Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
Правительства Республики Бурятия
от 8 июля 2008 г. N 344
16. Подпрограмма
"Градостроительное планирование развития территорий
муниципальных образований в Республике Бурятия
на 2008-2010 годы"
Паспорт
подпрограммы "Градостроительное планирование развития территорий
муниципальных образований в Республике Бурятия на 2008-2010 годы"
Наименование подпрограмма "Градостроительное
подпрограммы планирование развития территорий
муниципальных образований в Республике
Бурятия на 2008-2010 годы"
Государственный Правительство Республики Бурятия
заказчик
Основной Министерство строительства и модернизации
разработчик жилищно-коммунального комплекса Республики
подпрограммы Бурятия
Цель и задачи Основной целью подпрограммы является
подпрограммы устойчивое территориальное развитие
республики посредством совершенствования
системы расселения, застройки,
благоустройства городских и сельских
поселений, их инженерной, транспортной и
социальной инфраструктур, рационального
природопользования, охраны и использования
объектов историко-культурного наследия,
сохранения и улучшения окружающей природной
среды.
Основными задачами подпрограммы являются:
- обеспечение устойчивого развития
территории республики на основе
территориального планирования и
градостроительного зонирования;
- обеспечение сбалансированного учета
экологических, экономических, социальных и
иных факторов при осуществлении
градостроительной деятельности;
- осуществление строительства на основе
документов территориального планирования и
правил землепользования и застройки;
- осуществление градостроительной
деятельности с соблюдением требований:
а) технических регламентов, законов и
нормативов в части градостроительной
деятельности Республики Бурятия;
б) безопасности территорий,
инженерно-технических требований,
требований гражданской обороны;
в) охраны окружающей среды и экологической
безопасности;
г) сохранения объектов культурного наследия
и особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение предупреждения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного
характера, принятие мер по противодействию
террористическим актам;
- обеспечение надлежащего контроля за
соблюдением нормативных правовых актов
Республики Бурятия в сфере
градостроительства
Важнейшие целевые Обеспеченность Республики Бурятия
индикаторы и документами территориального планирования,
показатели градостроительного зонирования и проектами
планировок в объеме 100% к 2010 году
Срок реализации 2008-2010 годы
подпрограммы
Объем и источники Общий объем финансирования мероприятий
финансирования подпрограммы составляет 428,555 млн.
рублей, из них:
- средства республиканского бюджета - 9,277
млн. рублей;
- средства местных бюджетов муниципальных
районов и городских округов (справочно) -
103,658 млн. рублей;
- средства местных бюджетов поселений
(справочно) - 325,621 млн. рублей
Исполнители Министерство строительства и модернизации
подпрограммы жилищно-коммунального комплекса Республики
Бурятия, администрации муниципальных
образований в Республике Бурятия (по
согласованию)
Ожидаемые конечные - создание научно-методических основ и
результаты реализации экономических обоснований для систем
подпрограммы стратегического градостроительного
планирования развития республики;
- создание нормативной правовой базы в
сфере градостроительного планирования;
- создание документов территориального
планирования и градостроительного
зонирования, обеспечивающих устойчивое
развитие территорий Республики Бурятия;
- создание системы уполномоченных
исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления в
области градостроительства;
- сокращение изъятия земель
сельхозназначения под развитие поселений на
10-12% путем упорядочения застройки,
предусмотренной генеральным планом;
- сокращение протяженности
инженерно-транспортных коммуникаций до 25%;
- уменьшение потребности в капитальных
вложениях на развитие коммунальной
инфраструктуры на 8-15%;
- увеличение объемов инвестиций в экономику
Республики Бурятия
1. Содержание проблемы, обоснование
необходимости программной разработки
В настоящей подпрограмме под "градостроительным планированием" понимается регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое публичной властью в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в целях создания условий для привлечения инвестиций и активизации строительства, формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека.
Из общей численности населения Республики Бурятия 963,4 тыс. человек в сельских поселениях проживает 426,0 тыс. человек или 44% населения.
В городах и крупных поселках сосредоточена основная часть производительных сил республики, являющаяся, в свою очередь, градообразующей базой. Города и городские округа являются главными потребителями энерго-, био- и техноресурсов, главными полигонами внедрения ресурсосберегающих технологий, инвестиционно-строительной и финансовой активности.
В Республике Бурятия 1163,0 тыс. квадратных метров жилья отнесены к ветхому и аварийному, что составляет около 6,6% от общего объема жилищного фонда республики (весь жилфонд - 17411,3 тыс. кв. м). Происходит естественное старение существующего жилищного фонда. Для ликвидации этого фонда необходимо определение площадок для строительства микрорайонов нового, современного, быстровозводимого жилья с обеспечением его коммунальной и социальной инфраструктурами.
К числу проблем также относится вопрос по изменению границ населенных пунктов. Многие поселения давно "переросли" границы, установленные ранее разработанными генеральными планами, некоторые жилые образования построены на землях сельскохозяйственного назначения, которые на протяжении последних 15-20 лет используются под жилищно-гражданское строительство, но до настоящего времени не переведены в установленном порядке в состав земель населенного пункта.
В последнее время произошли изменения в области архитектуры и градостроительства, которые привели к сокращению и реорганизации уполномоченных органов власти в сфере градостроительной деятельности (специалистов районной архитектуры) на местах и передаче полномочий в данной сфере органу, не имеющему отношения к градостроительству.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, конкретизируя и расширяя объем полномочий органов власти муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности, устанавливает последствия за бездействие в этой области, что повышает значимость и актуальность деятельности местных органов архитектуры и градостроительства.
На сегодняшний день в Республике Бурятия только город Улан-Удэ имеет генеральный план, соответствующий современным требованиям. Документы территориального планирования Республики Бурятия были разработаны в 80-90-х годах прошлого столетия и до настоящего времени не корректировались.
Градостроительная документация выстраивает такую систему, при которой начальной и ключевой фигурой градостроительной деятельности в части обеспечения архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции становится застройщик, то есть лицо, которое приобрело имущественные права на земельный участок.
Для того чтобы могло состояться приобретение права на земельный участок, выделенный из состава государственных или муниципальных земель, должны быть проведены предварительные действия, итогом которых является градостроительный план земельного участка. Этот документ, являясь результатом обеспеченной публичной властью планировки территорий, с одной стороны, подготавливается в контексте ранее утвержденных документов, с другой стороны, предопределяет подготовку частными лицами последующих документов (землеустроительная документация, проектная документация, разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию объекта).
Чтобы использовать возможности свободного строительства в рамках заранее известных правил и ограничений, необходимо подготовить и принять соответствующие республиканские законы и нормативно-правовые акты, муниципальные нормативные правовые акты (правила землепользования и застройки).
Вышеперечисленные проблемы не представляется возможным решить без разработки документов территориального планирования муниципальных образований в республике. Подготовка этих документов требует больших финансовых затрат в условиях дефицита большинства местных бюджетов. Одним из инструментов решения этой проблемы является софинансирование данных мероприятий за счет средств республиканского бюджета в виде субсидий местным бюджетам на разработку документов территориального планирования.
Документы территориального планирования позволят решить следующие жизненно важные для республики вопросы:
- перспективы реального расселения в каждом муниципальном образовании;
- преобразования административно-территориального устройства республики;
- применения объемно-планировочных и инженерно-технических решений в застройке населенных пунктов с учетом местной специфики.
Решение этих вопросов позволит выбрать оптимальный вариант осуществления целенаправленного и управляемого устойчивого развития территорий муниципальных образований в республике.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию территорий муниципальных образований определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения поставленной задачи.
Достижение максимальных результатов в минимальные сроки требует подготовки и реализации подпрограммы развития региональной системы градорегулирования, состоящей из взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимодополняющих подсистем, совместно формируемых исполнительными органами государственной власти республики и органами местного самоуправления.
Такая подпрограмма позволит не только оперативно решать текущие задачи по обеспечению роста объемов строительства, но также последовательно и целенаправленно выстраивать основания для перспективных действий системного характера по развитию территорий республики, создавать адекватную условиям рыночной экономики систему градорегулирования.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основной целью подпрограммы является устойчивое территориальное развитие республики посредством совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства территорий муниципальных образований, их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды.
Для достижения указанной цели в рамках подпрограммы деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
- обеспечение устойчивого развития территорий республики на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе для территорий, входящих в состав туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТР ОЭЗ) "Байкал";
- обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
- осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований:
а) технических регламентов, законов и нормативов в части градостроительной деятельности;
б) безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны;
в) охраны окружающей среды и экологической безопасности;
г) сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
- разработка нормативов градостроительного проектирования Республики Бурятия;
- разработка документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства республиканского значения;
- обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятие мер по противодействию террористическим актам;
- обеспечение надлежащего контроля за соблюдением нормативных правовых актов в сфере градостроительства.
Для решения поставленных задач требуется концентрация общих усилий и средств на приоритетных направлениях с целью достижения максимальных результатов в минимальные сроки, оказание методического, финансового и организационного содействия со стороны Правительства Республики Бурятия органам местного самоуправления в реализации законодательства о градостроительной деятельности.
3. Срок и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма реализуется в один этап. Срок реализации подпрограммы - 2008-2010 годы.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия, выполняемые:
- исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия;
- исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия;
- органами местного самоуправления в Республике Бурятия.
Мероприятия в зависимости от исполнителей финансируются из средств республиканского и местных бюджетов.
4.1. Разработка нормативов градостроительного проектирования Республики Бурятия
Нормативы градостроительного проектирования разрабатываются с учетом необходимости сохранения и дальнейшего повышения достигнутого в Республике Бурятия уровня обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения этих условий, в том числе по:
- объектам социального и коммунально-бытового назначения, включая доступность таких объектов для населения (включая инвалидов);
- объектам инженерной инфраструктуры;
- благоустройству территорий.
Разработка нормативов осуществляется за счет средств республиканского бюджета организацией, привлеченной государственным заказчиком подпрограммы в установленном порядке к подготовке данного документа.
4.2. Обновление топографического материала территорий муниципальных образований в Республике Бурятия
Изготовление актуализированных цифровых топографо-геодезических и картографических материалов позволит в дальнейшем широко использовать их в градостроительной и проектной архитектурно-строительной деятельности, в управлении земельными ресурсами и организации землепользования и в иных смежных отраслях, что значительно сэкономит расходы средств бюджетов и хозяйствующих субъектов на эти цели.
Выполнение работ, предусмотренных этим мероприятием, позволит создать в муниципальных образованиях:
- банки данных топографических карт масштаба 1:2000 и 1:1000;
- базу данных для ведения топографического мониторинга;
- основу для местных геоинформационных систем и систем информационного обеспечения градостроительной деятельности.
4.3. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования муниципальных образований
Совместная подготовка проектов документов территориального планирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 27 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ.
Подготовка проектов документов территориального планирования должна осуществляться с учетом:
- приоритетов, ресурсов, объемов финансирования и последовательности действий в соответствии с настоящей подпрограммой;
- наличия ранее утвержденных документов территориального планирования, которые в юридическом отношении не утратили свою силу;
- нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что планы реализации документов территориального планирования должны приниматься через три месяца после утверждения документов территориального планирования и фактически должны содержать позиции по увязке объемов строительства с объемами и источниками финансирования, то есть являться основанием и предложением к проекту бюджета на каждый предстоящий финансовый год.
При совместной подготовке проектов документов территориального планирования одной из первоочередных задач должно стать определение необходимых территорий за пределами границ населенных пунктов, которые могут и должны быть вовлечены в оборот в целях расширения масштабов жилищного, в том числе малоэтажного, строительства.
4.4. Подготовка и принятие правил землепользования и застройки
Правила землепользования и застройки являются тем необходимым нормативным правовым актом, в рамках которого разрабатываются градостроительное зонирование, градостроительные регламенты и правовое зонирование территорий муниципальных образований, и направлены на развитие и совершенствование сложившегося землепользования. В условиях рынка недвижимости "вхождение" в застроенную, занятую правами третьих лиц территорию невозможно без юридических гарантий. Такими гарантиями могут быть только градостроительные регламенты, утвержденные в составе правил землепользования и застройки.
Также в правилах устанавливаются виды разрешенного использования объектов недвижимости на земельных участках. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в составе правил землепользования и застройки могут устанавливаться жилые территориальные зоны на землях сельскохозяйственного назначения, не включенных в состав сельскохозяйственных угодий. В этом случае данные документы будут служить основанием для изменения категории земель одновременно с изменением границ поселений.
Перечень основных действий в рамках реализации мероприятия:
а) принятие нормативного правового акта о подготовке проекта правил землепользования и застройки и создании комиссии по обеспечению подготовки и применения правил;
б) проведение конкурса на размещение муниципального заказа на подготовку проекта правил землепользования и застройки;
в) подготовка, согласование, обсуждение на публичных слушаниях проекта правил землепользования и застройки, их принятие и обеспечение применения.
Данное мероприятие должно быть реализовано не позднее 01.01.2010 г., так как по истечении данного срока в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации при отсутствии правил землепользования и застройки, которые подготавливаются при наличии генеральных планов, за исключением случаев, связанных с возможностью подготовки правил применительно к части территории при отсутствии генерального плана, земельные участки из состава государственных или муниципальных земель для строительства определенных типов объектов (включая жилищные) предоставляться не будут.
4.5. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
На сегодняшний день оперативно получить полную и достоверную информацию об объектах градостроительной деятельности в большинстве муниципальных образований практически невозможно. Простейшая операция с объектом градостроительной деятельности требует длительного прохождения документов по различным инстанциям. Тем самым сложившаяся ситуация в области информационного обеспечения градостроительной деятельности отрицательно сказывается на инвестициях в строительство.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по созданию и ведению автоматизированной системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности" ИСОГД должны выполнять следующие базовые функции:
- ввод, редактирование, хранение и поиск нормативных текстовых документов;
- обмен текстовыми и картографическими данными с другими информационными системами;
- предоставление сведений, содержащихся в информационной системе;
- подготовка градостроительной документации с использованием автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Создание ИСОГД и использование ее органами местного самоуправления позволит систематизировать и автоматизировать процесс подготовки, выдачи и согласования градостроительной документации.
Более того, полномочия, предоставленные органам местного самоуправления Градостроительным кодексом Российской Федерации по созданию, ведению и распоряжению информацией данной системы, позволят получать полную и своевременную информацию об объектах градостроительной деятельности муниципального образования, принимать своевременные согласованные управленческие решения, упростить процедуру создания и согласования документации в области градостроительной деятельности, усилить приток инвестиций в
<< Приложение N 1 |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 8 июля 2008 г. N 344 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.