Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Республиканская целевая программа
''Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока
в Республике Бурятия на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 марта 2009 г. N 64)
Паспорт
программы поддержания молочного скотоводства
Наименование программы |
Программа поддержания молочного скотоводства (далее - Программа) |
Основание для разработки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 "О Государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее- Госпрограмма) |
Заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия; |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, БурНИИСХ СО РАСХН |
Цель программы |
Создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличение объемов производства молока с 246,8 тыс. тонн в 2008 г. до 295,4 тыс. тонн в 2012 году. |
Основные задачи |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: 1) укрепление племенной базы молочного скотоводства; 2) улучшение кормовой базы в молочном скотоводстве; 3) техническое и технологическое перевооружение молочной отрасли; 4) создание и развитие инженерной инфраструктуры; 5) обеспечение кадрового потенциала отрасли. |
Основные мероприятия программы |
Программа направлена на стимулирование стабилизации численности коров и производства высококачественного молока путем оказания государственной поддержки по мероприятиям: 1) создание центров по оказанию сервисных услуг в области воспроизводства крупного рогатого скота; 2) возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур; 3) субсидии части стоимости затрат на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов; 4) субсидии на приобретение техники и оборудования для молочного животноводства и переработки молока; 5) субсидии на строительство дорог; 6) субсидии на подключение к электросетям; 7) подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров в молочном скотоводстве. |
Сроки и этапы реализации программы |
2009-2012 годы |
Исполнители программы |
Сельскохозяйственные организации - участники Программы. |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию программы на период 2009 - 2012 гг. составляет в ценах соответствующих лет 1819,2 млн. рублей, в том числе: - за счет республиканского бюджета - 392,3 млн. рублей, в том числе 2009 г. - 20,0 млн. рублей, 2010 г. - 78,0 млн. рублей, 2011 г. - 144,1* млн. рублей, 2012 г. - 150,2* млн. рублей; - за счет привлеченных средств - 1426,9 млн. рублей, в том числе 2009 г. - 50,8 млн. рублей, 2010 г. - 438,9 млн. рублей, 2011 г. -458,7* млн. рублей, 2012 г.-478,5* млн. рублей |
Целевые индикаторы и показатели программы |
В 2012 году будут достигнуты основные показатели программы: - удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота - до 13%; - производство молока: 2009 г. - 261 тыс. тонн; 2010 г.-272 тыс. тонн; 2011 г. - 280 тыс. тонн; 2012 г. - 295,4 тыс. тонн - создание центров по оказанию сервисных услуг - 5 ед. ежегодно; - выход телят на 100 маток довести с 80 в 2008 году до 82 голове 2012 году; - производство молока на душу населения - 308 кг. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Увеличение надоя молока на фуражную корову к 2012 г. до 4500 кг, валового производства молока до 295,4 тыс. тонн, численности поголовья коров до 105,5 тыс. гол. 2. Рост производства молока на душу населения до 308 кг в год. 3. повышение производительности труда на 20% |
Система управления и контроля |
Реализация программы координируется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия. Минсельхозпрод РБ ежеквартально представляет отчет о результатах реализации Программы и выполнении целевых индикаторов. |
* Справочно, при наличии источников в республиканском бюджете, подлежит корректировке.
1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена программа
Молочное скотоводство Республики Бурятия за последние годы претерпело крупные изменения. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.
По сравнению с 1990 годом поголовье коров в 2008 году сократилось на 41,2 тыс. гол. или на 27,3%, объемы производства молока снизились на 17,6 тонн или на 6,9% (таблица 1)
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства в Республике Бурятия
Показатели |
Ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2006 г., % |
1. Поголовье молочных коров, всего |
тыс. голов |
90,7 |
90,8 |
97,5 |
107 |
2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
2038 |
2104 |
2200 |
107,9 |
3. Валовое производство молока |
тыс. тонн |
232,8 |
238,1 |
246,8 |
110 |
4. Производство на душу населения |
кг |
233 |
248 |
246 |
107 |
5. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
775 |
372 |
150 |
19 |
6. Выход телят на 100 маток |
гол. |
78 |
79 |
80 |
101 |
7. Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород |
% |
2,79 |
3,03 |
3,3 |
46,5 |
Повышение эффективности отрасли должно происходить путем развития в республике племенного животноводства, использования прогрессивной техники и технологий, улучшения селекционно-племенной работы, укрепления кормовой базы, повышения квалификации кадров и обеспеченности отрасли трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами и других мероприятий.
Предпринятые в 2006 - 2007 гг. меры в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации молочного скотоводства, наметилась тенденция его оживления.
Изменился породный состав в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, активизирован процесс создания крупных молочных хозяйств (модернизировано 20 ферм и комплексов), в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению, поению молочного скота. Рост валового производства молока ежегодно в среднем составляет 2-4%. Приостановился спад производства молока в сельскохозяйственных организациях. Начиная с 2004 года, ежегодно приобретается племенной молодняк из-за пределов Республики Бурятия свыше 200 голов. В настоящее время действуют 124 пункта искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе, научно обоснованно и в интересах всего населения, удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства как крупного поставщика молока в перспективе республика располагает всеми необходимыми предпосылками:
- достаточная численность кадрового состава рабочих, площади земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов.
Главными препятствиями развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- малая численность племенного скота (3,97% вместо 15%);
- низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием (10-15%);
- отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся в республике возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
- низкий уровень товарности молока в ЛПХ, которые производят более 80% от общего объема производства молока;
- недостаточный уровень продуктивности скота, что связано с низким уровнем сбалансированности кормов и селекционно-племенной работы.
Важными факторами для решения проблемы рентабельности молочного скотоводства являются:
- неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля";
- недостаточная государственная поддержка молочного скотоводства.
Объективная необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью молока, как необходимого для здоровья нации продукта питания, наиболее доступного по цене;
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (птицеводство, свиноводство), в силу которых производственный цикл получения коровы составляет 24-28 месяцев;
- необходимостью технологической модернизации существующих и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития интенсивного молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго - и ресурсосберегающих технологий.
На решение указанных проблем и направлена республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы".
2. Основные цели и задачи
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличение объемов производства молока с 246,8 тыс. тонн в 2008 г. до 295,4 тыс. тонн в 2012 году (таблица 2).
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) укрепление племенной базы молочного скотоводства;
2) улучшение кормовой базы в молочном скотоводстве;
3) техническое и технологическое перевооружение молочной отрасли;
4) создание и развитие инженерной инфраструктуры;
5) обеспечение кадрового потенциала отрасли.
3. Ожидаемые результаты реализации
Программы и целевые индикаторы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В период реализации Программы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного скотоводства и создана база для обеспечения населения республики молоком.
Реализация Программы предусматривает более полное и сбалансированное использование имеющихся в республике ресурсов земли, скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов, технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в таблице 2.
Сочетание государственной поддержки, а также встречных обязательств республики через районные программы (мероприятия) обеспечат достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам.
Достижение программной цели в 2012 году позволит увеличить в сравнении с уровнем 2008 года:
- объемы производства молока во всех категориях хозяйств на 19,7%;
- удой на 1 фуражную корову в год в специализированных хозяйствах на 93,5%;
- производство молока на душу населения до 308 кг в год.
Объем производства молока в 2012 году составит 295,4 тыс. тонн.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы программы
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г., % |
1. Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
246,8 |
261 |
272 |
280 |
295,4 |
119,7 |
в том числе в сельскохозяйственных организациях - участниках программы |
тыс. тонн |
10,0 |
12,8 |
18,4 |
25,2 |
32,4 |
в 3,2 раза |
2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
2571 |
2626 |
2682 |
2707 |
2800 |
108,9 |
в числе в сельскохозяйственных организациях - участниках программы |
кг |
2325 |
2800 |
3400 |
3998 |
4500 |
193,5 |
3. Производство на душу населения |
кг |
257 |
272 |
283 |
292 |
308 |
119,8 |
4. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
150 |
800 |
900 |
900 |
800 |
5 раз |
5. Выход телят на 100 маток |
гол. |
80 |
80,5 |
81 |
81,5 |
82 |
102,5 |
6. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
3,97 |
5,23 |
5,89 |
9,94 |
13 |
103,2 |
6.1. Удельный вес племенных коров в общей численности |
% |
3,3 |
5,98 |
6,75 |
1780 |
13 |
9,7 |
6.2. Объем реализации племенного молодняка |
гол. |
1170 |
1350 |
1550 |
|
2050 |
880 |
в т.ч. в % к пред год. |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
|
7. Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству сельскохозяйственных животных |
ед. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
116% |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Все мероприятия направленные на развитие молочного скотоводства в Республике Бурятия финансируются рамках данной программой.
4.1. Мероприятия Программы
4.1.1. Субсидии на создание центров по оказанию, сервисных услуг в области воспроизводства крупного рогатого скота.
Ставка субсидий определяется в расчете на одну стельность в размере 50% издержек связанных с искусственным осеменением. Искусственное осеменение коров в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйствах за счет субсидий выполняют:
а) техники по искусственному осеменению крупного рогатого скота и ветеринарные работники сервисных центров по искусственному осеменению;
б) техники по искусственному осеменению и ветеринарные работники сельскохозяйственных организаций;
в) специалисты ветеринарных участков и районных ветеринарных станций.
Для оснащения сервисных центров предусматривается выделение 250 тыс. руб. (50% субсидирование). Общая сумма на компенсацию затрат на искусственное осеменение на период 2009-2012 годов составит 7,5 млн. руб., в том числе по годам (таблица 3).
Таблица 3
Годы |
Затраты на создание сервисных центров по воспроизводству с/х животных, млн. руб. |
Субсидии части затрат на искусственное осеменение |
Количество центров |
Всего субсидий, млн. руб. |
2009 |
0,250 |
0,100 |
5 |
1,8 |
2010 |
0,250 |
0,100 |
5 |
1,8 |
2011 |
0,250 |
0,100 |
5 |
1,9 |
2012 |
0,250 |
0,100 |
5 |
2 |
Итого |
0,4 |
20 |
7,5 |
4.1.2. Возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур
Ставка субсидии определяется из расчета средней стоимости семян на посев 1 га высокобелковых культур (спектр стоимости 1 кг семян бобовых - клевера, люцерны, козлятника, эспарцета находится в значениях от 110 до 150 руб., а норма высева семян колеблется от 6 до 80 кг/га).
В 2008 году средняя стоимость семян на 1 га посева составила 900 руб. Субсидии рассчитаны в размере 8-10% на 1 га. Потребность в площадях под бобовыми культурами и размер субсидий из республиканского бюджета на приобретение семян представлены в таблице 4.
Таблица 4
Годы |
Площадь бобовых, га |
Затраты, руб. |
Субсидии, млн. руб. из РБ |
2009 |
11000 |
9000 |
1,0 |
2010 |
30000 |
27000 |
3,0 |
2011 |
30000 |
27000 |
3,0 |
2012 |
30000 |
27000 |
3,0 |
2009-2012 |
- |
90000 |
10,0 |
4.1.3. Возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники для заготовки и приготовления кормов.
Данный вид субсидий вызван необходимостью обновления машинно-тракторного парка республики, чтобы обеспечить технологические процессы производства кормов. Сегодня обновление машинно - тракторного парка составляет менее 1% в год, а списания 6-10%. В результате энерговооруженность труда в 5-10 раз ниже уровня, достигнутого в 80-90 годы прошлого столетия.
Ставка субсидий из республиканского бюджета составляет 30% от затрат на приобретение сельскохозяйственной техники товаропроизводителями, что позволит стимулировать обновление кормозаготовительной и другой техники.
Расчет потребности техники по наименованию и сумма затрат на ее приобретение приведены в таблице N 5.
4.1.4. Возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования для молочного животноводства и для переработки молока.
Данный вид субсидий вызван неудовлетворительным состоянием механизации животноводческих ферм и отсутствием сервисного обслуживания технологического оборудования для животноводства. Уровень механизации технологических процессов в молочном скотоводстве в сельскохозяйственных предприятиях Республики Бурятия по сравнению с 1990 годом при 100% комплексной механизации сократился до уровня: по доению до 43%, охлаждению молока до 61%, водопоению до 35%, кормоприготовлению до 42% и навозоудалению до 48%.
Ставка субсидий из республиканского бюджета составляет 30% от затрат на приобретение техники и оборудования для молочного животноводства и для переработки молока.
Расчеты потребности техники и оборудования для молочного животноводства и для переработки молока приведены в таблице 6.
Потребность в сельскохозяйственной технике для заготовки кормов на 2009-2012 гг.
Таблица 5
N |
Наименование техники |
Сумма (млн. руб.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
млн. руб. |
млн. руб. |
млн. руб. |
млн. руб. |
|||
Компенсация приобретенной сельскохозяйственной техники в размере 30%. |
112,4 |
5,4 |
29,0 |
39,0 |
39,0 |
Потребность в технике и оборудовании для молочного
животноводства и для переработки молока
Таблица 6
N п/п |
Наименование оборудования |
Сумма, млн. руб. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г |
2012 г. |
млн. руб. |
млн. руб. |
млн. руб. |
млн. руб. |
|||
|
Компенсация приобретенного технологического оборудования в размере 30% |
60,0 |
9,0 |
17,0 |
17,0 |
17,0 |
4.2.5. Подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров.
Для повышения уровня профессиональной подготовки, квалификации и закрепления кадров в молочном скотоводстве в республиканском бюджете предусмотрены средства (из расчета 25 тыс. руб. на 1 чел.) на проведение следующих мероприятий:
- семинары, курсы по обучению в области передовых технологий руководителей и специалистов в том числе с выездом в другие регионы Российской Федерации,
- проведение конкурсов "Лучший по профессии";
- проведение конкурса на лучшую молочнотоварную ферму
Таблица 8
Годы |
Кол-во специалистов и руководителей, чел. |
Сумма, млн. руб. |
2010 |
128 |
3,2 |
2011 |
128 |
3,2 |
2012 |
128 |
3,2 |
2009-2012 |
384 |
9,6 |
5. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация программы позволит обеспечить повышение производительности труда, в среднем на 11,5% и будет способствовать высвобождению из сферы производства 160 человек, дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года в сумме 72,3 млн. рублей (таблица 10).
Таблица 10
Расчет индикаторов экономической эффективности Программы
Показатели |
Годы |
2012 г. к 2008 г., |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Основные индикаторы 1. Поголовье молочных коров, тыс. гол. |
4,45 |
4,6 |
5,4 |
6,3 |
7,2 |
161,7 |
2. Удой на корову в год, кг |
2325 |
2800 |
3400 |
3998 |
4500 |
193,5 |
3. Валовое производство молока, тыс. тонн |
10,0 |
12,8 |
18,4 |
25,2 |
32,4 |
в 3,2 раза |
4. стоимость реализации молока, тыс. руб. за 1 тонну |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
100,0 |
Вспомогательные индикаторы 1. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
83,3 |
106,6 |
153,3 |
209,9 |
269,9 |
в 3,2 раза |
2. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
68,0 |
134,4 |
193,2 |
264,6 |
340,2 |
в 3,2 раза |
3. Чистая прибыль отрасли, млн.руб. |
-15,3 |
27,8 |
39,9 |
54,7 |
70.3 |
в 3,2 раза |
4. Начисление налогов, тыс. руб. |
- |
10,4 |
15,0 |
20.5 |
26,4 |
в 3 раза |
5. Рабочие места, чел. |
1336 |
1296 |
1257 |
1219 |
1182 |
88,5 |
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока (таблица 11).
Таблица 11
Расчет эффективности расходования бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Всего за 4 года |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
года |
|||
Ежегодный прирост валового производства молока, тыс. тонн |
тыс. тони |
2,8 |
5,6 |
6,8 |
7,2 |
22,4 |
|
То же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
29,4 |
58,8 |
71,4 |
75,6 |
235,2 |
|
Ежегодный прирост налогов от отрасли к предыдущему году |
млн. руб. |
- |
4,6 |
5,5 |
5,9 |
16,0 |
|
Финансирование на продукцию |
Всего из респ. бюджета собств. ср-ва |
тыс. руб. |
70,8 |
516,9 |
602,8 |
628,7 |
1819,2 |
Показатели эффективности |
Эобщ |
% |
- |
10,2 |
11,8 |
12,0 |
11,3 |
Эб |
% |
- |
42,6 |
49,5 |
50,3 |
47,5 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:
Эобщ = ВП/Ф х 100,
где
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,
ВП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении,
Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы 13, значение коэффициента Эобщ в среднем арифметическом выражении составляет 11,3%. Это означает достаточно плохую степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем менее 8,8 года (100 : 11,3 = 8,8 лет).
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств Эб составляет 47,5%, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне - и долгосрочную перспективу, достаточно высока. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы минимум 2-3 года, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Оценку эффективности реализации Программы проводится на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства, приведенных в таблице 2.
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы будет проводится ежегодно.
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе рассчитана по формуле:
Эб= ВП / З х 100,
где:
Эб - планируемая эффективность расходования бюджетных средств по программе;
ВП - дополнительная валовая прибыль, полученная по программе;
З - расходы республиканского бюджета по программе.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по программе используются показатели (за каждый год и в целом за четыре года), приведенные в таблице 13.
В период реализации программы предусматривается развитие молочного животноводства в сельском поселении Тугнуй Мухоршибирского района в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 19 января 2009 года NВП-П16-227.
Мероприятия:
1. Разработка ПСД по строительству молочного комплекса на 1200 голов.
2. Развитие кормовой базы.
3. Приобретение высокопродуктивного племенного молочного скота.
4. Производство и переработка молока.
5. Мониторинг по реализации молочной продукции.
6. Оказание государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части расходов, связанных с уплатой процентов по кредиту.
7. Техническое перевооружение кормопроизводящей техники.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет республиканского бюджета и внебюджетных средств. Объем средств на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан:
а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2007 и 2008 гг. внутри страны;
б) среднероссийских расходов на содержание молочных коров в племзаводах и племрепродукторах;
в) средних по республике производственных издержек на производство молока и племенного материала крупного рогатого скота;
г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
Объемы финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 12.
Таблица 12
Ресурсное обеспечение программы по развитию молочного скотоводства.
Финансирование мероприятий по развитию молочного скотоводства
не вошедшие в Госпрограмму
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
годы |
Всего млн. руб. |
|||
2009 млн. руб. |
2010 млн. руб. |
2011 млн. руб. |
2012 млн. руб. |
|||
создание центров по оказанию сервисных услуг в области воспроизводства крупного рогатого скота в том числе: СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
1,8 |
1,8 |
1,9* |
2,0* |
7,5* |
возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур в том числе: СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
1,0 |
3,0 |
3,0* |
3,0* |
10,0* |
Внебюджетные средства |
3,3 |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
33,0 |
|
субсидии на приобретение техники и оборудования для заготовки и приготовления кормов в том числе: СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
5,4 |
29,0 |
39,0* |
39,0* |
112,4* |
Внебюджетные средства |
17,8 |
128,7 |
128,7 |
128,7 |
403,9 |
|
субсидии на приобретение техники и оборудования для молочного животноводства и для переработки молока в том числе: СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
9,0 |
17,0 |
17,0* |
17,0* |
60,0* |
Внебюджетные средства |
29,7 |
56,1 |
56,1 |
56,1 |
198,0 |
|
компенсация части стоимости первоначального взноса по лизингу |
Республиканский бюджет |
|
1,0 |
31,0* |
31,0* |
93,0* |
Внебюджетные средства* |
|
102,3 |
102,3 |
102,3 |
306,9 |
|
субсидии на строительство подъездных дорог к фермам, в том числе: СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
|
13,0 |
27,0* |
30,0* |
70,0* |
Внебюджетные средства* |
|
75,9 |
89,1 |
99,0 |
264,0 |
|
субсидии на подключение к электросетям в том числе: СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
|
10,0 |
22,0* |
25,0* |
57,0* |
Внебюджетные средства* |
|
66,0 |
72,6 |
82,5 |
221,1 |
|
подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров и др. |
Республиканский бюджет |
|
3,2 |
3,2* |
3,2* |
9,6* |
Разработка ПСД по строительству молочного комплекса 1200 голов в СП Тугнуй |
Республиканский бюджет |
2,8 |
|
|
|
2,8 |
Всего по мероприятиям, не включенным в Госпрограмму |
Республиканский бюджет |
20,0 |
78,0 |
144,1* |
150,2* |
392,3 |
Внебюджетные средства* |
50,8 |
438,9 |
543,7 |
513,5 |
1426,9 |
* - Справочно, при наличии источников в республиканском, подлежит корректировке.
7. Описание системы управления реализацией программы
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- координацию деятельности, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы, осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы является Министерство сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
8. Оценка рисков реализации Программы
1. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей из собственных и заемных средств;
- вступление России в ВТО;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
2. Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
3. При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые "показатели принят уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров (таблица 13).
Таблица 13
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
реализации Программы в части объемов производства молока,
млн. рублей в ценах соответствующего года
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
112,0 |
136,0 |
159,9 |
180,0 |
От невыхода на плановое производство молока, тонн |
22,4 |
27,2 |
47,9 |
54,0 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовой надой молока в год, тыс. руб.(10500руб./тонна) |
235,2 |
285,6 |
503,7 |
567,0 |
Общая оценка рисков осуществляется по следующей формуле:
Им = (Имо X Ип) х Рг,
где
Им - риски от невыхода на плановый валовой надой молока год, млн. руб.
Имо - от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров
Рг - цена реализации молока,
Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров не чреваты высокими экономическими потерями. Но целесообразнее эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
9. Сроки реализации Программы
В таблице 14 представлены мероприятия, сроки и ответственные исполнители работ, выполняемых в рамках реализации Программы.
Таблица 14
График реализации программных мероприятий
N п.п. |
Разделы программы, мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
Объем работ, млн.рублей |
1. |
Приобретение семян высокобелковых кормовых культур |
Сельскохозяйственные предприятия |
2009-2012 г. |
7,5 |
2. |
Приобретение техники и оборудования для заготовки кормов |
Сельскохозяйственные предприятия |
2009-2012 г. |
112,4 |
3, |
Приобретение техники и оборудования для молочного животноводства и для переработки молока |
Сельскохозяйственные предприятия |
2009-2012 г. |
60,0 |
4. |
Строительство дорог |
Сельскохозяйственные предприятия |
2009-2012 г. |
70 |
5. |
Подключение к электросетям. |
Сельскохозяйственные предприятия |
2009-2012 г. |
57,0 |
6. |
Подготовка кадров |
БГСХАиИДПОИ |
2009-2012 г. |
9,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.