Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 5 апреля 2007 г. N А10-652/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования сельского поселения "Загустайское" к Управлению государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по РБ об отмене постановления N 20 от 13. 02. 2007 г.; при участии от заявителя: Очиров З.Д. - глава администрации, удостоверение N 1 от 19.09. 2006 г.; от ответчика: Варфоломеева М.В. - представитель по доверенности от 20. 07. 2005 г.
Резолютивная часть Решения объявлена 2.04.2007 г. В полном объеме Решение изготовлено 5.04.2007 г.
Администрация муниципального образования сельского поселения "Загустайское" (далее - администрация МО СП "Загустайское") обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Бурятия, Государственный пожарный надзор (далее - Государственный пожарный надзор) об отмене постановления N 20 от 13.02. 2006 г. о привлечении к административной ответственности администрации МО СП "Загустайское", предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель заявителя дал пояснения согласно заявлению, указав, что при производстве по административному делу были допущены существенные нарушения прав и законных интересов общества.
Проверка администрации МО СП "Загустайское" осуществлялась в отсутствие законного представителя, протокол об административном правонарушении в области пожарной безопасности N 20 от 13.02.07 составлен без участия законного представителя общества.
Оспариваемое постановления "О назначении административного наказания за нарушение пожарной безопасности " от 13. 02. 2007 г. вынесено в отсутствии законного представителя общества, не разъяснялись права и обязанности, предусмотренные законодательством.
Просит отменить постановление N 20 от 13.02.2007 г. о привлечении к административной ответственности администрации МО СП "Загустайское" за нарушение пожарной безопасности и о назначении административного наказания как постановленное с нарушением процессуального законодательства.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что процессуальных нарушений при производстве по административному делу не допускалось.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается материалами дела. Оспариваемое постановлении N 20 от 13.02.2007 г., а также протокол об административном правонарушении составлялись в присутствие законного представителя администрации Нимаевой С.Ш., которой были разъяснены ее права и обязанности при составлении протокола.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Государственным пожарным надзором 13.02.2007 года была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией МО СП "Загустайское". Данной проверкой было установлено, что администрация нарушила требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, о чем составлен акт N 23 от 13. 02.2007 г.
13.02.2007 г. был составлен протокол об административном правонарушении N 20 о совершении административного правонарушения администрацией МО СП "Загустайское", предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании протокола об административном правонарушении N 20 от 13.02.2007 г. должностным лицом Государственного пожарного надзора было вынесено Постановление N 20 от 13.02.2007 г. о привлечении администрации МО СП "Загустайское" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Основанием для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности явилось существенное нарушение прав и законных интересов общества при производстве по административному делу.
Как видно из протокола об административном правонарушении N 20 он был составлен 13 февраля 2007 года, имеется отметка, то в качестве законного представителя юридического лица присутствовал Очиров З.Д., ему разъяснялись права и обязанности, о чем имеется роспись.
Однако, присутствующий в судебном заседании глава администрации Очиров З.Д. пояснил, что ни при составлении протокола, ни при вынесении оспариваемого постановления он не присутствовал, именно в это время находился на стационарном лечении в больнице. Подпись в протоколе и в постановлении принадлежит его секретарю - Нимаевой С.Ш., полномочий представлять интересы администрации в производстве административного расследования он ей не давал.
Представитель ответчика пояснила, что при составлении протокола и вынесении постановления присутствовала Нимаева С.Ш., представившая доверенность на право представлять интересы администрации в качестве законною представителя, но в протоколе и в постановлении было отмечено, что административное производство было проведено в присутствие Очирова З.Д. Полагает, что данное упущение нельзя расценивать как существенное процессуальное нарушение и не может повлечь отмену оспариваемого постановления.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об админисфашвном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания но содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из протокола об административном правонарушении N 20 от 13.02.2007 г. следует, что подпись Очирова З.Д., подтверждающей, что ему разъяснялись права и обязанности, в протоколе отсутствует.
Достоверных доказательств, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления присутствовал законный представитель юридического лица и ему разъяснялись права и обязанности, ответчиком не представлено.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о назначении времени и места рассмотрения дела.
Указанной нормой права законодатель предусмотрел предоставление возможности лицу, привлекаемому к ответственности, предоставления времени для подготовки к рассмотрению дела.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, и также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Протокол об административном правонарушении был составлен 13.02.2007 года. Постановление о привлечении к административной ответственности также было вынесено 13.02.2007 г., то есть в один день с составлением протокола об административном правонарушении.
Таким образом, администрация МО СП "Загустайское" была лишена возможности подготовки к делу и конституционного права на квалифицированную юридическую защиту.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административных правонарушениях, совершенном юридическим лицом, рассматриваются с участием его законного представителя или защитника. В отсутствии указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление вынесено в отсутствии законного представителя юридического лица, данные о надлежащем его извещении о времени и месте разбирательства по делу об административном правонарушении отсутствуют.
При таких обстоятельствах, заявленные требования администрации МО СП "Загустайское" о признании незаконным постановления N 20 от 13.02.2007 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного о процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные требования администрации МО СП "Загустайское" о признании незаконным постановления Государственного пожарного надзора N 20 от 13.02.2007 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, удовлетворить.
Признать постановление Государственного пожарного надзора N 20 от 13.02. 2007 года о привлечении администрации МО СП "Загустайское" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, незаконным и отменить полностью.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить. Решение может быть обжаловано в Четвертый Арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней с даты его издания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2007 г. N А10-652/07
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника