Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 13 февраля 2009 г. N А10-1641/2008
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосток" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 2/104 от 04.12.2007 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Федерального государственного унитарного предприятия "1019 завод по ремонту военно-технического имущества" Министерства обороны Российской Федерации. При участии: от заявителя: Сергеева Н.И., директор от ответчика: Синицина А.В., представитель по доверенности от 15.12.2008 Борталевич Ю.Н., представитель по доверенности от 30.06.2008 от третьего лица: Шиширюхин О.В., представитель по доверенности от 05.07.2007.
Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2009 г. Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосток" (далее - ООО "Энергосток") обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ РБ) N 2/104 от 04.12.2007 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей Федерального государственного унитарного предприятия "1019 завод по ремонту военно-технического имущества" Министерства обороны Российской Федерации на 2008 год.
Определением суда от 02.07.2008 производство по делу приостановлено до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.05.2008, принятого по делу N А10-3991/07 по заявлению ООО "Энергосток" о признании недействующими приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об установлении для Федерального государственного унитарного предприятия "1019 завод по ремонту военно-технического имущества Министерства обороны Российской Федерации" тарифа на тепловую энергию на 2006, 2007 годы.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.08.2008 решение суда от 28.05.2008 по делу N А10-3991/07 отменено, дело передано на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда от 13.10.2008 в удовлетворении требований ООО "Энергосток" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия об установлении для Федерального государственного унитарного предприятия "1019 завод по ремонту военно-технического имущества" Министерства обороны Российской федерации тарифа на тепловую энергию на 2007 год отказано. В части требования о признании недействующим приказа об установлении тарифа на тепловую энергию на 2006 год производство по делу прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.12.2008 решение суда от 13.10.2008 оставлено без изменения.
Определением суда от 19.12.2008 производство по делу возобновлено.
Заявитель в обоснование требования сослался на то, что установленные тарифы на тепловую энергию на 2008 год для Федерального государственного унитарного предприятия "1019 завод по ремонту военно-технического имущества" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГУП "1019 ЗРВТИ") оспариваемым приказом РСТ РБ завышены и экономически необоснованны. В состав тарифа на тепловую энергию включены услуги по горячему водоснабжению при фактическом отсутствии указанной услуги.
Представитель ООО "Энергосток" пояснила, что в тариф на тепловую энергию начиная с 2004 года включена услуга по горячему водоснабжению, которая фактически не оказывается. Актом-предписанием Ростехнадзора по Республике Бурятия N 04.777 от 22.11.2007 установлено, что система горячего водоснабжения в военном городке N 9 и N 39 отсутствует. Разбор горячей воды осуществляется гражданами-потребителями из системы отопления самовольно. При установлении тарифов на тепловую энергию РСТ РБ принимала в расчет тарифов горячее водоснабжение, однако невозможна подача горячей воды без инженерных сетей горячего водоснабжения. Внутридомовые сети для горячего водоснабжения в домах N 2-N 8 отсутствуют, в домах N 9 и N 10 нет бойлерной установки с 1999 года.
По мнению заявителя РСТ РБ на основании недостоверных сведений приняла экономически необоснованные тарифы на 2008 год.
Ответчик требования не признал, пояснил, что при расчетах тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГУП "1019 ЗРВТИ" на 2008 год руководствовались постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2.
В соответствии с вышеуказанным федеральным законом и данными Методическими указаниями для определения экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию необходимо определить объем отпуска тепловой энергии в сеть. В обоснованность своих затрат и объемных показателей ФГУП "1019 ЗРВТИ" представило в РСТ РБ договоры на отпуск и потребление тепловой энергии от 05.10.2007 N 167/07, от 18.10.2007 N 2т-Ш19/КЭЧ/07, от 18.10.2007 N 1т-1019/КЭЧ/07, от 22.10.2007 N Зт-1019/Э/07, заключенным ФГУП "1019 ЗРВТИ" с потребителями.
ГУ "2-ая Читинская КЭЧ района" 26.12.2007 уведомило РСТ РБ об отключении объектов военного городка N 9 войсковой части 32778 и обратилось с просьбой о пересмотре тарифов на тепловую энергию, с учетом данных изменений, на 2007 и 2008 года.
ФГУП "1019 ЗРВТИ" письмом от 02.10.2007 N 1153 также уведомило РСТ РБ о переходе военного городка N 9 войсковой части 32778 на отопление от собственной котельной.
Таким образом, при установлении тарифов для потребителей ФГУП "1019 ЗРВТИ" на 2008 год затраты на отопление военного городка N 9 не учитывались.
Данный факт отражен в экспертном заключении экономической обоснованности тарифов на 2008 год.
Ответчик также указал, что РСТ РБ сведения, содержащиеся в представляемых для утверждения тарифов документах, принимает в качестве достоверных и не вправе осуществлять их правовую экспертизу и проверку. В соответствии с действующим законодательством РСТ РБ не вправе вмешиваться в договорные отношения. Для установления экономической обоснованности тарифа во внимание принимается только договор между поставщиком (энергоснабжающей организацией) и абонентом. На момент установления тарифов договор был действующим и у РСТ РБ были все основания для их принятия.
Третье лицо требования не признало, сослалось на следующее.
Система теплоснабжения ФГУП "1019 ЗРВТИ" Министерства обороны Российской Федерации является открытой, таким образом на территории закрытого военного городка N 39 услуга горячего водоснабжения осуществляется путем разбора горячей воды из тепловой сети, и разбор санкционировался ООО "Энергосток" путем подписания договора ЖЗТ-1О19/Э/О7 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде объектам жилого фонда военного городка N 39 (Онохой-2).
Акт-предписание N 04.777 от 22.11.2007, выданный Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия, не может быть принят во внимание судом по следующим причинам:
- РСТ РБ 19.06.2008 обратилась с запросом в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия по данному акту-предписанию. На данный запрос было дано пояснение (письмо Управления Ростехнадзора по Республике Бурятия от 02.07.2008 N 04/3290). что система горячего водоснабжения в жилом фонде п. Онохой-2 Заиграевского района Республики Бурятия существует. Кроме того, полного обследования данного жилого фонда не производилось. На момент выборочной проверки двух жилых домов трубопроводы горячего водоснабжения были заглушены.
04.07.2008 Арбитражный суд Республики Бурятия признал договор N ЗТ-1019/Э/07 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде объектам жилого фонда военного городка N 39 (Онохой-2) незаключенным (дело N А10-595/08-9). Производство по данному делу было возбуждено только в марте 2008 года. Данное обстоятельство в момент установления тарифа РСТ РБ и ФГУП "1019 ЗРВТИ" Министерства обороны Российской Федерации не могло быть известно, следовательно отношения к установлению тарифа не имеет.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором управления имуществом от 01.08.2006 ООО "Энергосток" приняло в управление от Государственного учреждения 2-ая Читинская КЭЧ жилые дома, инженерные сети военного городка N 39 в п.Онохой-2, включая теплосети, электросети, водопроводно-канализационные сети (л.д.27-33).
Между 2-ой Читинской КЭЧ и 000 "Энергосток" 24.03.2008 был заключен договор N 1 на комплексное обслуживание жилищного фонда закрытого военного городка N 39 п. Онохой-2 (л.д. 37-43).
18.10.2007 ООО "Энергосток" заключил с энергоснабжающей организацией- ФГУП "1019 ЗРВТИ" договор N ЗТ-1019/Э/07 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде на объекты жилого фонда военного городка N 39 (п. Онохой-2) (л.д. 49).
Согласно договору оплата за тепловую энергию производилась по тарифам, утвержденным Республиканской службой по тарифам и не требует дополнительного согласования с абонентом (п.6.2). Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что стороны при поставке, потреблении, учете и оплате тепловой энергии в горячей воде обязаны руководствоваться в том числе, решениями РСТ РБ об утверждении тарифов на тепловую энергию.
Пунктом 1 приложения к приказу РСТ РБ N 2/104 от 04.12.2007 для потребителей, оплачивающих производство и передачу теплой энергии, установлен одноставочный тариф на тепловую энергию 1390,71 руб./Гкал. на 2008 год.
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Энергосток" обратилось в суд с заявлением о признании приказа недействующим.
Оспариваемые приказы РСТ РБ о тарифах на тепловую энергию для потребителей отвечают признакам нормативных правовых актов, поскольку представляют собой официальный документ, принятый в определенной законом форме, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение, адресован неопределенному кругу субъектов (потребителям электроэнергии) в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии, и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Положению о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.02.2005 г. N 29 Республиканская служба по тарифам является уполномоченным органом исполнительной власти по установлению тарифов на тепловую энергию в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Статьей 6 Федерального закона Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия:
устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами заявления о том, что услуга в виде отпуска тепловой энергии, осуществляемой ФГУП "1019 ЗРВТИ" на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, предусмотренная пунктом 2.1 договора N ЗТ-1019/Э/07 от 18.10.2007, фактически населению не оказывалось.
Абзацем 8 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" установлено, что при регулировании тарифов на тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций исходя из порядка расчетов за тепловую энергию.
РСТ РБ при расчетах тарифов на тепловую энергию для потребителей ФГУП "1019 ЗРВТИ" на 2008 г. руководствовалась Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цеп на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2.
Как усматривается из экспертного заключения экономическая обоснованность тарифов на 2008 г. при установлении тарифов затраты на отопление военного городка N 9 не учитывались, (л.д. 20).
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке для определения экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию необходимо определить объем отпуска тепловой энергии в сеть.
Объем отпуска тепловой энергии в сеть определен договором N ЗТ-1019/Э/07 от 18.10.2007 на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде объектам жилого фонда военного городка N 39 (п.Онохой-2), заключенным ООО "Энергосток" с ФГУП "1019 3РВТИ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), которые определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) в соответствии п. 16 Основ ценообразования рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Пунктом 17 Основ ценообразования предусмотрено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 19 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов:
1) на топливо;
2) на покупаемую электрическую и тепловую энергии;
3) на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность;
4) на сырье и материалы;
5) на ремонт основных средств;
6) на оплату труда и отчисления на социальные нужды;
7) на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы.
Пункт 17 названных Правил предусматривает, что экспертное заключение, приобщаемое к делу об установлении тарифов помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляемых регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли, по отношению предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
В правилах технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. N 115 дано определение открытой водяной системы теплоснабжения, представляющей собой водяную систему теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Довод заявителя о том, что в жилых домах закрытого военного городка NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 отсутствуют внутренние инженерные сети для оказания услуг по подаче горячего водоснабжения, рассмотрен и учтен быть не может.
Из правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 следует, что открытая водяная система теплоснабжения представляет собой водяную систему теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Как установлено судом, система теплоснабжения ФГУП "1019 ЗРВТИ" является открытой и предполагает осуществление горячего водоснабжения путем ее отбора из тепловой сети.
Кроме того, согласно заключенному договору N ЗТ-1019/Э/07 от 18.10.2007 ФГУП "1019 ЗРВТИ" взяло на себя обязанность, соблюдая режим подачи, поставлять ООО "Энергосток" через присоединенную сеть на объекты военного городка N 39 (Онохой-2) тепловую энергию в горячей воде определенного качества и количества, а общество обязуется оплачивать поставщику потребленную тепловую энергию, поставленную на объекты.
На момент установления тарифов указанный договор являлся действующим.
На момент подачи заявления в арбитражный суд 03.06.2008 данный договор также действовал.
04.07.2008 Арбитражный суд Республики Бурятия признал договор N ЗТ-1019/Э/07 незаключенным (дело N А10-595/08 было возбуждено 05 марта 2008 года).
На основании изложенного, одноставочный тариф на тепловую энергию, установленный приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 04.12.2007 N 2/104 является экономически обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 167-170, 191, 194-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований ООО "Энергосток" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 04.12.2007 N 2/104 отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 февраля 2009 г. N А10-1641/2008
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения официально опубликован не был