Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Республиканская целевая программа
"Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия
на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 марта 2009 г. N 64)
Паспорт
программы развития мясного скотоводства Республики Бурятия
на 2009-2012 годы
Наименование программы |
Развитие мясного скотоводства Республики Бурятия на 2009-2012 годы (далее - Госпрограмма) |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 "О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". |
Заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р.Филиппова, Бур НИИСХ |
Цель программы |
Создание технологических и экономических условий интенсивного развития отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения объемов производства высококачественной говядины (увеличения объемов производства мяса) с 6,8 тыс. тонн в 2008 г. до 28,8 тыс. тонн в 2012 году (в 4,2 раза). |
Основные задачи |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: 1. укрепление племенной базы мясного скотоводства; 2. увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) путем интенсификации откорма животных; |
Основные мероприятия программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели: 1. формирование племенной базы мясного скотоводства на основе (предоставления дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" в племенных заводах и племенных репродукторах); 2. увеличение производства высококачественной говядины ("мраморного мяса") (субсидирование содержания маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев); 3. создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота (субсидирование части стоимости оборудование и строительно - монтажных работ); 4. коренное улучшение естественных пастбищ (субсидирование части затрат) 5. закупка и пересадка эмбрионов (субсидирование части стоимости эмбрионов); 6. приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов (субсидирование части стоимости); 7. создание центров сервисных услуг по воспроизводству стада (субсидии части стоимости); 8. строительство инфраструктуры мясных ферм (субсидии части затрат); 9. мероприятия по созданию откормочных предприятий (субсидии части затрат); 10. поддержка промышленного скрещивания; 11. подготовка и повышение квалификации специалистов, закрепление кадров; 12. организация мероприятий по развитию ООО "Тугнуй". |
Сроки реализации программы |
2009-2012 годы |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию программы на период 2009-2012 г.г., составляет в ценах соответствующих лет - 4625,8 млн. рублей, в том числе: - за счет республиканского бюджета - 557,9 млн. рублей, из них по годам: 2009 - 20,0 млн. руб., 2010 - 149,9 млн. руб., 2011 - 197,6 млн. руб., 2012 -190,4 млн. руб. * - за счет привлеченных средств - 4067,9 млн. рублей, в том числе по годам: 2009 - 258,5 млн. руб., 2010 - 976,1 млн. руб., 2011 - 1431,4 млн. руб., 2012 -1401,9 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели программы: увеличение численности скота специализированных мясных пород с 68 тысяч (в 2008 году) до 118 тыс. голов (173,5%), в том числе племенных коров, с 5,4 тысяч до 16.4 тыс голов в 2012 году (в 3 раза); увеличение покупки племенного молодняка мясных пород с 2,7 тыс. голов в 2009 году до 5 тыс. голов в 2012 году; увеличение реализации на племя молодняка мясных пород с 0,81 тысяч в 2008 г до 2,46 тысяч в 2012 году; увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 6,7 тыс. тонн в 2008 г до 18,4 тыс. тонн в 2012 году. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Увеличение племенной базы мясного скота с 14,5 тыс. голов в 2008 г до 41,0 тыс. голов в 2012 г, в том числе коров с 5,4 до 16,4 тыс. голов 2. Увеличение реализации племенного молодняка с 0,81 тыс. голов в 2008 году до 2,46 тыс. голов в 2012 г. 3. Увеличение производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе с 6,8 тыс. тонн в 2008 г до 28,8 тыс. тонн в 2012 г.. 4. Увеличение выхода телят на 100 чистопородных коров с 80 голов в 2008 году до 90 голов в 2012 г. 5. Повышение занятости населения, создание 6400 дополнительных рабочих мест |
Система управления и контроля |
Реализация программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Бурятия. Минсельхозпрод ежеквартально представляет отчет о результатах Программы и выполнении целевых индикаторов. |
*Справочно при наличии источников в республиканском бюджете, подлежит корректировке.
1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Ускоренное развитие мясного скотоводства следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить спрос на говядину за счет отечественного производства.
Для развития отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Республика Бурятия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- площади естественных кормовых угодий составляют 1 млн. 853 тыс. га, неиспользуемой пашни 216 тыс. га;
- в Республике Бурятия есть исторический и апробированный практически во всех районах республики, многовековой опыт применения малозатратной интенсивно-пастбищной технологии содержания мясного скота;
- ресурсы маточного поголовья в мясных стадах (2,5 -3,0 тыс. телок в год) и молочных (не менее 4,0 - 6.0 тыс. телок в год) для формирования ферм племенного и товарного назначения.
В Республике Бурятия из-за природно-экономических особенностей с 1967 года всегда уделялось достаточное внимание мясному скотоводству. До 90-х годов прошлого столетия удельный вес мясного скота в сельскохозяйственных организациях достиг 20%, и составлял 85 тысяч голов. Поголовье мясного скота в крупных и средних сельскохозяйственных организациях в период с 1990 по 2001 год снизился до 5,6 тысяч голов, в том числе коров до 2,3 тысяч голов и удельный вес снизился до 10%.
В последние годы численность коров мясного скота в крупных и средних сельскохозяйственных организациях увеличилось в 2,5 раза. При этом поголовье мясных коров достигло 46,8% от поголовья коров в крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях. Эти темпы связаны с увеличением поголовья мясных коров, переходом молочных хозяйств с низкой молочной продуктивностью на мясное скотоводство, также более высокой устойчивостью к банкротству по сравнению с хозяйствами, занимающимися молочным скотоводством.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств за последние годы увеличивается, еще большими темпами увеличивается поголовье мясного скота. При этом медленными темпами растет рентабельность производства говядины, хотя в предыдущие годы производство ее было убыточным, но в последние годы за счет поддержки государства, хотя незначительно, становится рентабельной (таблица N 1).
Таблица N 1
Анализ состояния мясного скотоводства в Республике Бурятия
Показатели |
ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2006 г., % |
1. Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. гол. |
312,4 |
332,4 |
346,7 |
110,9 |
2. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. гол. |
60,0 |
63,0 |
68,0 |
113,3 |
3. Валовое производство говядины в живом весе |
тыс. т. |
29,1 |
29,8 |
30,2 |
103,7 |
4. Производство на душу населения |
кг |
16,6 |
17,1 |
17,3 |
104,2 |
5. Покупка племенного молодняка интенсивных мясных пород |
гол. |
160 |
- |
- |
- |
6. Рентабельность производства мяса - с господдержкой |
% |
-4,3 |
-3,5 |
+1,1 |
- |
- без господдержки |
% |
-11,3 |
-9,2 |
-1,9 |
- |
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота.
Характер причин, обусловливающих недостаточный уровень развития мясного скотоводства в республике, заключается в следующем:
- из-за слабой кормовой базы молодняк сдается на мясо в возрасте около 2 лет с низкой живой массой или увеличиваются сроки его содержания до 2,5 - 3 лет. После отъема от матерей среднесуточные приросты молодняка в зимний период низкие и в год прирост живой массы составляет всего 80-120 кг.
- высокая изношенность, низкая техническая и технологическая оснащенность отрасли и, особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8% к имеющемуся откормочному контингенту.
- государственная поддержка технологической модернизации отрасли на республиканском уровне проводится слабо. В республике лишь в некоторые годы и то небольшому числу хозяйств оказывалось содействие в реконструкции помещений в виде компенсаций из республиканского бюджета. Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта "Развитие АПК". Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен.
- естественные кормовые угодья во всех районах республики имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В этих условиях в летнее время привесы в сутки снижаются до 250-400 г. Привесы молодняка на доращивании в зимний период составляют 150-200 г. вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 250-300 кг вместо возможных 450-500 кг.
- в республике недостаточными темпами используются высокобелковые кормовые культуры, в том числе различные смеси, козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.
- проблемы кадрового обеспечения отрасли, как животноводства в целом, требуют особого внимания. Необходимы серьезные вложения в организацию подготовки кадров массовых профессий и повышения квалификации работающих в отрасли специалистов, мероприятий по повышению привлекательности профессий и закрепления кадров на селе.
2. Основные цели и задачи
1. Цель программы. Создание технологических и экономических условий интенсивного развития отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.
2. Задачи программы:
1) укрепление племенной базы мясного скотоводства;
2) увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) путем интенсификации откорма животных, т.ч. в ООО "Тугнуй" ;
3. Целевые индикаторы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Реализация Программы позволит задействовать механизмы интенсивного развития мясного скотоводства в республике и обеспечения населения высококачественной "мраморной " говядиной.
Реализация Программы позволит более полно использовать имеющиеся в республике ресурсы земли, кормовых угодий, поголовья скота, производительных сил, улучшить техническое и технологическое оснащение отрасли и обеспечить значительное увеличение поголовья мясного скота и производства высококачественной говядины. При этом будет внесен существенный вклад в Социально-экономическое развитие сельских территорий путем создания новых рабочих мест и закрепления кадров в аграрном секторе экономики (таблицы N 2 и N 3).
Таблица N 2
Основные целевые индикаторы программы
Показатели |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г. |
|
+/- |
% |
|||||||
1. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. гол. |
68 |
73 |
90 |
103 |
118 |
50 |
173,5 |
в т.ч. племенных коров |
тыс. гол. |
5,4 |
7,0 |
7,8 |
11,6 |
16,4 |
11 |
303,7 |
2. Покупка племенного молодняка |
тыс. гол. |
0,5 |
2,7 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
4,5 |
10 раз |
3. Реализации на племя молодняка мясных пород |
тыс. гол. |
0,81 |
1,02 |
1,14 |
1,74 |
2,46 |
1,65 |
303,7 |
4. Валовое производство говядины в живом весе |
тыс. т. |
6,8 |
7,1 |
9,7 |
16,5 |
28,8 |
22,0 |
в 4,2 раз |
в т.ч. производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе |
тыс. т. |
6,7 |
7,0 |
9,2 |
14,2 |
18,4 |
11,7 |
2,7 раз |
5. Средняя живая масса 1 головы скота при реализации |
кг |
310 |
330 |
335 |
400 |
435 |
125 |
140,3 |
Государственная поддержка позволит активизировать инвестиционную и инновационную деятельность и достичь поставленной цели и решить задачи по интенсивному развитию мясного скотоводства в республике.
Реализация Программы позволит к 2012 году по сравнению с 2008 годом увеличить:
- поголовье мясного скота на 73,5%, в т.ч. племенных коров в 3 раза;
- валовое производство говядины в живом весе в 4,2 раз, в т.ч. высококачественной говядины от мясного скота в 2,7 раз (приложение 1 и 2).
4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач программы основано на выполнении следующих мероприятий:
1. Формирование племенной базы мясного скотоводства на основе:
1) предоставления дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" в племенных заводах и племенных репродукторах;
2) покупки племенного молодняка специализированных мясных пород;
3) покупки семени высокоценных быков, пересадка эмбрионов от выдающихся родителей;
4) создания центров сервисных услуг по воспроизводству крупного рогатого скота мясных пород.
2. Увеличения производства высококачественной говядины ("мраморного" мяса) на основе:
1) субсидий на 1 кг живой массы при условии реализации мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 450 кг;
2) субсидий на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев;
3) промышленного скрещивания части коров в молочных стадах (до 22,0% от случного контингента с бычками мясных пород с целью получения высокопродуктивных помесных телят - бычков для откорма, телок - для формирования товарных (коммерческих) мясных стад;
4) создания и технологической модернизации мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке скота;
5) укрепления кормовой (в том числе улучшение пастбищ и сенокосов, освоения неиспользуемых угодий) и материально-технической базы;
6) приобретения техники и оборудования для заготовки кормов и их приготовления;
7) субсидий на строительство инфраструктуры мясных ферм;
8) реализации мероприятий по закреплению кадров в мясном скотоводстве, повышению квалификации специалистов и подготовки кадров рабочих профессий.
5. Социально-экономическая и экологическая
эффективность программы
При реализации программы увеличится:
- индекс производства говядины от мясного чистопородного и помесного скота в общем производстве этого вида мяса (от молочного и мясного скота) с 31,4% в 2009 г. до 80,4% в 2012 г.;
- удельный вес племенных коров мясных пород с 24,1% в 2009 г. до 35,0% в 2012 г.
Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 6400 новых рабочих мест в сельских территориях, дополнительное поступление налогов по сравнению с 2008 годом (12,6 млн. руб.) в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 37,3 млн. рублей (2009-2012 гг.).
Таблица N 3
Расчет социально-экономической эффективности
реализации программы
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 г. к 2008 г |
1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн в живой массе |
6,8 |
7,1 |
9,7 |
16,5 |
28,8 |
В 4,2 раза |
2. Поголовье скота, тыс. гол.: а) мясного |
68,0 |
73,0 |
90,0 |
103,0 |
18,0 |
173,5% |
б) помесного |
0,5 |
0,5 |
1,3 |
5,6 |
23,9 |
В 47,8 раза |
3. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
272 |
284 |
388 |
660 |
1152 |
В 4,2 раза |
4. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
51 |
95 |
140 |
195 |
250 |
В 4,9 раза |
5. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
11 |
38 |
56 |
78 |
100 |
В 9,1 раза |
6. Начисление налогов, млн. руб. |
3,4 |
3,7 |
6,5 |
11,1 |
16,0 |
В 4,7 раза |
7. Рабочие места, чел. |
1000 |
1300 |
1500 |
1700 |
1900 |
190,0% |
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения общего поголовья мясного скота и прироста объемов производства высококачественной говядины (таблица N 3).
Таблица N 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего за 4 года |
|
Ежегодный прирост валового производства мяса |
тыс. т. |
0,3 |
2,3 |
6,8 |
12,3 |
21,7 |
|
Выручка от реализации говядины (ТП) |
млн. руб. |
284 |
388 |
660 |
1152 |
2496 |
|
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины (ДТП) |
млн. руб. |
12 |
104 |
272 |
492 |
868 |
|
Финансирование программы |
Всего (Ф) |
млн. руб: |
278,5 |
1126,1 |
1629, 0 |
1592,3 |
4625,9 |
Показатель эффективности |
Эобщ |
% |
4,3 |
9,2 |
16,7 |
30,9 |
Увел в 7,2 раза |
Эффективность расходования средств финансирования определяли по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
Эобщ = ТП/Ф х 100,
где Эобщ -коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
ТП - ежегодный прирост товарной продукции говядины в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции по программе.
Как видно из таблицы N 4, значение коэффициента Эобщ. в 1012 году составляет 30,9%. Это означает достаточно хорошую степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем не более 3,2 лет (100:30,9 = 3,2 лет).
Действие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 4 -5 лет, так как продуктивное долголетие коров мясного направления продуктивности укладывается в эти сроки.
Оценка эффективности реализации Программы проведена на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественной говядины, численности мясного скота и качественных показателей производства высококачественно говядины, приведенных в таблице N 2.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы будет проводиться по годам, на основании данных статистической и ведомственной отчетности.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий 8,0 тыс. гектаров.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
В разделе обосновывается потребность в ресурсном обеспечении Программы.
1. Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе за счет средств из республиканского бюджета и привлечения средств из внебюджетных источников рассчитан:
1) с учетом фактических цен на племенной скот в 2008 г. с индексацией на последующие годы;
2) средних региональных расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят);
3) средних по республике производственных издержек на откорм молодняка крупного рогатого скота.
2. Объем финансирования всех мероприятий программы приведен в таблице N 5.
Таблица N 5
Ресурсное обеспечение программы по развитию мясного скотоводства
п/п |
Наименование мероприятий |
Источники финансирования |
Субсидии по годам, млн. руб. |
Всего |
||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||||||
Мероприятия, не финансируемые по Госпрограмме | ||||||||||||
1 |
Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев |
Республиканский бюджет |
1,7 |
24,5 |
26,5* |
27,5* |
80,2* |
|||||
Внебюджетные источники |
66,3 |
81,7 |
88,3 |
91,7 |
328,0 |
|||||||
Всего |
68,0 |
106,2 |
114,8 |
119,2 |
408,2 |
|||||||
2 |
Создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке мяса. |
Республиканский бюджет |
13,7 |
31,1 |
35,1* |
10,0* |
89,9* |
|||||
Внебюджетные источники |
152,0 |
330,4 |
365,4 |
117,9 |
965,7 |
|||||||
Всего |
165,7 |
361,5 |
400,5 |
127,9 |
1055,6 |
|||||||
3 |
Субсидии на коренное улучшение естественных пастбищ |
Республиканский бюджет |
- |
4,6 |
10,7* |
9,8* |
25,1* |
|||||
Внебюджетные источники |
- |
46,4 |
108,2 |
115,9 |
270,5 |
|||||||
Всего |
- |
51,0 |
118,9 |
125,7 |
295,6 |
|||||||
4 |
Подготовка и повышение квалификации, закрепление кадров |
Республиканский бюджет |
|
1,6 |
1,6* |
1,6* |
4,8* |
|||||
5 |
Субсидии на покупку и пересадку эмбрионов |
Республиканский бюджет |
0,2 |
0,2 |
0,2* |
0,2* |
0,8* |
|||||
Внебюджетные источники |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
8,8 |
|||||||
Всего |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
9,6 |
|||||||
6 |
Поддержка промышленного скрещивания |
Республиканский бюджет |
0,3 |
0,3 |
0,8* |
1,6* |
3,0* |
|||||
Внебюджетные источники |
1,0 |
1.0 |
2,7 |
5,3 |
10,0 |
|||||||
Всего |
1,3 |
13 |
3,5 |
6,9 |
13,0 |
|||||||
7 |
Субсидии на приобретение техники и оборудования для заготовки кормов и их приготовления |
Республиканский бюджет |
- |
31,0 |
31,0* |
31,0* |
93,0* |
|||||
Внебюджетные источники |
|
103,3 |
103,3 |
103.3 |
309,9 |
|||||||
Всего |
|
134,3 |
134,3 |
134,3 |
402,9 |
|||||||
8 |
Субсидии на создание центров сервисных услуг по воспроизводству стада |
Республиканский бюджет |
0,9 |
3,5 |
4,2* |
0,7* |
9.3* |
|||||
9 |
Субсидии на мероприятия по откорму мясного чистопородного и помесного молодняка |
Республиканский бюджет |
3,2 |
30,1 |
60,5* |
78,0* |
171,8* |
|||||
Внебюджетные источники |
37,0 |
335,2 |
672,2 |
866,6 |
1911,0 |
|||||||
Всего |
40,2 |
365,3 |
732,7 |
944,6 |
2082,8 |
|||||||
10 |
Субсидии на строительство инфраструктуры мясных ферм |
Республиканский бюджет |
|
23,0 |
27,0* |
30,0* |
80,0* |
|||||
В небюджетные источники |
|
75,9 |
89,1 |
99,0 |
264,0 |
|||||||
Всего |
|
98,9 |
116,1 |
129,0 |
344,0 |
|||||||
Всего по мероприятиям, не включенным в Госпрограмму |
Республиканский бюджет |
20,0 |
149,9 |
197,6* |
190,4* |
557,9* |
||||||
Внебюджетные источники |
258,5 |
976,1 |
1431,4 |
1401,9 |
4067,9 |
|||||||
Всего |
278,5 |
1126,0 |
1629,0 |
1592,3 |
4625,8 |
* Справочно при наличии источников в республиканском бюджете, подлежит корректировке.
7. Управление реализацией программы
Контроль за ходом реализации программы осуществляется в соответствии с действующим порядком реализации республиканских целевых программ.
Оценка рисков реализации программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов (требуется 17 инвесторов, а имеется 4), также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами (рост цен на товары и услуги для села), а также непредвиденно высокий рост ценна энергоносители, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
б) внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита.).
Таблица N 6
Расчеты возможных рисков
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
39,0 |
68,4 |
70,0 |
73,0 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота, тыс. гол. |
0,94 |
0,97 |
11,5 |
14,4 |
Общая оценка рисков, тонн |
36,6 |
66,3 |
1150,0 |
1051,2 |
млн. руб. |
2,5 |
4,9 |
8,6 |
8,1 |
Риски Им = (Имо - Ип) х По х (Рг - Сг),
где
Им - риски от снижения плановой-для отчетного года интенсивности использования мясного скота (кг мяса на голову скота в убойной массе),
Имо - интенсивность использования мясного скота в отчетном году,
Ип - интенсивность использования скота по плану,
По - поголовье мясного скота в отчетном году,
Рг - цена реализации говядины в отчетном году,
Сг - себестоимость производства говядины.
Риски Пм = Ип х (Пп - По) х (Рг - Сг),
где:
Пм- риски от невыхода на плановую численность мясного скота,
Ип - интенсивность использования скота по плану,
Пп - плановое поголовье в отчетном году,
По - поголовье скота в отчетном году,
Рг - цена реализации говядины,
Сг - себестоимость говядины.
Расчеты показали (таблица 6), что риски от невыхода на плановые показатели по интенсивности использования скота для получения говядины и численности поголовья мясного скота чреваты существенными экономическими потерями. Поэтому целесообразно эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятие соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы.
8. Сроки реализации программных мероприятий
Таблица N 7
График реализации программных мероприятий
N п/п |
Разделы программы, мероприятия |
Объем работ |
Ед. изм. |
Ответственные за исполнение |
Сроки исполнения |
Прим. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев, т.ч. в ООО "Тугнуй" |
80,2 |
млн. руб. |
МСХиП РБ |
2009-2012 |
|
2. |
Создание и технологическая модернизация мясных и откормочных ферм, т.ч. в ООО "Тугнуй" |
9,4 |
ското-мест, тыс. |
МСХиП РБ |
2010-2012 |
|
Создание и технологическая модернизация предприятий по первичной переработке мяса, т.ч. в ООО "Тугнуй" |
5,4 |
мощность тыс. тонн в год |
МСХиП РБ (ООО "Мухоршибирь", ООО "Перешеек", ООО "Могойто Агро-сервис", ООО "Мясной двор". |
2010-2012 |
|
|
3. |
Коренное улучшение естественных пастбищ |
8,0 |
тыс. га |
МСХ и П РБ (000 "Тугнуй", СПК "Победа", СПК "Ульдурга", ЗАО "Сутайский" |
2010-2012 |
|
4. |
Закупка и пересадка эмбрионов |
880 |
шт. |
МСХиП РБ СПК "Ульдурга", "Комсомольский" |
2009-2012 |
|
5. |
Субсидии на приобретение техники и оборудования для заготовки кормов и их приготовления, т.ч. в ООО "Тугнуй" |
93,0 |
млн. руб. |
МСХиП РБ |
2010-2012 |
|
6. |
Создание центров сервисных услуг по воспроизводству стада |
34 |
шт. |
МСХиП РБ |
2009-2012 |
|
7. |
Субсидии на строительство инфраструктуры мясных ферм, т.ч. в ООО "Тугнуй" |
80,0 |
млн. руб. |
МСХиП РБ |
2010-2012 |
|
8. |
Мероприятия по созданию откормочных предприятий, т.ч. в ООО "Тугнуй" |
171,8 |
млн. руб. |
МСХиП РБ Хозяйства республики |
2009-2011 |
|
9. |
Промышленное скрещивание |
49,8 |
тыс. гол. |
МСХиП РБ |
2009-2012 |
|
10. |
Подготовка и повышение квалификации специалистов, закрепление кадров |
2444 |
Обучение менеджеров, руководителей и специалистов массовых профессий |
БГСХА ИДПОИ |
2010-2012 |
|
11. |
Организация мероприятий по развитию ООО "Тугнуй" |
300 коров фидлот на 2 тыс. мест |
гол. |
МСХ и П РБ |
2009-2012 |
|
9. Перечень и описание программных мероприятий
1. Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" предоставляются при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев. Потребности в субсидиях приведены в таблице N 8.
Таблица N 8
Потребность в субсидиях из республиканского бюджета
на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах
Годы |
Поголовье коров |
Субсидии РБ Всего, млн., руб. |
В том числе |
|||||
Всего, гол |
В том числе |
|||||||
СПК |
КФХ |
ЛПХ |
СПК |
КФХ |
ЛПХ |
|||
2009 |
21,0 |
1,9 |
7,6 |
11,5 |
1,7 |
1,7 |
- |
- |
2010 |
27,2 |
5,4 |
9,8 |
12,0 |
24,5 |
4,9 |
8,8 |
10,8 |
2011 |
29,4 |
6,2 |
11,3 |
11,9 |
26,5 |
5,6 |
10,2 |
10,7 |
2012 |
30,6 |
7,2 |
12,0 |
11,4 |
27,5 |
6,5 |
10,8 |
10,2 |
2009-2012 гг. |
|
|
|
|
80,2 |
18,7 |
29,8 |
31,7 |
Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова-теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев из республиканского бюджета составляют 900 руб. на корову в год.
2. Субсидии на создание откормочных предприятий и откорм мясного чистопородного и помесного (в том числе от промышленного скрещивания) молодняка до живой массы свыше 450 кг при реализации в возрасте до 2 лет.
Реализация мероприятия будет способствовать интенсификации откорма молодняка и повышению его съемной живой массы, увеличению производства говядины, улучшению потребительских качеств мяса и снижению удельных затрат на убой и переработку скота. Поддержка рассчитана на четыре года, то есть на период освоения инноваций по интенсивному откорму молодняка мясных пород, включая помесей, и реализацию его в возрасте до двух лет с целью получения высокоценной говядины.
Размеры субсидий из республиканского бюджета рассчитываются по ставке 2835 руб. на одну голову откормленного до 2 лет молодняка с живой массой выше 450 кг при реализации на мясо. В соответствии с запланированными объемами реализации откормленного до высоких весовых кондиций молодняка и суммарной живой массы потребность в финансировании по годам приведена в таблице N 9.
Таблица N 9
Мероприятия по созданию откормочных предприятий
Годы |
Реализация молодняка с живой массой более 450 кг |
Субсидии РБ, млн. руб. |
Внебюджетные источники, млн.руб. |
Всего, Млн. руб. |
|
Поголовье тыс. гол. |
Живая масса, тыс. т. |
||||
2009 |
1,2 |
0,5 |
3,2 |
37,0 |
40,2 |
2010 |
10,7 |
4,8 |
30,1 |
335,2 |
365,3 |
2011 |
21,4 |
9,6 |
60,5 |
672,2 |
732,7 |
2012 (дополн. потребность) |
27,5 |
12,5 |
78,0 |
866,6 |
944,6 |
2009 - 2012 |
60,8 |
27,4 |
171,8 |
1911,0 |
2082,8 |
Потребности в кормах приведены в приложении 3.
3. Подготовка и повышение квалификации специалистов, закрепление кадров
Для повышения уровня профессиональной подготовки, квалификации специалистов и закрепления кадров на селе в республиканском бюджете предусмотрены средства на проведение следующих мероприятий, представленных в таблице N 10.
Таблица N 10
Потребность в субсидиях на мероприятия по повышению
квалификации кадров, пропаганду в СМИ достижений и инноваций
в мясном скотоводстве
Мероприятия |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (дополнит потреб) |
||
1. Создание фильмов о передовых решениях в технологии и селекции мясного скота |
Число |
2 |
3 |
2 |
|
субсидия, млн. руб. |
2,0 |
2,5 |
2,0 |
2,0 |
|
2. Субсидия на подготовку, издание и распространение новых материалов по мясному скотоводству, млн. руб. |
0,65 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
|
3. Субсидии на проведение семинаров по обучению менеджеров, руководителей и специалистов массовых профессий, млн. руб. |
5,85 |
6,8 |
7,5 |
7,7 |
|
3.1. Необходимое количество менеджеров, руководителей и специалистов массовых профессий, человек |
1951 |
2280 |
2419 |
2444 |
|
Субсидии РБ, млн. руб. |
- |
1,6 |
1,6 |
1.6 |
|
Итого |
8,5 |
11,5 |
11,8 |
12,0 |
Потребность в финансировании мероприятий по повышению квалификации и закреплению кадров составляет 43,8 млн. руб. на 2009-2012 гг.
4. Субсидии на покупку и пересадку эмбрионов
По состоянию на 2007 г. стоимость одного эмбриона составила 10 тыс. руб.
Потребность в финансировании пересадки ежегодно 220 эмбрионов и получения высокоценных племенных животных мясных пород составит 800 тыс. руб., в том числе по годам (таблица N 11).
Таблица N 11
Потребность в финансировании покупки и пересадки эмбрионов
Годы |
Кол-во эмбрионов |
Республиканский бюджет, млн. руб. |
Внебюджетные средства, млн. руб. |
2009 |
220 |
0,2 |
2,2 |
2010 |
220 |
0,2 |
2,2 |
2011 |
220 |
0,2 |
2,2 |
2012 |
220 |
0,2 |
2,2 |
2009-2012 |
880 |
0,8 |
8,8 |
5. Поддержка промышленного скрещивания (промышленное скрещивание части коров в молочных стадах, преимущественно в личных подсобных хозяйствах населения, с быками специализированных мясных пород с целью получения высокопродуктивного помесного молодняка для откорма и телок - для формирования коммерческих стад)
Необходимость государственной поддержки промышленного скрещивания заключается в том, чтобы обеспечить экономическую мотивацию его применения путем бесплатного предоставления семени быков. Такая тактика широко применяется в ряде стран и обеспечивает существенное повышение качества получаемого от помесей мяса и увеличение объемов его производства благодаря проявлению эффекта гетерозиса.
Размеры субсидий рассчитываются по ставке на одного полученного помесного теленка, реализованного в возрасте 2-4 месяцев в откормочное предприятие или мясную ферму. Затраты семени на 1 теленка составляют две дозы стоимостью 200 руб. Возмещение части затрат за счет республиканского бюджета 60 рублей, (таблица N 12).
Таблица N 12
Потребность в финансировании мероприятий
по промышленному скрещиванию
Годы |
Кол-во коров, Тыс.гол. |
Всего, млн.руб. |
В том числе |
|
Внебюджетные источники |
Республиканский бюджет |
|||
2009 |
5,0 |
1.3 |
1,0 |
0,3 |
2010 |
5,0 |
1,3 |
1,0 |
0,3 |
2011 |
13,3 |
3,5 |
2,7 |
0,8 |
2012 |
26,5 |
6,9 |
5,3 |
1,6 |
Итого |
13,0 |
10,0 |
3,0 |
Потребность в финансировании промышленного скрещивания на 2009-2012 гг. составляет в ценах соответствующих лет 22,2 млн. руб.
6. Субсидии на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов
Планируется закупить универсальные трактора, косилки тракторные, другую технику и оборудование с 2010 года всего на сумму 402.9 млн. рублей с компенсацией 30% стоимости закупленной техники и оборудования в сумме 93 млн. рублей, в том числе по ООО "Тугнуй" планируется закупить технику и оборудование на сумму 14,8 млн. рублей.
7. Субсидии на создание центров сервисных услуг по воспроизводству стада.
Ставка субсидий определяется в расчете на одно плодотворное осеменение в размере 100% издержек, связанных с искусственным осеменением коров. Искусственное осеменение коров в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах за оплату из субсидий выполняют техники по искусственному осеменению и ветеринарные специалисты сервисных центров по воспроизводству стада, специалисты ветеринарных участков и районных ветстанций.
Таблица N 13
Потребность в финансировании создания
сервисных центров по воспроизводству стада
Годы |
Затраты на создание сервисных центров по воспроизводству стада, млн.руб. |
Субсидии части затрат на искусственное осеменение |
Количество центров |
Субсидии Всего млн.руб. |
2009 |
0,250 |
0,100 |
2 |
0,9 |
2010 |
0,250 |
0,100 |
10 |
3,5 |
2011 |
0,250 |
0,100 |
12 |
4,2 |
2012 |
0,250 |
0,100 |
2 |
0,7 |
Итого |
0,4 |
34 |
9,3 |
Для оснащения сервисных центров по воспроизводству стада предусматривается выделение 350 тыс. руб. (100% субсидирование). Общая сумма на компенсацию затрат на искусственное осеменение коров на период 2009-2012 гг. составляет 9,3 млн.руб.
8. Субсидии на создание и технологическую модернизацию мясных и откормочных ферм и предприятий по первичной переработке мяса
Таблица N 14
Потребность в финансировании создания и модернизации
откормочных ферм и предприятий по первичной переработке мяса
Мероприятия |
Годы |
Всего |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. Технологическая модернизация мясных репродуктивных ферм |
Субсидии РБ, млн.руб. |
- |
3,9 |
9,9 |
7,0 |
20,8 |
Внебюджетные средства, млн. руб. |
- |
39,0 |
99,0 |
77,8 |
215,8 |
|
2. Создание фидлотов и технологическая модернизация откормочных предприятии |
Постановочных мест, тыс. |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
- |
на 6,5 тыс. мест |
Субсидии РБ, млн.руб. |
12,7 |
15,2 |
15,2 |
- |
43,1 |
|
Внебюджетные средства, млн. руб. |
152,0 |
156,4 |
156,4 |
- |
464,8 |
|
3. Создание и технологическая модернизация предприятий по первичной переработке мяса |
Республиканский бюджет, млн. руб. |
|
12,0 |
10,0 |
3,0 |
25,0 |
Внебюджетные средства, млн. руб. |
|
135.0 |
110,0 |
40,1 |
285,1 |
|
4. Разработка ПСД по строительству предприятия для первичной переработки скота |
Республиканский бюджет |
1,0 |
|
|
|
1,0 |
Субсидии РБ, млн.руб. |
13,7 |
31,1 |
35,1 |
10,0 |
89,9 |
|
Внебюджетные средства, млн. руб. |
152,0 |
330,4 |
365,4 |
117,9 |
965,7 |
В 2007-08 гг. затраты на создание фидлотов в расчете на одно постановочное место составляли 78 тыс. руб., всего субсидии из реcпубликанского бюджета 7,0 млн. руб.
9. Субсидии на коренное улучшение естественных пастбищ
Таблица N 15
Потребность в финансировании на коренное
улучшение естественных пастбищ
Мероприятия |
годы |
Всего |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Коренное улучшение естественных пастбищ |
Площади пастбищ, тыс га |
|
1,5 |
3,5 |
3,0 |
8,0 |
Субсидии РБ, млн. руб. |
|
4,6 |
10,7 |
9,8 |
25,1 |
|
Внебюджетные источники |
|
46,4 |
108,2 |
115,9 |
270,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.