Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 октября 2009 г. N 402 в настоящее Приложение внесены изменения
Приложение N 2
Республиканская целевая программа
''Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока
в Республике Бурятия на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 марта 2009 г. N 64)
(с изменениями от 30 октября 2009 г.)
Паспорт
республиканской целевой программы "Развитие молочного
скотоводства и увеличение производства молока
в Республике Бурятия на 2009-2012 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Бурятия на 2009-2012 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия |
Разработчики Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, ФГОУ ВПО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова", государственное научное учреждение БурНИИСХ СО РАСХН |
Цель Программы |
Создание экономических и технологических условий для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока с 247,3 тыс. тонн в 2008 г. до 511,6 тыс. тонн в 2012 г. |
Задачи Программы |
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач: - укрепление племенной базы молочного скотоводства; - улучшение кормовой базы в молочном скотоводстве; - техническое и технологическое перевооружение молочной отрасли; - создание и развитие инженерной инфраструктуры; - кадровое обеспечение отрасли |
Исполнители Программы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации агропромышленного комплекса независимо от организационно-правовых форм и организации, обслуживающие агропромышленный комплекс, исполнительные органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления |
Основные мероприятия Программы |
Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства, направленных на стимулирование роста численности коров и производства высококачественного молока: - мероприятия по закупу улучшенного молодняка; - создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству крупного рогатого скота; - приобретение семян высокобелковых культур; - субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования для заготовки и приготовления кормов, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы; - субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования для молочного скотоводства и переработки молока, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы; - мероприятия по строительству дорог к животноводческим помещениям и подключению к электрическим сетям; - подготовка и повышение квалификации специалистов и закрепление кадров |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2012 годы |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования на реализацию Программы на период 2009-2012 гг. составляет в ценах соответствующих лет 1743,864 млн. руб., в том числе: - за счет республиканского бюджета в 2009 г. - 87,8 млн. руб.; - за счет федерального бюджета в 2009 г. - 443,264 млн. руб.; - за счет внебюджетных средств* - 1212,8 млн. руб., в том числе по годам: 2009 - 35,0 млн. руб., 2010 - 379,4 млн. руб., 2011 - 394,5 млн. руб., 2012 - 403,9 млн. руб. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Показатели Программы: - увеличение удельного веса племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота до 13%; - производство молока: 2009 г. - 345,7 тыс. тонн; 2010 г. - 406,1 тыс. тонн; 2011 г. - 435,4 тыс. тонн; 2012 г. - 511,6 тыс. тонн; - создание центров по оказанию сервисных услуг - 5 ед. ежегодно; - выход телят на 100 маток довести с 80 до 85 голов в 2012 г.; - довести производство молока на душу населения до 532,8 кг в год |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1. Увеличение надоя молока на фуражную корову с 1868 кг в 2008 г. до 3700 кг в 2012 г., валового производства молока - с 247,3 тыс. тонн в 2008 г. до 511,6 тыс. тонн, численности поголовья коров - с 97,5 тыс. гол. в 2008 г. до 138,2 тыс. гол. 2. Рост производства молока на душу населения с 257 кг в 2008 году до 532,8 кг в год. 3. Рост производительности труда на 11,5% |
Система управления и контроля |
Государственный заказчик Программы осуществляет непосредственный контроль за ее реализацией. В установленном порядке предоставляется информация и доклады о ходе выполнения Программы и использовании средств республиканского бюджета. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 27.12.2007 г. N 60-IV "О республиканских целевых программах" |
*Справочно
1. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа
Молочное скотоводство Республики Бурятия за последние годы претерпело крупные изменения. Из-за диспаритета цен на энергоресурсы, комбикорма, технику и продукцию животноводства продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.
По сравнению с 1990 годом поголовье коров в 2008 году сократилось на 41,2 тыс. гол. или на 27,3%, объемы производства молока снизились на 17,6 тыс. тонн или на 6,9%.
Повышение эффективности отрасли должно происходить путем развития в республике племенного животноводства, использования прогрессивной техники и технологий, улучшения селекционно-племенной работы, укрепления кормовой базы, повышения квалификации кадров, обеспеченности отрасли трудовыми, материально-техническими, финансовыми ресурсами и проведения других мероприятий.
Предпринятые в 2006-2007 гг. в рамках реализации национального проекта "Развитие АПК" меры по ускоренному развитию животноводства позволили приостановить процесс дестабилизации молочного скотоводства, наметилась тенденция его оживления (таблица 1).
Таблица 1
Анализ состояния молочного скотоводства
Показатели |
Ед. изм. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2008 г. к 2006 г., % |
1. Поголовье молочных коров, всего |
тыс. гол. |
90,7 |
90,8 |
97,5 |
107 |
2. Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
1637 |
1856 |
1868 |
114,1 |
3. Валовое производство молока |
тыс. тонн |
232,8 |
238,1 |
247,3 |
106 |
4. Производство на душу населения |
кг |
233 |
248 |
257 |
107 |
5. Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
775 |
372 |
150 |
19 |
6. Выход телят на 100 маток |
гол. |
78 |
79 |
80 |
101 |
7. Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
2,79 |
3,03 |
3,97 |
142,2 |
Изменился породный состав в сторону высокопродуктивных генотипов молочного скота, активизирован процесс создания крупных молочных хозяйств (модернизировано 20 ферм и комплексов), в которых реализованы современные технологические решения по заготовке кормов, кормлению, содержанию, доению, поению молочного скота.
Ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно и в интересах всего населения удовлетворить спрос на молоко и молочные продукты за счет собственного производства.
Для модернизации отрасли молочного скотоводства как крупного поставщика молока Республика Бурятия располагает всеми необходимыми предпосылками:
- обеспеченность трудовыми ресурсами;
- наличие земельных угодий и пастбищ для производства высококачественных кормов.
Главными сдерживающими факторами устойчивого развития молочного животноводства и успешной реализации потенциала молочной продуктивности являются:
- малая численность племенного скота (3,97% вместо 15%);
- низкий удельный вес ферм с современными технологиями и оборудованием (10-15%);
- отсутствие экономической мотивации реализации имеющихся в республике возможностей ускоренного развития молочного скотоводства;
- низкий уровень товарности молока в ЛПХ, которые производят более 80% от общего объема производства молока;
- недостаточный уровень продуктивности скота, что связано с низким уровнем сбалансированности кормов и селекционно-племенной работы.
Важными факторами для решения проблемы рентабельности молочного скотоводства являются:
- урегулирование экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - молокоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля";
- государственная поддержка молочного скотоводства.
Объективная необходимость государственной поддержки развития молочного скотоводства и производства молока обусловлена:
- социальной значимостью производства молока как необходимого для здоровья нации продукта питания, наиболее доступного по цене;
- продолжительным производственным циклом в сфере молочного скотоводства, который составляет 24-28 месяцев;
- необходимостью технологической модернизации существующих ферм и строительства новых ферм для коров и молодняка.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс интенсивного развития молочного скотоводства, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
На решение указанных проблем и направлена Программа.
2. Цели и задачи
Целью Программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства.
Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:
1) укрепление племенной базы молочного скотоводства;
2) улучшение кормовой базы в молочном скотоводстве;
3) техническое и технологическое перевооружение молочной отрасли;
4) создание и развитие инженерной инфраструктуры;
5) обеспечение кадрового потенциала отрасли.
3. Ожидаемые результаты реализации
Программы и целевые индикаторы
Результаты реализации Программы определяются показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (основные целевые индикаторы приведены в таблице 2).
В период реализации Программы будут задействованы механизмы устойчивого развития молочного скотоводства и создана база для обеспечения населения республики молоком.
Реализация Программы предусматривает рациональное и сбалансированное использование имеющихся в республике ресурсов (земли, рабочей силы, кормовых угодий и др.), технологическое обновление отрасли в целях повышения ее устойчивости и конкурентоспособности. При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий.
Таблица 2
Основные целевые индикаторы Программы
Целевой индикатор |
Ед. изм. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 г. к 2008 г., % |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
247,3 |
345,7 |
406,1 |
435,4 |
511,6 |
206,9 |
в т. ч. в с/х организациях участников Программы |
тыс. тонн |
10,0 |
12,8 |
18,4 |
25,2 |
32,4 |
324,0 |
Удой на корову в год во всех категориях хозяйств |
кг |
1868 |
3200 |
3500 |
3620 |
3700 |
198,1 |
в т.ч. в с/х организациях участников Программы |
кг |
2325 |
3537 |
4404 |
5094 |
5229 |
224,9 |
Производство молока на душу населения |
кг |
257 |
360,3 |
422,5 |
454,1 |
532,8 |
207,3 |
Роcт племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
гол. |
150 |
800 |
900 |
900 |
800 |
533,3 |
Выход телят на 100 маток |
гол. |
80 |
82 |
84 |
84,5 |
85 |
106,3 |
Удельный вес племенного поголовья в общей численности крупного рогатого скота |
% |
3,97 |
5,23 |
5,89 |
9,94 |
13 |
103,2 |
в т.ч. удельный вес племенных коров в общей численности коров |
% |
3,3 |
5,98 |
6,75 |
9,72 |
13 |
9,7 |
Объем реализации племенного молодняка |
гол. |
1170 |
1350 |
1550 |
1780 |
2050 |
880 |
Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству с/х животных |
ед. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|
Финансирование Программы в полном объеме обеспечит решение задач и достижение целевых индикаторов, что позволит увеличить в сравнении с уровнем 2008 г.:
- объемы производства молока во всех категориях хозяйств на 106,9%;
- удой на 1 фуражную корову в год в специализированных хозяйствах на 124,9%;
- производство молока на душу населения до 532,8 кг в год.
Объем производства молока в 2012 году составит 511,6 тыс. тонн.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Для решения основных задач Программы разработан следующий комплекс программных мероприятий:
4.1. Мероприятия по закупу улучшенного молодняка
Таблица 4
Потребность в финансировании закупа улучшенного
молодняка на период 2009-2012 гг.
Годы |
Потребность в телках и нетелях |
Ставка субсидий на 1 кг живой массы из бюджетных средств, руб. |
Потребность в финансировании (внебюджетные средства*), млн. руб. |
|
количество, гол. |
живая масса, кг |
|||
2009 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2010 |
900 |
405 |
0 |
81,0 |
2011 |
900 |
405 |
0 |
90,0 |
2012 |
800 |
405 |
0 |
91,0 |
Всего на 2009-2012 гг. |
262,0 |
*Справочно
4.2. Создание центров по оказанию сервисных услуг
в области воспроизводства крупного рогатого скота
Общая сумма затрат на создание сервисных центров по воспроизводству крупного рогатого скота на период 2009-2012 гг. составит 5,7 млн. руб., в том числе по годам:
Таблица 6
Затраты на создание сервисных центров по воспроизводству
крупного рогатого скота на период 2009-2012 гг.
Годы |
Затраты на создание сервисных центров по воспроизводству крупного рогатого скота, млн. руб. |
Количество центров |
Всего внебюджетных средств, млн. руб. |
2009 |
0 |
0 |
0 |
2010 |
0,9 |
2 |
1,8 |
2011 |
0,95 |
2 |
1,9 |
2012 |
1,0 |
2 |
2 |
Итого |
|
6 |
5,7 |
4.3. Приобретение семян высокобелковых культур
Таблица 7
Потребность в финансировании приобретения
семян на 2009-2012 гг.
Годы |
Площадь бобовых, га |
Всего внебюджетных средств, млн. руб. |
2009 |
0 |
0 |
2010 |
30000 |
9,9 |
2011 |
30000 |
9,9 |
2012 |
30000 |
9,9 |
2009-2012 |
- |
29,7 |
4.4. Субсидирование части затрат на приобретение
сельскохозяйственной техники, оборудования для заготовки и приготовления
кормов, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы
В таблице 8.1 представлены расчеты потребности в сельскохозяйственной технике для заготовки кормов на период 2009-2012 гг. и обоснованы объемы субсидирования из федерального и республиканского бюджета.
Таблица 8.1
Потребность в сельскохозяйственной технике
для заготовки кормов на период 2009-2012 гг.
NN п/п |
Наименование техники |
Кол-во, ед. |
Сумма, тыс. руб. |
Сумма компенсации из ФБ, тыс. руб. |
Сумма компенсации из РБ, тыс. руб. |
Средства из внебюджетных источников*, тыс. руб. |
2009 г. | ||||||
1. |
Посевной-уборочный комплекс (отечественный) |
4 |
60400 |
49890,4 |
9887,4 |
622,2 |
2. |
Посевной-уборочный комплекс (импортный) |
4 |
82400 |
68062,4 |
13484,2 |
853,4 |
3. |
Силосоуборочный комбайн ПН-400, КСД-2,0 |
12 |
10800 |
8960,8 |
1767,9 |
71,3 |
4. |
Силосоуборочный комбайн Е-281 "Марал" |
6 |
15600 |
12885,6 |
2553,7 |
160,7 |
5. |
Механизированная поливочная система "VALLEY" |
3 |
27450 |
22673,7 |
4493,5 |
282,8 |
6. |
Комплекс по заготовке сенажа в упаковке |
3 |
7290 |
6067,1 |
1193,3 |
29,6 |
|
Итого |
|
211920 |
168540 |
33380 |
10000,0 |
2010 г. | ||||||
1. |
Посевной-уборочный комплекс (отечественный) |
3 |
43800 |
0 |
0 |
43800 |
2. |
Посевной-уборочный комплекс (импортный) |
2 |
41400 |
0 |
0 |
41400 |
3. |
Силосоуборочный комбайн ПН-400, КСД-2,0 |
8 |
6840 |
0 |
0 |
6840 |
4. |
Силосоуборочный комбайн Е-281 "Марал" |
8 |
20800 |
0 |
0 |
20800 |
5. |
Механизированная поливочная система "VALLEY" |
2 |
18200 |
0 |
0 |
18200 |
6. |
Комплекс по заготовке сенажа в упаковке |
5 |
12260 |
0 |
0 |
12260 |
|
Итого |
|
143300 |
0 |
0 |
143300 |
2011 г. | ||||||
1. |
Посевной-уборочный комплекс (отечественный) |
3 |
43800 |
0 |
0 |
43800 |
2. |
Посевной-уборочный комплекс (импортный) |
2 |
41400 |
0 |
0 |
41400 |
3. |
Силосоуборочный комбайн ПН-400, КСД-2,0 |
8 |
6840 |
0 |
0 |
6840 |
4. |
Силосоуборочный комбайн Е-281 "Марал" |
8 |
20800 |
0 |
0 |
20800 |
5. |
Механизированная поливочная система "VALLEY" |
2 |
18200 |
0 |
0 |
18200 |
6. |
Комплекс по заготовке сенажа в упаковке |
5 |
12260 |
0 |
0 |
12260 |
|
Итого |
|
143300 |
0 |
0 |
143300 |
2012 г. | ||||||
1. |
Посевной-уборочный комплекс (отечественный) |
3 |
43800 |
0 |
0 |
43800 |
2. |
Посевной-уборочный комплекс (импортный) |
2 |
41400 |
0 |
0 |
41400 |
3. |
Силосоуборочный комбайн ПН-400, КСД-2,0 |
8 |
6840 |
0 |
0 |
6840 |
4. |
Силосоуборочный комбайн Е-281 "Марал" |
8 |
20800 |
0 |
0 |
20800 |
5. |
Механизированная поливочная система "VALLEY" |
2 |
18200 |
0 |
0 |
18200 |
6. |
Комплекс по заготовке сенажа в упаковке |
5 |
12260 |
0 |
0 |
12260 |
|
Итого |
|
143300 |
0 |
0 |
143300 |
4.5. Субсидирование части затрат на приобретение техники
и оборудования для молочного скотоводства и переработки молока,
в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы
Потребность в финансировании приобретения технологического оборудования для животноводческих ферм и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности на 2009-2012 гг. представлена в таблице 8.2.
Таблица 8.2
Потребность в финансировании приобретения технологического
оборудования для животноводческих ферм и организаций пищевой
и перерабатывающей промышленности на 2009-2012 гг.
NN п/п |
Наименование оборудования |
Потребность в финансировании, тыс. руб. |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
1. |
Техника и технологическое оборудование животноводческих ферм и перерабатывающих предприятий |
354144,0 |
106000,0 |
112000,0 |
119300,0 |
2. |
Возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования из федерального бюджета |
274724,0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования из республиканского бюджета |
54420,0 |
0 |
0 |
0 |
4.6. Мероприятия по строительству дорог к животноводческим
помещениям и подключению к электросетям
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, млн. руб. |
Всего, млн. руб. |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
Мероприятия по строительству дорог к животноводческим помещениям и подключению к электросетям |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные средства |
0 |
34,2 |
34,2 |
35,2 |
103,6 |
4.7. Подготовка и повышение квалификации
специалистов и закрепление кадров
Для повышения уровня профессиональной подготовки, квалификации и закрепления трудовых ресурсов необходимы средства в объемах:
Таблица 9
Объем затрат на повышение квалификации
на период 2009-2012 гг.
Затраты |
Объем затрат, млн. руб. |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
1. Субсидии на проведение конкурсов, организацию выставок и участие в выставках, подготовку, издание и распространение новых материалов по молочному скотоводству, в т.ч. в СМИ |
0 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
2. Субсидии на проведение семинаров по обучению менеджеров, руководителей и специалистов сельского хозяйства |
0 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
2.1. Обучение специалистов в области передовых технологий, чел. |
0 |
128 |
128 |
128 |
Всего |
0 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
в т.ч.: |
|
|
|
|
субсидии ФБ |
0 |
0 |
0 |
0 |
субсидии РБ |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные средства* |
0 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
*Справочно
5. Социально-экономическая и экологическая
эффективность Программы
Кроме производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка молоком и молочными продуктами, реализация Программы позволит обеспечить повышение производительности труда в среднем на 11,5% и будет способствовать высвобождению из сферы производства 160 человек. Дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней за четыре года составит в сумме 72,3 млн. руб. (таблица 10).
Таблица 10
Основные индикаторы реализации
Программы на период 2009-2012 гг.
Показатели |
Годы |
2012 к 2008 г., % |
||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
Основные целевые индикаторы | ||||||
Поголовье молочных коров, тыс. гол. |
97,5 |
108 |
116 |
120,2 |
138,2 |
141,7 |
Удой на корову в год, кг |
1868 |
3200 |
3500 |
3620 |
3700 |
198,1 |
Валовое производство молока, тыс. тонн |
247,3 |
345,7 |
406,1 |
435,4 |
511,6 |
206,9 |
Индикаторы экономической эффективности | ||||||
Стоимость реализации молока, тыс. руб. за 1 тонну |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
100 |
Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
205,3 |
217,1 |
226,3 |
232,9 |
288,8 |
140,6 |
Валовой доход отрасли, млн. руб. |
259,1 |
274,1 |
285,6 |
294,0 |
364,5 |
140,6 |
Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
53,8 |
56,9 |
59,3 |
61,0 |
75,7 |
140,7 |
Начисление налогов, млн. руб. |
- |
10,4 |
15,0 |
20,5 |
26,4 |
|
Рабочие места, чел. |
1336 |
1296 |
1257 |
1219 |
1182 |
|
Анализ динамики целевых индикаторов Программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного прироста объемов производства высококачественного молока (таблица 11).
Таблица 11
Расчет эффективности расходования
бюджетных средств по Программе
Показатели |
Ед. изм. |
Годы |
Всего за 4 года |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс. тонн |
13,7 |
11,0 |
8,0 |
67,1 |
100,3 |
|
То же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
149,1 |
115,5 |
84,0 |
704,6 |
1053,2 |
|
Ежегодный прирост налогов от отрасли к предыдущему году |
млн. руб. |
- |
4,6 |
5,5 |
5,9 |
16,0 |
|
Финансирование на продукцию |
всего (Ф) из федерального бюджета |
млн. руб. |
443,264 |
0 |
0 |
0 |
443,264 |
из республиканского бюджета |
млн. руб. |
87,8 |
0 |
0 |
0 |
87,8 |
|
Показатели эффективности |
Эобщ |
% |
143,2 |
|
|
|
143,2 |
Эб |
% |
106,5 |
|
|
|
106,5 |
Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы предлагается проводить по годам.
Эффективность расходования средств определяется по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту Эобщ, который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования, по формуле:
Эобщ = ВП/Ф х 100,
где
Эобщ - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
ВП - ежегодный прирост товарной продукции молока в стоимостном выражении;
Ф - объем финансирования производства продукции.
Как видно из таблицы 12, значение коэффициента Эобщ составляет 143,2%.
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств Эб составляет 106,5%, что для Программы, предназначенной создать стартовые условия для устойчивого и интенсивного развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать достаточно высоким показателем. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения Программы через 2 года, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства высококачественного молока, численности молочного скота и качественных показателей развития отрасли молочного скотоводства.
Планируемая эффективность расходования бюджетных средств рассчитана по формуле:
Эб = ВП / З х 100,
где
Эб - планируемая эффективность расходования бюджетных средств;
ВП - дополнительная валовая прибыль;
З - расходы республиканского бюджета.
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденные Росстатом, а также ведомственной отчетности.
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Программе используются показатели, приведенные в таблице 12.
В период реализации Программы предусматривается развитие интенсивного молочного животноводства в ряде "пилотных" хозяйств, в том числе в поселении Тугнуй Мухоршибирского района, - по поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина.
Это позволит увеличить поголовье молочных коров за период реализации Программы на 27,9 тыс. гол., создать условия для устойчивого развития племенного хозяйства за счет создания новых сервисных центров.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, поскольку будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и проведения культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет республиканского бюджета и внебюджетных средств. Объем средств на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан:
а) с учетом фактических цен на племенной скот в 2008 году внутри страны;
б) с учетом средних по Российской Федерации расходов на содержание молочных коров в племенных заводах и репродукторах;
в) с учетом средних по Республике Бурятия производственных издержек на производство молока и племенного материала для крупного рогатого скота;
г) экспертных оценок капитальных вложений на технологическое оборудование молочных ферм и центров по оказанию сервисных услуг.
Объемы финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 12.
Таблица 12
Ресурсное обеспечение Программы
Наименование мероприятия |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, млн. руб. |
Всего, млн. руб. |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
Субсидирование части затрат на закупку улучшенного молодняка |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные средства* |
0 |
81 |
90 |
91 |
262,0 |
|
Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству крупного рогатого скота |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные средства* |
0 |
1,8 |
1,9 |
2 |
5,7 |
|
Субсидирование части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные средства* |
0 |
9,9 |
9,9 |
9,9 |
29,7 |
|
Субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования для заготовки и приготовления кормов, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы |
федеральный бюджет |
168,54 |
0 |
0 |
0 |
168,54 |
республиканский бюджет |
33,38 |
0 |
0 |
0 |
33,38 |
|
внебюджетные средства* |
10,0 |
143,3 |
143,3 |
143,3 |
439,9 |
|
Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования для молочного скотоводства и переработки молока, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы |
федеральный бюджет |
274,724 |
0 |
0 |
0 |
274,724 |
республиканский бюджет |
54,42 |
0 |
0 |
0 |
54,42 |
|
внебюджетные средства* |
25,0 |
106,0 |
112,0 |
119,3 |
362,3 |
|
Мероприятия по строительству дорог к животноводческим помещениям и подключению к электросетям |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные средства* |
0 |
34,2 |
34,2 |
35,2 |
103,6 |
|
Подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров |
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные средства* |
0 |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
9,6 |
|
Всего |
федеральный бюджет |
443,264 |
0 |
0 |
0 |
443,264 |
республиканский бюджет |
87,8 |
0 |
0 |
0 |
87,8 |
|
внебюджетные средства* |
35,0 |
379,4 |
394,5 |
403,9 |
1212,8 |
*Справочно
7. Описание системы управления реализацией программы
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- координацию деятельности, учреждений и организаций, участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий, осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- реализацию каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы, осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации Программы является Министерство сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия.
8. Оценка рисков реализации Программы
1. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей из собственных и заемных средств;
- вступление России в ВТО;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
2. Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению.
3. При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые "показатели принят уровень предыдущего года по производству молока на корову и выполнение только на 96% (минус 4% к плану) плана по численности коров (таблица 13).
Таблица 13
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
реализации Программы в части объемов производства молока,
млн. рублей в ценах соответствующего года
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову) |
112,0 |
136,0 |
159,9 |
180,0 |
От невыхода на плановое производство молока, тонн |
22,4 |
27,2 |
47,9 |
54,0 |
Общая оценка рисков: от невыхода на плановый валовой надой молока в год, тыс. руб.(10500руб./тонна) |
235,2 |
285,6 |
503,7 |
567,0 |
Общая оценка рисков осуществляется по следующей формуле:
Им = (Имо X Ип) х Рг,
где
Им - риски от невыхода на плановый валовой надой молока год, млн. руб.
Имо - от невыхода на плановую продуктивность (кг молока на корову)
Ип - от невыхода на плановое поголовье коров
Рг - цена реализации молока,
Расчеты показали, что риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров не чреваты высокими экономическими потерями. Но целесообразнее эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей программы.
9. Сроки реализации Программы
В таблице 14 представлены мероприятия, сроки и ответственные исполнители работ, выполняемых в рамках реализации Программы.
Таблица 14
График реализации программных мероприятий
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
Закуп улучшенного молодняка |
Минсельхозпрод РБ, сельскохозяйственные товаропроизводители |
2010-2012 гг. |
Создание центров по оказанию сервисных услуг по воспроизводству крупного рогатого скота |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
2010-2012 гг. |
Приобретение семян высокобелковых кормовых культур |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
2010-2012 гг. |
Приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования для заготовки и приготовления кормов |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, обслуживающие агропромышленный комплекс (организации, осуществляющие поставки техники и оборудования, в т.ч. в лизинг), независимо от организационно-правовых форм |
2009-2012 гг. |
Субсидирование части затрат на приобретение техники и оборудования для молочного скотоводства и переработки молока, в том числе затрат на доставку и пуско-наладочные работы |
Сельскохозяйственные товаропроизводители, организации, обслуживающие агропромышленный комплекс (организации, осуществляющие поставки техники и оборудования, в т.ч. в лизинг), независимо от организационно-правовых форм |
2009-2012 гг. |
Строительство дорог и подключение к электросетям |
Сельскохозяйственные товаропроизводители |
2010-2012 гг. |
Подготовка, повышение квалификации и закрепление кадров |
БГСХА, сельскохозяйственные товаропроизводители |
2010-2012 гг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.