Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Цели, задачи и основные направления программы
социально-экономического развития Республики Бурятия
на 2008-2010 годы и на период до 2017 года
3.1. Стратегическая цель Программы социально-экономического развития
Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года
Анализ конкурентных позиций республики, учитывающий благоприятные возможности и потенциальные опасности внешней среды, сильные и слабые стороны внутренней среды, выполненные с использованием принципов SWOT-анализа в предыдущем разделе, позволяют определить цели, задачи и основные направления социально-экономического развития Республики Бурятия.
Стратегической целью Программы до 2017 года является повышение уровня и качества жизни населения Республики Бурятия.
Достижение стратегической цели Программы до 2017 года основывается на динамичном экономическом росте и повышении конкурентоспособности экономики Республики Бурятия при условии выполнения мер по выводу республики на бездотационный режим хозяйствования в 2017 года и соблюдения экологических требований на Байкальской природной территории.
Критерием достижения стратегической цели является динамика социально-экономического развития Республики Бурятия с темпами, опережающими динамику социально-экономического развития Российской Федерации.
В целях повышения уровня и качества жизни населения республики Правительство Республики Бурятия сконцентрирует свои усилия на трех приоритетных направлениях социально-экономической политики:
рост экономического потенциала;
повышение уровня и качества жизни населения;
развитие инфраструктуры.
Достижение стратегической цели Программы будет реализовано в три этапа на основе трех среднесрочных программ.
Первый этап - 2008-2010 годы. Реализация мер по выводу Республики Бурятия на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста с соблюдением экологических ограничений на Байкальской природной территории. Укрепление финансового состояния Республики Бурятия и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия. Период модернизации производственной и социальной инфраструктуры, проведения активной политики привлечения инвестиций, реализации мероприятий по дальнейшей стабилизации положения в реальном секторе экономики Республики Бурятия.
Второй этап - 2011-2013 годы. Период формирования крупных производственно-инфраструктурных и транспортно-логистического комплексов, туристско-рекреационной особой экономической зоны. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления последующих рыночных преобразований в экономике.
Третий этап - 2014-2016 годы. Период формирования конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведения последовательной реструктуризации и модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики.
На каждом этапе в основе реализации приоритетных направлений предполагается использовать параметры "базового" сценария социально-экономического развития Республики Бурятия.
В качестве условий такого сценария были выбраны предположения трех вариантов сценариев социально-экономического развития Республики Бурятия. Параметры сценариев рассчитаны на основе анализа информации о фактическом состоянии деятельности крупных и средних организаций Республики Бурятия и стратегии их развития, экспертных оценок.
Кроме того, были использованы прогнозные параметры проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, материалы федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года", Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года, сложившиеся тенденции социально-экономического развития Республики Бурятия по отраслям, видам деятельности, городам и районам.
При расчете параметров социально-экономического развития Республики Бурятия использованы параметры сценариев Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года.
3.2. Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического
развития Республики Бурятия
Сценарные варианты долгосрочного социально-экономического развития Республики Бурятия определяются несколькими ключевыми факторами:
степенью развития и реализации сравнительных преимуществ экономики Республики Бурятия в минерально-сырьевом комплексе, энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
динамикой развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
интеграцией Республики Бурятия в единое экономическое пространство Российской Федерации и стран АТР.
В зависимости от реализации этих факторов выделены три качественных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - инерционного, базового и оптимистичного.
Все сценарии предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на развитие конкуренции, защиту прав собственности и экономических свобод, улучшение инвестиционного климата. В то же время в рамках второго и особенно третьего сценария предполагается проведение активной структурной политики или политики повышения конкурентоспособности, которая оказывает значительное влияние на состояние инвестиционного климата, структуру производства и экспорта. Другими словами, во втором и, особенно, третьем сценариях предполагается более высокое качество и эффективность экономических и социальных институтов.
Сценарии социально-экономического развития Республики Бурятия предполагают последовательное проведение институциональных преобразований, направленных на повышение качества и уровня жизни населения, снижение уровня дотационности и повышения конкурентоспособности Республики Бурятия, защиту прав собственности, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. Каждый из сценариев предусматривает развитие комплекса отраслей и видов экономической деятельности, являющихся приоритетными для экономики Республики Бурятия.
3.2.1. Инерционный сценарий
Инерционный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития отраслей экономики, социальной сферы и инфраструктуры. Развитие Республики Бурятия опирается на действующие организационно-экономические механизмы, происходит постепенная адаптация к изменяющимся условиям, деятельность нацелена преимущественно на экстенсивное развитие, ориентацию на стихийно складывающиеся закономерности в экономике Российской Федерации и Республики Бурятия.
Инерционный сценарий может обеспечить Республике Бурятия небольшой, но стабильный экономический рост, прежде всего в таких видах экономической деятельности как добыча полезных ископаемых, машиностроение, лесопромышленный комплекс, энергетика.
Умеренное развитие по инерционному сценарию получит туристско-рекреационный комплекс, который частично будет связан или даже будет находиться в конкурентных отношениях с аналогичной особой экономической зоной в Иркутской области. Развитие туризма в прибрежной зоне Байкала создаст благоприятные условия для развития агропищевого, транспортного и строительного кластеров, продукция которых будет востребована особой экономической зоной туристско-рекреационного типа.
Инерционный сценарий предполагает, что темпы экономического развития Республики Бурятия будут незначительно превышать среднероссийские показатели. Причем это обеспечат инвестиции в развитие инфраструктуры в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".
По инерционному сценарию уровень дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия составит в 2010 году - 47,0%, в 2017 году - 39,9%.
При этом умеренный рост собственных доходов консолидированного бюджета станет фактором ограничения для масштабной поддержки структурных реформ в реальном секторе экономики и привлечения средств на модернизацию социальной инфраструктуры.
Социальная защита населения будет развиваться в направлении расширения и повышения результативности республиканских адресных программ для бедных, что позволит вывести из состава бедного населения семьи работников с детьми и домохозяйства пенсионеров.
В инерционном варианте в Республике Бурятия проблема абсолютной бедности не будет решена полностью из-за стагнации или относительного ухудшения жизни пенсионеров, семей с двух и более детьми и сельского населения.
Доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов, а также имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) не превысит 30 - 35%.
3.2.2. Базовый сценарий
Базовый сценарий направлен на формирование и реализацию (с учетом имеющихся рисков) инвестиционно-инфраструктурных проектов коммерческого и институционального типов, нацеленных на диверсификацию экономики республики, привлечение незадействованных финансовых ресурсов (в том числе населения).
При этом приоритетной задачей среднесрочного и долгосрочного развития Республики Бурятия является создание конкурентоспособной экономики, обладающей потенциалом устойчивого развития и создающей предпосылки для перехода на инновационный путь развития.
Базовый сценарий предполагает также создание основы и закрепление тенденций для перехода на эколого-технологический путь развития, намеченный на долгосрочную перспективу.
В современных условиях конкурентоспособная экономика может быть сформирована только путем внедрения наукоемких производств и эффективных технологий.
В свою очередь, решение данной проблемы возможно исключительно за счет технического перевооружения и активной поддержки государством развития ключевых видов экономической деятельности, которые могут стать "локомотивом" роста и создадут заделы для качественных изменений во всей хозяйственной системе. Это позволит Республике Бурятия получить положительный эффект уже в среднесрочной перспективе.
По базовому сценарию уровень дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия составит в 2010 году - 45,3%, а в 2017 году республика выйдет на бездотационный уровень.
Социально-экономическое положение Республики Бурятия к 2017 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Республики Бурятия, увеличением его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики.
В планируемый период в Республике Бурятия требуется создать массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления, приближающимся к среднероссийским. Он должен охватить, по крайней мере, не менее 50% населения.
Динамика повышения благосостояния населения Республики Бурятия в планируемый период будет определяться динамикой благосостояния, в основном, двух категорий населения: малообеспеченных слоев населения и среднего класса.
Создание объективных экономических предпосылок для формирования массового среднего класса предполагает увеличение доли населения, работающего в малом и среднем бизнесе.
Увеличение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижение инфляции в возрастающей мере будет направляться не только на потребление, но и на сбережение, что в совокупности с улучшением финансового состояния предприятий и оздоровлением банковской системы должно сформировать значительный объем собственных финансовых ресурсов в кредитных учреждениях Республики Бурятия.
Ключевым условием реализации политики устойчивого роста станет мобилизация в Республике Бурятия уже имеющихся инвестиционных ресурсов на развитие экономики. Чтобы сохранить и развить необходимые производственные мощности и при этом нормализовать процесс их качественного обновления, ежегодный прирост инвестиций планируется в размере 12 - 13% в год.
3.2.3. Оптимистичный сценарий
Оптимистичный сценарий, также как и базовый, направлен на более полную реализацию инвестиционно-инфраструктурных и перспективных инновационных проектов. Данный сценарий также предполагает переход в среднесрочной и долгосрочной перспективе на эколого-технологический путь развития.
По оптимистичному сценарию прогнозируется выйти на бездотационный уровень в 2015 году.
Для достижения поставленных стратегических задач, постепенной концентрации ресурсов для диверсификации экономики все хозяйствующие субъекты и отрасли экономики должны выстраивать свою перспективу развития, имея в виду, что Правительство Республики Бурятия будет придерживаться в планируемый период следующей стратегии действия:
в промышленности:
реализация крупных территориальных производственно-инфраструктурных комплексов (раздел 3.3);
активизация (с долевым участием бюджетов всех уровней) научно-технической и инновационной деятельности и на этой основе модернизация всех отраслей промышленности, освоение экономически эффективной наукоемкой техники и технологий;
всемерная поддержка социально значимых инвестиционных проектов, признанных "инвестиционными точками роста";
интеграция предприятий в Республике Бурятия в транснациональные корпорации, укрепление конкурентных позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынках;
дальнейшее укрепление и поддержка малого бизнеса;
в агропромышленном комплексе:
дальнейшее развитие агропромышленного производства на основе создания крупных агрофирм, финансового оздоровления предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
повышение, в том числе и за счет развития федерального и республиканского лизинга, уровня технической оснащенности и технологического уровня аграрного производства, улучшение состояния и повышение плодородия почв;
формирование конкурентных и эффективных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения потребности населения в продуктах питания, а предприятий пищевой промышленности - в сельскохозяйственном сырье;
становление и развитие инфраструктуры рынка земель сельскохозяйственного назначения;
всемерная поддержка развития подсобных хозяйств сельского населения за счет организации заготовки кормов и закупа сельскохозяйственной продукции, переработки дикоросов;
в транспортном комплексе и связи:
создание современного транспортно-логистического #коплекса;
использование административного потенциала для интеграции транспортной системы Республики Бурятия в систему международных хозяйственных связей, развитие "транзитной экономики";
поддержка развития коммерческого лизинга как основы модернизации парка всех видов транспорта и его производственно-технической базы;
стимулирование интеграции транспортных и производственно-распределительных процессов;
всемерная поддержка развития трубопроводного транспорта;
поддержка развития электронных средств связи на основе современных цифровых технологий;
создание конкурентной среды на рынке услуг связи, обеспечение доступа хозяйствующих субъектов и населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам;
в товаропроводящей системе:
поддержка развития сети оптово-распределительных центров, системы оптовых рынков и комплексов, информационного и программного обеспечения рынков промышленной и сельскохозяйственной продукции;
развитие стационарной розничной торговли с применением новых технологий, в том числе систем безналичных расчетов на основе пластиковых карточек;
развитие товаропроводящей сети в малых населенных пунктах с учетом гибких форм организации обеспечения населения;
в инвестиционно-финансовой сфере:
укрепление доходной базы республиканского и местного бюджета и выход на бюджетную самодостаточность Республики Бурятия в долгосрочной и среднесрочной перспективе;
повышение качества и доступности бюджетных услуг при одновременной оптимизации структуры и состава сети бюджетных учреждений;
развитие государственно-частного партнерства в приоритетных отраслях экономики Республики Бурятия;
улучшение инвестиционной привлекательности Республики Бурятия за счет исправления накопленных структурных деформаций (реструктуризация депрессивных отраслей, убыточных секторов экономики, создание новых рабочих мест и др.);
содействие предприятиям в переходе на международные стандарты финансовой отчетности;
поддержка листинга акций предприятий на фондовых рынках, формирование инфраструктуры фондового рынка;
развитие рынка страховых услуг;
содействие сокращению масштабов неформальной экономики и перевод ее в сферу регулируемой экономики.
Реализация перечисленных выше экономических приоритетов будет базироваться на эффективном использовании имеющейся ресурсной базы Республики Бурятия, а также значительных инвестиций, в том числе и бюджетных, для внедрения наукоемких инновационных технологий. С другой стороны, развитие социальной сферы требует снижения инвестиционной нагрузки на бюджет региона с введением новых механизмов системы управления уровнем и качеством жизни населения, направленной на повышение качества предоставления бюджетных услуг.
Разрешить столь серьезное противоречие можно на основе инвестиционной политики, предусматривающей поэтапный подход к реализации приоритетных задач.
На первом этапе большая доля капиталовложений должна направляться в экономические проекты, обеспечивающие максимальный экономический эффект и максимальные налоговые поступления. При этом будет учитываться максимальный социальный эффект: увеличение емкости рынка продукцией, доступной для малоимущих слоев населения, создание максимального количества рабочих мест, включая труд инвалидов, пенсионеров и студентов.
После обеспечения устойчивого поступательного процесса развития бюджетообразующих предприятий инвестиционная доля в развитии экономики будет снижаться и ресурсы должны направляться в основном на решение социальных проблем.
Факторы экономического роста трех сценарных вариантов социально-экономического развития Республики Бурятия приведены в таблице 7.
Макроэкономические параметры сценарных вариантов социально-экономического развития Республики Бурятия, приведенные в таблице 8, являются основой для определения пороговых значений индикаторов социально-экономического развития Республики Бурятия до 2017 года и постановке задач по их достижению.
По всем трем сценариям предусматривается опережающий рост основных макроэкономических показателей на долгосрочную перспективу по сравнению со среднероссийскими показателями (в качестве среднероссийских показателей использованы параметры проекта концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации).
Расчет параметров дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия имеет своей целью определение временных горизонтов и необходимых параметров развития экономики для выхода Республики Бурятия на уровень самодостаточного развития, т.е. без финансовой помощи (дотаций) из федерального бюджета (таблица 6).
Таблица 6
Уровень дотационности консолидированного бюджета
Республики Бурятия*, %
Годы |
Инерционный сценарий |
Базовый сценарий |
Оптимистичный сценарий |
2008 |
44,5 |
42,8 |
42,8 |
2009 |
46,9 |
45,2 |
45,2 |
2010 |
47,0 |
45,3 |
45,3 |
2011 |
44,4 |
40,3 |
39,8 |
2012 |
43,6 |
27,9 |
23,2 |
2013 |
42,8 |
17,7 |
11,1 |
2014 |
42,0 |
10,2 |
3,8 |
2015 |
41,3 |
5,1 |
0 |
2016 |
40,6 |
1,9 |
0 |
2017 |
39,9 |
0 |
0 |
* без учета средств, поступающих на исполнение федеральных полномочий
Анализ показал, что несмотря на изменение структуры экономики, существенные изменения в налоговом законодательстве, инфляционные процессы сохраняется зависимость между производством валового регионального продукта и собственными доходами консолидированного бюджета в пределах 11,5 - 12%. Следовательно, бюджетная самодостаточность Республики Бурятия возможна только за счет экономического роста.
Методика предоставления средств финансовой помощи из федерального бюджета хотя и ставит целью бюджетное выравнивание регионов, тем не менее базируется на расчетах налогового потенциала от производства валового регионального продукта.
Указанные выше обстоятельства приводят к тому, что уровень дотационности консолидированного бюджета Республики Бурятия при темпах роста валового регионального продукта, сопоставимых со среднероссийскими показателями, будет сохраняться в пределах 40 - 47% достаточно длительное время при инерционном сценарии и может растянуться на 50 - 55 лет.
Параметры базового сценария увязаны с параметрами республиканского бюджета на 2008 - 2010 годы. По базовому сценарию планируется снижение уровня дотационности с 2013 года и ее ликвидации к 2017 году.
По оптимистичному сценарию снижение уровня дотационности также планируется с 2013 года с выходом на сомодостаточность# в 2015 году при условии снижения финансовой помощи федерального бюджета до уровня, необходимого для исполнения Республикой Бурятия федеральных полномочий.
Таблица 7
Факторы экономического роста сценарных вариантов
социально-экономического развития Республики Бурятия
|
Инерционный сценарий |
Базовый сценарий |
Оптимистичный сценарий |
Параметры экономического роста |
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта: 2008 - 2010 годы - 105,8%; 2011 - 2013 годы - 105,5%; 2014 - 2017 годы - 106,0% |
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта: 2008 - 2010 годы - 108,0%; 2011 - 2013 годы - 111,0%; 2014 - 2017 годы - 111,0% |
Среднегодовой темп роста валового регионального продукта: 2008 - 2010 годы - 111,0%; 2011 - 2013 годы - 112,0%; 2014 - 2017 годы - 112,0% |
Факторы экономического роста |
1. Умеренные темпы добычи полезных ископаемых, развития машиностроения, лесопромышленного комплекса, энергетики с относительно невысоким уровнем модернизации действующих производств. 2. Умеренное развитие туристско-рекреационного комплекса, в том числе особой экономической зоны. 3. Развитие агропищевого, транспортного и строительного кластеров. 4. Инвестиции в транспортную и дорожную инфраструктуру 5. Умеренный рост собственных доходов консолидированного бюджета. |
Факторы экономического роста инерционного сценария плюс: 1. Озерный ГОК, добыча урана ОАО "Хиагда", Ермаковское бериллиевое месторождение. 2. Ошурковское месторождение апатитов, Орекитканское молибденовое месторождение, Ермаковское фторбериллиевое меторождение, Никольское каменноугольное месторождение. 3. Строительство 7-го энергоблока Гусиноозерской ГРЭС. 4. Создание сети логистических терминалов и международных транспортно-логистических центров, строительство автодороги Северобайкальск - Кичера - Новый Уоян. 5. Строительство автодороги ст. Витим - Мокская ГЭС, строительство железной дороги ст. Новоильинский - Озерный ГОК. 6. Развитие пограничной и таможенной инфраструктуры. 7. Ускоренное развитие туристско-рекреационного комплекса, в том числе особой экономической зоны. 8. Реализация инновационных проектов. |
Факторы экономического роста базового сценария плюс: 1. Холоднинский ГОК, Чулбонский ГОК, Мокский гидроузел, строительство цементного завода в п. Таксимо. 2. Строительство целлюлозно-бумажного комбината на базе Мокской ГЭС. 3. Освоение Калюмного метророждения калийно-глиноземного сырья. 4. Освоение Мохового месторождения олова. 5. Освоение Довыренской площади (медь, никель, кобальт). |
Таблица 8
Макроэкономические параметры сценариев социально-экономического
развития Республики Бурятия
Показатель |
2008 - 2010 годы |
2011 - 2013 годы |
2014 - 2017 годы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||||
ВРП, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
117,8 |
126,0 |
131,9 |
116,8 |
135,1 |
139,2 |
126,5 |
151,3 |
157,4 |
|||
РФ |
117,1 |
119,4 |
119,4 |
110,8 |
118,2 |
119,1 |
114,2 |
123,4 |
130,5 |
|||
Промышленное производство, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
121,4 |
137,3 |
144,2 |
126,0 |
160,1 |
175,5 |
141,2 |
187,4 |
193,5 |
|||
РФ |
109,2 |
115,9 |
115,9 |
108,1 |
114,2 |
114,7 |
110,1 |
118,8 |
122,1 |
|||
Реальные располагаемые денежные доходы, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
126,0 |
135,5 |
141,7 |
121,4 |
127,1 |
138,0 |
129,9 |
137,3 |
151,8 |
|||
РФ |
123,3 |
126,7 |
126,7 |
111,1 |
119,4 |
121,5 |
119,4 |
124,2 |
131,1 |
|||
Розничный товарооборот, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
129,5 |
134,9 |
141,7 |
123,1 |
127,1 |
136,8 |
133,5 |
138,6 |
151,8 |
|||
РФ |
127,6 |
130,7 |
130,7 |
111,5 |
119,7 |
121,8 |
119,4 |
122,6 |
128,5 |
|||
Платные услуги населению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
128,3 |
135,5 |
143,0 |
120,2 |
127,1 |
136,8 |
122,7 |
132,3 |
147,7 |
|||
РФ |
120,1 |
121,2 |
121,2 |
107,6 |
115,8 |
119,0 |
115,5 |
117,5 |
125,3 |
|||
Инвестиции, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
130,9 |
141,1 |
150,8 |
124,2 |
145,5 |
154,7 |
133,5 |
164,5 |
176,4 |
|||
РФ |
127,8 |
137,7 |
137,9 |
109,7 |
131,6 |
132,1 |
122,1 |
141,1 |
151,7 |
|||
Экспорт, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Республика Бурятия |
106,1 |
110,9 |
114,1 |
119,1 |
126,0 |
133,1 |
136,0 |
157,4 |
168,9 |
|||
РФ |
101,5 |
107,2 |
107,2 |
103,5 |
108,4 |
108,8 |
106,8 |
114,1 |
114,9 |
Примечание:
1 - инерционный сценарий Республики Бурятия и Российской Федерации;
2 - базовый сценарий Республики Бурятия и энерго-сырьевой сценарий Российской Федерации;
3 - оптимистичный сценарий Республики Бурятия и сценарий инновационного прорыва Российской Федерации
3.3. Задачи Программы социально-экономического развития
Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года
Задачи Программы по приоритетным направлениям до 2017 года представлены в таблице 9.
Таблица 9
Задачи Программы по приоритетным направлениям до 2017 года
N п/п |
Направления и индикаторы |
Задачи в рамках направления |
Приоритет N 1. Рост экономического потенциала | ||
1 |
Вывод Республики Бурятия на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования:
Увеличение валового регионального продукта с 108,5 млрд. рублей в 2007 году до 554,5 млрд. рублей в 2017 году
Увеличение доходов консолидированного бюджета с 24,0 млрд. рублей в 2007 году до 70,2 млрд. рублей в 2017 году
Увеличение средней номинальной начисленной заработной платы работников по Республике Бурятия до 45,0 тыс. рублей
Уменьшение численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, до 125,5 тыс. человек |
Реализация мер по выводу Республики Бурятия на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста с соблюдением экологических ограничений на Байкальской природной территории. Укрепление финансового состояния Республики Бурятия и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия. Проведение модернизации производственной и социальной инфраструктуры, проведение активной политики привлечения инвестиций, реализация мероприятий по дальнейшей стабилизации положения в реальном секторе экономики Республики Бурятия. Формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведение последовательной реструктуризации и модернизации как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики. Создание условий для обеспечения роста реальных денежных доходов населения. Доведение среднемесячной заработной платы до среднероссийского уровня. Массовое вовлечение населения в развитие малого бизнеса. Решение вопросов занятости и снижение количества населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума |
2 |
Эффективная экономическая политика в сфере материального производства:
Увеличение доли промышленности в производстве валового регионального продукта с 20,0% в 2007 году до 27% в 2017 году
|
Обеспечение устойчивого экономического роста в сфере материального производства. Повышение налоговой базы и конкурентоспособности действующих организаций в Республике Бурятия. Формирование крупных производственно-инфраструктурных и транспортно-логистических комплексов туристско-рекреационной особой экономической зоны. Создание на этой основе организационно-экономических и институциональных условий для осуществления последующих рыночных преобразований в сфере материального производства. Создание условий для развития кластеров и региональных промышленных зон, новых производств с высокой долей добавленной стоимости на основе государственно-частного партнерства |
3 |
Добыча полезных ископаемых:
Объем отгрузки - 63,0 млрд. рублей
Производительность труда на 1 занятого - 5,5 млн. рублей
Рентабельность - 14 %
Численность занятых - 11,5 тыс. человек
Средняя заработная плата - 60,0 тыс. рублей |
Техническое перевооружение производств, строительство дополнительных мощностей разрабатываемых месторождений. Создание условий для разработки и освоения новых месторождений полезных ископаемых. Строительство дополнительных мощностей; внедрение новых технологий, отвечающих требованиям мировых стандартов. Создание транспортной и энергетической инфраструктуры железной дороги "Новоильинский - Озерный горный обогатительный комбинат". Ввод в эксплуатацию ВЛ-220 Петровск-Забайкальский - Баргузин (2013 год) и первого агрегата Мокской ГЭС мощностью 300 МВт (2015 год). Прирост добычи золота, каменного угля, промышленная разработка Озерного, Холоднинского, Назаровского месторождений полиметаллических руд и Ермаковского месторождения берилия, ОАО "Чулбонский горно-обогатительный комбинат" - Чулбонского месторождения кварца. Промышленное освоение Мало-Ойногорского, Орекитканского молибденовых месторождений. Выход на проектную мощность предприятий по освоению Холоднинского и Озерного месторождений полиметаллов, Ошурковского месторождения апатитов, Хиагдинского уранового месторождения. Завершение строительства предприятий по освоению Жарчихинского молибденового месторождения, Верхне-Окинского месторождения кварца, Калюмного месторождения калийно-глиноземного сырья, Мохового месторождения олова, Довыренской площади (медь, никель, кобальт). Формирование и развитие Северо-Байкальского, Восточного и Южного производственно-инфраструктурных комплексов |
4 |
Энергетика:
Объем отгрузки - 70,0 млрд. рублей
Производительность труда на 1 занятого - 3,5 млн. рублей
Рентабельность - 2,5%
Численность занятых - 20,0 тыс. человек
Средняя заработная плата - 45,0 тыс. рублей |
Развитие мощностей генерации с темпами, опережающими рост потребления энергоресурсов. Оптимизация энергетического баланса Республики Бурятия. Внедрение энергосберегающих технологий. Увеличение генерирующих мощностей Гусиноозерской ГРЭС (расконсервация 4-го энергоблока), ввод в действие 2-х генераторов (2*20 МВт) на ТЭЦ-2 в г. Улан-Удэ, строительство малых гидроэлектростанций для обеспечения надежного электроснабжения в удаленных районах республики. Строительство Мокского гидроузла на реке Витим мощностью 1 410 МВт с выработкой электроэнергии 5 570 млн. кВт. час. для обеспечения электроэнергией строящихся предприятий Северо-Байкальского и Восточного производственно-инфраструктурных комплексов, а также экспорта электроэнергии в Китай. Ввод в эксплуатацию высоковольтной линии электропередач Петровск-Забайкальск - Баргузин протяженностью 270 км. для обеспечения электроснабжения строящихся предприятий по освоению месторождений Восточного производственно-инфраструктурного комплекса и туристического комплекса на побережье оз. Байкал. Ввод в эксплуатацию ВЛ-220 Петровск-Забайкальский - Баргузин (2013 год) и первого агрегата Мокской ГЭС мощностью 300 МВт (2015 год) |
5 |
Машиностроение и металлообработка:
Объем производства - 51,6 млрд. рублей
Производительность труда на 1 занятого - 2,8 - 3,1 млн. рублей
Рентабельность - 14 - 16 %
Численность занятых - 18,5 тыс. человек
Средняя заработная плата - 60,0 тыс. рублей |
Увеличение экспортного потенциала продукции машиностроения. Увеличение доли машиностроительной продукции в общем объеме промышленного производства. Увеличение выпуска инновационной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Выход предприятий на качественно новый уровень по ассортименту и конкурентоспособности производимой продукции. Создание дополнительных рабочих мест за счет малых предприятий на условиях субконтрактации с крупными предприятиями |
6 |
Промышленность строительных материалов:
Объем отгрузки - 7,4 млрд. рублей
Производительность труда на 1 занятого - 2,24 млн. рублей
Рентабельность - 10%
Численность занятых - 3,3 тыс. человек
Средняя заработная плата - 35,0 тыс. рублей |
Увеличение доли промышленности строительных материалов в общем объеме промышленного производства. Увеличение выпуска инновационной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости. Выход предприятий на качественно новый уровень по ассортименту и конкурентоспособности производимой продукции. Формирование строительного кластера. Государственная поддержка инновационных и инвестиционных проектов, ориентированных на создание новых высокоэффективных технологий по производству строительных материалов. Увеличение выпуска цемента на Тимлюйском цементном заводе, Тимлюйском заводе асбестоцементных изделий, продукции на Улан-Удэнском заводе бетонных блоков. Окончание модернизации на Таловском заводе железобетонных конструкций. Ввод в действие кирпичного завода в Джидинском районе. Строительство цементного завода в Муйском районе мощностью до 2 млн. тонн цемента в год |
7 |
Лесопромышленный комплекс:
Объем производства - 6,8 млрд. рублей
Производительность труда на 1 занятого - 0,7 - 1,0 млн. рублей
Рентабельность - 0,9 - 12%
Численность занятых - 8,0 тыс. человек
Средняя заработная плата - 25,0 - 31,0 тыс. рублей
|
Создание условий для развития лесопромышленного комплекса республики. Производство продукции высокой степени переработки. Развитие лесоперерабатывающих мощностей, снижение теневого оборота лесной продукции, внедрение системы электронного учета леса, идущего на экспорт, разработка механизмов работы таможенных складов и маркировки отгружаемого леса), создание производств по энергетическому использованию отходов. Ввод в эксплуатацию лесовозных дорог в Еравнинском, Прибайкальском, Баргузинском, Хоринском, Закаменском районах. Строительство новых и техническое перевооружение имеющихся деревообрабатывающих мощ- ностей ОАО "Байкальская лесная компания", модернизация КДМ-2 ОАО "Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат", развитие сети деревообрабатывающих производств во всех районах республики. Строительство и ввод в действие деревообрабатывающего комбината на базе инфраструктуры Озерного горно-обогатительного комбината с годовым объемом производства 300 млн. рублей. Строительство целлюлозно-бумажного комбината на базе инфраструктуры Мокской ГЭС с годовым объемом производства 3 млрд. рублей |
8 |
Агропромышленный комплекс:
Объем производства - 39,0 млрд. рублей
Производительность труда на 1 работающего - 1 083,8 тыс. рублей в год
Рентабельность - 25 %
Численность занятых - 36,0 тыс. человек
Средняя заработная плата - 25,0 тыс. рублей |
Формирование кластера "Агропромышленный комплекс". Создание условий для формирования интегрированных производственных структур в агропромышленном комплексе. Улучшение качества жизни сельского населения на основе роста производства конкурентоспособной продукции, сохранения земельных и природных ресурсов, устойчивого развития сельских территорий. Реконструкция и модернизация животноводческих комплексов: ООО "Кяхтинское", ООО "Талан-2", ЗАО "Свинокомплекс Николаевский", ОАО "Улан-Удэнская птицефабрика" обеспечит рост производства мяса более чем на 50%. Обеспечение населения республики собственной продукцией: мясом, молоком, яйцами, зерном, картофелем, овощами, рыбой. Оказание государственной поддержки малых форм хозяйствования, в том числе через создание обслуживающих кооперативов с целью обеспечения роста производства продукции агропромышленного комплекса, и повышение товарности производимой продукции по мясу - на 15 %, молоку - на 20 %. Привлечение инвестиций на развитие малых форм хозяйствования на селе будет способствовать совершенствованию механизма оформления права собственности на земельные участки |
9 |
Развитие строительного комплекса:
Объем выполненных работ - 33,2 млрд. рублей
Численность занятых - 11,1 тыс. человек
Средняя заработная плата - 35,0 тыс. рублей
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - 21,0 кв. метр
Ввод жилья в эксплуатацию по муниципальным районам и городским округам - 380,0 тыс. кв. метров |
Формирование кластера "Жилье". Создание безопасных условий для жизне-деятельности, обеспечение сейсмобезопасности. Повышение конкурентоспособности строительного комплекса. Осуществление реконструкции и модернизации основных фондов промышленности строительных материалов, строительство новых предприятий отрасли с переходом на более высокий уровень их технической оснащенности и использования энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также внедрение архитектурно-строитель- ных систем нового поколения. Внедрение системы менеджмента качества в промышленности строительных материалов республики. Осуществление мер по развитию и обеспечению добровольной сертификации в области строительных материалов, изделий и конструкций |
10 |
Транспорт:
Грузооборот - 90 млрд. тонно-км
Пассажирооборот - 2 076 млн. пасс.-км
Численность занятых - 22 тыс. человек
Средняя заработная плата - 46,4 тыс. рублей
|
Создание условий для функционирования и развития местных и международных транспортных маршрутов. Создание рациональной схемы дорожной сети республики, обеспечивающей оптимизацию грузопотоков всех видов транспорта. Строительство транспортно-логистического комплекса. Строительство мостового перехода через р. Баргузин стоимостью 1,45 млрд. рублей, реконструкция 140 км автодороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, 70 км автороги Турунтаево - Острог - Покровка - Шергино - Тресково, 34 км автодороги Северобайкальск - Кичера - Новый Уоян общей стоимостью 6,2 млрд. рублей. Из них 574 млн. рублей будут выделены из республиканского бюджета. Модернизация всего комплекса международного аэропорта Улан-Удэ для повышения его конкурентоспособности, создание на его базе грузового терминала на маршруте Азия - Европа (как альтернативный "Великий шелковый путь"). Удлинение и реконструкция взлетно-посадочной полосы со строительством магистральной рулежной дорожки и расширением существующего перрона для приема всех типов воздушных судов. Развитие инфраструктуры аэропорта планируется осуществлять на принципах государственно-частного партнерства. Восстановление аэропорта с. Горячинск. Строительство искусственной взлетно-посадочной полосы в п. Таксимо для обеспечения транспортных перевозок при освоении Северо-Байкальского производственно-инфраструктурного комплекса, в том числе при строительстве Мокской ГЭС. Обновление парка воздушных судов, в том числе на основе лизинга. Проведение на Восточно-Сибирской железной дороге - филиале ОАО "Российские железные дороги" электрификации Южного хода (Улан-Удэ - Наушки). Строительство новой одноколейной (1 520 мм) железной дороги "Новоильинский - Озерный горно-обогатительный комбинат". Строительство железной дороги "Разъезд Холодный - Холоднинский горно-обогатительный комбинат" |
11 |
Развитие туристско-рекреационного комплекса:
Объем оказанных услуг туристам - 28,72 млрд. рублей
Количество туристских прибытий - 2 000 тыс. прибытий в год, в т.ч. 20% из-за рубежа
Численность занятых - 21,5 тыс. человек
Средняя заработная плата - 18,0 тыс. рублей |
Формирование кластера "Туризм". Создание условий для планомерного территориального развития туризма. Содействие повышению качества туристского продукта и обеспечению безопасности туристов, поддержка перспективных видов туризма. Маркетинг и брэндинг туристического продукта Республики Бурятия, рекламно-информационное продвижение особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкал". Развитие туристско-рекреационной особой экономической зоны "Байкал". Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма |
12 |
Торговля и общественное питание:
Оборот розничной торговли - 256,0 млрд. рублей
Оборот общественного питания - 12,5 млрд. рублей
Объем платных услуг населению - 67,2 млрд. рублей
Численность занятых - 52 тыс. человек
Средняя заработная плата - 30,0 тыс. рублей |
Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка. Совершенствование и развитие системы товародвижения и логистики. Развитие в оптовой и розничной торговле механизмов поддержки местных товаропроизводителей. Повышение степени концентрации торговли на основе ускоренного развития розничных сетевых структур. Создание логистических комплексов и использование логистических услуг в системе товародвижения. Реализация федерального законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли и общественного питания. Строительство крупных оптовых розничных рынков. Ввод в эксплуатацию магазинов пошаговой доступности |
13 |
Развитие малого предпринимательства:
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг - 120,0 млрд. рублей
Численность занятых на малых предприятиях - 65,1 тыс. человек
Количество малых предприятий - 9,1 тыс. ед.
Средняя заработная плата - 34,7 тыс. рублей |
Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всей территории Республики Бурятия. Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к производственным, кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам информации. Формирование системы бизнес-инкубирования и финансовых технологий поддержки развития приоритетных направлений малого предпринимательства |
14 |
Связь:
Объем производства услуг - 10,0 млрд. рублей
Численность занятых - 6,3 тыс. человек
Средняя заработная плата - 30,0 тыс. рублей |
Расширение и модернизация телекоммуникационных сетей, в том числе и на побережье озера Байкал, для оказания современных видов услуг связи (Интернет, передача данных, сотовая, пейджинговая связи и т.д.). Перевод проводного радиовещания в сельских районах Республики Бурятия на беспроводное эфирное УКВ-ЧМ вещание. Внедрение цифрового телевидения в соответствии с концепцией федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007 - 2015 годы)". Внедрение новых информационных технологий для предоставления новых видов услуг почты в рамках федеральных целевых программ. Реконструкция и модернизация телефонных сетей общего пользования на селе. Перевод проводного радиовещания в сельских районах Республики Бурятия на беспроводное эфирное УКВ-ЧМ вещание. Перевод аналоговой телевизионной сети на цифровое многоканальное телевидение. Строительство новой радиотелевизионной передающей станции в г. Улан-Удэ |
Приоритет N 2. Повышение уровня и качества жизни населения | ||
15 |
Сокращение социальной бедности населения к 2017 году до 5%, выравнивание доступа населения к социальным услугам
Средняя продолжительность жизни - 71 - 73 года
Численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, - 125,5 тыс. человек
Средняя заработная плата в отраслях социальной сферы - 25,0 - 57,0 тыс. рублей
|
Обеспечение адресности социальной поддержки населения, обеспечение качества среды проживания, повышение уровня комфорта и безопасности существования, доступность образования и культуры, эффективность медицинского обслуживания, стабильность среды обитания и жилища. Модернизация системы здравоохранения, образования, сферы культуры и жилищно-коммуналь- ного хозяйства. Развитие системы замещающих семей (опекунские, приемные и патронатные семьи, семейные воспитательные группы), реабилитационных центров. Реформирование оплаты труда во внебюджетном секторе экономики. Обеспечение доступности жилья для различных слоев населения в соответствии с платежеспособным спросом. Переход на профессиональное управление жилищным фондом. Создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна". Упрощение процедуры предоставления земельных участков под строительство жилья. Ликвидация диспропорций в уровне экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия, улучшение условий жизни сельского населения. Развитие телекоммуникационных сетей, расширение доступа сельского населения к мобильной сотовой связи, скоростному Интернету. Строительство и реконструкция автомобильных и железных дорог, мостов, аэропортов регионального и местного значений. Обеспечение населения водой питьевого качества |
16 |
Социальная защита: Внедрение автоматизированных клиентских служб по персонифицированному предоставлению социальных государственных выплат по принципу "одного окна" гражданам льготных категорий - 100% охват муниципальных образований в Республике Бурятия
Охват пожилых граждан и инвалидов услугами социального характера на дому - 100%
Средняя заработная плата - 25,0 - 32,0 тыс. рублей |
Организация многоуровневой адресной поддержки малоимущих и социально уязвимых слоев населения. Повышение экономической эффективности расходов бюджетной сферы и внебюджетных фондов в области социальной защиты населения. Повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций и организации обслуживания на дому. Обеспечение доступности для инвалидов зданий и сооружений торговли, культуры, средств транспорта, связи и информации. Разработка и реализация комплексных мер социальной поддержки инвалидов, военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, лиц без определенного места жительства, граждан старшего поколения. Реализация Концепции развития круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Республике Бурятия |
17 |
Развитие образования и науки:
Охват детей дошкольным образованием - 100%
Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, - 85% от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене
Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, - 100% |
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений. Комплексная модернизация системы образования, включающая введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающей соответствие условий обучения современным требованиям, обеспечение общественного участия в управлении образованием. Дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений образования, их кадрового потенциала. Принятие мер по укреплению взаимодействия науки и высшего профессионального образования с реальным сектором экономики в области подготовки научно-технических кадров и внедрения научных разработок |
18 |
Развитие здравоохранения:
Младенческая смертность - 7 детей на 1 тыс. родившихся живыми
Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте - 610 на 100 тыс. населения
Уровень госпитализации на 100 человек населения - 19% |
Приведение объемов государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению в соответствие с их ресурсным обеспечением. Развитие первичной медико-санитарной помощи населению путем поэтапного перевода амбулаторно-поликлинических учреждений на одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Охрана материнства и детства, улучшение репродуктивного здоровья. Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями. Обеспечение учреждений здравоохранения высококвалифицированным медицинским персоналом. Развитие и внедрение информационных и новых медицинских технологий. Повышение материально-технического потенциала медицинских учреждений. Содействие в активном участии граждан в сохранении и укреплении своего здоровья |
19 |
Развитие культуры и искусства:
Число посещений музеев - 400 тыс. человек в год
Число посещений театрально-зрелищных организаций - 303,7 тыс. человек в год
|
Поддержка и развитие международного, межрегионального культурного обмена в области профессионального искусства (обмен опытом, семинары, мастер-классы, стажировки), организация межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференций по проблемам культуры. Формирование системы грантового финансирования творческих проектов учреждений культуры, организация гастрольной деятельности театрально-зрелищных организаций, комплектование фондов республиканских библиотек и музеев, поддержка инновационных проектов учреждений культуры и национально-культурных центров. Капитальный ремонт и реконструкция, техническое переоснащение и внедрение электронных информационных ресурсов в республиканских учреждениях культуры, обеспечение безопасности музейных и библиотечных фондов |
20 |
Развитие физической культуры и спорта:
Удельный вес населения, занимающегося физической культурой и спортом, - 30%
Обеспеченность спортивными сооружениями - 41% |
Пропаганда здорового образа жизни населения Республики Бурятия. Приобщение различных групп населения, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой, спортом и различными видами спортивно-оздоровительного туризма. Укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта |
21 |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства:
Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества, - 100%
Количество семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий по договорам социального найма, - 12,5 тыс. семей
Удельный вес непригодного для проживания жилищного фонда от общего объема жилищного фонда - 4,1% |
Создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. Обеспечение условий свободного доступа населения к потреблению жилищно-коммунальных услуг на уровне, соответствующем стандартам качества. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в непригодном жилищном фонде, и снижение доли ветхого и аварийного жилья. Увеличение числа семей, улучшивших свои жилищные условия за счет ипотечных жилищных кредитов (займов). Уменьшение к 2017 году в муниципальных образованиях в Республике Бурятия количества семей, стоящих в очереди на получение жилья по договорам социального найма, на 2,5 тыс. семей. Снижение износа основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса. Разработка и реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в каждом муниципальном образовании |
22 |
Безопасность жизнедеятельности:
Снижение уровня преступности, количества дорожно-транспортных происшествий - отрицательная динамика к предыдущему году оценивается положительно |
В области охраны общественного порядка и безопасности граждан основными задачами являются профилактика и предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи (снижение удельного веса преступности несовершеннолетних), снижение удельного веса "рецидивной" преступности. В сфере обеспечения безопасности дорожного движения основными задачами являются: совершенствование организации дорожного движения; развитие юношеских автошкол, иных спортивно-технических автомотоклубов; активизация работы средств массовой информации по пропаганде соблюдения требований безопасности дорожного движения, повышение культуры участников дорожного движения. |
Приоритет N 3. Развитие инфраструктуры | ||
23 |
Дорожное хозяйство:
Строительство автодорог - 62,0 км
Реконструкция автодорог - 358,0 км
Строительство мостов - 51 шт. / 2 252,08 п.м
Строительство железнодорожных путей - 205,0 км
|
Планируется реализация следующих мероприятий: реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, км 96 - км 109 в Прибайкальском районе; строительство мостового перехода через р. Баргузин на 268 км автодороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан в Баргузинском районе; реконструкция автомобильной дороги Турунтаево - Острог - Покровка - Шергино - Тресково; реконструкция участков федеральных автомобильных дорог (М-55, А-165); реализация мероприятий в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", в том числе создание сквозного транспортного коридора от границ с Иркутской областью через г. Северобайкальск до границ с Читинской областью на севере Республики Бурятия; модернизация существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения; приведение сети дорог в соответствие с потребностями экономики Республики Бурятия, развития туризма, приграничного сотрудничества, экологической безопасности; модернизация комплекса международного аэропорта Улан-Удэ, создание на его базе грузового терминала на маршруте Азия - Европа (как альтернативный "Великий шелковый путь"); завершение реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта г. Улан-Удэ (5 км) для приема всех типов воздушных судов; восстановление аэропорта с. Горячинск, включая реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы (1,7 км) и строительство инфраструктуры для обслуживания пассажиров и обеспечения полетов |
24 |
Развитие связи и информатизации:
Охват телерадиовещанием - 99%
Количество Интернет-пользователей на 1 000 человек - 280
Количество телефонных аппаратов телефонной сети общего пользования или имеющих на нее выход - 684 ед. на 1 000 семей
|
Насыщение потребительского рынка услугами электронной и почтовой связи, теле- и радиовещания. Создание "электронного Правительства Республики Бурятия". Расширение и модернизация телекоммуникационных сетей для оказания современных услуг связи (Интернет, передача данных, сотовая, пейджинговая связи и т.д.). Создание информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие населения, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. Создание многофункционального центра для предоставления государственных и муниципальных услуг населению по принципу "одного окна" на основе информационно-технологичес-кой и телекоммуникационной инфраструктуры. Повышение эффективности управления в сферах образования, здравоохранения, культуры, системы социальной защиты населения за счет внедрения информационных технологий. Обеспечение информационной безопасности функционирования государственных информационных систем. Создание единого пространства доверия органов государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия. Создание условий для повышения уровня грамотности населения Республики Бурятия в части использования возможностей информационных технологий |
25 |
Энергетика:
Строительство линий электропередачи: 1) напряжением 35 - 220 кВ - 500 км
2) напряжением 0,4 - 10 кВ - 1 200 км
Строительство подстанций: 1) мощностью 220/110/35 кВ - 1 000 МВт
2) мощностью 10/0,4 кВ - 1 000 МВт |
Реализация основных направлений "Стратегии развития электрических сетей": строительство линий электропередачи вдоль побережья озера Байкал; строительство малых гидроэлектростанций для обеспечения надежного электроснабжения в удаленных районах Республики Бурятия; оптимизация энергетического баланса Республики Бурятия, уменьшение энергопотребления за счет внедрения энергосберегающих технологий, сокращение потерь в сетях общего пользования на 10%; проведение эффективной государственной политики по снижению тарифов на электроэнергию за счет снижения собственных издержек энергопроизводителей. Строительство линий электропередачи: 1) напряжением 35 - 220 кВ - 500 км; 2) напряжением 0,4 - 10 кВ - 1 200 км. Из них: для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны "Байкал" - 284 км; вдоль побережья озера Байкал - 20 км. Строительство подстанций: 1) мощностью 220/110/35 кВ - 1 000 МВт; 2) мощностью 10/0,4 кВ - 1 000 МВт. Из них: для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны "Байкал" - 312,25 МВт; вдоль побережья озера Байкал - 20 МВт |
26 |
Охрана окружающей среды:
Строительство полигонов твердых бытовых отходов - 3 ед. в год
Охват государственным учетом предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - 100%
Берегоукрепление и строительство дамб - 4,5 км в год |
В сфере охраны окружающей среды планируется реализация следующих мероприятий: проектирование и строительство полигона промышленных отходов в г. Улан-Удэ; строительство полигона по захоронению промышленных отходов в с. Нижний Саянтуй; ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамово-молибденового комбината; строительство полигонов твердых и жидких бытовых отходов в Мухоршибирском районе; завершение строительства полигона твердых бытовых отходов в п. Усть-Баргузин Баргузинского района, местности Култушная Кабанского района; строительство производственных комплексов по переработке твердых бытовых отходов в г. Улан-Удэ; строительство полигона твердых бытовых отходов в с. Петропавловка, п. Джида, п. Новый Энхэлук, с. Иволгинск, п. Каменск, с. Выдрино, с. Кудара, с. Сосново-Озерское и г. Бабушкин; строительство мусороперерабатывающего завода в п. Усть-Баргузин Баргузинского района и в муниципальном образовании "Аршан" в Тункинском районе. Берегоукрепление и защита участков берега оз. Байкал (участок N 1, пристань п. Нижнеангарск - устье р. Кичера). Крепление берега р. Муя в районе п. Таксимо Муйского района |
3.4. Крупные инвестиционно-инфраструктурные проекты,
реализуемые до 2017 года
3.4.1. Минерально-сырьевой комплекс
Развитие минерально-сырьевого комплекса в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет опираться на формировании двух производственно-инфраструктурных комплексов: Северо-Байкальского, расположенного в зоне Байкала-Амурской железнодорожной магистрали, и Восточного, расположенного в зоне влияния Транссибирской железнодорожной магистрали.
Учитывая экологические ограничения, действующие на территории Республики Бурятия, обязательным условием деятельности горнодобывающих предприятий будет использование экологоориентированных и ресурсосберегающих технологий.
Формирование производственно-инфраструктурных комплексов будет отвечать приоритетам Стратегии развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, предусматривающей развитие экономического потенциала вдоль основных транспортных магистралей.
Северобайкальский производственно-инфраструктурный комплекс.
Северобайкальский производственно-инфраструктурный комплекс включает горнодобывающие предприятия на базе Холоднинского месторождения полиметаллов и Чулбонского месторождения кварцитов на базе проектируемого Мокского гидроузла мощностью 1 410 МВт.
Предусматривается строительство цементного завода в п. Таксимо мощностью 1 млн. тонн цемента в год.
Строительство горно-металлургического комбината на базе Холоднинского месторождения обеспечит годовое производство 2,1 млн. тонн руды с выходом годовой продукции 210,0 тыс. тонн цинка и более 24,0 тыс. тонн свинца, 500,0 тыс. тонн серной кислоты в год. Это предприятие будет крупнейшим производителем в
Российской Федерации свинца и цинка.
Мощность производства кварцевого концентрата Чулбонского горно-обогатительного комбината к 2009 году составит 2 тыс. тонн с последующим увеличением до 8 тыс. тонн к 2016 году.
Рост жилищного строительства в районе Мокской ГЭС и цементного завода п. Таксимо позволит частично решить вопросы по замене ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ.
Восточный производственно-инфраструктурный комплекс
Формирование Восточного производственно-инфраструктурного комплекса планируется на базе Озерного месторождения полиметаллов, Орекитканского молибденового и Хиагдинского месторождения урана.
Проектная мощность Озерного горно-обогатительного комбината составит: по свинцовому концентрату - 60,0 тыс. тонн, цинковому концентрату - 506,0 тыс. тонн, пиритному концентрату - 1 753,0 тыс.тонн. Освоение Орекитканского молибденового месторождения позволит выйти на уровень добычи до 4,5 млн. тонн. руды в год.
Проектная мощность промышленного предприятия по добыче урана способом подземного выщелачивания ОАО "Хиагда" оценивается в 1,0 тыс. тонн металла в год.
Освоение месторождений полиметаллов позволит закрыть дефицит по цинку и свинцу в Российской Федерации и начать их экспорт в Китайскую Народную Республику, который с 2005 года стал импортером цинка с дефицитом внутреннего производства 568 тыс. тонн цинкового концентрата. На мировом рынке наблюдается устойчивый спрос рафинированного цинка.
Мировые потребности в молибдене выросли с 1990 года в 1,8 раза, со среднегодовыми темпами прироста - 4,3%. До 2010 года ожидается среднегодовой темп прироста в 5%. Одним из факторов, поддерживающих спрос на молибден, является растущий спрос со стороны Китайской Народной Республики.
Ермаковское бериллиевое месторождение находится в Кижингинском районе, в 250 км от г. Улан-Удэ.
Промышленные запасы - 1 699,7 тыс. тонн руды.
Запасов руд месторождения при планируемой производительности хватит на 28 лет. При этом 63% руд месторождения могут быть отработаны открытым способом, 37% - подземным способом.
При освоении месторождения численность работников составит более 600 человек.
Планируемая производительность предприятия по руде (50 тыс. тонн в год) будет достигнута на третий год с начала строительства, при этом оставшиеся активы позволяют начать добычу с первого года строительства объекта. Капитальные вложения составят 2,5 млрд. рублей.
При стабилизации экономики потребность в бериллии будет возрастать. Промышленная переработка бериллиевых руд Ермаковского месторождения практически полностью обеспечит потребности Российской Федерации. Ежегодный дополнительный вклад проекта в темпы прироста валового регионального продукта составит 1,5 - 2 процентных пункта.
Социальная эффективность всего комплекса проектов характеризуется созданием новых рабочих мест, снижением напряженности на региональном рынке труда, повышением денежных доходов населения Республики Бурятия. Их реализация позволит создать 13 192 новых рабочих места.
Часть средств для реализации проекта планируется привлечь из Инвестиционного фонда Российской Федерации.
3.4.2. Топливно-энергетический комплекс
Стратегия развития топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК), направленная на нормальную хозяйственную жизнедеятельность региона, предполагает его бесперебойное функционирование. Развитие ТЭК предполагает рост самообеспеченности Республики Бурятия в топливе и энергии, последовательное снижение энергоемкости производства, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Реализация инвестиционных проектов топливно-энергетического комплекса
Предусматривается строительство Мокского гидроузла мощностью 1 410 МВт. (Мокской ГЭС мощностью 1 200 МВт и Ивановского контррегулятора мощностью 210 МВт.), выработка электроэнергии составит 5 570 млн. кВт. час.
В комплексе с Мокской ГЭС планируется строительство цементного завода в п. Таксимо мощностью 1 млн.тонн цемента в год.
Местоположение ГЭС на севере Республики Бурятия и на границе с Читинской областью предопределяет включение в зону ее энергоотдачи Читинскую энергосистему, а также северо-восточные районы Иркутской области. При необходимости часть электроэнергии может быть передана в районы Дальнего Востока, испытывающие дефицит энергии. Кроме того, электроэнергия Мокской ГЭС может поставляться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Монголию и Китайскую Народную Республику.
Ввод первого агрегата на Мокской ГЭС мощностью 300 МВт планируется в 2015 году. Стоимость строительства Мокского гидроузла оценивается ориентировочно в 88 млрд. рублей в текущих ценах, в том числе пусковой комплекс - 60,62 млрд. рублей.
Для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны "Байкал" будут построены линии электропередач протяженностью 204 км, предусмотрено строительство подстанций.
3.4.3. Азиатский транспортно-логистический комплекс
Развитие транспортно-логистического комплекса предполагает модернизацию и расширение действующей транспортной сети, пограничной и таможенной инфраструктуры и создание сети логистических терминалов и международных транспортно-логистических центров.
Транспортно-логистический комплекс предусматривает взаимодействие всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, воздушного и в перспективе водного.
Предполагается осуществление следующих инфраструктурных проектов:
реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, 265 км - 295 км в Баргузинском районе;
автомобильная дорога Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан - одна из основных региональных дорог общего пользования Республики Бурятия, которая проходит по территориям Иволгинского, Прибайкальского, Баргузинского, Курумканского районов. Дорога связывает районные центры и важнейшие населенные пункты со столицей Республики Бурятия г. Улан-Удэ и Транссибирской железнодорожной магистралью;
в результате предполагаемых мероприятий будут ликвидированы участки с переходным типом покрытия и участки с параметрами, несоответствующими III-ей технической категории, заменены имеющиеся деревянные мосты на капитальные;
строительство мостового перехода через р. Баргузин на 265 км автодороги Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан в Баргузинском районе;
на 265 км автодорога пересекает р. Баргузин, транспортная связь осуществляется в теплое время года паромной переправой, в зимнее время после ледостава ледовой переправой. Строительство мостового перехода через р. Баргузин позволит обеспечить устойчивую постоянную транспортную связь, улучшить экологическую обстановку, а также повысить уровень безопасности дорожного движения;
реконструкция автомобильной дороги Турунтаево - Острог - Покровка - Шергино - Тресково;
автомобильная дорога Турунтаево - Острог - Покровка - Шергино - Тресково обеспечивает транзитную транспортную связь правобережных населенных пунктов Кабанского района с автомобильной дорогой республиканского значения Улан-Удэ - Турунтаево - Курумкан, проходящей по побережью озера Байкал вблизи Баргузинского заповедника, по местам курортного лечения с выходом в зону Байкало-Амурской магистрали.
На многих участках автодороги не обеспечен водоотвод, видимость и безопасность движения автотранспорта. Покрытие изношено полностью. Во время паводка и ледостава прерывается движение автотранспорта на отдельных участках вдоль р. Селенга.
Создание сквозного транспортного коридора от границ с Иркутской областью через г. Северобайкальск до границ с Читинской областью на севере Республики Бурятия.
Включает в себя строительство автодороги Северобайкальск - Кичера - Новый Уоян, 106 - 140 км и реконструкцию автодороги Северобайкальск - Даван, 40 - 44 км в Северо-Байкальском районе.
Автодорога Северобайкальск - Кичера - Новый Уоян является частью межрегионального транспортного коридора Усть-Кут - Магистральный - Кунерма - Новый Уоян - Таксимо - Витим. Продолжением дороги в западном направлении до границы с Иркутской областью и далее до Усть-Кута является автодорога Северобайкальск - Даван. Развитие на восток происходит в направлении границы с Читинской областью. Протяженность автомобильной дороги - 181 км.
Протяженность автомобильной дороги Северобайкальск - Даван, которая является частью межрегионального коридора по
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.