Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканская целевая программа
"Сохранение объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) Республики Бурятия
на 2010-2013 годы и на период до 2017 года"
(утв. постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 июня 2010 г. N 257)
Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на 2010-2013 годы и на период до 2017 года" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Закон Республики Бурятия от 01.12.2003 г. N 542-III "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"; Закон Республики Бурятия от 09.11.2007 г. N 2595-III "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года" |
Дата принятия Правительством Республики Бурятия решения о разработке Программы |
Поручение Правительства Республики Бурятия от 23.11.2009 г. N И053-000413 |
Государственный |
Правительство Республики Бурятия |
Разработчик Программы |
Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия |
Основные исполнители Программы |
Республиканская служба государственной охраны объектов культурного наследия; проектные и строительные организации, имеющие лицензию на работы с объектами культурного наследия (на конкурсной основе) |
Цели и задачи Программы |
Цели Программы: - доведение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2017 году до 46,1%; - содействие развитию культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия. Задачи Программы: - улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на популярных туристско-экскур-сионных маршрутах Республики Бурятия; - проведение противоаварийных мероприятий на объектах культурного наследия; - обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) |
Срок и этапы реализации |
2010-2017 годы. I этап - 2010-2013 годы; II этап - 2014-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования - 6 704 804 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - республиканского бюджета - 538 904 тыс. рублей*; - федерального бюджета - 2 944 200 тыс. рублей**; - местных бюджетов - 2 776 100 тыс. рублей** - привлеченных средств - 445 600 тыс. рублей** _______ *Подлежит уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год **Справочно, носит прогнозный характер |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: - повысить значимость объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов культурного и экономического роста Республики Бурятия; - ввести памятники в хозяйственный и культурный оборот после проведения ремонтно-реставрационных работ; - посредством эффективного использования объектов культурного наследия способствовать популяризации туристско-экскурсионных маршрутов в Республике Бурятия; - получить экономические преимущества от сохранения историко-культурного наследия в виде положительного воздействия на экономический рост в сфере строительства и реставрации, туризма, образования, культуры. Доля объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, к 2017 году увеличится до 46,1% |
Организация контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением Программы осуществляют |
Введение
Программа направлена на обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия, формирование у граждан понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, на создание условий для дальнейшего использования памятников истории и культуры как объектов социально-культурной сферы, их введение в хозяйственный и культурный оборот.
Значимость и высокая затратность мероприятий по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) требует программно-целевого подхода.
1. Технико-экономическое обоснование
Проблемная ситуация в сфере сохранения объектов культурного наследия Республики Бурятия сформировалась по ряду причин:
1) "солидный возраст" самих памятников (от ста до двухсот лет);
2) использование объектов культурного наследия без проведения капитальных и текущих ремонтов;
3) отсутствие государственной поддержки реставрационных работ.
Анализируя состояние памятников по их техническим паспортам, можно сделать вывод, что износ составляет 80%. Износ объектов культурного наследия выражается в уменьшении потребительских свойств объекта недвижимости. При невыполнении работ по комплексной реставрации памятника возрастает угроза физического изменения отдельных архитектурных и конструктивных особенностей и элементов декора, предметов внутреннего убранства, составляющих особенность предметов охраны объектов культурного наследия, что в дальнейшем повлечет удорожание ремонтно-реставрационных работ.
В случае реализации мероприятий Программы объекты выводятся из аварийного состояния, снижается риск их утраты, объекты будут приспособлены к дальнейшей эксплуатации.
Заявленные к финансированию средства на разработку проектно-сметной документации и реставрационные работы рассчитываются на основании дефектных ведомостей, составленных по актам технического осмотра памятников. При расчете за основу принималась усредненная стоимость 1 кв. м реставрации объектов культурного наследия в ценах 1991 года с применением инфляционных коэффициентов. При этом учитывались материал конструкций (камень, дерево), категория сложности объектов культурного наследия, наличие инженерных и научно-изыскательских работ, нормативы на научно-проектные и реставрационные работы в соответствии с утвержденными сборниками цен на специальные научно-проектные работы по памятникам (СЦНПР-91, СНАИНИР, РниП-91, РниП-94).
Государственная охрана объектов культурного наследия предполагает проведение мероприятий по установлению границ территорий, паспортизацию, мониторинг, проведение историко-культурных экспертиз объектов культурного наследия, установление информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия. В 2008-2009 годах на эти цели было направлено 9 600 тыс. рублей.
В 2007-2009 годах проведены мероприятия по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Бурятия на 38 объектах культурного наследия на сумму более 1 млрд. рублей (приложение N 1).
В рамках ФЦП "Культура России (2006-2010 годы)" из федерального бюджета выделены средства на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия Республики Бурятия.
2. Содержание проблемы
В Республике Бурятия под государственной охраной находятся 1632 объекта культурного наследия, в том числе 334 здания. Около 240 зданий нуждаются в проведении ремонтно-реставрационных работ. Из них аварийным является 21 здание (здания либо не используются, либо в них расположены объекты социальной сферы). Под угрозой исчезновения находятся здания-памятники деревянного зодчества, в которых в основном расположен жилой фонд.
Утраты культурных ценностей, как правило, невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся во всех сферах деятельности нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом и не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых произведений искусства. В отличие от других материальных ценностей объекты историко-культурного наследия являются частью национального достояния, историко-культурный потенциал которого не всегда воссоздаваем при полной утрате объекта или утрате его значительной части. Сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации, самоуважения и признания мировым сообществом.
На нынешнее поколение возложена ответственность за сохранение культурного, материального и духовного наследия. Мы обязаны обеспечить соответствующую защиту объектов культурного наследия, сохранив и передав традиционный стиль жизни, дух народа, населяющего нашу республику. При этом само наследие нужно рассматривать не только как категорию культурологическую, но и экономическую.
Мобилизация экономического ресурса культурного наследия может стать стимулирующей направляющей социально-экономического развития Республики Бурятия, в первую очередь в сфере туризма и смежных отраслях. Качества и степень сохранности культурного наследия, национальной самобытности могут обеспечивать инвестиционную привлекательность.
В настоящее время одним из наиболее перспективных видов туризма на мировом туристском рынке является культурно-познавательный туризм. Он охватывает 10% общего международного потока туристов и характеризуется высокой средней нормой туристских расходов.
При разумном и рачительном подходе здания-памятники можно использовать для развития туризма, размещения субъектов малого предпринимательства.
Проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия является основным методом их сохранения. На предварительном этапе необходимо наличие согласованной проектно-сметной документации с положительным заключением историко-культурной и государственной экспертизы.
3. Основные цели и задачи
Цели Программы:
- доведение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, к 2017 году до 46,1%;
- содействие развитию культурно-познавательного туризма в Республике Бурятия.
Достижение цели требует решения следующих задач:
- улучшение технического состояния объектов культурного наследия, расположенных на популярных туристско-экскурсионных маршрутах Республики Бурятия;
- проведение противоаварийных мероприятий на объектах культурного наследия;
- обеспечение общественной доступности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Ввиду высокой затратности реставрационных мероприятий необходима концентрация ресурсов на особо значимых объектах культурно-исторического наследия.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в 2010-2017 годах в два этапа:
I этап - 2010 - 2013 годы;
II этап - 2014 - 2017 годы.
5. Программные мероприятия
Для реализации мероприятий по сохранению объектов культурного наследия требуется обследование технического состояния объектов, установление и уточнение границ территорий и зон охраны, проведение фотофиксации, определение предмета охраны. Для принятия решений в отношении выявленных объектов, изменения категории историко-культурного значения, хозяйственного освоения земельных участков, согласования проектной и градостроительной документации необходимо проведение историко-культурной экспертизы.
Для решения задач по сохранению объектов культурного наследия планируется реализация следующих программных мероприятий:
- разработка проектно-сметной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ;
- осуществление полного комплекса реставрационных работ по сохранению памятников, использующихся в активной культурной деятельности;
- поддержка реставрационных работ по сохранению памятников культового назначения, переданных в пользование религиозным объединениям;
- приспособление объектов культурного наследия для дальнейшей благоприятной эксплуатации, в том числе в музейных целях.
Данные мероприятия реализуются на объектах культурного наследия согласно приложению N 2.
Объекты культурного наследия включаются в Программу по следующим критериям:
- расположение объектов культурного наследия на популярных туристско-экскурсионных маршрутах в Центральном, Юго-западном, Юго-восточном, Северо-восточном, Северном макрорайонах;
- социальная значимость объекта культурного наследия;
- развитие инфраструктуры туризма;
- включение объектов в хозяйственный оборот.
При наличии источников доходов бюджетов всех уровней, привлеченных средств предусматривается проведение дополнительных мероприятий в рамках реализации Программы по объектам культурного наследия согласно приложению N 3.
В результате для современного использования в культурно-просветительных, в том числе музейных, целях планируется приспособить до 60 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), что позволит увеличить поток туристов, экскурсантов и паломников.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы, направленных на решение конкретных задач по сохранению культурного наследия, осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Объемы финансирования из республиканского бюджета, предусмотренные в Программе, носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год.
Объемы финансирования по годам:
(тыс. рублей)
Год |
Объемы финансирования |
в том числе по источникам: |
|||
ФБ |
РБ |
МБ |
ПС |
||
2010-2017 |
480 124 |
0 |
480 124 |
0 |
0 |
2010* |
7 000 |
0 |
7 000 |
0 |
0 |
2011 |
54 400 |
0 |
54 400 |
0 |
0 |
2012 |
123 100 |
0 |
123 100 |
0 |
0 |
2013 |
122 224 |
0 |
122 224 |
0 |
0 |
2014-2017 |
173 400 |
0 |
173 400 |
0 |
0 |
__________
*Мероприятия в 2010 году реализуются только при наличии источников дополнительных поступлений в республиканский бюджет
Источниками финансирования могут выступать средства федерального бюджета, местных бюджетов, а также привлеченные средства инвесторов.
Средства федерального бюджета выделяются в рамках ФЦП "Культура России (2006-2010 годы)" на реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия, а также культовых зданий и сооружений, переданных религиозным организациям. Объемы финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются на основе отобранных по конкурсу проектов.
7. Ожидаемые социально-экономические
результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить значимость объектов культурного наследия как одного из важнейших ресурсов культурного и экономического роста Республики Бурятия. После проведения ремонтно-реставрационных работ памятники будут введены в хозяйственный и культурный оборот. Эффективное использование объектов культурного наследия будет способствовать популяризации туристско-экскурсионных маршрутов в Республике Бурятия, что позволит получить экономические преимущества в виде положительного воздействия на экономический рост в сфере строительства и реставрации, туризма, образования, культуры.
Выполнение Программы приведет к сохранению и развитию культурно-архитектурного облика республики, повышению уровня благоустроенности республики.
Результативность мероприятий определяется следующими индикаторами:
Индикатор |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2017 г. |
Доля объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным, % |
28,9 |
29,9 |
31,6 |
34,9 |
46,1 |
Количество объектов культурного наследия, охваченных ремонтно-реставрационными работами, % |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
8. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями мероприятий после утверждения республиканского бюджета и перечня мероприятий на очередной год.
Отбор мероприятий Программы и их исполнителей (заказчиков-застройщиков) осуществляется на конкурсах, проводимых ежегодно государственным заказчиком.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.