Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 25 мая 2007 г. N А10-1141/06
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Ново-Уоянские районные электрические сети" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия о признании незаконным решения и предписания. При участии: от заявителя: Орлов В.В., представитель по доверенности от 04.09.06 г.; от ответчика: Баргаева Е.А., представитель по доверенности N 02-05/485 от 09.04.2007 г. Баранникова Н.О., представитель по доверенности от 23.05.07 г. от третьего лица - не явились.
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2007 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2007 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Ново-Уоянские районные электрические сети" (далее МУП "Ново-Уоянские районные электрические сети") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее УФ АС по РБ) от 18.11.2005 N 02-05/10-2005.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечено открытое акционерное общество "Бурятэнергосбыт" (далее ОАО "Бурятэнергосбыт").
Решением арбитражного суда от 29 июня 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18 декабря 2006 года решение суда от 29 июня 2006 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов от 05 марта 2007 года решение от 29 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 18 декабря 2006 года Арбитражного суда отменено и дело передано на новое рассмотрение.
В судебное заседании не явилось третье лицо, надлежаще уведомленное (почтовое уведомление от 14.05.07 г.). Направило факсимильной связью отзыв по делу. Суд, руководствуясь ст. ст. 123, 156 АПК РФ рассмотрел дело в отсутствии надлежащим образом третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что заявленные требования поддерживает и считает незаконным решение комиссии УФАС по РБ от 08.11.2005 г. на основании которого выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и обязать заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии с Энергосбытом ОАО "Бурятэнерго".
До подачи ОАО "Бурятэнергосбыт" заявления в адрес ответчика между ОАО "Бурятэнерго" и МУП "Ново-Уоянские электрические сети" не было официально заключенного договора. но при приобретении электроэнергии ОАО "Бурятэнерго" направляло счета-фактуры за поставленную электроэнергию МУП "Ново-Уоянские электрические сети", таким образом отношения между МУП "Ново-Уоянские электрические сети" и ОАО "Бурятэнерго" в лице филиала Бурятэнергосбыт носили гражданско-правовой характер. Просит удовлетворить заявленные требования
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве, согласился с доводом заявителя, что отношения между ОАО "Бурятэнерго" в лице филиала Бурятэнергосбыт и МУП "Ново-Уоянские электрические сети" формально носили гражданско-правовой характер, Оспариваемое решение и предписание вынесено в связи с тем, что заявитель является в данном районе монополистом и не желал заключать договор и нарушил п. 1 ст.5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Считает, что решение и предписание вынесены законно. Просит суд отказать в заявленных требованиях.
Представитель третьего лица направил факсимильной связью, в данном отзыве поддерживает доводы, заявленные ответчиком.
Суд, изучив выслушав представителей сторон, изучив материалы дела выяснил:
ОАО "Бурятэнергосбыт" направило в УФАС по Республике Бурятия жалобу о нарушении МУП "Ново-Уоянские районные электрические сети" антимонопольного законодательства в части необоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Проверкой жалобы установлено, что МУП "Ново-Уоянские электрические сети" имеет
- лицензию от 10.08.04 Министерства энергетики РФ на эксплуатацию электрических сетей,
- установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный постановлением РЭК РБ от 30.12.04 N 1/22 в размере 61,16 коп/кВтч.
- включено в реестр субъектов естественных монополий в ТЭК в раздел 1 "Услуги по передаче) электрической (тепловой) энергии постановлением ФЭК РФ N 108-э/18 от 24.12.03.
В соответствии с пунктом 9 Правил договор является публичным и обязателен к заключению для сетевой организации. Проект договора ОАО "Бурятэнерго" был направлен в адрес МУП "Ново-Уоянские электрические сети" с указанием о направлении им оформленных актов границ раздела балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 1) и определении объемов полезною отпуска для оформления приложения N 2. МУП "Ново-Уоянские электрические сети" в письме от 09.08.05 N 29 указало о нарушение процедуры оформления договора. МУП "Ново-Уоянские электрические сети",
Комиссия УФАС по Республики Бурятия, считая, что МУП "Ново-Уоянские районные электрические сети" уклоняется от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии и, тем самым, лишает ОАО "Бурятэнергосбыт" возможности реализовывать условия 25 договоров, заключенных им с потребителями электроэнергии на 01.10.2005. усмотрела в действиях "Ново-Уоянские районные электрические сети" нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Комиссия УФАС по Республики Бурятия 08.11.2005 вынесла решение и предписание, обязывающие МУП "Ново-Уоянские районные электрические сети" заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии с ОАО "Бурятэнергосбыт".
С данным решением и предписанием заявитель не согласен и обратился в арбитражный суд.
Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольным органом мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушением антимонопольного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст.5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действ (бездействия) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающее доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результат" недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интерес других хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные Законом обязательные для исполнения соответствующие предписания.
Общие принципы и порядок обеспечения не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг предусматриваются Правилами не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правилами дискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил не дискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Данные правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861
Услуги и по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, а также субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим экспорт (импорт) электрической энергии, энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам (пункт 6).
Договор является публичным и обязателен к заключению для сетевой организации. Необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 9).
Лицо, которое намеренно заключить договор, направляет в сетевую организацию заявку в письменной форме о заключении договора, которая должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 15 Правил.
Пункт 18 правил устанавливает, что лицо, которое намерено заключить договор (далее - заявитель), направляет в сетевую организацию:
а) заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами:
реквизиты потребителя услуг по передаче электрической энергии или потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор;
объедья и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам;
объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к сети, с ее распределением по каждой точке присоединения и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;
однолинейная схема электрической сети потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии;
б) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
в) проект договора - по желанию заявителя.
Сетевая организация в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора обязана его рассмотреть и направить заявителю подписанные сетевой организацией проект договора или мотивированные отказ от его заключения (пункт 16).
В случае отсутствия сведений, указанных в пункте 15 Правил, сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения недостающих сведений рассматривает заявление в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
Из ответа от 09.08.05 N 29 МУП "Ново-Уоянский районные электрические сети" (т.1 л.д. 38) следует, что представленный ОАО "Бурятэнергосбыт" договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии N 9 от 08.07.05 не подписан, так как нарушена процедура оформления данных договоров. Ответчик также установил, что ООАО "Бурятэнергосбыт" не представил указанные в правилах реквизиты и объемы, в связи с тем, что не имел сведений.
Согласно статье 426 ГК РФ Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Согласно статья 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Суд на основании изложенного приходит к выводу о том, что в данном случае между заявителем и ОАО "Бурятэнергосбытом" существовали гражданско-правовые отношения хозяйствующих субъектов и поэтому суд приходит к мнению о том. что заявитель официально не отказывался подписать договор и поэтому ОАО "Энергосбыт" считая, что действия заявителя незаконны имел право обратится в суд с заявление о понуждении заключил предложенный договор.
Как следует из положений пункта 9 Правил недискриминационного доступа необоснованное уклонение или отказ сетевой организации от заключения договора могут быть обжалованы потребителем услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд не принимает в связи с изложенным доводы ответчиков, иных доказательств ответчиком не представлено.
Граждане, организации и иные лица согласно ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают и: права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов устанавливает, в том числе, наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт.
В соответствии со статьей со статьей 12 Закона антимонопольный орган вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбудить дела, по результатам рассмотрения которых принимать решение и выдавать предписания о заключении договоров с хозяйствующими субъектами
Между тем спорные правоотношения возникшие между хозяйствующими субъектами имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке.
Следовательно, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд делает вывод о том, что УФАС по РБ принимая оспариваемые решение и предписания вышел за пределы своих полномочий поэтому суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя Согласно п.1 ст.110 АПК РФ судебные расхода, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Удовлетворить требования заявителя.
Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 08.11.05 г. N 02-05/10 о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и предписание заключить договор об оказании услуг по передаче электрической энергии с Энергосбытом ОАО "Бурятэнерго" признать недействительным, как несоответствующий ст.ст. 445 ГК РФ, ст.5 п.1 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия в пользу МУП "Ново-Уоянский районные электрические сети" госпошлину 2000 руб.
Выдать исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный арбитражный суд (г. Чита) в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 мая 2007 г. N А10-1141/06
Текст Решения официально опубликован не был
Текст Решения приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника