Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение
об инспектировании в системе образования Республики Бурятия
(утв. приказом Минобразования РБ от 7 августа 2007 г. N 1124)
1. Общие положения
1.1. Инспектирование в сфере образования осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования.
1.2. Положение содержит общие подходы, позволяющие на единых принципах организовать деятельность Министерства образования и науки Республики Бурятия (далее - Минобразования РБ), муниципальных органов управления образованием в части осуществления ими инспектирования в сфере образования и определяет основы их взаимодействия.
1.3. Под инспектированием понимается специальная контрольная функция (специально организованная деятельность) органов управления образованием по организации и проведению надзора и контроля за соблюдением нижестоящими органами управления образованием и подведомственными им учреждениями, а также их должностными лицами законодательства Российской Федерации в области образования и иных нормативных правовых актов.
1.4. Органы управления образованием и должностные лица, осуществляющие инспектирование, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Республики Бурятия, иными нормативными правовыми актами.
1.5. Инспектирование призвано обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования, исполнение иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов управления образованием и образовательных учреждений, защиту прав и свобод участников образовательного процесса, правомерность действий должностных лиц в целях:
- реализации принципов государственной политики в области образования;
- соблюдения конституционных прав граждан на образование, социальных гарантий участников образовательного процесса;
- сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных стандартов, социальных нормативов всеми субъектами системы образования;
- сохранение единого регионального образовательного пространства;
- совершенствования механизма управления качеством образования в пределах компетенции органов управления образованием разного уровня;
- проведения анализа и прогнозирования тенденций развития системы образования или ее составляющих.
1.6. Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия в области образования;
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие в пределах своей компетенции мер по их пресечению;
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, и подготовка предложений по их предупреждению;
- анализ и оценка эффективности деятельности органов управления образованием, подведомственных образовательных учреждений, должностных лиц;
- инструктирование должностных лиц по вопросам действующих в образовании норм, правил и предоставление рекомендаций по организации деятельности в рамках законодательства;
- организация и разработка в пределах установленной компетенции нормативно-правовых актов контролирующей деятельности.
2. Инспектирование в региональной системе управления
качеством образования
2.1. Инспекционная деятельность в системе образования Республики Бурятия направлена на контроль соответствия объективных условий и результатов образовательного процесса требованиям действующего законодательства.
2.2. Инспекционная деятельность органов управления образованием дополняет такие управленческие функции, как лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, государственная итоговая аттестация выпускников.
В ходе инспектирования осуществляется контроль за соблюдением образовательным учреждением условий организации образовательного процесса, предусмотренных лицензией.
Инспектирование является средством текущего контроля со стороны органов управления образованием соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
2.3. Объективная оценка анализируемых фактов и явлений достигается при инспектировании за счет использования нормативов, эталонов, стандартов.
2.4. В ходе инспектирования осуществляется контроль деятельности государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений (организаций) в режиме функционирования. При оценке работы образовательных учреждений в режиме развития органы управления образованием применяют экспертизу.
Экспертиза используется при оценке тех процессов и результатов образовательной деятельности, которые не имеют на сегодняшний день нормативных рамок и процедур необходимого документального оформления и описания. Экспертиза также используется при оценке инновационных проектов, опытной и экспериментальной работы, научных исследований.
2.5. В ходе инспекторских проверок используются данные мониторинга. Мониторинг - это форма организации сбора, системного учета, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем. Для инспектирования особое значение имеет постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью, осуществляемое органом управления образования и (или) образовательным учреждением, ибо это позволяет судить об уровне управления качеством образования.
2.6. Инспектирование является процедурой внешней по отношению к контролируемому объекту. В системе управления качеством образования, реализуемой в Республике Бурятия, одной из существенных задач инспектирования является стимулирование внутренней деятельности органа управления образования и образовательного учреждения на самоанализ, самообследование условий, процесса и результатов образовательной деятельности.
Образовательное учреждение осуществляет самоконтроль в соответствии со статьей 32 Закона РФ "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего вида и своим Уставом.
3. Организационные формы, виды и методы инспектирования
3.1. В соответствии с целями и задачами основными организационными формами инспектирования являются надзор и проверки.
3.2. Инспектирование в форме надзора проводится в следующих целях:
- установление законности (правомерности) действий органов управления образованием и образовательных учреждений и их должностных лиц при реализации законодательных норм прямого действия;
проверка соответствия издаваемых инспектируемой организацией нормативных правовых актов, учредительных документов и локальных актов действующему законодательству в области образования.
Основным методом, используемым в надзорной деятельности, является анализ документации (документальный контроль).
3.3. Инспектирование в форме проверки - анализ деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативно-правовых актов, в том числе - приказов, указаний и распоряжений руководителей, а также изучения последствий реализации этих актов.
3.4. Инспектирование осуществляется с использованием следующих методов: документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных методов, способствующих достижению цели контроля.
3.5. Контроль в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности осуществляется в пределах компетенции и наличия у органа управления образованием, проводящего инспектирование, соответствующих функций.
3.6. Инспектирование может осуществляться в виде плановых и оперативных проверок, аудита.
Плановое инспектирование осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и координацию и исключает нерациональное дублирование в организации проверок.
Оперативное инспектирование осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях граждан и организаций, и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Инспектирование по запросам (аудит) осуществляется с целью консультирования должностных лиц для установления (определения) правомерности и правильности их решений, без принятия к этим лицам административного воздействия.
Инспектирование сопровождается инструктированием - обучением должностных лиц по вопросам применения законодательства и разъяснением положений нормативно-правовых актов.
3.7. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводится инспектирование органов управления образованием, образовательных учреждений и должностных лиц в виде тематических проверок, когда проверяется одно направление деятельности; комплексных проверок - два и более направлений деятельности.
4. Разграничение полномочий при проведении инспектирования
4.1. Министерство образования и науки Республики Бурятия вправе осуществлять инспектирование деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности:
4.1.1. в порядке надзора за исполнением имеющих нормативное значение положений:
- Закона Российской Федерации "Об образовании";
- Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка";
- других законов Российской Федерации в области образования;
- указов Президента Российской Федерации в области образования;
- постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области образования;
- нормативно-правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации.
4.1.2. в порядке надзора за соответствием законодательству Российской Федерации в области образования:
- нормативных правовых актов муниципальных органов управления образованием;
- учредительных документов образовательных учреждений;
- локальных актов муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений.
4.1.3. в порядке инспекционных проверок по вопросам:
- соблюдения образовательными учреждениями нормативов, указанных в лицензии;
- соблюдения порядка проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- соблюдение порядка осуществления государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;
- соблюдения порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- соблюдения норм труда и федеральных нормативов его оплаты;
- соблюдения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- предоставления льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения;
- соблюдение установленных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- выполнения требований к организации системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;
- расходования и использования финансовых и материальных средств, направляемых органам местного самоуправления, образовательным учреждениям в виде дотаций, субсидий, субвенций;
- по другим вопросам, находящимся в компетенции государственного органа управления образованием.
- использования финансовых средств, направляемых для подкрепления государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам, и иных целевых государственных финансовых и материальных средств, направляемых в муниципальные образования и образовательные учреждения;
- реализации региональных программ развития образования, в том числе международных;
- соблюдения образовательными учреждениями нормативов, указанных в лицензии;
- соблюдения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
- соблюдения региональных нормативов финансирования образования;
- обеспечения гражданам, проживающим в муниципальном территориальном образовании, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
- реализации льгот обучающимся (воспитанникам) и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения;
- осуществления подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
- организации профилактики правонарушений, преступности, беспризорности, безнадзорности детей и несовершеннолетних;
- состояния охраны труда и создания безопасных условий в образовательных учреждениях;
- готовности образовательных учреждений к новому учебному году и функционирования в зимний период;
- по другим вопросам, находящимся в компетенции Министерства образования и науки Республики Бурятия.
4.3. Муниципальные органы управления образованием вправе осуществлять инспектирование деятельности подведомственных муниципальных образовательных учреждений, расположенных на их территориях, по вопросам:
- реализации права граждан на получение установленного обязательного общего образования;
- достоверности показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях;
- деятельности образовательных учреждений, направленной на осуществление государственной политики в области образования;
- организации профилактики правонарушений, преступности, беспризорности, безнадзорности детей и несовершеннолетних;
- состояния охраны труда и создания безопасных условий в образовательных учреждениях;
- готовности образовательных учреждений к новому учебному году и функционирования в зимний период;
4.4. Учредители образовательных учреждений, не являющиеся органами управления образованием, вправе осуществлять контроль деятельности учрежденных ими образовательных учреждений по вопросам:
использования финансовых средств, выделяемых учредителем (учредителями) на содержание образовательного учреждения, а также финансовых средств, полученных образовательным учреждением из других источников;
- сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в оперативном управлении образовательного учреждения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, сооружений и другого имущества;
- соблюдения иных требований, установленных уставом и другими учредительными документами, а также договором, заключенным между учредителем и образовательным учреждением.
5. Организация и технология инспектирования
5.1. Общее методическое руководство инспектированием в системе образования и координацию инспекционной деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
5.2. Министерство образования и науки Республики Бурятия и муниципальные органы управления образованием проводят инспектирование силами высококвалифицированных профессиональных работников (руководителей и специалистов), наделенных инспекционными функциями в соответствии со своими должностными обязанностями.
Специалисты органов управления образованием, осуществляющие инспектирование, должны обладать необходимой квалификацией и проходить соответствующее обучение в системе дополнительного образования не реже одного раза в 5 лет.
5.3. Периодичность и виды инспектирования конкретных органов управления образованием и образовательных учреждений или результатов деятельности должностных лиц определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел в инспектируемых объектах. Нормирование и тематика инспекционных, контрольных проверок находятся в компетенции руководителя, организующего проверку. Тематика инспекционных проверок не должна выходить за пределы компетенции органа, ее осуществляющего.
5.4. Органы управления образованием вправе обратиться в различные научные и методические учреждения за помощью и консультациями компетентных специалистов в организации и проведении инспекционных проверок по отдельным направлениям деятельности.
5.6. Основаниями инспектирования являются:
план-график проведения инспекционных проверок - плановое инспектирование;
задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение юридических лиц и физических лиц в органы управления образованием по поводу нарушений в области образования - оперативное инспектирование;
5.7. План-график инспектирования утверждается руководителем органа управления образованием, осуществляющим инспектирование, и доводится до сведения инспектируемых объектов. Задание на инспектирование с целью проверки состояния дел по вопросу, по которому готовится проект решения, а также задание на проверку сведений, изложенных в обращениях граждан, организаций, должны быть документально оформлены.
5.8. Для осуществления инспектирования руководителем органа управления образованием издается приказ о составе комиссии, сроках проверки, назначении председателя комиссии, определении темы проверки, установлении срока предоставления итогового документа.
Председатель комиссии разрабатывает план-задание, который устанавливает специфику конкретной проверки и должен обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов инспектирования для подготовки итогового документа (справки) по отдельным разделам деятельности образовательного учреждения, управления образованием или должностного лица.
5.9. Продолжительность тематических проверок не должна превышать 5 дней, комплексных проверок - 5-10 дней. Руководители органов управления образованием и образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке не позднее, чем за 10 дней до начала проверки.
Инспектирование деятельности муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, должностных лиц проводится, как правило, после согласования с руководителями объектов инспектирования.
5.10. При организации работы инспекционной комиссии:
- проводится организационное совещание со всеми специалистами, привлекаемыми к проверке;
- председатель комиссии распределяет среди специалистов задания;
- специалисты по представленному плану-заданию производят необходимую подготовку и изучение нормативных и инструктивных документов по теме проверки;
- председатель комиссии ставит в известность орган управления образованием или образовательное учреждение о сроках и плане проверки, о подготовке необходимой документации и информации для изучения.
5.11. В ходе деятельности комиссии осуществляются следующие виды работ:
- изучение документов и материалов, представленных учреждениями и должностными лицами;
- беседы с участниками образовательного процесса;
- изучение, сравнение полученной информации и обсуждение ее с членами комиссии;
- консультации для специалистов;
- подготовка итогового документа;
- подведение итогов инспекторской проверки;
- другие виды работы комиссии, определяемые задачами инспектирования.
5.12. Специалисты, направленные для проведения инспектирования, должны иметь при себе или заранее представить объектам проверки документы, удостоверяющие их полномочия (приказ, указание, распоряжение, письмо инспектирующего органа управления образованием, копию плана-графика или плана-задания осуществления инспекционной проверки).
Действия специалистов при проведении инспектирования определяются должностной регламентом.
5.13. Права инспектирующего влекут за собой профессиональную и этическую ответственность, что требует выполнения определенных правил в ходе инспектирования:
- честность, ясность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по результатам деятельности;
- стремление к точности и уважение к очевидности;
- достоверность изложенных фактов;
- вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов;
- уважение интересов, общественного положения и авторитета отдельных лиц и групп;
- понимание особенностей условий деятельности;
- приоритет интересам и благополучию обучающихся (воспитанников);
- понимание серьезности суждений и мнений инспектирующего для тех, кого оно касается.
5.14. При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства или иных недостатков в деятельности объектов проверки по вопросам, не входящим в компетенцию инспектирующего органа, данные о них необходимо передать в компетентные органы.
6. Результаты инспектирования
6.1. Результаты инспектирования оформляются актом, на основании которого оформляется отчет о проведенной проверке, утверждаемый руководителем органа управления образованием, который должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. К ним могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в материалах инспектирования факты и подтверждающие правильность выводов.
6.2. Структура и содержание итогового материала должны отражать:
- основания проверки органа управления образованием, образовательного учреждения, должностного лица (указать приказ, распоряжение);
- краткую характеристику объекта изучения;
- источники получения информации (перечень документов, контрольные срезы и тесты, беседы с участниками образовательного процесса, анкеты, просмотр или перепроверка работ обучающихся и т.п.);
- количество посещенных занятий, проверенных работ, собеседований;
- информацию по вопросам, поставленным в плане-задании.
6.3. Итоговый документ оформляется на месте инспектирования, за исключением случаев, когда требуются углубленная обработка и анализ собранной информации и отсутствует возможность осуществить это на месте инспектирования.
6.4. Результаты инспектирования (второй экземпляр итогового документа) доводятся до сведения руководителя инспектируемой организации сразу по окончании инспекционной проверки, а при отсутствии такой возможности - в течение двух недель. Руководитель (или лицо, его заменяющее) своей подписью заверяет факт ознакомления с итоговым документом. При этом он вправе сделать запись о несогласии с результатами инспектирования в целом или по отдельным фактам и выводам.
6.5. По итогам инспектирования в зависимости от формы, целей и задач проверки с учетом реального положения дел могут проводиться заседания коллегий, педагогических или ученых советов, производственные или рабочие совещания с педагогическим составом, совещания руководителей образовательных учреждений.
6.6. Руководитель инспектирующего органа или уполномоченное им должностное лицо по результатам инспекционной проверки принимает решение, в том числе:
- об издании соответствующего приказа или иного нормативного правового акта;
- об обсуждении материалов инспектирования коллегиальным органом управления или органом самоуправления;
- о направлении письма (представления) или иных материалов инспектирования в органы, компетентные принимать решение по представленным в них вопросам;
- о повторном инспектировании с привлечением определенных специалистов;
- о дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- по иным вопросам в пределах своей компетенции.
6.7. Результаты инспекционной проверки сведений, изложенных в заявлениях граждан, в обращениях и запросах организаций, должны быть высланы этим гражданам и организациям в установленном порядке и в установленные сроки.
6.8. Руководитель проинспектированного органа (учреждения) по материалам инспектирования принимает соответствующее решение в пределах своей компетенции.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 7 августа 2007 г. N 1124 "Об утверждении Положения об инспектировании... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.