Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Порядок подготовки, принятия, вступления
в силу решений городского Совета
4.1. Основные положения
Статья 34
Городской Совет по вопросам своего ведения принимает решения открытым, поименным или тайным голосованием в соответствии с Уставом города и настоящим Регламентом.
Решения принимаются большинством голосов от избранного численного состава городского Совета. Под избранным численным составом городского Совета следует понимать число фактически избранных депутатов.
Решения городского Совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Улан-Удэ, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городского Совета, если иное не установлено федеральным законом.
Устав города, решение о внесении изменений и (или) дополнений в Устав города, решение по вопросам выражения недоверия должностным лицам местного самоуправления принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов.
Решения городского Совета вступают в законную силу со дня подписания мэром города или иным уполномоченным Уставом города лицом, если действующим законодательством, Уставом города или в самом решении не предусмотрен иной срок. Принятые городским Советом решения подписываются мэром города в течение семи рабочих дней, если иное не установлено федеральным законодательством.
Решения городского Совета, затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Статья 35
Мэр города имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый городским Советом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней со дня поступления в Администрацию города возвращается в городской Совет с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.
По инициативе мэра города или председателя городского Совета может быть создана на паритетных началах согласительная комиссия. По результатам рассмотрения согласительная комиссия рекомендует городскому Совету:
- согласиться с мотивированным обоснованием отклонения нормативного правового акта и снять его с дальнейшего рассмотрения;
- согласиться с предложением мэра города о внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт и принять его с учетом этих предложений;
- одобрить нормативный правовой акт в ранее принятой редакции.
Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов городского Совета, он подлежит подписанию мэром города в течение семи дней и обнародованию.
Статья 36
Решение по процедурным вопросам может быть принято председательствующим на сессии городского Совета без проведения голосования, если ни один депутат не потребует проведения голосования. При требовании депутата о проведении голосования решение должно быть принято большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Решения по процедурным вопросам фиксируются в протоколе заседания городского Совета и не оформляются в виде решений городского Совета.
К процедурным относятся следующие вопросы:
- о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о предоставлении слова лицам, приглашенным на заседание;
- о переносе или прекращении прений по вопросу о повестке заседаний;
- о переходе (возвращении) к вопросам повестки дня;
- об общем времени обсуждения вопроса повестки дня заседаний;
- о голосовании без обсуждения;
- о приглашении лиц на закрытое сессии;
- об изменении способа проведения голосования;
- об изменении очередности голосования;
- о проведении дополнительной регистрации;
- о пересчете голосов;
- о повторном голосовании;
- о переносе рассмотрения проекта решения сессии на следующее заседание.
Процедурное решение о проведении тайного или поименного голосования принимается согласно статьям 69, 74 настоящего Регламента.
При противоречии двух процедурных решений действует то из них, которое принято позже.
Статья 37
Порядок рассмотрения вопроса на сессии городского Совета в соответствии с настоящим Регламентом может включать следующие элементы:
1. Включение вопроса в повестку дня;
2. Доведение проектов документов до сведения депутатов;
3. Доклад, содоклад;
4. Вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;
5. Прения по обсуждаемому вопросу;
6. Внесение поправок по проекту решения;
7. Принятие решения в целом.
4.2. Повестка сессии городского Совета
Статья 38
Включение вопроса в повестку дня и исключение вопроса из нее, утверждение повестки в целом, внесение в нее изменений и дополнений рассматриваются и утверждаются на сессии большинством голосов от присутствующего численного состава городского Совета.
В первую очередь голосуется принятие проекта повестки заседания.
Статья 39
Перед сессией аппаратом городского Совета обеспечивается возможность ознакомления с проектом повестки сессии приглашенных на сессию лиц.
Статья 40
На сессии депутаты городского Совета и мэр города вправе внести дополнительный вопрос. Проект решения по дополнительному вопросу представляет инициатор.
Статья 41
Переход к рассмотрению очередного вопроса повестки дня или возврат к одному из предыдущих, но не решенных вопросов, может осуществляться без голосования председательствующим при отсутствии возражений.
Статья 42
В течение одного дня заседания может быть отведено по решению городского Совета или председательствующего до 30 минут для заявлений, сообщений, обращений депутатов, процедурных решений в рамках вопроса повестки дня "Разное".
4.3. Подготовка проектов решений
Статья 43
Городской Совет приступает к рассмотрению вопроса повестки сессии, если депутаты получили хотя бы один проект решения по данному вопросу.
На проекте решения указывается.
1 Наименование решения - слева вверху первой страницы машинописного текста;
2. Слово "проект" - справа вверху первой страницы машинописного текста.
Преамбула проекта решения должна содержать, при возможности, краткое нормативное правовое обоснование.
К проекту решения разработчиком проекта решения прилагаются:
- лист согласования с визами мэра города, заместителей мэра города, Правового управления Администрации города или решение Коллегии Администрации города о внесении вопроса на сессию;
- лист согласования с визами заместителя председателя городского Совета, председателей постоянных комитетов городского Совета;
- пояснительная записка по представленному вопросу;
- заключение Контрольно-счетной палаты (по вопросам ее компетенции);
- электронная версия по представленному вопросу;
- перечень организаций к рассылке решения;
- иные документы по решению Дня депутата, Президиума, комитетов и комиссий городского Совета.
Лица, визирующие проект решения, вправе запросить у ответственного исполнителя копию проекта решения.
Проекты нормативных правовых актов городского Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение городского Совета только по инициативе мэра города или при наличии заключения мэра города.
Проект решения по вопросам организации деятельности городского Совета не требует согласования с мэром города, с заместителями мэра города, Правовым управлением Администрации города, если иное не установлено федеральным законодательством.
Статья 44
Проект решения передается в аппарат городского Совета не позднее чем за 5 дней до планируемой даты рассмотрения на заседаниях постоянных комитетов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящего Регламента, и проведения внеочередной сессии.
Статья 45
Программы социально-экономического развития города, генеральный план и правила застройки территории города рассматриваются на заседаниях городского Совета не ранее чем через две недели после даты вручения их депутатам.
4.4. Доклад, содоклад, прения
Статья 46
Доклад по вопросу, включенному в повестку дня, делает инициатор рассматриваемого вопроса. Докладчиком является руководитель подразделения, подготовившего проект решения.
Статья 47
Содоклад делается в том случае, если городской Совет поручает его депутату, постоянному комитету, рабочей группе или должностному лицу. В содокладе, как правило, дается анализ доклада и проекта решения, предложения по изменению (доработке, переработке) проекта решения, заключение о возможности его принятия.
Безусловное право на содоклад имеет председатель соответствующего постоянного комитета, мэр города или иное лицо с согласия председательствующего на сессии.
Статья 48
По всем вопросам повестки (кроме вопроса "Разное") могут проводиться прения.
Статья 49
Запись на выступления в прениях ведется аппаратом городского Совета и заканчивается за 30 минут до открытия сессии.
Очередность выступлений устанавливается председательствующим на заседании.
Право на выступление без предварительной записи имеют председательствующий на заседании, мэр города, депутаты.
Мэр города, депутат могут выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Статья 50
Прения могут вестись на русском и бурятском языках. Выступающий поддерживает принятие решения или отводит его, высказывает конкретные замечания, предложения и их обоснования.
Статья 51
Председательствующий следит за соответствием выступления вопросу повестки дня и при необходимости напоминает об этом выступающему.
Личные обращения депутатов воспрещаются. Никто не может высказываться, не получив слова от председательствующего.
Если выступающий не реагирует на указания председательствующего, допускает в своей речи некорректные выражения, то председательствующий призывает выступающего к порядку или лишает его слова.
Если на заседании возникает беспорядок и председательствующий лишен возможности его пресечь, он может объявить перерыв или закрыть заседание.
Статья 52
По истечении времени, отведенного на прения, слово предоставляется тем депутатам, кто настаивает на выступлении. Председательствующий выясняет число таких депутатов и либо предоставляет каждому из них слово в пределах 3 минут, либо ставит на голосование вопрос о продлении времени прений.
Городской Совет может рассмотреть персональные обращения с просьбой о предоставлении слова.
Предложения о прекращении прений не голосуются. Тексты выступлений докладчиков и депутатов, в том числе не выступавших, прилагаются к протоколу заседания по их просьбе. В этом случае тексты выступлений в машинописном виде сдаются в аппарат городского Совета.
Статья 53
Выступающие на заседании городского Совета лица не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов городского Совета и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
4.5. Поправки к проекту решения
Статья 54
Поправки к проекту решения могут быть предложены до начала по нему голосования. Автор голосуемой поправки зачитывает ее и дает краткое обоснование. После этого автор поправки вправе дать комментарии.
Статья 55
Поправки к проекту решения городского Совета принимаются тем же большинством голосов, что и само решение в целом.
Для внесения поправок в письменном виде предоставляется не менее одного часа, если городским Советом не принято иное решение.
При отсутствии возражений присутствующих на сессии депутатов городского Совета, председателя городского Совета могут вноситься устные поправки.
Статья 56
Поправки голосуются одновременно, если председательствующий или депутат не потребует отдельного голосования по конкретной поправке. Поправки к проекту решения могут быть приняты при голосовании за проект решения с соответствующими поправками в целом.
Последовательность голосования поправок на заседании городского Совета определяется председательствующим на сессии.
Перед голосованием поправки выступления по мотивам голосования, как правило, не допускаются. В отдельных случаях председательствующий может допустить по одному выступлению "за" и "против" поправки.
На голосование не ставятся поправки редакционного характера, если городской Совет не примет иного решения. Все остальные поправки, на которых настаивает председательствующий на сессии, депутат, ставятся на голосование.
Отклоненные поправки ставятся председательствующим на сессии на повторное голосование, если на этом настаивают лица, внесшие их, депутаты или сам председательствующий.
4.6. Принятие решения в целом
Статья 57
Решения, по которым нет желающих подать поправку, голосуются сразу в целом. При наличии поправок решение считается принятым в целом, если городской Совет проголосовал за принятие решения с соответствующими поправками. Перед принятием решения в целом могут проводиться выступления по мотивам голосования.
При проведении тайного (или поименного) голосования эти выступления могут проводиться до выдачи бюллетеня тайного голосования (бланка поименного голосования).
В случае необходимости дополнительного изучения вопроса проект решения может быть принят в первом чтении с последующим принятием решения в целом во втором чтении.
Статья 58
До подписания принятого решения в его текст должны быть внесены соответствующие поправки, с которыми он был принят. В текст принятого решения до его подписания могут вноситься редакционные поправки.
Статья 59
Аппарат городского Совета обеспечивает сохранность результатов голосования, протоколов счетных комиссий и других материалов сессий.
По требованию депутатов аппарат городского Совета обеспечивает их необходимой информацией по результатам голосования.
4.7. Контроль за исполнением решений городского Совета
Статья 60
В решении городского Совета или в протоколе сессии, в случае необходимости осуществления контроля, указывается лицо, контролирующее его исполнение.
Целью контроля является выявление степени эффективности решения, причин, затрудняющих его исполнение, определение лиц, препятствующих исполнению, привлечение их к ответственности, а также при необходимости защита решения в суде.
Статья 61
Лицо, на которое возложен контроль, обязано своевременно подготовить сообщение о ходе выполнения решения. После заслушивания такого сообщения городской Совет вправе:
- снять решение с контроля как выполненное;
- продлить контрольные полномочия;
- возложить контрольные полномочия на иное лицо;
- отменить решение;
- изменить решение или дополнить его;
- принять дополнительное решение.
Статья 62
Срок отчетности по контролю может устанавливаться в самом решении, в протоколе сессии или председателем городского Совета, который вправе поручить лицу, контролирующему исполнение решения, сделать сообщение на сессии городского Совета.
4.8. Протокол заседания
Статья 63
На каждом заседании городского Совета ведется протокол и аудиозапись, в случае необходимости - стенограмма.
Протокол сессии ведется секретариатом и (или) аппаратом городского Совета.
В протоколе заседания указывается:
1. Дата, место проведения заседания;
2. Число депутатов, присутствующих на сессии;
3. Список лиц, присутствующих на сессии;
4. Вопрос повестки дня и фамилия докладчика;
5. Список лиц, выступивших на заседании;
6. Результаты голосования.
Материалы сессии оформляет аппарат городского Совета.
Статья 64
Протоколы заседаний оформляются в течение пяти рабочих дней. Протокол сессии утверждает председатель городского Совета, подписывает член секретариата городского Совета и ответственный за ведение протокола сотрудник аппарата городского Совета. Протокол Дня депутата, совместного заседания комитетов, заседания Президиума, комитета (комиссии) утверждается председательствующим и подписывается сотрудником аппарата городского Совета, ведущим протокол.
В аппарате городского Совета хранятся все материалы заседаний городского Совета.
Статья 65
Тексты принятых городским Советом решений (кроме процедурных) после их подписания мэром города или иным уполномоченным Уставом города лицом направляются в десятидневный срок аппаратом городского Совета:
- пресс-службе Администрации города в случае необходимости опубликования;
- исполнителям;
- другим заинтересованным лицам по списку, составленному инициатором решения.
4.9. Правила голосования
Статья 66
Голосование может быть открытое, тайное или поименное.
Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участия, воздержаться от голосования, сообщая или не сообщая об этом другим депутатам.
После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование.
Статья 67
Открытое голосование проводится с подсчетом голосов счетной комиссией городского Совета или электронной системой голосования. Данные об открытом голосовании депутатов доступны для всех заинтересованных лиц.
Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Поименное голосование проводится при помощи счетной комиссии с использованием бланков поименного голосования или электронной системы голосования.
Статья 68
Повторное голосование по одному и тому же вопросу допускается в случаях, предусмотренных Регламентом, а также по решению городского Совета, принятому тем же большинством голосов, которое необходимо для принятия решения. Основаниями для этого могут быть: нарушение Регламента, ошибки при подсчете голосов и т.д.
Председательствующий вправе вынести проект на повторное голосование, но не более двух раз.
4.10. Тайное голосование
Статья 69
При принятии Устава города, решений по внесению изменений и (или) дополнений в Устав города и по персональным вопросам проводится только тайное голосование.
Персональным считается вопрос избрания, назначения, утверждения в должности, освобождения от должности, выражения доверия (недоверия) в отношении одной персоны.
Тайное голосование проводится и в иных случаях по требованию председательствующего на заседании или не менее 3 депутатов, если за это проголосовало большинство от избранного численного состава городского Совета.
Статья 70
Тайное голосование осуществляется с использованием бюллетеней. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве.
Бюллетень должен содержать альтернативные варианты голосования.
Депутат вправе отказаться от получения бюллетеня, о чем делается отметка членом счетной комиссии.
Статья 71
Тайное голосование проводит счетная комиссия в составе не менее 3-х человек. В счетную комиссию не могут входить те депутаты, по кандидатурам которых проводится голосование. В случаях отсутствия члена счетной комиссии на заседании или при тайном голосовании по кандидатуре, являющейся членом счетной комиссии, из числа депутатов избирается лицо, временно осуществляющее полномочия члена счетной комиссии.
В зале голосования устанавливается урна или кабина для голосования. Устная агитация в зале голосования воспрещается.
Статья 72
Депутат делает соответствующие отметки в бюллетене напротив выбранной фамилии кандидата или варианта голосования.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего. По каждому из таких бюллетеней счетная комиссия принимает решение.
Статья 73
Протокол о результатах тайного голосования в случае, если хотя бы один член счетной комиссии выражает в протоколе особое мнение о недействительности проведенного голосования, утверждается 2/3 голосов от избранного численного состава городского Совета.
4.11. Поименное голосование
Статья 74
Поименное голосование проводится по требованию не менее 3 депутатов или председательствующего на заседании, если за это проголосовало большинство от избранного численного состава городского Совета.
Статья 75
Бланк поименного голосования заполняется депутатом и содержит фамилию и округ депутата, формулировку предложения, результат голосования ("за" или "против"), роспись депутата, дату.
В заранее заготовленных бланках должны содержаться слова "за", "против". Бланки, в которых в результате голосования оба этих слова вычеркнуты или оба слова оставлены, а также бланки, авторство которых установить невозможно, считаются недействительными.
Статья 76
Прием бланков поименного голосования производится до момента оглашения результатов голосования. До этого момента депутат вправе изменить свое решение и заменить свой бланк голосования. Исправление результата голосования в бланке не допускается. Счетная группа вправе запрашивать у депутатов пояснения по их бланкам. Воспрещаются любые формы давления на депутатов с целью изменения мнения перед голосованием.
Статья 77
Результаты поименного голосования оглашаются в день голосования и, при необходимости, по решению городского Совета передаются в средства массовой информации. Рядом с фамилиями депутатов, не проголосовавших "за" или "против", никакие отметки не проставляются.
Вместо бланков поименного голосования может использоваться электронная система голосования.
4.12. Голосование по альтернативным вопросам
Статья 78
Альтернативными считаются такие предложения или проекты решений, из которых следует выбрать не более одного.
До голосования перечисляются все альтернативные предложения.
Председательствующий вправе:
- обобщать несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений;
- вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов.
При большом количестве предложений, которые относятся к различным проблемам, председательствующий проводит серию голосований. В первую очередь голосуются предложения по порядку ведения заседания, а затем проводятся голосования по существу каждой проблемы в рамках вопроса повестки дня.
Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложениям, набравшим наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий вправе поставить на голосование во втором туре два альтернативных предложения, набравших в первом туре большее число голосов, чем другие предложения.
Если вносится предложение по двум кандидатам на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по кандидатуре, набравшей наибольшее число голосов. Если предложено более двух кандидатов на одно вакантное место и ни один из них не набирает необходимого числа голосов, то голосование проводится по двум кандидатурам, набравшим большее число голосов по сравнению с другими кандидатами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.