Конституционный Суд Республики Бурятия, руководствуясь частью первой статьи 100, частью первой статьи 101 Конституции Республики Бурятия, частью первой статьи 3, статьями 23, 43 и 44 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 27, пункта 2 статьи 28, пункта 5 статьи 29 Закона Республики Бурятия от 5 сентября 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Республики Бурятия о проверке конституционности указанных положений Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем статьи данного закона Конституции Республики Бурятия.
Заслушав сообщение Конституционный Суд Республики Бурятия установил:
1. Законом Республики Бурятия от 5 сентября 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия" предусмотрено, что глава местного самоуправления города, района, аймака, поселка, сомона, сельсовета избирается непосредственно населением (пункт 3 статьи 27); глава местного самоуправления возглавляет соответствующий представительный орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 28); Президент Республики Бурятия по согласованию с представительным органом местного самоуправления вправе отстранить от должности главу местного самоуправления города, района, аймака в случае грубого нарушения законодательства Республики Бурятия до принятия решения представительным органом местного самоуправления об его отрешении от должности (пункт 5 статьи 29).
В запросе Президента Республики Бурятия ставился вопрос о признании не соответствующими Конституции Республики Бурятия названных положений республиканского Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия". В судебном заседании сторона, направившая запрос, просила не рассматривать запрос в части проверки конституционности пункта 5 статьи 29 оспариваемого закона.
Подтвердив свою позицию в остальной части запроса, заявитель считает, что установленные в республиканском законе порядок избрания главы местного самоуправления и полномочие главы местного самоуправления возглавлять соответствующий орган местного самоуправления не соответствуют Федеральному закону от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поскольку установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Республики Бурятия и Российской Федерации, законы республики должны издаваться в соответствии с федеральным законодательством.
2. В соответствии со статьей 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации, статьей 62 (абзац 13) Конституции Республики Бурятия установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Бурятия, из чего следует, что соответствующие законы и иные правовые акты Республики Бурятия не могут противоречить федеральным законам (статья 76, часть 5 Конституции Российской Федерации, статья 65, часть 2 Конституции Республики Бурятия).
3. Согласно статье 130 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть как выборными, так и создаваемыми на другой основе. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 16, часть 2) предусматривает, что глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральным законом установлены две возможные формы избрания главы муниципального образования. Какую из этих форм избрания главы муниципального образования закрепить в своем уставе - дело каждого муниципального образования, исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления.
Статья 27 (пункт 3) Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия", устанавливая только один способ избрания главы органа местного самоуправления, тем самым лишает муниципальные образования права самостоятельного выбора формы избрания главы муниципального образования.
Таким образом, положение пункта 3 статьи 27 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия" в части избрания главы местного самоуправления лишь непосредственно населением не соответствует требованиям Конституции Республики Бурятия (статья 11, часть 2; статья 65, часть 2), поскольку вступает в противоречие с федеральным законом по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Бурятия.
4. Из статей 8 (часть 1, пункт 3), 14 (часть 3), 16 (часть 3) Федерального закона следует, что выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставами муниципальных образований.
В соответствии с частью третьей статьи 16 Федерального закона согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.
Установленное в пункте 2 статьи 28 республиканского закона полномочие главы местного самоуправления возглавлять соответствующий представительный орган местного самоуправления вступает в противоречие с частью 3 статьи 16 Федерального закона.
5. В соответствии с частью второй статьи 11, частью второй статьи 65 Конституции Республики Бурятия законы и иные правовые акты, принимаемые в республике, не должны противоречить ее Конституции, а также Конституции и законам Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 23, 38 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия", Конституционный Суд Республики Бурятия постановил:
1. Признать не соответствующими Конституции Республики Бурятия:
положение, содержащееся в пункте 3 статьи 27 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия", согласно которому глава местного самоуправления избирается лишь непосредственно населением;
положение пункта 2 статьи 28 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия", в соответствии с которым глава местного самоуправления возглавляет соответствующий представительный орган местного самоуправления.
2. Согласно части первой статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" с момента вступления в силу настоящего постановления указанные положения пункта 3 статьи 27 и пункта 2 статьи 28 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия" считаются недействительными.
3. В соответствии со статьей 39 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Согласно части третьей статьи 41 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" настоящее постановление подлежит опубликованию в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня принятия постановления Конституционным Судом Республики Бурятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Бурятия от 6 марта 1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Бурятия "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия"
Текст постановления официально опубликован не был