза ее развития;
современного выставочно-демонстрационного комплекса (специализированное оборудованное помещение для проведения выставок) в г. Улан-Удэ. В связи с чем выставки и ярмарки в зависимости от тематики экспонирования проводятся в музеях, спортивных комплексах, торговых центрах, дворцах культуры и т.д., которые не удовлетворяют требованиям экспонентов, ввиду неудобного месторасположения, отсутствия необходимой инфраструктуры, залов для проведения семинаров, круглых столов, презентаций, открытых выставочных площадок, автостоянок и т.д.
III. Цель и задачи Концепции
Целью настоящей Концепции является определение основных направлений развития и организации выставочно-ярмарочной деятельности в интересах экономического, социального, научного и культурного развития Республики Бурятия в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия, действующим российским законодательством и международной практикой.
Основными задачами организации и развития выставочно-ярмарочной деятельности являются:
проведение комплексного анализа тенденций развития выставочно-ярмарочной деятельности на республиканском, межрегиональном и международном уровнях;
формирование стратегии участия Республики Бурятия в российских и международных выставках, ярмарках, форумах;
повышение эффективности маркетинговых мероприятий по продвижению продукции и услуг, производимых на территории Республики Бурятия, на российский и международный рынки, содействие развитию потребительского рынка в целом, а также экспортнообразующих отраслей республики;
создание условий для осуществления внутренних и международных деловых контактов, партнерства и сотрудничества с целью привлечения инвестиций в экономику республики, организации совместного производства или совместного осуществления проектов, насыщения национального рынка товарами для населения и сырьем для промышленности, а также обмена передовым опытом с другими субъектами Российской Федерации;
содействие выходу на российский рынок новых предприятий республики, развитию малого и среднего бизнеса, народно-художественных промыслов и ремесел;
обеспечение равных условий конкуренции для всех участников выставочно-ярмарочной деятельности в республике;
развитие торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей республики с предпринимателями Российской Федерации и зарубежных стран;
стимулирование инвестиционных и инновационных процессов;
укрепление экономических, политических и культурных связей субъектов Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья;
формирование спроса на услуги выставочно-ярмарочного бизнеса, оптимизация функционирования и развития инфраструктуры выставочной деятельности республики;
улучшение социально-экономического положения республики путем увеличения доходов в бюджет от проводимых мероприятий за счет поступлений от выставочных структур, создания новых рабочих мест, расширения объема производства, развития выставочно-ярмарочной инфраструктуры;
привлечение внимания федеральных органов государственной власти, иных структур, международных и общественных организаций к проблемам развития выставочно-ярмарочной деятельности Республики Бурятия.
IV. Направления совершенствования
выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Бурятия
Исходя из существующей ситуации на рынке выставочно-ярмарочной деятельности и сложившихся проблем развития существует необходимость определения следующих основных направлений реализации Концепции:
1. Совершенствование нормативной правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности:
установление уполномоченного органа исполнительной власти в сфере выставочно-ярмарочной деятельности и определение его функций в части координации деятельности других органов исполнительной власти, а также взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной деятельности;
разработка механизма осуществления государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе финансовой и организационной помощи.
2. Координация и государственная поддержка выставочно-ярмарочной деятельности:
формирование ежегодного плана выставочно-ярмарочных, конгрессных и выставочно-конгрессных мероприятий межрегионального и международного значения с участием Республики Бурятия, с учетом Плана выставочных мероприятий, частично финансируемых из бюджета Российской Федерации;
определение перечня выставок для включения в Единый план выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых под патронажем Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
развитие сотрудничества с межрегиональными и международными выставочно-ярмарочными комплексами;
поддержка и стимулирование организаций, субъектов малого предпринимательства республики через выставочную деятельность путем создания благоприятных экономических, организационных и иных условий, предоставления информационно-консультативной, рекламной, маркетинговой и других видов помощи;
использование института спонсорства в проведении и поддержке выставочной деятельности республики;
развитие информационно-рекламного обеспечения и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности;
развитие выставочно-ярмарочной инфраструктуры, материально-технической оснащенности и экспозиционной базы выставочных центров в республике в соответствии с международными требованиями.
Координация со стороны государства должна быть направлена на поддержку мероприятий республиканского и межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности республиканских товаропроизводителей, расширение рынка сбыта продукции на внутреннем и внешнем уровне.
С этой целью целесообразно сформировать Комиссию по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности с участием представителей органов государственной власти, объединений предпринимателей, торгово-промышленной палаты и представителей выставочных организаций.
Функции Комиссии как коллегиального совещательного органа Правительства Республики Бурятия будут сводиться к осуществлению координации выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений всех структур и содействовать совершенствованию выставочно-ярмарочной деятельности.
Концепция предусматривает 3-х уровневую систему координации и поддержки развития выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Бурятия:
международные и межрегиональные выставочно-ярмарочные (конгрессные) мероприятия, на которых планируется организация республиканской экспозиции, курируемые Министерством экономики Республики Бурятия;
отраслевые выставочно-ярмарочные мероприятия, курируемые республиканскими органами исполнительной власти;
муниципальные выставочно-ярмарочные мероприятия, курируемые администрациями муниципальных образований.
Государственная поддержка выставочной деятельности может быть оказана в следующих формах: организационной, финансовой, информационной.
Организационная поддержка со стороны республиканских органов исполнительной власти должна оказываться: при подготовке и проведении приоритетных с точки зрения экономики Республики Бурятия выставочно-ярмарочных мероприятий на территории Российской Федерации (мероприятий федерального, межрегионального и республиканского значения); при организации участия предприятий республики в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом, имеющих наиболее важное значение с точки зрения торгово-политических и экономических интересов Республики Бурятия.
Принятие решения об оказании организационной поддержки республиканским участникам выставочно-ярмарочного мероприятия, проводимого за рубежом, должно основываться на предложениях федеральных и республиканских органов исполнительной власти.
Отбираются, как правило, крупнейшие международные, всероссийские и межрегиональные выставки-ярмарки, носящие многопрофильный характер и демонстрирующие новейшие достижения в различных отраслях экономики, а также имеющие приоритетное значение для республики с точки зрения продвижения местной продукции на внешние рынки.
Организационная поддержка выставочно-ярмарочного мероприятия тесно связана с информационной поддержкой и может выражаться: в оказании содействия со стороны органов исполнительной власти Республики Бурятия в привлечении российских организаций - участников выставки (ярмарки); в формировании организационного комитета для подготовки наиболее значимых выставочно-ярмарочных мероприятий.
Также органы исполнительной власти республики в зависимости от уровня проводимого мероприятия могут в случае необходимости применять по своему усмотрению и другие формы организационного содействия.
Кроме того, государственная поддержка должна быть оказана в подготовке квалифицированных кадров в области выставочно-ярмарочной деятельности.
Финансовая поддержка участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях осуществляется в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Республики Бурятия, а также за счет средств участников и спонсоров выставочно-ярмарочной деятельности.
Основной задачей информационной поддержки является создание информационной системы обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Бурятия, опирающейся на информационные возможности дипломатических, консульских учреждений, торговых представительств Российской Федерации в зарубежных странах, а также информационные возможности республиканских органов исполнительной власти, ресурсы представительства Министерства экономического развития и торговли России в Республике Бурятия.
Эта консолидированная информационная система позволит организовать информационное обеспечение товаропроизводителей республики - потенциальных участников выставочно-ярмарочных мероприятий, по широкому спектру представляющих практический интерес вопросов, в том числе с использованием международной сети Интернет и средств массовой информации. Данная система должна будет охватывать как подготовку и проведение выставок и ярмарок на территории республики, так и содействие участию предприятий республики в выставочных мероприятиях в регионах России и за рубежом.
Эффективное развитие выставочно-ярмарочной деятельности республики требует совместных скоординированных действий всех органов исполнительной власти, Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия, предпринимательских структур, общественных объединений и организаций малого бизнеса.
Активизация выставочно-ярмарочной деятельности будет способствовать развитию экономики республики, позволит получить дополнительные источники увеличения доходной части республиканского бюджета, повышения благосостояния жителей республики, будет способствовать развитию малого бизнеса, а также повысит авторитет республики, ее привлекательность для инвестиций и туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.