Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 24 августа 2009 г. N А10-2793/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Мостостроительный отряд N 34" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия об обжаловании решения от 30.03.2009 N 26. При участии в судебном заседании: при участии заявителя- Булдаевой Т.С, представителя по доверенности от 13.07.2009 ответчика- Петровой О.М., представителя по доверенности от 28.01.2009 N 56, Шагдуровой С.П., представителя по доверенности от 28.01.2009 N 51.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 18 августа 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Мостостроительный отряд N 34" (далее-общество) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Бурятия (далее- инспекция) от 30.03.2009 N 26 в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 4703667руб., пени в 1231970,98руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в размере 35427руб, доначисления транспортного налога в размере 86598,75руб., пени-16732,82руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату транспортного налога-1154,60руб.
При рассмотрении дела представитель заявителя требование поддержал. Пояснил, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления. Инспекцией не доказан факт выполнения работ для собственного потребления. Являясь специализированной строительной организацией, основным видом деятельности которой, в том числе указано и жилищное строительство, общество выполнило работы по постройке жилого дома для продажи. Представленные на проверку формы КС-3, КС-2 свидетельствуют о том, что общество являлось техническим заказчиком строительства жилого дома. Заказчиками выполняемых строительно-монтажных работ являлись покупатели жилья, с которыми были заключены предварительные договора купли-продажи квартир. Кроме того, о цели проведения работ свидетельствует и решение Совета директоров общества о начале строительства жилого дома с целью продажи квартир. По данным бухгалтерского учета жилой дом, как готовая продукция, был принят на 43 счет, до окончания его строительства все затраты учитывались на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Указанное свидетельствует о том, что строительно-монтажные работы были произведены обществом не для собственного потребления, а для продажи третьим лицам. Следовательно, доначисление налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам является не правомерным. Признавая работы по строительству жилого дома объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, инспекция в соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ должна была применить вычет по суммам налога, предъявленным обществу при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций по выполнению строительно-монтажных работ независимо от предназначения объекта строительства. Также неправомерно доначисление транспортного налога на технику, полученную обществом по договорам лизинга от 11.04.2006, 04.05.2006, заключенным с ЗАО "ВТБ-Лизинг". В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Собственником указанных транспортных средств являлось ЗАО "ВТБ-Лизинг", их регистрация за лизингополучателем-обществом была временная. Правилами регистрации автомототранспортных средств, предусмотрена возможность временной, на срок действия договора лизинга, регистрации за лизингополучателем транспортного средства, зарегистрированного за лизингодателем. В соответствии с разъяснениями, данными Минфином в своих письмах от 20.01.2005, 06.03.2006, в целях избежания двойного налогообложения транспортный налог должен уплачиваться лизингодателем. Признавая общество плательщиком налога, инспекция не проверила факт наличия постоянной регистрации транспортных средств за лизингодателем-ЗАО "ВТБ-Лизинг", то есть не доказала обязанность общества по уплате транспортного налога. Принимая во внимание положения, предусмотренные пунктом 8 статьи 75, пунктами 3, 4 статьи 111 НК РФ доначисление пени по налогу на добавленную стоимость, транспортному налогу, а также привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является неправомерным.
Ответчик требования не признал. Пояснил, что вывод о проведении работ для собственного потребления сделан инспекцией на основании представленных документов. Работы по строительству жилого дома были проведены хозяйственным способом. Инвестором, заказчиком, застройщиком и подрядчиком согласно справкам КС-1, КС-2 являлось общество. Строительство дома осуществлялось собственными силами, без привлечения инвесторов и при отсутствии договора строительного подряда. На момент проверки предварительные договоры купли-продажи квартир отсутствовали. Исполнение обязательств по указанным договорам, внесение денежных средств, документально не подтверждено. Собственником объекта капитального строительства до момента его продажи являлось общество. Объектом налогообложения являются операции по проведению строительно-монтажных работ для собственных нужд. Поскольку доказательства проведения строительно-монтажных работ в интересах третьих лиц отсутствуют, инспекция обоснованно доначислила налог на добавленную стоимость. В соответствии с пунктом 5 статьи 172, пунктом 1 статьи 171 НК РФ вычеты сумм НДС производятся только после отражения сумм налога в налоговой декларации и уплаты их в бюджет. Кроме того, при строительстве жилого дома и последующей продажи квартир в нем, сумма НДС по строительно-монтажным работам к вычету не принимается. Доначисление транспортного налога также правомерно. Проверкой было установлено, что транспортные средства, полученные обществом по договорам лизинга, зарегистрированы по месту нахождения лизингополучателя. Договорами лизинга предусмотрено, что полученные средства временно ставятся на учет в органах ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя. Статья 357 НК РФ не разграничивает понятия временной и постоянной регистрации. Доказательств, свидетельствующих о наличии постоянной регистрации за лизингодателем, не имеется. Довод ответчика о возможности двойного налогообложения необоснован. Проверкой установлен факт регистрации транспортных средств по месту нахождения лизингополучателя, инспекция обоснованно пришла к выводу о том, что плательщиком транспортного налога является общество.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив доказательства, суд признает требование не подлежащим удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, транспортного налога с организаций за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
Проверкой установлена, в том числе неуплата налога на добавленную стоимость в размере 4703667руб. (за 2005-1973051руб., 2006-744955руб., 2007-1985661 руб.) в результате занижения налоговой базы на стоимость выполненных строительно-монтажных работ для собственного потребления; неуплата транспортного налога в размере 86598,75руб. (за 2006-31578,75руб., 2007-55020руб.) в результате не включения в объект налогообложения транспортных средств, полученных обществом по договорам лизинга от 11.04.2006 NДЛ 095/01-06 и от 04.05.2006 N 095/02-06.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки N 8 от 19.02.2009.
На основании акта проверки и с учетом заявленных возражений 30.03.2009 инспекцией принято решение N 26 об уплате налога на добавленную стоимость в 4703667руб., пени в 1231970,98руб., транспортного налога-86598руб., пени в 16732,82, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в 35426 руб., неуплату транспортного налога- 1154,60 руб.
Решение инспекции от 30.03.2009 N 26 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Пунктом 2 статьи 159 Кодекса предусмотрено, что при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 167 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода.
По строительно-монтажным работам, выполненным с 01.01.2005 по 31.12.2005, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусмотрено, что в случае неисчисления налога по этим работам в течение 2005 года, налог подлежит исчислению исходя из фактических объемов работ, выполненных за указанный период, с моментом определения налоговой базы - 31.12.2005.
Актом проверки и решением подтверждается, что обществом в период 2002-2007 года произведены строительно-монтажные работы по возведению 20-квартироного жилого дома в 44 квартале Октябрьского района г.Улан-Удэ, ул. Жердева, д.74 "б" и теплой стоянки. Дата принятия на учет объекта завершенного капитального строительства- жилой дом определена как декабрь 2006 года. Затраты по строительству, понесенные налогоплательщиком до окончания строительства отражены на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Принимая решение о доначислении налога на добавленную стоимость, исчисленного от стоимости произведенных налогоплательщиком строительно-монтажных работ, инспекция исходила из того, что данные работы произведены им для собственного потребления.
Понятие "строительно-монтажные работы для собственного потребления" налоговым кодексом не определено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 18 Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятия, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.12.2002, и пунктом 22 Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-П "Основные сведения о деятельности организаций", утвержденного постановлением Росстата от 16.12.2005 N 101, предусмотрено, что к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, выполняемые для собственных нужд собственными силами организаций, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству.
Постановлением Госкомстата России от 31.12.2003 N 117 и Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 03.11.2004 N 50, от 20.11.2006 N 69, от 17.01.2007 N 6, также предусмотрено, что к строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству (не в рамках договоров строительного подряда, а, например, при реконструкции административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и т.п.).
Следовательно, при осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом у налогоплательщика, являющегося одновременно заказчиком и исполнителем работ, каковым и является общество, возникает объект налогообложения, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде операций, связанных с выполнением налогоплательщиком строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Представленные заявителем, при рассмотрении дела, договор купли-продажи квартиры от 03.11.2006, предварительный договор купли-продажи от 25.06.2002, договор купли-продажи от 02.11.2006, выписка из протокола заседания совета директоров общества от 03.06.2002 N 3 не подтверждают инвестирование третьими лицами, произведенных обществом работ.
Выписка из протокола заседания совета директоров общества от 03.06.2002 N 3 свидетельствует о принятии решения советом директоров о начале строительства жилого дома с целью продажи квартир.
Предметом предварительного договора купли-продажи объекта недвижимости от 26.06.2002 является постройка в срок до ноября 2006 года и продажа жилого помещения-квартиры.
Предметом договоров купли-продажи от 03.11.2006, от 02.11.2006 является продажа принадлежащей на праве собственности продавцу квартиры.
Кроме того, формами КС-3, КС-2 также подтверждается, что строительно-монтажные работы произведены обществом как застройщиком, подрядчиком и инвестором в одном лице.
Таким образом, вывод инспекции о доначислении обществу налога на добавленную стоимость в 4703667руб., в связи с занижением налоговой базы на стоимость строительно-монтажных работ, произведенных для собственного потребления, является правомерным.
Довод заявителя о необходимости применения инспекцией вычета по суммам налога на добавленную стоимость, уплаченным обществом поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при строительстве, не может быть принят во внимание.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
На основании пункта 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Пунктом 5 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты указанных сумм налога производятся по мере уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со статьей 173 Кодекса.
Обществом, сумма налога при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления не исчислялась и не уплачивалась в бюджет.
Кроме того, пунктом 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что реализация квартир освобождается от налогообложения.
Кроме того, суммы вычетов были включены налогоплательщиком в стоимость квартир.
Следовательно, при строительстве жилого дома с целью дальнейшей реализации квартир, сумма налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам к вычету не принимается.
Доначисление транспортного налога также является правильным.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В пункте 1 статьи 358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, самоходные машины и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.
Порядок регистрации транспортных средств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 года N 59, предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие лизинговую деятельность, регистрируют транспортные средства, являющиеся предметом лизинга, в порядке, предусмотренном пунктом 52 Правил.
Согласно пункту 52 Правил, транспортные средства, приобретенные в собственность физическим или юридическим лицом и переданные им на основании договора лизинга или договора сублизинга физическому или юридическому лицу во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем.
Транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, и на которые отсутствуют запреты и ограничения на производство регистрационных действий, указанные в пунктах 49 и 55 Правил, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя или его филиала (представительства) (пункт 52.2 Правил).
Пунктом 7.11 договора лизинга от 11.04.2006 NДЛ095/01-06 предусмотрено, что лизингополучатель самостоятельно и за свой счет осуществляет временную регистрацию каждой партии имущества сроком на 36 месяцев в территориальном органе Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ по своему месту нахождения в течение календарного месяца с даты подписания акта приема-передачи. При этом в регистрационных документах должны быть указаны сведения о собственнике имущества.
Из технических паспортов, представленных на проверку, следует, что собственником транспортных средств, переданных по договору лизинга, является лизингодатель- ЗАО "ВТБ-Лизинг", временная регистрация осуществлена по месту нахождения лизингополучателя- ОАО "Мостотряд N 34". Отметка о том, что транспортные средства зарегистрированы за лизингодателем, отсутствует.
Следовательно, вывод налогового органа о том, что транспортные средства, переданные по договорам лизинга (т.1 л.д. 33-35), зарегистрированы за лизингополучателем и плательщиком транспортного налога является лизингополучатель, является правильным.
Довод заявителя о том, что инспекцией не проверен факт наличия постоянной регистрации транспортных средств за лизингодателем и, что технический паспорт транспортного средства не является документом, свидетельствующим об этом, является несостоятельным.
Пунктами 3.2 и 3.3 Правил предусмотрено, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.
К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.
Следовательно, технический паспорт транспортного средства является регистрационным документом, свидетельствующим о регистрационных данных транспортного средства.
Налогоплательщик не представил доказательств в подтверждение какой-либо регистрации транспортных средств за лизингополучателем.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ссылка заявителя на подпункт 3, 4 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, судом не принимается.
Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
Действительно письма Минфина РФ от 20.01.2005 N 03-06-04-04/1, от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, на которые ссылается общество, разъясняют порядок уплаты транспортного налога в случае передачи транспортных средств по договорам лизинга и их постоянной регистрации за лизингодателем. Однако налогоплательщик не представил доказательств в подтверждение последнего.
Ответ УФНС России по РБ от 28.11.2006 N 06-11/2/00821 повторяет содержание подпункта 3 части 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации и статей регулирующих порядок применения вычета.
Таким образом, решение налоговой инспекции в обжалуемой части является вынесенным в соответствии с законодательством. Размер штрафа обоснованно уменьшен.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда http://4aas.arbitr.ru/ или Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http:// fasvso.arbitr.ru//.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 августа 2009 г. N А10-2793/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был