Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
I. Во исполнение части 2 статьи 8 и пункта 2 статьи 11 Закона Республики Бурятия разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 1 июня 2007 года N 181 Республиканская инновационная программа на 2008-2012 годы (далее - Программа). Программой предполагалась реализация мероприятий по пяти основным направлениям.
1. По направлению "Развитие нормативной правовой базы" основным мероприятием являлась планируемая на 2008 год разработка проекта закона Республики Бурятия о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" в части предоставления налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности и организаций инновационной инфраструктуры. Правовые основания для реализации данного мероприятия установлены пунктом 4 статьи 11 Закона Республики Бурятия, определяющей полномочия Правительства Республики Бурятия в сфере инновационной деятельности, и частью 1 статьи 14, устанавливающей механизмы стимулирования инновационной деятельности. До настоящего времени указанный законопроект ответственными исполнителями не разработан и не внесен на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия.
Частью 2 статьи 9 и частью 2 статьи 15 Закона Республики Бурятия установлены основания для разработки и утверждения порядков проведения республиканского конкурса и экспертизы инновационных проектов, государственной аккредитации организаций инновационной инфраструктуры. Согласно Программе разработка соответствующих нормативных правовых актов планировалась на 2008 год. Исполнение данных мероприятий также не состоялось.
Таким образом, положения Закона Республики Бурятия, касающиеся формирования необходимой нормативной правовой базы для развития инновационной деятельности в Республике Бурятия, на сегодняшний день не реализованы.
2. Во исполнение пункта 1 статьи 12 Закона Республики Бурятия по направлению "Развитие инновационной инфраструктуры" Программой предусмотрено одно мероприятие - содействие созданию и развитию в Республике Бурятия организаций инновационной инфраструктуры. Для реализации данного мероприятия из средств республиканского бюджета в 2009-2012 годах планировалось выделить 3380 тыс. рублей. При этом Программа не содержит сведений о формах осуществления указанного содействия и его содержании, а также об организациях инновационной инфраструктуры, создаваемых в результате его оказания.
В 2008 году поддержаны три проекта по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры - разработка Концепции создания на территории Республики Бурятия технопарка в сфере высоких технологий (объем финансирования из средств республиканского бюджета - 800 тыс. рублей), создание офиса коммерциализации научных и инновационных разработок на базе Бурятской государственной сельскохозяйственной академии (из средств республиканского бюджета - 500 тыс. рублей), создание межвузовского студенческого бизнес-инкубатора на базе Восточно-Сибирского государственного технологического университета (объем финансирования из средств республиканского бюджета - 500 тыс. рублей).
3. По направлению "Поддержка инновационных проектов" Программой запланировано проведение в 2008-2012 годах республиканских конкурсов инновационных проектов. Финансирование указанных конкурсов из средств республиканского бюджета предполагалось в объеме 28 620 тыс. рублей. При этом Программа не содержит сведений о конкретных формах поддержки организаций, прошедших указанные конкурсы. Проведение конкурсов само по себе представляется организационным мероприятием, не требующим заявленного финансового обеспечения.
В 2008 году поддержаны четыре инновационных проекта - по выпуску биологически активных веществ, изготовляемых по рецептам тибетской медицины (объем финансирования из средств республиканского бюджета - 500 тыс. рублей), по разработке инновационной технологии переработки овчинно-шубного и пушно-мехового сырья с учетом требований Байкальской природной территории (объем финансирования из средств республиканского бюджета - 530 тыс. рублей), по разработке устройства для увеличения ресурса деталей железнодорожного транспорта (объем финансирования из средств республиканского бюджета - 450 тыс. рублей), по созданию научно-производственной лаборатории с целью получения керамических материалов и резиновых изделий на основе нанопорошков (объем финансирования из средств республиканского бюджета - 1 000 тыс. рублей).
Поддержка проектов осуществлялась на основании проведенного конкурса инновационных проектов. Согласно статье 9 Закона Республики Бурятия республиканский конкурс инновационных проектов, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, проводится среди проектов, прошедших экспертизу в установленном порядке. Порядок проведения республиканского конкурса и экспертизы инновационных проектов Правительством Республики Бурятия не утвержден. Таким образом, проведение конкурса проходило с нарушением положений Закона Республики Бурятия.
4. Во исполнение пункта 2 статьи 12 Закона Республики Бурятия по направлению "Кадровое обеспечение инновационной деятельности" в Программе определено мероприятие "Создание условий для обеспечения подготовки в Республике Бурятия менеджеров инновационной деятельности" с финансированием из средств республиканского бюджета в 2008-2010 годах в объеме 1,2 млн. рублей. При этом Программа не содержит сведений о содержании данного мероприятия, конкретных формах его реализации.
В 2008 году формировались команды для обучения в Томске по программе "Формирование региональной инновационной инфраструктуры. Коммерциализация научных разработок". Обучение прошли 18 представителей ВУЗов и научных организаций республики.
5. Для реализации мероприятий Программы по направлению "Информационное обеспечение инновационной деятельности" в 2008 году направлено 760,6 тыс. рублей. 27-29 мая 2008 года проведена выставка научно-технических разработок и инновационных проектов "Наука. Инновации. Бизнес". Издан каталог инновационных разработок и проектов Республики Бурятия. Информационное сопровождение мероприятий Программы проводилось также в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Бурятия источниками финансирования инновационной деятельности могут являться собственные средства субъектов инновационной деятельности, средства республиканского бюджета, иностранные инвестиции и иные не запрещенные законодательством источники. За счет средств республиканского бюджета инновационная деятельность на территории Республики Бурятия финансируется в рамках исполнения мероприятий Программы. В 2008 году ресурсное обеспечение Программы было уменьшено на 18 412 тыс. рублей или почти на 28,0%. При этом следует отметить, что показатели эффективности исполнения Программы соответствующим образом не скорректированы.
В соответствии с Законом Республики Бурятия "Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года" за 2008 год" всего на реализацию Программы в 2008 году из средств республиканского бюджета выделено 5 600 тыс. рублей. Недофинансирование составило 4 316 тыс. рублей или 43,5%. В 2009 году финансирование Программы не осуществлялось. Реализация Программы в 2010-2012 годах Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года также не предусмотрена. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что положения статьи 13 Закона Республики Бурятия в настоящее время не реализуются.
Сравнительный анализ Программы и региональных инновационных программ субъектов Российской Федерации позволяет отметить следующее.
В Республике Бурятия для реализации Программы не привлекаются средства федерального бюджета.
Главными заказчиками и исполнителями указанных программ в большинстве регионов выступают органы государственной власти, осуществляющие функции по реализации государственной политики в области экономического развития, а не науки и образования. Вместе с тем в Республике Бурятия в качестве государственного заказчика-координатора Программы и главного ответственного исполнителя большинства программных мероприятий выступает Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Эффективность реализации Программы в сравнении с сопоставимыми целевыми программами субъектов Российской Федерации существенно ниже.
Таким образом, исполнение Программы необходимо характеризовать как недостаточное. Кроме того, в целом по содержанию Программы следует отметить, что программные мероприятия по основным направлениям реализации не отвечают установленным целям и задачам Программы, по своей сути являются недостаточными, характеризуются неопределенностью в реализации мер по их осуществлению, отсутствием комплексности и системности. Действующая Программа не в полной мере отвечает положениям статьи 12 Закона Республики Бурятия в части установленных направлений государственной поддержки, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
<< Назад |
Раздел II >> Раздел II |
|
Содержание Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 22 апреля 2010 г. N 930-IV "О ходе реализации Закона Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.