Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Концепция
развития земельных отношений в Республике Бурятия
на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 марта 2010 г. N 103)
Введение
Настоящая Концепция развития земельных отношений в Республике Бурятия на 2010-2012 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи и основные направления развития земельных отношений в Республике Бурятия на среднесрочную перспективу, а также определяет стратегию для создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективное управление земельными ресурсами и их использование, развитие земельных отношений на основе принципов земельного законодательства при соблюдении требований устойчивого, непрерывного, рационального, платного пользования землями, повышения доходов от их использования, а также сохранения их ресурсно-экономического, рекреационного и экологического потенциала.
1. Содержание проблем развития земельных
отношений в Республике Бурятия
Многовековая практика свидетельствует о том, что главными источниками жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на его территории население. При этом под земельными ресурсами следует понимать не только территорию (пространство) государства, но и все что находится "над" и "под" этим пространством.
Обеспеченность страны земельными ресурсами - важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Наличие земельных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов России.
На первом этапе земельной реформы в 90-е годы XX века в России ставились задачи по созданию основ нового земельного строя: ликвидация государственной монополии на землю, переход к многообразию форм земельной собственности; проведение бесплатного перераспределения земли в пользу граждан; введение платного землепользования, основанного на рентной доходности соответствующего земельного участка; передача основной части сельскохозяйственных земель в частную собственность; закрепление в государственной собственности земель лесного фонда; создание земельного кадастра и института оценки земель; создание объективных условий для оборота земли.
Вместе с тем, в эти годы государство выпустило из рук стратегическое управление земельно-ресурсным потенциалом. Это обернулось ростом темпов деградации земель, свертыванием работ по повышению плодородия почв и обустройству земель, крайней слабости материальной базы агропромышленного комплекса, отсталости его инфраструктуры, неэффективности городского землепользования.
Земельная политика на современном этапе должна быть сконцентрирована на эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности, а также на совершенствовании земельных взаимоотношений между государством и обществом, основанных на принципах справедливости, публичности, открытости и прозрачности.
Предметом регулирования Концепции управления и использования земель в Республике Бурятии, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.12.2005 N 398, являлись экономические механизмы государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, комплекс методических и организационных мер по их реализации, формирование нормативно-правовой базы. Большинство поставленных задач были решены:
1. Создана система государственного земельного кадастра и создаются предпосылки к его переходу к кадастру объектов недвижимости.
7 июня 2006 г. между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Правительством Республики Бурятия было заключено Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" (далее - Соглашение) федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" (далее - Программа), предметом которого явилось участие Правительства Республики Бурятия в реализации и финансировании мероприятий за счет средств республиканского бюджета.
В целях реализации Соглашения в рамках республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2003-2012 годы)" была разработана и утверждена аналогичная подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2007-2012 годы)", в которой запланирован перечень мероприятий общей стоимостью 180 млн. руб.
В течение 2006-2009 годов из республиканского бюджета были профинансированы мероприятия вышеназванной программы в сумме 91,1 млн. руб., что позволило в рамках реализации данной программы осуществить следующие мероприятия:
- проектирование и создание опорно-межевой сети (далее - ОМС) на землях сельскохозяйственного назначения в 18 (из 21) районах Республики Бурятия;
- создание цифровых топографических планов (ЦТП) для ведения кадастра недвижимости масштаба 1:2000 и 1:5000 на территорию города Улан-Удэ, населенные пункты четырех муниципальных районов республики, в настоящее время идут работы по созданию ЦТП (М1:2000) на территории населенных пунктов еще четырех муниципальных районов;
- инвентаризация архивов БТИ в четырех районах республики;
- актуализация кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов и земель промышленности и иного специального назначения.
В 2010-2012 годах реализацию мероприятий РЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия (2003-2012 годы)" планируется профинансировать на оставшуюся от запланированной сумму 88,9 млн. руб.
2. Выстроена система и регулярно осуществляются мероприятия по проведению государственной кадастровой оценки земель.
С 1 января 2006 г. налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
До вступления в силу главы 31 "Земельный налог" Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть до начала исчисления земельного налога от кадастровой стоимости земельного участка, данный налог взимался в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", был фиксированным и устанавливался Правительством Российской Федерации в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Для сравнения приведена динамика поступлений от сбора земельного налога в целом по Республике Бурятия за период 2001-2008 г.г.:
Годы |
Сбор земельного налога в целом |
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 |
109,0 167,5 246,1 360,0 226,6 134,3 196,0 368,0 |
Как видно из приведенных данных, доходы от сбора земельного налога резко снизились с 2006 года. Основной причиной этому послужило то, что кадастровая стоимость, применяемая для налогообложения с 2006 года, была определена в результате работ по государственной кадастровой оценке земель, проводимых с 2001 года (например: по землям населенных пунктов кадастровая оценка проводилась в 2001-2002 годах и была утверждена в декабре 2002 года).
В 2006 году были осуществлены работы по актуализации кадастровой оценки категории земель "земли сельскохозяйственного назначения". По сравнению с 2000 годом в 2006 году удельная кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий увеличилась на 41% и составила в среднем 5782 рубля за 1 гектар. В результате государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения налоговая база в Республике при ставке земельного налога 0,3% увеличилась до 40%.
В 2007 году проведена актуализация кадастровой оценки категории земель "земли населенных пунктов". В результате выполнения работ были определены показатели кадастровой стоимости конкретных земельных участков в границах населенных пунктов на всей территории Республики Бурятия. Показатели кадастровой стоимости выросли во всех населенных пунктах Республики Бурятия по большинству видов разрешенного использования.
В 2008 году в рамках РЦП проведены работы по актуализации кадастровой оценки категорий земель "земли особо охраняемых территорий и объектов" и "земли промышленности и иного специального назначения".
Однако актуализация кадастровой оценки различных категорий земель влечет за собой не только положительные моменты, как то увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия, но и отрицательные моменты.
Как показал опыт проведения актуализации кадастровой оценки категории земель "земли населенных пунктов", показатели кадастровой стоимости выросли во всех населенных пунктах Республики Бурятия в 3 и более раз.
Например, для жителей Республики Бурятия сумма земельного налога для земельных участков под домами индивидуальной жилой застройки (вид разрешенного использования N 2) до актуализации кадастровой оценки категории земель "земли населенных пунктов" в 2007 году и с 2008 года при максимальной ставке земельного налога 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка площадью 1000 кв. м. (10 соток) изменилась следующим образом:
Местоположение земельного участка |
Земельный налог до 2008 года, руб./год |
Земельный налог за 2009 год, руб./год |
Увеличение, количество раз |
улус Додо-Гол Хоринского района |
0,81 |
185,28 |
228,7 |
с.Оймур Кабанского района |
7,5 |
291,24 |
38,8 |
с. Турка Прибайкальского района |
18,93 |
547,26 |
28,9 |
г. Улан-Удэ |
388,5 |
1221,0 |
3,14 |
Для предупреждения негативных реакций со стороны населения в последующем необходимо проводить работу с сельскими и городскими поселениями, городскими округами по установлению дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации либо установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации.
В октябре 2009 года Правительство Республики Бурятия уже обратилось в адрес представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований с рекомендациями об установлении ими до принятия в окончательном чтении местных бюджетов на 2010 год льгот по земельному налогу в размере 30% от суммы налоговых платежей в 2010 году сроком на один год для промышленных и производственных предприятий и организаций, осуществляющих производство продуктов питания.
3. Создана нормативная правовая база по регулированию арендных отношений на землю в пределах компетенции Республики Бурятия:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 14.01.2008 N 4 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена";
- постановление Правительства Республики Бурятия от 13.10.2009 N 386 "О внесении изменений в постановление Правительства РБ от 14.01.2008 N 4 "Об установлении Порядка определения размера арендной платы, а также Порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков на территории Республики Бурятия, государственная собственность на которые не разграничена", вступающее в силу с 1 января 2010 года;
- постановление Правительства Республики Бурятия от 05.02.2003 N 40 "Об условиях и порядке предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Республики Бурятия", которым утверждено Положение об условиях и порядке предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности Республики Бурятия;
- постановление Правительства Республики Бурятия от 03.09.2009 N 325 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия".
4. Создана нормативная правовая база по стимулированию приватизационных и инвестиционных процессов:
- Закон Республики Бурятия от 25.12.2006 N 2037-III "О предельных максимальных ценах работ по проведению территориального землеустройства";
- Закон Республики Бурятия от 07.10.2009 N 1039-IV "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Бурятия", Закон Республики Бурятия от 13.07.2009 N 957-IV "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Бурятия в области земельных отношений";
- Закон Республики Бурятия от 08.05.2009 N 874-IV "О внесении изменения в часть 2 статьи 1 Закона Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности";
- Закон Республики Бурятия от 08.05.2009 N 856-IV "О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Бурятия "Об установлении порядка определения цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
5. Созданы условия для государственного стимулирования развития инфраструктуры земельного рынка:
- в двух высших учебных заведениях республики ведется подготовка специалистов в области землеустройства, городского и земельного кадастра, созданы условия для перехода к институту кадастровых инженеров;
- созданы и действуют саморегулируемые организации оценщиков;
- созданы основы для предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна".
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2008 N 284 создано Государственное учреждение "Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг" (далее - ГУ МФЦ). Утверждено Положение о ГУ МФЦ, определены требования к клиентским залам МФЦ и утвержден стандарт комфортности предоставления услуг в ГУ МФЦ.
В 2008 году подписано 14 договоров о предоставлении 62 государственных и муниципальных услуг в ГУ МФЦ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Бурятия, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия и структурными подразделениями Администрации г. Улан-Удэ, в том числе в области земельных и имущественных отношений - с Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ.
В октябре 2009 года Правительством Республики Бурятия в рамках оптимизации оказываемых ГУ МФЦ услуг в области земельных и имущественных отношений совместно с Администрацией г. Улан-Удэ проведена работа по сокращению сроков их оказания в 2 и более раза.
После одобрения Правительственной комиссией по проведению административной реформы в Республике Бурятия оптимизированных схем оказания государственных и муниципальных услуг в области земельных и имущественных отношений положительный опыт будет распространен на другие муниципальные образования в Республике Бурятия.
Тем не менее, требует дальнейшей работы осуществление мероприятий по мониторингу и государственному контролю за использованием земель, а также разработка методологической основы совершенствования управления земельными ресурсами на региональном и муниципальном уровне.
В этом направлении Правительством Республики Бурятия начаты работы по созданию в 2010 году автоматизированной информационной системы в сфере земельно-имущественных отношений "Имущественно-земельный комплекс Республики Бурятия" (далее - АИС "ИЗК"), которая будет охватывать Кабанский, Баргузинский, Бичурский, Еравнинский, Заиграевский, Иволгинский, Кижингинский, Кяхтинский, Мухоршибирский, Прибайкальский, Северобайкальский, Тарбагатайский, Тункинский и Хоринский районы, а также города Северобайкальск и Улан-Удэ.
Основная цель создания АИС "ИЗК" - увеличение доходов местных бюджетов на основе управления налоговыми и неналоговыми поступлениями муниципальных образований в Республике Бурятия, которая будет обеспечиваться за счет решения следующих задач:
- инвентаризация объектов и субъектов налогообложения в части земельного налога и налога на имущество физических лиц в электронных базах администраций муниципальных образований в Республике Бурятия;
- актуализация сведений об объектах налогообложения и плательщиках земельного налога и налога на имущество физических лиц путем сверки данных в электронных базах администраций муниципальных образований с данными государственных информационных ресурсов;
- непосредственный контроль оплаты налогов по налоговым уведомлениям по каждому налогоплательщику в электронных базах администраций муниципальных образований;
- тотальный учет муниципального имущества и достоверная оценка объемов возможного неналогового дохода, вовлечение в хозяйственную деятельность неучтенных и простаивающих объектов;
- отслеживание арендных и иных отношений с хозяйствующими субъектами;
- получение мгновенной и полной информации о задолженности арендаторов, организация систематической работы по взысканию задолженности.
В результате прогнозируемое увеличение доходов от поступлений земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также платежей за аренду земельных участков в консолидированный бюджет Республики Бурятия, и, в частности, в бюджеты муниципальных поселений в 2010 году должно составить как минимум 15% и в 3 раза к 2020 году.
Кроме этого, в целях расширения возможностей вышеуказанной АИС "ИЗК" за счет использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса, а также управления земельными ресурсами с применением спутниковых систем позиционирования Правительством Республики Бурятия начата в 2009 году разработка республиканской целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Республики Бурятия на 2010-2015 годы" с включением ее мероприятий в разрабатываемую в настоящее время Правительством Российской Федерации федеральную целевую программу "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов на 2010-2015 годы".
В этих целях 30 января 2009 года заключено Соглашение между Федеральным космическим агентством и Правительством Республики Бурятия о взаимодействии в области использования результатов космической деятельности.
В соответствии с Концепцией развития оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.05.2007 N 172, в настоящее время разработаны и направлены муниципальным образованиям методические рекомендации по работе с невостребованными земельными долями, неиспользуемыми земельными участками сельскохозяйственного назначения. Налажена разъяснительная и консультационная работа по формированию муниципального фонда перераспределения земель.
Законом Республики Бурятия от 13.07.2009 N 908-IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О земле", вступившим в силу с 24 июля 2009 года, внесены изменения в части закрепления преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения за муниципальными районами. Также за муниципальными районами закреплены права по приобретению в муниципальную собственность невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, а также ненадлежащим образом используемых или неиспользуемых в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельных участков.
Однако в отдельных сельских поселениях Республики Бурятия не проводились общие собрания участников долевой собственности по вопросам определения местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площадей невостребованных земельных долей.
По состоянию на 1 января 2009 года количество земельных участков, выделенных в счет земельных долей на территории Республики Бурятия и поставленных на государственный кадастровый учет - 1856 земельных участков (из учтенных 74 055 земельных паев).
Необходимо отметить, что бессистемность при выделении земельных участков в счет земельных долей приводит к выделению земельных участков в середине массивов (мелкоконтурность, "лоскутное" землеустройство), что в дальнейшем затрудняет использование всего массива в случае передачи оставшихся долевых земель другими дольщиками в аренду сельскохозяйственным предприятиям.
Требует составления и утверждения перечень особо ценных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Отсутствие квалифицированных почвоведов и геоботаников снижает качество научных исследований и изысканий, а также отсутствие финансирования в течение прошедших 25 лет на геоботанические, почвенные и агрохимические исследования земель не позволяет научно обоснованно разрабатывать и реализовывать программы по охране земель и повышению плодородия почв.
Кроме этого, при подготовке специалистов в области землеустройства, землепользования и кадастра недостаточно в настоящее время уделяется внимание знаниям в области юриспруденции. Отсутствие таких специалистов отрицательно сказывается на качестве принимаемых решений в области земельных отношений, что неизбежно влечет за собой нарушение прав физических и юридических лиц.
В связи с вышеизложенными основными проблемами в области земельных отношений в Республике Бурятия необходимо системно и комплексно рассмотреть основные цели и задачи, которые направлены на реализацию стратегии и тактики дальнейшего их совершенствования.
2. Цель, задачи и основные мероприятия
развития земельных отношений
Целью Концепции является дальнейшее совершенствование системы эффективного использования и управления земельными ресурсами Республики Бурятия.
Концепция позволяет решить следующие взаимосвязанные задачи:
- завершение процесса разграничения собственности на землю и развитие института частной собственности;
- стимулирование граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости;
- повышение эффективности использования земельных ресурсов, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности;
- совершенствование земельных взаимоотношений между государством и обществом, основанных на принципах справедливости, публичности, открытости и прозрачности;
- совершенствование системы налоговых и неналоговых платежей за использование земельных участков по принципу учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также защиты интересов лиц из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
- содействие развитию жилищного строительства, реализация и совершенствование законодательства Республики Бурятия, направленного на улучшение жилищных условий граждан, в том числе относящихся к малоимущим и социально незащищенным категориям граждан;
- создание интегрированной геоинформационной системы в сфере земельно-имущественных отношений и реализация налогового и неналогового потенциала земельных ресурсов;
- создание условий для стимулирования развития инфраструктуры земельного рынка;
- содействие органам местного самоуправления муниципальных районов в Республике Бурятия в формировании фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и их дальнейшим распоряжением;
- совершенствование правовых и методологических основ регулирования земельных отношений, направленных, в первую очередь, на упорядочение и упрощение процедур предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
- координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, участвующих в предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам.
В соответствии с целями и задачами, определенными Концепцией, необходимо реализовать основные мероприятия на среднесрочный период, указанные в приложении к настоящей Концепции.
3. Заключение
Реализация положений настоящей Концепции позволит провести целый ряд комплексных мероприятий в сфере регулирования земельных отношений, указанных в приложении к настоящей Концепции.
Реализация Концепции позволит:
- оптимизировать процесс разграничения государственной собственности на землю;
- обеспечить регистрацию права собственности Республики Бурятия и муниципальных образований на наибольшее количество земельных участков;
- стимулировать граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости;
- увеличить количество земельных участков, находящихся в частной собственности, тем самым увеличить их рыночный оборот;
- создать интегрированную геоинформационную систему в сфере земельно-имущественных отношений;
- обеспечить увеличение поступлений налоговых и неналоговых платежей от использования земель на территории республики в бюджеты всех уровней;
- совершенствовать правовые и методологические основы регулирования земельных отношений;
- активизировать процесс переоформления прав на земельные участки;
- обеспечить формирование муниципальных фондов перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и эффективное распоряжение ими;
- сократить очередь на предоставление жилых помещений по договору социального найма, улучшить жилищные условия граждан, в том числе относящихся к малоимущим и социально незащищенным категориям граждан;
- упорядочить и упростить процедуры предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам;
- обеспечить эффективное и открытое взаимодействие между государством и обществом в сфере регулирования земельных отношений.
Положения Концепции рекомендуются для исполнения органами государственной власти Республики Бурятия, муниципальными образованиями в Республике Бурятия, а также иными организациями.
Направления и мероприятия Концепции могут быть применены при разработке нормативных документов, формировании перспективных планов и мероприятий в сфере земельных отношений.
Приоритетные направления развития земельных отношений могут изменяться в соответствии с приоритетными направлениями и задачами Правительства Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.