Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 9 марта 2010 г. N А10-3161/2009
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 декабря 2009 г. по делу N А10-3161/2009, от 12 мая 2010 г. по делу N А10-3161/2009
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосбыт" к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующим приказа от 28 октября 2008 года N 1/9 при участии: заявителя: Максимова Е.Н., представитель по доверенности от 31.08.2009 Павельев Д.А., представитель по доверенности от 25.01.2010 ответчика: Синицына А.В., представитель по доверенности от 28.12.2009.
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 09 марта 2010 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия о признании недействующим Приказа от 28 октября 2008 года N 1/9 "О тарифах на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" г. Улан-Удэ Республики Бурятия на 2009 год".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25.09.2009 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 07.12.2009 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела указано на необходимость оценки имеющихся в материалах дела двух протоколов 1/9 и 1/10 от 28.10.2008, двух экспертных заключений, а также доводов заявителя об убытках.
Заявленные требования обоснованы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит требованиям пунктов 7, 13, 16-18, 22 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, пунктов 16 и 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109, статьи 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В судебном заседании представители заявителя поддержали свои требования по доводам, подробно изложенным в заявлении и дополнениях к нему. Службой при расчете тарифа на электрическую энергию на 2009 год необоснованно занижены расходы ООО "Энергосбыт" на оплату услуг по передаче электрической энергии. В 2008 году Службой также устанавливался убыточный тариф для заявителя. При расчете тарифа на 2009 год ответчиком были включены убытки 2008 года как выпадающие доходы. Полученная прибыль от выпадающего дохода, пошла на погашение кредитов, однако тариф на 2009 год также является убыточным.
Действующим законодательством, а именно статьей 6 Федерального закона N 41 предусмотрено установление тарифа на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями своим потребителям. В адрес службы было направлено заявление от 30.04.2008 г., в котором просили установить тариф на покупку электроэнергии, приобретаемой потребителями общества. Для общества это тариф на продажу. Поэтому довод РСТ РБ о том, регулирующий орган посчитал представленное заявление от 30.04.2008 как требование об установлении тарифа на покупку у ОАО "Бурятэнергосбыт" является несостоятельным. Заявитель считает установленный оспариваемым приказом тариф экономически необоснованным, принятым в нарушение пункта 16 Основ ценообразования, поскольку до установления оспариваемого тарифа должна была быть определена необходимая валовая выручка. Как пояснили представители ответчика НВВ до установления тарифа не определялась, тариф для общества устанавливался в рамках установленных ФСТ РФ предельных максимальных уровней тарифов. Пунктом 18 Основ предусмотрено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль. Соответственно, при принятии оспариваемого приказа, в результате установления экономически необоснованного тарифа за 9 месяцев 2009 г. заявитель понес убытки в размере 1269 т.р., что подтверждается бухгалтерским балансом на 30.09.2009 г. и отчетом о прибылях и убытках за январь-сентябрь 2009 г.
Представитель РСТ РБ возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила следующее.
Оспариваемый приказ принят РСТ РБ в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 41-ФЗ, приказом Федеральной службы по тарифам от 30.07.2008 N 288-э "Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2009 год", приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 N 127-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2009 год", а также разделом VI, X Методических указаний по расчету регулируемых тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004. Оспариваемым приказом установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" в максимально допустимых значениях.
Дело об установлении тарифа для потребителей ООО "Энергосбыт" не заводилось, поскольку с соответствующим заявлением в регулирующий орган ООО "Энергосбыт" не обращалось. Заявителем представлялся соответствующий пакет документов на установление тарифа на покупку электрической энергии. Указанный тариф установлен приказом РСТ РБ для потребителей ОАО "Бурятэнергосбыт" от 26 декабря 2008 года N 1/40. ООО "Энергосбыт" приобретает электрическую энергию у ОАО "Бурятэнергосбыт", то есть является его потребителем. Экспертное заключение, приложенное к материалам дела, является приложением к данному приказу.
При этом, утверждение заявителя о том, что РСТ РБ нарушила требования законодательства по формированию полезного отпуска (в т.ч. по расчету покупки нормативных потерь), является несостоятельным, поскольку структура полезного отпуска электрической энергии принята Службой по предложению заявителя. Для потребителей ООО "Энергосбыт" были установлены как одноставочные, так и двухставочные тарифы. Затраты ООО "Энергосбыт" на передачу электрической энергии были учтены при установлении тарифов на покупку электрической энергии заявителем у ОАО "Бурятэнергосбыт", при издании приказа N 1/40 от 26.12.2008 г.
Необходимая валовая выручка энергоснабжающих организаций была учтена при установлении тарифов на покупку электроэнергии у гарантирующего поставщика ОАО "Бурятэнергосбыт" при издании приказа N 1/40 от 26.12.2008 г. Ответчик дополнительно пояснил, что протокол от 28.10.2008 N 1/10 и экспертное заключение от 28.10.2008 г. (л.д. 39-40) следует исключить из числа доказательств, так как эти документы не соответствуют действительности.
Специалист службы при подготовке документов для судебного процесса автоматически включил в текст протокола N 1/9 пункты 3, 4, которых не существовало в подлинном протоколе N 1/9, так же ошибочно указан номер протокола 1/10, вместо требуемого номера 1/9. Экспертное заключение по расчету НВВ (л.д. 40) является в действительности приложением N 3 к протоколу коллегии РСТ РБ 1/40 от 23 декабря 2008 г (л.д. 11), а специалистом ошибочно указана дата - 28 октября 2008 г.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено материалами дела ООО "Энергосбыт" зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является оптовая торговля электрической тепловой энергией (без их передачи и распределения) (т. 1, л.д. 23-27).
30 апреля 2008 г. обществом направлено в службу пакет документов для рассмотрения и утверждения тарифов на покупку энергии на 2009 г (т.1 л.д. 21-22).
Извещением от 30.05.2009 N 04-14/775 РСТ РБ уведомила заявителя об открытии дела об установлении тарифа на электрическую энергию для ООО "Энергосбыт" (т.2 л.д. 140).
28.10.2008 г. РСТ РБ принят приказ N 1/9 "О тарифах на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" г. Улан-Удэ Республики Бурятия на 2009 год" (т. 1 л.д 8-9, т. 2 л.д. 109-112).
Оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован в издании "Бурятии" N 205 от 01.11.2008 г.
Не согласившись с указанным нормативным правовым актом заявитель обратился в суд о признании его недействующим.
Изучив представленные документы, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам:
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Согласно пункту 3.12 Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 3 февраля 2005 г. N 29, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия устанавливает тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Оспариваемый приказ регулирует тарифы на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" на 2009 год. ООО "Энергосбыт" в отношении потребителей электрической энергии, поставляемой Обществом, является энергоснабжающей организацией.
В силу изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят Службой в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии со статьей 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность) (далее также тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Принципы государственного регулирования тарифов предусмотрены статьей 4 данного закона. К ним, в частности, относится определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов и обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность от реализации каждого вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течении расчетного периода регулирования (статья 2 Основ).
Следовательно, до установления тарифа на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" г. Улан-Удэ Республики Бурятия на 2009 год (приказ 1/9 от 28.10.2008 г.) РСТ РБ должна определить необходимую валовую выручку. Данное требование ответчиком нарушено, как пояснил представитель РСТ РБ в судебном заседании, НВВ до установления оспариваемого тарифа не определялась, тариф для заявителя устанавливался в рамках установленных ФСТ РФ предельных максимальных уровней тарифов.
В соответствии с пунктом 7, 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующих дел. При формировании таких дел предусмотрена обязанность регулирующего органа провести экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Сроки и процедура проведения регламентированы пунктом 16 указанных Правил. Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, указываются в протоколе (пункт 22). В нарушение данных правил дело об установлении тарифов на электрическую энергию для потребителей ОО (Энергосбыт" не открывалось, экспертиза не проводилась, что подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил, что экспертиза проводилась, экспертное заключение по расчету необходимой валовой выручки РСТ РБ выносилось при установлении тарифа на покупку у гарантирующего поставщика ОАО "Бурятэнергосбыт" (приказ РСТ РБ от 26.12.2009 N 1/40) (т.1 л.д. 11-13). При установлении тарифа приказом от 28.10.2008 экспертиза не проводилась.
Протокол N 1/10 от 28.10.2008, экспертное заключение от 28.10.2008 (л.д. 39-42) исключены судом из числа доказательств, так как не соответствуют действительности.
Как пояснила представитель ответчика, РСТ РБ были установлены те тарифы, на установление которых общество подавало 30.04.2008 заявление, а именно на покупку электрической энергии у гарантирующего поставщика ОАО "Бурятэнергосбыт". Необходимая валовая выручка учтена при установлении тарифов на покупку электрической энергии у гарантирующего поставщика ОАО "Бурятэнергосбыт" согласно приказу 1/40 от 26.12.2008 г. А оспариваемый тариф приказом от 28.10.2008 устанавливался по собственной инициативе РСТ РБ, без открытия дела, определения необходимой валовой выручки и проведения экспертизы.
Суд не может согласиться с доводами ответчика, поскольку статьей 6 Закона N 41-ФЗ предусмотрено установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям. Следовательно, заявление от 30.04.2008 г. должно быть рассмотрено в соответствии с указанной нормой закона 41-ФЗ, требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 г., Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Приказ РСТ по РБ N 1/9 от 28.10.2008 г. О тарифе на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" г. Улан-Удэ Республики Бурятия на 2009 год принят с нарушением требований законодательства, без учета необходимой валовой выручки и без проведения экспертизы предложений об установлении тарифа.
Данные нарушения повлекли для общества убытки в размере 1269 т.р., что подтверждается бухгалтерским балансом от 30.09.2009 г. и отчетом о прибылях и убытках за январь-сентябрь 2009 г.
В соответствии с частью 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
С учетом допущенных нарушений требований законодательства ответчик не доказал экономическую обоснованность установленного оспариваемым приказом тарифа на электрическую энергию.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействующим приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия N 1/9 от 28.10.2008 г. "О тарифах на электрическую энергию для потребителей ООО "Энергосбыт" на 2009 год" как не соответствующий Федеральному закону от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Решение по настоящему делу вступает законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении месяца с даты вступления решения в законную силу. Жалоба подается в Арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 9 марта 2010 г. N А10-3161/2009
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения опубликован в приложении Вестника Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, II квартал 2010 г.