Конституционный Суд Республики Бурятия руководствуясь статьей 100 (часть 1) Конституции Республики Бурятия, частью первой статьи 3 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" от 25 октября 1994 года N 42-I (в ред. Законов Республики Бурятия от 14.04.2000 N 373-II, от 24.12.2001 N 895-II, от 07.03.2006 N 1601-III, от 02.07.2007 N 2346-III, от 06.03.2009 г. N 754-IV), рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца 3 части 3 статьи 20, пункта 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия и статьи 1, пункта 7 статьи 11, пункта 2 статьи 29, статьи 47 Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район", утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос депутата Народного Хурала Республики Бурятия В.М.Мархаева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Бурятия абзац 3 части 3 статьи 20, пункт 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия (далее Устав) и статья 1, пункт 7 статьи 11, пункт 2 статьи 29, статья 47 Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район", утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г.
Заслушав сообщение судьи - докладчика А.Т. Тумуровой, объяснения представителей сторон, мнения приглашенных в заседание специалиста-эксперта отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия М.А.Цыремпиловой, председателя Совета депутатов муниципального образования "Окинский район" С.Ж.Ангархаева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Бурятия установил:
1. В своем обращении от 28 апреля 2009 года в Конституционный Суд Республики Бурятия заявитель оспаривает положения Устава о том, что глава муниципального образования имеет право созыва внеочередной сессии представительного органа муниципального образования (абзац 3 части 3 статьи 20 и пункт 5 части 1 статьи 30 Устава). По мнению заявителя, оспариваемые нормы допускают вмешательство высшего должностного лица муниципального образования в деятельность представительного органа, что противоречит статье 104 Конституции Республики Бурятия.
Кроме этого, считает заявитель, статья 1, пункт 7 статьи 11, пункт 2 статьи 29, статья 47 Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район", утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г. противоречат статьям 5, 6 и 104 Конституции Республики Бурятия.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 7 апреля 2009 года Совет депутатов муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия IV созыва на III сессии утвердил новую редакцию регламента, в связи с чем, оспариваемый заявителем Регламент Совета депутатов муниципального образования "Окинский район", утвержденный решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г., признан утратившим силу.
В соответствии с частью второй статьи 58 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" в случае, если нормативный правовой акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела Конституционным Судом Республики Бурятия, производство может быть прекращено. Учитывая, что в обращении не ставится вопрос о нарушении конституционных прав и свобод граждан, производство по делу в части проверки конституционности статьи 1, пункта 7 статьи 11, пункта 2 статьи 29, статьи 47 Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район", утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г., подлежит прекращению.
Таким образом, предметом рассмотрения в настоящем деле являются оспариваемые положения абзаца 3 части 3 статьи 20, пункта 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия.
2. Вопрос о полномочиях главы муниципального образования относится к вопросам структуры и организации деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Бурятия в Республике Бурятия признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно статье 104 (часть 1) Конституции Республики Бурятия структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законом.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия (пункт "н" статьи 62 Конституции Республики Бурятия).
Закон Республики Бурятия от 07.12.2004 г. N 896-III "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" (в ред. Законов Республики Бурятия от 22.03.2005 N 1091-III, от 23.11.2005 N 1359-III, от 06.05.2006 N 1645-III, от 05.03.2007 N 2090-III, от 04.03.2008 N 128-IV, от 07.07.2008 N 357-IV, от 16.03.2009 N 757-IV), в рамках установленных федеральным законом общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, закрепил структуру органов местного самоуправления в Республике Бурятия.
Республика Бурятия, устанавливая государственные гарантии и условия осуществления местного самоуправления в части 2 статьи 20 Закона Республики Бурятия "Об организации местного самоуправления в Республике Бурятия" в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 08.11.2007 N 260-ФЗ, от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 03.12.2008 N 246-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ), определила обязательным наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования).
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок избрания и полномочия главы муниципального образования устанавливаются населением. Тем самым гарантируется осуществление гражданами местного самоуправления через выборные органы, а также право на самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления, что вытекает из требований статей 6 и 104 Конституции Республики Бурятия.
Согласно части 1 статьи 11 Конституции Республики Бурятия в Республике Бурятия устанавливается верховенство закона. Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики Бурятия.
В части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия закреплено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Бурятия, не должны противоречить Конституции Республики Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
3. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 4 части 4 статьи 36) предусматривается право главы муниципального образования инициировать созыв внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Утверждение заявителя о том, что отсутствие в Уставе ограничений полномочий главы муниципального образования на созыв внеочередных заседаний представительного органа является основанием незаконного вмешательства в работу представительного органа, нельзя признать обоснованным.
Устав муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия, предусматривая право главы муниципального образования требовать созыва внеочередного заседания представительного органа, одновременно устанавливает необходимые правовые гарантии самостоятельности представительного органа в принятии решений, в том числе при рассмотрении вопросов, инициированных главой муниципального образования. Согласно части 1 статьи 20 Устава представительный орган муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия состоит из 15 депутатов; в соответствии с частью 1 статьи 22 Устава решения представительного органа принимаются коллегиально, большинством голосов от установленного числа депутатов; Уставом и Регламентом Совета депутатов муниципального образования "Окинский район" предусмотрена процедура тайного голосования. В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возможно преодоление вето высшего должностного лица муниципального образования квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов.
Закрепленное в статьях 20 и 30 Устава муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия полномочие главы муниципального образования инициировать созыв внеочередных заседаний представительного органа муниципального образования по своему конституционно-правовому смыслу в системе правовых норм, регулирующих взаимоотношения выборных органов в осуществлении местного самоуправления не нарушает установленные в статьях 6, 103, 104 Конституции Республики Бурятия гарантии местного самоуправления.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 58, 61, 62, 75 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" Конституционный Суд Республики Бурятия постановил:
1. Признать положения абзаца 3 части 3 статьи 20, пункта 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Окинский район" Республики Бурятия от 21.06.2005 г. соответствующими Конституции Республики Бурятия.
2. Прекратить производство по делу в части проверки конституционности статьи 1, пункта 7 статьи 11, пункта 2 статьи 29, статьи 47 Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия, утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу после провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 65 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее Постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Бурятия и официальном издании муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия.
Конституционный Суд Республики Бурятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Бурятия от 18 июня 2009 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия абзаца 3 части 3 статьи 20, пункта 5 части 1 статьи 30 Устава муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия и статьи 1, пункта 7 статьи 11, пункта 2 статьи 29, статьи 47 Регламента Совета депутатов муниципального образования "Окинский район" Республики Бурятия, утвержденного решением I сессии Окинского районного Совета депутатов III созыва N 1 от 19.12.2003 г. в связи с запросом депутата Народного Хурала Республики Бурятия В.М. Мархаева"
Текст постановления официально опубликован не был