Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Бурятия
5.1. Минерально-сырьевой комплекс
Развитие минерально-сырьевого комплекса в долгосрочной перспективе будет опираться на формирование зон опережающего развития: Северной, Восточной, Центральной, Южной и Восточно-Саянской. Формирование этих зон соответствует приоритетам Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года.
Северная зона будет специализироваться на добыче и переработке полезных ископаемых и леса. Запасы золота представлены месторождениями Ирокиндинское, Кедровское и Нерундинское и оцениваются в 18,5 тонны. Чулбонское месторождение кварцитов имеет запасы 760 тыс. тонн. Запасы месторождений нефритов Кавоктинское, Буромское и Голюбинское составляют 640 тонн. Известняковые месторождения Аиктинское и Болаиктинское с запасами 57,5 млн. тонн являются ресурсной базой проектируемого цементного завода в пос. Таксимо.
Основными полезными ископаемыми Восточной зоны опережающего экономического развития являются цинк и свинец Озерного и Назаровского месторождений (общий запас 140 млн. тонн руды). Содержание цинка в руде составляет около 7%, что в 2 - 3 раза превышает средний показатель по другим свинцово-цинковым месторождениям. Хиагдинское урановое месторождение имеет запасы 34 тыс. тонн и, по мнению Международного агентства по атомной энергии, входит в число лучших месторождений мира. Запасы Орекитканского молибденового месторождения оцениваются в 249 млн. тонн руды. Это месторождение входит в пятерку крупных месторождений молибдена мира. Месторождения железа представлены Гурвунурским, Аришинским, Солонгинским и Балбагарским месторождениями. Общий объем запасов железа составляет 240 млн. тонн. Запасы Ермаковского месторождения бериллия составляют 1,6 млн. тонн руды.
Центральная зона опережающего экономического развития представлена Жарчихинским и Брянским месторождениями молибдена (общие запасы 150 тыс. тонн). Запасы Ошурковского месторождения апатитов оцениваются в 285 млн. тонн. Запасы Третьяковского месторождения плавикового шпата составляют 900 тыс. тонн.
В Южной зоне опережающего экономического развития основными направлениями являются добыча и переработка каменного угля, освоение месторождений вольфрамово-молибденовых руд, развитие транспортной системы и приграничных территорий. На территории Южной зоны опережающего экономического развития запасы вольфрама, составляющие около 3 млн. тонн руды, сосредоточены в Инкурском, Холтосонском и Мало-Ойногорском месторождениях. Месторождения каменного угля представлены Окино-Ключевским месторождением, запасы которого составляют 200 млн. тонн. Южная зона опережающего экономического развития богата поделочными и облицовочными камнями (мрамор, змеевики и граниты) и строительными материалами.
Восточно-Саянская зона опережающего экономического развития специализируется на добыче и переработке полезных ископаемых и развитии туризма. В этой зоне найдено и разведано более 20 месторождений золота, редких металлов, бокситов, фосфоритов, асбеста, графита, нефрита и строительных материалов. Из них крупнейшие по запасам не только в Республике Бурятия, но и в России - Зун-Холбинское, Водораздельное и Барун-Холбинское месторождения рудного золота. В настоящее время ведется разведка Коневинского золоторудного месторождения. Месторождения особо чистого кварцевого сырья представлены Бурал-Сардыкским и Верхне-Окинским месторождениями, запасы которых составляют около 2 млн. тонн чистого кварца.
5.2. Туристско-рекреационный комплекс
На перспективный период туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия. В Бурятии имеются ресурсы и созданы условия для развития практически всех видов туризма: культурно-познавательного, оздоровительного, делового, активного, круизного, экологического, сельского.
Республика Бурятия является одним из самых перспективных регионов России по своему туристско-рекреационному потенциалу. Байкальский регион, частью которого является Республика Бурятия, входит в пять наиболее привлекательных для иностранных туристов дестинаций страны. Согласно оценке рейтингового агентства Эксперт РА Бурятия поднялась с 45 на 26 место по туристическому потенциалу и занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа по темпам туристских прибытий.
Признание перспективности туристских ресурсов Бурятии обусловило создание на территории республики особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 68.
Туристско-рекреационная особая экономическая зона "Байкальская гавань" в Прибайкальском районе Республики Бурятия выступает ядром туристического кластера Бурятии и инструментом стимулирования регионального экономического роста. Здесь планируется создать всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой, крупнейший горнолыжный курорт на востоке России, крупный центр SPA-терапии и тибетской медицины.
По условиям особой экономической зоны реализация проекта будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства, где государство берет на себя все затраты, связанные с инфраструктурой: это дороги, электроэнергия, тепло, вода, канализация, связь, а инвестор - строительство и эксплуатацию объектов туристического бизнеса. Кроме того, инвесторы пользуются государственной поддержкой в виде освобождения уплаты налога на землю, на имущество, налога на прибыль в объеме 4,5%, а также для резидентов зоны разрешена ускоренная амортизация основных фондов.
Помимо этого, в республике предусмотрено формирование локальных туристических кластеров в границах 15 муниципальных образований республики (города Улан-Удэ, Кяхта и Северобайкальск, Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Тункинский, Северо-Байкальский, Курумканский, Окинский, Иволгинский, Заиграевский, Тарбагатайский, Кяхтинский, Селенгинский районы). На каждой кластерной территории имеются участки от 50 до 800 га для организации зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, на которых будут создаваться современные всесезонные курорты и гостинично-туристские комплексы. В 2010 году в Республике Бурятия созданы пять зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа на территориях муниципальных образований: "город Северобайкальск", "Северо-Байкальский район", "Тункинский район", "Заиграевский район" и "город Улан-Удэ" и зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа на территории городского округа "город Улан-Удэ".
Все кластерные территории встроены в сложившуюся маршрутную экскурсионную сеть и будут обеспечивать обслуживание туристов на трансграничных туристских маршрутах: "Великий Чайный путь", "Восточное кольцо", "Транссибирский экспресс", "Байкал - Хубсугул".
Стратегическими направлениями формирования и развития туристско-рекреационного комплекса Бурятии являются:
создание современной туристической инфраструктуры и высокого качества бизнес-климата для туризма;
создание конкурентоспособных туристических продуктов;
расширение известности туристического кластера Республики Бурятия на мировом рынке посредством развития маркетинга и дистрибуции;
расширение международных туристских обменов через разработку и продвижение трансграничных туристских маршрутов "Восточное кольцо", "Чайный путь", "Байкал - Хубсугул" и др.;
сохранение и развитие природного и культурного богатства Республики Бурятия.
Реализация кластерной политики в сфере туризма обеспечит решение общенациональных и региональных задач социально-экономического развития:
стимулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма и смежных отраслях;
повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта;
повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей страны;
укрепление имиджа Сибири в качестве территории с реализованным высоким туристско-рекреационным потенциалом; практическое воплощение высоких стандартов жизни, способное не только остановить отток населения из республики, но и обеспечить его прирост.
5.3. Агропромышленный комплекс
Основными направлениями развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия являются:
специализация сельскохозяйственного производства на эффективных, рентабельных отраслях и концентрация производства отдельных видов продукции на тех предприятиях, где это выгодно, что в конечном итоге приведет к улучшению финансово-экономического состояния предприятий агропромышленного комплекса;
активный переход к малозатратным, энергосберегающим и экологически чистым технологиям и производствам на основе последних разработок науки, внедрения технологий интенсивного выращивания, откорма и нагула скота;
техническое перевооружение отрасли.
В рамках реализации задачи развития крупных вертикально-интегрированных холдингов по производству сельскохозяйственной продукции планируется:
создание современного вертикально-интегрированного агропромышленного комплекса по производству и первичной переработке свинины, ЗАО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский", на 70 тыс. голов, мощностью 13,1 тыс. тонн мяса свинины в живом весе в год;
внедрение высокотехнологичных производств в сельское хозяйство Республики Бурятия, ООО "Байкальская инновационная группа "Вайт", на 1 200 голов, мощностью 7 253,5 тонн молочной продукции, 1 257 тонн мясной продукции в год;
эффективное размещение производства, хранения и первичной переработки картофеля и овощей, ООО "Гарантия-2", мощностью более 20 тыс. тонн овощей;
организация молочно-товарной фермы, ООО "Тогтуури" на 400 голов мясомолочного направления, производительностью 1 400 тонн молока и молочных продуктов и 100 тонн говядины в год;
строительство и эксплуатация аграрно-промышленного комплекса "Великое озеро" (в составе птицефабрика мясо-яичного направления, тепличное хозяйство и мясоперерабатывающий комплекс), ЗАО "Агропромышленный комплекс "Великое озеро", мощностью 8,5 тыс. тонн мяса кур и 60 млн. шт. яиц в год, тепличное хозяйство мощностью до 3,5 тыс. тонн овощей в год, мясоперерабатывающий комплекс мощностью 7,5 тыс. тонн в год колбасных изделий и субпродуктов.
В пищевой и перерабатывающей промышленности планируется реализация следующих крупных инвестиционных проектов, реализуемых до 2020 года:
организация, ввод в действие и увеличение мощностей по забою скота в районах Республики Бурятия;
техническое перевооружение молокоперерабатывающих предприятий (ОАО "Молоко Бурятии", ООО "Мухоршибирское подворье", ООО "Бичурский маслозавод" и др.), организация дополнительных пунктов приемки молока;
техническое перевооружение мощностей ОАО "Заудинский мелькомбинат" в целях переработки зерна, поставляемого местными сельхозпроизводителями, и производства комбикормов;
развитие мощностей по производству колбасных изделий в ООО "Бурятмясопром", ООО "Бурятская мясоперерабатывающая компания", ООО "Пиката", мясной фабрике "Селенга", организациях потребкооперации и др.;
техническое перевооружение существующих мощностей предприятий хлебопекарной отрасли - ОАО "Бурятхлебпром", ООО "Колос", ООО "Хлеб", ЗАО "Возрождение", организации потребкооперации;
расширение производства кондитерских изделий в ЗАО "Амта", ООО "Тарко", ООО "Сластена";
развитие мощностей по производству пива в ООО "ПК Сибирь", ООО "Котлин", ООО "Даринское", ОАО "Бурятхлебпром"; организация новых производств.
Также планируется развивать малые формы хозяйствования на селе путем поддержки традиционных отраслей сельского хозяйства республики - овцеводства, оленеводства и табунного коневодства. Для закупа производимой ими продукции будет создана сеть потребительских кооперативов, обеспечивающих реализацию и переработку продукции, а также лизинг сельскохозяйственных животных.
Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 228-V подраздел 5.4 раздела V настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу после дня официального опубликования названного Закона
5.4. Развитие лесопромышленного комплекса
Приоритетным направлением долгосрочного развития лесопромышленного комплекса Республики Бурятия станет более полное вовлечение лесных ресурсов в хозяйственный оборот за счет внедрения современных технологий глубокой переработки сырья.
Общая площадь лесов Республики Бурятия, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, по состоянию на 1 января 2013 года составила 29,7 млн. га, 84,4% от общей земельной площади. При расчетной лесосеке в 10,6 млн. куб. м в год процент ее освоения составляет 22%.
Для развития лесопромышленного комплекса республики, как приоритетного направления, имеются необходимые предпосылки, в том числе:
наличие реального потребительского рынка лесоматериалов;
наличие необходимых энергетических ресурсов для развития действующих и строительства новых мощностей по глубокой переработке древесины;
наличие железнодорожных транспортных путей для строительства новых предприятий по глубокой переработке древесины;
наличие условий наибольшего благоприятствования со стороны федеральных, региональных и местных органов власти.
В Республике Бурятия реализуются четыре инвестиционных проекта, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов:
проект ЗАО "Байкальская лесная компания" - "Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Еравнинском районе Республики Бурятия" с ежегодным объемом заготовки древесины в 500,0 тыс. куб. м;
проект ООО "Лесная биржа" - "Строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB) в Заиграевском районе Республики Бурятия" с объемом заготовки древесины в 270 тыс. куб. м;
проект ООО "Форестинвест" - "Создание лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия" с объемом заготовки древесины в 200 тыс. куб. м;
проект ОАО "Селенгинский ЦКК" - "Модернизация картоноделательной машины для увеличения объемов производства. Увеличение доли собственных заготовок и создание объектов лесной инфраструктуры в районах Республики Бурятия" с объемом заготовки древесины в 150,0 тыс. куб. м.
5.5. Развитие инновационной деятельности
Инновационная деятельность на современном этапе рассматривается как важнейшее условие модернизации экономики страны и один из факторов обеспечения экономического роста.
Целью государственного управления процессом активизации инновационной деятельности в Республике Бурятия является повышение конкурентоспособности экономики на основе создания развитой республиканской инновационной инфраструктуры, сбалансированного и эффективного использования ресурсов, научно-технического и образовательного потенциала республики.
Перевод экономики Республики Бурятия на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Для этого необходимо разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению государственной поддержки и привлечению инвестиций в инновационную сферу; создать условия для формирования и развития республиканской инновационной инфраструктуры, в том числе инкубаторов, технопарков, технополисов, венчурных фондов и т.д.; создать республиканскую систему подготовки кадров инновационного менеджмента.
Для успешного развития инновационной деятельности в Республике Бурятия необходимо осуществление государственной поддержки, направленной на доведение результатов НИОКР до полноценного инновационного проекта, формирование команд инновационных менеджеров, отбор и софинансирование перспективных инновационных проектов и стартовавших инновационных производств, определение потребностей экономики региона в инновациях.
Развитие инновационной деятельности в долгосрочной перспективе будет осуществляться по следующим направлениям:
развитие нормативной правовой базы, предусматривающее внесение изменений в законодательство Республики Бурятия в части предоставления налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности и организаций инновационной инфраструктуры;
развитие инновационной инфраструктуры, предусматривающее мероприятия по созданию в Республике Бурятия организаций инновационной инфраструктуры, которые содействуют субъектам инновационной деятельности в подготовке и реализации инновационных проектов, в продвижении на рынок конкурентоспособных, коммерчески перспективных научных разработок, выполненных в Республике Бурятия;
поддержка инновационных проектов, которая предполагает комплекс мероприятий, направленных на обеспечение реализации республиканских инновационных проектов;
кадровое обеспечение инновационной деятельности для создания в Республике Бурятия системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности.
Абзац десятый утратил силу.
См. текст абзаца десятого подраздела 5.5
5.6. Развитие человеческого потенциала
Человеческий потенциал Республики Бурятия является главным нематериальным активом, высоко оцененным не только внутри региона, но и за его пределами. В долгосрочной перспективе роль человеческого потенциала как фактора, от которого во многом зависит динамика развития экономики Республики Бурятия, будет возрастать. Развитие человеческого потенциала является не просто актуальным, а выдвигается в разряд приоритетных в структуре стратегических задач социально-экономического развития республики.
В связи с этим важно не только сохранить существующий человеческий потенциал, но и сформировать условия для комфортного проживания и развития человека. Развитие человеческого потенциала Республики Бурятия должно идти за счет улучшения количественных и качественных характеристик человеческих ресурсов на основе повышения уровня жизни и ее качества (улучшение условий для поддержания здоровья населения, получения образования, улучшения жилищных и других условий жизни). В этой связи развитие человеческого потенциала в долгосрочной перспективе предусматривает два основных направления:
развитие конкурентоспособности человеческого потенциала;
улучшение качества социальной среды и условий жизни людей.
В рамках первого направления в долгосрочной перспективе актуальными будут следующие задачи:
проведение активной демографической и миграционной политики;
активная молодежная политика, направленная на воспроизводство человеческого капитала;
развитие систем образования и здравоохранения как составляющих активов человеческого капитала;
устранение диспропорций на рынке труда;
формирование системы занятости и трудовых отношений - важнейшее условие реализации человеческого капитала, заключающееся в получении потока доходов и сохранении условий воспроизводства человеческого капитала.
В рамках второго направления в долгосрочной перспективе актуальными будут следующие задачи:
повышение качества предоставляемых государственных социальных услуг в здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спорте, социальной защите;
создание условий для формирования нового качества жизни населения, в том числе развитие учреждений социальной сферы, модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, развитие жилищного строительства и другие;
обеспечение условий для многообразной и полноценной культурной жизни населения Республики Бурятия;
обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании, обеспечение экономики республики специалистами необходимых квалификаций;
сохранение, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, формирование здорового образа жизни населения;
обеспечение социальных гарантий граждан;
обеспечение безопасности личности и общественной безопасности;
обеспечение потребителей качественными и доступными жилищно-коммунальными услугами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.